David Soslan
David Soslan | |
---|---|
![]() Монета, выпущенная во имя Тамар и Давида в 1200 году. | |
Король-консорт Грузии | |
Срок владения | в. 1187/1189 – ок. 1207 |
Умер | 1207 |
Супруг | Тамар Грузинская |
Проблема | Георг IV Грузии Русудан из Грузии |
Дом | Династия Багратиони |
Отец | Джадарон |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Хелртва | ![]() |
Давид Сослан ( грузинский : დავით სოსლანი , латинизированный : давит сослани ) (умер в 1207 г.) был принцем из Алании и вторым мужем царя Тамар , на которой он женился в ок. 1189. Он известен главным образом своими военными подвигами во время войн Грузии против своих мусульманских соседей.
Имя
[ редактировать ]Фамилия Давида «Сослан» — первый известный случай использования ее в качестве личного имени. Название происходит от мифологического персонажа Сослана, который является одной из ведущих фигур осетинского нартского эпоса . [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Давид Сослан был членом царского дома, правившего Аланией (Осети или Осети в грузинских источниках; отсюда современное обозначение Осетии ), [ 3 ] Православное христианское царство на Северном Кавказе , часто вступавшее в брак с династией Багратиони грузинской . Анонимный летописец, писавший во время правления Георгия IV Лаши (сына Тамары и Давида Сослана; 1212–1223), приписывает Сослану багратидское происхождение. [ 4 ] Версия о его багратидском происхождении нашла дальнейшее развитие в работах грузинского ученого XVIII века князя Вахушти Багратиони : он считал Сослана потомком Георгия I Грузинского (1014–1027) и его аланской жены Альде , которые были родителями Деметрий (Деметре), неудачливый претендент на грузинскую корону, чей сын Давид был вынужден Багратом IV из Грузии бежать в Аланию. По мнению Вахушти, Давид и его потомки — Атон и Джадарон — женились на представителях правящего рода алан и стали «царями Оси» [ т . е. алан]. Говорят, что этот Джадарон был отцом Сослана. [ 2 ] Хотя современные ученые, такие как Мариам Лордкипанидзе, считают эту версию достоверной. [ 5 ] и Кирилл Туманов [ 6 ] Вопрос о происхождении Сослана до сих пор остается неясным.
XIII века Отрывок из анонимных грузинских «Историй и восхвалений государей» повествует, что Давид находился под покровительством тети Фамари по отцовской линии Русудан и происходил из «потомков [ძენი; буквально «сыновей»] Ефрема, которые являются Оси, красивыми и сильный в бою». Грузинский ученый Корнели Кекелидзе предположил, что семья Давида Сослана – «Ефремиды» – могла заявлять о своем происхождении от библейского Ефрема , и сравнил эту семейную легенду с легендой Багратидов, которые считали себя потомками Давида , второго царя израильтян . [ 7 ]
В 1946 году североосетинский археолог Евгения Пчелина сообщила, что во время раскопок часовни Нузала в Ардонском ущелье Северо-Осетинской АССР она обнаружила могилу, предположительно принадлежавшую Давиду Сослану, которого она отождествила с неким Сосланом, упомянутым в грузинской асомтаврули. надписи в часовне и предположил, что Давид Сослан мог быть членом семьи Царазон ( осет . Цæразонтæ ), героического рода из Нузала, известного в осетинской устной народной традиции. [ 8 ] Гипотеза не была принята большинством грузинских ученых, но пользуется большой популярностью среди осетинских историков. [ 9 ]
Биография
[ редактировать ]Тамар вышла замуж за Давида Сослана во дворце Дидубе недалеко от Тбилиси между 1187 и 1189 годами после того, как развелась со своим первым мужем, русским князем Юрием Боголюбским . Как сообщает армянский летописец Мхитар Гош в своем «Ишатаракане » («Памяти»), Тамар «вышла замуж за человека из Аланского царства, ее родственника по материнской линии, которого звали Сослан, по имени Давид при восшествии на [грузинский] престол» . [ 10 ]
В отличие от Юрия, который был кандидатом от могущественной дворянской партии, Давид был личным выбором Фамари. [ нужна ссылка ] Давид, способный военачальник, стал главным сторонником Фамари и сыграл важную роль в разгроме мятежной знати, сплотившейся вокруг Юрия. У Фамари и Давида было двое детей. В 1191 году королева родила сына Георгия – будущего короля Георга IV (Лашу) – событие, широко отмечавшееся в королевстве. Дочь Русудан родилась ок. 1193 г. и станет преемником своего брата на посту правителя Грузии.
Статус Давида Сослана как мужа Тамар, а также его присутствие в искусстве, на грамотах и на монетах было строго продиктовано необходимостью мужских аспектов царской власти, но он оставался подчиненным правителем, разделявшим трон с Тамар, но не имевшим самостоятельной власти. , его власть исходила от его правящей супруги. [ 11 ]
Давид энергично поддерживал экспансионистскую политику Тамар и был ответственен за военные успехи Грузии в ряде конфликтов тех лет. [ 12 ] Средневековые грузинские источники восхваляют его красоту, военные таланты, доблесть и преданность Тамар. В 1190-х годах Давид Сослан руководил грузинскими набегами на Барду , Эрзурум , Гехаркуник , Бейлакан и Гянджу . Ильдегизидами Его победы над азербайджанскими при Шамкоре ) и сельджукидами Рума (1195 г. при Басиане (1202 г.) обеспечили грузинским позициям соответственно восточные и западные кавказские границы. Вскоре после этого он умер, ок. 1207. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Салбиев 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б Алемани, Агусти (2000), Источники об аланах: критический сборник , стр. 321. Издательство «Брилл Академик», ISBN 90-04-11442-4 .
- ^ Дюшен-Гиймен, Жак (1974). Всеобщая дань уважения: материалы Ширазского конгресса 1971 года и другие исследования, написанные по случаю 2500-летия основания Персидской империи . Библиотека Пехлеви. п. 294. ИСБН 9789004039025 .
- ^ Гипперт, Йост (2005). «Ономастика Нартика: Сослан – Созырыко». в Хауге, День ; Вело, Эйрик (ред.). Haptacahaptaitis: Праздничное письмо Фридрику Тордарсону по случаю его 77-летия . Осло: Novus Forlag. п. 77. ИСБН 82-7099-403-0 .
- ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987), Грузия в двенадцатом веке, с. 155. Тбилиси: Ганатлеба.
- ^ Туманов, Кирилл (1966). «Армения и Грузия». В Хасси Дж.М. (ред.). Кембриджская средневековая история . Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 623. OCLC 716953 .
- ^ (in Russian) Дондуа, В. Д., Бердзнишвили, М. М. Жизнь царицы цариц Тамар (Примечания).
- ^ (in Russian) Пчелина, Е. Г. «Нузальская церковь – место погребения Давида Сослана». Растизинад №115: 1946.
- ^ (на русском языке) Васо Абаев . Происхождение осетинских фамилий Серазонт и Эгузат. Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ↑ Давид, как и другие библейские имена, пользовался благосклонностью Багратидов из-за их притязаний на Давида. Что касается Сослана, то это имя одного из главных героев нартского эпоса , но предлагались и альтернативные, хотя и предварительные, объяснения; например, Николай Марр считает, что оно происходит от этнонима «Ос-Алани», а Василий Абаев предполагает возможное тюрко-монгольское происхождение от ногайского суслана – «иметь угрожающий вид».
- ^ Истмонд, Энтони (1998), Королевские образы в средневековой Джорджии , стр. 135-7. Пенн Стейт Пресс, ISBN 0-271-01628-0 .
- ^ Васильев А.А. Основание Трапезундской империи (1204–1222). Зеркало , Том. 11, № 1. (январь 1936 г.), с. 13.
- ^ Коммир, Энн; Клезмер, Дебора (2002). Женщины в мировой истории: Суль-Вика . Публикации Йоркина. п. 144. ИСБН 9780787640743 .
Источники
[ редактировать ]- Салбиев, Тамерлан (2021). «Шок» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.