Иване I Закарян
Иване I Закарян Иване Алексеевич Закарян | |
---|---|
![]() Иване на восточном фасаде Аричаванка , Армения, 1201 год. [ 1 ] Он носит современный костюм: высокую шапку -шарбуш и тяжелые кафтаны . [ 2 ] | |
Мсахуртухуцеси | |
В офисе 1191–1213 | |
Предшественник | Вардан и Дадиани |
Преемник | Ваче I Вачутян |
Атабег | |
В офисе 1213 [ 3 ] –1227 | |
Предшественник | Нет (Создание) |
Преемник | Аваг Закарян |
Личные данные | |
Рожденный | Неизвестный |
Умер | 1227 |
Дети | Это Мхаргрдзели Аваг Закарян |
Родители) | Саргис Закарян (отец) Саакдухт Арцруни (мать) |
Военная служба | |
Битвы/войны | Битва при Шамкоре Битва при Басиани Осада Карса Осада Гянджи Битва при Хунане Битва при Гарни |
Иване I Закарян ( армянский : Закарян , генерал - Гавана I Грузия романизированный : Иване I мхаргрдзели ) был армянским князем и членом списка -губернаторов Королевства Грузия и генерал губернатора Королевства при царице Грузии Тамар в начале 13 века. Он был Саргиса сыном Закаряна , младшего брата и преемника Закаре II Закаряна. Он также был правителем феодальных земель в Королевстве Грузия.
Биография
[ редактировать ]Братья Закаре и Иване Закарян, сыновья Саргиса, были наиболее успешными представителями семьи, которые были военачальниками при царице Тамар. Закаре и Иване отняли Двин в 1193 году у сельджуков Эльдигузидов . [ 4 ] Они также взяли Севан, Бжни , Амберд и Баргушат и все города выше города Ани , до моста Ходаафаринского моста . Около 1199 года они взяли город Ани, а в 1201 году Тамар отдала им Ани в качестве княжества . [ 5 ] Со временем их территории стали напоминать территории Багратидской Армении. [ 6 ] Их достижения при царице Тамар также способствовали первой крупномасштабной миграции курдских племен на Кавказ. [ 7 ] [ 8 ]
Тем не менее, Иване и Закаре столкнулись с враждебностью в некоторых кругах из-за их религиозной принадлежности к армянскому монофизизму , а не к халкидонской вере грузин. [ 9 ] Младший брат Иване в конце концов принял христианство, что позволило двум братьям ловко объединить религиозный спектр Грузии: Иване командовал грузинскими войсками, а Закаре командовал армянскими. [ 9 ] Между двумя армиями все еще возникали конфликты по поводу религиозных практик, что затрудняло скоординированные операции, как, например, в военной кампании 1204 года. [ 10 ] Пришлось созвать синод на самом высоком уровне, и армяне согласились гармонизировать некоторые практики. [ 11 ]
В 1210 году Иване бросил вызов могущественной династии Айюбидов , напав на бывший бейлик шаха -Арменов , царство которого простиралось вокруг озера Ван и которое было поглощено Айюбидами в 1207 году. Правителем Ахлата был Аль-Авхад Айюб , сын султана. Аль-Адиль I и племянник султана Саладина . Пока грузинская армия осадила Ахлат , Иване был взят в плен, после чего брат Иване, Закаре, пригрозил сравнять город с землей и предать его население мечу. Иване был освобожден только после того, как грузины согласились на Тридцатилетнее перемирие на следующих условиях: [ 12 ] Грузии пришлось вернуть захваченные крепости и пленников, грузины заплатили выкуп в 100 000 динаров дочь Иване Тамту . и выдали аль-Ахаду [ 13 ] [ 14 ]
Братья командовали армяно-грузинскими армиями почти три десятилетия, одержав крупные победы при Шамкоре в 1195 году и Басене в 1203 году, возглавив набеги на северный Иран в 1210 году и подавив восстания горцев в 1212 году. Они накопили огромное состояние, управляя всеми северная Армения; Закаре и его потомки правили северо-западной Арменией со столицей Ани, а Иване и его потомки правили восточной Арменией, включая город Двин.
Оба брата оставили несколько двуязычных надписей на армяно-грузинских приграничных землях и построили несколько церквей и крепостей, таких как монастырь Аричаванк и монастырь Ахтала на севере Армении. Семья пришла в упадок с установлением монгольской власти на Кавказе.
Одним из вассалов Иване Закаряна был Васак Хагбакян («Васак Великий»), который помогал в завоевании Вайоц Дзора , Бжни и Двина и был отцом Проша Хагбакяна , основателя династии Прошянов . [ 15 ]
Атабегате
[ редактировать ]Когда его брат Закаре умер в 1213 году, Иване предложили титул Амирспасалара , но он отказался. [ 3 ] Вместо этого он попросил и получил титул Атабега , который давал ему высшую должность в правительстве. По словам современного армянского историка, он сказал: [ 3 ]
Честь, которую вы оказали, действительно очень велика. Но я недостоин называться именем брата и не хочу устыдиться занять его место, так даруйте мне титул атабека, ибо в Грузии вы, цари, еще не имеете такого титула. Этим вы увеличите свое расположение ко мне, ибо окажете ле новую высокую честь, присвоите мне звание атабека, как это принято у султанов, ибо по закону султанов атабек - это отец и наставник царей и султанов, и [по этой причине] называется атабеком.
— Беседа об Иване. [ 3 ]
Монашеские пожертвования
[ редактировать ]Иване и его брат Закаре столкнулись с враждебностью в некоторых кругах из-за своей религиозной принадлежности к армянскому монофизизму , а не к халкидонской вере грузин. [ 9 ] В конце концов Иване принял христианство около 1200 года, что позволило двум братьям ловко объединить религиозный спектр Грузии: Иване командовал грузинскими войсками, а Закаре командовал армянскими. [ 9 ]
Прекрасные фрески монастыря Ахтала , выполненные по заказу Иване в 1205-1216 годах, представляют собой образец армяно-халкидонского искусства, сочетающего в себе византийский, армянский и грузинский стили. [ 16 ]
Иване также основал монастырь Тежаруйк в 1196–1199 гг. [ 17 ] церковь Богородицы (Сурб-Астуакацин) в монастыре Гарич и вместе со своим братом Закаре отремонтировал монастырь Агарцин , который он выбрал в качестве семейного захоронения. [ 18 ]
Нашествия монголов и кыпчаков
[ редактировать ]
Армянский историк 13 века Киракос Гандзакеци сообщает о первых 1220 вторжениях монголов под Субутай , которые были частью монгольских вторжений в Грузию . Эта первая волна состояла всего из 3 тюменов (30 000 человек) и фактически занималась поисками беглого хорезмийского правителя Хорезма Мухаммеда II . [ 21 ] Закариды служили под командованием грузинского царя Георгия IV, чтобы дать им отпор, при этом Иване выступал в качестве атабега (генерала-губернатора) и Амирспасалара (главнокомандующего), их армия была лишь вдвое меньше монгольской. [ 22 ] Грузины и армяне потерпели поражение, но монголы отступили с большими потерями. [ 21 ] В следующем году монголы вернулись, но дорога на Тбилиси была заблокирована 70-тысячной армией. [ 21 ] Монголы снова одержали победу, но отступили к Тебризу . [ 21 ] Третье столкновение в том же году фактически уничтожило грузинскую армию, и монголы продолжили путь на север, чтобы противостоять кипчакам до Солдая и русским княжествам в битве на реке Калке . [ 23 ] Перед смертью Георг IV заключил союз с султанатом Рум , выдав свою сестру Русудан замуж за Гиас ад-Дина , сына эмира Эрзурума . [ 23 ]
В 1222 году кипчаки , спасаясь от монгольского опустошения, подошли к армянскому городу Гандзак , где столкнулись с войсками атабега Иване Закаряна, которые вновь потерпели поражение. [ 24 ] [ 15 ] [ 25 ] Хотя в 1223 году грузины в конечном итоге одержали победу, закарянский князь Григор Хагбакян был схвачен и замучен до смерти турками -кипчаками . [ 15 ]
Когда хорезмийцы под предводительством Джалал ад-Дина Мангбурни вторглись в регион в 1226-1230 годах, Двином правил стареющий Иване, отдавший Ани своему племяннику Шахншаху , сыну Закаре. Двин был потерян, но Карс и Ани не сдались. [ 5 ]
В 1225 году Иване, возглавлявший грузинские войска, потерпел поражение от хорезмийских войск Джалал ад-Дина Мангбурни в битве при Гарни . Это поражение привело к тому, что царский двор грузинской царицы Русудан (1223–1245) двинулся на север, в Кутаиси , что подвергло юг страны последующему разграблению во время монгольского вторжения в Грузию . [ 26 ] [ 27 ]
Смерть
[ редактировать ]
Иване оставался атабегом до своей смерти в 1227 году, когда ему наследовал его сын Аваг Закарян . [ 28 ] Функцию Амирспасалара исполнял его племянник Шахншах Закарян , унаследовавший от своего отца Закаре в 1212 году. [ 28 ]
Иване был похоронен в монастыре Ахтала , где за ним последовали его сын Аваг и другие члены его семьи. [ 29 ] Историки XIII века Киракос Гандзакеци и Вардан Аревелци. [ 30 ] Эту местность назвали Пгндзаанк (медный рудник) из-за богатых месторождений меди в окрестностях. Гандзакеци пишет о 1227 году следующее: «Иване, брат Закаре, также умер [в том же году] и был похоронен в Пгндзаханке возле церкви, которую он сам построил, отобрав ее у армян и превратив в грузинский монастырь», имея в виду к тому, что Иване принял грузинскую халкидонскую веру. [ 31 ]
Источники
[ редактировать ]- Баумер, Кристоф (2024). История Кавказа. Том 2: В тени великих держав / Кристоф Баумер . Лондон Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 9780755636303 .
- Рэйфилд, Дональд (2012). Край империй, История Грузии . Лондон: Книги реакции. ISBN 978-1-78023-070-2 .
- Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Нью-Йорк: Иностранная пресса Тейлора. ISBN 0-521-05735-3 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
Закаре и Иване Мкаргрдзели на Восточном фасаде в Аричаванке, Армения,
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53, рис.17. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
В Харичаванке одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с ее шарбушами (высокими остроконечными шапками) и яркими кафтанами, что можно увидеть при сравнении изображения с изображениями в современных рукописях, таких как Евангелие Ахбат (Матенадаран 6288) 1211 [Рис. 17] .
- ^ Jump up to: а б с д Lidov, Aleksej M. (1991). The mural paintings of Akhtala . p. 19. doi : 10.11588/diglit.27365 .
- ^ Бэйли Мрес, Джеймс (2023). Просопография средневековой Грузии: цифровой подход . Венский университет.
- ^ Jump up to: а б Минорский 1953 , с. 102–103.
- ^ Сим, Стивен. «Город Ани: Очень краткая история» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Сакони, Дэвид (2007). «Этническая мобилизация в постсоветской Грузии: случай езидов-курдов» (PDF) . S2CID 154853564 .
- ^ Кюн, Сара (12 июля 2011 г.). Дракон в средневековом восточнохристианском и исламском искусстве: с предисловием Роберта Хилленбранда . БРИЛЛ. п. 28. ISBN 978-90-04-18663-7 .
Давид II заложил основу могущества грузинской панзакавказской монархии (по терминологии Петра Голдена), которая достигла своего апогея при царице Тамар (1184–1211/2). Победы царицы были обусловлены главным образом военными успехами христианизированных курдских генералов Закаре и Иване, чья фамилия на грузинском языке - Мхаргрдзели «Лонгомани». Братья взяли Ани в 1199 или 1201 году, и королева подарила им его как феодальное владение. Под властью Закаридов (династическое имя Мхаргрдзели), просуществовавших некоторое время даже после монгольского завоевания в 1239 году, город пережил ренессанс и вновь стал важным центром международной торговли.
- ^ Jump up to: а б с д Баумер 2024 , с. 23-24 .
- ^ Баумер 2024 , с. 24 .
- ^ Баумер 2024 , с. 24-25 .
- ^ Рэйфилд 2012 , стр. 114–115.
- ^ Баумер 2024 , с. 30.
- ^ Минорский 1953 , стр. 90–93.
- ^ Jump up to: а б с Бедросян, Роберт (2004). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности (PDF) (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1403964212 .
Другим подчиненным Иване был Васак Хагбакян, родом из Хаченского района, который помогал в отвоевании Вайоц Дзора, Бжни и Двина. Эта семья стала известна как Прошян в честь энергичного сына Васака Проша (1223-1284).
- ^ Jump up to: а б Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . стр. 14–16. дои : 10.11588/цифр.27365 .
с.114: В первой главе исторические свидетельства, эпиграфические памятники и колофоны использованы для реконструкции истории Ахтаи - монастыря, перешедшего от монофизитов к халкидонитам на рубеже XIII в. При этом более четко выяснилась культурная среда, в которой возникли фрески. Особое внимание было уделено колофонам Симеона Плиндзаханкеци: эти сочинения монаха из Ахтаи первой половины XIII века раскрывают мировоззрение армян-халкидонитов. Впервые был написан портрет покровителя картин Иване Мхаргрдзели, собственная историческая судьба которого во многом определила своеобразие фресок. Наконец, сопоставление прямых и косвенных свидетельств доказало, что картины были выполнены между 1205 и 1216 годами. Эта точная датировка дает твердую отправную точку для изучения других художественных явлений того периода. (...) с.116 Эти находки подтверждают значение ахтайских мурафов для истории византийского, армянского и грузинского искусства. В целом фрески нельзя отнести к какой-либо одной художественной традиции. Их можно правильно понимать только как памятник армяно-халкидонского искусства, в котором оригинально сочетаются элементы армянской, грузинской и византийской культуры.
- ^ Lidov, Aleksej M. (1991). The mural paintings of Akhtala . pp. 19–20. doi : 10.11588/diglit.27365 .
- ^ Jump up to: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 211.
- ^ Донабедиан, Патрик. «Хачкар – символическое искусство армянской специфики». Армянская церковь между греками и латинянами конца 11 – середины 15 века . стр. 8–9, 15 Рис. 10.
Помимо этих изображений, с начала XIII века появляется еще одно человеческое изображение либо под крестом, либо на постаменте хачкара: изображение дарителя, точнее, умерший, в память о котором воздвигнут хачкар. Этот персонаж представлен в церемониальном облачении, вооруженном и верхом на лошади, что напоминает сасанидскую иконографическую схему царской или княжеской охоты, которую армянская архитектура практиковала со времен палеохристианства.
- ^ Мануэлян, Люси Дер; Зариан, Армен; Нерсесян, Вреж; Степанян Нонна С.; Эйланд, Мюррей Л.; Куймджян, Дикран (2003). «Армения, Республика» (PDF) . Oxford Art Online : 25. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T004089 .
Некоторые хачкары имеют священные изображения на верхней раме или рядом с крестом, а также изображение-донор, например, в основании хачкара Григора Хагбакяна (1233 г.) на территории Эджмиадзинского собора, куда он был привезен из Имирзека. .
- ^ Jump up to: а б с д Баумер 2024 , с. 32 .
- ^ Баумер 2024 , с. 32 .
- ^ Jump up to: а б Баумер 2024 , с. 33 .
- ^ Баумер 2024 , с. 34 .
- ^ Бедросян, Роберт (1997). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности, Том 1 (PDF) . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 241–271.
Второе вторжение на Кавказ произошло сразу после ухода монголов в 1222 году и было вызвано им. На этот раз участниками были кочевые тюрки-кипчаки с равнин на севере. В свою очередь, потерпев поражение от монголов, один значительный отряд кипчаков бежал от них в южном направлении. Эти кочевники грабили и грабили от Дарбанда на юг до Гандзака в Азербайджане. Атабег Иване собрал войска и пошел против них, но потерпел поражение, недооценив их силы. Хуже того, многие нахарары были схвачены, а затем убиты или выкуплены за огромные суммы денег. Кипчаки продолжали грабить и совершать набеги на разные части Кавказа до 1223 года, когда Иванэ в союзе с другими кавказскими народами окончательно разгромил их, убив или продав в рабство. Набеги кыпчаков, хотя и менее серьезные, чем вторжения, которые им предшествовали и следовали за ними, тем не менее способствовали продолжающемуся неурегулированному положению дел, инициированному монголами, лишили армяно-грузинскую армию некоторых способных лидеров и, несомненно, ослабили моральный дух армии.
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 324. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 310. ИСБН 978-1-4422-4146-6 .
- ^ Jump up to: а б Мэй, Тимоти; Хоуп, Майкл (25 мая 2022 г.). Монгольский мир . Тейлор и Фрэнсис. п. 279. ИСБН 978-1-351-67631-1 .
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 79. ИСБН 978-1-316-73917-4 .
- ^ Бедросян, Роберт. «Сборник истории Вардана Аревелци» . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 г. Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Бедросян, Роберт. «История армян Киракоса Гянджакеци» . Архивировано из оригинала 16 июля 2007 г. Проверено 3 октября 2007 г.