Proshyan dynasty
Proshyans Армянский : Прошянк | |
---|---|
Армянское дворянство | |
![]() | |
![]() Герб Прошьянов (один из Гербов Армении ), 1283 год, в Гегарде , и приблизительная территория Прошьянов в составе Закаридского княжества Монгольского Иль-ханства , около 1300 года, на Кавказе | |
Страна | Королевство Грузия |
Основан | в. 1250 |
Основатель | Prosh Khaghbakian |
Династия Прошянов , также Хагбакянов или Хагбакян-Прошян ( арм . Խաղբակյանք/Պռոշյանք ), была семьей армянской знати , названной в честь ее основателя князя Проша Хагбакяна . Династия была вассалом Закаридской Армении в 13–14 веках н. э., созданной как нахарарские феодалы в награду за свои военные успехи. [ 1 ] Закаридская Армения сама была вассалом Грузинского королевства с 1201 года и фактически попала под контроль монголов после 1236 года, в то время как грузинское правление оставалось лишь номинальным. Прошьяны были князьями Бжни , Гарни , Гегарда и Нораванка . Семья процветала как союзник монголов после монгольского вторжения в Армению и Грузию , как и Закаряны и Орбеляны . [ 2 ] Несмотря на высокие монгольские налоги, они пользовались торговыми путями в Китай, находившимися под контролем монголов, и построили множество великолепных церквей и монастырей. [ 2 ]
Контекст
[ редактировать ]В середине 11 века регион Цахкадзор пострадал от вторжения сельджуков под предводительством Тугрила , а затем его преемника Алп Арслана . Позже, в начале 13 века, грузины захватили Сюникскую область у кипчакских Эльдигузидов , государства-правопреемника Сельджуков ( грузино-сельджукские войны ). С основанием Закаридского княжества в Армении в 1201 году под протекторатом Грузии Кечаруйк стал свидетелем значительного подъема экономической и культурной жизни под властью дворянских семей Хагбакянов, а затем и Прошянов, в течение 13 и 14 веков. После захвата монголами Ани в 1236 году Армения превратилась в монгольский протекторат в составе Ильханства. После падения Ильханства в середине 14 века князья Закаридов правили Лори, Шираком, Котайком и Араратской равниной до 1360 года, когда они пали перед вторгшимися тюркскими племенами Тимуридов и Кара Коюнлу .
Основные цифры
[ редактировать ]Предки
[ редактировать ]
У Проша Хагбакяна , основателя династии Прошянов, был дед по имени Ахбак, который известен только по генеалогическим надписям его потомков. Отца Проша звали Васак Хагбакян («Васак Великий»), который сам был вассалом Иване I Закаряна из закарянских князей Армении, который помог в отвоевании Вайоц Дзора , Бжни и Двина над сельджукскими Эльдигузидами . [ 5 ] [ 6 ]
Дядя Проша Григор Хагбакян (умер в 1220–1223 гг.) был относительно известным князем, оставившим несколько культовых построек и произведений искусства и пожертвовавшим собой в конфликте с кипчаками в ок. 1222 . [ 7 ] [ 6 ] Армянский историк Киракос Гандзакеци что через некоторое время после монгольского вторжения 1220 года под Субутай кипчаки сообщает , пришли в армянский город Гандзак между 1220 и 1223 годами, где столкнулись с войсками царя Лаши грузинского и его атабека Иване . [ 6 ] [ 8 ] Хотя в конечном итоге грузины одержали победу, Григор Хагбакян был схвачен и замучен до смерти турками -кипчаками . [ 6 ]
Вместе со своей женой Заз в 1217 году он построил церковь Сурп Степанос в Агьоц Ванке . [ 9 ] Григор Хагбакян известен также хачкаром 1233 года со священным изображением, находящимся ныне в Эчмиадзинском соборе , куда он был привезен из Имирзека. [ 4 ] [ 3 ]
Хачкарский крест , посвященный Григором Хагбакяном в 1233 году и ныне расположенный возле Эчмиадзинского собора , считается одним из лучших благодаря своей детальной и изысканной ажурной скульптуре. Антаблемент украшает прекрасный деисус , а внизу изображен даритель на коне, что является редким явлением, поскольку такие кресты не часто украшаются человеческими изображениями. [ 10 ] [ 3 ] [ 4 ]
Prosh Khaghbakian
[ редактировать ]Принц Прош Хагбакян (иногда пишется как Брош Халбакеан), также называемый «Хасан Хагбакян по прозвищу «Прош»» (1223–1283), также был армянским принцем на службе Закаридской Армении , которая сама номинально была вассалом Грузинского Королевства , в время, когда Грузия сама находилась под контролем монголов (официально с договора 1239 года ). В награду за военные успехи Закариды пожаловали ему титул нахарар , что позволило ему основать собственную династию с собственным феодальным феодом на службе Закаридов. [ 1 ] В его честь династия стала называться «Прошянами». [ 6 ] Он был хозяином дома Хагабакянов или Пшошянов в Уркгунке, Болораберде , Егегиац Дзоре и Грашк'аберде. [ 11 ]
После успешного подчинения Авага Закаряна монголам в 1236 году Прошьяны были среди многих других кавказских князей, которые последовали их примеру в том же году, понимая, что они смогут сохранить свои земли под сюзеренитетом монголов. [ 15 ] Крупные армянские владыки вступили в сотрудничество с монголами: Аваг Закарян оказывал помощь Чормагану и Гуюк-хану , Гасан Джалал поддерживал Сартаха и Мункэ-хана ; Смбат Орбелян поддерживал Мункэ-хана и Хулагу , а Прош и Садун Арцруни помогали Хулагу и Абака-хану . [ 15 ]
В 1256 году исторические территории Армении были напрямую включены в состав Монгольского Ильханства Персии. [ 16 ] Прош был одним из главных великих армянских лордов, заключивших союз между своим номинальным сюзереном грузинским царем Давидом Улу (правил в 1247–1270 гг.) и монгольским принцем Хулагу во время монгольского завоевания Ближнего Востока (1258–1260 гг.). [ 17 ] В 1258 году он возглавил армянские войска для участия в монгольской осаде Багдада , а Закаре III Закарян возглавлял грузинские войска. [ 11 ] Он был основным источником рассказа армянского историка Киракоса о падении Багдада . [ 18 ] У него был сын по имени Ами Хасан I (умер в 1292 г.). [ 19 ]
Прош Хагбакян участвовал в развитии средневекового монастыря Гегард в Котайкской области Армении , частично высеченного в прилегающей горе и окруженного скалами. [ 20 ] Он купил монастырь в 1240-х годах. [ 7 ] и построил ряд дополнительных часовен, высеченных в скале. Комната простиралась с северо-востока от гавита и в 1283 году стала усыпальницей князя Проша Хагбакяна. За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принесшие Гегарду заслуженную славу — вторую пещерную церковь, семейную усыпальницу сына Проша Папака и Рузукан, зал для собраний и занятий (разрушился в середине 20 века) и многочисленные кельи.
Эачи и Амир Хасан II
[ редактировать ]
Монастырь Спитакавор был построен двумя князьями из династии Прошян. [ 24 ] [ 25 ] в период Закаридской Армении . [ 26 ] Строительство церкви начал князь Еачи Прошян (умер в 1318 году), внук Проша Хагбакяна, и завершил в 1321 году его сын принц Амир Хасан II . [ 24 ] [ 25 ] Эачи Прошян (-1318) изображен на одном из рельефов из Спитакавора и на золотом реликварии, который он изобразил с поднятыми руками в молитве и одетым в платье в монгольском стиле ( воротник-облако ). [ 27 ] На своем реликварии Эачи Прошян выгравировал колофон, повествующий историю его семьи:
По воле всемогущего Бога я, Эа'и, сын Хасана, сын Проша , сын Васака Великого, из рода Хагбака, правил своим отечеством Шабуником и многими другими странами с помощью и поддержкой Христа. и о Святом Кресте вегетарианцев , в котором мои предки тоже нашли силу [и] построили для него скинию как неизгладимую память. Вы, стоящие перед этим, помяните в молитвах меня и моих родителей, князя Хасана и Таджера, и брата моего отца Папака, и всех наших предков и семью.
— Колофон Святого Креста вегетарианцев , около 1300 г. [ 28 ]
Также из монастыря на рельефе изображен молодой всадник в княжеском одеянии с луком с буквами ԱՄՐ ՀՍ (AMR HS), обозначающий принца Амира Хасана II из Прошианцев, сына Эачи Прошяна, который завершил церковь, начатую его отцом. . Рельеф датирован 1320–1322 годами, датой завершения строительства церкви. [ 22 ] [ 29 ] На этих изображениях Прошьяны носят облегающую одежду с богато украшенным поясом и высокими шляпами, имеют круглые щеки и миндалевидные глаза в стиле, характерном для Армении монгольской эпохи. [ 30 ] Верхом на лошади принц Амир Хасан носит облегающую тунику и трехконечную шапку с двумя лентами, характерную для монгольской знати XIV века, а черты его лица сходны с монгольскими. [ 31 ] Принц Эаччи Прошян на своем реликварии, датированном примерно 1300 годом, изображен одетым в королевское платье в монгольском стиле ( воротник-облачко ). [ 32 ]
Династия Прошянов продолжала править в Вайоц Дзоре и Шахапунике при Тимуридах , Орбелянам было разрешено править в Сюнике , Допянам - в Царе . Но их обстоятельства были трудными, и на них оказывалось огромное давление, чтобы они обратились в ислам . [ 33 ]
Меликство Кашатах (1475-1730) было основано в конце 15 века Меликом Айказом I, также основателем династии Мелик-Айказянов (самой молодой ветви армянской княжеской династии Прошянов). Раньше Кашатагским районом сначала управлял род Орбелянов, а затем клан Шахурнеци. [ 34 ]
Спонсорство монастырских учреждений и искусства
[ редактировать ]
В регионе, принадлежавшем Прошянам, с конца 13 по начало 14 века существовала относительная политическая стабильность и процветание. [ 7 ] В частности, Сюникская область стала центром интеллектуального, литературного и художественного творчества. [ 7 ] Монашеские учреждения выросли под покровительством прошцев и орбелян , которые построили многочисленные монастыри и снабжали их различными финансовыми ресурсами. [ 7 ] Смбат Орбелян (1249/50-73) добился от Мункэ-хана возвращения конфискованной монастырской собственности и освобождения ее от налогов. [ 7 ] Этот освобожденный от налогов статус, контрастирующий с обычно тяжелым налогообложением частной собственности при монголах, поощрял дворянство передавать часть своего богатства для защиты монастырским учреждениям, временно или постоянно, и все это было закреплено монгольскими указами. [ 7 ] В некоторых случаях представители дворянства могли стать настоятелями, чтобы обеспечить владение и управление этими церковными ресурсами. [ 7 ] Основные владения Прошьянов находились в монастырях Кечаруйк и Гегард , но они также внесли свой вклад в Аджоц Ванк и монастырь Танахат (1273-1279). [ 7 ]
Прошианцы также составляли сильную конкуренцию орбелянам , что способствовало стимулированию внушительного количества архитектурных заказов. [ 36 ]
Члены династии
[ редактировать ]- Ахбак, отец Григора и Васака
- Князь Григор Хагбакян и его жена Заз, строители церкви Сурп Степанос в Аджоц Ванке в 1217 году. [ 7 ]
- Васак, брат Григора, отец Папака (умер в 1220-23), Мкдема и Хасана (прозванного «Прошем»). [ 37 ]
- Прош Хагбакян (Хасан «Прош» Хагбакян, -1283, основатель династии), муж Хутлу Хатуна, брат Папака и Мкдема. [ 6 ] [ 38 ]
- Эачи Прошян (1268/73-1318), сын Ами Хасана I, внук Проша Хагбакяна. [ 40 ]
- Его сын, Амир Хасан II .
-
Принц Эаччи Прошян на своем реликварии, около 1300 года. Он одет в платье в монгольском стиле ( воротник-облачко и монгольская шапка). [ 44 ]
-
Амир Хасан II (буквы ԱՄՐ ՀՍ «АМР HS») охотится верхом на лошади в монгольском наряде, Церковь Белой Богородицы (завершена в 1321 г.). Музей истории Армении , Ереван . [ 31 ] [ 45 ]
Генеалогия
[ редактировать ]family tree of Proshyans | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). АРМЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ГЛАДЗОРА, ОСВЕЩЕННАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТА (PDF) . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. п. 22. ISBN 0892366265 .
Армянские братья Иване и Закаре служили грузинской царице Тамар (годы правления 1184-1213). Поднявшись до высот грузинского войска и двора, они добились себе статуса нахарарского рода Закарианами , названного в честь Закаре . Царица Тамар передала закарянам контроль почти над всеми своими армянскими территориями, включая бывшую столицу Армении Ани . Закаряне установили своих собственных вассалов, в состав которых вошли как выжившие нахарары , так и новые люди - из числа своих собственных армянских генералов - получившие статус нахараров , каждый из которых имел меньшие территории в качестве своих феодальных владений. Среди новых нахараров был род Прошианов , имевший особое значение для истории Гладзорских Евангелий.
- ^ Перейти обратно: а б Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 32.
Разрушения, причиненные монголами, зафиксированы в колофонах многих рукописей того периода. Однако некоторые армяне процветали как союзники монголов, а также солдаты и торговцы, в том числе семьи Закарянов, Орбелянов и Прошянов. Они продолжили или расширили существующие торговые пути в Китай, который теперь контролируется монголами. Примеры прошийского успеха можно увидеть в церкви Белой Богородицы (Спитакавор Астуацацин) с рельефной резьбой Амира Хасана (кат. 35) и в изысканном, богато позолоченном реликварии, подаренном его отцом (кат. 36).
- ^ Перейти обратно: а б с Донабедиан, Патрик. «Хачкар – символическое искусство армянской специфики». Армянская церковь между греками и латинянами конца 11 – середины 15 века . стр. 8–9, 15 Рис. 10.
Помимо этих изображений, с начала XIII века появляется еще одно человеческое изображение либо под крестом, либо на постаменте хачкара: изображение дарителя, точнее, умерший, в память о котором воздвигнут хачкар. Этот персонаж представлен в церемониальном облачении, вооруженном и верхом на лошади, что напоминает сасанидскую иконографическую схему царской или княжеской охоты, которую армянская архитектура практиковала со времен палеохристианства.
- ^ Перейти обратно: а б с Мануэлян, Люси Дер; Зариан, Армен; Нерсесян, Вреж; Степанян Нонна С.; Эйланд, Мюррей Л.; Куймджян, Дикран (2003). «Армения, Республика» (PDF) . Oxford Art Online : 25. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T004089 .
Некоторые хачкары имеют священные изображения на верхней раме или рядом с крестом, а также изображение-донор, например, в основании хачкара Григора Хагбакяна (1233 г.) на территории Эджмиадзинского собора, куда он был привезен из Имирзека. .
- ^ Бэйли Мрес, Джеймс (2023). «Просопография Высокосредневековой Грузии: цифровой подход . Венский университет. Стр. 103–104.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бедросян, Роберт (2004). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности (PDF) (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1403964212 .
Другим подчиненным Иване был Васак Хагбакян, родом из Хаченского района, который помогал в отвоевании Вайоц Дзора, Бжни и Двина. Эта семья стала известна как Прошян в честь энергичного сына Васака Проша (1223-1284).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мэтьюз, Томас Ф.; Санджян, Аведис Крикор (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 14–16. ISBN 978-0-88402-183-4 .
- ^ Бедросян, Роберт (1997). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности, Том 1 (PDF) . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 241–271.
Второе вторжение на Кавказ произошло сразу после ухода монголов в 1222 году и было вызвано им. На этот раз участниками были кочевые тюрки-кипчаки с равнин на севере. В свою очередь, потерпев поражение от монголов, один значительный отряд кипчаков бежал от них в южном направлении. Эти кочевники грабили и грабили от Дарбанда на юг до Гандзака в Азербайджане. Атабег Иване собрал войска и пошел против них, но потерпел поражение, недооценив их силы. Хуже того, многие нахарары были схвачены, а затем убиты или выкуплены за огромные суммы денег. Кипчаки продолжали грабить и совершать набеги на разные части Кавказа до 1223 года, когда Иванэ в союзе с другими кавказскими народами окончательно разгромил их, убив или продав в рабство. Набеги кыпчаков, хотя и менее серьезные, чем вторжения, которые им предшествовали и следовали за ними, тем не менее способствовали продолжающемуся неурегулированному положению дел, инициированному монголами, лишили армяно-грузинскую армию некоторых способных лидеров и, несомненно, ослабили моральный дух армии.
- ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Санджян, Аведис Крикор (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 14–16. ISBN 978-0-88402-183-4 .
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 110.
Абсолютный пик формального совершенства и техники в искусстве хачкара, по-видимому, был достигнут в период с двенадцатого по четырнадцатый век. Хачкар Григора Прошяна, датированный 1233 годом, представляет собой прекрасный образец «ажурной» скульптуры и разнообразного орнамента, характерного для того периода. Внутри каждого многоугольника рамки вырезаны разные мотивы, а в трех местах изображена птица. Даже орнамент двух «листьев», обрамляющих нижние ветви креста, не одинаков. Но это разнообразие не портит единства целого. Деисус украшает антаблемент, и эта иконографическая тема более развита в хачкаре князя Проша.
- ^ Перейти обратно: а б Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден ; Бостон: Брилл. п. 129 . ISBN 978-90-04-18635-4 .
В ноябре 1257 года Хулагу отправился из Хамадана в направлении Багдада. (...) С ним были войска армянского князя Закаре , сына Шахншаха Закаряна и князя Пшаша Хагбакяна . Монголы оказали большое доверие этим армянским лордам, чью помощь они получали с 1230-х годов.
- ^ Озкан, Альтноз, Мельтем (25 февраля 2022 г.). Культурные встречи и толерантность посредством анализа социальных и художественных свидетельств: от истории до современности: от истории до современности . IGI Global. п. 273. ИСБН 978-1-7998-9440-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гегард . п. 8.
Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания - 1283 год и имя дарителя - князя Проша.
- ^ «ЮНЕСКО. Монастырь Гегард» (PDF) .
Процветание монастыря в тринадцатом веке произошло благодаря покровительству князя Прошьяна, который в 1283 году высек вторую пещерную церковь, доступную через высеченную в скале прихожую, служившую им мавзолеем. Захоронения находятся в нише за двойными арками, над которыми рельефно высечены две кошки на поводках и орел с ягненком в когтях.
- ^ Перейти обратно: а б Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220–1335) . Библиотека Внутренней Азии Брилла. п. 74.
Подчинение Авага произвело эффект домино на других лордов. Армянские князья, такие как Шахншах (ум. 1261), сын Закаре, Ваграм Гагеци (1240-1250 гг.) и его сын Агбуга, а также Хасан Джалал , принц Хачена, все последовали его примеру в 1236. Увидев, что другие господа сохранили свои земли, армянские князья Орбелян, Прошян, Допьянские, Вачутянские и Джалалянские дома стремились сотрудничать с монгольскими администраторами, чтобы сохранить свои княжества, которые в предыдущем столетии находились под сюзеренитетом Закаридов. Подразумевалось, что они смогут вернуть себе землю у монгольских военачальников. (...) с.96: Стратегия великих армянских князей по отношению к монгольскому присутствию была скорее кооперативной, чем конфронтационной. Фактически помощь, оказанная Закаряном Чормагану Авагом и Гуюк-хану ; Хасан Джалал — Сартаху и Мункэ-хану; Смбат Орбелян Мункэ-хану и Хулагу; и Прош Закарян и Садун Арцруни Хулагу и Абака-хану иллюстрируют эффективное монголо-армянское партнерство.
- ^ Стопка, Кшиштоф; Балук-Улевичова, Тереза (2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) (PDF) (Первое изд.). Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN 978-83-233-4190-1 .
В 1256 году был создан пятый монгольский улус, губернатором которого стал ильхан Хулагу, брат Великого хана. Его задачей было развитие Монгольской империи на Ближнем Востоке. Исторические территории Армении вошли в состав Персидского Ильханства. В этих обстоятельствах и без того непростые отношения с Римом усугубились политическими осложнениями. В то время отношение Запада к монголам было враждебным. Между тем, по возвращении из Каракорума (1255 г.) Хетум I убедил Боэмунда VI , принца Антиохийского, встать на сторону промонгольской партии. (...) В 1258 году армянские войска из Великой Армении приняли участие в успешной осаде Багдада Хулагу.
- ^ Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден ; Бостон: Брилл. п. 121-129 . ISBN 978-90-04-18635-4 .
МОНГОЛО-АРМЯНСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: I ЭТАП: ЗАВОЕВАНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 1258–1260 (...) Главными союзниками в этом походе были царь Хетъум из Киликии, великие армянские владыки при грузинском царе Давиде Улу и монгольские Принц Хулагу, который считал себя основателем монгольской династии в этом регионе. (...) В ноябре В 1257 году Хулагу отправился из Хамадана в направлении Багдада. (...) С ним были войска армянского князя Закаре , сына Шахншаха Закаряна и князя Пшоша Хагбакяна . Монголы оказали большое доверие этим армянским лордам, чью помощь они получали с 1230-х годов.
- ^ Неггаз, Нассима (октябрь 2020 г.). «Множество смертей последнего аббасидского халифа аль-Мусташима биллаха (ум. 1258)». Журнал Королевского азиатского общества . 30 (4): 600. дои : 10.1017/S1356186320000267 .
Киракос дает подробное описание падения Багдада в своей «Истории армян», начатой в 1241 году и завершенной в 1265 году. Одиннадцатая глава, как и последующие, посвящены описанию событий его времени; они считаются наиболее важной частью его работ из-за содержащихся в них деталей. Его источником был армянский князь Прош Хагбакян, участник и очевидец завоевания. Киракос отмечает в своей «Истории», что этот армянский господин напрямую рассказал ему о событиях, связанных с вторжением в Багдад.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 106.
- ^ «ЮНЕСКО присвоила монастырю Гегард статус усиленной защиты» . Арменпресс.am . 7 декабря 2018 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.
- ^ «Эрмитаж зал 63» .
- ^ Перейти обратно: а б Церковь Спитакавор. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Найдите Армению. Проверено 4 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Церковь Спитакавор» . Великий Ереван. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Армения: 3000 лет культуры между Востоком и Западом . Трешер Верлаг. 2008. с. 395. ИСБН 978-3-89794-126-7 .
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 106.
- ^ «Барельеф со сценой охоты – МИА» .
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 104.
Изображен верхом и поворачивающимся назад, чтобы пустить стрелу в оленя. Он носит высокую шляпу и плотно облегающую одежду, перетянутую богато украшенным поясом. Этот костюм, вместе с круглыми щеками и миндалевидными глазами Амира, находит близкие параллели в других княжеских портретах из Армении монгольской эпохи, в частности, в портрете его отца на реликварии «Святого Креста вегетарианцев» (Хотакераца).
- ^ Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН 978-0892366392 .
Портрет основателя-егеря — общий для исламского искусства иконографический тип. Костюм Амира Хасана - длинная туника, перетянутая в талии поясом, украшенным камнями, вместе с трехконечной шапкой с двумя лентами - такой же, как у монгольских князей XIV века. Само лицо с тяжелыми щеками и слегка раскосыми глазами тоже напоминает лицо монголов.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
- ^ Бедросян, Роберт (2004). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности (PDF) (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 978-1403964212 .
Тимуриды сохранили орбелян в Сюнике, допийцев в Царе, прошцев в Вайоц Дзоре и Шахапунике. Однако положение армянских владык было далеко не простым. Большинство из них находились под постоянным давлением с требованием принять ислам. Товма Мецопеци, а также иностранные путешественники описали тяжелое положение оставшихся владык: «В первый год своего правления [Умара, внука Тимура] он насильственно заставил отступить от веры трех князей нашего народа, которые остались, как крохотная гроздь винограда, среди нас...."
- ^ Gharagyozian, Armen (1987). "К локализации гавара Кашатаг" [On the localization of the Kashatagh County]. Lraber hasarakakan gitutyunneri (in Russian) (1): 40–45.
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 106.
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 110.
Прошианцы и орбеляне находились в ожесточенной политической и культурной конкуренции, и эта ситуация стимулировала создание впечатляющего количества архитектурных комиссий.
- ^ Бедросян, Роберт. Киракос Гандзакеци «История армян» . п. 107, параграф 320.
Обо всем этом нам рассказал князь Хасан по имени Прош, сын благочестивого Васака, сын Ахбака, брат Папака и Мкдема, отец Мкдема, Папака, Хасана и Васака, который был очевидцем произошедшего. событий, а также слышал о событиях своими ушами, [человек] пользовался большим почетом в глазах хана.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нерсесян, Вреж Нерсес (2017). «Две армянские рукописи в библиотеке Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии. Вторая рукопись» . Журнал Королевского азиатского общества . 27 (3): 375. ISSN 1356-1863 . JSTOR 26187361 .
Это Прош-Хасан (жена Хутлу Хатун), умершая в 1284 году. Сыновьями Прош-Хасана были Васак младший, Ами Хасан I и Папак, для которых Георг Хубов датирует 1492 год. У этого Васака-младшего был умер между 1268–1273 годами, а Амир Хасан I умер в 1292 году46, когда Папак скончался. в 1298-9 гг.
- ^ Сиринян, Анна (2010). «МОНГОЛЫ В КОЛОФОНАХ Краткое содержание АРМЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ» (PDF) . Базмавепский обзор арменоведения : 520.
- ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 116.
Историки Киракос Гандзакеци и Степанос Орбелян свидетельствуют, что князь Эачи был членом княжеского рода Прошиан, имя которого впервые встречается в надписи на церкви Танахат, построенной во времена католика Акопа Клаеци (1268-1268). 87). Дата его рождения датируется примерно 1268 73 годом. Последнее упоминание его имени встречается в другой надписи на церкви Танахат, датированной 1339 годом.
- ^ Гегард . п. 8.
Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания 1283 г. и имя дарителя князя Проша.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
- ^ Март, Кристина (2018). Искусство Армении: введение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН 9780190269005 .
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.