Jump to content

Proshyan dynasty

Proshyans
Армянский : Прошянк
Армянское дворянство
Герб Прошьянов (один из Гербов Армении ), 1283 год, в Гегарде , и приблизительная территория Прошьянов в составе Закаридского княжества Монгольского Иль-ханства , около 1300 года, на Кавказе
Страна Королевство Грузия
Основан в. 1250
Основатель Prosh Khaghbakian

Династия Прошянов , также Хагбакянов или Хагбакян-Прошян ( арм . Խաղբակյանք/Պռոշյանք ), была семьей армянской знати , названной в честь ее основателя князя Проша Хагбакяна . Династия была вассалом Закаридской Армении в 13–14 веках н. э., созданной как нахарарские феодалы в награду за свои военные успехи. [ 1 ] Закаридская Армения сама была вассалом Грузинского королевства с 1201 года и фактически попала под контроль монголов после 1236 года, в то время как грузинское правление оставалось лишь номинальным. Прошьяны были князьями Бжни , Гарни , Гегарда и Нораванка . Семья процветала как союзник монголов после монгольского вторжения в Армению и Грузию , как и Закаряны и Орбеляны . [ 2 ] Несмотря на высокие монгольские налоги, они пользовались торговыми путями в Китай, находившимися под контролем монголов, и построили множество великолепных церквей и монастырей. [ 2 ]

Контекст

[ редактировать ]

В середине 11 века регион Цахкадзор пострадал от вторжения сельджуков под предводительством Тугрила , а затем его преемника Алп Арслана . Позже, в начале 13 века, грузины захватили Сюникскую область у кипчакских Эльдигузидов , государства-правопреемника Сельджуков ( грузино-сельджукские войны ). С основанием Закаридского княжества в Армении в 1201 году под протекторатом Грузии Кечаруйк стал свидетелем значительного подъема экономической и культурной жизни под властью дворянских семей Хагбакянов, а затем и Прошянов, в течение 13 и 14 веков. После захвата монголами Ани в 1236 году Армения превратилась в монгольский протекторат в составе Ильханства. После падения Ильханства в середине 14 века князья Закаридов правили Лори, Шираком, Котайком и Араратской равниной до 1360 года, когда они пали перед вторгшимися тюркскими племенами Тимуридов и Кара Коюнлу .

Основные цифры

[ редактировать ]
Григор Хагбакян на своем кресте- хачкаре (1233 г.). [ 3 ] [ 4 ]

У Проша Хагбакяна , основателя династии Прошянов, был дед по имени Ахбак, который известен только по генеалогическим надписям его потомков. Отца Проша звали Васак Хагбакян («Васак Великий»), который сам был вассалом Иване I Закаряна из закарянских князей Армении, который помог в отвоевании Вайоц Дзора , Бжни и Двина над сельджукскими Эльдигузидами . [ 5 ] [ 6 ]

Дядя Проша Григор Хагбакян (умер в 1220–1223 гг.) был относительно известным князем, оставившим несколько культовых построек и произведений искусства и пожертвовавшим собой в конфликте с кипчаками в ок. 1222 . [ 7 ] [ 6 ] Армянский историк Киракос Гандзакеци что через некоторое время после монгольского вторжения 1220 года под Субутай кипчаки сообщает , пришли в армянский город Гандзак между 1220 и 1223 годами, где столкнулись с войсками царя Лаши грузинского и его атабека Иване . [ 6 ] [ 8 ] Хотя в конечном итоге грузины одержали победу, Григор Хагбакян был схвачен и замучен до смерти турками -кипчаками . [ 6 ]

Вместе со своей женой Заз в 1217 году он построил церковь Сурп Степанос в Агьоц Ванке . [ 9 ] Григор Хагбакян известен также хачкаром 1233 года со священным изображением, находящимся ныне в Эчмиадзинском соборе , куда он был привезен из Имирзека. [ 4 ] [ 3 ]

Хачкарский крест , посвященный Григором Хагбакяном в 1233 году и ныне расположенный возле Эчмиадзинского собора , считается одним из лучших благодаря своей детальной и изысканной ажурной скульптуре. Антаблемент украшает прекрасный деисус , а внизу изображен даритель на коне, что является редким явлением, поскольку такие кресты не часто украшаются человеческими изображениями. [ 10 ] [ 3 ] [ 4 ]

Prosh Khaghbakian

[ редактировать ]

Принц Прош Хагбакян (иногда пишется как Брош Халбакеан), также называемый «Хасан Хагбакян по прозвищу «Прош»» (1223–1283), также был армянским принцем на службе Закаридской Армении , которая сама номинально была вассалом Грузинского Королевства , в время, когда Грузия сама находилась под контролем монголов (официально с договора 1239 года ). В награду за военные успехи Закариды пожаловали ему титул нахарар , что позволило ему основать собственную династию с собственным феодальным феодом на службе Закаридов. [ 1 ] В его честь династия стала называться «Прошянами». [ 6 ] Он был хозяином дома Хагабакянов или Пшошянов в Уркгунке, Болораберде , Егегиац Дзоре и Грашк'аберде. [ 11 ]

Фигура-донор и фамильный мавзолей в « Мавзолее Прошианцев » монастыря Гегард , посвященном князем Прошем в 1283 году. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

После успешного подчинения Авага Закаряна монголам в 1236 году Прошьяны были среди многих других кавказских князей, которые последовали их примеру в том же году, понимая, что они смогут сохранить свои земли под сюзеренитетом монголов. [ 15 ] Крупные армянские владыки вступили в сотрудничество с монголами: Аваг Закарян оказывал помощь Чормагану и Гуюк-хану , Гасан Джалал поддерживал Сартаха и Мункэ-хана ; Смбат Орбелян поддерживал Мункэ-хана и Хулагу , а Прош и Садун Арцруни помогали Хулагу и Абака-хану . [ 15 ]

В 1256 году исторические территории Армении были напрямую включены в состав Монгольского Ильханства Персии. [ 16 ] Прош был одним из главных великих армянских лордов, заключивших союз между своим номинальным сюзереном грузинским царем Давидом Улу (правил в 1247–1270 гг.) и монгольским принцем Хулагу во время монгольского завоевания Ближнего Востока (1258–1260 гг.). [ 17 ] В 1258 году он возглавил армянские войска для участия в монгольской осаде Багдада , а Закаре III Закарян возглавлял грузинские войска. [ 11 ] Он был основным источником рассказа армянского историка Киракоса о падении Багдада . [ 18 ] У него был сын по имени Ами Хасан I (умер в 1292 г.). [ 19 ]

Прош Хагбакян участвовал в развитии средневекового монастыря Гегард в Котайкской области Армении , частично высеченного в прилегающей горе и окруженного скалами. [ 20 ] Он купил монастырь в 1240-х годах. [ 7 ] и построил ряд дополнительных часовен, высеченных в скале. Комната простиралась с северо-востока от гавита и в 1283 году стала усыпальницей князя Проша Хагбакяна. За короткий период Прошьяны построили пещерные сооружения, принесшие Гегарду заслуженную славу — вторую пещерную церковь, семейную усыпальницу сына Проша Папака и Рузукан, зал для собраний и занятий (разрушился в середине 20 века) и многочисленные кельи.

Эачи и Амир Хасан II

[ редактировать ]
Рельеф с изображением Эачи и Амира Хасана II из династии Прошианов («портрет, идентифицированный учеными как отец и сын вместе»), [ 21 ] c.  1321 . Astvatsatsin Spitakavor Monastery , Vayots Dzor, Hermitage Museum , inv. No. AR-619. [ 22 ] [ 23 ]

Монастырь Спитакавор был построен двумя князьями из династии Прошян. [ 24 ] [ 25 ] в период Закаридской Армении . [ 26 ] Строительство церкви начал князь Еачи Прошян (умер в 1318 году), внук Проша Хагбакяна, и завершил в 1321 году его сын принц Амир Хасан II . [ 24 ] [ 25 ] Эачи Прошян (-1318) изображен на одном из рельефов из Спитакавора и на золотом реликварии, который он изобразил с поднятыми руками в молитве и одетым в платье в монгольском стиле ( воротник-облако ). [ 27 ] На своем реликварии Эачи Прошян выгравировал колофон, повествующий историю его семьи:

По воле всемогущего Бога я, Эа'и, сын Хасана, сын Проша , сын Васака Великого, из рода Хагбака, правил своим отечеством Шабуником и многими другими странами с помощью и поддержкой Христа. и о Святом Кресте вегетарианцев , в котором мои предки тоже нашли силу [и] построили для него скинию как неизгладимую память. Вы, стоящие перед этим, помяните в молитвах меня и моих родителей, князя Хасана и Таджера, и брата моего отца Папака, и всех наших предков и семью.

Также из монастыря на рельефе изображен молодой всадник в княжеском одеянии с луком с буквами ԱՄՐ ՀՍ (AMR HS), обозначающий принца Амира Хасана II из Прошианцев, сына Эачи Прошяна, который завершил церковь, начатую его отцом. . Рельеф датирован 1320–1322 годами, датой завершения строительства церкви. [ 22 ] [ 29 ] На этих изображениях Прошьяны носят облегающую одежду с богато украшенным поясом и высокими шляпами, имеют круглые щеки и миндалевидные глаза в стиле, характерном для Армении монгольской эпохи. [ 30 ] Верхом на лошади принц Амир Хасан носит облегающую тунику и трехконечную шапку с двумя лентами, характерную для монгольской знати XIV века, а черты его лица сходны с монгольскими. [ 31 ] Принц Эаччи Прошян на своем реликварии, датированном примерно 1300 годом, изображен одетым в королевское платье в монгольском стиле ( воротник-облачко ). [ 32 ]

Династия Прошянов продолжала править в Вайоц Дзоре и Шахапунике при Тимуридах , Орбелянам было разрешено править в Сюнике , Допянам - в Царе . Но их обстоятельства были трудными, и на них оказывалось огромное давление, чтобы они обратились в ислам . [ 33 ]

Меликство Кашатах (1475-1730) было основано в конце 15 века Меликом Айказом I, также основателем династии Мелик-Айказянов (самой молодой ветви армянской княжеской династии Прошянов). Раньше Кашатагским районом сначала управлял род Орбелянов, а затем клан Шахурнеци. [ 34 ]

Спонсорство монастырских учреждений и искусства

[ редактировать ]
Spitakavor Monastery , built in 1321 by the Proshyan family. [ 35 ]

В регионе, принадлежавшем Прошянам, с конца 13 по начало 14 века существовала относительная политическая стабильность и процветание. [ 7 ] В частности, Сюникская область стала центром интеллектуального, литературного и художественного творчества. [ 7 ] Монашеские учреждения выросли под покровительством прошцев и орбелян , которые построили многочисленные монастыри и снабжали их различными финансовыми ресурсами. [ 7 ] Смбат Орбелян (1249/50-73) добился от Мункэ-хана возвращения конфискованной монастырской собственности и освобождения ее от налогов. [ 7 ] Этот освобожденный от налогов статус, контрастирующий с обычно тяжелым налогообложением частной собственности при монголах, поощрял дворянство передавать часть своего богатства для защиты монастырским учреждениям, временно или постоянно, и все это было закреплено монгольскими указами. [ 7 ] В некоторых случаях представители дворянства могли стать настоятелями, чтобы обеспечить владение и управление этими церковными ресурсами. [ 7 ] Основные владения Прошьянов находились в монастырях Кечаруйк и Гегард , но они также внесли свой вклад в Аджоц Ванк и монастырь Танахат (1273-1279). [ 7 ]

Прошианцы также составляли сильную конкуренцию орбелянам , что способствовало стимулированию внушительного количества архитектурных заказов. [ 36 ]

Члены династии

[ редактировать ]
  • Ахбак, отец Григора и Васака
  • Князь Григор Хагбакян и его жена Заз, строители церкви Сурп Степанос в Аджоц Ванке в 1217 году. [ 7 ]
  • Васак, брат Григора, отец Папака (умер в 1220-23), Мкдема и Хасана (прозванного «Прошем»). [ 37 ]
  • Прош Хагбакян (Хасан «Прош» Хагбакян, -1283, основатель династии), муж Хутлу Хатуна, брат Папака и Мкдема. [ 6 ] [ 38 ]
    • Его сын Васак (умер в 1268–1273 гг.). [ 38 ]
    • Его сын Амир Хасан I (правил 1284-1292), жена Тачер. [ 38 ] [ 39 ]
    • Его сын Папак Прошян (умер в 1288 г.), жена Рузукан. [ 38 ]
    • Его сын Мкдем. [ 6 ]
  • Эачи Прошян (1268/73-1318), сын Ами Хасана I, внук Проша Хагбакяна. [ 40 ]

Генеалогия

[ редактировать ]
family tree of Proshyans
Ахбак
Аваг Grigor
Prosh плита Где я?
Левый Амир Хасан I плита Где я?
Каждый
Амир Хасан II
  1. ^ Перейти обратно: а б Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). АРМЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ГЛАДЗОРА, ОСВЕЩЕННАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТА (PDF) . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. п. 22. ISBN  0892366265 . Армянские братья Иване и Закаре служили грузинской царице Тамар (годы правления 1184-1213). Поднявшись до высот грузинского войска и двора, они добились себе статуса нахарарского рода Закарианами , названного в честь Закаре . Царица Тамар передала закарянам контроль почти над всеми своими армянскими территориями, включая бывшую столицу Армении Ани . Закаряне установили своих собственных вассалов, в состав которых вошли как выжившие нахарары , так и новые люди - из числа своих собственных армянских генералов - получившие статус нахараров , каждый из которых имел меньшие территории в качестве своих феодальных владений. Среди новых нахараров был род Прошианов , имевший особое значение для истории Гладзорских Евангелий.
  2. ^ Перейти обратно: а б Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 32. Разрушения, причиненные монголами, зафиксированы в колофонах многих рукописей того периода. Однако некоторые армяне процветали как союзники монголов, а также солдаты и торговцы, в том числе семьи Закарянов, Орбелянов и Прошянов. Они продолжили или расширили существующие торговые пути в Китай, который теперь контролируется монголами. Примеры прошийского успеха можно увидеть в церкви Белой Богородицы (Спитакавор Астуацацин) с рельефной резьбой Амира Хасана (кат. 35) и в изысканном, богато позолоченном реликварии, подаренном его отцом (кат. 36).
  3. ^ Перейти обратно: а б с Донабедиан, Патрик. «Хачкар – символическое искусство армянской специфики». Армянская церковь между греками и латинянами конца 11 – середины 15 века . стр. 8–9, 15 Рис. 10. Помимо этих изображений, с начала XIII века появляется еще одно человеческое изображение либо под крестом, либо на постаменте хачкара: изображение дарителя, точнее, умерший, в память о котором воздвигнут хачкар. Этот персонаж представлен в церемониальном облачении, вооруженном и верхом на лошади, что напоминает сасанидскую иконографическую схему царской или княжеской охоты, которую армянская архитектура практиковала со времен палеохристианства.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Мануэлян, Люси Дер; Зариан, Армен; Нерсесян, Вреж; Степанян Нонна С.; Эйланд, Мюррей Л.; Куймджян, Дикран (2003). «Армения, Республика» (PDF) . Oxford Art Online : 25. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T004089 . Некоторые хачкары имеют священные изображения на верхней раме или рядом с крестом, а также изображение-донор, например, в основании хачкара Григора Хагбакяна (1233 г.) на территории Эджмиадзинского собора, куда он был привезен из Имирзека. .
  5. ^ Бэйли Мрес, Джеймс (2023). «Просопография Высокосредневековой Грузии: цифровой подход . Венский университет. Стр. 103–104.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бедросян, Роберт (2004). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности (PDF) (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-1403964212 . Другим подчиненным Иване был Васак Хагбакян, родом из Хаченского района, который помогал в отвоевании Вайоц Дзора, Бжни и Двина. Эта семья стала известна как Прошян в честь энергичного сына Васака Проша (1223-1284).
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мэтьюз, Томас Ф.; Санджян, Аведис Крикор (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 14–16. ISBN  978-0-88402-183-4 .
  8. ^ Бедросян, Роберт (1997). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности, Том 1 (PDF) . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 241–271. Второе вторжение на Кавказ произошло сразу после ухода монголов в 1222 году и было вызвано им. На этот раз участниками были кочевые тюрки-кипчаки с равнин на севере. В свою очередь, потерпев поражение от монголов, один значительный отряд кипчаков бежал от них в южном направлении. Эти кочевники грабили и грабили от Дарбанда на юг до Гандзака в Азербайджане. Атабег Иване собрал войска и пошел против них, но потерпел поражение, недооценив их силы. Хуже того, многие нахарары были схвачены, а затем убиты или выкуплены за огромные суммы денег. Кипчаки продолжали грабить и совершать набеги на разные части Кавказа до 1223 года, когда Иванэ в союзе с другими кавказскими народами окончательно разгромил их, убив или продав в рабство. Набеги кыпчаков, хотя и менее серьезные, чем вторжения, которые им предшествовали и следовали за ними, тем не менее способствовали продолжающемуся неурегулированному положению дел, инициированному монголами, лишили армяно-грузинскую армию некоторых способных лидеров и, несомненно, ослабили моральный дух армии.
  9. ^ Мэтьюз, Томас Ф.; Санджян, Аведис Крикор (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 14–16. ISBN  978-0-88402-183-4 .
  10. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 110. Абсолютный пик формального совершенства и техники в искусстве хачкара, по-видимому, был достигнут в период с двенадцатого по четырнадцатый век. Хачкар Григора Прошяна, датированный 1233 годом, представляет собой прекрасный образец «ажурной» скульптуры и разнообразного орнамента, характерного для того периода. Внутри каждого многоугольника рамки вырезаны разные мотивы, а в трех местах изображена птица. Даже орнамент двух «листьев», обрамляющих нижние ветви креста, не одинаков. Но это разнообразие не портит единства целого. Деисус украшает антаблемент, и эта иконографическая тема более развита в хачкаре князя Проша.
  11. ^ Перейти обратно: а б Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден ; Бостон: Брилл. п. 129 . ISBN  978-90-04-18635-4 . В ноябре 1257 года Хулагу отправился из Хамадана в направлении Багдада. (...) С ним были войска армянского князя Закаре , сына Шахншаха Закаряна и князя Пшаша Хагбакяна . Монголы оказали большое доверие этим армянским лордам, чью помощь они получали с 1230-х годов.
  12. ^ Озкан, Альтноз, Мельтем (25 февраля 2022 г.). Культурные встречи и толерантность посредством анализа социальных и художественных свидетельств: от истории до современности: от истории до современности . IGI Global. п. 273. ИСБН  978-1-7998-9440-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Гегард . п. 8. Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания - 1283 год и имя дарителя - князя Проша.
  14. ^ «ЮНЕСКО. Монастырь Гегард» (PDF) . Процветание монастыря в тринадцатом веке произошло благодаря покровительству князя Прошьяна, который в 1283 году высек вторую пещерную церковь, доступную через высеченную в скале прихожую, служившую им мавзолеем. Захоронения находятся в нише за двойными арками, над которыми рельефно высечены две кошки на поводках и орел с ягненком в когтях.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220–1335) . Библиотека Внутренней Азии Брилла. п. 74. Подчинение Авага произвело эффект домино на других лордов. Армянские князья, такие как Шахншах (ум. 1261), сын Закаре, Ваграм Гагеци (1240-1250 гг.) и его сын Агбуга, а также Хасан Джалал , принц Хачена, все последовали его примеру в 1236. Увидев, что другие господа сохранили свои земли, армянские князья Орбелян, Прошян, Допьянские, Вачутянские и Джалалянские дома стремились сотрудничать с монгольскими администраторами, чтобы сохранить свои княжества, которые в предыдущем столетии находились под сюзеренитетом Закаридов. Подразумевалось, что они смогут вернуть себе землю у монгольских военачальников. (...) с.96: Стратегия великих армянских князей по отношению к монгольскому присутствию была скорее кооперативной, чем конфронтационной. Фактически помощь, оказанная Закаряном Чормагану Авагом и Гуюк-хану ; Хасан Джалал — Сартаху и Мункэ-хану; Смбат Орбелян Мункэ-хану и Хулагу; и Прош Закарян и Садун Арцруни Хулагу и Абака-хану иллюстрируют эффективное монголо-армянское партнерство.
  16. ^ Стопка, Кшиштоф; Балук-Улевичова, Тереза ​​(2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) (PDF) (Первое изд.). Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN  978-83-233-4190-1 . В 1256 году был создан пятый монгольский улус, губернатором которого стал ильхан Хулагу, брат Великого хана. Его задачей было развитие Монгольской империи на Ближнем Востоке. Исторические территории Армении вошли в состав Персидского Ильханства. В этих обстоятельствах и без того непростые отношения с Римом усугубились политическими осложнениями. В то время отношение Запада к монголам было враждебным. Между тем, по возвращении из Каракорума (1255 г.) Хетум I убедил Боэмунда VI , принца Антиохийского, встать на сторону промонгольской партии. (...) В 1258 году армянские войска из Великой Армении приняли участие в успешной осаде Багдада Хулагу.
  17. ^ Байшарсайхан, Д. (2011). Монголы и армяне (1220-1335) . Лейден ; Бостон: Брилл. п. 121-129 . ISBN  978-90-04-18635-4 . МОНГОЛО-АРМЯНСКОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: I ЭТАП: ЗАВОЕВАНИЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА 1258–1260 (...) Главными союзниками в этом походе были царь Хетъум из Киликии, великие армянские владыки при грузинском царе Давиде Улу и монгольские Принц Хулагу, который считал себя основателем монгольской династии в этом регионе. (...) В ноябре В 1257 году Хулагу отправился из Хамадана в направлении Багдада. (...) С ним были войска армянского князя Закаре , сына Шахншаха Закаряна и князя Пшоша Хагбакяна . Монголы оказали большое доверие этим армянским лордам, чью помощь они получали с 1230-х годов.
  18. ^ Неггаз, Нассима (октябрь 2020 г.). «Множество смертей последнего аббасидского халифа аль-Мусташима биллаха (ум. 1258)». Журнал Королевского азиатского общества . 30 (4): 600. дои : 10.1017/S1356186320000267 . Киракос дает подробное описание падения Багдада в своей «Истории армян», начатой ​​в 1241 году и завершенной в 1265 году. Одиннадцатая глава, как и последующие, посвящены описанию событий его времени; они считаются наиболее важной частью его работ из-за содержащихся в них деталей. Его источником был армянский князь Прош Хагбакян, участник и очевидец завоевания. Киракос отмечает в своей «Истории», что этот армянский господин напрямую рассказал ему о событиях, связанных с вторжением в Багдад.
  19. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 106.
  20. ^ «ЮНЕСКО присвоила монастырю Гегард статус усиленной защиты» . Арменпресс.am . 7 декабря 2018 года . Проверено 9 декабря 2018 г.
  21. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 104.
  22. ^ Перейти обратно: а б Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.
  23. ^ «Эрмитаж зал 63» .
  24. ^ Перейти обратно: а б Церковь Спитакавор. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Найдите Армению. Проверено 4 декабря 2013 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Церковь Спитакавор» . Великий Ереван. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
  26. ^ Армения: 3000 лет культуры между Востоком и Западом . Трешер Верлаг. 2008. с. 395. ИСБН  978-3-89794-126-7 .
  27. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107. По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
  28. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 106.
  29. ^ «Барельеф со сценой охоты – МИА» .
  30. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. с. 104. Изображен верхом и поворачивающимся назад, чтобы пустить стрелу в оленя. Он носит высокую шляпу и плотно облегающую одежду, перетянутую богато украшенным поясом. Этот костюм, вместе с круглыми щеками и миндалевидными глазами Амира, находит близкие параллели в других княжеских портретах из Армении монгольской эпохи, в частности, в портрете его отца на реликварии «Святого Креста вегетарианцев» (Хотакераца).
  31. ^ Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН  978-0892366392 . Портрет основателя-егеря — общий для исламского искусства иконографический тип. Костюм Амира Хасана - длинная туника, перетянутая в талии поясом, украшенным камнями, вместе с трехконечной шапкой с двумя лентами - такой же, как у монгольских князей XIV века. Само лицо с тяжелыми щеками и слегка раскосыми глазами тоже напоминает лицо монголов.
  32. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107. По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
  33. ^ Бедросян, Роберт (2004). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности (PDF) (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN  978-1403964212 . Тимуриды сохранили орбелян в Сюнике, допийцев в Царе, прошцев в Вайоц Дзоре и Шахапунике. Однако положение армянских владык было далеко не простым. Большинство из них находились под постоянным давлением с требованием принять ислам. Товма Мецопеци, а также иностранные путешественники описали тяжелое положение оставшихся владык: «В первый год своего правления [Умара, внука Тимура] он насильственно заставил отступить от веры трех князей нашего народа, которые остались, как крохотная гроздь винограда, среди нас...."
  34. ^ Gharagyozian, Armen (1987). "К локализации гавара Кашатаг" [On the localization of the Kashatagh County]. Lraber hasarakakan gitutyunneri (in Russian) (1): 40–45.
  35. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 106.
  36. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 110. Прошианцы и орбеляне находились в ожесточенной политической и культурной конкуренции, и эта ситуация стимулировала создание впечатляющего количества архитектурных комиссий.
  37. ^ Бедросян, Роберт. Киракос Гандзакеци «История армян» . п. 107, параграф 320. Обо всем этом нам рассказал князь Хасан по имени Прош, сын благочестивого Васака, сын Ахбака, брат Папака и Мкдема, отец Мкдема, Папака, Хасана и Васака, который был очевидцем произошедшего. событий, а также слышал о событиях своими ушами, [человек] пользовался большим почетом в глазах хана.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Нерсесян, Вреж Нерсес (2017). «Две армянские рукописи в библиотеке Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии. Вторая рукопись» . Журнал Королевского азиатского общества . 27 (3): 375. ISSN   1356-1863 . JSTOR   26187361 . Это Прош-Хасан (жена Хутлу Хатун), умершая в 1284 году. Сыновьями Прош-Хасана были Васак младший, Ами Хасан I и Папак, для которых Георг Хубов датирует 1492 год. У этого Васака-младшего был умер между 1268–1273 годами, а Амир Хасан I умер в 1292 году46, когда Папак скончался. в 1298-9 гг.
  39. ^ Сиринян, Анна (2010). «МОНГОЛЫ В КОЛОФОНАХ Краткое содержание АРМЯНСКИХ РУКОПИСЕЙ» (PDF) . Базмавепский обзор арменоведения : 520.
  40. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 116. Историки Киракос Гандзакеци и Степанос Орбелян свидетельствуют, что князь Эачи был членом княжеского рода Прошиан, имя которого впервые встречается в надписи на церкви Танахат, построенной во времена католика Акопа Клаеци (1268-1268). 87). Дата его рождения датируется примерно 1268 73 годом. Последнее упоминание его имени встречается в другой надписи на церкви Танахат, датированной 1339 годом.
  41. ^ Гегард . п. 8. Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания 1283 г. и имя дарителя князя Проша.
  42. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
  43. ^ Март, Кристина (2018). Искусство Армении: введение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН  9780190269005 .
  44. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107. По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
  45. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 137585f9c2fe4407ad146ecf52f3a9dc__1722613140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/dc/137585f9c2fe4407ad146ecf52f3a9dc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proshyan dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)