Норванк
Норванк | |
---|---|
Нораванк | |
Церкви Сурб Аствацацин и Сурб Карапет с часовней Сурб Григор справа, Нораванк. | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Долина Амагу, Область Вайоц Дзор , Армения |
Географические координаты | 39 ° 41'03 "N 45 ° 13'58" E / 39,684061 ° N 45,232872 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 1205 |
Нораванк ( арм . Նորավանք , букв. « новый монастырь » ) — армянский монастырь 13-го века, расположенный в 122 км от Еревана в узком ущелье , образованном рекой Амагу, недалеко от города Ехегнадзор в Армении . Ущелье известно своими высокими отвесными кирпично-красными скалами , расположенными прямо напротив монастыря. Монастырь наиболее известен своей двухэтажной церковью Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), доступ к второму этажу которой осуществляется по узкой каменной лестнице, выступающей из фасада здания.
Монастырь иногда называют Нораванк в Амагу, причем Амагу — это название небольшой и ныне заброшенной деревни над каньоном, чтобы отличить ее от Бгено-Нораванка , недалеко от Гориса . В XIII–XIV веках монастырь стал резиденцией сюникских епископов и, следовательно, крупным религиозным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями, особенно со знаменитым Гладзорским университетом и библиотекой.
История
[ редактировать ]
Нораванк был основан в 1105 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем Ваганаванка недалеко от современного города Капан в Сюнике . Монастырский комплекс включает церковь С. Карапета, часовню С. Григора со сводчатым залом и церковь С. Аствацацин (Святой Богородицы). Руины различных гражданских построек и хачкаров находятся как внутри, так и за пределами крепостных стен. Нораванк был резиденцией князей Орбелянов . Архитектор Сиранес, художник-миниатюрист и скульптор Момик работали здесь во второй половине тринадцатого - начале четырнадцатого века. [ 1 ]
Комплекс Нораванк
[ редактировать ]




Крепостные стены, окружающие комплекс, были построены в 17–18 веках.
Церковь Сурб Аствацацин
[ редактировать ]Самым грандиозным сооружением является Сурб Аствацацин (Святая Богородица), также называемая Буртелашен (строение Буртеля) в честь князя Буртеля Орбеляна, его финансиста. Он расположен к юго-востоку от церкви Сурб Карапет. Сурб Аствацацин была завершена в 1339 году, шедевр талантливого скульптора и миниатюриста Момика , который ее спроектировал, а также была его последней работой. Рядом с церковью находится его могила-хачкар, небольшая и скромно украшенная, датированная тем же годом. В последнее время упавшую крышу покрыли простой четырехскатной крышей. В 1997 году барабан и его коническая крыша были перестроены, приняв форму на основе существующих фрагментов. Однако его раскритиковали как «фантастическую реконструкцию». [ 2 ] На первом этаже находились тщательно продуманные гробницы Буртеля и его семьи. Узкие ступеньки, выступающие с западного фасада, ведут ко входу в церковь/молельню. Над входом находится прекрасная рельефная скульптура, изображающая Христа в окружении Петра и Павла.
Буртелашен – высокохудожественный памятник, напоминающий башеннообразные погребальные сооружения первых лет христианства в Армении. Это мемориальная церковь. Первый этаж его, прямоугольный в плане, представлял собой семейную усыпальницу ; этажом выше, крестообразным в плане, находился мемориальный храм, увенчанный многоколонной ротондой.
Буртелашен является доминирующим сооружением в Нораванк. Оригинальная трехъярусная композиция здания основана на увеличении высоты ярусов и сочетании тяжелого низа с разделенной серединой и полуоткрытым верхом. Соответственно, декор скромнее внизу и богаче вверху. В качестве декоративных элементов использованы колонны, арки, профилированные подкосы, образующие кресты различной формы, медальоны, переплетенные ленты вокруг окон и дверей.
Западный портал украшен особым великолепием. Важную роль в его оформлении играет консольная лестница , ведущая на верхний уровень, с профилированными торцами к ступеням. Дверные проемы обрамлены широкими прямоугольными наличниками, с выступами в верхней части, колоннами, галтелями и полосами с разнообразными, преимущественно геометрическими, тонкими и замысловатыми узорами. Между внешним платандом и арочным обрамлением проемов помещены изображения голубей и сирен с женскими коронованными головами. Подобные рельефы широко использовались в армянском искусстве XIV века и в более раннее время в архитектуре, миниатюрах и произведениях прикладного искусства, на различных сосудах и чашах. Входные тимпаны украшены барельефами, изображающими на нижнем тимпане Пресвятую Богородицу с Младенцем и архангелами Гавриилом и Михаилом по бокам от Нее, а на верхнем тимпане - поясное изображение Христа и фигуры апостолов. Петр и Павел. В отличие от рельефов ризницы Нораванка, они вырезаны на ровной поверхности, что придает им большую самостоятельность. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкостью лепки, акцентированностью отдельных деталей одежды.
Группа основателей Буртелашена изображена на трёх колоннах западной части его ротонды. Картина состояла из рельефных фигур Пресвятой Богородицы с Младенцем, сидящей на престоле, и двух стоящих мужчин в богатых одеждах, один из которых держал модель храма.
Церковь Сурб Карапет
[ редактировать ]Вторая церковь - Сурб Карапет, крест внутри квадрата с отреставрированным барабаном и куполом, построенная в 1216–1227 годах, к северу от руин первоначального Сурб Карапета, разрушенного во время землетрясения. Церковь была построена по указу князя Липарита Орбеляна .
В 1340 году землетрясение разрушило купол церкви, которую в 1361 году реконструировал архитектор Сиранес. В 1931 году купол был поврежден во время очередного землетрясения. В 1949 году были отремонтированы крыша и стены церкви. В 1998 году крыша и барабан были восстановлены с помощью армяно-канадской семьи.
Западный вестибюль образует впечатляющий притвор 1261 года, украшенный великолепными хачкарами и серией надгробий с надписями на полу. Обратите внимание на знаменитую резьбу над внешней перемычкой. В церкви находится князя Смбата Орбеляна мавзолей . Гавит, вероятно, был четырехстолпным. В 1321 году здание, вероятно, разрушенное землетрясением, было покрыто новой крышей в виде огромной каменной палатки с горизонтальными перегородками, имитирующей деревянную крышу крестьянского дома хазарашенского типа. Это сильно отличало сооружение от других армянских памятников того же типа. Потолок имеет четыре ряда кронштейнов, образующих сталактитовый свод с квадратным осветительным проемом наверху. Широкий выступающий над полуколоннами обхват, глубокие ниши с хачкарами и низкий шатровый потолок, почти лишенный декора, придают тускло освещенному интерьеру мрачный вид.
Внешнее оформление сосредоточено преимущественно на западном фасаде, где находится вход в здание. Полукруглый тимпан двери, обрамленный двумя рядами трилистников и надписью, наполнен орнаментом и изображением Пресвятой Богородицы, восседающей на ковре с Младенцем и в окружении двух святых. В орнаменте также присутствуют крупные буквы, переплетенные побегами с листьями и цветами. Пресвятая Богородица сидит по-восточному с Младенцем. Рисунок коврика виден свисающими кистями. В храмах Сюника XIII-XIV веков был широко распространен культ Святой Богородицы. Ее изображали рельефно, и ей было посвящено множество церквей.
Острый тимпан сдвоенного окна над дверью украшен уникальным рельефным изображением большеголового и бородатого Бога-Отца с большими миндалевидными глазами, благословляющего Распятие правой рукой и держащего в левой руке главу Иоанна Богослова. Креститель , над ним голубь — Святой Дух. В правом углу тимпана изображен голубь-серафим; пространство между ним и фигурой Отца заполнено надписью.
Часовня Сурб Григор
[ редактировать ]
Придел Сурб (Святой) Григор был пристроен архитектором Сиранесом к северной стене церкви Сурб Карапет в 1275 году. В часовне находятся другие семейные гробницы Орбелянов, в том числе великолепное резное надгробие в виде льва и человека, датированное 1300 годом и закрывающее могилу Эликума. сын князя Тарсаича Орбеляна. Скромное строение имеет прямоугольную форму с полукруглым алтарем и сводчатым потолком на арке стены. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а алтарная апсида обрамлена хачкарами и рельефными изображениями голубей.
Хачкары
[ редактировать ]В комплексе сохранилось несколько хачкаров . Самый замысловатый из них – хачкар 1308 года работы Момика. На резном фоне выделяется большой крест над щитовидной розеткой и выступающие восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам. В верхней части хачкара изображена деисусная сцена, обрамленная арками из лапчатки, символизирующей беседку, о чем свидетельствует фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев винограда.
Природа
[ редактировать ]Этот район является частью зоны обитания бабочек Гнишик-Прайм. [ 3 ] и важная орнитологическая территория Нораванк . [ 4 ] Здесь можно встретить большое разнообразие животных и растений, таких как безоаровый козел, бородач , бабочка Алексанор и другие.
Хронологическая история [ 5 ]
|
---|
Археологические данные
[ редактировать ]Имя
Норванк
Другая номинация
Нораванк Амагу
Тип памятника
Монастырский комплекс
Область
Vayots Dzor
Сообщество
Арены
Резиденция
Деревня Амагу (заброшенная)
Расположение
В 3 км к северо-востоку от ныне заброшенного села Амагу, правая сторона Гнишикадзора, на небольшом холме.
Сохранение
стоя
Координаты
39°41'03,6" с.ш. 45°13'58,2" в.д.
Высота
1500 м
Эра и хронология
XII-XVIII века, Высокое средневековье.
История исследований
Первые сведения о памятнике сообщили топографы XIX века. Различные проблемы, касающиеся роли и значения Нораванка, изучались многими благотворителями арменоведения. В рамках реставрационных проектов раскопки проводились в 1947 г., в 1980-х и 1990-х гг. (Э. Айвазян, З. Мугдусян).
Археологическое описание
Стратиграфия : По данным историка XIII века и сюняцкого митрополита Степаноса Орбеляна, в 1105 году, после разрушения Багкского царства, епископ Ованес Капанци, лидер Ваганаванка, пришел и поселился в долине Нораванка, где находились церковь Св. Карапета и Покас. Находилась Патриаршая часовня.
Община и хозяйство Нораванка расширились в XIII-XIV веках, во времена правления Орбелянов, которые спонсировали строительство других комплексных памятников. Во время их правления Нораванк стал столичным центром Сюника, а также родовым кладбищем Орбелянов. В 1297 году Степанос Орбелян завершил свою историю в Нораванк.
Монастырь продолжает свое существование и в последующие столетия. Группа памятников пострадала во время землетрясения 1840 года, после чего была заброшена. Реставрационные и благоустройство проводились в 1948, 1982-1989 и 1996-1998 годах. (А. Баласанян, Г. Гаспарян).
Архитектура . Монастырский комплекс состоит из четырех церквей, притвора, часовен и построек хозяйственного значения, расположенных в закрытом дворе. Руины монастырских построек и гостевых домов можно увидеть за стеной, с восточной и северо-восточной стороны. скульптурные хачкары работы Момика В группу памятников также включены и других мастеров.
Церковь Св. Карапета - самая ранняя однонефная постройка монастыря, построенная из полуобработанного камня, руины которой были раскопаны рядом с южной стеной Св. Степаноса в 1982-83 гг.
Главным зданием группы памятников является церковь Сурб Степанос Нахавка, построенная Липаритом Орбеляном во времена правления архиепископа Саргиса (1216-1221). Это внешне прямоугольная, внутри крестообразная купольная композиция с двухъярусными сводами по четырем углам. Единственный вход с западной стороны открывается в вестибюль.
Гавит (прихожая) был построен Смбатом Орбеляном в 1261 году. Это большой бесколонный зал, поднимающиеся из стен полуарки пересекаются по диагонали и образуют квадрат, увенчанный аркой. Пол покрыт надгробиями Орбелянов и настоятелей монастыря. На северо-восточной стороне потолка расположен барельеф, изображающий сцену охоты. Имеет два входа с западной и юго-восточной стороны.
В внешнем убранстве выделяется западный фасад. На переднем камне двери, на небольшой скульптурной нише, изображена Богородица, сидящая на покрытом ковром престоле, держащая младенца Иисуса на руках , с каждой стороной по одному пророку. Фронтон окаймлен полосой с надписью и двойной аркой, украшенной резьбой по аметисту. Над входом широкий стоечный эркер завершается остроконечным фронтоном, широкая арочная рама которого завершается зигзагообразной лентой и алебастровой лепниной. В центре фасада находится уникальный в армянской скульптуре впечатляющий бюст Бога-Отца, держащего в руке голову Адама, оживлённого Святым Духом Голубем. Справа — сцена Распятия, слева — крылатый ангел. Помимо сюжетных высоких скульптур, внутреннее и внешнее убранство вестибюля завершают хачкары.
Церковь-гробница Св. Григора, примыкающая к Св. Степаносу с севера, представляет собой однонефное сводчатое здание, построенное дворцовым архитектором Орбелянов Сиранесом в 1275 году по приказу Тарсаича Орбеляна на могиле его брата Смбата Орбеляна. Позже здесь были похоронены и другие представители династии Орбелянов.
«Буртелашен» (постройка Буртеля) Церковь Св. Аствацацин спроектирована архитектором Момиком. Это одна из редких двухэтажных церквей в Армении. Строительство было завершено в 1339 году. Первый этаж снаружи представляет собой четырехугольное сооружение, а внутри – крестообразное сооружение, служившее когда-то усыпальницей. Второй этаж внутри и снаружи представляет собой крестообразное сооружение со сводами с восточной стороны, увенчанное ротондой с колоннадой.
Внешне западный фасад выделяется среди украшенных скульптурами животных, птиц, растительным и геометрическим орнаментом. Консольные лестницы ведут на крыльцо второго этажа с обеих сторон. На надгробии первого этажа изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов Михаила и Гавриила; на втором этаже – бюст Христа в сопровождении апостолов Петра и Павла.
На колоннах третьего этажа ротонды размещена тематическая скульптура: Богородица с Младенцем и покровителями церкви, Буртель с церковной иконой и сыновьями.
Находки : Архитектурные детали, хачкары, надгробия, литографии, находки керамики.
Значение
Нораванк был митрополитом-префектом Сюника с конца XIII до середины XIV века. Он важен не только своей историей, но и считается эксклюзивной энциклопедией армянского культурного наследия благодаря своей архитектуре, скульптуре, письму и миниатюрному искусству. Это одна из уникальных групп памятников, в надписях которой сохранились имена более чем одного архитектора.
Традиционные легенды
Мастер Момик влюбляется в прекрасную дочь князя Сюняца. Девушке тоже нравится Момик. Князь Сюника звонит Момику и говорит: «Я выдам за тебя замуж свою дочь, если ты за три года построишь для меня новый, красивый монастырь». Молодой мастер принимает условие принца и приступает к работе. Вырезая и вырубая из скал камни, он собирается в положенный срок завершить строительство монастыря. Зная об этом, князь посылает слугу, который по приказу своего хозяина взбирается на купол монастыря и сталкивает Момика вниз. Последний камень, ограненный Момиком, становится его надгробием.
Источники
- Степанос Орбелян 1986, История Сюника (перевод А.Абраамяна), Ереван, «Советский писатель», 615 стр.
- Егиазарян Г. 1955, Памятники культуры Азизбековского района, Ереван, "Айпетрат", 111 стр.
- Ганаланян А. 1969, Авандапатум, Ереван, "Издание АН СССР", 530 стр.
- Матевосян К. 2017, Литографии и мемориалы Нораванка, Ереван, «Мугни», 244 страницы.
- Кайберуни 2003, Путевые заметки, Ереван, "Мугни", 498 стр.
Галерея
[ редактировать ]-
Норванк
-
Разбитый хачкар слева от церкви Аствацацин
-
Вид на интерьер
-
Резные надгробия Смбата и Эликума III Орбелянов в часовне Сурб Григор.
-
Крестовое украшение на стенах церкви Аствацацин
-
Южный вход церкви Сурб Карапет.
-
Вход в церковь Аствацацин
-
Нораванкские хачкары
-
Отверстие
-
Орнамент на потолке часовни Святого Григора, выполненный пигментом Вордан Кармир (Кошениль красный).
-
Вид с воздуха
-
Музей
-
Барельеф
-
Оконный тимпан притвора. Интерпретация неясна: Бог-Отец с головой Иоанна Крестителя, Иисус или Адам в руке и Иисус на кресте.
-
Панорама монастыря Нораванк и долины Амагу
-
Монастырь начала 20 века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Монастырь Нораванк: Полный путеводитель с советами и многим другим!» . 13 марта 2023 г. Проверено 20 июля 2023 г.
- ^ Андрех Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018, стр. 372.
- ^ Сохранение бабочек в Армении. «Район бабочек Гнишик Прайм» . НПО ТСЭ . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Армянская перепись птиц. «Важная орнитологическая территория Нораванк» . Армянская перепись птиц . НПО ТСЭ . Проверено 23 января 2019 г.
- ↑ Амагу Нораванк, Documenti Di Architettura Armana, Адриано Альпаго Новелло, Джулио Иени, опубликовано в Милане, Италия, в 1985 году.
- ^ Jump up to: а б Андре Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018, стр. 379
Дополнительные источники
[ редактировать ]- « Архитектурные ансамбли Армении » О. Халпахчяна, изданные в Москве издательством «Искусство» в 1980 году.
- « Путеводитель по Армении заново » Брейди Кислинга и Раффи Коджана, опубликованный в Интернете и напечатанный в 2005 году.
- «История провинции Сюник» (Патмутьюн Нахангин Сисакан), автор Степанос Орбелян, 1297 год .
Внешние ссылки
[ редактировать ]