Jump to content

Норванк

Координаты : 39 ° 41'03 "N 45 ° 13'58" E  /  39,684061 ° N 45,232872 ° E  / 39,684061; 45.232872
Норванк
Нораванк
Церкви Сурб Аствацацин и Сурб Карапет с часовней Сурб Григор справа, Нораванк.
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Расположение
Расположение Долина Амагу, Область Вайоц Дзор , Армения
Нораванк находится в Армении.
Норванк
Показано в Армении
Географические координаты 39 ° 41'03 "N 45 ° 13'58" E  /  39,684061 ° N 45,232872 ° E  / 39,684061; 45.232872
Архитектура
Стиль Армянский
Новаторский 1205

Нораванк ( арм . Նորավանք , букв. « новый монастырь » ) — армянский монастырь 13-го века, расположенный в 122 км от Еревана в узком ущелье , образованном рекой Амагу, недалеко от города Ехегнадзор в Армении . Ущелье известно своими высокими отвесными кирпично-красными скалами , расположенными прямо напротив монастыря. Монастырь наиболее известен своей двухэтажной церковью Сурб Аствацацин (Святой Богородицы), доступ к второму этажу которой осуществляется по узкой каменной лестнице, выступающей из фасада здания.

Монастырь иногда называют Нораванк в Амагу, причем Амагу — это название небольшой и ныне заброшенной деревни над каньоном, чтобы отличить ее от Бгено-Нораванка , недалеко от Гориса . В XIII–XIV веках монастырь стал резиденцией сюникских епископов и, следовательно, крупным религиозным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями, особенно со знаменитым Гладзорским университетом и библиотекой.

План Нораванка

Нораванк был основан в 1105 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем Ваганаванка недалеко от современного города Капан в Сюнике . Монастырский комплекс включает церковь С. Карапета, часовню С. Григора со сводчатым залом и церковь С. Аствацацин (Святой Богородицы). Руины различных гражданских построек и хачкаров находятся как внутри, так и за пределами крепостных стен. Нораванк был резиденцией князей Орбелянов . Архитектор Сиранес, художник-миниатюрист и скульптор Момик работали здесь во второй половине тринадцатого - начале четырнадцатого века. [ 1 ]

Комплекс Нораванк

[ редактировать ]
Фасад церкви Сурб Аствацацин
Подход к монастырю
Задняя часть церкви Аствацацин
Церковь Сурб Аствацацин Нораванка
Деталь церкви Аствацацин
Церковь Сурб Карапет (Св. Иоанна Крестителя)
Фасад церкви Сурб Карапет с изображением Бога-Отца (верхний рельеф)
Могила Эликума III Орбеляна, сына князя Тарсаича Орбеляна.

Крепостные стены, окружающие комплекс, были построены в 17–18 веках.

Церковь Сурб Аствацацин

[ редактировать ]

Самым грандиозным сооружением является Сурб Аствацацин (Святая Богородица), также называемая Буртелашен (строение Буртеля) в честь князя Буртеля Орбеляна, его финансиста. Он расположен к юго-востоку от церкви Сурб Карапет. Сурб Аствацацин была завершена в 1339 году, шедевр талантливого скульптора и миниатюриста Момика , который ее спроектировал, а также была его последней работой. Рядом с церковью находится его могила-хачкар, небольшая и скромно украшенная, датированная тем же годом. В последнее время упавшую крышу покрыли простой четырехскатной крышей. В 1997 году барабан и его коническая крыша были перестроены, приняв форму на основе существующих фрагментов. Однако его раскритиковали как «фантастическую реконструкцию». [ 2 ] На первом этаже находились тщательно продуманные гробницы Буртеля и его семьи. Узкие ступеньки, выступающие с западного фасада, ведут ко входу в церковь/молельню. Над входом находится прекрасная рельефная скульптура, изображающая Христа в окружении Петра и Павла.

Буртелашен – высокохудожественный памятник, напоминающий башеннообразные погребальные сооружения первых лет христианства в Армении. Это мемориальная церковь. Первый этаж его, прямоугольный в плане, представлял собой семейную усыпальницу ; этажом выше, крестообразным в плане, находился мемориальный храм, увенчанный многоколонной ротондой.

Буртелашен является доминирующим сооружением в Нораванк. Оригинальная трехъярусная композиция здания основана на увеличении высоты ярусов и сочетании тяжелого низа с разделенной серединой и полуоткрытым верхом. Соответственно, декор скромнее внизу и богаче вверху. В качестве декоративных элементов использованы колонны, арки, профилированные подкосы, образующие кресты различной формы, медальоны, переплетенные ленты вокруг окон и дверей.

Западный портал украшен особым великолепием. Важную роль в его оформлении играет консольная лестница , ведущая на верхний уровень, с профилированными торцами к ступеням. Дверные проемы обрамлены широкими прямоугольными наличниками, с выступами в верхней части, колоннами, галтелями и полосами с разнообразными, преимущественно геометрическими, тонкими и замысловатыми узорами. Между внешним платандом и арочным обрамлением проемов помещены изображения голубей и сирен с женскими коронованными головами. Подобные рельефы широко использовались в армянском искусстве XIV века и в более раннее время в архитектуре, миниатюрах и произведениях прикладного искусства, на различных сосудах и чашах. Входные тимпаны украшены барельефами, изображающими на нижнем тимпане Пресвятую Богородицу с Младенцем и архангелами Гавриилом и Михаилом по бокам от Нее, а на верхнем тимпане - поясное изображение Христа и фигуры апостолов. Петр и Павел. В отличие от рельефов ризницы Нораванка, они вырезаны на ровной поверхности, что придает им большую самостоятельность. Фигуры отличаются пластичностью форм, мягкостью лепки, акцентированностью отдельных деталей одежды.

Группа основателей Буртелашена изображена на трёх колоннах западной части его ротонды. Картина состояла из рельефных фигур Пресвятой Богородицы с Младенцем, сидящей на престоле, и двух стоящих мужчин в богатых одеждах, один из которых держал модель храма.

Церковь Сурб Карапет

[ редактировать ]

Вторая церковь - Сурб Карапет, крест внутри квадрата с отреставрированным барабаном и куполом, построенная в 1216–1227 годах, к северу от руин первоначального Сурб Карапета, разрушенного во время землетрясения. Церковь была построена по указу князя Липарита Орбеляна .

В 1340 году землетрясение разрушило купол церкви, которую в 1361 году реконструировал архитектор Сиранес. В 1931 году купол был поврежден во время очередного землетрясения. В 1949 году были отремонтированы крыша и стены церкви. В 1998 году крыша и барабан были восстановлены с помощью армяно-канадской семьи.

Западный вестибюль образует впечатляющий притвор 1261 года, украшенный великолепными хачкарами и серией надгробий с надписями на полу. Обратите внимание на знаменитую резьбу над внешней перемычкой. В церкви находится князя Смбата Орбеляна мавзолей . Гавит, вероятно, был четырехстолпным. В 1321 году здание, вероятно, разрушенное землетрясением, было покрыто новой крышей в виде огромной каменной палатки с горизонтальными перегородками, имитирующей деревянную крышу крестьянского дома хазарашенского типа. Это сильно отличало сооружение от других армянских памятников того же типа. Потолок имеет четыре ряда кронштейнов, образующих сталактитовый свод с квадратным осветительным проемом наверху. Широкий выступающий над полуколоннами обхват, глубокие ниши с хачкарами и низкий шатровый потолок, почти лишенный декора, придают тускло освещенному интерьеру мрачный вид.

Внешнее оформление сосредоточено преимущественно на западном фасаде, где находится вход в здание. Полукруглый тимпан двери, обрамленный двумя рядами трилистников и надписью, наполнен орнаментом и изображением Пресвятой Богородицы, восседающей на ковре с Младенцем и в окружении двух святых. В орнаменте также присутствуют крупные буквы, переплетенные побегами с листьями и цветами. Пресвятая Богородица сидит по-восточному с Младенцем. Рисунок коврика виден свисающими кистями. В храмах Сюника XIII-XIV веков был широко распространен культ Святой Богородицы. Ее изображали рельефно, и ей было посвящено множество церквей.

Острый тимпан сдвоенного окна над дверью украшен уникальным рельефным изображением большеголового и бородатого Бога-Отца с большими миндалевидными глазами, благословляющего Распятие правой рукой и держащего в левой руке главу Иоанна Богослова. Креститель , над ним голубь — Святой Дух. В правом углу тимпана изображен голубь-серафим; пространство между ним и фигурой Отца заполнено надписью.

Часовня Сурб Григор

[ редактировать ]
Нораванкский всадник, охотящийся на льва, конец 13 - начало 14 века.

Придел Сурб (Святой) Григор был пристроен архитектором Сиранесом к северной стене церкви Сурб Карапет в 1275 году. В часовне находятся другие семейные гробницы Орбелянов, в том числе великолепное резное надгробие в виде льва и человека, датированное 1300 годом и закрывающее могилу Эликума. сын князя Тарсаича Орбеляна. Скромное строение имеет прямоугольную форму с полукруглым алтарем и сводчатым потолком на арке стены. Вход с арочным тимпаном украшен колоннами, а алтарная апсида обрамлена хачкарами и рельефными изображениями голубей.

В комплексе сохранилось несколько хачкаров . Самый замысловатый из них – хачкар 1308 года работы Момика. На резном фоне выделяется большой крест над щитовидной розеткой и выступающие восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам. В верхней части хачкара изображена деисусная сцена, обрамленная арками из лапчатки, символизирующей беседку, о чем свидетельствует фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев винограда.

Этот район является частью зоны обитания бабочек Гнишик-Прайм. [ 3 ] и важная орнитологическая территория Нораванк . [ 4 ] Здесь можно встретить большое разнообразие животных и растений, таких как безоаровый козел, бородач , бабочка Алексанор и другие.

Хронологическая история [ 5 ]

Before the 9th century - According to historian Stepanos Orbelian a church dedicated to St. Pokas stands on the monastery site.

800-900 - A church was built: sources call it St. Karapet's or Church of Svag Khoradzor. The name will later be transformed into Noravank (nor = new, vank = monastery), in 1221.

989 - Hovhannes the Scribe copies a Gospel for the priest Stepanos. It is so called Gospel of Etchmiadzin that contains some miniated pages of an earlier date which are some of the oldest and most famous examples of Armenian miniature art.

1105 - According to historian Stepanos Orbelian Bishop Hovhannes, abbot of the monastery of Vahanavank, moves to Noravank and helps to found the first nucleus of monks at the monastery. His brother, Prince Hamtum, then comes to the monastery and helps to develop it. The monastery is to become rich: it will own the two fortresses of Anapat and Hraseka, along with twelve farms.

1154 - Bishop Hovhannes dies and is buried in the monastery. According to the historian Stepanos Orbelian, this bishop had founded a church and connected buildings; there is not trace of this complex left today.

1168 - Bishop Grigoris of Syunik dies and is buried in the monastery.

1170 - Bishop Stepanos, son of Bishop Grigoris, settles in Noravank, choosing it as the seat of the bishopric. Hs is to obtain the Valley of Agarak and fortress of Anapat as donation to the monastery from Mongol Sultan Yelkduz, along with exception from taxes on church property.

1201 - This date is found on a khachkar at the southern entrance of the Church of St. Karapet.

1216 - Bishop Stepanos dies and is buried in the monastery. Father Sargis, his successor, shares the monastery's property with Tatev.

1216-1221 - Prince Liparit Orbelian and Bishop Sargis build a church in the monastery: sources refer to it as the Church of St. Stepanos Noravank (the protomartyr).

1221 - Bishop Sargis, grandson of Archbishop Stepanos, builds the Church of St. Karapet as the burial chapel for the family. According to the historian Stepanos Orbelian, the church was built by the will of Liparit Orbelian, founder of the dynasty, and building work lasted seven years, ending in 1228. A khachkar in the west wall of the gavit is dedicated Nazar and Nazlu.

1222 - A memorial to Vasak, who died of a premature death, is inscribed on a khachkar on the south wall of the gavit.

1223 - A Church of St. Stepanos is consecrated and Prince Bupak donates the village of Aghberis to the monastery to commemorate the occasion.

1223-1261 - A gavit is built in the monastery.

13th century - Khatun, daughter of Khalkhashah, donates 300 pieces of silver and an orchard to the monastery.

1232 - A certain Gorg makes various donations to the monastery.

1240 - This date in on a khachkar inside the gavit.

1256 - A certain Shatluys donates an orchard to the monastery.

1260 - Bishop Ter-Stepan of Syunik dies and is buried in the monasteries gavit.

1261 - Prince Smbat Orbelian restores the monasteries gavit, perhaps with the aid of Bishop Sargis and architect Siranes. There are two inscriptions on the gavit walls bearing the dates 1232 and 1256: this indicates that there was previously another building on the site, and its stones were used for the gavit. In this same year, Prince Smbat donates various goods to the monastery for the salvation of the soul of his brother, Prince Burtel. Near the khachkar in the gavit there is another, erected in memory of Burtel, son of Elikum, grandson of Liparit. Another khachkar recalls Burtel, son of "prince of princes" Smbat.

1270-1290 - This is the date on a khachkar inside the refectory-hospice that has now partially collapsed.

1271 - A Noravank inscription mentions the name "hovatun" as being a building of unknown purpose.

Before 1273 - An inscription reveals that the "prince of princes" Smbat has donated lands and orchards to the monastery.

1273 - King Smbat dies: he was the elder brother of Prince Tarsaich and is buried in the monastery.

1273-1290 - Bishop Sargis builds a hospice close to the monastery and donates various goods to it: the proceeds are used to provide pilgrims with food and drink.

1275 - Prince Tarsaich builds a burial chapel for his brother Smbat and building, the work of architect Siranes, will subsequently house all family tombs.

1277 - A khachkar is erected on the tomb of Prince Mahevan, son of Senekerim, King of Syunik.

1285 - Kukor erects khachkar on the tombs of his brother Palka and his mother Aspi.

1287 - Stepanos Orbelian becomes metropolitan of Syunk. He is one of the most prestigious men of culture and politics in medieval Armenia. He is to leave numerous works of poetry and essays on history. He finally succeeds in uniting the monasteries of Tatev and Noravank.

2nd half of 13th century - A bridge is built to connect the monastery with the region.

1290 - An inscription mentioning the death of the "prince of princes" Tarsaich can be seen at the east entrance of the chapel.

1291 - Amira, grandson of Djurdj, buys an orchard for 4000 pieces of silver and donates it to the monastery.

1292 - The architect-scribe Momik transcribes a beautiful Gospel for the brothers Hovhannes and Tadeos Princess Mina Khatun, daughter of King Djala of the Aghuank and wife of Tarsaich, donates many goods to the monastery.

1298 - Ter Sargis, bishop of Syunik, dies and is buried in the monastery. Stepanos, bishop of Syunik and son of "prince of princes" Tarsaich, makes an important donation to the monastery. Princess Mina Khatun is buried in the monastery.

1299 - In the monastery of Noravank, metropolitan and historian Stepanos Orbelian finishes his great work entitled History of the Province of Syunik (Patmut'yun Nahangin Sisakan).

1300 - Prince Elikum Orbelian dies and is buried in the monastery, in the Chapel of St Grigor; the tomb of the prince, son of Tarsaich, bears a human representation with a lion's tail and paws: these characteristics were attributed to him for his courage in war. Stepanos Orbelian finishes his poem "Lament on Behalf of the Cathedral" ("Voghb i dimats surb Katoghikeyin").

1302 - The architect-scribe Momik writes and miniates a Gospel for Stepanos Orbelian.

1303 - Metropolitan Stepanos Orbelian dies and is buried in the monastery. Sandjar, son of Tankarghul, donates an orchard to the monastery on the birth of his son.

1303-1324 - The abbot of monastery is Hovhannes-Orbel, nephew of Prince Liparit. By his will, the architect Momik is to build the Church of St. Astvatsatsin at Areni. Also by his will, numerous codices are written in manuscript.

1304 - Momik erects a khachkar to the memory of metropolitan Stepanos Orbelian.

1305 - An inscription on his tomb mentions the death of Bishop Grigor of Syunik.

1307 - Momik and Poghos "vardapet" write and miniate a Gospel.

1308 - Tamta Khatun, mother of Prince Burtel, erects a beautiful khachkar made by the architect Momik.

1312 - Tamta Khatun, mother of Prince Burtel, is buried in the chapel of King Smbat. Grigor, nephew of Prince Dop, donates various orchards to the monastery.

1318 - Bughta, brother of Burtel, is buried in the chapel of King Smbat and a khachkar is erected in his memory.

1320-1322 - The priest Sargis, nephew of Archbishop Stepanos of Syunik, builds the church of Noravank.

1321 - St. Karapet's building is probably damaged by an earthquake.

1324 - Hovhannes-Orbel, metropolitan of Syunik, dies and is buried in the monastery.

1324-1331 - Stepanos Tarsaich Orbelian becomes abbot of the monastery. A student of chief vardapet Esayi Nshetsi of University of Gladzor, he is to build the Zorats church in the region of Yeghegis.

1331-1339 - Prince Burtel, as is mentioned in the inscription on the west entrance, builds the Church of St. Astvatsatsin, the so-called "Burtelashen", in the monastery.

1333 - The architect-sculpture-painter Momik dies and is buried in the monastery. The scribe Kiuron re-copies a manuscript by order of Grigoris.

1345 - Gontse, daughter of Paron Khosrovik, donates Khangah orchard to the monastery for salvation of the soul of Amad.

15th century - The architectural model of the two-story funerary chapel spreads throughout Syunik and all monasteries build chapel of the same type.

1476 - The scribe Poghos re-copies a Gospel.

1486 - Davit Darbin erects a khachkar in the monastery to the memory of Tukhik.

1569 - Bishop Eghishe erects a khachkar to the memory of his uncle Bishop Arakel.

1628 - Tuma Abegha writes Gospel in the monastery.

1600-1700 - Fortified walls, a hospice and various other buildings are constructed in the monastery.

1755 - A battle is fought between Hadji Pasha, who has taken over the monastery, and the armies of Isa Ashag.

1813 - The Persian King, Shah Fatail, hands the monastery to Petros Bek Orbelian and orders the proceeds from the village of Amaghu be given to the monastery for its running and maintenance.

1840 - An earthquake damages the monastery.

1948-1949 - The Committee for the Conservation of Monuments in Soviet Armenia begins restoration works on the monastery. A. Balasanyan draws up the projects.

1982-1983 - Renewed consolidation, restoration and excavation works at the monastery begin.[need quotation to verify]

1995 - Because of its over restoration, Noravank is denied entry to UNESCO's World Heritage List.[6]

1997 - The drum and conical dome of the Surb Astvatsatsin church is rebuilt.[6]

Археологические данные

[ редактировать ]

Имя

Норванк

Другая номинация

Нораванк Амагу

Тип памятника

Монастырский комплекс

Область

Vayots Dzor

Сообщество

Арены

Резиденция

Деревня Амагу (заброшенная)

Расположение

В 3 км к северо-востоку от ныне заброшенного села Амагу, правая сторона Гнишикадзора, на небольшом холме.

Сохранение

стоя

Координаты

39°41'03,6" с.ш. 45°13'58,2" в.д.

Высота

1500 м

Эра и хронология

XII-XVIII века, Высокое средневековье.

История исследований

Первые сведения о памятнике сообщили топографы XIX века. Различные проблемы, касающиеся роли и значения Нораванка, изучались многими благотворителями арменоведения. В рамках реставрационных проектов раскопки проводились в 1947 г., в 1980-х и 1990-х гг. (Э. Айвазян, З. Мугдусян).

Археологическое описание


Стратиграфия : По данным историка XIII века и сюняцкого митрополита Степаноса Орбеляна, в 1105 году, после разрушения Багкского царства, епископ Ованес Капанци, лидер Ваганаванка, пришел и поселился в долине Нораванка, где находились церковь Св. Карапета и Покас. Находилась Патриаршая часовня.

Община и хозяйство Нораванка расширились в XIII-XIV веках, во времена правления Орбелянов, которые спонсировали строительство других комплексных памятников. Во время их правления Нораванк стал столичным центром Сюника, а также родовым кладбищем Орбелянов. В 1297 году Степанос Орбелян завершил свою историю в Нораванк.

Монастырь продолжает свое существование и в последующие столетия. Группа памятников пострадала во время землетрясения 1840 года, после чего была заброшена. Реставрационные и благоустройство проводились в 1948, 1982-1989 и 1996-1998 годах. (А. Баласанян, Г. Гаспарян).

Архитектура . Монастырский комплекс состоит из четырех церквей, притвора, часовен и построек хозяйственного значения, расположенных в закрытом дворе. Руины монастырских построек и гостевых домов можно увидеть за стеной, с восточной и северо-восточной стороны. скульптурные хачкары работы Момика В группу памятников также включены и других мастеров.

Церковь Св. Карапета - самая ранняя однонефная постройка монастыря, построенная из полуобработанного камня, руины которой были раскопаны рядом с южной стеной Св. Степаноса в 1982-83 гг.

Главным зданием группы памятников является церковь Сурб Степанос Нахавка, построенная Липаритом Орбеляном во времена правления архиепископа Саргиса (1216-1221). Это внешне прямоугольная, внутри крестообразная купольная композиция с двухъярусными сводами по четырем углам. Единственный вход с западной стороны открывается в вестибюль.

Гавит (прихожая) был построен Смбатом Орбеляном в 1261 году. Это большой бесколонный зал, поднимающиеся из стен полуарки пересекаются по диагонали и образуют квадрат, увенчанный аркой. Пол покрыт надгробиями Орбелянов и настоятелей монастыря. На северо-восточной стороне потолка расположен барельеф, изображающий сцену охоты. Имеет два входа с западной и юго-восточной стороны.

В внешнем убранстве выделяется западный фасад. На переднем камне двери, на небольшой скульптурной нише, изображена Богородица, сидящая на покрытом ковром престоле, держащая младенца Иисуса на руках , с каждой стороной по одному пророку. Фронтон окаймлен полосой с надписью и двойной аркой, украшенной резьбой по аметисту. Над входом широкий стоечный эркер завершается остроконечным фронтоном, широкая арочная рама которого завершается зигзагообразной лентой и алебастровой лепниной. В центре фасада находится уникальный в армянской скульптуре впечатляющий бюст Бога-Отца, держащего в руке голову Адама, оживлённого Святым Духом Голубем. Справа — сцена Распятия, слева — крылатый ангел. Помимо сюжетных высоких скульптур, внутреннее и внешнее убранство вестибюля завершают хачкары.

Церковь-гробница Св. Григора, примыкающая к Св. Степаносу с севера, представляет собой однонефное сводчатое здание, построенное дворцовым архитектором Орбелянов Сиранесом в 1275 году по приказу Тарсаича Орбеляна на могиле его брата Смбата Орбеляна. Позже здесь были похоронены и другие представители династии Орбелянов.

«Буртелашен» (постройка Буртеля) Церковь Св. Аствацацин спроектирована архитектором Момиком. Это одна из редких двухэтажных церквей в Армении. Строительство было завершено в 1339 году. Первый этаж снаружи представляет собой четырехугольное сооружение, а внутри – крестообразное сооружение, служившее когда-то усыпальницей. Второй этаж внутри и снаружи представляет собой крестообразное сооружение со сводами с восточной стороны, увенчанное ротондой с колоннадой.

Внешне западный фасад выделяется среди украшенных скульптурами животных, птиц, растительным и геометрическим орнаментом. Консольные лестницы ведут на крыльцо второго этажа с обеих сторон. На надгробии первого этажа изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов Михаила и Гавриила; на втором этаже – бюст Христа в сопровождении апостолов Петра и Павла.

На колоннах третьего этажа ротонды размещена тематическая скульптура: Богородица с Младенцем и покровителями церкви, Буртель с церковной иконой и сыновьями.

Находки : Архитектурные детали, хачкары, надгробия, литографии, находки керамики.

Значение

Нораванк был митрополитом-префектом Сюника с конца XIII до середины XIV века. Он важен не только своей историей, но и считается эксклюзивной энциклопедией армянского культурного наследия благодаря своей архитектуре, скульптуре, письму и миниатюрному искусству. Это одна из уникальных групп памятников, в надписях которой сохранились имена более чем одного архитектора.

Традиционные легенды

Мастер Момик влюбляется в прекрасную дочь князя Сюняца. Девушке тоже нравится Момик. Князь Сюника звонит Момику и говорит: «Я выдам за тебя замуж свою дочь, если ты за три года построишь для меня новый, красивый монастырь». Молодой мастер принимает условие принца и приступает к работе. Вырезая и вырубая из скал камни, он собирается в положенный срок завершить строительство монастыря. Зная об этом, князь посылает слугу, который по приказу своего хозяина взбирается на купол монастыря и сталкивает Момика вниз. Последний камень, ограненный Момиком, становится его надгробием.

Источники

- Степанос Орбелян 1986, История Сюника (перевод А.Абраамяна), Ереван, «Советский писатель», 615 стр.

- Егиазарян Г. 1955, Памятники культуры Азизбековского района, Ереван, "Айпетрат", 111 стр.

- Ганаланян А. 1969, Авандапатум, Ереван, "Издание АН СССР", 530 стр.

- Матевосян К. 2017, Литографии и мемориалы Нораванка, Ереван, «Мугни», 244 страницы.

- Кайберуни 2003, Путевые заметки, Ереван, "Мугни", 498 стр.

  1. ^ «Монастырь Нораванк: Полный путеводитель с советами и многим другим!» . 13 марта 2023 г. Проверено 20 июля 2023 г.
  2. ^ Андрех Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018, стр. 372.
  3. ^ Сохранение бабочек в Армении. «Район бабочек Гнишик Прайм» . НПО ТСЭ . Проверено 23 января 2019 г.
  4. ^ Армянская перепись птиц. «Важная орнитологическая территория Нораванк» . Армянская перепись птиц . НПО ТСЭ . Проверено 23 января 2019 г.
  5. Амагу Нораванк, Documenti Di Architettura Armana, Адриано Альпаго Новелло, Джулио Иени, опубликовано в Милане, Италия, в 1985 году.
  6. ^ Jump up to: а б Андре Марути, «Сохранение архитектурного наследия Армении», 2018, стр. 379

Дополнительные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ed17ff5c8f999b716f2ba1c34e04a342__1711513680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/42/ed17ff5c8f999b716f2ba1c34e04a342.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noravank - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)