Соломон
Монастырь Хоромос | |
---|---|
![]() Вид на монастырь с северо-востока | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Статус | разрушенный |
Расположение | |
Расположение | возле Ани |
Географические координаты | 40 ° 31'11 "N 43 ° 37'45" E / 40,519689 ° N 43,629158 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Ованес |
Стиль | Армянский |
Завершенный | 10-13 века |
Хоромос ( арм . Հոռոմոս ), также известный как Хоромосиванк , Гошаванк , Хочаванк или Хоша Ванк , — заброшенный и разрушенный средневековый армянский монастырский комплекс примерно в 15 километрах к северо-востоку от руин Ани (столицы Багратидской Армении ). на территории современной восточной Турции . Оромос с его коллекцией церквей, часовен и гробниц называют одним из самых значительных духовных и культурных религиозных центров средневековой Армении и одним из крупнейших на всем христианском Востоке. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Хоромос был основан группой армянских монахов около 931-36 гг., во время правления царя Абаса I Багратуни (ок. 929-953 гг.). [ 2 ] Монастырский комплекс со временем расширился и включил в себя отдельные церкви св. Иоанна, Минаса и Георгия, ряд больших залов ( гавитов ), триумфальная арка , а также различные часовни и мавзолеи меньшего размера. Он служил местом захоронения знатных семей, в частности Ашота III Армянского (годы правления 953–77), Гагика I Армянского (годы правления 989–1020), Йованнеса-Смбата и Закаридов в 13 веке, и является этакий армянский " Сен-Дени ". [ 3 ]
Церковь Святого Иоанна (1038 г.)
[ редактировать ]церковь Святого Иоанна («Сурб-Йованнес»), ныне находящаяся в сильно разрушенном состоянии, была построена царем Йованнесом-Смбатом , сыном Гагика I Армянского , в 1038 году. Согласно надписи, [ 4 ] [ 5 ]
Жаматун церкви Святого Иоанна (1038 г.)
[ редактировать ]Жаматун церкви Святого Иоанна — первый известный экземпляр жаматуна или гавита в Армении, архитектурного элемента, построенного перед церковью для собраний. Он датируется 1038 годом и был построен царем Йованнесом-Смбатом , сыном Гагика I Армении . [ 4 ] [ 5 ] он уже назывался «жаматун» Согласно дарственной надписи 1038 года, : [ 5 ]
В 487 году армян (т. е. 1038) я, шаханша Йованнес , сын шаханша Гагика , отдал свой виноградник, расположенный в Колбе, этой моей церкви Сурб-Йованнес (Святой Иоанн), которую я построил в этом монастырь Хоромос вместе с этим жаматуном ...
- Посвятительная надпись на притворе в Хоромосе. [ 6 ]
могила короля Йованеса-Смбата . Здесь находится [ 3 ]
-
Внутри жаматуна
Часовня Рузукан (1215 г.)
[ редактировать ]Часовня Рузукан представляет собой двухэтажное погребальное сооружение с большой камерой и тремя небольшими часовнями наверху, построенное у южной стены церкви Святого Иоанна. [ 9 ] Согласно надписи, часовня была заказана в 1215 году Кутлу-хатун для ее матери Рузукан под руководством епископа Саргиса. [ 9 ]
Главный зал открывается на запад через арку. [ 9 ] Главное помещение украшено трехарочным сводом, поддерживаемым четырьмя колоннами, а восточная стена украшена четырьмя крестами -хачкарами . [ 9 ] В центре свода расположен восьмиугольник, украшенный сложными геометрическими узорами. [ 9 ] Боковые стены опоясывает линейный декоративный рельеф, известный как «сельджукская цепь», хотя он использовался в Армении еще до прихода сельджуков . [ 9 ] Много подобных декоративных элементов можно найти в Большой мечети и больнице Дивриги , построенной в 1228 году. [ 9 ]
К югу от часовни Рузукан находится часовня Хатун Ани, ныне полностью разрушенная. [ 9 ]
Мавзолей князя Ваче Вачутяна (1229 г.)
[ редактировать ]
К югу от церкви Святого Иоанна и ее жаматуни сохранился квартал из трех отдельных построек. Один из них — мавзолей князя Ваче Вачутяна , правителя Ани в 1213-1232 годах и основателя династии Вачутян вассалов Закаридов , построенный в 1229 году. [ 10 ] Мавзолей представляет собой квадратное помещение размером примерно 8х8 метров, обрамленное глухими аркадами, поддерживающими огромное «каменное шатровое» сооружение по типу сталактитовых сводов. [ 10 ] «Каменный шатер» достигал высоты около 6 метров, что дает общую высоту мавзолея 9 метров. [ 10 ] На фотографиях XIX века видны стена и начало каменной палаточной конструкции. Этот тип «сталактитового шатра» можно увидеть и в других памятниках, таких как притвор церкви Святых Апостолов в Ани . [ 10 ] На тимпане появляется дарственная надпись:
Милостью Христа я, Ваце, сын Саргиса, и моя жена Мамаксатун, дочь Абусера, мы построили этот зал реликвий в этом монастыре Хоромос, под прелатурой Тер Барселя, сына Амира Эрката, и мы подарил библиотеке виноградник, который мы купили в Аусакане, для офиса и для реликвии. А еще мы подарили церкви... золотом и два серебряных флабеллума. Взамен монахи этого капитула даровали нам мессу в первое воскресенье после Пасхи в церквях этого места. И мы отдали дальше виноградник Пасакан Хол, и тот, кто будет обеспечивать регулярность наших масс, будет иметь бесплатное распространение вина. Посему исполняющие это писание будут благословлены Богом, а если кто из нас или чужие... воспрепятствует нашей воле, то да будет ответ за грехи наши пред Богом! [ 11 ]
Мавзолей Аруитса (1277 г.)
[ редактировать ]Мавзолей, названный « Мавзолеем Аруита » в честь его дарителя купца Арвика Хогеворянца, расположен к югу от церкви и ее притвора, среди группы из трех зданий. Крышу поддерживает пара параллельных арок, сходящихся к своду с декором мукарнас и открытым окулусом . По стилю он во многом похож на притвор церкви Святых Апостолов в Ани , но согласно дарственной надписи датируется 1277 годом. [ 12 ] Надпись вокруг окна была написана богатым купцом по имени Арвик Хогевореанц, который также известен по надписи на главном жаматуне, где он объясняет, что отремонтировал водопровод, построенный в 1198 году, после того, как они были оставлены в аварийном состоянии монголы. [ 13 ] Его надпись в этом мавзолее гласит:
В 726 году (т. е. 1277), по воле Божией, я, Арвик Хогев[ореанк'], сын Саргиса, и моя жена Седа, на наш изрядный доход построили эту комнату-гробницу, у дверей нашего жаматуна , на память наших родителей и... [Я завершил это силой Божией, мастер Фрер, (родом) из Карного Калака.
- Надпись мавзолея Аруитса (1277 г.). [ 12 ]
Рукописи
[ редактировать ]Монастырь активно занимался созданием рукописей. Знаменитое Ахпатское Евангелие было создано в Хоромосе в 1211 году, а затем передано на хранение Ахпатскому монастырю . [ 14 ] [ 15 ] На одной из страниц, озаглавленной «Вход в Иерусалим», Иисус верхом на осле действительно изображен входящим в ворота самого монастыря Оромос. [ 16 ]
Монастырь продолжал функционировать после падения Ани, но, по-видимому, был временно заброшен в начале 17 века, а затем вновь заселен и отремонтирован в 1685 году. Он продолжал действовать как монастырь, пока не был окончательно заброшен из-за Геноцида армян . [ 19 ]
Спустя некоторое время после 1965 года монастырь Хоромос был частично разрушен, скорее всего, в рамках политики культурного геноцида турецкого правительства. Гробница, предположительно принадлежавшая царю Ашоту III (953-977), сохранившаяся как минимум до 1920 года, сейчас нигде не найдена. [ 20 ] Некоторые здания полностью исчезли, а с большинства сохранившихся стен лишилась облицовочной кладки. Купол церкви Святого Иоанна обрушился в 1970-х годах. Это место находится рядом с границей с Арменией, и получить разрешение на посещение монастыря практически невозможно (2003 г.). [ 21 ]
Старые фотографии
[ редактировать ]-
Монастырь Хоромос: жаматун и церковь Св. Иоанна. Фотография Торос Тораманян, 1910-е гг. [ 22 ]
-
Восточная сторона церкви Св. Иоанна в Оромосе; фотография начала 20 века
-
Жаматун из Аруитса
-
Жаматун церкви Святого Иоанна (1038 г.)
-
Жаматун из Аруитса
-
Мавзолей князя Ваче Вакутяна (правителя Ани 1213-1232 гг.), построенный в 1229 г.
Фактическое состояние
[ редактировать ]-
Монастырь
-
Церковь Святого Иоанна (1038 г.)
-
Жаматун из Аруитса
-
Ваул жаматуна церкви Святого Иоанна (1038 г.).
-
Часовня Рузукан
-
Дарственная надпись на притворе короля Йованнеса-Смбата в 1038 году. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эдда Вартанян (редактор), «Монастырь Хоромос, искусство и история», 2015. Страницы 17 и 55.
- ^ (на французском языке) Тьерри, Жан Мишель (1980). Армянский монастырь Оромос . Левен: Петерс, с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Салливан, Роберт Г.; Пажес, Мерием (3 декабря 2020 г.). Искусство и насилие в средние века и эпоху Возрождения . Издательство Кембриджских ученых. п. 95. ИСБН 978-1-5275-6334-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Газарян, Армен; Оустерхаут, Роберт (2001). «Рисунок Мукарнаса из Армении тринадцатого века и использование архитектурных рисунков в средние века» . Мукарнас . 18 : 145–146. дои : 10.2307/1523305 . ISSN 0732-2992 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 207.
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 210.
- ^ Казарян, Армен (2 мая 2022 г.). «Жаматун Хоромоса: формирование беспрецедентного типа предцерковного зала» (PDF) . Журнал истории искусства и визуального искусства : 1–14. дои : 10.48633/ksttx.2014.3.88328 .
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Скульптурный купол монастыря Хоромос Жаматун: армянский апокалипсис» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Атак, Севда (2023). «Развитие сводов Арриса в анатолийской и армянской архитектуре 13 века: комплекс Дивриги и монастырь Хоромос» (PDF) . Лексикон (36–37): 11–13. doi : 10.17401/lexicon.36-37.2023-atak .
- ^ Перейти обратно: а б с д Баева, Ольга; Казарян, Армен (2023). «О пещерном жилище типа «Глхатун» в Ани: предварительные исследования (Материалы 4-й Международной конференции по архитектуре: наследие, традиции и инновации (AHTI 2022))» . Афина Транзакции в области социальных и гуманитарных наук . 2 : 95–100. дои : 10.55060/s.atssh.221230.013 .
...один из реликварийных залов монастыря Хоромос. Зал, построенный князем Ваче Вачутяном в 1229 году, представляет собой такое же квадратное пространство со стороной не менее 8 м, с невысокими стенами (около 3 м), на котором над широким горизонтальным карнизом был создан огромный каменный шатер. технология сталактитовых сводов [14,15]. С учетом типичных для подобных построек пропорций высота шатра могла достигать 6 м, а общая высота помещения, таким образом, приближалась к 9 м. (...) Сталактитовые шатры известны и из притвора церкви Святых Апостолов в Ани , но архитектура этого сооружения гораздо сложнее упомянутых выше.
- ^ Маэ, Жан-Пьер (2002). «Надписи Хоромоса» . Памятники и воспоминания Фонда Эжена Пио . 81 (1): 204. doi : 10.3406/piot.2002.1397 .
- ^ Перейти обратно: а б Маэ, Жан-Пьер (2002). «Надписи Хоромоса» . Памятники и воспоминания Фонда Эжена Пио . 81 (1): 206. doi : 10.3406/piot.2002.1397 .
- ^ Маэ, Жан-Пьер (2002). «Надписи Хоромоса» . Памятники и воспоминания Фонда Эжена Пио . 81 (1): 198. doi : 10.3406/piot.2002.1397 .
- ^ Перейти обратно: а б Март, Кристина (14 сентября 2018 г.). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 155. ИСБН 978-0-19-093588-7 .
- ^ Ссылка: Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53. дои : 10.1017/9781316711774.003 .
Примечание: 51 Казнен в монастыре Оромос в 1211 году, но вскоре передан в монастырь Ахбат.
- ^ Перейти обратно: а б Баумер, Кристоф (5 октября 2023 г.). История Кавказа: Том 2: В тени великих держав . Издательство Блумсбери. п. 23. ISBN 978-0-7556-3630-3 .
- ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53. дои : 10.1017/9781316711774.003 .
Отражает современную моду с ее шарбушами (высокими остроконечными шляпами) и яркими кафтанами». «Примечание:51 Казнен в монастыре Хоромос в 1211 году, но вскоре передан монастырю в Ахбате.
- ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN 9781316711774 .
- ^ Эдда Вартанян (редактор), «Монастырь Хоромос, искусство и история», 2015. Страницы 49 и 52.
- ^ Манук-Халоян, Армен, «На кладбище их предков: царские усыпальницы царей Багратуни Великой Армении (890-1073/79)», Revue des Études Arméniennes 35 (2013), стр. 164-66.
- ^ «Разрушение монастыря Хоромос» . Асбарез . 27 августа 2003 года . Проверено 1 июня 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Казарян, Армен (2 мая 2022 г.). «Жаматун Хоромоса: формирование беспрецедентного типа предцерковного зала» (PDF) . Журнал истории искусства и визуального искусства : 1–14. дои : 10.48633/ksttx.2014.3.88328 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Казарян, Армен. Жаматун Хоромоса: формирование беспрецедентного типа предцерковного зала, in: kunsttexte.de , Nr. 3, 2014 г.
- (на французском языке) Баладян, Ани и Жан Мишель Тьерри (ред.) при участии Ж. П. Маэ (2002), Монастырь Оромос согласно архивам Тороса Тораманяна . Париж: Академия надписей и изящной словесности.
- Манук-Халоян, Армен (2013), «На кладбище их предков: царские усыпальницы царей Багратуни Великой Армении (890-1073/79)», Revue des Études Arméniennes 35, стр. 131–202.
- Синклер, Томас А. (1987). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование . Лондон: Pindar Press, том. 1.
- (на французском языке) Тьерри, Жан Мишель (1980). Армянский монастырь Оромос . Левен: Питерс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Монастырь Оромос на VirtualAni.org
- О монастыре Хоромос