Святой Лазарь Армянский
Сан-Лазаро с высоты птичьего полета и вид с лодки | |
География | |
---|---|
Координаты | 45 ° 24'43 "N 12 ° 21'41" E / 45,411979 ° N 12,361422 ° E |
Рядом с | Венецианская лагуна , Адриатическое море , Средиземное море |
Область | 3 га (7,4 акра) |
Администрация | |
Область | Венето |
Провинция | Провинция Венеция |
Муниципалитет | Венеция |
Демография | |
Население | 17 (2015) [1] |
Этнические группы | Армяне |
Святой Лазарь Армянский ( Итальянский: [san ˈladdzaro deʎʎ arˈmɛːni] , букв. «Святой Лазарь Армянский»; иногда его называют островом Святого Лазаря по-английски ; Армянский : Սուրբ Ղազար , латинизированный : Сурб-Газар ) — небольшой остров в Венецианской лагуне , на котором с 1717 года находится монастырь мхитаристов , армянской католической общины. Это один из двух основных центров конгрегации, наряду с монастырем в Вене . [2]
Островок расположен в 2 км (1,2 мили) к юго-востоку от самой Венеции и к западу от Лидо и занимает площадь 3 гектара (7,4 акра). Основанный в 9 веке, он был колонией прокаженных в средние века , но к началу 18 века вышел из употребления. В 1717 году Сан-Лаццаро был передан Венецианской республикой Мхитару Себастаци , армянскому католическому монаху, который вместе со своими последователями основал монастырь. С тех пор он является штаб-квартирой мхитаристов и, как таковой, одним из выдающихся в мире центров армянской культуры и арменоведения . Многочисленные важные публикации, такие как первый полный словарь армянского языка (1749–69) и первая современная история Армении (1781–86), были сделаны на острове монахами, что сделало его одним из первых крупных центров армянского книгопечатания. .
Сан-Лаззаро был увеличен почти в четыре раза по сравнению с первоначальным размером за счет мелиорации земель. Он был признан академией Наполеоном в 1810 году, когда почти все монастыри Венеции были упразднены. Значимым эпизодом в его истории является лорда Байрона визит в 1816–1817 годах. Остров является одним из самых известных исторических мест армянской диаспоры . Монастырь имеет большую коллекцию книг, журналов, артефактов и третью по величине коллекцию армянских рукописей (более 3000). На протяжении веков остров посещали десятки художников, писателей, политических и религиозных деятелей. С тех пор он стал туристическим направлением.
Обзор
[ редактировать ]Сан-Лаццаро расположен в 2 км (1,2 мили) к юго-востоку от самой Венеции и к западу от Лидо . [3] Островок имеет прямоугольную форму. [4] и занимает площадь 3 га (7,4 акра). [5] [6] [7] На остров можно добраться на вапоретто со станции Сан-Заккария (причал B1). [5] [8] Ежегодно остров посещают около 40 000 человек. [9] [1] большинство посетителей составляют итальянцы. [10]
название острова Официальное итальянское — Сан-Лаззаро-дельи-Армени — буквально переводится как «Святой Лазарь армян». [5] [11] [12] На английском языке его часто называют островом Святого Лазаря . [5] По -армянски остров называется Сурб-Газар. [а] (Святой Лазарь), что означает «Святой Лазарь». [13] [4]
Население
[ редактировать ]Число монахов, студентов и других жителей Сан-Лаззаро менялось на протяжении всей истории. Двенадцать монахов во главе с Мхитаром Себастаци прибыли в Венецию в 1715 году. [14] Столетие спустя, в 1816 году, когда Байрон посетил остров, в Сан-Лаззаро насчитывалось около 70 мхитаристов. [5] После этого их число стало меньше. К началу 1840-х годов на острове проживало 50 монахов и студентов. [15] К 1960 году сообщалось о 20 местных монахах. [16] В 1998 году автор Los Angeles Times отметил, что Сан-Лаззаро до сих пор остается «центром монастырской деятельности», хотя в то время в монастыре проживало всего 10 семинаристов и 10 отцов. [17] Тереза Левонян Коул писала в 2015 году, что в Сан-Лаззаро проживают 12 вардапетов (образованных монахов) и пять послушников. [10]
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]Записанная история острова начинается в 9 веке. В 810 году Венецианская республика передала остров настоятелю бенедиктинского монастыря Святого Иларио Фузинского. [7] Леоне Паолини, местный дворянин, получил остров в дар от аббата Уберто ди Сант-Иларио и построил церковь, первоначально посвященную Папе Льву I. Вскоре он стал приютом для больных проказой . [3] В XII веке проказа появилась в Венеции в результате торговли с Востоком. простую больницу Сан-Тровазо . Паолини перенес на остров [7] Таким образом, лепрозорий на острове, выбранном для этой цели из-за его относительной удаленности от основных островов, образующих город Венеция, был основан . Свое название он получил от святого Лазаря , покровителя прокаженных. [18] [5] Церковь Сан-Лаццаро была основана в 1348 году, о чем свидетельствует надпись готическим шрифтом . В том же году больница была отремонтирована и ее собственность перешла от бенедиктинцев к патриаршему собору Сан-Пьетро . К середине 1500-х годов заболеваемость проказой пошла на убыль, и к 1601 году остров был заброшен, когда на острове остались только капеллан и несколько садовников, чтобы выращивать овощи. Во второй половине 17 века остров сдавался в аренду различным религиозным группам. В 1651 году на острове поселился орден доминиканцев, бежавших с оккупированного турками Крита. Иезуиты также ненадолго поселились там. [7] К началу 18 века осталось лишь несколько полуразрушенных руин. [18]
Армянский период
[ редактировать ]Учреждение
[ редактировать ]В апреле 1715 года группа из двенадцати армянских католических монахов во главе с Мхитаром Себастаци (английский: Мехитар Себастийский, итальянский: Мехитар) прибыла в Венецию из Мореи ( Пелопоннес ) после вторжения Османской империи . [14] Монахи были членами католического ордена, основанного Мхитаром в 1701 году в Константинополе , столице Османской империи . [4] Орден переехал в Модоне (Мефони) , на южном берегу Пелопоннеса, в 1703 году. [20] после репрессий со стороны османского правительства и Армянской Апостольской церкви . В 1712 году орден получил признание Папы Климента XI . [21] Виктор Ланглуа писал, что венецианский адмирал и венецианский губернатор Мореи, «глубоко сочувствуя ужасному бедствию несчастной общины, уступили их искренним мольбам о разрешении сесть на правительственное судно, которое собиралось отправиться в Венецию». [20]
8 сентября 1717 года, в праздник Рождества Богородицы , венецианский сенат уступил Сан-Лаццаро Мхитару и его спутникам, которые согласились не переименовывать остров. [22] [23] Ему вспомнился монастырь на острове озера Севан , где он рано получил образование. [24] После приобретения монахи начали работы по восстановлению существующих построек на острове. [23] Затем вся община переехала на остров в апреле 1718 года, когда здания на Сан-Лазаро стали пригодными для проживания. Сам Мхитар разработал план монастыря, который был завершен к 1840 году. [25] Первоначально монастырь включал в себя 16 келий для монахов, переоборудованных из старой больницы. Восстановление церкви продолжалось с мая по ноябрь 1722 года. Мхитар умер в 1749 году. [26] Колокольня была завершена годом позже, в 1750 году. [7]
Более поздняя история
[ редактировать ]Венецианская республика была упразднена Наполеоном в 1797 году. В 1810 году он упразднил все монашеские ордена Венеции и Королевства Италия , за исключением ордена мхитаристов в Сан-Лазаро. [28] [15] Конгрегация мхитаристов была оставлена в покое, по некоторым данным, благодаря заступничеству Рустама Разы телохранителя Наполеона , мамлюкского армянского происхождения. [29] [30] Наполеон подписал указ от 27 августа 1810 года, в котором объявлялось, что конгрегация может продолжать существовать как академия. [31] [32] С тех пор Сан-Лаззаро также известен как академия и иногда упоминается на латыни как Academia Armena Sancti Lazari . [33]
Монастырь значительно расширялся за счет мелиорации земель четыре раза с 19 века. разрешил мхитаристам Во-первых, в 1815 году австрийский император Франц II расширить остров. Была засыпана территория к северу от острова, в результате чего ее площадь увеличилась вдвое с 7900 м. 2 до 13700 м 2 . В 1836 году была построена пограничная стена вокруг недавно освоенной территории острова. Канал эллинга был засыпан в 1912 году и перенесен в дальний западный угол. Береговая линия выпрямилась. Эти корректировки увеличили его площадь до 16 970 м . 2 . Последнее крупное расширение Сан-Лазаро произошло в период после Второй мировой войны . Между 1947 и 1949 годами остров расширялся на юго-восток и юго-запад. Сейчас остров имеет площадь 30 000 м². 2 или 3 га. [3] [7] [6]
- Остров, когда прибыли армянские монахи, 1717 г.
- Строительство монастырского комплекса Мхитара (1740 г.) и типографии (1789 г.)
- Расширение северной стороны острова (1818 г.) и флигель новой типографии (1823–25 гг.).
- Расширение южной стороны острова (1947–49).
20 век и далее
[ редактировать ]Остров сильно пострадал от беспрецедентного уровня воды, произошедшего 4 ноября 1966 года . Затопленная морская вода попала в главную церковь и затопила огороженный сад примерно на 12 часов. Библиотека и хранилище рукописей от наводнения не пострадали, никто из священнослужителей не пострадал. [34] В ночь на 8 декабря 1975 года вспыхнул пожар, частично уничтоживший библиотеку, повредивший южную сторону церкви, а также уничтоживший две Гаспаре Дизиани . картины [7]
В период с 2002 по 2004 год обширная реставрация построек монастыря была проведена Magistrato alle acque под руководством Consorzio Venezia Nuova , агентства Министерства инфраструктуры и транспорта Италии . Он включал восстановление берегов острова, его стен и эллинга. [7]
В 2015 году в Сан-Лазаро размещался павильон Армении на 56-й Венецианской биеннале . [35] Выставка, посвященная 100-летию Геноцида армян и курируемая Аделиной Цюберян фон Фюрстенберг , получила награду «Золотой лев» в категории национального участия. [36] [37]
Сан-Лаззаро пострадал от наводнения 13 ноября 2019 года, самого сильного с 1966 года. [38] [39]
Монастырь
[ редактировать ]Сан-Лаззаро полностью занят мхитаристским монастырем Сан-Лаззаро, который является штаб-квартирой Армянской католической конгрегации мхитаристов . Монастырь известен на армянском языке как րխիթարեան Մայրավանք, М(ə)хитариан Майраванк' , что буквально переводится как «Монастырь-мать-мхитаристка», а на итальянском языке как Monastero Mechitarista . [40] В настоящее время в монастыре есть церковь с колокольней, жилые помещения, библиотека, музеи, картинная галерея, хранилище рукописей, типография, различные учебные и исследовательские помещения, сады, [4] бронзовая статуя Мхитара, установленная Антонио Баджо в 1962 году, [7] мемориал геноцида армян , воздвигнутый в 1960-х годах, [41] (крест-камень) XIV века, и базальтовый хачкар подаренный правительством Советской Армении в 1987 году. [7]
Клуатр дорического монастыря представляет собой колоннаду из 42 колонн ордера . находится колодец В центре монастыря, окруженного деревьями и кустарниками, финикийские 15 века. Здесь были и раннехристианские надписи, обезглавленная статуя римского дворянина из Аквилеи первого века и другие артефакты. найдены [7]
Колокольня с луковичной главой была построена в 1750 году. [4] Он не пристроен к церкви и стоит отдельно у северной стороны церкви. [7]
Церковь
[ редактировать ]Церковь Сан-Лазаро, хотя и несколько раз реконструировалась на протяжении веков, сохранила стиль остроконечной арки 14-го века. Церковь была тщательно отреставрирована Мхитаром в 1722 году, через пять лет после заселения армянскими монахами. Он полностью перестроил алтарь. Его апсида была расширена в 1899 году преимущественно за счет добавления элементов неоготики. [7] Церковь имеет неоготический интерьер. [4] Он трехнефный , поддерживается шестью колоннами из красного мрамора. [7] Главный алтарь выполнен в стиле барокко . Три главных окна апсиды алтаря украшены витражами , на которых слева направо изображены: Патриарх Саак , Святой Лазарь и Месроп Маштоц . В церкви есть фрески и картины Антонио Эрмолао Паолетти, изображающие Святого Петра , Святого Павла , Иоанна Крестителя и Святого Стефана . Могила Мхитара расположена перед алтарем. [7]
Помимо главного алтаря, есть еще четыре алтаря, посвященных Святому Кресту, Св. Григорию Просветителю , Марии и Антонию Великому . Все построены в период 1735–1738 годов Мхитаром. Все они украшены произведениями искусства, преимущественно венецианских художников. Святого Григория Алтарь работы Ноэ Бординьона изображает святого, совершающего крещение армянского царя Тиридата III . Алтарный образ, посвященный матери Иисуса, изображает Рождество Марии работы Доменико Маджотто . Алтарный образ Святого Антония работы Франческо Зугно изображает основателя восточного монашества, вдохновившего Мхитара. [7]
- Картины
Внутри церкви находятся картины Паолетти с изображениями армянских святых, созданные в 1901 году: Гевонд, Рипсиме , Нерсес Ламброн, Нерсес Великий , Сандухт, Вардан , Григорий Нарек , Нерсес Шнорали . Среди других значительных картин - «Мадонна с младенцем» Пальмы иль Джоване (Якопо Негретти), «Крещение короля Тиридата III святым Григорием Просветителем» Ованеса Паткерахана (1720 г.), «Успение Марии» Якопо Бассано , «Благовещение» и «Мать милосердия» Маттео Чезы. , Потоп Леандро Бассано , Бегство в Египет Марко Басаити , Благовещение Бернардо Строцци , Св. Фекла и св. «Петры и Павел» Джироламо да Сантакроче , «Моисей, спасенный из вод» и «Архангел Рафаил» Луки Карлевариса . [7]
Сады
[ редактировать ]Сады монастыря вызывают восхищение у многих посетителей. [42] [43] [44] [45] «Остров... с его цветочными и фруктовыми садами настолько хорошо сохранился, что экскурсия в Сан-Лазаро является любимой экскурсией всех гостей Венеции», - заметил один посетитель в 1905 году. [46] Ирландский ботаник Эдит Блейк писала: «Сад в центре монастырей был усыпан цветами, и повсюду царила спокойная, мирная атмосфера покоя». [47]
Монахи Сан-Лазаро варят варенье из роз, выращенных в саду. Варенье, называемое Вартануш , [48] [49] [б] изготавливается из лепестков роз примерно в мае, когда розы полностью цветут. Помимо лепестков розы, он содержит белый сахар, воду и лимонный сок. [50] Около пяти тысяч банок варенья производят и продают в сувенирном магазине острова. Монахи также едят его на завтрак. [51]
Коллекции
[ редактировать ]Библиотека
[ редактировать ]В библиотеке от 150 000 до 200 000. [с] печатные книги на армянском, а также европейских и восточных языках. В библиотеке хранится около 30 000 европейских книг, напечатанных до 1800 года. [1] Вся коллекция включает книги по искусству, наукам, истории, естествознанию, разнообразные классические тексты, литературную критику, крупные энциклопедии и другие справочники. [7]
Пол библиотеки оформлен в венецианском стиле. Его потолок, частично разрушенный во время пожара 1975 года, был расписан Франческо Зугно и изображает Екатерину Александрийскую , четырех отцов Латинской церкви ( Амвросия , Августина , Иеронима , Св. Григория Великого ) и отцов Армянской церкви. Меловая скульптура Наполеона II работы Антонио Кановы хранится в стеклянном шкафу библиотеки. В комнате также хранится скульптура Папы Григория XVI работы Джузеппе Де Фабриса , подаренная мхитаристам самим Папой. [7] [16]
В 2021 году Гуманитарная инициатива «Аврора» пожертвовала 50 тысяч долларов на поддержку библиотеки памяти Вардана Грегоряна . [55]
Рукописи
[ редактировать ]Мхитаристы считают коллекцию рукописей величайшим сокровищем Сан-Лазаро. В XIX веке монахи-мхитаристы извлекли из этих рукописей и опубликовали некоторые ранее неопубликованные произведения армянской и неармянской литературы. [7] По данным журнала англиканской церкви , к 1870 году Сан-Лаззаро имел вторую по величине коллекцию армянских рукописей после Эчмиадзина, где насчитывалось около 1200 рукописей. [29] Точное количество рукописей, сохранившихся в Сан-Лазаро, неизвестно. По словам Бернара Кули, их число составляет около 3000. [56] что составляет около 10% всех сохранившихся армянских рукописей. [57] По данным сайта Конгрегации мхитаристов, в монастыре хранится 4500 армянских рукописей. [7] [1] Писатель Армянского еженедельника Левон Сарьян отметил, что рукописное собрание Сан-Лазаро состоит из более чем 3000 полных томов и около 2000 фрагментов. [58] Сан-Лаззаро обычно считается третьей по величине коллекцией армянских рукописей в мире после Матенадарана в Ереване , Армении и Армянского Патриархата Иерусалима . [56] [д] Коллекция рукописей хранится в башне в форме ротонды , называемой Залом рукописей (хранилище рукописей). Его строительство финансировал каирский армянский торговец антиквариатом Погос Испенян, а проектировал его сын Андон Испенян. Он был открыт в 1970 году в присутствии католикоса Васкена I. [7] [6]
Самые ранние рукописи, сохранившиеся в хранилище, датируются восьмым веком. [60] [61] Среди его известных рукописей — Евангелие 9-го века от царицы Млке . [62] Евангелие начала XI века Адрианопольское ; «Жизнь Александра Великого» , армянский перевод греческой версии V века, сделанной Псевдо-Каллистеной ; Евангелие Гладзора (датировано 1307 г.). В 1976–79 годах Арутюн Курдян подарил около 300 рукописей, для которых были добавлены новые витрины. [7] Он занимает одно из десяти [63] дошедшие до нас копии Урбатагирка , первой армянской книги, напечатанной Акопом Мегапартом в Венеции в 1512 году. [64] 44 армянских молитвенных свитка ( хмаил ). Кроме того, в хранилище сохранилось [65]
Армянский музей
[ редактировать ]Армянский музей был спроектирован венецианским архитектором Джованни Росси и завершен в 1867 году. Серьезно поврежденный пожаром 1975 года, он был восстановлен в своем нынешнем виде Мануком Манукяном. Раньше здесь располагалась библиотека армянских рукописей и публикаций. Сейчас в музее хранятся предметы, связанные с армянской историей и искусством, в том числе шлемы и бронзовые пояса урартского периода ; меч ; Льва V , последнего армянского царя Киликии , выкованный в Сисе в 1366 году [10] Армянская керамика из Кютахьи ; монеты, марки и паспорт Первой Республики Армения 1918–20 годов . На выставке представлены многочисленные предметы армянского религиозного искусства 16-18 веков. Также на выставке представлены агатовый барельеф из средневековой армянской столицы Ани и занавес, ранее висевший в монастыре на острове Лим на озере Ван , а также несколько картин российско-армянского художника-мариниста Ивана Айвазовского , в том числе изображения горы Арарат. и Ниагарский водопад . Его на библейскую тему картина «Хаос» (1841 г.) была подарена общине Папой Львом XIII в 1901 г. посмертная маска Комитаса , музыковеда , основавшего Армянскую национальную музыкальную школу. В музее также выставлена [7] Также на выставке представлен один из самых древних когда-либо найденных мечей, происходящий из Анатолии и датируемый 3-м тысячелетием до нашей эры . [66] [67]
Восточный музей
[ редактировать ]Восточные и египетские публикации и артефакты хранятся в так называемой «Комнате лорда Байрона», поскольку именно здесь он изучал армянский язык и культуру во время своего визита в Сан-Лаззаро. Первоначально это была комната рукописей. [7] Самым примечательным экспонатом является египетская мумия , отправленная в Сан-Лаззаро в 1825 году Погосом-беем Юсуфяном , египетским министром армянского происхождения. Он приписывается Наменхету Амону, священнику храма Амона в Карнаке , и датируется радиоуглеродом 450–430 гг. до н. э. ( поздний период Древнего Египта ). [68] после международной научной миссии под руководством Кристиана Тутунджяна де Вартавана по изучению мумии, как сообщалось в 1995 году. [69] [70] Миссия подтвердила Геродота утверждение о том, что кедровые опилки использовались древними египтянами для бальзамирования, поскольку ими наполняли желудок жреца. [71]
В коллекцию также входят этрусские вазы , китайский антиквариат, [72] княжеский индийский трон с инкрустацией из слоновой кости и редкий папирус из 12 сегментов на палийском языке буддийского ритуала с бустрофедической надписью красным лаком на сусальном золоте, привезенный из Мадраса русско-армянским археологом, обнаружившим его в храме в 1830 г. . [7]
Картины
[ редактировать ]Среди произведений искусства, выставленных в монастырских коридорах, - рисунки углем Эдгара Шахина , пейзажи Мартироса Сарьяна , гора Арарат Геворга Башинджагяна , морская картина Шарля Гарабеда Атамяна и коллаж Сергея Параджанова , триптих Франческо Зугно, изображающий крещение. «Царь Тиридат III» Григория Просветителя , различные картины Луиджи Керены , «Связывание Исаака» Франческо Хайеса и другие. [7]
Издательство
[ редактировать ]В 1789 году на острове было основано издательство. [73] [7] Он был закрыт в 1991 году, однако мхитаристы Сан-Лаццаро продолжают публиковаться через свое издательство Casa Editrice Armena . [5] [73] [74] До начала 20 века на острове был сделан ряд важных публикаций. Хачиг Тёлёлян так писал о роли мхитаристов и их публикаций: [75]
С поразительной дальновидностью и энергией ученые-монахи этого диаспорного анклава приступили к осуществлению того, что [армянский ученый Марк Ничанян] назвал комплексным проектом, культурной программой исследований и публикаций, которая представляла армянскую жизнь и культуру прискорбно фрагментированными, и предпринял усилия по оснащению как обездоленного населения родины, так и ремесленников и купцов диаспоры средствами национальной культуры по европейскому образцу.
Издания мхитаристов как в Сан-Лазаро, так и в Вене внесли большой вклад в усовершенствование литературного западноармянского языка . [76] Филиал Сан-Лаццаро стал особенно известен в области истории, искусства и литературы под влиянием итальянской склонности к искусству. [77] Издательство печатало книги на десятках языков, включая такие темы, как теология, история, лингвистика, литература, естественные науки и экономика. Они также издавали учебники и переводы с европейских языков и издания классики. [75]
Значительные публикации
[ редактировать ]Среди его изданий наиболее значительным трудом является двухтомный словарь классического армянского языка : Բառգիրք Հայկազեան Լեզուի Baṛgirkʻ haykazean lezui ( «Словарь армянского языка» , 1749–69), который сделал армянский язык шестым языком (после латыни, греческого, французского, итальянский и испанский), чтобы иметь такой полный словарь. [78] Его расширенное и улучшенное издание, Nor baṛgirkʻ aykazean lezui ( «Новый словарь армянского языка» , 1836-37), считается монументальным достижением и остается непревзойденным. [79] [80] [73] Микаел Чамчян опубликовал первую современную историю Армении в трех томах (1781–86). [81] Рональд Григор Суни утверждает, что эти публикации заложили основу для возникновения светского армянского национализма. [82] С 1800 года на острове издается периодический журнал. Литературно-исторический и научный журнал «Базмавеп » основан в 1843 году и продолжает издаваться по сей день. [83] [73]
Роль в истории Армении
[ редактировать ]Армянский остров в чужих водах,
Вы возрождаете старый свет Армении...
Вне Родины, ради Родины.
- Ованнеса Шираза о Сан-Лазаро. Стихотворение [84]
Сан-Лаззаро имеет большое историческое значение для армян и его называют «маленькой Арменией». [85] [86] [87] Это один из самых богатых армянских анклавов . [88] и одно из самых известных армянских мест в мире, наряду с Армянским кварталом Иерусалима . [89]
Роберт Гордон Лэтэм писал в 1859 году, что Сан-Лаззаро является самым важным армянским поселением за пределами Армении и «центром армянской литературы». [90] Уильям Дин Хауэллс отметил в 1866 году, что «как центр обучения Сан-Лаззаро известен во всем армянском мире». [91] Оксфордский словарь христианской церкви называет монастырь Сан-Лазаро и орден мечитаристов «особенно примечательными» среди религиозных орденов, базирующихся в Венеции. [92] Американский протестантский миссионер Эли Смит отметил в 1833 году, что монастырь Сан-Лазаро не только не следовал «системе денационализации многих римских миссий среди восточных церквей», но также сделал «больше, чем все остальные армяне вместе взятые, для культивирования и обогатить литературу нации». [93] Луиза Стюарт Костелло назвала армянский монастырь Сан-Лаззаро «респектабельной громадой, возвышающейся над окружающими водами, непреходящим памятником успешной настойчивости в благом деле». [94]
Культурное пробуждение
[ редактировать ]По словам Роберта Х. Хьюсена , на протяжении почти столетия — до основания Лазаревского института в Москве в 1815 году — монастырь Сан-Лазаро был единственным центром интенсивной армянской культурной деятельности, хранившим наследие армянского народа. [95] В XVIII веке повторное открытие классической армянской литературы и создание армянского языка мечитаристами Сан-Лаззаро стало ключевым фактором « армянского Возрождения ». [96] Итальянский ученый Маттео Миле сравнил работу мхитаристов, проводившуюся на острове, с работой гуманистов, художников и скульпторов итальянского Возрождения . [97] На протяжении более столетия монастырь Сан-Лаццаро стал «мощным средством развития светских, а также религиозных знаний» с «признанными религиозными, образовательными и литературными целями, подобными целям средневекового бенедиктинского ордена». [98]
- Национальное сознание и национализм
Деятельность островного монастыря, ставшего центром арменоведения , привела к возрождению армянского национального самосознания . [99] По словам Гарри Джуэлла Саркисса, то внимание, которое мхитаристы Сан-Лазаро уделяли «своей национальной истории и языку, было значительным, поскольку тем самым они посеяли семена» современного армянского национализма . [98] Элизабет Редгейт пишет, что развитие интеллектуальной культуры и науки в Российской Армении и мхитаристских монастырях Сан-Лаззаро и Вене вызвало рост национализма среди армян в 1880-х годах. [100] Мэри Тарзян предполагает, что национализм среди армян Османской империи возник из образовательного видения мечитаристов в Сан-Лаззаро. [101] Эта точка зрения была высказана еще в 1877 году, когда Шарль Ириарте писал, что армяне «справедливо смотрят на остров Сан-Лазаро как на факел, который однажды осветит Армению, когда придет час, чтобы она снова жила в истории и взяла свое снова занять место среди свободных наций». [102]
Однако их деятельность не осталась без критики. Микаэл Налбандян , либеральный и антиклерикальный русско-армянский писатель, писал в середине XIX века, что «просвещение нашей нации должно исходить из рук отвратительных монахов-папистов! Их «свет» гораздо губительнее тьмы». [103]
Известные ученые-резиденты
[ редактировать ]Мхитар Себастаси (1676–1749) | Основатель Ордена Мхитаристов (Мехитаристов). Он проживал на острове с момента заселения своей общины в 1717 году и до своей смерти. Он заложил основы современного филологического изучения армянского языка, опубликовав книги по грамматике и словари. [104] Он опубликовал около 20 работ, в основном на темы богословия и философии, в том числе армянское издание Библии (1733 г.), комментарий к Евангелию от Матфея (1737 г.), армянскую грамматику, словарь и катехизис. [105] | |
Микаел Чамчян (1738–1823) | Историк, живший на острове с 1757 года до своей смерти. [106] Он является автором первой современной истории Армении в трех томах (1781–86). [81] Это всеобъемлющее и влиятельное издание, которое использовалось учеными в качестве справочного материала на протяжении более столетия. По данным Хаджикяна и др. это «большое достижение в армянской историографии, если судить по критериям его времени». [107] | |
Габриэль Айвазовский (1812–1880) | Филолог, историк и издатель, младший брат которого Иван (Ованес) Айвазовский был знаменитым русским художником-маринистом. Он учился в островной школе с 1826 по 1830 год, а позже был секретарем конгрегации мхитаристов. Он основал и редактировал журнал «Базмавеп» в Сан-Лаззаро с 1843 по 1848 год. [108] | |
Гевонт Алишан (1820–1901) | Видный историк, был членом Ордена мечитаристов с 1838. В 1849–51 редактировал журнал «Базмавеп» , в 1866–72 преподавал в монастырской семинарии. [109] Он жил на острове постоянно с 1872 года до своей смерти в 1901 году. [110] Он является автором книг по истории и географии армянских районов Ширак , Айрарат , Сисакан (все изданы в 1881–83) с «поразительной точностью». В 1895 году он опубликовал две заметные работы: одну о дохристианской политеистической религии армян и исследование 3400 видов растений, произрастающих в Армении. [111] |
Известные студенты
[ редактировать ]- Гавриил Айвазовский , армянский архиепископ. [112]
- Церенц , армянский писатель. [113]
- Грант Малоян , сирийский командующий [114]
- Алисия Терзян , аргентинский музыковед [115]
Известные посетители
[ редактировать ]На протяжении веков остров посещало множество известных личностей.
Лорд Байрон
[ редактировать ]Английский поэт-романтик лорд Байрон посещал остров с ноября 1816 по февраль 1817 года. [117] [5] Он освоил достаточно армянского языка, чтобы переводить отрывки с классического армянского языка на английский. [118] Он был соавтором «Грамматики английского языка и армянского языка» в 1817 году и «Грамматики армянского языка и английского языка» в 1819 году, куда он включил цитаты из классического и современного армянского языка. [119] Комната, где учился Байрон, теперь носит его имя и лелеется монахами. [44] [120] Есть также мемориальная доска, посвященная пребыванию Байрона. [45] [121] Байрон считается самым выдающимся из всех посетителей острова. [5] [122] [120] Джеймс Моррис писал в 1960 году, что «многие люди в Венеции, которых просят подумать о Сан-Лазаро, думают в первую очередь о Байроне и только во вторую очередь об армянах. Дух Байрона преследует остров». [16]
Неармяне
[ редактировать ]Папа Пий VII посетил остров 9 мая 1800 года. [31] С 19-го века Сан-Лазаро посетили многочисленные известные люди, такие как композиторы Жак Оффенбах , [123] Джоаккино Россини , [123] Петр Ильич Чайковский , [124] и Рихард Вагнер (1859 г.), [125] писатели Альфред де Мюссе и Жорж Санд (1834 г.), [126] [127] [128] Марсель Пруст (1900), [129] Ivan Turgenev , [124] Николай Гоголь , [124] Генри Уодсворт Лонгфелло , [5] Британский искусствовед Джон Раскин (начало 1850-х гг.), [130] и французский историк Эрнест Ренан (1850). [123]
В течение 19-го века остров посетили многочисленные монархи, в том числе Карл IV из Испании , Франц Иосиф I из Австрии , Умберто I из Италии , Карл I из Румынии , Эмма Вальдекская и Пирмонтская , Вильгельмина из Нидерландов , [123] Принц Наполеон Бонапарт , [131] Людвиг I Баварский (1841 г.), [132] Маргарита Савойская , [133] Максимилиан I Мексиканский , [133] Карлота Мексиканская , [133] Эдуард VII , принц Уэльский и будущий британский король (1861 г.), [133] Наполеон III (1862 г.), [133] Педро II Бразилии (1871 г.), [133] Принцесса Луиза, герцогиня Аргайл (1881 г.), [133] Александр I России . [123] Президент США Улисс С. Грант и премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон посетили Сан-Лазаро в 1878 и 1879 годах соответственно. [134] [135]
Недокументированное сообщение утверждает, что Иосиф Сталин , революционер-большевик того времени, работал звонарем в монастыре в 1907 году. [136] [137]
Армяне
[ редактировать ]Художник-маринист Иван Айвазовский посетил Сан-Лаццаро в 1840 году. Он познакомился со своим старшим братом Габриэлем , работавшим в то время в монастыре. В монастырской библиотеке и картинной галерее Айвазовский ознакомился с армянскими рукописями и армянским искусством в целом. [138] Другой армянский художник, Вардгес Суренянц , посетил Сан-Лаззаро в 1881 году и исследовал армянские миниатюры . [139] Этнограф Ерванд Лалаян проработал на острове около шести месяцев в 1894 году. [140] В июле 1907 года музыковед Комитас читал лекции по армянской народной и духовной музыке и исследовал систему армянской нотной записи ( хаз ) в монастырской библиотеке. [88] Первая встреча поэтов Егише Чаренца и Аветика Исаакяна состоялась в Сан-Лазаро в 1924 году. [141] Композитор Арам Хачатурян посетил его в 1963 году. [142] и астрофизик Виктор Амбарцумян в 1969 году. [143]
По крайней мере, два католика (лидера) Армянской Апостольской церкви, которая исторически была соперником Армянской католической церкви, частью которой являются мхитаристы. [120] — посетили остров. В Вазгене я побывал дважды, в 1958 и 1970 годах. [144] [145] и Гарегин II посетили его в 2008 году. [146]
С момента обретения независимости в 1991 году по крайней мере три президента Армении — Роберт Кочарян в 2005 году, Серж Саргсян в 2011 году и Армен Саркисян (со своей женой Нунэ Саркисян ) в 2019 году — посетили Сан-Лаззаро. [147] [148] [149] Prime Minister Nikol Pashinyan visited in 2019. [150]
Генрих Мхитарян , самый выдающийся армянский футболист, женился на Бетти Варданян 17 июня 2019 года в монастыре Сан-Лаззаро. [151] [152]
Художественные изображения
[ редактировать ]Остров рисовали многочисленные художники, в том числе
- Виньетка с изображением острова Сан-Лаццаро-дельи-Армени работы Антонио Висентини (ум. 1782, без даты), Королевская коллекция , Виндзорский замок [153]
- Остров Сурб-Газар ночью, автор Геворг Башинджагян (1892), Национальная галерея Армении. [154]
- Визит Байрона к мхитаристам на острове Сурб-Газар, картина Ивана Айвазовского (1899), Национальная галерея Армении. [116]
- Армянский монастырь Джозефа Пеннелла (1905 г.), Библиотеки Конгресса. Отдел гравюр и фотографий [155]
- Сб. Остров Газар, Венеция, автор Ованнес Зардарян (1958), Национальная галерея Армении. [156]
См. также
[ редактировать ]- Mekhitarist Monastery, Vienna
- Армяне в Италии
- Список армянских этнических анклавов
- Святой Крест Армян
- Армянская Католическая Церковь
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ также латинизируется как Sourb , S(o)urp и Lazar .
- ^ Западноармянское произношение слова вардануш, вардануш буквально переводится как «сладкая роза»; также женское имя.
- ^ По-разному указывается как 150 000, [5] [52] [6] [53] 170,000, [7] 200,000. [10] [54]
- ^ В Матенадаране хранится 11 000 армянских рукописей в строгом смысле этого слова. [56] и всего 17 000. [59] Армянский Патриархат Иерусалима имеет инвентаризацию 3890 рукописей. [56]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Левониан Коул 2015b .
- ^ «В историческом движении Венецианский и Венский ордены мхитаристов объединяются» . Асбарез . 24 июля 2000 г. Архивировано из оригинала 5 января 2018 г. Проверено 5 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Святой Лазарь Армянский» . Tourismvenezia.it (на итальянском языке). Провинция Венеция. Архивировано из оригинала 2 мая 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Адалян 2010 , с. 426-427.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Гордан 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лютер 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «Остров Сан-Лазаро» . mechitar.com . Армянская конгрегация мхитаристов . Архивировано из оригинала 21 января 2015 года.
- ^ Белфорд, Рос; Данфорд, Мартин; Вулфри, Селия (2003). Италия . Грубые гиды . п. 332 .
- ^ «Народный — нации, римлянин — Риму» . 168.am (168 часов онлайн) (на армянском языке). 26 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
Ежегодно остров посещают около 40 000 туристов. = Ежегодно остров посещают около 40 000 туристов.
- ^ Перейти обратно: а б с д Левониан Коул 2015а .
- ^ Валкановер, Франческо (1965). «Собрание армянских отцов-мхитаристов, остров Святого Лазаря Армян». Музеи и галереи Венеции . Милан: Moneta Editore. п. 149.
- ^ «Остров Святого Лазаря Армянский» . Гид Мишлен . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 25 октября 2013 г.
- ^ Гринвуд, Тим (2012). "Армения". В Джонсоне, Скотт Фицджеральд (ред.). Оксфордский справочник поздней античности . Издательство Оксфордского университета . п. 137 . ISBN 978-0-19-533693-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Ланглуа 1874 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел 1842 , с. 372.
- ^ Перейти обратно: а б с Моррис 1960 , с. 294.
- ^ Тот, Сьюзен Аллен (19 апреля 1998 г.). «Скрытая Венеция» . Лос-Анджелес Таймс . п. 3. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ланглуа 1874 , стр. 12–13.
- ^ Нурихан 1915 , с. 231 .
- ^ Перейти обратно: а б Ланглуа 1874 , с. 20.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 51.
- ^ Нурихан 1915 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б «Сурб Газар [Сурб Газар]». Советско-армянская энциклопедия, том 11 (на армянском языке). Ереван: Издательство Армянская энциклопедия . 1985. стр. 203-204 .
- ^ Нурихан 1915 , с. 237.
- ^ Ланглуа 1874 , с. 23.
- ^ Ланглуа 1874 , с. 24.
- ^ Ириарте 1880 , с. 302 .
- ^ Флэгг, Эдмунд (1853). Венеция: Морской город: от вторжения Наполеона в 1797 году до капитуляции Радецкому в 1849 году, Том I. Нью-Йорк: Чарльз Скрибнер . п. 263 .
Что касается женских монастырей и монастырей, то он уничтожил все, за исключением армян.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, К. (19 февраля 1870 г.). «Армения и армяне». Журнал англиканской церкви . LXVIII : 107 .
- ^ Бакли, Джонатан (2010). Грубый путеводитель по Венеции и Венето (8-е изд.). Лондон: Грубые гиды . п. 226 . ISBN 978-1-84836-870-5 .
- ^ Перейти обратно: а б «От падения Венецианской республики до наполеоновского указа о признании Конгрегации» . mechitar.com . Армянская конгрегация мхитаристов . Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года.
- ^ «Религиозные общины на островах» . Tourism.provincia.venezia.it (на итальянском языке). Столичный город Венеция . Архивировано из оригинала 30 марта 2016 г. Проверено 12 июля 2016 г.
Хотя это была религиозная община, она не была подавлена Наполеоном, который считал ее литературной академией, вероятно, из-за важной издательской деятельности, осуществляемой монахами.
- ^ «Monastère mekhitariste de Saint-Lazare <Вениз, Италия> (1717-)» . cerl.org . Консорциум европейских исследовательских библиотек . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года.
- ^ Редакционная (1967). «Купание в монастыре Святого Лазаря» . Эчмиадзин (на армянском языке). 23 (1–2). Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 г. Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ МакГарри, Кевин (12 мая 2015 г.). «Основные моменты 56-й Венецианской биеннале» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ «Павильон Республики Армения на 56-й Венецианской биеннале» . artsy.net . 18 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ «Золотые львы Армении, Адриан Пайпер на Венецианской биеннале» . Немецкая волна . 10 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 г.
- ^ «Остров Святого Лазаря в Венеции был затоплен» (на армянском языке). Новости на Первом канале . 13 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 6 ноября 2021 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Остров Святого Лазаря в Венеции пострадал от наводнения» . Factor.am (на армянском языке). 14 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 г.
- ^ «Монастеро Мечитариста» . Turismovenezia.it (на итальянском языке). Провинция Венеция. Архивировано из оригинала 31 января 2017 года.
- ^ «Мемориал на острове Святого Лазаря, Венеция, Италия» . Армянский национальный институт . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 г. Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Клемент, Клара Эрскин (1893). Королева Адриатики или Венеция, средневековая и современная . Бостон: Эстес и Лориат. п. 312 .
- ^ Макфарлейн, Чарльз (1830). Армяне: Константинопольская повесть, Том 1 . Филадельфия: Кэри и Леа. п. 254 .
Сан-Лазаро среднего размера и украшен красивым садом...
- ^ Перейти обратно: а б Гаррет, Мартин (2001). Венеция: культурный и литературный спутник . Нью-Йорк: Книги Интерлинк . п. 166 .
- ^ Перейти обратно: а б Карсвелл, Джон (2001). Кан, Роберт (ред.). Флоренция, Венеция и города Италии . Нью-Йоркское обозрение книг . п. 143 .
- ^ Робертсон, Александр (1905). Римско-католическая церковь в Италии . Морган и Скотт. п. 186 .
- ^ Блейк, Эдит Осборн (1876). Двенадцать месяцев в Южной Европе . Лондон: Чепмен и Холл . п. 144 .
- ^ «Май: розы» . la Repubblica (на итальянском языке). 11 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
Хотя армянского происхождения имеет «вартануш», розовое варенье, которое в Италии производится в Венеции, на острове Сан-Лаццаро-дельи-Армени, монахами-мхитаристами.
- ^ «Остров Сан-Лаццаро-дельи-Армени» (на итальянском языке). Итальянское ботаническое наследие. Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 г. Проверено 27 января 2015 г.
Старинная техника передает ароматы Вартануша — варенья из лепестков роз, которые традиционно собирают на рассвете.
- ^ Дэвис, Эмико (10 мая 2011 г.). «Варенье из лепестков роз из венецианского монастыря» . emikodavies.com . Архивировано из оригинала 25 января 2013 года . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Гора, Саша (8 марта 2013 г.). «Сан-Лаццаро-дельи-Армени – место, где монахи готовят варенье из лепестков роз в Венеции, Италия» . Честная кулинария . Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Сарьян 2011 , с. 1.
- ^ Мэйс, Фрэнсис (23 декабря 2015 г.). «Непреходящая мистика Венецианской лагуны» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 6 августа 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
Больше всего монастырь известен своей библиотекой со стеклянными витринами, в которой хранятся некоторые из 150 000 томов монахов...
- ^ Дунглас, Доминик (20 апреля 2011 г.). «Возможность островов» . Ле Пуэнт (на французском языке). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 24 октября 2015 г.
Сан-Лазаро-дельи-Армени. Библиотека монастыря, где проживает горстка армянских монахов, насчитывает не менее 200 000 драгоценных книг...
- ^ «Аврора чтит память Вардана Грегоряна грантом в размере 50 000 долларов библиотеке конгрегации мхитаристов в Сан-Лаззаро» . auroraprize.com . 28 октября 2021 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кули 2014 , с. 26.
- ^ Кули 2014 , с. 23.
- ^ Сарьян 2011 , с. 3.
- ^ «Матенадаран Месропа Маштоца» . www.armenianheritage.org . Проект по повышению осведомленности об армянских памятниках. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Месробян 1973 , с. 33.
- ^ Венеция Фодора и Венецианская арка . Путевые публикации Фодора . 2006. с. 68 .
- ^ Куймджян, Дикран . «Индекс армянского искусства: Евангелие царицы Млке» . www.armenianstudies.csufresno.edu . Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 г.
- ^ Трвнац, Ануш (28 апреля 2012 г.). «Цифры и факты из истории армянского книгопечатания» . Астаг (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 26 января 2015 г.
В мире сохранилось 10 экземпляров первого издания «Пятничной книги»
- ^ Япуджян, Акоп (14 октября 2013 г.). «Мысли о визите в Сан-Лаззаро» . Астаг (на армянском языке). Архивировано из оригинала 8 февраля 2015 года . Проверено 26 января 2015 г.
- ^ Казарян, Давид (2014). «Патриарх Киприан и Богородица Иустиния в художественном оформлении ленточных хмаилов XV-XVI веков» (PDF) . Банбер Матенадарани (на армянском языке). 244. Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2015 г.
- ^ Джулиани-Хоффман, Франческа (26 марта 2020 г.). «5000-летний меч обнаружен студентом-археологом в венецианском монастыре» . CNN . Архивировано из оригинала 15 января 2021 года.
- ^ Меткалф, Том (11 марта 2020 г.). «Студент обнаруживает 5000-летний меч, спрятанный в венецианском монастыре» . Живая наука . Архивировано из оригинала 15 января 2021 года.
- ^ Юше, Жан-Бернар (2010). «Археоэнтомологическое исследование останков насекомых, найденных в мумии Наменхета Амона (армянский монастырь Сан-Лаццаро, Венеция/Италия)» . Достижения египтологии (1): 59–80.
- ^ «Специальный посланник – Мумия и ее тайны» . mif-sciences.net (на французском языке). Архивировано из оригинала 27 августа 2023 года.
- ^ Гренье, Жан-Клод (октябрь 1995 г.). «Наука у постели мумии» . Журнал «Гео» (200). Архивировано из оригинала 29 октября 2023 г. Проверено 29 октября 2023 г.
- ^ Аморос, Виктория Асенси; Возенин-Серра, Колетт (1998). «Новые доказательства использования кедровых опилок для бальзамирования древними египтянами» . Журнал египетской археологии . 84 : 228–231. Архивировано из оригинала 2 ноября 2023 г. Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Венеция несолидная: La flamme aménienne au cœur de la lagune [Необычная Венеция: Армянское пламя в сердце лагуны]» (на французском языке). Радио Франс Интернациональ . 7 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 10 марта 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мурадян, Анаит (2012). «500-летие армянского книгопечатания» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). 1 (1). 58–59. Архивировано из оригинала 22 января 2015 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ "Президент Армении принял аббата братства мхитаристов [President of Armenia received abbot of Mekhitarist brotherhood]" (in Russian). REGNUM News Agency . 23 February 2009. Archived from the original on 2 April 2017 . Retrieved 1 April 2017 .
Типография ордена, где кстати печатались книги на 36 языках, была закрыта в 1991 году.
- ^ Перейти обратно: а б Толян, Хачиг (2005). «Армянская диаспора». В Эмбере, Мелвин ; Эмбер, Кэрол Р .; Скоггард, Ян (ред.). Энциклопедия диаспор . Спрингер . п. 40 . ISBN 978-0-306-48321-9 .
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 55.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 52.
- ^ Суни 1993 , с. 56.
- ^ Суни 1993 , с. 251.
- ^ Мэтьюз, Эдвард Дж. младший (2000). "Армения". В Джонстоне, Уилл М. (ред.). Энциклопедия монашества: АЛ . Чикаго и Лондон: Издательство Fitzroy Dearborn . стр. 86–87 .
В XVIII и XIX веках монастырь в Венеции выпустил сотни изданий армянских текстов, ряд важных исследований и словарь классического армянского языка, который до сих пор не имеет себе равных.
- ^ Перейти обратно: а б Суни, 1993 , стр. 57, 252.
- ^ Суни 1993 , с. 6.
- ^ Конвей Моррис, Родерик (24 февраля 2012 г.). «Ключ к выживанию Армении» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 7 марта 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- ^ Остров, увиденный в чужих водах / Старый свет Армении обновляется с тобой... / Из родины за родного. «Армяне в Италии» . italy.mfa.am (на армянском языке). Посольство Армении в Италии. Архивировано из оригинала 18 января 2015 г. Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Армения получила премию «Золотой лев» Венецианской биеннале 2015» . Армянский еженедельник . 14 мая 2015 года. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 17 октября 2015 г.
- ↑ Католикос Гарегин II , глава Армянской Апостольской церкви, во время своего визита на остров в 2008 году сказал, что Сан-Лаззаро — это «маленькая Армения в тысячах километров от Армении». «Визит Католикоса Гарегина II в Конгрегацию мхитаристов на острове Сан-Лазаро» (PDF) . Эчмиадзин (на армянском языке) (5). 28. Май 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 21 января 2015 года.
Святой Лазарь — маленькая Армения в тысячах километров от Армении.
- ^ «Армяне желают единой страны» . Нью-Йорк Таймс . 6 марта 1919 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 года . Проверено 11 сентября 2017 г.
Остров Сан-Лазаро, расположенный недалеко от Венеции, уже более двух столетий является армянским оазисом, пересаженным в венецианские лагуны.
- ^ Перейти обратно: а б Сулахян Куюмджян, Рита (2001). Археология безумия: Комитас, Портрет армянской иконы Принстон, Нью-Джерси: Институт Гомидаса . п. 59. ИСБН 978-1-903656-10-5 .
- ^ Бакалян, Анни (1993). Американцы армянского происхождения: от бытия к ощущению армянства . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. стр. 345–346. ISBN 978-1-56000-025-9 .
- ^ Латам, Р.Г. (1983) [1859]. Племена и расы: описательная этнология Азии, Африки и Европы Том 2 . Дели: Культурное издательство. стр. 70-73 .
- ^ Хауэллс, Уильям Дин (1907) [1866]. Венецианская жизнь . Бостон и Нью-Йорк: Houghton Mifflin Harcourt . п. 180 .
- ^ Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (2005) [1957]. "Венеция". Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1699 . ISBN 978-0-19-280290-3 .
Из многих религиозных орденов, имеющих дома в Венеции, особенно выделяется Армянская бенедиктинская конгрегация мечитаристов. замечательный; их монастырь на острове Сан-Лазаро является центром армянского образования.
- ^ Смит, Эли (1833). Исследования преподобного Э. Смита и преподобного Х. Г. О. Дуайта в Армении: включая путешествие по Малой Азии, а также в Грузию и Персию, с посещением несторианских и халдейских христиан в Урмии и Салмасе, Том 1 . Бостон: Крокер и Брюстер . стр. 256–257 .
- ^ Костелло, Луиза Стюарт (1846). Экскурсия в Венецию и обратно по Водуа и Тиролю . Лондон: Джон Оливье . п. 317 .
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 12, 158. ISBN. 978-0-226-33228-4 .
- ^ Саркисс 1937 , с. 441.
- ^ Миле, Маттео (16 октября 2015 г.). «Остров армян в Венеции» . Почта (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 года . Проверено 12 июля 2016 г.
Далеко, почти изолированно, они произвели для своего народа художественное, литературное и социальное возрождение, в некотором роде сравнимое с творчеством великих гуманистов, художников и скульпторов итальянского Возрождения.
- ^ Перейти обратно: а б Саркисс 1937 , с. 443.
- ^ Дурстелер, Эрик Р. (2013). Спутник венецианской истории, 1400–1797 гг . Издательство «Брилл» . п. 459. ИСБН 978-90-04-25251-6 .
... остров Сан-Лаззаро, на котором он основал монастырь, ставший центром арменоведения и приведший к возрождению армянского сознания.
- ^ Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Издательство Блэквелл . п. 268 . ISBN 978-0-631-22037-4 .
- ^ Терзян, Шелли (2014). «Основные последствия религиозного образования в Армении от древних времен до постсоветской Армении». В Волхутере, Чарльз; де Вет, Корин (ред.). Международные сравнительные перспективы религии и образования . САН МЕДИА. п. 37 .
- ^ Ириарте 1880 , с. 302.
- ^ Суни 1993 , с. 61.
- ^ Адалян 2010 , с. xlv.
- ^ Эль-Хайек, Э. (2003). «Мехитар» . Новая католическая энциклопедия (9-е изд.). Томсон/Гейл. п. 421. ИСБН 9780787640040 . Архивировано из оригинала 4 января 2018 г. Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Утуджян, А.А. (1988). «Майкл Чамчян (краткое описание его жизни и деятельности)» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери . 9 (9). 71–85. Архивировано из оригинала 28 июня 2020 г. Проверено 23 июля 2016 г.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 53.
- ^ Микаелян, В. (2002). «Айвазовский Гавриил» (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Архивировано из оригинала 11 мая 2017 г. Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Асмарян, ХА (2003). «Из путевых заметок Гевонда Алишана» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке). 2 (2). 127–135. Архивировано из оригинала 22 января 2015 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Штикян, С.А. (1970). «Гевонд Алишан [Гевонд Алишан]» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке). 2 (2). 13-26. Архивировано из оригинала 22 января 2015 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ Хачикян и др. 2005 , с. 54.
- ^ «Айвазвовский Гавриил [Айвазвовский Гавриил]» . Armenianreligion-am.arm (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Архивировано из оригинала 1 апреля 2023 года.
- ^ «Церенц (доктор Йовсеп Шишманян, 1822-1888): Журналист истории освободительной борьбы армянского народа» . Астаг (на армянском языке). 3 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г.
- ^ "МУШЕН - ДАМАСК ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПЕК: ЗОР. ГРАНД МАЛОЯН" . kantasar.com (на армянском языке). 3 июня 2022 г. Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 г.
- ^ «Алисия Терзян» . Музей Комитаса . Архивировано из оригинала 16 декабря 2023 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Визит Байрона к Мхитарянам на остров Святого Лазаря (1899 г.)» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Месробян 1973 , с. 27.
- ^ Месробян 1973 , с. 31.
- ^ Эльце, Карл (1872). Лорд Байрон, биография, с критическим очерком о его месте в литературе . Лондон: Дж. Мюррей. стр. 217–218 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сарьян 2011 , с. 2.
- ^ Вангелиста, Массимо (4 сентября 2013 г.). «Лорд Байрон в Армянском монастыре в Венеции» . byronico.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 25 января 2015 г.
- ^ Сефериан 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Деолен, А. (1919). «Мхитаристы». Новая Армения . 11 (7): 104 .
- ^ Перейти обратно: а б с Колупаев 2011 .
- ^ Баркер, Джон В. (2008). Вагнер и Венеция . Университет Рочестера Пресс. п. 111 . ISBN 978-1-58046-288-4 .
- ^ де Мюссе, Альфред (1867). Сочинения, том 7 (на французском языке). Париж: Плотник. п. 246 .
После еды они сели в гондолу и отправились плавать вокруг острова армян...
- ^ Вайнгартен, Рене (1978). Двойная жизнь Жорж Санд, женщины и писательницы: критическая биография . Основные книги. п. 134 . ISBN 9780465016839 .
- ^ Сэнд, Джордж (1844). «Венеция, июль 1834 года». Произведения Жорж Санд: Зима на юге Европы (на французском языке). Париж: Перротен. п. 95 .
Мы прибыли на остров Сен-Лазар, где нам предстояло посетить армянских монахов.
- ^ Плант, Маргарет (2002). Венеция: хрупкий город 1797–1977 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 225. ИСБН 978-0-300-08386-6 .
- ^ Кук, Эдвард Тайас (1912). Дома и места Джона Раскина . Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 111–112 .
- ^ Хоу, Джулия Уорд (1868). От дуба к оливке: простой отчет о приятном путешествии . Александрийская библиотека. п. 142 . ISBN 978-1-4655-1372-4 .
- ^ Армянский монастырь на острове Сан-Лазаро недалеко от Венеции (на немецком языке). Армянская типография. 1864.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Иссаверденц, 1890 г. , стр. 16–18.
- ^ Грант, Джулия Дент (1988). Саймон, Джон Ю. (ред.). Личные воспоминания Джулии Дент Грант (Mrs. Ulysses S. Grant) . Издательство Университета Южного Иллинойса. п. 243. ИСБН 9780809314423 .
- ^ Лукас, Эдвард Верралл (1914). Странник в Венеции . Компания Макмиллан. п. 302 .
- ^ «Когда Сталин в Венеции…» (PDF) . Журнал Венеция . п. 7. Архивировано (PDF) из оригинала 13 июля 2016 г.
Иосиф Сталин, российский диктатор, был одним из последних звонарей острова Сан-Лаццаро-дельи-Армени, расположенного в самом сердце лагуны. Спасаясь от царской полиции, он скрылся в одесском порту и прибыл в Венецию в 1907 году.
- ^ Салинари, Рафаэле К. (2010). Сталин в Италии или «Бепи дель Гиассо» (по-итальянски). Болонья: Каждый мужчина – это каждый человек Издания. ISBN 978-88-96691-01-4 . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 г. Проверено 13 июля 2016 г.
Здесь он, возможно, нашел жилье в монастыре, примыкающем к церкви Сан-Лаццаро-дельи-Армени, расположенном на небольшом острове у побережья города.
- ^ Хачатрян, Шаген . « Поэт моря» («Морской поэт» ). Центр духовной культуры, ведущий и национальный исследовательский Самарский государственный аэрокосмический университет . Архивировано из оригинала 19 марта 2014 г. Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Адамян, А. (2012), Вардгес Суренянц [Вардгес Суренянц] (PDF) (на армянском языке), Национальная библиотека Армении , с. 7, заархивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г.
- ^ Мелик-Пашаян, К. (1978). «Лалаян Ерванд [Лалаян Ерванд]». Советско-армянская энциклопедия, том 4 (на армянском языке). п. 475.
- ^ «Первая встреча Исаакяна и Чаренца в Венеции » magagat.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 г. Проверено 20 января 2015 г.
Впервые я увидел талантливого поэта Егише Чаренца в Венеции в 1924 году. …Мы ходили на пляж, потом ходили в монастырь Мхитарянов – Святого Лазаря.
- ^ «Фотоальбом [Фотогалерея]» . akhic.am (на армянском языке). Международный конкурс имени Арама Хачатуряна. Архивировано из оригинала 13 сентября 2014 г.
А. Хачатрян в общине Мхитаряна, остров Святого Лазаря, 1963 год.
- ^ Розино, Леонида [на итальянском языке] (1988). «Встречи с Виктором Амбарцумяном однажды днем на острове Сан-Лаццаро-Дельи-Армени в Венеции». Астрофизика . 29 (1): 412–414. Бибкод : 1988Ап.....29..412Р . дои : 10.1007/BF01005854 . S2CID 120007462 .
- ^ Редакционная (1958). «Визит Католикоса Вазгена I к святому Лазарю» . Эчмиадзин (на армянском языке). 15 (7). 45. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 г.
- ^ Редакционная (1970). «Девятая поездка Святейшего Патриарха Всех Армян за границу» . Эчмиадзин (на армянском языке). 27 (8). 12–52. Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 г.
- ^ «Католикос завершает визит в Ватикан» . Асбарез . 13 мая 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 17 января 2015 г.
- ^ Президент Армении Роберт Кочарян отправится с официальным визитом в Италию [Президент Армении Роберт Кочарян посетит Италию] (на армянском языке). Арменпресс . 25 января 2005 г. Архивировано из оригинала 5 января 2018 г. Проверено 5 января 2018 г.
- ^ «Президент Серж Саргсян посетил Конгрегацию Мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции» . президент.am . Канцелярия Президента Республики Армения. 14 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 21 января 2015 года . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «Президент и первая леди Армении посетили монахов-мхитаристов в Сан-Лазаро, Италия» . Арменпресс . 3 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Начинается официальный визит Никола Пашиняна в Италию. Премьер-министр посетил Конгрегацию мхитаристов» . primeminister.am . Канцелярия Премьер-министра Республики Армения. 20 ноября 2019 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2021 г.
- ^ «Мхитарян связывает себя узами брака» . Асбарез . 17 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ « Выходи за меня замуж и оставайся со мной навсегда»: Генрих Мхитарян женится на невесте Бетти Варданян» . mediamax.am . 18 июня 2019 года. Архивировано из оригинала 18 июня 2019 года . Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ «Виньетка острова Сан-Лазаро-дельи-Армени» . Королевская коллекция . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 27 октября 2015 г.
- ^ «Остров Святого Лазаря ночью (1892 г.)» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 28 января 2015 г. Проверено 27 января 2015 г.
- ^ Пеннелл, Джозеф (1905). «Армянский монастырь» . Библиотека Конгресса . Архивировано из оригинала 29 марта 2018 г. Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Остров Святого Лазаря: Венеция (1958)» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 28 января 2015 г. Проверено 27 января 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги о Сан-Лазаро
[ редактировать ]- Ператонер, Альберто (2007; 2015). От Арарата до Сан-Лаззаро. Колыбель армянской духовности и культуры в Венецианской лагуне. - Материалы бр. Вертанеса Улуходжана и Его Превосходительства Погоса Левона Зекияна. Венеция: Армянская конгрегация мхитаристов - Армянское издательство.
- Иссаверденц, Джеймс (1890). Остров Сан-Лазаро, или Армянский монастырь близ Венеции . Армянская типография Сан-Лаззаро.
- Ланглуа, Виктор (1874). Армянский монастырь Святого Лазаря-Венеции . Венеция: Типография Святого Лазаря.
Статьи о Сан-Лазаро
[ редактировать ]- Левониан Коул, Тереза (31 июля 2015 г.). «Сан-Лаццаро-дельи-Армени: Кусочек Армении в Венеции» . Независимый . Архивировано из оригинала 3 ноября 2017 года.
- Левониан Коул, Тереза (25 сентября 2015b). «Монах, сохраняющий свое армянское наследие в Венеции» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года.
- Гордан, Люси (февраль 2012 г.). «Венецианский остров Святого Лазаря: место, где армянская культура пережила диаспору» . Внутри Ватикана : 38–40. веб-версия
- Kolupaev, Vladimir (2011). "Монастырь на острове Сан-Ладзаро [Monastery of the island of San Lazzaro]" . Vostochnaya Kollektsiya (in Russian) (2): 43–51.
- Лютер, Гельмут (12 июня 2011 г.). «Венедигс Клостеринзель [Монашеский остров Венеции]» . Die Welt (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года.
- Рассел, CW (май 1842 г.). «Армянский монастырь Сан-Лазаро в Венеции» . Дублинское обозрение . 12 : 362–386.
- Сарьян, Левон А. (июль – август 2011 г.). «Визит в Сан-Лаззаро: армянский остров в сердце Европы». Армянский еженедельник . Часть I , Часть II , Часть III
- Сеферян, Нарег (21 марта 2017 г.). «Армянский остров Венеция» . Евроньюс . Архивировано из оригинала 2 апреля 2017 года.
- Shcherbakova, Vera (20 November 2014). "Таинственный "остров армян" [Mysterious "island of Armenians"]" . Chastny Korrespondent (in Russian). via euromag.ru.
- «Армянский монастырь в Венеции» . Нью-Йорк Таймс . 7 апреля 1878 г.
Другие книги
[ редактировать ]- Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press . стр. 426–427 . ISBN 978-0-8108-7450-3 .
- Кули, Бернард (2014). «Коллекции и каталоги армянских рукописей». В Кальцолари, Валентина (ред.). Армянская филология в современную эпоху: от рукописи к цифровому тексту . Издательство «Брилл» . стр. 23–64 . ISBN 978-90-04-25994-2 .
- Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2005). «Орден мхитаристов (мхитаристов)». Наследие армянской литературы: с восемнадцатого века до наших дней . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 50–55 . ISBN 978-0-8143-3221-4 .
- Маккей, Джордж Эрик (1876). Лорд Байрон в Армянском монастыре . Венеция: Офис «Полиглотты».
- Моррис, Джеймс (1960). Мир Венеции . Нью-Йорк: Книги Пантеона .
- Нурихан, Минас (1915). Жизнь и времена игумена Мехитара . Преподобный Джон МакКуиллан (переводчик). Венеция: Остров Святого Лазаря.
- Суни, Рональд Григор (1993). Взгляд в сторону Арарата: Армения в современной истории . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20773-9 .
- Ириарте, Чарльз (1880) [1877]. Венеция: ее история, искусство, промышленность и современная жизнь (Venise: l'histoire, l'art, l'industrie, la ville et la vie) . Ситуэлл, Ф.Дж. (переводчик). Нью-Йорк: Скрибнер и Велфорд. стр. view=1up, seq=423 301–306 .
Другие статьи
[ редактировать ]- Месробян, Арпена (1973). «Лорд Байрон в армянском монастыре Сан-Лазаро» . Курьер . 11 (1): 27–37.
- Саркисс, Гарри Джуэлл (декабрь 1937 г.). «Армянский Возрождение, 1500–1863». Журнал современной истории . 9 (4): 433–448. дои : 10.1086/243464 . JSTOR 1899203 . S2CID 144117873 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Магуоло, Микела; Бандера, Массимилиано (1999). Сан-Лаццаро-дельи-Армени: остров, монастырь, реставрация (на итальянском языке). Венеция: Марсилио. ISBN 978-88-317-7422-2 . OCLC 247889977 .
- Болтон, Клэр (1982). Посещение Сан- Лазаро. Оксфорд, Англия: Alembic Press. OCLC 46689623 .
- Ричардсон, Найджел (13 февраля 2011 г.). «Оазис в бедламе Венеции» . Таймс . Лондон.
- Хорн, Джозеф (1872). «Св. Лазаро, Венеция и ее армянский монастырь» . Женский репозиторий . 32 (10): 459.
- Паскен Валери, Антуан Клод [на французском языке] (1839) [1838]. Исторические, литературные и художественные путешествия по Италии, полный и методический путеводитель для путешественников и художников . Париж: Бодри. стр. 191–192 .
- Фелл, Сисели (31 декабря 2014 г.). «Из Армении, Венеция» . Радио Би-би-си 4 . Архивировано из оригинала 29 декабря 2014 года.