Марко Басаити

Марко Басаити (ок. 1470–1530) — венецианский художник эпохи Возрождения , работавший в основном в Венеции и современник Джованни Беллини и Чимы да Конельяно . [1] Он упоминался под несколькими именами, включая Марко Баксаити , Маркуса Баситуса и Маркуса Бакшити . ( Вазари считал, что Марко Базарини и Марко Басаити были двумя художниками, но более поздняя информация показывает, что на самом деле эти двое были одним и тем же художником.) [2] [3] О Марко Басаити имеется мало документации, кроме его подписей на картинах и книги гильдии 1530 года, в которой он записан как художник-фигурист. [4]
Его работы – это в основном портреты и религиозные сюжеты. [4] [5] Не существует известной картины на мифологическую тему, приписываемой Марко Басаити. [2] Несмотря на то, что Басаити обучался стилю кватроченто , карьера Басаити началась в самом начале стиля чинквеченто , что заставило его попытаться адаптировать свой стиль, чтобы оставаться в курсе событий. [4]
Личная жизнь, обучение и влияние
[ редактировать ]Марко Басаити родился около 1470 г. [6] в любой Венеции [7] [8] или Фриули . [6] [9] Его семья была либо албанской , либо албанской. [10] [11] [12] [13] [14] [15] или, возможно, греческого происхождения, как сообщил Вазари . [6] [7] [9] [13] [16] [17] [18] В любом случае это объясняет разнообразие названий, под которыми известен Басаити, поскольку греческие и албанские общины, а также другие иностранные общины по большей части держались особняком и не часто фигурируют в венецианских записях. [19] Завещание, датированное 1526 годом, может предоставить свидетельства о его семье, но связь между Басаити и этим завещанием обсуждается. [2] [4] Из-за отсутствия документации о жизни Басаити известно немногое, за исключением того, что ученые могут узнать о художнике через его искусство. [4]

Есть свидетельства того, что Басаити тренировался у Бартоломео Виварини , поскольку считается, что более ранние произведения Басаити отражают стиль и композицию Бартоломео. Считается, что после смерти Бартоломео в конце 1490-х годов Басаити начал работать с Альвизе Виварини , племянником Бартоломео. Это подтверждается тем фактом, что, когда Альвизе умер в 1505 году, Басаити было поручено закончить алтарный образ под названием « Св. Амвросий на троне со святыми» , который Альвизе оставил незавершенным. Обычно такую работу просили выполнять только главных помощников, работающих в студии, что позволяет предположить, что Басаити к тому времени был тесно связан с Альвисе. Кроме того, на работы Басаити, похоже, стилистически повлияли оба Виварини, что еще раз подразумевает связь между Басаити и этими двумя мастерами. [4]
Басаити находился под влиянием множества великих художников, живших в ту эпоху. Например, он начал включать в свои фоны более обширные пейзажи, черпая вдохновение у Джованни Беллини. [20] [1] Фактически, некоторые из старых работ Беллини долгое время ошибочно приписывались Басаити. [4] Еще одним вероятным влиянием на более сложное прошлое Басаити являются работы нидерландских художников. В частности, отмечается, что после пребывания Альбрехта Дюрера в Венеции стиль Басаити несколько сместился в сторону более сложных и драматичных пейзажей с меньшим акцентом на фигурах на картине. Этот стиль можно увидеть в « Оплакивании мертвого Христа» и «Святом Иерониме в пустыне» . [2] Последний считается копией картины Чимы да Конельяно, которая представляет собой еще одно важное художественное влияние на жизнь Марко Басаити. По большей части Басаити сосредоточился на религиозных темах, редко углубляясь в мифологические или исторические темы. [5] [4] Несмотря на это, его стиль кажется довольно современным, со сложной композицией и правильными пропорциями. [2]
Ранний период (1495–1510 гг.)
[ редактировать ]
Более половины известных работ Басаити относятся к этому первому периоду его живописной карьеры. Этот период наступает сразу после его обучения и отмечен постоянно меняющимся стилем, поскольку Басаити экспериментирует со своим искусством, чтобы найти свой собственный стиль. Эта эпоха отмечена «Портретом молодого человека» (1495 г.), который представляет собой его первое законченное произведение как независимого художника. [4]
Стилистически на композицию его картин сильное влияние оказали два предложенных им наставника, причем Бартоломео особенно повлиял на дизайн его фигур. Примечательные особенности Антонеллиана включают строгие геометрические формы и резкий контраст в освещении. Кроме того, в соответствии со стилем предложенных им мастеров, на картинах Басаити часто изображена яркая одежда и холодные оттенки кожи. Действительно, ранние работы Басаити очень похожи на некоторых признанных учеников Альвизе, таких как Якопо да Валенца, что еще раз подтверждает связь между Басаити и Альвизе. [4]

Около 1500 года влияние школы Антонеллиана становится менее заметным. Прошлое Басаити становится более развитым, демонстрируя влияние Джованни Беллини и северных художников. [1] [2] Это развитие можно увидеть в таких картинах, как «Портрет молодого человека» (1505 г.), где, в отличие от его первого «Портрета молодого человека» (1495 г.), ширма позади фигуры полностью удалена, а пейзажу придается большее значение. . Помимо разработки более сложной ландшафтной композиции, Басаити, похоже, стал больше заботиться о пространственной последовательности после 1500 года. [4]
Этот переход к более выразительным пейзажам совпал с пребыванием Альбрехта Дюрера в Венеции в 1505–1506 годах. Было высказано предположение, что на пейзажный стиль, принятый Басаити, больше повлияли нидерландские картины, чем Беллини. [2]
Поскольку Басаити продолжал смешивать стили Альвизе и Беллини, его картины стали сравнимы с Чимой да Конельяно. Однако Басаити пришел к такому смешению стилей после Чимы, и ему так и не удалось оказать такое же влияние. [4]
Средний период (1510–1520 гг.)
[ редактировать ]
Этот период представляет собой наиболее стилистически сплоченное время для картин Басаити. Это было процветающее десятилетие для Басаити, и оно включало в себя несколько крупных заказов, таких как главный алтарь в Сант-Андреа делла Чертоза, « Зов сыновей Зеведея» . [2] [4] Это произведение, в частности, ознаменовало начало его зрелого периода и считается Вазари и многими более поздними критиками одним из его лучших произведений. [4] В отличие от портретов, которые до сих пор были его основными художественными начинаниями, « Призвание сыновей Зеведея» представляет собой повествовательную картину, требующую более сложной композиции и характеризующуюся детальным и обширным пейзажем. Хотя Басаити и позже пытался сочинять сюжетные картины, ни одна из них не добилась такого успеха, как эта первая.

Еще один примечательный пример работы Басаити с повествовательными произведениями — « Агония Христа». Это представляет собой большую комиссию, как алтарь Фоскари в Сан-Джоббе. Этот алтарь является следующим подобным произведением Джованни Беллини, и влияние Беллини в живописи Басаити очевидно. [4]
Позже, в этот период, картины Басаити стали более целенаправленными и вернулись к однофигурным картинам, поскольку хитросплетения повествовательных картин оказались слишком сложными. Как видно из « Воскресшего Христа и Благословенного Искупителя» , хотя многие аспекты прежнего успеха Басаити сохраняются, на картине изображена только одна главная фигура.
Продолжая делать акцент на использовании пейзажей в картинах, фон стал более интегрированным в общую картину, но влияние Беллини и нидерландских художников все еще очевидно. По мере развития стиля Басаити свет на его картинах становился мягче, а компоненты картины смешивались более плавно. [4] Этот постепенный переход к более мягким линиям и акценту на естественное освещение стал популярным стилем, развивавшимся в ту эпоху. Популярность стиля кватроченто, в котором обучался Басаити, теряла популярность, и его попытки внедрить некоторые новые техники можно увидеть, в частности, в его более поздних работах. [1] [4]
Поздний период (1520–1530 гг.)
[ редактировать ]
Это был последний период правления Басаити, и ни одна картина не была датирована после 1530 года. Басаити появляется в бухгалтерской книге гильдии художников в 1530 году, но после этой книги о нем нет никаких известных упоминаний, и предполагается, что он умер в первые годы того десятилетия. . По текущим оценкам, на момент смерти ему было бы 60 лет. В это последнее десятилетие его живописной карьеры его композиция стала немного более развитой и больше соответствовала современному стилю, но оставалась под сильным влиянием стиля кватроченто. В это время он в основном сосредоточился на портретах, где ему лучше всего удавалось адаптировать свой стиль к меняющимся временам. [4] Значение пейзажей в его картинах начало уменьшаться, хотя их присутствие никогда не исчезало полностью.
Исключением из этой тенденции является картина «Оплакивание» , которая еще раз демонстрирует умение Басаити составлять повествовательные сцены. « Плач» сочетает в себе многие влияния всей жизни Басаити и демонстрирует его прогресс в направлении более органичного освещения и форм. [4]
Некоторые называют Басаити одним из последних мастеров раннего Возрождения, а его работы демонстрируют изысканный стиль кватроченто. Однако, несмотря на все его усилия, его работы по-прежнему считаются на шаг отстающими от тенденций венецианской живописи того времени. [4]
Работает
[ редактировать ]В настоящее время Басаити приписывают около 30 известных произведений. [1] [4]
Дата присвоения | Рисование | Расположение | Тип |
1495–1500 | Портрет молодого человека [21] | Национальная галерея Лондона | Масло на панели |
1496–1505 | Богородица с Младенцем [22] | Национальная галерея Лондона | Масло на панели |
1500 | Портрет джентльмена [23] | Музей RISD, Провиденс, Род-Айленд | Масло на панели |
1500 | Святая Екатерина Александрийская [24] | Музей изящных искусств, Будапешт | Масло на панели |
1500–1501 | Богородица с младенцем и святым Иаковом Великим [25] | Художественный музей Филадельфии | Масло на панели |
1500–1505 | Портрет дожа Агостино Барбариго [26] | Музей изящных искусств, Будапешт | Масло на панели |
1500–1510 | Мадонна с Младенцем, святыми Кьярой и святым Франциском. [27] | Каррара Академия | Масло на панели |
1500–1510 | Портрет мужчины в кепке [28] | Музей Коррера, Венеция | Темпера на панели |
1501–1502 | Мадонна с младенцем и донором [29] | Местоположение неизвестно | Темпера на панели |
1503 | Алтарь святого Амвросия [30] | Базилика Фрари | Масло на панели |
1505 | Портрет молодого человека [31] | Частная коллекция | Масло на панели |
1508 | Депонирование [32] | Старая пинакотека, Баварская государственная коллекция живописи | Масло на панели |
1508 | Богородица с младенцем и святыми [33] | Музей Фицуильяма, Кембриджский университет | Темпера на панели |
1510 | Призыв сыновей Зеведея [34] | Галерея Академии, Венеция | Масло на панели |
1510 | Мертвый Христос [35] | Музей изящных искусств, Будапешт | Масло на панели |
1510 | Мадонна с Младенцем [36] | Художественный музей Джорджии, Афины, Джорджия | Масло на панели |
1510–1516 | Христос молится в саду (Агония в саду) [37] | Галерея Академии, Венеция | Масло на панели |
1515–1516 | Портрет джентльмена в кепке [38] | Каррара Академия | Масло на панели |
1517 | Благословенный Искупитель [39] | Каррара Академия | Масло на панели |
1518–1519 | Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Либералом. [40] | Музей дворца короля Яна III в Вилянуве, Варшава | Масло на панели |
1520 | Мадонна, поклоняющаяся младенцу [41] | Национальная галерея искусств, Вашингтон | Масло на панели |
1520 | Воскресение Христа [42] | Каррара Академия | Холст, масло |
1521 | Портрет джентльмена в черном [43] | Каррара Академия | Масло на панели |
1527 | Оплакивание [44] | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | Холст, масло |
На сайте дата не указана | Глава Богородицы [45] | Эшмоловский музей искусства и археологии, Оксфордский университет | Масло на панели |
Без даты | Оплакивание мертвого Христа [46] | Музей изящных искусств, Бостон | Масло на панели |
Без даты | Святой Петр на троне с четырьмя святыми [47] | Сан Пьетро ди Кастелло | Холст, масло |
Без даты | Святой Себастьян [48] | Санта-Мария-делла-Салюте, Венеция. | Холст, масло |
Без даты | Сан-Джироламо [49] | Музей Коррера, Венеция | Масло на панели |
Без даты | Мертвый Христос между двумя ангелами | Галерея Академии, Венеция | Масло на панели |
Без даты | Кающийся Святой Иероним | Музей изящных искусств, Страсбург [50] | Масло на панели |
Таблица отсортирована по дате, а таблицы с диапазоном дат были упорядочены по самой ранней предполагаемой дате. Те, у кого не определены даты, были указаны последними.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Марко Басаити» . ArtFortune.com . 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мауро Лукко. «Басаити, Марко». Гроув Арт онлайн . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 4 апреля 2017 г. http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T006679 .
- ^ «БАСАИТИ, Марко». Словарь художников Бенезит . Оксфордское искусство онлайн . Издательство Оксфордского университета. Веб. 25 апреля 2017 г. http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/benezit/B00013063 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Бонарио, Бернард. Марко Басаити: исследование венецианского художника и каталог его работ. 1974 год . Докторская диссертация Мичиганского университета. Диссертации и диссертации ProQuest Global.
- ^ Jump up to: а б «Марко Басаити» . Рейксбюро В. Искусствоведческая документация . Проверено 4 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Шоу, Джеймс Байам (1976). Рисунки старых мастеров Крайст-Черч, Оксфорд . Кларендон Пресс. п. 193. ОСЛК 2633502 .
Марко Басаити, который действительно родился в семье греков, во Фриули, ок. 1470 г., был последователем Джованни Беллини.
- ^ Jump up to: а б Вазари, Джорджо (1963). Жизнь художников, скульпторов и архитекторов . Вмятина. п. 141 . OCLC 175078002 .
Марко Басаити родился в Венеции в семье греков.
- ^ Анселл, Флоренс Джин (2008). Искусство мюнхенских галерей . ЧИТАЙТЕ КНИГИ. п. 229. ИСБН 978-1-4437-5543-6 .
Несколько более позднего времени и с более строгим стилем был Марко Басаити, родившийся в семье греков в Венеции и бывший учеником и помощником Луиджи Виварини, а затем Джованни Беллини, чье влияние в мягкости его более поздних работ можно легко проследить.
- ^ Jump up to: а б Роуз, Хью Джеймс (2008). Новый общий биографический словарь, том III . БиблиоБазар. п. 293. ИСБН 978-0-559-38853-8 .
БАСАИТИ (Марко дель Фриули) итальянский художник, уроженец Фриули, откуда и его название. Он родился в семье греков и процветал около 1510 г.
- ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басаити (ок. 1470 – ок. 1530)». Действует. Институт наук, литературы и искусства Венето, класс моральных наук и литературы . СХХ: 497–500.
- ^ Фабио Маниаго (граф.); Катерина Фурлан (1999). История фриульского изобразительного искусства . Касса ди Риспармио ди Удине и Фонд Порденоне . п. 18.
Венецианец вероятно албанского происхождения.
- ^ Пачини (1976). Проблемы диалектного морфосинтаксиса . Учебный центр итальянской диалектологии. п. 6.
Мнение Ф. Бабингера (*), согласно которому венецианский художник Марко Басаити, работавший примерно в 1500-1530 годах, имел албанское происхождение, на мой взгляд подтверждается тем, что Базаити и сегодня фигурирует как имя семьи в городе Дельвина
- ^ Jump up to: а б Прейер, Дэвид Чарльз (2008). Искусство венских галерей . БиблиоБазар. п. 39. ИСБН 978-0-559-69564-3 .
В той же школе обучался грек Марко Басаити, у которого мы находим уменьшенную копию большой картины художника, которая сейчас находится в Академии в Венеции.
- ^ «Бюллетень Школы дизайна Род-Айленда» . гугл.ал. 1913.
- ^ Ферид Худри (2003). Албания через искусство . Онуфри. п. 15. ISBN 978-99927-53-67-5 .
[Албанская диаспора] основала там свою собственную школу, которую они назвали «Scuola degli Albanesi» (Школа албанцев). Их учебниками были труды албанских гуманистов: Марина Бечикеми (1468-1528) и Марина Барлети (1460-1512). Самыми известными художниками были Марко Басаити (1496–1530) и Виктор Карпачи (1465–1525). Некоторые международные ученые упоминали их и их албанское происхождение.
- ^ Уотерс, Клара Эрскин Клемент (1881). Художники, скульпторы, архитекторы, граверы и их работы . Хоутон, Миффлин и Ко. р. 75 . ОСЛК 227712073 .
Басаити, Марко. Неизвестно, родился ли этот художник во Фриули или Венеции. Он был греческого происхождения. Процветал с 1496 по 1520 год.
- ^ Фернау, Иоахим (1959). Прегерская энциклопедия старых мастеров . Ф.А. Прегер. п. 27. ОСЛК 444975 .
БАРТОЛОММЕО ВЕНЕТО (см. ВЕНЕТО) БАСАИТИ Хотя Марко греческого происхождения
- ^ Стерджис, Рассел (2008). Руководство по коллекции ранних итальянских изображений Джарвеса . БиблиоБазар. п. 71. ИСБН 978-0-554-70267-4 .
Марко Басаити, или Баксаити, родился в Венеции в греческой семье... Его работы нежны по отделке и изысканны по цвету.
- ^ Крэн, Эмили; Маркс, Дэниел. «Биография- БАСАИТИ, Марко» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Стиль и техника Джованни Беллини» . Артбл . Проверено 3 октября 2017 г.
- ^ «Портрет молодого человека» . Национальная галерея .
- ^ «Богоматерь и Младенец» . Национальная галерея .
- ^ «Портрет джентльмена» . Музей РИСД .
- ^ «Святая Екатерина Александрийская» . Музей изобразительных искусств, Будапешт .
- ^ «Богоматерь с младенцем и святым Иаковом Великим» . Художественный музей Филадельфии .
- ^ «Портрет дожа Агостино Барбариго» . Музей изящных искусств, Будапешт .
- ^ «Мадонна с младенцем и святыми Кларой и Франциском Ассизским» . Академия Каррара .
- ^ «Дело 2338» . Фонд гражданских музеев Венеции .
- ^ «Мадонна с младенцем и донором Марко Басаити» . Найдите данные, графический IQ . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Алтарь святого Амвросия» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Прошедший аукцион, Портрет молодого человека, Марко Басаити» . Артнет .
- ^ «Депонирование» . Атенеум .
- ^ «Богоматерь с младенцем и святыми» . Музей Фицуильямса .
- ^ «Призвание сыновей Зеведея» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Мертвый Христос» . Музей изящных искусств, Будапешт .
- ^ «Из коллекции» . Музей искусств Джорджии .
- ^ «Христос молится в саду» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Портрет господина в шубе» . Академия Каррары .
- ^ «Благословенный Искупитель» . Академия Каррары .
- ^ «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Либералом» . ВикиКоммонс .
- ^ «Марко Басаити – Мадонна, поклоняющаяся младенцу» . Артистичный .
- ^ «Воскресение Христово» . Академия Каррары .
- ^ «Портрет джентльмена в черном» . Академия Каррара .
- ^ «Плач-Марко Басаити» . Государственный Эрмитаж . 7 июня 2021 г.
- ^ «Коллекция картин: Марко Басаити, Глава Богородицы» . Эшмоловский музей искусства и археологии — Оксфордский университет .
- ^ «Оплакивание мертвого Христа» . Музей изящных искусств Бостона .
- ^ «Святой Петр на троне и четыре святителя» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Святой Себастьян» . Интернет-галерея искусств .
- ^ «Дело 2355» . Фонд гражданских музеев Венеции .
- ^ «Кающийся святой Иероним» . База Моны Лизы . Проверено 12 января 2021 г.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вуд, Джеймс , изд. (1907). Энциклопедия Наттолла . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн.
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь )
