Микаел Чамчян
Микаел Чамчян | |
---|---|
Майкл Чамчин | |
![]() | |
Рожденный | 4 декабря 1738 г. |
Умер | 30 ноября 1823 г. Константинополь | ( 84 года
Другие имена | Майкл Чамич |
Занятия |
|
Микаел Чамчян [ а ] ( армянский : Միքայէլ Չամչեան , 4 декабря 1738 — 30 ноября 1823), известный также на английском языке как Майкл Чамич , был армянским монахом-мхитаристом , историком, грамматистом и богословом. Он наиболее известен тем, что написал всеобъемлющую и влиятельную историю Армении в трех томах.
Биография
[ редактировать ]Микаэл Чамчян (имя при крещении было Карапет) родился в Константинополе 4 декабря 1738 года в семье Авраама Чамчяна. [ 1 ] Начальное образование он получил в католических школах Константинополя, затем обучался ювелиру у своего дальнего родственника, императорского ювелира и амира Микаэла Челеби Дузиана. [ 1 ] Хотя Чамчян получил известность как ювелир и имел возможность присоединиться к Дузиану в качестве полноправного делового партнера, вместо этого он решил отказаться от светской жизни и присоединиться к Конгрегации мхитаристов . [ 1 ] уехал в монастырь мхитаристов на острове Сан-Лаццаро-дельи-Армени в Венеции и поступил в монашескую академию мхитаристов․ В марте 1757 года Чамчян по рекомендательной грамоте от отцов-мхитаристов Микаэла Себастаци и Мкртича Ананиана [ 2 ] Он принял монашеский постриг в 1759 году и взял имя Микаэль в честь Микаэля Себастаци. [ 2 ] Старший брат Чамчиана Акопос также был монахом-мхитаристом. [ 2 ] Окончив академию в 1762 году, он был рукоположен в священники и стал учителем в монастыре. [ 2 ] [ 3 ] Именно в это время Чамчян начал исследования и сбор материалов для своих будущих сочинений, однако эта работа была прервана в 1769 году, когда игумен Степанос Мелконян рукоположил его в вардапет и отправил вести миссионерскую деятельность и заботиться о духовных нуждах армянской католической общины в Басра . [ 4 ]
Во время своей миссионерской деятельности Чамчян посещал различные армянские общины на Ближнем Востоке и искал армянские рукописи, в частности истории Армении, чтобы приобрести или скопировать и отправить обратно в Сан-Лаззаро. [ 4 ] Чамчян вернулся в Венецию в 1775 году из-за плохого здоровья (усугубленного климатом и вспышкой чумы в Басре) и обучал новичков, желающих присоединиться к Конгрегации мхитаристов. [ 5 ] [ 3 ] В 1779 году он опубликовал книгу «Кераканутюн Айказян лезви » ( «Грамматика армянского языка» считалась лучшим существующим учебником классической армянской грамматики и нашла широкое применение в армянских школах. ), которая на протяжении почти столетия [ 5 ] Грамматика Чамчяна была первой, отвергшей влияние латыни на армянскую грамматику, и была основана на изучении избранных классических армянских текстов V-XIII веков. [ 6 ] [ 7 ]

с 1785 по 1788 год он опубликовал свой монументальный трехтомник «Патмутюн Айоц». [ б ] (История Армении, неточно датированная 1784–1786 гг.). [ 8 ] В этой работе Чамчян стремился представить всеобъемлющую историю Армении от сотворения мира до своего времени, используя различные армянские и неармянские источники. [ 9 ] Он скрупулезно писал историю, часто внося изменения и дополнения и откладывая окончательную публикацию томов, чтобы ознакомиться с другими источниками по мере того, как они становились ему доступными. [ 8 ] Чамчяна» «История была самой популярной историей Армении на протяжении почти ста лет. [ 10 ] Он имел большое влияние среди армян, и ему приписывают укрепление армянского национального самосознания. [ 10 ] Его также критиковали за неспособность критически подойти ко многим источникам и за то, что он «часто принимает явные легенды как убедительные факты». [ 10 ] История . разделена на периоды в зависимости от правящих армянских династий и времен иностранного господства [ 9 ] Чамчян представил хронологию легендарных армянских патриархов (использовав хронологию, изложенную Мовсесом Хоренаци в его «Истории Армении» в качестве источника Айка ), датируя битву с Белом и, таким образом, формирование армянского народа 2107 годом до нашей эры. [ 11 ] Он также является источником традиционно принятой даты христианизации Армении - 301 год нашей эры. [ 12 ] Чамчиана» Сокращенная версия « Истории была опубликована в 1811 году и позже переведена на английский и турецкий языки. [ 10 ]

Огромный труд по написанию и изданию «Истории Армении» сказался на здоровье Чамчяна, и в 1789 году он был уволен с преподавательской должности и отправлен на лечение в санатории в Австрии и Венгрии . [ 13 ] Сначала он отправился в Триест , затем в населенный армянами трансильванский город Ибашфалау ( Башбалов или Егисабетуполис по-армянски, ныне называемый Думбрэвени), где оставался до апреля 1790 года. [ 13 ] Находясь в Ибашфалау, Чамчян внес большой вклад в развитие местной армянской школы и разработал план создания армянских школ-интернатов. [ 13 ] Несмотря на просьбы местной армянской общины оставить его, Чамчян вернулся в Венецию после выздоровления. [ 14 ] Следующей его крупной работой стал комментарий к Книге Псалмов ( Мекнутюн Сагмосац , 10 томов), и большинство его работ этого периода посвящены религиозным и теологическим темам. [ 14 ] В начале 1795 года его снова отправили из Венеции по состоянию здоровья на родину, в Константинополь. [ 15 ] Там Чамчян выступил в качестве старшего представителя мхитаристов и возобновил свою историко-писательскую и просветительскую деятельность. [ 15 ] Чамчян ненадолго вернулся в Венецию в 1800 году, чтобы принять участие в выборах нового настоятеля монастыря Сан-Лаццаро после смерти аббата Степаноса. [ 16 ] Хотя монахи-мхитаристы пытались удержать Чамчяна в Венеции, назначив его руководителем монашеской школы, он вернулся в Константинополь по просьбе тамошней армянской католической общины. [ 16 ] В последние годы своего пребывания в Константинополе Чамчян вместе с другими мхитаристами предпринял шаги по смягчению конфликта между армянскими католиками и Армянской Апостольской церковью , хотя эти усилия не получили поддержки ни со стороны Рима, ни со стороны Армянского католикосата. [ 17 ] Чамчян умер в Константинополе 30 ноября 1823 года в возрасте 86 лет. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Иногда Чамчианц ( арм . Чамчеанц ):
- ^ Полное название: года Господня История Армении 1784 от начала мира до .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Утуджян 1988 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Утуджян 1988 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б Хачикян 2005 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 75.
- ^ Бардакджян 1976 , стр. 8–9.
- ^ Утуджян 1988 , стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Хачикян 2005 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с д Бардакджян 1976 , с. 17.
- ^ Коэффициент 2019 , стр. 94–95.
- ^ Паносян 2006 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б с Утуджян 1988 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Утуджян 1988 , с. 82.
- ^ Утуджян 1988 , с. 84.
- ^ Утуджян 1988 , с. 85.
Источники
[ редактировать ]- Бардакджян, Кеворк (1976). Вклад мхитаристов в армянскую культуру и науку . Отдел Ближнего Востока, Библиотека Гарвардского колледжа. OCLC 644029601 .
- Хаджикян, Агоп Дж․ ; и др., ред. (2005). Наследие армянской литературы, Том III: От восемнадцатого века до современности . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0814332218 .
- Косян, Арам (2019). «Первые Гайкиды и «Дом Торгома» » . Фундаментальная арменология . 2 (10). Национальная академия наук Армении : 84–105. ISSN 1829-4618 .
- Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231511339 .
- Утуджян, А.А. (1988). «Микаэль Чамчян (кянки ев горцунеутян хамаот урвагиц)» Микаэл Чамчян (краткий очерк жизни и деятельности) [Майкл Чамчян (краткое описание его жизни и деятельности)]. Лрабер Хасаракакан Гитутюннери (на армянском языке) (9). Национальная академия наук Армении : 71–85. ISSN 0320-8117 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Английский перевод сокращенной версии « Истории Армении » Чамчяна , тома I и тома II.
- Произведения Микаела Чамчяна из собрания армянских старопечатных книг (1801-1850); произведения из коллекции редких книг Армении (1512-1800 гг.).