Армяне в Грузии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
168,191–220,000 включая абхазские оценки (2014 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Абхазия , Самцхе-Джавахети , Тбилиси , | |
Языки | |
Армянский , Грузинский , Русский | |
Религия | |
Армянская Апостольская Церковь | |
Родственные этнические группы | |
Армяне в Самцхе-Джавахети , Армяне в Тбилиси , Армяне в Абхазии , Армяне в Азербайджане , Армяне в России |
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне в Грузии или грузинские армяне [1] ( грузинский : ქართველი სომხები , латинизированный : картвели сомхеби ; армянский : Վիրահայեր , латинизированный : Вирахайер ) — армянский народ, проживающий на территории Грузии . Армянская община в основном сконцентрирована в столице Тбилиси , Автономной Республике Абхазия и регионе Самцхе-Джавахети . По данным переписи населения Грузии 2014 года, армяне в Самцхе-Джавахети составляют 50,5% населения. [2] В Абхазии армяне являются третьей по численности этнической группой в регионе после грузин и абхазского большинства. [3]
История
[ редактировать ]Этот подраздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Средневековые армянские историки и летописцы, такие как Мовсес Хоренаци , Газар Парпеци , Павстос Бузанд и другие, описывали армян Грузии в крупных городах и исторических провинциях этой страны. [ нужна ссылка ] Большая волна армянских поселенцев в столице страны Тбилиси произошла в XII–XIII веках, особенно после 1122 года, после освобождения Кавказа от турок-сельджуков грузинскими и армянскими войсками под предводительством царя Давида IV и Тамар Грузинская . [4]
В XVIII и XIX веках армянские купцы, в том числе известные ювелиры и нефтяники, вкладывали значительные средства в бизнес в Грузии и помогали строить торговые дома, культурные центры, школы и церкви. Число армян постепенно увеличивалось, так что к началу 19 века армян в столице Тбилиси намного превосходило численность грузин. [ нужна ссылка ] Тбилиси стал настоящим культурным центром для восточных армян («аревелахайер», обычно называемый русско-армянами «русахайер»), точно так же, как Стамбул в Турции стал культурным центром для западных армян («аревмедахайер», обычно называемый турецко-армянами «туркахайер» в время). [ нужна ссылка ]
В результате борьбы Российской империи с османами и завоевания ею Кавказа российские власти после 1828 над Каджарским Ираном года оказались в состоянии расселить в этом районе христианских армянских и греческих беженцев. [5] после ратифицированного Туркменчайского договора с Каджарским Ираном 1828 года и Адрианопольского договора с Османской Турцией 1829 года.
Архитектура
[ редактировать ]
Армяне оставили в Грузии богатый архитектурный след, а в Тбилиси много архитектурных зданий, построенных армянскими архитекторами последних веков. Здесь находится множество особняков, построенных влиятельными армянами и представляющих собой одни из самых привлекательных исторических зданий Тбилиси. [ нужна ссылка ]
Примером армянского присутствия является дом Мелик-Азарьянца в Тбилиси на главном проспекте Тбилиси, называемом проспектом Руставели .
Купола армянских церквей можно увидеть во всех частях центра города. В начале 20 века в Тбилиси насчитывалось до 30 армянских церквей. [ нужна ссылка ]
Армянская церковь Норашен, памятник архитектуры 1701 года, находится в руинах. Стены Норашена, что означает «новая постройка», были украшены фресками Овнатана Овнатаняна, придворного художника грузинского царя Ираклия II . [ нужна ссылка ]
Грузино-армянская война 1918 г.
[ редактировать ]Грузино -армянская война — пограничная война, которая велась в декабре 1918 года между Демократической Республикой Грузия и Первой Республикой Армения за части спорных тогда провинций Лори и Джавахети , в основном населенных армянами (и азербайджанцами на севере Лори). 19 век. [ нужна ссылка ] К концу Первой мировой войны некоторые из этих территорий были оккупированы Османской империей , но когда они покинули эти территории, армяне и грузины заявили о своих правах на контроль. [ нужна ссылка ] Военные действия продолжались до тех пор, пока при посредничестве Великобритании не было подписано прекращение огня, в результате чего спорная часть Лори осталась под совместной армяно-грузинской администрацией, которая продолжалась до установления советской власти в Армении в 1920 году. [ нужна ссылка ]
Армяне в Советской Грузии
[ редактировать ]После создания Грузинской Советской Социалистической Республики , несмотря на создание Армянской Советской Социалистической Республики , большинство армян решили остаться и жили достаточно благополучной жизнью, за исключением своих религиозных свобод, поскольку коммунистическое правительство национализировало большинство армянских церквей и памятники культуры и подавляли религиозные свободы широких слоев населения, включая армян. [ нужна ссылка ]
Это привело к закрытию десятков церквей. К концу советской эпохи действовали только две армянские церкви. [ нужна ссылка ]
Армяне в Республике Грузия
[ редактировать ]Этот подраздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2022 г. ) |
Армяне приветствовали создание Республики Грузия, надеясь на улучшение условий жизни после краха советской власти. Однако экономические и социальные условия не были благоприятными для общества. [ нужна ссылка ]
Одной из самых больших проблем является неспособность армян Грузии использовать армянский язык в общественной жизни. [ нужна ссылка ] Новая языковая политика правительства является источником сильного недовольства, и его обвиняют в отмене прежних прав меньшинств на использование армянского или русского языка и, таким образом, в ограничении доступа к работе и образованию. [6] Президент Армении . Роберт Кочарян призвал этнических армян изучать грузинский язык, который, по его словам, необходим для их интеграции в грузинское общество [7]
Армянам в этом регионе Грузии следует задуматься об изучении грузинского языка, а не о том, как заменить его армянским. Без ведома грузинских армян в Грузии не смогут претендовать на высшие и высокие государственные должности и не смогут вести успешный бизнес. [7]
В Тбилиси есть только три строго армянские школы и две действующие церкви. [ нужна ссылка ]
Некоторые армяне считают, что они являются жертвами политики, направленной на изменение демографического баланса региона Самцхе-Джавахети, поскольку там поселилось несколько грузинских семей. [6] Армяне также недостаточно представлены в правительстве (занимают 5 мест в парламенте, состоящем из 235 членов, [6] например), что приводит к восприятию дискриминации и взаимному недоверию. [8] Было несколько протестов, некоторые из которых переросли в насилие после столкновений с сотрудниками правоохранительных органов. [6]
Армяне в Тбилиси
[ редактировать ]
История Армении и вклад в город Тбилиси очень значительны. [ нужна ссылка ] После завоевания этой территории Россией армяне, спасающиеся от преследований в Османской империи и Каджарском Иране, вызвали резкий рост армянского населения, пока оно не достигло примерно 40% от общей численности населения города. Многие мэры и представители бизнес-класса были армянами, и большая часть старого города была построена армянами. До недавнего времени районы Авлабари и территория за рекой были преимущественно армянскими, но за последние два десятилетия ситуация сильно изменилась. [9]
Споры по поводу разрушения и присвоения армянских церквей
[ редактировать ]Из 29 армянских церквей Тбилиси начала ХХ века сегодня действуют только две – собор Святого Георгия в Старом Армянском квартале и церковь Эчмиадзин в Авлабари; остальные уничтожены или превращены в грузинские. [10] Совсем недавно, 16 ноября 2008 года, скандальный грузинский священник организовал раскопки вокруг церкви Норашен , в ходе которых были сняты надгробия армянских меценатов Тбилиси, похороненных на кладбище. [10]
Армяне в Самцхе-Джавахети
[ редактировать ]
В 2014 году этнические армяне составляли половину населения региона Самцхе-Джавахети. [2]
В конце 1980-х и начале 1990-х годов в регионе существовала напряженность, когда местный Армянский объединенный демократический альянс Джавахка предлагал местную автономию Джавахети в составе Грузии. Правительства как Грузии, так и Армении проводят осторожную и успокаивающую политику в отношении местных националистических движений, что помогло снизить напряженность в регионе. [11] [12] [13]
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан и Южно-Кавказский трубопровод , проходящие через регион, встретили сопротивление со стороны местных армян, как и железная дорога Карс-Тбилиси-Баку , поскольку она изолирует Армению. [ нужна ссылка ]
Армяне в Абхазии
[ редактировать ]В Автономной Республике Абхазия также проживает значительное количество армян. [14] Они являются второй по численности этнической группой в регионе после абхазов . [15] Армяне поселились в Абхазии в конце 19 - начале 20 веков и в настоящее время являются крупнейшей этнической группой в Гагрском , Сухумском и Гульрипшинском районах , составляя 20% населения Абхазии, насчитывающего 45 000 человек из 215 000 человек. [ нужна ссылка ]
Во время войны в Абхазии в начале 90-х годов большинство местных армян поддержали абхазских сепаратистов, что привело к росту антиармянских настроений в грузинском обществе. [16] Однако местные армянские НПО обвиняют де-факто абхазские власти в намеренном уменьшении числа абхазских армян. [17]
Армяне в Аджарии
[ редактировать ]Аджария — одна из двух автономных республик Грузии (вторая — Абхазия). Этнические грузины составляют большинство, а армяне составляют 1,6% населения региона. [2] После грузин (93,4%) армяне (3%) составляют вторую по численности этническую группу в областном центре Батуми . [2]
Религия
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Армянская церковь в Грузии существует уже 15 веков, поскольку она существовала еще в V веке нашей эры. Средневековый армянский историк Охтаннес сообщил, что в грузинском городе Цуртави находилось армянское прелатство под юрисдикцией Армянского Патриарха, возглавляемое епископом по имени Мовсес. [ нужна ссылка ]
Другой историк, Матеос Урхинский, сообщает, что во время правления грузинского царя Давида IV Армянская церковь получила статус признанной епархии. Его административным центром в то время был армянский собор Сурб Геворк в Тбилиси. Задокументировано более 600 религиозных и культурных объектов, таких как церкви, семинарии, монастыри, хотя большая часть этих объектов исчезла из-за стихийных бедствий, вандализма и других факторов. [ нужна ссылка ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Армяне в Грузии принадлежат в основном к армянской апостольской вере, при этом значительное количество армян-католиков также сконцентрировано в Самцхе-Джавахети. [ нужна ссылка ]
Армянская Апостольская Церковь в Грузии
[ редактировать ]Большинство армян, проживающих в Грузии, принадлежат к Армянской Апостольской Церкви и находятся под юрисдикцией Первопрестольного Святого Эчмиадзина . [ нужна ссылка ]
Местными делами армянских грузин занимается Епархия Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии. Он также известен как армянский : Վիրահայոց Թեմ ( Вирахайоц 'Тем ). [ нужна ссылка ] Глава епархии – епископ Вазген Мирзаханян. [ нужна ссылка ]
Сегодня в Тбилиси действуют только две армянские церкви. Несколько армянских церквей уже разрушены, преобразованы в грузинские, находятся в стадии спора или находятся на стадии «грузинизации». [18] Армянская церковь в Грузии потребовала возвращения во владение и прав собственности на шесть армянских церквей. Пять из них находятся в Тбилиси: церковь Норашен , церковь Святой Печати , Шамхорецоц Сурб Асдвадзацин, церковь Святого Геворка Мугни , Сурб Минас, еще одна – церковь Святой Печати – находится в городе Ахалцихе в Самцхе-Джавахети . Все эти церкви сегодня закрыты и не используются ни одной конфессией. [ нужна ссылка ] В советское время коммунистическое правительство национализировало большинство христианских храмов, но после восстановления суверенитета Грузии эти армянские храмы не были возвращены Армянской церкви. [ нужна ссылка ]
Реконструкция церквей требует огромных инвестиций, и пока ни правительство Армении, ни Святой Престол Эчмиадзина, ни армянская община Тбилиси не могут себе этого позволить. [ нужна ссылка ]
Несколько армянских церквей в Грузии были отремонтированы, чтобы удалить любые характерные армянские архитектурные особенности, и теперь принадлежат грузинскому православному или другим конфессиям. [ нужна ссылка ]
Армяне-католики в Грузии
[ редактировать ]В Грузии также существует значительная часть армян-католиков, принадлежащих к Армянской католической церкви, особенно в Самцхе-Джавахети, а в остальной части страны, включая Тбилиси , армян-католиков меньше . [ нужна ссылка ]
Армянскими католиками управляет «Католическая епархия Армении, Грузии и Восточной Европы», которая была вновь открыта в 1991 году после длительного перерыва в советское время. Епархией в течение многих лет управлял архиепископ Нерсес Тер-Нерсесян, член Конгрегации мечитаристов Венеции, который позже был заменен из-за возраста архиепископом Ншаном Гаракехеяном. [ нужна ссылка ]
Верующие Армянской католической церкви используют армянский чин литургии; однако есть также армянские католики, практикующие латинский обряд Божественной литургии ( Святой Мессы ). Тем не менее, такие армяне-католики рассматриваются Ватиканом как принадлежащие к Армянской католической церкви. [ нужна ссылка ]
Грузинские католики византийского обряда и армянский обряд
[ редактировать ]К концу девятнадцатого века, когда почти все грузинские католики исповедовали латинский обряд, некоторые захотели использовать византийский обряд, используемый Грузинской Православной Церковью . Российская империя , которая контролировала Грузию с начала того века, использовала этот обряд исключительно для Восточной Православной Церкви . [ нужна ссылка ]
Соответственно, некоторые из этих грузин-католиков, как духовенство, так и миряне, приняли армянский обряд и присоединились к Армяно-католической епархии Артвина , которая была основана в российском Закавказье в 1850 году. Только после предоставления религиозной свободы в России в 1905 году некоторые католики в Грузии в конечном итоге принимают византийский обряд. [ нужна ссылка ]
Образование
[ редактировать ]В столице Тбилиси есть три строго армянские школы. Есть также пять армяно-российских и армяно-грузинских школ. Все они преподают армянский язык и литературу помимо официальной учебной программы. Но распространенная жалоба заключается в том, что часы истории Армении не включены. Правительство Армении отправляет в школы тысячи учебников на армянском языке. Но по-прежнему в школах наблюдается дефицит книг, мебели, и все нуждаются в срочном ремонте. [ нужна ссылка ] Ежегодно около 50 армянских студентов грузинской национальности поступают в университеты Армении. [ нужна ссылка ]
СМИ
[ редактировать ]Тбилиси был важным центром публикаций на армянском языке, в том числе издания «Харач» Армянской революционной федерации в период с 1906 по 1909 год. В качестве редакторов и писателей в нее входили известные политические и литературные имена. [ нужна ссылка ]
После ограничений со стороны российских властей газета была заменена газетой «Горизонт» , не связанной с какой-либо конкретной политической партией и выходившей до 1918 года. [ нужна ссылка ]
армянская газета « Врастан» издается В настоящее время в Тбилиси на армянском языке . новая газета «Ардзаганк» . В 2014 году в Тбилиси начала выходить [ нужна ссылка ]
Организации
[ редактировать ]В Грузии существует ряд армянских организаций и ассоциаций. Среди них:
- Объединенный Джавахкский демократический альянс
- Армянская община Тбилиси
- Армянский центр сотрудничества Грузии (ACCG)
Список известных армян в Грузии
[ редактировать ]
Политические и общественные деятели
[ редактировать ]Ходжаминасишвили ( грузинский : ხოჯამინასიშვილი ) был богатой армянской торговой семьей в Грузии, которая была удостоена достоинства князя ( тавади ) грузинским царем Грузии Ираклием II в 1775 году и подтверждена в своем титуле Российской империей в 1857 году. .
Бебутовы ( грузинский : ბებუთოვი , русский : Бебутовы ), также известный как Бебуташвили ( грузинский : ბებუთაშვილი ), был грузинским дворянским родом армянской национальности, который играл важную роль в экономической и социальной жизни города Тбилиси на протяжении 17 века. и 18-е века, а позже служил в армии Российской империи в 19 веке.
Александр Хатисян ( армянский : Ալեքսանդր Խատիսյան ) был армянским политиком и журналистом. Он занимал пост мэра Тбилиси с 1910 по 1917 год. Во время создания Первой Республики Армения он был членом Армянского национального совета Тифлиса в Армянском национальном конгрессе (1917), а затем в постоянном исполнительном комитете, выбранном со стороны Армянского национального конгресса. После провозглашения Первой Республики Армения он занимал пост министра иностранных дел и подписал Батумский договор с Османской империей . Он был избран премьер-министром с 1919 по 1920 год.
Ованес Каджазнуни ( арм . Yovhannes Kajaznuni ) (Yovhannēs Kajaznuni ) ( Ахалцихе , Грузия 1868 — Ереван , Армения 1938) — первый премьер-министр Первой Республики Армения с 30 мая 1918 по 28 мая 1919 года. Он был членом Армянской Революционная федерация .
Искусство
[ редактировать ]
Саят-Нова ( армянский : ֍այաթ-Նովա ( Саят-Нова ); персидский / азербайджанский : سایاتنووا; грузинский : საიათ-ნოვა ) родился в Тбилиси (Тифлис по-армянски) 14 июня 1712 года и умер в Ахпат 22 сентября 1795 года и известен среди армян как «Король песен». Настоящее имя - Арутюн Саятян, а его мать Сара была грузинской армянкой, хотя отец был Карапетом из Алеппо или Аданы . Саят-Нова умел писать стихи, петь и играть на каманче . Выступал при дворе Ираклия II Грузинского , где также работал дипломатом . Он потерял свое политическое влияние при царском дворе, когда влюбился в дочь грузинского царя, и провел остаток своей жизни странствующим бардом. В 1795 году он был убит в монастыре Ахпат войском Ага Мухаммед-хана . К Саят-Нове можно отнести около 220 песен, хотя всего он, возможно, написал тысячи. Большинство его песен написаны на армянском , грузинском , азербайджанском и персидском языках . Некоторые из них поются и по сей день. Он также свободно говорил по -арабски . Многие считают Саят-Нову величайшим ашугом (народным певцом и автором песен), когда-либо жившим на Земле. Кавказ (территория между Черным и Каспийским морями ). В Армении Саят-Нова также считается поэтом, внесшим значительный вклад в армянскую поэзию своего века. Его могила находится на территории главного армянского собора Сурб Геворк в Тбилиси.
Раффи ( армянский : Րաֆֆի ), псевдоним Акопа Мелик Акопян ( армянский : Յակոբ Մելիք-Յակոբեան ) — известный армянский писатель, родившийся в 1835 году в Паяджуке, армянской деревне, расположенной на севере Ирана , но всю свою продуктивную литературную жизнь провёл в Тбилиси. (Тифлис на армянском языке), где он умер в 1888 году. Раффи – видный деятель армянской литературы.
Габриэль Сундукян ( арм . Գաբրիել Սունդուկյան ( Габриэль Сундукян ) родился в Тбилиси в 1825 году и умер там в 1912 году. Он был выдающимся армянским писателем и драматургом, основоположником современной армянской драматургии. Выходец из богатой армянской семьи, Сундукян изучал как классическую и современный армянский, французский, итальянский и русский языки, учился в Санкт-Петербургском университете , где написал диссертацию по основам персидского стихосложения. Затем вернулся в Тифлис и поступил на государственную службу в Армянскую театральную труппу Тифлиса. поставил свою первую пьесу « Чихание ночью на удачу ». Его известная пьеса «Пепо» (1871) была экранизирована в 1935 году. Другой известный фильм по его произведению – «Хатабала» (1971). В его честь назван театр в Ереване.
Оганес Туманян ( армянский : Հָվհաննես Թումանյան ( Ованес Туманян )) (1869–1923) считается одним из величайших армянских поэтов и писателей. Он родился в селе , жил но и Дсех Лорийской области Армении писал в Тбилиси. В армянских кругах его обычно считают «всеармянским поэтом». Он создал тексты песен, басни, эпические поэмы и переводы на армянский язык Байрона , Гете и Пушкина .
Арам Хачатурян ( арм . Արամ Խաչատրյան ( Арам Хачатрян )); Русский : Апам Ильич Хачатипян (1903–1978) — советский армянский композитор, на произведения которого часто повлияла армянская народная музыка . Он родился в Тбилиси, Грузия , в бедной армянской семье и иммигрировал в Москву.
Гаяне Хачатурян (по-армянски: Գայանե Խաչատուրյան ( Гаянэ Хачатурян )) (9 мая 1942 – 1 мая 2009), плодовитый грузино-армянский художник и график, связанный с магическим реализмом и сюрреализмом , родилась в армянской семье в Тбилиси.
Сергей Параджанов ( армянский : ֍արգիս Հովսեփի Փարաջանյան , ( Саргис Овсепи Параджанян ); грузинский : სერგეი (სერგო) ფა რაჯანოვი русский . : Серге́й Иосифович Параджанов ), родился в Тбилиси в 1924 году и был советским армянским кинорежиссёром и художником 20-го века широко известен как один из величайших мастеров кино . Его несколько раз арестовывали из-за его работы. Лишь в середине 80-х, когда политический климат начал меняться, он смог возобновить режиссуру. Тем не менее, для того, чтобы его последним полнометражным фильмам был дан зеленый свет, потребовалась помощь влиятельного грузинского актера Давида (Додо) Абашидзе и других друзей. Его здоровье серьёзно подорвано 4 годами лагерей и 9 месяцами тбилисской тюрьмы, Параджанов умер от рака лёгких в 1990 году, в то время, когда после почти 20 лет подавления его фильмы наконец снова были допущены к показу на зарубежных кинофестивалях. .
Микаэл Таривердиев ( русский : Микаэл Таривердиев (1931–1996, родился в Тбилиси и был видным советским композитором армянского происхождения. С момента его создания возглавлял Гильдию композиторов Союза советских кинематографистов).
Науки
[ редактировать ]Себастьян Шаумян (1916–2007) — советский и американский , страстный теоретик языкознания сторонник структуралистского анализа . Выучив помимо армянского , грузинского и русского языков немецкий и английский язык , Шаумян получил степень филолога в Тбилисском государственном университете . Шаумян опубликовал «Структурную лингвистику» в 1965 году и основал секцию структурной лингвистики в Институте русского языка в Москве. Вместе с Соболевой он написал «Основы генеративной грамматики русского языка» (1958), а также «Прикладную генеративную модель и трансформационное исчисление русского языка» (1963).
Спорт
[ редактировать ]Тигран Петросян ( арм . Տիգրան Պետրոսյան ( Тигран Петросян )) родился в Тбилиси в 1929 году и умер в 1984 году). Большую часть своего детства он провел в Грузии. Он научился игре в шахматы в восемь лет, поступив в местную шахматную школу при Тбилисском Дворце пионеров (ныне Тбилисский Дворец детей). Первым тренером Петросяна был Арчил Ебралидзе. Он стал чемпионом мира по шахматам с 1963 по 1969 год. За стиль игры его прозвали «Железным Тиграном» из-за его почти непробиваемой защиты, в которой безопасность ставилась превыше всего. Он восемь раз претендовал на звание чемпиона мира (1953, 1956, 1959, 1962, 1971, 1974, 1977 и 1980 годы), выигрывал чемпионаты мира в 1963 (против Ботвинника ) и 1966 (против Спасского ), таким образом, он был защита чемпиона мира или кандидата в чемпионы мира в течение десяти последовательных трехлетних циклов. выигрывал чемпионат СССР Четырежды (1959, 1961, 1969 и 1975 годы). Возможно, он был самым трудным игроком в истории шахмат.
Армяно-грузинские отношения
[ редактировать ]Армения и Грузия имеют долгую историю культурных и политических отношений. Пик взаимодействия пришелся на Средние века, когда обе страны вступили в плодотворный культурный диалог и объединились против соседних мусульманских империй. Между армянскими и грузинскими королевскими и дворянскими семьями часто заключались смешанные браки, и обе этнические группы смешивались в нескольких приграничных районах.
Армяно-грузинские отношения всегда были предметными, но в годы постсоветской независимости они стали еще более выраженными. Между правительствами Армении и Грузии в целом сложились позитивные отношения, но в прошлом были и некоторые проблемы. В Грузии проживает много армян, хотя в Армении значительного числа грузин не проживает.
не принял закон о признании Геноцида армян Несмотря на большое количество армян в Грузии и наличие 5 армянских депутатов, парламент Грузии до сих пор . Некоторые говорят, что как минимум одной из причин непризнания является большое количество азербайджанского населения в Грузии (большое меньшинство в Республике Грузия).
См. также
[ редактировать ]- Армяно-грузинские отношения
- Армяне в Абхазии
- Армяне в Самцхе-Джавахети
- Армяне в Тбилиси
- Самцхе-Джавахети
- Цалка
- Армянский национальный совет Тифлиса
- Армянская Апостольская Церковь Святого Георгия, Тбилиси
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Просмотрщик Нграмм» . book.google.com . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Перепись населения 2014» . www.geostat.ge . Национальное статистическое управление Грузии. Ноябрь 2014 года . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Абхазия предлагает гражданство диаспоре . ИВПР . CRS № 314, 10 ноября 2005 г.; В.А.Чирикба. Армяне и их диалекты в Абхазии. В: Evidence and Counter-Evidence, Festschrift Frederik Kortlandt , Том 2, SSGL 33, Амстердам – Нью-Йорк: Родопи, стр. 51-67.
- ^ Кавказ: Введение. Издательство Оксфордского университета, США (9 сентября 2010 г.), с. 48
- ^ Бешотен, Хендрик; Ренцш, Джулиан (2010). Тюркология в Майнце . п. 142. ИСБН 978-3-447-06113-1 . Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Армянское и азербайджанское меньшинства Грузии , 22 ноября 2006 г. (для просмотра полного отчета необходима бесплатная регистрация)
- ^ Jump up to: а б Армения: Кочарян призывает армян Грузии изучать грузинский язык . Кавказ Европаньюс . 1 мая 2007 г.
- ^ Reuters AlertNet - Армянское и азербайджанское меньшинства Грузии.
- ^ Арменияпедия.орг - Тбилиси.
- ^ Jump up to: а б Газинян, Арис (15 декабря 2008 г.). «Спор под куполом: попытки защитить армянские церкви в Грузии встречают протесты в Тбилиси» . АрменияСейчас . Проверено 7 июля 2009 г.
- ^ Корнелл, Сванте Э. , Автономия и конфликт: этнотерриториальность и сепаратизм на Южном Кавказе – случай в Грузии, стр. 107, 164. Департамент исследований мира и конфликтов, отчет № 61 . Уппсала. ISBN 91-506-1600-5 .
- ^ Арутюнян, Арус (2009). Оспаривание национальных идентичностей в этнически однородном государстве . Университет Западного Мичигана. п. 204. ИСБН 9781109120127 .
- ^ Керник, Франц (2006). Европейская безопасность в переходный период . Издательство Эшгейт. п. 151. ИСБН 9781409495581 .
- ^ Статистика переписи населения 2003 г. (на русском языке)
- ^ Абхазия предлагает гражданство диаспоре . ИВПР . CRS № 314, 10 ноября 2005 г.
- ^ «АРМЯНЕ АБХАЗИИ: ДЕРЖАТСЯ ДОМ НА НЕСТАБИЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ» . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз. 1 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 г. Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ↑ Власти Абхазии намеренно уменьшают количество армян. Архивировано 31 мая 2011 года в Wayback Machine . Общественное радио Армении. 2 февраля 2006 г.
- ^ «Хетк Онлайн» . Архивировано из оригинала 25 октября 2008 года . Проверено 14 декабря 2008 г. Армянские журналисты-расследователи на Hedq.am рассказывают о статусе армянских церквей в Грузии
Библиография
[ редактировать ]- Арис Казинян (1 ноября 2008 г.). «АРМЯНСКАЯ ПРОБЛЕМА»: АЙАСТАНС В ГРУЗИИ СТАЛКИВАЕТСЯ С ПРОБЛЕМАМИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» . АГБУ . Архивировано из оригинала 22 сентября 2010 года . Проверено 6 июля 2009 г.