Грузинские католики византийского обряда
Католики грузинского византийского обряда , или члены Грузинской греко-католической церкви , — это католики из грузинского народа , исповедующие византийский обряд на старогрузинском языке , который также является литургическим языком Грузинской православной церкви .
История
[ редактировать ]В XIX веке, когда почти все грузинские католики исповедовали римский или армянский обряд , многие хотели посещать византийский обряд на старогрузинском языке , как это традиционно в Грузинской Православной Церкви .
Дом Романовых , помимо приказа о насильственной русификации грузинского народа и его церкви, рассматривал и рассматривал восточно-католические церкви , за неохотным исключением Армянской католической церкви , как незаконные и даже предательские организации. Соответственно, грузины, желавшие стать католиками, в подавляющем большинстве присоединились к Армяно-католической епархии Артвина, созданной в российском Закавказье .
В 1861 году в Стамбуле бывший -мхитарист священник о. Петр Харищирашвили (Петре Харистширашвили) основал Слуги Непорочного Зачатия как для мужских, так и для женских монашествующих.
Они служили и обучали католиков, православных и мусульманских грузин, живущих в Османской империи и в Монтобане , Франция . о. Харищирашвили владел восемью языками, но в то время, когда Грузинской Православной Церкви препятствовал этому Святейший Синод , он уделял особое внимание образованию на грузинском языке. Помимо его богословской работы, его община, школы и учебная программа также оказали значительное влияние на грузинский язык, его грамматику , литературу и историю . Их ученики также обучались с использованием отрывков из произведения грузинского национального поэта Шота Руставели « Витязь в тигровой шкуре» . Студентам также преподавали латынь и французский язык .
Только после того, как царь Николай II неохотно предоставил религиозную терпимость во время русской революции 1905 года, католики в Грузии почувствовали себя способными принять византийский обряд.
В короткий период независимости Грузии между 1918 и 1921 годами некоторые влиятельные грузинские православные выразили заинтересованность в союзе со Святым Престолом , и в 1919 году из Рима был отправлен посланник для изучения ситуации. В результате начала гражданской войны и советской оккупации это ни к чему не привело.
Некоторые рассматривают католиков Грузинской католической церкви , которые следуют византийскому обряду, как отдельную церковь , считая 1861 или 1917 год датой воссоединения с Римом. Чтец Мефодий Стадник рассказывает, что в 1930-е годы у них был экзарх о. Шио Батманишвили и что апостольский экзархат специально для грузинских греко-католиков. был создан [ 1 ]
В книге «Забытые: католики империи Советского Союза от Ленина до Сталина » отец Кристофер Цуггер рассказывает, что в начале 1920-х годов девять миссионеров сервитов Непорочного зачатия в Константинополе во главе с епископом Шио Батманишвили приехали в Грузию для дальнейшего установления Византийской империи. Обряд существует, и что к 1929 году число их верующих выросло до 8000. [ 2 ] К сожалению, их миссия закончилась арестом экзарха Шио и его священников в 1928 году, их заключением в Соловецком лагере и последующим убийством сталинским . НКВД в Сандармохе [ 3 ] в 1937 году. [ 4 ] о. Цуггер цитирует отчет 1936 года о том, что «Византийская католическая церковь Грузии имела две общины, обслуживаемые епископом и четырьмя священниками, с 8000 верующими». [ 5 ] цифры очень похожи на те, которые он приводит в других местах для ситуации 1929 года. [ 2 ]
о. Цуггер не утверждает, что грузинские византийские католики когда-либо были формально созданы как автономная особая церковь, и никаких упоминаний о создании такой юрисдикции для византийских грузинских католиков не существует в Acta Apostolicae Sedis , официальном бюллетене Святого Престола. [ нужна ссылка ] Таким образом, нет никаких доказательств того, что грузинские католики византийского обряда когда-либо составляли автономную ( sui iuris ) Церковь , поскольку правило 27 Кодекса канонов Восточных Церквей определяет эти Церкви как находящиеся в собственной иерархии и признанные автономными. высшей властью Церкви. [ 6 ]
Эти общины давно вымерли, хотя некоторые из их членов еще были живы в конце 1950-х годов. Здание, в котором располагалась мужская община, в районе Ферикёй , до сих пор стоит в Стамбуле и сейчас находится в частной собственности. Некоторые священнослужители до сих пор служат приходу в Константинополе, давая грузинским католикам города возможность совершать богослужения по грузинскому византийскому обряду . Эта церковь, Нотр-Дам де Лурд , все еще работает. [ 7 ] хотя он находится в руках итальянских католических священников, во дворе его все еще можно увидеть надгробия на грузинском языке.
До 1994 года ежегодное издание «Католический альманах» включало «грузинские» обряды в число византийских обрядов или автономных отдельных церквей. От этого отказались в 1995 году.
Самая большая община грузинских греко-католиков находится в Гори . Они не организованы как восточно-католическая церковь sui juris .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стадник, Мефодий (2000). «Краткая история Грузинской Византийской Католической Церкви» . Русская католическая церковь Святого Михаила. Архивировано из оригинала 15 июля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б Цуггер 2001 , с. 213.
- ^ Цуггер 2001 , с. 236.
- ^ Цуггер 2001 , с. 259.
- ^ Цуггер 2001 , с. 224.
- ^ «Канон 27» . Проверено 12 апреля 2020 г.
- ^ Кая, Ондер (9 января 2013 г.). «ГРУЗИНСКАЯ община и католическая грузинская церковь в Стамбуле» . Газета «Шалом» (на турецком языке) . Проверено 13 апреля 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Цуггер, CL (2001). Забытые: католики Советской империи от Ленина до Сталина . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-0679-6 . Проверено 12 апреля 2020 г.
- Oriente Cattolico (Ватикан: Священная конгрегация восточных церквей, 1974 г.)
- Папский ежегодник
- Восточно-католические общины без иерархии