Петр Харищирашвили
Преп. Петр Харищирашвили | |
---|---|
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | 1804 |
Умер | 7 октября 1890 г. |
Религия | Грузинская греко-католическая церковь |
Национальность | грузинский |
Военная служба | |
Классифицировать | Священник |
Старшая должность | |
Рукоположение | 1842 |
Петр Харищирашвили [ 1 ] (по- грузински : Петре Харисчарашвили / Kharischarashvili , родился в 1804 или 1805 году в Ахалцихе , Тифлисская губерния , Российская империя — 7 октября 1890 года в Константинополе ) — грузинский католический иеромонах , богослов, учёный и основатель Служения Непорочного Зачатия .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Петр Харищирашвили родился в 1804 или 1805 году в Ахалцихе, согласно большинству источников. [ 2 ] [ 3 ] Согласно его надгробию, Харищирашвили родился 2 мая 1818 года, именно эту дату принял Закария Чичинадзе . [ 3 ] Между тем, в других источниках дата его рождения указана как 20 апреля 1818 года. [ 4 ]
Он учился в приходской школе, затем отправился учиться в семинарию в Гюмри и, наконец, в Рим, чтобы изучать высшее богословие.
Священство и последние годы на грузинских землях
[ редактировать ]В 1842 году он вернулся в Ахалцихе, там был рукоположен и назначен помощником архимандрита Павле Шахкулянису. [ 2 ] [ 4 ] Его возвращение в Грузию также означало осознание и решимость бороться за то, чтобы грузины-католики могли поклоняться Богу в своем родном византийском обряде на традиционном старогрузинском литургическом языке . [ 2 ] [ 5 ]
Харищирашвили очаровал своих верующих своей красноречивой проповедью. Несмотря на то, что он подчинялся закону и предлагал Бадарак только на классическом армянском языке , он проповедовал на родном грузинском языке . Он много работал, чтобы улучшить положение своего народа, освобождая от приданого женщин с ограниченными ресурсами и обучая людей читать и писать. [ 2 ] Однако его авторитет вызвал подозрения у армян. Напряженность достигла апогея, когда армяне объявили о решении построить семинарию в Ахалцихе, и Шахкулианис их поддержал. Харищирашвили столкнулся с ним и, наконец, был отправлен в Хизабавра, а оттуда в Вале. [ 2 ]
В 1850-х годах его перевели в Хизабавра (ныне Аспиндзенский район ).
Жреческая жизнь за рубежом
[ редактировать ]В 1856 году он переехал в Венецию , где присоединился к Армянской католической церкви Конгрегации мхитаристов . Он основал типографию на грузинском языке ряд значительных исторических и богословских книг на грузинском языке и опубликовал на острове Сан-Лазаро . Харищирашвили также перевел с армянского языка книги, которые он нашел в библиотеке общины мхитаристов. Благодаря его деятельности Папа Пий IX основать в Константинополе новую грузинскую религиозную общину позволил ему 7 мая 1859 года , а также тамошний типикон . [ 2 ] [ 4 ] Было одобрено использование трех обрядов: римского обряда , армянского обряда и византийского обряда на традиционном древнегрузинском литургическом языке .
По прибытии он основал общину служителей Непорочного Зачатия и начал совершать Божественную литургию византийского обряда на старогрузинском языке . [ 2 ] Также были основаны монастырь монахинь и католическая школа. Ежегодно в школе обучалось более 100 учеников, многие из которых были бывшими грузинскими крепостными, свободу которых купил о. Сам Харищирашвили и другие приехавшие из Грузии. [ 2 ] Его работа также привлекала православных и мусульманских грузин. [ 2 ]

В 1861 году о. Харищирашвили основал первый приход Грузинской греко-католической церкви в одном из самых престижных районов Стамбула. Поскольку римский и армянский обряды были единственными обрядами, разрешенными Домом Романовых для католиков в Грузии в пределах Российской империи , византийский обряд на древнегрузинском языке предлагался в основном сервитами в Константинополе, который считался родиной их собрание.

о. Харищирашвили владел восемью языками, но особое внимание уделял образованию на грузинском языке. Помимо богословской работы, его приход и школа также оказали значительное влияние на грузинский язык, его грамматику , литературу и историю . Их ученики также обучались с использованием отрывков из произведения грузинского национального поэта Шота Руставели « Витязь в тигровой шкуре» . Студентам также преподавали латынь и французский язык .
Среди учеников школы были, в частности, о. Мишель Тамарати и Михаил Тархнишвили . В 1870 году он основал новую грузинскую типографию в Константинополе и бесплатно раздал многие книги бедному грузинскому народу. о. Харищирашвили также уделил особое внимание тому, чтобы каждая книга была грамматически правильной. Среди его опубликованных произведений был сборник его собственных стихов «ყვავილების კონა» («Квавилебис Кона»).
Расширение конгрегации сервитов привело к тому, что в том же десятилетии в Монтобане (Франция) были построены новый монастырь и издательство. Только между 1877 и 1881 годами сервиты в Монтобане опубликовали и распространили более 25 различных книг на грузинском языке. Между тем, Грузинская Православная Церковь потеряла и свою автокефалию , и Патриархат из-за царской государственной службы в Святейшем Синоде , которая была полна решимости использовать и Православие, и систему образования в качестве инструментов лингвистического империализма и принудительной русификации , причем не только грузинской. человек , но и всех других этнических меньшинств. По этой причине они назначили этнических русских в местную иерархию и запретили контролируемой государством Грузинской православной церкви участвовать в возрождении грузинского языка и литературы.
Католическая церковь, будь то римского, армянского или византийского обряда, оставалась, однако, независимой от контроля со стороны государства . Соответственно, сервиты и их школы смогли продолжить дело св. Григория Хандзты и заложили основу для последующего массового возрождения грузинского образования в православной форме князем Ильей Чавчавадзе .
Смерть и наследие
[ редактировать ]Он умер 7 октября 1890 года в Стамбуле (по другим данным 9 октября). [ 4 ] На его надгробии написано:
КОСТИ ПЕТРА КАРИШКАРАНТИ / ГРУЗИЯ В ДОМЕ АКАЛЬЦИКА / СЛУГ / СЛУГ И ДЕВ / НЕПОРОЧНОГО ЗАЧИТАНИЯ / НАСТАВНИКА / ПЕРВОГО / ГЕНЕРАЛЬНОГО МОДЕРАТОРА ПЕРВОГО / PIISSIMA LIFE DIED / 7 ID ОКТЯБРЬ 1890 ГОДА / ОН ПРОЖИЛ ЛЕТ 72 МЕСЯЦА 5 ДВЕНАДЦАТОГО XXVI РИ П». [ 6 ]
По словам отца Кристофера Цуггера, девять сервитских миссионеров из Константинополя во главе с экзархом Шио Батманишвили приехали в недавно независимую Демократическую Республику Грузия , чтобы навсегда утвердить там католицизм византийского обряда на древнегрузинском языке , и к 1929 году их верующие выросли до 8000. [ 7 ] Их миссия завершилась арестом экзарха Шио и его священников советской тайной полицией в 1928 году, их заключением в ГУЛАГе в Соловецком лагере и их последующим убийством сталинским . НКВД в Сандармохе [ 8 ] в 1937 году. [ 9 ]
Библиография
[ редактировать ]- Блуашвили, Уча (2008). Знаменитые сыновья Месхети / Славные сыновья Мешети (на грузинском и русском языках). Национальная библиотека Парламента Грузии. стр. 70-76, 175-180. ISBN 978-9941-0-1076-7 .
- Чичинадзе, Закария (1895). Игумен Петре Харишпирашвили. Типография Шарадзе и Амханагоби.
- Даледжио, Эжен; Чичинаже, Закария (2003). Стамбульские грузины (на турецком языке). Перевод Фахреттина Чилоглу. Публикации Синатале. стр. 43-50. ISBN 9789758260157 .
- Куртанидзе, Л (2002). «Петре Харищирашвили и «человеческая мудрость». Кавказский Вестник (5). ISSN 1512-0619 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Также пишется как Карискариан, Каришчиариан, Каристчиарианти, Харистчиаранти, Харискиаранти, Карискиаранти, Кариширанти, Харистчиарашвили, Харистширашвили, Харисчирашвили, Харискарианти, Крискиаранти, Харисчирашвили.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блуашвили, Уча (2008). Знаменитые сыновья Месхети / Славные сыновья Мешети (на грузинском и русском языках). Национальная библиотека Парламента Грузии. стр. 70-76, 175-180. ISBN 978-9941-0-1076-7 .
- ^ Jump up to: а б Закария Чичинадзе (1895). Игумен Петре Харищирапашвили. Типография Шарадзе и Амханагоби.
- ^ Jump up to: а б с д Даледжио, Юджин; Чичинаже, Закария (2003). Стамбульские грузины (на турецком языке). Перевод Фахреттина Чилоглу. Публикации Синатале. п. 44. ISBN 9789758260157 .
- ^ В Российской империи византийская литургия была предназначена для грузинских православных, а католики могли совершать только армянский обряд (на армянском языке) или римский обряд (на латинском языке).
- ^ Нацвлишвили, Натия (2015). «Борьба за идентичность: грузинские католики и их монастырь в Стамбуле». Кавказский обзор 3 (1). ISSN 2376-1199
- ^ Цуггер 2001 , с. 213.
- ^ Цуггер 2001 , с. 236.
- ^ Цуггер 2001 , с. 259.
Источники
[ редактировать ]- Цуггер, CL (2001). Забытые: католики Советской империи от Ленина до Сталина . Издательство Сиракузского университета. ISBN 978-0-8156-0679-6 . Проверено 12 апреля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1804 рождения
- 1890 смертей
- Поэты XIX века из Грузии (страна)
- Католическая церковь и права языковых меньшинств
- Восточно-католические священники из Грузии (страна)
- Восточно-католические монахи
- Восточно-католические поэты
- Восточно-католические писатели
- Основатели восточно-католических религиозных общин
- Грузинские католики византийского обряда
- Поэты-мужчины из Грузии (страна)
- Mekhitarists
- Поэты-священники
- Переводчики с армянского
- Переводчики грузинского языка