Грузинский феодализм
Грузинский феодализм , или патронкмоба ( груз . პატრონყმობა от патрони , « господин », «господин», и кмоба , « рабство », « крепостное право система личной зависимости или вассалитета »), как именуется в древней и средневековой Грузии, возник от родоплеменно-династической организации общества, на которую царской властью была навязана официальная иерархия региональных правителей, местных чиновников и подчиненных. Считается, что оно уходит корнями в древнее грузинское или иберийское общество эллинистического периода . [ 1 ] [ 2 ]
Ранний период
[ редактировать ]В средневековый период грузинский феодализм прошел три отдельные фазы. В первый период, длившийся, как принято считать, с VIII по XI вв., грузинское общество было организовано как сеть личных связей, связывавшая царя с дворянами различных сословий. К началу 9 века в Грузии уже сложилась система, в которой дань уважения обменивалась на бенефиции . [ 1 ]
Высшая точка
[ редактировать ]Второй период начался в 11 веке и стал высшей точкой грузинского феодализма. Эта система характеризовалась официально установленной связью между личными связями и владением территорией, при которой одни земли передавались пожизненно (сакаргави), другие - в связи между личными связями и оккупацией территории (мамули). Последнее постепенно заменило первое, и земля постепенно перешла от условного владения к наследственному, и этот процесс завершился только в конце 15 века. Тем не менее, наследственная передача владения по-прежнему зависела от отношений вассала со своим сеньором. [ 1 ] [ 2 ]
Это была также эпоха рыцарства, увековеченная в средневековых грузинских эпосах, особенно в Шота Руставели «Витязе в тигровой шкуре» . Аристократическая элита этого периода была разделена на два основных класса: высший дворянин, чье династическое достоинство и феодальные качества выражались в терминах тавади и дидебули соответственно; оба эти термина с XI по XIV века были синонимами эристави , и все три термина относились к одному из высших дворян, « князю ». Меньшие дворяне, азнаури , были либо «дворянами расы» ( mamaseulni или natesavit aznaurni ), либо «патентованными» ( agzeebulni aznaurni ), которые получали свой статус в определенных хартиях, изданных королем или лордом. Власть феодалов над крестьянством также возросла, и земледельцы начали терять ту степень личной свободы, которой они раньше пользовались. По одному из современных законов, сеньор мог разыскать и вернуть беглого крестьянина в течение тридцати лет после его бегства. Таким образом, в этот период грузинская патронкамба по существу приобрела форму типичного крепостничества. [ 1 ]
Падение
[ редактировать ]
Монгольское господство в XIII веке нанесло удар не только по процветанию и региональной гегемонии Грузии, но и разрушило ее социальную систему. После непродолжительного возрождения 14 века наступил долгий закат. Постепенный процесс распада грузинской феодальной системы начался в 15 веке и стал более заметным в 16 и 17 веках. Вассальные отношения часто оказывались под вопросом, и их легитимность перестала составлять основу упадка королевской власти. Теперь соперничество между королевской короной и ее вассалами превратилось в борьбу между слабым государством и все более независимыми князьями. К 18 веку грузинская феодальная элита установила новую систему, известную как тавадоба, правление князей, в которой вассальная иерархия больше не имела существенной силы. В силу своей власти и королевской слабости князья и дворяне смогли порвать со своим государем и стать государями в своих провинциях. Зависимая знать, азнаури, разделилась на три группы: вассалы короля, вассалы тавади и вассалы католиков; они стояли между крестьянством и крупным дворянством. Азнаури были более привязаны к своим повелителям, чем великие князья к своему королю. [ 1 ] [ 3 ]
Феодальная иерархия
[ редактировать ]
Это иерархическое деление грузинского феодального общества было позже систематизировано царем Вахтангом VI ( годы правления 1716–1724) в официальной таблице « вергильд » или ставок кровавых денег , имевшей силу закона. [ 2 ] [ 3 ]
Во время российской аннексии грузинское общество было жестко иерархическим. Сравнительно большая часть, 5% населения, принадлежала к дворянству. Высшие круги общества составляли члены царской семьи Багратиони . Непосредственно под ними шли принцы, тавади . В Картлийском царстве самыми престижными князьями были главы пяти «самых знатных» родов — , Амилахвари , Цицишвили и двух родов Эристави — и мелик Сомхити Орбелиани . Члены этих кланов превосходили другие благородные кланы. Ниже князей располагалось безымянное дворянство, азнаури , состоящее из тахтиса азнаури , зависимого от царя, и мцире азнаури , зависимого от князей, таххтиса азнаури и церкви. Королевские вассалы, такие как мурави , превосходили вассалов церкви, которые, в свою очередь, превосходили вассалов знати. Многие азнаури были довольно бедны и жили не лучше крестьян, но их статус давал определенные привилегии и освобождение от повинностей. До российской аннексии в 1800-х годах грузинские князья не только пользовались почти неограниченной властью над своими имениями и закрепощенным крестьянством, но и осуществляли полицейскую и судебную власть. Высшее должностное лицо, назначаемое королем для управления городами и деревней, Мурави почти всегда был дворянином из высших слоев общества и часто занимал эту должность как наследственную привилегию. [ 3 ] [ 4 ]
После аннексии Грузии Россией прежняя основа грузинского общества, патронкмоба или отношения господин-вассал, была заменена принципом батонкмоба (ბატონყმობა, от батони , «господин», и qmoba ), который лучше всего можно перевести как «собственник». -крепостные отношения». Кодекс Вахтанга сохранялся под властью России до 1840-х годов, когда феодальная система в Грузии окончательно сформировалась по образцу российского крепостничества . [ 3 ] [ 5 ]
Глоссарий
[ редактировать ]- Азати – бывший крепостной, освобожденный господином [ 6 ]
- Азнаури – грузинский дворянин [ 6 ]
- Азнауроба – дворянство
- Батони – повелитель; господин; владелец [ 7 ]
- Бегара – долг, служба; трудовая повинность для крестьян [ 6 ]
- Богано – безземельный крестьянин [ 6 ]
- Деоба – право грузинских крестьян обращаться к царю с просьбой о покраснении обид [ 8 ]
- Эристави – глава нации
- Гала - обязательство, выплачиваемое крестьянами лордам, обычно в размере от 10 до 25 процентов урожая зерна. [ 9 ]
- Глахаки – бедные, обездоленные крестьяне. [ 10 ]
- Глехи – крестьянин [ 9 ]
- Хизани - бедный крестьянин, изгнанный с земель своего господина и обязанный на неопределенный срок арендовать землю у другого господина. [ 9 ]
- Кулухи - обязательство грузинского крестьянина перед своим господином, равное 25 процентам урожая винограда или производства вина. [ 9 ]
- Мамули - земля, переданная в наследственное владение
- Моджалабе - почти раб, живший в доме своего господина и не имевший собственной земли.
- Мсахури – домашняя прислуга; телохранитель; крепостной, часто возведенный в вассальное дворянство
- Мцире Азнаури — кавалер, мелкий дворянин.
- Мтавари – грузинский князь
- Покровители – господин; мастера; владелец [ 11 ]
- Кма – крепостной;
- Сахасо – в средневековой Грузии земли, принадлежавшие непосредственно царю; позже земли принадлежали целому благородному клану под властью тавади.
- Сатавадо – земельное имение; частная собственность Тавади
- Разыскивается Азнаури - Барон
- Тавади – высокий дворянин, принц
- Тавадоба - в позднегрузинском феодализме правление князей, характеризующееся слабой царской властью. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Суни (1994), с. 44
- ^ Jump up to: а б с Ланг (1966), стр. 96-7, 116-8
- ^ Jump up to: а б с д Джонс (2005), с. 5
- ^ Суни (1994), с. 65
- ^ Суни (1994), с. 72
- ^ Jump up to: а б с д Суни (1994), с. 337
- ^ Суни (1994), стр. 42-43.
- ^ Суни (1994), с. 338
- ^ Jump up to: а б с д Суни (1994), с. 339
- ^ Рэпп (2003), с. 404
- ^ Суни (1994), с. 340
- ^ Суни (1994), с. 341
Ссылки
[ редактировать ]- Джонс, Стивен Ф. (2005). Социализм в грузинских цветах: европейский путь к социал-демократии, 1883-1917 гг . Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-01902-4 .
- Лэнг, Дэвид Маршалл (1962). Современная история Грузии . Лондон : Вайденфельд и Николсон.
- Kirčanov, Maksim (2017). "Dolgije" Srednevekov'ja i ih istoričeskije nasledniki v Gruzii . Voronezh : Izdatel'stvo "RITM".
- Лэнг, Дэвид Маршалл (1966). Грузины . Издательство Прагер.
- Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты . Издательство Питерс. ISBN 90-429-1318-5 .
- Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-20915-3 .
- Туманов, Кирилл (1967). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета.