Сторожевая башня VI
Сторожевая башня VI | |
---|---|
![]() | |
King of Kartli | |
Царствование | 1716 г. - июль 1724 г. |
Коронация | 1716 |
Предшественник | Ираклий I |
Преемник | Джесси |
Рожденный | 15 сентября 1675 г. |
Умер | 26 марта 1737 г. Астраханская губерния , Российская империя. | (61 год)
Похороны | Церковь Успения Астраханского Кремля. |
Супруга | Русудан Черкесский |
Проблема | законный Тамар Картлийская Princess Ana of Kartli Princess Tuta of Kartli Князь Бакар Картлийский Князь Георгий Картлийский незаконнорожденный Rostom di Kartli Вахушти Картли Паата Картли Елена Картлийская Mariam of Kartli |
Династия | Багратиони |
Отец | Levan of Kartli |
Мать | костюм Гуриэли |
Религия | Грузинская Православная Церковь , Римско-католическая церковь , Ислам |
Хелртва | ![]() |
Вахтанг VI ( грузинский : ვახტანგ VI ), также известный как Вахтанг Ученый , Вахтанг Законодатель и Хосинколи-хан ( персидский : حسینقلی خان , латинизированный : Хосейн-Коли Хан ; 15 сентября 1675 г. - 2 6 марта 1737), грузинский монарх ( мепе ) царской династии Багратиони . Он правил Восточно-грузинским Картлийским царством как вассал Сефевидской Персии с 1716 по 1724 год. Один из самых важных и выдающихся государственных деятелей Грузии начала XVIII века, он известен как выдающийся законодатель, ученый, критик, переводчик и поэт. Его правление было в конечном итоге прекращено османским вторжением после распада Сефевидской Персии, что вынудило Вахтанга покинуть страну в Российской империи . Вахтанг не смог заручиться поддержкой царя для своего царства и вместо этого был вынужден навсегда остаться у своих северных соседей ради собственной безопасности. По пути с дипломатической миссией, санкционированной императрицей Анной , он заболел и умер на юге России в 1737 году, так и не добравшись до Грузии.
Как регент
[ редактировать ]Сын князя Левана , он правил в качестве регента ( джанишина ) при отсутствующем дяде Георге XI и брате Кайхосро с 1703 по 1712 год. В эти годы он начал ряд давно необходимых реформ, возродил экономику и культуру, реорганизовал администрацию и попытался укрепить центральную королевскую власть. В 1707–1709 годах он существенно переработал правовое уложение ( дастурламали , оно же «уложение Вахтанга»), которое действовало как основа грузинского феодального строя вплоть до российской аннексии. он был вызван шахом Хусейном для утверждения вали / царя Картли В 1712 году . Шах не дал бы подтверждения, кроме как при условии, что Вахтанг примет ислам , что, отказавшись сделать, он был заключен в тюрьму. [1] и, после недолгого регентства князя Симона , на его место в 1714 году был поставлен его брат Иессе (Али Кули-Хан), выполнивший это условие. Иессе управлял Картлию два года, в течение которых он страдал от внутренних смут и набегов из дагестанских племен, иначе известных как Лекианоба .
В годы плена Вахтанг просил помощи у христианских монархов Европы , в частности он отправил своего дядю и наставника Сулхана-Сабу Орбелиани с миссией к Людовику XIV во Франции . Позднее, в своих последних письмах к Папе Иннокентию XIII и Карлу VI от 29 ноября 1722 года, Вахтанг сообщил, что в течение многих лет был тайным католиком , но не мог исповедовать этого публично «из-за выдачи людям обо мне», и подтвердил это. отчеты миссионеров- капуцинов из Персии. Они утверждали, что Вахтанг стал католиком до того, как принял ислам и пошел на католическую мессу. Однако эти политические усилия оказались тщетными, и Вахтанг неохотно принял христианство в 1716 году, приняв имя Хусейн-Коли-хана. Назначен сипах-салар [2] (главнокомандующий) персидских армий , он также занимал пост беглербега (генерал-губернатора) Азербайджана некоторое время . Он послал своего сына Бакара управлять Картли, а Иессе, отрекшись от ислама, удалился в отставку.
Его правление
[ редактировать ]Вахтанг оставался в Персии семь лет, прежде чем ему было разрешено вернуться в свое царство в 1719 году. Его отправили обратно с задачей положить конец постоянным набегам северокавказских горных племен, особенно лезгинских племен Дагестана. [2] При помощи правителя соседней Кахетии, а также бегларбега Ширвана Вахтанг добился значительных успехов в прекращении лезгин. [2] Однако в разгар кампании, зимой 1721 года, персидское правительство отозвало его. [2] Приказ, изданный после падения великого визиря Фатх-Али-хана Дагестана , был издан по наущению фракции евнухов при царском дворе, убедивших шаха, что успешное завершение кампании Вахтанга принесет пользу царству Сефевидов. вред, чем польза; Сефевидов, это позволило бы Вахтангу, вали заключить союз с Россией с целью завоевания Ирана. [2] Это положило конец недолгой лояльности Вахтанга шаху. Он установил тайные контакты с царем Великим Петром России и выразил поддержку будущему присутствию России на Кавказе. После нескольких задержек Петр сам в июле 1722 года повел армию численностью около 25 000 человек и значительный флот вдоль западного побережья Каспийского моря , положив начало русско-персидской войне (1722–1723) .
В это время Сефевидская Персия находилась в состоянии внутреннего хаоса и уже много лет приходила в упадок, а столица Исфахан была осаждена повстанческими афганцами . Будучи персидским вассалом и полководцем, брат Вахтанга Ростом погиб во время осады, и шах назначил сына Вахтанга Бакара командующим обороной. Однако Вахтанг отказался прийти на помощь Исфахану. В то же время османы предложили ему союз против Персии, но Вахтанг предпочел дождаться прихода русских. Обещания Петра оказать военную поддержку кавказским христианам для окончательного освобождения от персидского ига вызвали великую эйфорию среди грузин и армян .
В сентябре Вахтанг VI расположился лагерем в Гяндже с объединенной грузино-армянской армией численностью 40 000 человек, чтобы присоединиться к наступающей российской экспедиции. Он надеялся, что Петр не только будет добиваться выгоды для России, но и защитит Грузию как от персов, так и от турок. Однако Петр стал и вернулся в Россию. Он направил свои армии на захват территорий вдоль Каспийского моря, но решил не противостоять османам, которые уже готовились заявить о преемственности правления Сефевидов на Кавказе. Вахтанг, брошенный своими русскими союзниками, вернулся в Тбилиси в ноябре 1722 года. Шах отомстил ему, дав санкцию мусульманскому царю Кахети Константину II на захват Картлийского царства. В мае 1723 года Константин и его персы вошли во владения Вахтанга. Вахтанг, некоторое время оборонявшийся в Тбилиси , был наконец изгнан. Вахтанг бежал во Внутреннюю Картли . Отсюда он попытался заручиться поддержкой наступающих османских войск и подчинился власти султана; но турки, оккупировав страну, отдали престол его брату Иессею, который вновь стал номинальным мусульманином.
В ходе этих вторжений Турции, Персии, дагестанцев и афганцев было уничтожено три четверти населения Грузии. [ сомнительно – обсудить ] . Вахтанг, после долгого скитания по горам со своими вернейшими сторонниками, вновь обратился за защитой к Петру, пригласившему его в Россию. В сопровождении своей семьи, ближайших соратников и свиты из 1200 человек он в июле 1724 года пробрался через Кавказ в Россию. Петр только что умер, и его преемница Екатерина I не оказала реальной помощи, но позволила Вахтангу поселиться в России, предоставив ему пенсию и некоторые имения.
Вахтанг проживал в России до 1734 года, но в том же году он решил попытаться вернуть свои владения при содействии персидского шаха. Царица Анна согласилась на проект Вахтанга, но дала ему указания, как действовать в Персии и каким образом склонить грузин и кавказских горцев стать вассалами России и добиться их полного подчинения России. Вахтанг отправился в свое дипломатическое путешествие в компании с русским генералом, но по дороге заболел и умер в Астрахани 26 марта 1737 года. Похоронен в городской Успенской церкви . Многие его последователи остались в России, а позже служили в русской армии . Потомок, Петр Багратион , был, пожалуй, самым известным из них. Внуком одного из изгнанников был Павел Цицианов , ставший в 1802 году российским губернатором недавно аннексированной Грузии.
Научная и культурная деятельность
[ редактировать ]

Хотя политические решения Вахтанга иногда подвергались критике, его научная и культурная деятельность является высшим достижением его правления. Он действительно был одним из самых образованных монархов того времени. Он был автором и организатором многочисленных культурно-просветительских проектов, направленных на возрождение интеллектуальной жизни страны. Именно он с помощью Анфима Иверийского и Михая Иштвановича из Валахии основал в 1709 году первую типографию в Грузии и на всем Кавказе. Среди книг, изданных в «Типографии Вахтанга» в Тбилиси, была народно-эпическая поэма XII века «Витязь в тигровой шкуре » ( «Вепхисткаосани ») Шота Руставели , сопровождавшаяся научными комментариями самого царя. Это вызвало новую волну интереса к этому великому средневековому поэту и оказало влияние на новое поколение грузинских поэтов XVIII века, который принято считать эпохой Возрождения грузинской литературы.
Он также взялся за печатание Библии , которая была, как полагают, переведена еще в V веке с греческого на грузинский и исправлена в XI веке монахами грузинского монастыря на Афоне . Его типография печатала также Евангелия , Деяния , Псалмы , а также несколько литургий и молитвенников, что вызвало большое недовольство персидского двора, который считал, что номинально мусульманин Вахтанг вместо того, чтобы следовать Корану , пропагандировал христианство.
Выдающийся критик и переводчик, Вахтанг сам был автором нескольких патриотических и романтических лирических стихотворений. Известно, что он перевел древний сборник басен о Калиле и Демне с персидского на грузинский язык . [3] Позднее перевод был доработан и отредактирован наставником короля Сулхан-Саба Орбелиани . [4] Перевод царя Вахтанга, наряду с более ранними переводами царя Кахетии Давида I , считается имеющим важное историческое значение, поскольку может помочь идентифицировать оригинальный текст. [5] Вахтанг также возглавлял специальную комиссию, созванную для редактирования и составления корпуса грузинских летописей, охватывающего период от Средневековья до раннего Нового времени .
Перезахоронение и ошибка портрета
[ редактировать ]В июле 2013 года Грузия подняла вопрос о возможности перевезти останки Вахтанга в Грузию для перезахоронения. [7]
Семья
[ редактировать ]Вахтанг женился в Имерети , западная Грузия, в 1696 году на черкесской принцессе Русудан (умерла в Москве 30 декабря 1740 года). Они были родителями:
- Княгиня Тамар (1696–1746), вышедшая замуж в 1712 году за князя Теймураза , будущего царя Кахетии и Картли.
- Княгиня Анна (Анука) (1698–1746), вышедшая замуж в 1712 году за князя Вахушти Абашидзе .
- Княгиня Тута (1699–1746), вышедшая замуж за имеретинского дворянина из княжеского рода Рачи , Гедевана, герцога Низинного.
- Князь Бакар (7 апреля 1700 – 1 февраля 1750), правитель Картли.
- Князь Георгий (2 августа 1712 — 19 декабря 1786), генерал Российской империи.
У Вахтанга было также несколько внебрачных детей, в том числе:
- Prince Rostom (died 1689, buried in Tiri monastery )
- Князь Вахушти
- Принц Паата
- Princess Elene
- Принцесса Мариам
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Фишер и др. 1991 , с. 328.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтью 2012 , с. 225.
- ^ Ахтанг VI . Иллюстрированная история Грузии. Palette L. 2015. Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «АТСУ.EDU.GE» . atsu.edu.ge. Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Дакабадонебули Килила да дамана iliauni.edu.ge
- ↑ Каландия, Г. (февраль 2021 г.) Существенная неточность относительно портрета Вахтанга VI (Существенная неточность относительно портрета Вахтанга VI) Историани, Издательство «Палитра», Тбилиси, стр. 40-45
- ^ Патриарх Грузии прибудет в Москву . Проверено 2 августа 2013 г.
Источники
[ редактировать ]- Флор, Виллем М. (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: Третье руководство по управлению Сефевидами, Мирза Наки Насири . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Mage. п. 287. ИСБН 978-1933823232 .
- Фишер, Уильям Бейн; Эйвери, П.; Хэмбли, GR G; Мелвилл, К. (1991). Кембриджская история Ирана . Том. 7. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0521200954 .
- Мэтти, Руди (2012). Персия в кризисе: упадок Сефевидов и падение Исфахана . ИБТаурис. ISBN 978-1845117450 .
- Кембриджская история Ирана: Том 6, периоды Тимуридов и Сефевидов , под редакцией Питера Джексона, Стэнли I Гроссмана, Лоуренса Локхарта: переиздание (1986), Cambridge University Press, ISBN 0-521-20094-6 , стр. 318.
- (на английском языке) Ирано-грузинские отношения в 16-19 веках. Архивировано 14 ноября 2007 года в Wayback Machine в Энциклопедии Ираника .
- Рональд Григор Суни , Создание грузинской нации : 2-е издание (декабрь 1994 г.), Indiana University Press, ISBN 0-253-20915-3 , стр. 54.
- Эта статья включает в себя текст из Penny Cyclopædia Общества по распространению полезных знаний , публикации, которая сейчас находится в свободном доступе .
- Дом Мухрани (царская линия)
- Историки XVIII века из Грузии (страна)
- Писатели из Грузии (страна)
- Поэты-мужчины из Грузии (страна)
- 1675 рождений
- 1737 смертей
- Сефевиды назначены царями Картли
- Люди русско-персидских войн
- Регенты Джорджии
- Регенты 18 века
- Сефевидские правители Азербайджана
- Восстания против Сефевидского Ирана
- Главнокомандующие Сефевидского Ирана
- Люди 17 века из Сефевидского Ирана
- Люди XVIII века из Сефевидского Ирана
- Историки 17 века из Грузии (страна)