Сулхан-Саба Орбелиани
Сулхан-Саба Орбелиани Сулхан-Саба Орбелиани | |
---|---|
![]() Миниатюра Сулхан-Саба, 1700-е гг. | |
Рожденный | Tandzia, Kingdom of Kartli , Safavid Empire | 3 ноября 1658 г.
Умер | 26 января 1725 г. Москва , Российская Империя | (66 лет)
Занятие | писатель , мыслитель , государственный деятель , князь |
Национальность | грузинский |
Период | Reign of King Vakhtang VI of Kartli |
Жанр | стихотворение , словарь |
Известные работы | Книга мудрости и лжи |
Подпись | |
![]() |
Князь Сулхан-Саба Орбелиани ( грузинский : სულხან-საბა ორბელიანი [sulχan saba oɾbeliani] ; 4 ноября 1658 — 26 января 1725), известный просто как Сулхан-Саба , был грузинским писателем и дипломатом. Орбелиани известен отчасти благодаря своей важной роли эмиссара Грузии во Франции и Ватикане , где он тщетно искал помощи от имени своего осажденного короля Вахтанга VI . [1]
Биография
[ редактировать ]Орбелиани родился в семье Орбелиани , имевшей тесные связи с грузинской царской династией Багратиони . Он был баснописцем , лексикографом, переводчиком, дипломатом и учёным. Об авторитете его среди современников свидетельствуют слова одного из французских миссионеров Жана Ришара: «Я считаю его отцом всей Грузии». [ нужна ссылка ]
Он родился 4 ноября 1658 года в деревне Тандзия близ Болниси в Квемо Картли . Там он провел свое детство и юность. Он воспитывался при дворе короля Георгия XI и приобрел энциклопедические знания в Большой дворцовой библиотеке. В возрасте 20–25 лет он написал сборник басен и сказок «Сибрдзне Сицруиса» ( «Книга мудрости и лжи» , грузинский სიბრძნე სიცრუისა ), содержащий сделанные им наблюдения о жизни. Читатель чувствует, насколько умело, обдуманно и естественно сплетает автор свои представления о жизни как человека, так и животных. Орбелиани понимает как светлую, так и темную сторону человеческой природы и человеческого опыта. Он описывает многие стороны жизни, отвечает на многие вопросы и призывает читателя к большей доброте и состраданию.
Следующей его важной работой стал «Грузинский словарь» , сочетающий в себе лексикон и энциклопедию, один из первых произведений такого рода в истории. [2] Его работа помогла стандартизировать литературный грузинский язык . Его словарь языка по-прежнему важен для тех, кто сегодня хочет изучать грузинский язык.
Орбелиани был педагогом царя Картли Вахтанга VI , который был лидером движения, инициировавшего интеллектуальный ренессанс в Грузии.
В 1709 году была основана первая типография, где впервые Евангелие и «Витязь в тигровой шкуре» были напечатаны . В этот период были собраны грузинские летописи, составляющие основу грузинской историографии. Орбелиани находился в центре политической и общественной жизни страны вместе с Вахтангом VI. Он искал способы освобождения страны от османов . В 1698 году Орбелиани стал монахом монастыря Давид-Гареджи, получившего оттуда название Сулхан-Саба.
Орбелиани обратился за помощью к Западу. Рост его государственного авторитета увенчался его дипломатическими миссиями. Он путешествовал через Константинополь, Марсель, Париж, Рим и другие города Италии и, наконец, вернулся в Грузию через Константинополь и Турцию. В Париже он предстал перед Людвигом XIV, а в Италии — перед Папой Климентом XI , который считал его отцом всей Грузии. Французы говорили о нем: «Это счастье, что мы имели возможность увидеть своими глазами Мудрость Соломона и божественную благодать в лице Вашего Величества». Франция обещала помощь Грузии, но вскоре Людовик XIV умер. Во Франции изменились правящие круги, обострились отношения со странами Ближнего Востока. Конкретные исторические обстоятельства сделали путешествие Орбелиани неудачным, его попытки сблизить Грузию и государства Западной Европы оказались тщетными.
Религия
[ редактировать ]Прежде чем стать монахом монастыря Давид-Гареджа в 1698 году под именем Саба, Орбелиани принял римско-католическую церковь (1692 год). Первоначально он тайно исповедовал свою новую религию. После 1703 года он сделал распространение католической веры в Грузии главной политикой царя Вахтанга VI , который был его учеником. В 1713–1714 Орбелиани совершил путешествие по Святому Престолу и во Францию . Он посетил папу Климента XI и короля Людовика XIV и попросил у них помощи для царя Вахтанга и католической веры в Картли (Восточно-Грузинское царство). После возвращения в Картли Орбелиани активно начал пытаться распространять католицизм в Грузии, за что его преследовала Грузинская Православная Церковь . В 1724 году бежал с царем Вахтангом в Российскую империю .
Библиография
[ редактировать ]- Сулхан-Сабы Орбелиани Грузинский словарь (с комментариями И. Абуладсе). VI-II, Тбилиси, Мерани, 1991/1993 гг.
- А. Барамидзе, Султан-Саба Орбелиани: знания из могольской литературы; наркоманы. Тбилиси: Сабчота Сакартвело 1959 (гео).
- М. Тарчнисвили, Дж. Ассфальг: История грузинской церковной литературы: На основе первого тома истории грузинской литературы К. Кекелидзе. Biblioteca Apostolica Vaticana, Città del Vaticano, 1955 (нем.).
- М. Тамарашвили : История католицизма среди грузин. Тбилиси 1902 г., пассим (географ.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Калистрат Салия . История грузинского народа . 1983, с. 315
- ^ «Мир еще не знает энциклопедии. Сборник этих слов — великое сокровище. Первый том вышел в свет в 1754 году; Французская академия опубликовала словарь французского языка только в 1685 году». А. Джикия
- 1658 рождений
- 1725 смертей
- Люди 17 века из Грузии (страна)
- Люди 18 века из Грузии (страна)
- Лексикографы из Грузии (страна)
- Дворянство Грузии (страна)
- Баснописцы
- Политики из Грузии (страна)
- Писатели из Грузии (страна)
- Дипломаты Грузии (страны)
- Бывшие грузинские православные христиане
- Переходит в католицизм из восточного православия.
- Католики из Грузии (страна)
- Каллиграфы из Грузии (страна)