Арчил Имеретинский
Арчил | |
---|---|
![]() Царь Арчил, Николаес Витсен | |
Царь Имерети | |
Царствование | 1661–1663 1678–1679 1690–1691 1695–1698 |
Король Кахетии | |
Царствование | 1664–1675 |
Преемник | Ираклий I Кахетинец |
Рожденный | 1647 |
Умер | 16 апреля 1713 г. Москва | ( 1713-04-16 )
Похороны | |
Проблема | Князь Александр Имеретинский (1674–1711) |
Династия | Династия Багратиони |
Отец | Vakhtang V of Kartli |
Мать | Rodam Kaplanishvili-Orbeliani |
Религия | Грузинская Православная Церковь |
Хелртва | ![]() |
Арчил ( груз . არჩილი ) (1647 – 16 апреля 1713), из династии Багратиони , царь ( мепе ) Имерети в Западной Грузии (1661–1663, 1678–1679, 1690–1691, 1695–1696 и 1698) и Кахетия в восточной Грузии (1664–75). После ряда неудачных попыток утвердиться на Имеретинском троне Арчил удалился в Россию , где возглавил культурную жизнь местной грузинской общины. Он также был лирическим поэтом .
Политическая карьера
[ редактировать ]Арчил был сыном Вахтанга V Шахнаваза , Картли который под защитой Персии пытался воссоединить раздробленное Грузинское царство под своей короной. Взяв под свой контроль соседнее восточное царство Кахети, Вахтанг в 1661 году вошел в западную Грузию, сверг Имеретинского царя Баграта V и короновал своего четырнадцатилетнего сына Арчила царем в Кутаиси , столице Имеретии. Правительство Османской империи решительно возражало против того, что оно считало инспирированным персами вторжением в турецкую зону влияния. был получен турецкий ультиматум Вскоре в Исфахане с угрозой объявления войны, если Шахнаваз сохранит своего сына на троне Западной Грузии. Шахнаваз был вынужден отозвать Арчила из Кутаиси в 1663 году и восстановить законного царя Баграта. Вместо этого Вахтанг поставил Арчила царем Кахетии в 1664 году. Чтобы получить согласие шаха, Арчила уговорили, во многом против его воли, номинально принять ислам , приняв титул Шах-Назар-Хана. В 1664 году Арчил отразил попытку соперника кахетинского князя и его зятя. Ираклий , чтобы вернуть себе корону своего отца и добиться определенной стабильности и процветания в Кахетии.
Однако в 1675 году, во многом из-за интриг персидского великого визиря шейха Али-хана , Арчил покинул Кахетию и вместе со своим братом Луарсабом перешел на сторону турецкого пограничного паши Ахалцихе , который обещал ему корону Имерети. Вскоре он был восстановлен в Кутаиси с помощью паши Ахалтисхе, хотя и без согласия Блистательной Порты . Османские агенты казнили пашу и свергли Арчила в 1679 году. Он бежал в Россию, но ему не разрешили в Москву до 1686 года. Поощряемый своим братом, королем Картли Георгием XI , Арчил вернулся в Грузию в 1690 году и сумел вернуть себе Имеретинский престол, но был снова свергнут местной знатью в 1691 году. В течение следующих нескольких лет он предпринял несколько попыток захватить корону, ведя партизанскую войну против турок и аристократической оппозиции во главе с князем Абашидзе . В конце концов Арчил оставил надежду вновь обосноваться в Имерети и в 1699 году пересек Кавказские горы и попал в Россию, где поселился в снова Vsesviatskoye near Moscow.
Жизнь в России
[ редактировать ]
Он был в дружеских отношениях с Петром I , который отдал приказ подготовить экспедицию для восстановления Арчила на имеретинском троне. Однако план провалился из-за поражения, нанесенного шведами русской армии под Нарвой в 1700 году. Это, помимо того, что расстроило надежды Арчила вернуть себе трон, внесло трагедию в его семейную жизнь. Александр , сын Арчила, командовавший русской артиллерией под Нарвой, попал в плен к шведам и должен был провести в плену десять лет. Арчил пытался добиться освобождения сына при посредничестве Австрии , а позже направил личное письмо шведскому Карлу XII . Однако только в 1710 году Александр был освобожден. Тяжело больной, он умер на обратном пути в Россию. Смерть Александра стала горьким ударом для Арчила, который ненадолго пережил своего сына. Он умер в 1713 году и был похоронен в Донском монастыре в Москве.
Большая часть российских лет Арчила была посвящена поэзии и культурной деятельности. Он был ответственным за создание первой в России типографии на грузинском языке и опубликовал « Псалмы» в 1705 году. Поэзия Арчила, замечательная своим разнообразием, ознаменовала начало периода Возрождения в грузинской литературе. Его главные стихи – «Диалог Теймураза и Руствели» (გაბაასება თეიმურაზისა და რუსთველისა), «Нравы «Грузия» (საქართველოს ზნეობანი), и «Слово об Арчиле» ( Archiliani ; არჩილიანი) посвящены несчастьям Грузии XVII века. Он категорически возражал против современных персидских литературных влияний и призывал к возрождению Шота Руставели традиций грузинской поэзии . Таким образом, стихи Арчила были ближе к традиционному грузинскому размеру, а его идиомы – к грузинской речи. [1] [2] Однако, несмотря на его усилия «остановить волну персидизации », стихи Арчила включали «тщеславие, формы и темы, вдохновленные Персией», а его собственная версия романа об Александре была создана по образцу версий Низами Гянджеви и Джами . [1] [3]
Семья
[ редактировать ]Арчил был женат дважды. Его первой женой была дочь князя Нодара Цицишвили . Во второй раз он женился на Кетеван , дочери кахетинского князя Давида , в 1668 году. У пары есть дочь и трое сыновей:
- Княгиня Дареджан , известная в России как Дарья Арчиловна (ок. 1670 – 1740); она умерла незамужней и была похоронена в Донском монастыре.
- Князь Александр , известный в России как Александр Арчилович (1674 — 20 февраля 1711), командующий артиллерией русской армии. Он был женат, имел дочь.
- Князь Мамука, известный в России как Матфей Арчилович (1676 – 23 марта 1693); он умер холостым и был похоронен в Донском монастыре.
- Князь Давид, известный в России как Давид Арчилович (2 июля 1682 – 24 октября 1688); умер холостым, похоронен в Новодевичьем монастыре , перезахоронен в 1711 году в Донском монастыре.
Ссылки
[ редактировать ]
Источники
[ редактировать ]- (in Russian) Вахушти Багратиони (Vakhushti Bagrationi) (1745). История Царства Грузинского: Жизнь Имерети .
- Гулд, Ребекка Рут (2018). «Подслащивание тяжелого грузинского языка: Джами в грузино-персидском мире». У д'Юбера, Тибо; Папас, Александр (ред.). Джами в региональном контексте: восприятие работ Абд ар-Рахмана Джами в исламском мире, ок. 9/15-14/20 века . Брилл. ISBN 978-9004386600 .
- Дэвид Маршалл Лэнг , Последние годы грузинской монархии, 1658-1832 гг . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета , 1957.
- Рэйфилд, Дональд (2000), Литература Джорджии: История . Рутледж , ISBN 0-7007-1163-5 .
- Рота, Джорджио (2017). «Обращение в ислам (а иногда и возвращение в христианство) в Сефевидской Персии в шестнадцатом и семнадцатом веках». В Нортоне, Клэр (ред.). Обращение и ислам в Средиземноморье раннего Нового времени: соблазн другого . Рутледж. ISBN 978-1317159797 .
- 1647 рождений
- 1713 смертей
- Дом Мухрани (царская линия)
- Поэты 17 века из Грузии (страна)
- Писатели из Грузии (страна)
- Короли Имерети
- Люди 17 века из Грузии (страны)
- Поэты XVIII века из Грузии (страны)
- Поэты-мужчины из Грузии (страна)
- Сефевиды назначены царями Кахетии
- Люди 17 века из Сефевидского Ирана