Jump to content

Армянское платье

Страница расширена и защищена

Армянские девушки из Эрзурума в традиционных одеждах. Рисунок Александра Лакоши, 1847 г.
Армянская пара с Араратской равнины , 19 век.

Армянский Тараз ( арм .: тараз , тараз ; [а] ), также известный как армянская традиционная одежда , отражает богатую культурную традицию. Шерсть и мех использовались армянами наряду с хлопком, выращиваемым в плодородных долинах. В урартский период шелк, импортированный из Китая , использовался королевской семьей. Позже армяне выращивали тутового шелкопряда и производили собственный шелк. [1] [2]

Коллекция армянских женских костюмов начинается в период Урарту , когда платья изготавливались из кремово-белого шелка, расшитого золотой нитью. Костюм представлял собой копию медальона, раскопанного археологами в Топрак-Кале возле озера Ван , которое около 3000 лет назад было местом расположения столицы царства Урарту. [3]

Обзор

Армянский национальный костюм, просуществовавший на протяжении долгих периодов исторического развития, был одним из сигналов самосохранения армянской культуры. Находясь на стыке различных восточных стилей, армянская одежда не только заимствует, но и часто играет влиятельную роль в соседних странах. [4]

Костюм можно разделить на два основных региона: западные армяне и восточные армяне. Которые в свою очередь делятся на отдельные субрегионы.

Слева направо: мужчина из Западной Армении , женщина из Новой Джульфы , женщина из Еревана , женщина из Агулиса , из Джавахка женщина из Восточной Армении. , мужчина

Костюм армян Западной Армении в основном делится на два региона:

1. Районы восточных провинций: Тарон (включая Сасун ), Бардзр Айк , Васпуракан и Багеш .

2. Области Себастии , Кайсери , Киликии на западных штатах и ​​Харберда Тигранакерта на юге.

Первая группа ближе к традициям армянского костюма, тогда как во второй группе влияние некоторых анатолийских просматривается культур.

Восточноармянский костюм можно разделить на три региона:

1. Сюник Арцах , Зангезур и Айрарат .

2. Гохтан ( Агулис , Ордубад )

3. Гандзак , Гугарк , Ширак , Джавахк .

Цвета

В армянском костюме преобладают цвета четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. По мнению армянского философа XIV века Григора Татаци, армянский костюм призван выразить исконную почву, белизну воды, красный цвет воздуха и желтый цвет огня. Абрикос символизирует благоразумие и здравый смысл, красный – мужество и мученичество, синий – небесную справедливость, белый – чистоту. Некоторые приемы изготовления этих костюмов сохранились до наших дней и активно используются в прикладном искусстве, однако есть приемы, которые были утеряны. Каждая провинция Армении выделяется своим костюмом. Знаменитые центры армянской вышивки – Ван - Васпуракан , Карин , Ширак , Сюник - Арцах , Киликия – выделяются ритмическим и стилистическим описанием орнаментов, цветовых сочетаний и композиции. [1]

Хронология

Древний период: 900–600 гг. до н.э.

Урарты , предшественники армян, носили одежду, похожую на ассирийскую , которая состояла из туник с короткими рукавами, обнаженных или покрытых шалью. Урарты украшали себя металлическими украшениями: ожерельями, браслетами, серьгами и булавками. На этих металлических украшениях были выгравированы головы львов, а по всему телу были накинуты ожерелья из каменных бус и длинных металлических булавок. Металлические пояса также были важной частью урартского костюма. Изготовление металлических поясов считалось формой искусства, на поясе выгравировались магические сцены и животные, чтобы защитить владельца. [5]

Классический период: 600 г. до н.э. – 600 г. н.э.

Традиционная одежда армян претерпела значительные изменения после появления Королевства Армения как отдельного политического образования. Армянские мужчины носили облегающие брюки и особую шляпу, известную как фригийский колпак . Позже это превратилось в балшик — гибкий аксессуар, который носят как пастухи, так и религиозные лидеры. [5]

Средневековый период: 600–1600 гг. н.э.

Основываясь на произведениях армянских рукописей, а также изображениях, найденных на церквях, монетах и ​​хачкарах , мы можем видеть, что армянская элита носила одежду, похожую на одежду византийской и арабской королевской семьи, например, тюрбаны . Армяне сохранили свои уникальные традиции, а также переняли их у соседних обществ, например, головные уборы стали обычным явлением для армянских женщин. [5]

19 век

В своем романе 1836 года « Город султана»; и «Домашние манеры турок » Джулия Пардо описала армянских купцов, которых она заметила сразу после высадки в порту Стамбула : [6]

Глядя на прекрасные лица, благородные фигуры и оживленное выражение лица всей группы, как я осудил их бритые головы и использование ужасного кальпака , который я не могу описать лучше, чем сравнивая его с железными горшками используется в английских кухнях, в перевернутом виде! Изящная шуба, однако, почти компенсирует чудовищный головной убор, поскольку ее дорогая отделка из соболиной или куньей кожи спадает назад, открывая одеяние из богатого шелка и кашемировую шаль, сложенную вокруг талии.

Пардо также упоминает, что они носили кольца, украшенные драгоценными камнями, и несли в руках «трубки почти бесчисленной стоимости».

Настоящее время

Армянские танцоры в центре Манхэттена

Армянская традиционная одежда начала выходить из употребления в 1920-х годах и к 1960-м годам была почти полностью заменена современной одеждой. Сегодня армянская традиционная одежда в основном используется для танцевальных представлений, где девушки надевают архалиг и длинное платье, имитирующее тараз, а мальчики носят темные свободные брюки и приталенную куртку. В некоторых районах Армении и Карабаха пожилые женщины до сих пор носят короткий платок. Фотостудии в Армении позволяют новым поколениям фотографироваться в традиционной одежде, а некоторые женщины в последнее время снова начали носить тараз. [5]

Ежегодный фестиваль армянской традиционной одежды, известный как Тараз Фест, проводится каждый год в Ереване и Степанакерте культурным центром Терьян и состоит из витрин культурной одежды. [7]

Мужская одежда

Восточная Армения

Армянин из Гюмри в чухе и папахе

Основой нательной одежды армянских мужчин были нижняя рубаха и штаны. Их шили в домашних условиях из домашнего полотна. Наиболее распространенной была традиционная мужская рубаха туникообразной формы – Шапик ( арм . շապիկ ), изготовленная из двух полотен. [5] В армянской семье мужской одежде, особенно главы дома, уделялось особое внимание, так как по внешнему виду мужчины судили о семье в целом. [2]

Общая мода восточноармянского костюма была кавказской, близкой к аналогичной одежде, которую носили соседние народы Кавказа, такие как азербайджанцы, грузины, дагестанцы, чеченцы и другие.

Поясная одежда

Мужские боди — Вартик ( арм . վարտիկ ; также воташор, тубан или похан) отличались от женских тем, что не имели накладной декоративной каймы внизу щиколотки; их штаны были заправлены в вязаные носки и обмотки. Шапку и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, от маленьких мальчиков до пожилых людей. [8]

Балловары- шалвары ( арм . շալվար ) носили поверх штанов. Их шили из самодельной грубошерстной ткани, окрашенной в черный, реже темно-синий или коричневый цвет из той же ткани, что и варт. [1] [5]

Верхняя одежда

Армянский воин из Нагорного Карабаха в чухе и папахе, 1837 г.

Основой верхней плечевой одежды в Восточной Армении были Архалуг и Чуха . Одежда типа Архалуг имеет у армян многовековую традицию, о чем свидетельствуют изображения на надгробиях и средневековых миниатюрах. Он был широко распространен и носился всем мужским населением, начиная с мальчиков 10–12 лет. Архалуг шили из покупных тканей (атлас, ластик, ситец, шаль) черного, синего, коричневого тонов, на подкладке. Его украшением была галуновая лента в тон основного материала, которой закрывался воротник, вырез груди, подол и рукава. В богатых семьях, например, в купеческих семьях Еревана , вместе с лентой добавлялся шелковый шнур. [1]

Архалуг ( армянский : արխալուղ ) — длинная, облегающая поясная куртка из тканей, в том числе из шелка, атласа, сукна, кашемира и бархата, в зависимости от социального статуса ее владельца. Подпоясывался обычно серебряным поясом, реже ремнем или кожаным поясом с ложными серебряными пуговицами. [2]

Имея ряд сходств с Архалугом, чуха ( арм . չուխա ) имела более широкое функциональное назначение. Чуха — мужская плечевая верхняя одежда со слоями и сборками , отстегивающаяся в талии. Его шили из ткани, тирмы и домотканого текстиля. Верхняя одежда служила не только теплой одеждой, но и одеждой для особых случаев. [8] Большинство чух украшались патронташами для газырских патронов с обеих сторон пальто, хотя армяне редко носили чуху со вставленными патронами. Право ношения чухи символизировало определенный социально-возрастной статус, как правило, ее носили с совершеннолетия (от 15 до 20 лет). Чухи были одеты в муштак или бурку, а позже, как городское влияние. Шубу из овчины или муштак в качестве одежды носили состоятельные люди, преимущественно старшего поколения. [2]

Некоторые восточноармянские мужчины дополнительно предпочитали носить кинжал , известный как Ханчал ( армянский : Խանչալ) или Дашуйн (армянский: Դաշույն), поверх чухи или архалуга. Его подвешивали на кожаном или серебряном ремне и висели по диагонали на талии мужчины. [9] Такие кинжалы были широко распространены по всему Кавказскому региону, включая Армению. Однако из-за отсутствия сильной воинской культуры, которая присутствовала в районах к северу от Армении, кинжал был гораздо менее распространенной частью мужского снаряжения в Армении, чем в других частях региона.

Бурка ( армянский : այծենակաճ , айценакач) была единственной накидкой в ​​традиционном армянском костюме. Армяне носили паранжу двух типов: меховую и войлочную. Меховую бурку шили из козьей шерсти мехом наружу, используя длинноворсовый мех. Войлочную бурку, а в некоторых местностях и меховую (лори) носили пастухи. [5] Часто это дополнялось башлыком , капюшоном который подвешивался к спинке бурки и надевался поверх папаха для защиты от дождя.

В комплекс мужской одежды входил также кожаный пояс, который надевался поверх архалуха. Кожаный ремень имел серебряную пряжку и ложные украшения с выгравированным растительным орнаментом. [5]

Мужская свадебная одежда, имевшая одновременно праздничное и культурно значимое значение, отличалась тем, что архалуг шился из более дорогой ткани, чуха и шнурки были красными (этот цвет считался оберегающим), а пояс - серебряным. который они получили во время свадьбы от родителей невесты. Этот тип одежды карабахских мужчин был распространен и среди других восточных армян, в частности в Сюнике, Гогтане, а также в Лори. [10]

Головной убор

Стандартным головным убором восточных армян была меховая шапка- папах ( арм . փափախ ), сшитая из овечьих шкур. [11] Папахи были самых разных форм и размеров, причем мужчины из разных регионов и деревень имели разные предпочтения. Вообще говоря, мужчины из Южной Армении и Карабаха предпочитали более высокий и цилиндрический папах, тогда как мужчины из Северной Армении обычно носили низкий и широкий папах. Самым дорогим и престижным считалось изделие из шерсти бухарской овцы, которое носили представители богатых сословий, особенно в городах. В этих городах носили очень высокие, близкие к цилиндрическим, шапки в комплекте с чухкой с откидными рукавами. В частности, головной убор и шапка были олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить папаху на землю приравнивалось к его позору и бесчестию. Согласно традиционному этикету, в определенных ситуациях мужчине полагалось снимать шляпу при входе в церковь, во время похорон, при встрече с весьма почитаемыми и уважаемыми людьми и т. д. [1]

Западная Армения

Западноармянин в начале XIX века, картина Луи Дюпре.

Традиционная армянская одежда Западной Армении в целом была стандартной, несмотря на региональные различия, имела схожий силуэт, яркую цветовую гамму, отличавшуюся красочностью, обилием вышивки. [1]

Мужская верхняя одежда имела покрой, аналогичный восточноармянской одежде. Однако батник отличался боковым разрезом ворота. Боди-штаны – вартик , прикрывались не ступенчатой ​​танкеткой, а широкой вставной полоской ткани, в результате чего ширина таких штанов часто почти равнялась их длине. Их изготавливали из шерстяных разноцветных ниток. [1]

Традиционная одежда некоторых провинций Западной Армении, а именно тех, что расположены вокруг озера Ван, была региональной формой одежды, а не этнической, поскольку многие соседние народы, такие как курды, также одевались аналогичным образом. Однако, поскольку армяне обладали фактической монополией на ткачество и пошив одежды в регионе, в сочетании с тем фактом, что армяне были старейшими из ныне живущих жителей этого региона, вполне вероятно, что это было перенято у армян соседними народами. [12]

Верхняя одежда

Ворот и длинные рукава верхней рубахи ишлик были расшиты геометрическими узорами из красных ниток. В ряде регионов, например в ( Васпуракан и Туруберан ), рукав рубашки заканчивался длинным свисающим куском — джалахики . Рубашку носили с чем-то вроде жилета, ели (дерева) с открытой грудью, из-под которой хорошо виднелась вышитая грудь рубашки. Такой жилет был характерной деталью традиционного мужского костюма только в Западной Армении. [13]

Сверху надевали короткую, до талии, шерстяную куртку – батчкон , цельнорукавную соленую куртку, часто стеганную. Богатые армяне выбирали самую тонкую, особенно шатахскую ткань, преимущественно отечественных и местных кустарных промыслов, и старались сшить все части костюма из одной ткани». [11]

Поверх верха надевалась короткая (до пояса) распашная одежда с короткими рукавами – казахик из козьего меха или войлочной аба . Козлиную куртку, покрытую косами по краям и с пучками меха на плечах, носили в основном зажиточные жители деревни. [14]

Ансамбль из Сасуна в западноармянском Таразе

К верхней теплой одежде относилась также длинная прямая « юппа ». В более богатых семьях джуппа была стеганой и на подкладке. Его предпочитали носить зрелые мужчины. Зимой в некоторых, преимущественно горных районах (Сасун) носили широкие шубы из овчины, без пояса.

Пояс как обязательная часть мужского костюма в большинстве регионов Западной Армении отличался своей оригинальностью. Цветной узорчатый пояс представлял собой «скорее повязку вокруг талии. Длинный широкий платок, вязаный или тканый, сложенный по ширине в несколько слоев, оборачивался вокруг талии дважды и более. Глубокие складки пояса служили своего рода карман для платка, кисета, кошелька. К такому поясу можно было втыкать и длинную трубку, и нож с рукояткой, а при необходимости и кинжал». [11]

Серебряный пояс был аксессуаром городского костюма, его носили в Карине, Карсе , Ване и других центрах высокоразвитого ремесленного производства. И горожане, и ремесленники, и зажиточные крестьяне имели пояса из массивных серебряных бляшек. [1]

Головной убор

Арахчи, XXI в.

Головной убор в Западной Армении состоял из шапок различной формы (сферической, конической), войлочных, шерстяных вязаных и тканых, которые обычно носили в дополнение к носовому платку. Они имели региональные различия в материалах, используемых для его изготовления, а также в стиле и цветовой гамме орнамента. Распространена была фетровая белая шляпа конусовидной формы – колоз с заостренным или закругленным верхом. [15]

Широко распространённая арахчи , известная также как арахчин ( арм . արախչի ), представляла собой усечённую тюбетейку, связанную из шерсти или вышитую в одинарной молодежи разноцветными шерстяными нитками, с преобладанием красного цвета. [16] Способ ношения этого традиционного головного убора был показателем семейного положения его владельца, так же как в Восточной Армении право ношения арахицкого принадлежало женатому мужчине. [15]

Амшен

Амшенская . область Армении имела свой уникальный костюм, имеющий много общего с кавказским костюмом, встречающимся в Восточной Армении В целом она была близка к аналогичной одежде, которую носили соседние лазы , аджарцы и понтийские греческие народы. К концу XIX века этот костюм включал в себя нижнюю рубаху, верхнюю рубаху, архалух и короткую чуху, доходившую чуть ниже талии. Амшенские армяне традиционно носили очень широкие и длинные штаны, однако к концу XIX века их заменила более тонкая пара брюк, называемых зипками, которые носили с парой высоких сапог. Поверх брюк завязывали шерстяной или шелковый пояс длиной 4–5 метров.

Амшен Армянские мужчины

Зимой многие жители деревни носили кепенек — войлочную верхнюю одежду, похожую на бурку, но с капюшоном, закрывающим голову. В качестве повседневного головного убора мужчины носили башлык из шелка или шерсти, который повязывался на голову в виде повязки. Мужчины, владевшие оружием, дополняли свой наряд серией оружейных аксессуаров, ножом и кинжалом Ханчал. [17]

Женская одежда

Армянка из Шемахи , фото Ф. Ордена 1897 г.

Восточная Армения

В начале 20 века женская одежда, в отличие от мужской, еще сохраняла свои традиционные комплексы в историко-этнографических регионах. Женская одежда восточных и западных армян была более однородной, чем мужская. Главным отличием было обилие вышивки и украшений в женском костюме Западной Армении в отличие от Восточной Армении .

Одежда

В Армении женщины носили длинную красную рубаху – халав из хлопчатобумажной ткани с косыми клиньями по бокам, длинными прямыми рукавами с ластовицей и прямым разрезом ворота. Эту рубашку носили в основном девушки и молодые женщины. Длинные боди шили из той же красной ткани, что и рубашка, на белой подкладке и удерживали талию с помощью хонджана . [15]

Праздничные штаны шились из шелковой красной ткани на белой тканевой подкладке. Нижние концы брюк, собранные от лодыжек, должны были быть видны из-под верхней одежды, поэтому эту часть шили из более дорогой и красивой ткани и зашивали (в Ереване и Арарате ) золотым шитьем или украшали ( Сюник , Арцах ) шитьем. полоска черного бархата с позолоченной тесьмой. В женском комплексе провинций Сюник и Арцах важной частью была верхняя рубаха – вирви халав ( арм . վիրվի հալավ ) из красного шелка или ситца с круглым воротам и вырезом на груди, отделанная черным бархатом или атласом , а также нашитая серебром. мелкие украшения. [15]

Верхняя одежда

Армянская дама из Новой Джульфы в Исфахане , 1850 год, автор Джанета Ланж.

В начале 20 века женская верхняя одежда у армян отличалась большим разнообразием. Его основой в Восточной Армении было длинное распашное платье – архалуг с цельными передними полочками и отделанной спинкой, изящным длинным вырезом на груди, застегивающимся только на талии. Архалухи шили из ситца, атласа или шелка , обычно синего, зеленого или фиолетового цветов, на подкладке из тонкой хлопчатобумажной ватина , с подкладкой продольными и вертикальными линиями на рукавах. Необходимо было иметь два платья: повседневное из хлопка и праздничное из дорогой шелковой ткани. [18]

Одеждой для выхода служило платье- минтана ( арм . մինթանա ), надеваемое в торжественных случаях поверх архалига того же покроя, но без боковых швов. [1]

Неотъемлемой частью традиционной женской одежды был пояс. В Араратской долине , особенно в городской среде Еревана , в комплекс женской одежды входил тканевый шелковый пояс с двумя длинными карнизами, расшитыми шелковыми и золотыми нитями. В Сюнике и Арцахе также использовался кожаный ремень с большой серебряной пряжкой и нашитыми серебряными пластинами, выполненными в технике гравировки, филиграни и черни. [19]

Головной убор

Самой характерной и сложной частью восточноармянского тараза был женский головной убор. До замужества женщину волосы свободно отпускали назад в несколько косичек и привязывали к голове платком. надели специальную « повозку После замужества армянке должны были «связать голову», т.е. на голову » – палти ( Нагорный Карабах , Сюник ), пали, поли ( Мегри , Агулис ), баспинд ( Ереван , Аштарак) . ). Под ним на лоб завязывалась лента с монетами (серебряными, очень богатыми – с золотом) или со специальными подвесками, а по обеим сторонам лица через виски или с вкраплениями кораллов висели серебряные шарики. Нос и рот туго завязывали сначала белым, а затем цветным (красным, зеленым) платком. [20]

Из-за влияния ислама многие армянские женщины носили чадор , выходя на улицу, в соответствии с правилами доминирующих персидских или турецких культурных норм. [5]

Западная Армения

Армянские девушки из Трабзона , рисунок Де Агостини, 1905 год.

Западноармянская разновидность женской одежды отличалась яркой цветовой гаммой и богатым декоративным оформлением. Кузов по крою был аналогичен восточноармянскому, с той лишь разницей, что рубахи шились из белой хлопчатобумажной ткани.

Верхняя одежда

Западноармянские женщины носили развевающееся цельнокроеное платье – антари . Поверх «антари» в торжественных случаях, а также в холодное время года платье – джюппа надевалось . Это платье могло быть праздничным (бордовым, фиолетовым, синим бархатом или шелком, цветной шерстяной тканью в полоску) и повседневным (из темно-синего сукна). [21]

Отличительной особенностью традиционной женской одежды Западной Армении был фартук – мезар. Сделанная из х/б или дорогих (бархатных, суконных) тканей, обильно украшенная (особенно свадебная), она была необходимой частью наряда: как на Востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так и здесь» стыдно» появляться без фартука. [22] Классический его вариант – красный суконный фартук в комплекте одежды Карин-Ширак с изысканным шитьем и тесьмой, который повязывался на «антари».

При таком фартуке открытую грудь платья закрывал вышитый нагрудник – « крккал » прямоугольной или трапециевидной формы из шелковой, бархатной или шерстяной ткани, у девушек и молодых женщин украшавшийся богатой вышивкой по воротам и на груди. , а « юппа » была заменена курткой – « салта » или « куртик ». [11] Этот свободный короткий (до пояса) жакет шился из фиолетового, синего, бордового бархата или зеленой, синей шелковой ткани. Куртка была праздничной одеждой и поражала красотой узорной вышивки. Теплой верхней одеждой, в частности в Васпуракане , была далма — разновидность длинного пальто из черной ткани на подкладке. Это колеблющееся, облегающее талию и оплетенное плетением золотых и шелковых нитей, покроем напоминавшее «чуппу». В основном его носили девушки и молодые женщины. [23]

Головной убор

Армянка из Муша в традиционной одежде, конец 19 века.

Женский головной убор отличался особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние косы перекидывались вперед на грудь и с помощью серебряных цепочек укладывались на спину. Опытные плетейщицы умело заплетали шерстяные нити под цвет волос, украшая их серебряными шариками и кисточками. Украшенная серебряными украшениями и фетровой шляпой в форме фески без кисточки, она подвешивалась на цепочках спереди рядом новичков, листьев, цепочек, оберегов. В храмах имелись подвесные вешалки – эресноты. Во многих районах сверху на войлок вышивали серебряную плоскость с мятными цветами, изображениями ангелов и солнечного света.

Выходя замуж, женщина надевала красную шапку из тончайшего войлока, с длинной кистью из фиолетовых или синих крученых шелковых нитей длиной 40 см, в южных регионах – «котик», у Карины Ширак «вард» ( буквально роза).

Весь этот нарядный красочный комплекс дополнялся множеством украшений: ожерельями, подвесками, браслетами, кольцами, а также серебряным или позолоченным поясом с массивной пряжкой изумительно тонких украшений. Большинство из них являлось собственностью богатых армянских женщин, особенно в торгово-ремесленной среде во многих городах Западной Армении и Закавказья . [2]

Обувь

Армянин из Нагорного Карабаха в Джорабсе , открытка Макса Тильке

С древних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно туфли) во многом была идентична. Вязаные узорчатые носки – джорабы и гульпы , которые наряду с мужскими поножами были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционном быту мужские и женские узорчатые джорабы плотно вязали из шерсти конкретного региона. Они могли быть однотонными или разноцветными, причем каждый регион имел свой любимый рисунок и цвет. В Османской империи армяне и евреи были обязаны носить синюю или фиолетовую обувь, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. [5] Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. девушки Носки входили в приданое и были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и сохранялись во многих областях до 1960-х годов . [2]

См. также

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц (2012). Армянский / отв. к . Институт археологии и этнографии НАН РА . пп. 247–274. ISBN  978-5-02-037563-5 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Левон Абрамян (2001). Нэнси Суизи (ред.). Армянское народное искусство, культура и самобытность . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN  978-0253337047 .
  3. ^ Костюмы «Армянских женщин» и «Перекресток культур АРМЕНИИ» - Анаид В. Орджанян.
  4. ^ Патрик Аракель (1967). Армянская национальная одежда. Издательство Академии наук Армянской ССР. стр. 16
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джилл Кондра (2013). "Армения". Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Том. 1. АВС-КЛИО . стр. 31–43. ISBN  9780313376375 .
  6. ^ Пардо, мисс (Джулия) (1836). Город Султана; и домашние нравы турков . Издательство Кембриджского университета . п. 6. дои : 10.1017/CBO9781107449954 . ISBN  9781107449954 .
  7. ^ Арменпресс (29 июля 2016). «В Степанакерте пройдет фестиваль «Ереван Тараз Фест»» . Арменпресс.am . Ереван.
  8. ^ Jump up to: а б Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Страницы 61–62.
  9. ^ Аствацатурян, Э. Г. Оружие народов Кавказа, История оружия .
  10. ^ Алла Ервандовна Тер-Саркисянец "Армяне Нагорного Карабаха", с. 628-629.
  11. ^ Jump up to: а б с д Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 182–264
  12. ^ Arakel, Patrick (1967). Armenian Costume (in Armenian). Yerevan. p. 14. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Наапетян Р. И семья и семейный обряд армян Ахдзника. Ереван, 2004. С. 52
  14. ^ Аракел Патрик. Армянская одежда с древнейших времен до наших дней. Исследования и рисунки альбома Аракела Патрика. Ереван, 1967 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 – начало 20 вв.). Ереван
  16. ^ Л. С. Гущян (1916). Сокровища Западной Армении . Министерство культуры Российской Федерации; Российский этнографический музей. п. 52. ИСБН  978-9939-9077-6-5 . Мужская шапка Арахчи
  17. ^ Торлакян Б.Г. Костюм амшенских армян конца XIX века (на армянском языке).
  18. ^ Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван, 1969. С. 116.
  19. ^ Авакян А.Н. Гладзорская школа армянской миниатюры. Ереван, 1971. С. 216
  20. ^ Лисициан С.Д. Очерки по этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 224–225
  21. ^ Н. Авагян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Стр. 19.
  22. ^ Лисициан С.Д. Очерки по этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 227–230
  23. ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Стр. 30.

Примечания

  1. ^ Западноармянское произношение: дараз

Дальнейшее чтение

  • Чопурян, Грег. «Преемственность и адаптация: меняющаяся история армянской одежды». Журнал Medieval History , 13 (сентябрь 2004 г.): 29–35.
  • Дерзон, Мануг. Всеобщая история села Парчандж (1600–1937) . Бостон: Байкар Пресс, 1938.
  • Общество Хай Гуин в Тегеране. Костюмы армянских женщин. Тегеран: Международные коммуникаторы, 1976.
  • Линд-Синаниан, Гэри. Армянские народные костюмы. Раскраска для детей. Уотертаун, Массачусетс: Армянская библиотека и музей, 2004.
  • Миклвайт, Нэнси. «Османские свадебные костюмы конца девятнадцатого века как индикатор социальных перемен». Мукарнас , 6 (1989): 161–174.
  • Редко, Дженнифер. Женский костюм Ближнего и Среднего Востока. Лондон: Сент-Эдмундсбери Пресс, 2003.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27328c36bc60b19f05079317dc6aba38__1709734200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/38/27328c36bc60b19f05079317dc6aba38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Armenian dress - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)