Армянское платье
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2024 г. ) |


Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армянский Тараз ( арм .: тараз , тараз ; [а] ), также известный как армянская традиционная одежда , отражает богатую культурную традицию. Шерсть и мех использовались армянами наряду с хлопком, выращиваемым в плодородных долинах. В урартский период шелк, импортированный из Китая , использовался королевской семьей. Позже армяне выращивали тутового шелкопряда и производили собственный шелк. [1] [2]
Коллекция армянских женских костюмов начинается в период Урарту , когда платья изготавливались из кремово-белого шелка, расшитого золотой нитью. Костюм представлял собой копию медальона, раскопанного археологами в Топрак-Кале возле озера Ван , которое около 3000 лет назад было местом расположения столицы царства Урарту. [3]
Обзор
Армянский национальный костюм, просуществовавший на протяжении долгих периодов исторического развития, был одним из сигналов самосохранения армянской культуры. Находясь на стыке различных восточных стилей, армянская одежда не только заимствует, но и часто играет влиятельную роль в соседних странах. [4]
Костюм можно разделить на два основных региона: западные армяне и восточные армяне. Которые в свою очередь делятся на отдельные субрегионы.

Костюм армян Западной Армении в основном делится на два региона:
1. Районы восточных провинций: Тарон (включая Сасун ), Бардзр Айк , Васпуракан и Багеш .
2. Области Себастии , Кайсери , Киликии на западных штатах и Харберда — Тигранакерта на юге.
Первая группа ближе к традициям армянского костюма, тогда как во второй группе влияние некоторых анатолийских просматривается культур.
Восточноармянский костюм можно разделить на три региона:
1. Сюник — Арцах , Зангезур и Айрарат .
2. Гохтан ( Агулис , Ордубад )
3. Гандзак , Гугарк , Ширак , Джавахк .
Цвета
В армянском костюме преобладают цвета четырёх стихий: земли, воды, воздуха и огня. По мнению армянского философа XIV века Григора Татаци, армянский костюм призван выразить исконную почву, белизну воды, красный цвет воздуха и желтый цвет огня. Абрикос символизирует благоразумие и здравый смысл, красный – мужество и мученичество, синий – небесную справедливость, белый – чистоту. Некоторые приемы изготовления этих костюмов сохранились до наших дней и активно используются в прикладном искусстве, однако есть приемы, которые были утеряны. Каждая провинция Армении выделяется своим костюмом. Знаменитые центры армянской вышивки – Ван - Васпуракан , Карин , Ширак , Сюник - Арцах , Киликия – выделяются ритмическим и стилистическим описанием орнаментов, цветовых сочетаний и композиции. [1]
Хронология
Древний период: 900–600 гг. до н.э.
Урарты , предшественники армян, носили одежду, похожую на ассирийскую , которая состояла из туник с короткими рукавами, обнаженных или покрытых шалью. Урарты украшали себя металлическими украшениями: ожерельями, браслетами, серьгами и булавками. На этих металлических украшениях были выгравированы головы львов, а по всему телу были накинуты ожерелья из каменных бус и длинных металлических булавок. Металлические пояса также были важной частью урартского костюма. Изготовление металлических поясов считалось формой искусства, на поясе выгравировались магические сцены и животные, чтобы защитить владельца. [5]
Классический период: 600 г. до н.э. – 600 г. н.э.
Традиционная одежда армян претерпела значительные изменения после появления Королевства Армения как отдельного политического образования. Армянские мужчины носили облегающие брюки и особую шляпу, известную как фригийский колпак . Позже это превратилось в балшик — гибкий аксессуар, который носят как пастухи, так и религиозные лидеры. [5]
Средневековый период: 600–1600 гг. н.э.
Основываясь на произведениях армянских рукописей, а также изображениях, найденных на церквях, монетах и хачкарах , мы можем видеть, что армянская элита носила одежду, похожую на одежду византийской и арабской королевской семьи, например, тюрбаны . Армяне сохранили свои уникальные традиции, а также переняли их у соседних обществ, например, головные уборы стали обычным явлением для армянских женщин. [5]
19 век
В своем романе 1836 года « Город султана»; и «Домашние манеры турок » Джулия Пардо описала армянских купцов, которых она заметила сразу после высадки в порту Стамбула : [6]
Глядя на прекрасные лица, благородные фигуры и оживленное выражение лица всей группы, как я осудил их бритые головы и использование ужасного кальпака , который я не могу описать лучше, чем сравнивая его с железными горшками используется в английских кухнях, в перевернутом виде! Изящная шуба, однако, почти компенсирует чудовищный головной убор, поскольку ее дорогая отделка из соболиной или куньей кожи спадает назад, открывая одеяние из богатого шелка и кашемировую шаль, сложенную вокруг талии.
Пардо также упоминает, что они носили кольца, украшенные драгоценными камнями, и несли в руках «трубки почти бесчисленной стоимости».
Настоящее время

Армянская традиционная одежда начала выходить из употребления в 1920-х годах и к 1960-м годам была почти полностью заменена современной одеждой. Сегодня армянская традиционная одежда в основном используется для танцевальных представлений, где девушки надевают архалиг и длинное платье, имитирующее тараз, а мальчики носят темные свободные брюки и приталенную куртку. В некоторых районах Армении и Карабаха пожилые женщины до сих пор носят короткий платок. Фотостудии в Армении позволяют новым поколениям фотографироваться в традиционной одежде, а некоторые женщины в последнее время снова начали носить тараз. [5]
Ежегодный фестиваль армянской традиционной одежды, известный как Тараз Фест, проводится каждый год в Ереване и Степанакерте культурным центром Терьян и состоит из витрин культурной одежды. [7]
Мужская одежда
Восточная Армения

Основой нательной одежды армянских мужчин были нижняя рубаха и штаны. Их шили в домашних условиях из домашнего полотна. Наиболее распространенной была традиционная мужская рубаха туникообразной формы – Шапик ( арм . շապիկ ), изготовленная из двух полотен. [5] В армянской семье мужской одежде, особенно главы дома, уделялось особое внимание, так как по внешнему виду мужчины судили о семье в целом. [2]
Общая мода восточноармянского костюма была кавказской, близкой к аналогичной одежде, которую носили соседние народы Кавказа, такие как азербайджанцы, грузины, дагестанцы, чеченцы и другие.
Поясная одежда
Мужские боди — Вартик ( арм . վարտիկ ; также воташор, тубан или похан) отличались от женских тем, что не имели накладной декоративной каймы внизу щиколотки; их штаны были заправлены в вязаные носки и обмотки. Шапку и вартик традиционного покроя носили в Армении мужчины всех возрастов, от маленьких мальчиков до пожилых людей. [8]
Балловары- шалвары ( арм . շալվար ) носили поверх штанов. Их шили из самодельной грубошерстной ткани, окрашенной в черный, реже темно-синий или коричневый цвет из той же ткани, что и варт. [1] [5]
Верхняя одежда

Основой верхней плечевой одежды в Восточной Армении были Архалуг и Чуха . Одежда типа Архалуг имеет у армян многовековую традицию, о чем свидетельствуют изображения на надгробиях и средневековых миниатюрах. Он был широко распространен и носился всем мужским населением, начиная с мальчиков 10–12 лет. Архалуг шили из покупных тканей (атлас, ластик, ситец, шаль) черного, синего, коричневого тонов, на подкладке. Его украшением была галуновая лента в тон основного материала, которой закрывался воротник, вырез груди, подол и рукава. В богатых семьях, например, в купеческих семьях Еревана , вместе с лентой добавлялся шелковый шнур. [1]
Архалуг ( армянский : արխալուղ ) — длинная, облегающая поясная куртка из тканей, в том числе из шелка, атласа, сукна, кашемира и бархата, в зависимости от социального статуса ее владельца. Подпоясывался обычно серебряным поясом, реже ремнем или кожаным поясом с ложными серебряными пуговицами. [2]
Имея ряд сходств с Архалугом, чуха ( арм . չուխա ) имела более широкое функциональное назначение. Чуха — мужская плечевая верхняя одежда со слоями и сборками , отстегивающаяся в талии. Его шили из ткани, тирмы и домотканого текстиля. Верхняя одежда служила не только теплой одеждой, но и одеждой для особых случаев. [8] Большинство чух украшались патронташами для газырских патронов с обеих сторон пальто, хотя армяне редко носили чуху со вставленными патронами. Право ношения чухи символизировало определенный социально-возрастной статус, как правило, ее носили с совершеннолетия (от 15 до 20 лет). Чухи были одеты в муштак или бурку, а позже, как городское влияние. Шубу из овчины или муштак в качестве одежды носили состоятельные люди, преимущественно старшего поколения. [2]
Некоторые восточноармянские мужчины дополнительно предпочитали носить кинжал , известный как Ханчал ( армянский : Խանչալ) или Дашуйн (армянский: Դաշույն), поверх чухи или архалуга. Его подвешивали на кожаном или серебряном ремне и висели по диагонали на талии мужчины. [9] Такие кинжалы были широко распространены по всему Кавказскому региону, включая Армению. Однако из-за отсутствия сильной воинской культуры, которая присутствовала в районах к северу от Армении, кинжал был гораздо менее распространенной частью мужского снаряжения в Армении, чем в других частях региона.
Бурка ( армянский : այծենակաճ , айценакач) была единственной накидкой в традиционном армянском костюме. Армяне носили паранжу двух типов: меховую и войлочную. Меховую бурку шили из козьей шерсти мехом наружу, используя длинноворсовый мех. Войлочную бурку, а в некоторых местностях и меховую (лори) носили пастухи. [5] Часто это дополнялось башлыком — , капюшоном который подвешивался к спинке бурки и надевался поверх папаха для защиты от дождя.
В комплекс мужской одежды входил также кожаный пояс, который надевался поверх архалуха. Кожаный ремень имел серебряную пряжку и ложные украшения с выгравированным растительным орнаментом. [5]
Мужская свадебная одежда, имевшая одновременно праздничное и культурно значимое значение, отличалась тем, что архалуг шился из более дорогой ткани, чуха и шнурки были красными (этот цвет считался оберегающим), а пояс - серебряным. который они получили во время свадьбы от родителей невесты. Этот тип одежды карабахских мужчин был распространен и среди других восточных армян, в частности в Сюнике, Гогтане, а также в Лори. [10]
Головной убор
Стандартным головным убором восточных армян была меховая шапка- папах ( арм . փափախ ), сшитая из овечьих шкур. [11] Папахи были самых разных форм и размеров, причем мужчины из разных регионов и деревень имели разные предпочтения. Вообще говоря, мужчины из Южной Армении и Карабаха предпочитали более высокий и цилиндрический папах, тогда как мужчины из Северной Армении обычно носили низкий и широкий папах. Самым дорогим и престижным считалось изделие из шерсти бухарской овцы, которое носили представители богатых сословий, особенно в городах. В этих городах носили очень высокие, близкие к цилиндрическим, шапки в комплекте с чухкой с откидными рукавами. В частности, головной убор и шапка были олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить папаху на землю приравнивалось к его позору и бесчестию. Согласно традиционному этикету, в определенных ситуациях мужчине полагалось снимать шляпу при входе в церковь, во время похорон, при встрече с весьма почитаемыми и уважаемыми людьми и т. д. [1]
Западная Армения

Традиционная армянская одежда Западной Армении в целом была стандартной, несмотря на региональные различия, имела схожий силуэт, яркую цветовую гамму, отличавшуюся красочностью, обилием вышивки. [1]
Мужская верхняя одежда имела покрой, аналогичный восточноармянской одежде. Однако батник отличался боковым разрезом ворота. Боди-штаны – вартик , прикрывались не ступенчатой танкеткой, а широкой вставной полоской ткани, в результате чего ширина таких штанов часто почти равнялась их длине. Их изготавливали из шерстяных разноцветных ниток. [1]
Традиционная одежда некоторых провинций Западной Армении, а именно тех, что расположены вокруг озера Ван, была региональной формой одежды, а не этнической, поскольку многие соседние народы, такие как курды, также одевались аналогичным образом. Однако, поскольку армяне обладали фактической монополией на ткачество и пошив одежды в регионе, в сочетании с тем фактом, что армяне были старейшими из ныне живущих жителей этого региона, вполне вероятно, что это было перенято у армян соседними народами. [12]
Верхняя одежда
Ворот и длинные рукава верхней рубахи ишлик были расшиты геометрическими узорами из красных ниток. В ряде регионов, например в ( Васпуракан и Туруберан ), рукав рубашки заканчивался длинным свисающим куском — джалахики . Рубашку носили с чем-то вроде жилета, ели (дерева) с открытой грудью, из-под которой хорошо виднелась вышитая грудь рубашки. Такой жилет был характерной деталью традиционного мужского костюма только в Западной Армении. [13]
Сверху надевали короткую, до талии, шерстяную куртку – батчкон , цельнорукавную соленую куртку, часто стеганную. Богатые армяне выбирали самую тонкую, особенно шатахскую ткань, преимущественно отечественных и местных кустарных промыслов, и старались сшить все части костюма из одной ткани». [11]
Поверх верха надевалась короткая (до пояса) распашная одежда с короткими рукавами – казахик из козьего меха или войлочной аба . Козлиную куртку, покрытую косами по краям и с пучками меха на плечах, носили в основном зажиточные жители деревни. [14]

К верхней теплой одежде относилась также длинная прямая « юппа ». В более богатых семьях джуппа была стеганой и на подкладке. Его предпочитали носить зрелые мужчины. Зимой в некоторых, преимущественно горных районах (Сасун) носили широкие шубы из овчины, без пояса.
Пояс как обязательная часть мужского костюма в большинстве регионов Западной Армении отличался своей оригинальностью. Цветной узорчатый пояс представлял собой «скорее повязку вокруг талии. Длинный широкий платок, вязаный или тканый, сложенный по ширине в несколько слоев, оборачивался вокруг талии дважды и более. Глубокие складки пояса служили своего рода карман для платка, кисета, кошелька. К такому поясу можно было втыкать и длинную трубку, и нож с рукояткой, а при необходимости и кинжал». [11]
Серебряный пояс был аксессуаром городского костюма, его носили в Карине, Карсе , Ване и других центрах высокоразвитого ремесленного производства. И горожане, и ремесленники, и зажиточные крестьяне имели пояса из массивных серебряных бляшек. [1]
Головной убор

Головной убор в Западной Армении состоял из шапок различной формы (сферической, конической), войлочных, шерстяных вязаных и тканых, которые обычно носили в дополнение к носовому платку. Они имели региональные различия в материалах, используемых для его изготовления, а также в стиле и цветовой гамме орнамента. Распространена была фетровая белая шляпа конусовидной формы – колоз с заостренным или закругленным верхом. [15]
Широко распространённая арахчи , известная также как арахчин ( арм . արախչի ), представляла собой усечённую тюбетейку, связанную из шерсти или вышитую в одинарной молодежи разноцветными шерстяными нитками, с преобладанием красного цвета. [16] Способ ношения этого традиционного головного убора был показателем семейного положения его владельца, так же как в Восточной Армении право ношения арахицкого принадлежало женатому мужчине. [15]
Амшен
Амшенская . область Армении имела свой уникальный костюм, имеющий много общего с кавказским костюмом, встречающимся в Восточной Армении В целом она была близка к аналогичной одежде, которую носили соседние лазы , аджарцы и понтийские греческие народы. К концу XIX века этот костюм включал в себя нижнюю рубаху, верхнюю рубаху, архалух и короткую чуху, доходившую чуть ниже талии. Амшенские армяне традиционно носили очень широкие и длинные штаны, однако к концу XIX века их заменила более тонкая пара брюк, называемых зипками, которые носили с парой высоких сапог. Поверх брюк завязывали шерстяной или шелковый пояс длиной 4–5 метров.

Зимой многие жители деревни носили кепенек — войлочную верхнюю одежду, похожую на бурку, но с капюшоном, закрывающим голову. В качестве повседневного головного убора мужчины носили башлык из шелка или шерсти, который повязывался на голову в виде повязки. Мужчины, владевшие оружием, дополняли свой наряд серией оружейных аксессуаров, ножом и кинжалом Ханчал. [17]
Женская одежда

Восточная Армения
В начале 20 века женская одежда, в отличие от мужской, еще сохраняла свои традиционные комплексы в историко-этнографических регионах. Женская одежда восточных и западных армян была более однородной, чем мужская. Главным отличием было обилие вышивки и украшений в женском костюме Западной Армении в отличие от Восточной Армении .
Одежда
В Армении женщины носили длинную красную рубаху – халав из хлопчатобумажной ткани с косыми клиньями по бокам, длинными прямыми рукавами с ластовицей и прямым разрезом ворота. Эту рубашку носили в основном девушки и молодые женщины. Длинные боди шили из той же красной ткани, что и рубашка, на белой подкладке и удерживали талию с помощью хонджана . [15]
Праздничные штаны шились из шелковой красной ткани на белой тканевой подкладке. Нижние концы брюк, собранные от лодыжек, должны были быть видны из-под верхней одежды, поэтому эту часть шили из более дорогой и красивой ткани и зашивали (в Ереване и Арарате ) золотым шитьем или украшали ( Сюник , Арцах ) шитьем. полоска черного бархата с позолоченной тесьмой. В женском комплексе провинций Сюник и Арцах важной частью была верхняя рубаха – вирви халав ( арм . վիրվի հալավ ) из красного шелка или ситца с круглым воротам и вырезом на груди, отделанная черным бархатом или атласом , а также нашитая серебром. мелкие украшения. [15]
Верхняя одежда

В начале 20 века женская верхняя одежда у армян отличалась большим разнообразием. Его основой в Восточной Армении было длинное распашное платье – архалуг с цельными передними полочками и отделанной спинкой, изящным длинным вырезом на груди, застегивающимся только на талии. Архалухи шили из ситца, атласа или шелка , обычно синего, зеленого или фиолетового цветов, на подкладке из тонкой хлопчатобумажной ватина , с подкладкой продольными и вертикальными линиями на рукавах. Необходимо было иметь два платья: повседневное из хлопка и праздничное из дорогой шелковой ткани. [18]
Одеждой для выхода служило платье- минтана ( арм . մինթանա ), надеваемое в торжественных случаях поверх архалига того же покроя, но без боковых швов. [1]
Неотъемлемой частью традиционной женской одежды был пояс. В Араратской долине , особенно в городской среде Еревана , в комплекс женской одежды входил тканевый шелковый пояс с двумя длинными карнизами, расшитыми шелковыми и золотыми нитями. В Сюнике и Арцахе также использовался кожаный ремень с большой серебряной пряжкой и нашитыми серебряными пластинами, выполненными в технике гравировки, филиграни и черни. [19]
Головной убор
Самой характерной и сложной частью восточноармянского тараза был женский головной убор. До замужества женщину волосы свободно отпускали назад в несколько косичек и привязывали к голове платком. надели специальную « повозку После замужества армянке должны были «связать голову», т.е. на голову » – палти ( Нагорный Карабах , Сюник ), пали, поли ( Мегри , Агулис ), баспинд ( Ереван , Аштарак) . ). Под ним на лоб завязывалась лента с монетами (серебряными, очень богатыми – с золотом) или со специальными подвесками, а по обеим сторонам лица через виски или с вкраплениями кораллов висели серебряные шарики. Нос и рот туго завязывали сначала белым, а затем цветным (красным, зеленым) платком. [20]
Из-за влияния ислама многие армянские женщины носили чадор , выходя на улицу, в соответствии с правилами доминирующих персидских или турецких культурных норм. [5]
Западная Армения

Западноармянская разновидность женской одежды отличалась яркой цветовой гаммой и богатым декоративным оформлением. Кузов по крою был аналогичен восточноармянскому, с той лишь разницей, что рубахи шились из белой хлопчатобумажной ткани.
Верхняя одежда
Западноармянские женщины носили развевающееся цельнокроеное платье – антари . Поверх «антари» в торжественных случаях, а также в холодное время года платье – джюппа надевалось . Это платье могло быть праздничным (бордовым, фиолетовым, синим бархатом или шелком, цветной шерстяной тканью в полоску) и повседневным (из темно-синего сукна). [21]
Отличительной особенностью традиционной женской одежды Западной Армении был фартук – мезар. Сделанная из х/б или дорогих (бархатных, суконных) тканей, обильно украшенная (особенно свадебная), она была необходимой частью наряда: как на Востоке «стыдно» было выходить с открытым подбородком, так и здесь» стыдно» появляться без фартука. [22] Классический его вариант – красный суконный фартук в комплекте одежды Карин-Ширак с изысканным шитьем и тесьмой, который повязывался на «антари».
При таком фартуке открытую грудь платья закрывал вышитый нагрудник – « крккал » прямоугольной или трапециевидной формы из шелковой, бархатной или шерстяной ткани, у девушек и молодых женщин украшавшийся богатой вышивкой по воротам и на груди. , а « юппа » была заменена курткой – « салта » или « куртик ». [11] Этот свободный короткий (до пояса) жакет шился из фиолетового, синего, бордового бархата или зеленой, синей шелковой ткани. Куртка была праздничной одеждой и поражала красотой узорной вышивки. Теплой верхней одеждой, в частности в Васпуракане , была далма — разновидность длинного пальто из черной ткани на подкладке. Это колеблющееся, облегающее талию и оплетенное плетением золотых и шелковых нитей, покроем напоминавшее «чуппу». В основном его носили девушки и молодые женщины. [23]
Головной убор

Женский головной убор отличался особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние косы перекидывались вперед на грудь и с помощью серебряных цепочек укладывались на спину. Опытные плетейщицы умело заплетали шерстяные нити под цвет волос, украшая их серебряными шариками и кисточками. Украшенная серебряными украшениями и фетровой шляпой в форме фески без кисточки, она подвешивалась на цепочках спереди рядом новичков, листьев, цепочек, оберегов. В храмах имелись подвесные вешалки – эресноты. Во многих районах сверху на войлок вышивали серебряную плоскость с мятными цветами, изображениями ангелов и солнечного света.
Выходя замуж, женщина надевала красную шапку из тончайшего войлока, с длинной кистью из фиолетовых или синих крученых шелковых нитей длиной 40 см, в южных регионах – «котик», у Карины Ширак «вард» ( буквально роза).
Весь этот нарядный красочный комплекс дополнялся множеством украшений: ожерельями, подвесками, браслетами, кольцами, а также серебряным или позолоченным поясом с массивной пряжкой изумительно тонких украшений. Большинство из них являлось собственностью богатых армянских женщин, особенно в торгово-ремесленной среде во многих городах Западной Армении и Закавказья . [2]
Обувь

С древних времен обувь была неотъемлемой частью традиционной армянской одежды. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно туфли) во многом была идентична. Вязаные узорчатые носки – джорабы и гульпы , которые наряду с мужскими поножами были известны еще в урартский период и занимали важное место в армянской обуви. В традиционном быту мужские и женские узорчатые джорабы плотно вязали из шерсти конкретного региона. Они могли быть однотонными или разноцветными, причем каждый регион имел свой любимый рисунок и цвет. В Османской империи армяне и евреи были обязаны носить синюю или фиолетовую обувь, чтобы обозначить свой статус меньшинств. Позже армянам пришлось носить красные туфли, чтобы показать османам, что они армяне. [5] Они широко использовались не только в быту, но и имели ритуальное значение. девушки Носки входили в приданое и были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах . Они были широко распространены по всей Армении и сохранялись во многих областях до 1960-х годов . [2]
См. также
Галерея
-
Свадебное платье из Шамаха , 19 век.
-
Киликийская невеста
-
Новый Джульфинский тараз, вышитый вручную, XVI-XVII век.
-
женщина Чахармахал
-
Талин Тараз
-
Вставай сейчас
-
Во времена династии Багратуни с изображением горностая, 9-12 века.
-
Syunik taraz, 18th century
-
Харберд Тараз
-
Шатах ( Васпуракан ) тараз с орнаментированной шапкой, кистями и косами.
-
Тараз Нижнего Айка
-
Свадебный наряд Ахалцихи , 19 век.
-
Армянская традиционная одежда
-
Девушки в армянской национальной одежде
-
Армянская певица Сирушо в Васпуракане Тараз для своего клипа «PreGomesh»
-
Армянские мужчины из Гюмри
-
Традиционная свадебная церемония забоя быка, начало 20 века, Лори.
-
Армянин из района озера Ван
Ссылки

- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц (2012). Армянский / отв. к . Институт археологии и этнографии НАН РА . пп. 247–274. ISBN 978-5-02-037563-5 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Левон Абрамян (2001). Нэнси Суизи (ред.). Армянское народное искусство, культура и самобытность . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0253337047 .
- ^ Костюмы «Армянских женщин» и «Перекресток культур АРМЕНИИ» - Анаид В. Орджанян.
- ^ Патрик Аракель (1967). Армянская национальная одежда. Издательство Академии наук Армянской ССР. стр. 16
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джилл Кондра (2013). "Армения". Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира . Том. 1. АВС-КЛИО . стр. 31–43. ISBN 9780313376375 .
- ^ Пардо, мисс (Джулия) (1836). Город Султана; и домашние нравы турков . Издательство Кембриджского университета . п. 6. дои : 10.1017/CBO9781107449954 . ISBN 9781107449954 .
- ^ Арменпресс (29 июля 2016). «В Степанакерте пройдет фестиваль «Ереван Тараз Фест»» . Арменпресс.am . Ереван.
- ^ Jump up to: а б Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Страницы 61–62.
- ^ Аствацатурян, Э. Г. Оружие народов Кавказа, История оружия .
- ^ Алла Ервандовна Тер-Саркисянец "Армяне Нагорного Карабаха", с. 628-629.
- ^ Jump up to: а б с д Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 182–264
- ^ Arakel, Patrick (1967). Armenian Costume (in Armenian). Yerevan. p. 14.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Наапетян Р. И семья и семейный обряд армян Ахдзника. Ереван, 2004. С. 52
- ^ Аракел Патрик. Армянская одежда с древнейших времен до наших дней. Исследования и рисунки альбома Аракела Патрика. Ереван, 1967 г.
- ^ Jump up to: а б с д Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 – начало 20 вв.). Ереван
- ^ Л. С. Гущян (1916). Сокровища Западной Армении . Министерство культуры Российской Федерации; Российский этнографический музей. п. 52. ИСБН 978-9939-9077-6-5 .
Мужская шапка Арахчи
- ^ Торлакян Б.Г. Костюм амшенских армян конца XIX века (на армянском языке).
- ^ Лисициан С.Д. Армяне Зангезура. Ереван, 1969. С. 116.
- ^ Авакян А.Н. Гладзорская школа армянской миниатюры. Ереван, 1971. С. 216
- ^ Лисициан С.Д. Очерки по этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 224–225
- ^ Н. Авагян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Стр. 19.
- ^ Лисициан С.Д. Очерки по этнографии дореволюционной Армении // КЭС. 1955 Т. Я. С. 227–230
- ^ Авакян Н.Х. Армянская народная одежда (19 - начало 20 века). Ереван, 1983. Стр. 30.
Примечания
- ^ Западноармянское произношение: дараз
Дальнейшее чтение
- Чопурян, Грег. «Преемственность и адаптация: меняющаяся история армянской одежды». Журнал Medieval History , 13 (сентябрь 2004 г.): 29–35.
- Дерзон, Мануг. Всеобщая история села Парчандж (1600–1937) . Бостон: Байкар Пресс, 1938.
- Общество Хай Гуин в Тегеране. Костюмы армянских женщин. Тегеран: Международные коммуникаторы, 1976.
- Линд-Синаниан, Гэри. Армянские народные костюмы. Раскраска для детей. Уотертаун, Массачусетс: Армянская библиотека и музей, 2004.
- Миклвайт, Нэнси. «Османские свадебные костюмы конца девятнадцатого века как индикатор социальных перемен». Мукарнас , 6 (1989): 161–174.
- Редко, Дженнифер. Женский костюм Ближнего и Среднего Востока. Лондон: Сент-Эдмундсбери Пресс, 2003.