Династия Арцруни
Арцруни Арцруни | |
---|---|
Родительский дом | Династия Оронтидов |
Страна | Армения |
Основан | 69 г. до н.э. |
Основатель | Митробарзан (Митробузан) |
Текущий руководитель | Вымерший |
Последний правитель | Сенекерим-Ованес |
Титулы | |
Растворение | 1080 г. н.э. |
Арцруни или ( арм . Арцруни ; также Ардзруни династия Арцруниды ) — древняя княжеская, а позднее и царская Армении . [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Имя Арцруни содержит окончание -уни , широко распространенное в старых армянских фамилиях. [ 2 ] Ранний армянский историк Мовсес Хоренаци получил это название от artsui « орел » ( արծուի , альтернативный artsiv ). [ 3 ] Он подразумевает, что Арцруни несли штандарты с орлами на них. [ а ] и ссылается на легенду из Хадамакерта (центра родного района Арцрунисов Агбака). [ 5 ] в котором птица защищает спящего мальчика от дождя и солнца; [ 3 ] Предполагается, что это легенда о предке Арцруниса (Санасаре, по Мануку Абегяну ) с участием орла. [ 6 ] [ 7 ] Джеймс Рассел отмечает, что орел был тотемическим животным для Арцруни, и связывает имя династии с урартским Аршибини , [ 7 ] которое засвидетельствовано как имя лошади урартского царя и может происходить от армянского artsui . [ 8 ] [ 9 ] [ б ] На этом основании Рассел предполагает, что у Арцрунисов могли быть урартские предки. [ 12 ]
Грач Мартиросян пишет, что эта связь Арцруни с артсуи « орел » «весьма привлекательна с точки зрения мифического контекста [окружающего Арцруни]», но вряд ли является истинной этимологией. Вместо этого он предполагает, что Арцруни - это отчество, происходящее от непроверенного имени * Arcr-ēš , что означает «имеющий быстрых лошадей». [ 13 ]
Происхождение
[ редактировать ]Арцрунисы заявляли о своем происхождении от ассирийского царя Сеннахирима ( годы правления 705–681 до н.э. ). [ 14 ] Оно отражает утверждение Багратуни о происхождении Давида и заявление Мамикониана о происхождении от королевской династии Хань и обычно интерпретируется как часть генеалогической мифологии. [ нужна ссылка ] Армянский историк Мовсес Хоренаци первым упомянул об этом утверждении. Эта традиция, вероятно, развилась среди этих домов после христианизации Армении в начале IV века, опираясь на библейский рассказ, согласно которому сыновья Сеннахирима Адрамелех и Шарезер бежали в Армению после убийства своего отца (Исаия 37:38). Хоренаци пишет, что армянский вождь Скайорди поселил одного из князей, Санасара (библейского Шарезера), на горе Сим (в районе Сасуна ) и от него произошли Арцрунисы и Гнунисы. [ 15 ]
На основании своей связи Арцруни с урартскими Аршибини (см. выше ) Рассел предполагает, что у Арцруни могли быть урартские предки. [ 12 ] Вреж Варданян пишет, что династия имела чисто местное, армянское происхождение и что в урартских надписях они упоминаются как Аршунини. [ с ] и жил в то время к юго-востоку от озера Ван. [ 17 ]
По мнению специалиста по генеалогии и историка Кирилла Туманова , а также историка М. Чахина, род Арцруни был ответвлением более ранних Оронтидов , [ 1 ] [ 18 ] Туманов, вслед за Николасом Адонцем и Йозефом Марквартом , [ 19 ] предполагает, что Митробарзан, наместник Тиграна Великого в Софене в 69 г. до н.э., возможно, был самым ранним засвидетельствованным членом семьи. [ 1 ] Митробарзан , или точнее Митробузанес , соответствует армянскому Ме(х)ружан , которое было распространенным именем среди членов династии Арцруни. Митробузаном также звали преемника Зариадреса во 2 веке до нашей эры , , царя Софены который, как полагают, был Оронтидом. Маркварт, Адонц и Туманов выдвинули гипотезу, что Митробузан, наместник Тиграна, был членом ветви Оронтидов, которая управляла Софеном как независимыми царями, пока Тигран не присоединил Софен к Великой Армении. Предполагается, что Арцруни правили и продолжали править Софеной, отказавшись от своего королевского титула, но получив титул бдеашх ( витакса , «наместник» или «маркграф»). [ 19 ] Затем, по мнению Туманова, после принятия христианства в Армении, Арцруни скрыли свое происхождение от Оронтидов генеалогическим мифом, взятым из Библии. [ 20 ]
История
[ редактировать ]Во время правления династии Аршакидов над Арменией Арцруни управляли княжескими поместьями Большого и Малого Агбака в Васпуракане (около современного Башкале , Турция), к юго-востоку от озера Ван , постепенно присоединяя прилегающую территорию. [ 1 ] В середине IV века род был низложен. Чаваш выжил и восстановил власть. В 369 году государство возглавил Меружан Арцруни , который повел персидские войска в Армению, сменил христианство на маздаизм , [ 1 ] и разгромил генерала ( спарапета ) Мамиконяна . Однако вскоре последний восстановил власть, а Меружан был убит.
Около 772 года Арцруни правил семьями Аматуни , Рштуни , Теруни из Даройнка (до владения Багратуни ) и управлял областями Маку, Артаз, долиной Великого Заба и рекой Ван. [ нужна ссылка ] В том же VIII веке династия Багратидов восстановила монархию Армении, и Арцруни были «в числе ее самых могущественных вассалов и соперников». [ 1 ] Когда примерно столетие спустя территорию исторической Армении сменили несколько подцарств (каждым из которых правили «меньшие князья»), территория Васпуракана перешла под власть Арцруни, которые в 908 г. инвеститура от своих сюзеренов Аббасидов . [ 1 ] Таким образом, Хачик-Гагик II Арцруни был первым из Арцруни, управлявшим Васпураканом под сюзеренитетом Аббасидов. [ 1 ]
Гагик I Васпураканский претендовал на титул « царя Армении » из династии Багратуни до своей смерти в 936 или 943 году.
В начале XI века арцруни поселились на западе, в Каппадокии, отступая от восточных захватчиков. В 1021 году Сенекерим-Ованес Васпураканский получил Себастию , Евдокию и, возможно, Амасию в вотчину от византийского императора Василия II в обмен на все свое царство. [ 22 ] Он и 14 000 его вассалов поселились в теме Себастии , а королевство Васпуракан стало византийской темой Васпракания, которая просуществовала пятьдесят лет до 1071 года. [ 23 ]
Культурное наследие
[ редактировать ]Арцрунисы были покровителями искусств, о чем, как утверждает Туманов, свидетельствуют «великолепные памятники архитектуры X века, фрески и миниатюрной живописи, особенно во дворце и церкви Ахтамар ». Эти два сооружения были построены по приказу Хачика Гагика II. [ 1 ] В девятом и десятом веках член дома Товма Арцруни написал «Историю дома Арцруни» . [ 1 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Умберто Эко представил образ Арцруни, дворянина и алхимика из Киликии, в своем фантастическом романе «Баудолино» .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Армен Петросян интерпретирует это как означающее, что Арцрунисы были знаменосцами армянского царя. [ 4 ]
- ^ Рассел рассматривает армянское слово как заимствование из урартского слова, хотя на урартском языке оно встречается только как имя лошади и интерпретируется как орел из-за его сходства с artsui . [ 10 ] Мартиросян [ 9 ] и Роберт Бикс [ 8 ] считают artsui исконно армянским словом, а Калверт Уоткинс, вслед за Шарлем де Ламбертери, считает его иранским заимствованием. [ 11 ]
- ↑ Георгий Меликишвили считает, что это какое-то нарицательное существительное. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Туманов 1986 , стр. 664–665.
- ^ Хоренаци 1978 , с. 138, нет. 10.
- ^ Jump up to: а б Хоренаци 1978 , с. п. 138 (книга II, глава 7).
- ^ Петросян 2002 , с. 66.
- ^ Martirosyan 2019 , p. 331.
- ^ Абегян 1966 , стр. 384–385, цитируется по Петросяну 2002 , стр. 384–385. 66.
- ^ Jump up to: а б Рассел 1997 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б Бикс 2003 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Martirosyan 2013 , p. 96.
- ^ Петросян 2000 , с. 242.
- ^ Watkins 1995 , стр. 170–171, цитируется по Петросяну 2000 , стр. 170–171. 242, н. 5.
- ^ Jump up to: а б Рассел 1997 , стр. 30–32.
- ^ Martirosyan 2019 , pp. 331–332.
- ^ Туманов 1986 .
- ^ Хоренаци 1978 , стр. 112 (книга 1, глава 23).
- ^ Дьяконов и Кашкай 1981 , с. 13.
- ^ Товма Арцруни 1978 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Туманов 1963 , с. 299.
- ^ Туманов 1963 , стр. 302–303.
- ^ Акопян 2021 , с. 265.
- ^ Албояджян 1952 , с. 187.
- ^ МакГир, Несбитт и Ойкономидес 2001 , стр. 170–171.
Источники
[ редактировать ]- Абегян, Манук (1966). Эркер Страны [ Сочинения ] (на армянском языке). Том. I. Ереван: ВСШ ГА хратаракчутьюн.
- Албояджян, Аршаг (1952). Бадмутюн Евтогио Айоц История евдоксийских армян [ История армян Евдокии ]. Каир: Ни Асдх.
- Бикс, RSP (2003). «Историческая фонология классического армянского языка» (PDF ) В Кортландте, Фредерик (ред.). Армения: Сравнительные заметки . Анн-Арбор, Мичиган: Caravan Books. стр. 100-1 133–211. ISBN 978-0882061061 .
- Чахин, М. (2001). Королевство Армения: История . Психология Пресс. ISBN 978-0700714520 .
- Дьяконов Игорь Михайлович ; Кашкай, С.М. (1981). Географические названия по урартским текстам Вайсбаден: Л. Райхерт. ISBN 978-3-88226-119-6 .
- Акопян, Заруи А. (2021). «Фрески монастыря Ахпат в историко-конфессиональном контексте XIII века» . Актуальные проблемы теории и истории искусства . 11 : 256–267. дои : 10.18688/aa2111-02-21 .
- Мартиросян, Грач (2019). «Армянское отчество Аркруни» . Аветисян Павел С.; Дэн, Роберто; Грекян, Ерванд Г. (ред.). За горами и далеко: Исследования по истории и археологии Ближнего Востока, представленные Мирьо Сальвини по случаю его 80-летия . Саммертаун, Оксфорд: Archaeopress. стр. 331–336. дои : 10.2307/j.ctvndv9f0.42 . ISBN 978-1-78491-943-6 .
- Мартиросян, Грач (2013). «Место армянского языка в индоевропейской языковой семье: связь с греческим и индоиранским» (PDF) . Журнал языковых отношений . 10 : 85–137.
- МакГир, Эрик; Несбитт, Джон; Ойкономидес, Николас , ред. (2001). Каталог византийских печатей в Думбартон-Оксе и Художественном музее Фогга, Том 4: Восток . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса. ISBN 0-88402-282-Х .
- Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2000). "Дж. Расели "hayagitakan" hnaranknerě" Дж. «Арменологические» фокусы Рассела [Дж. «Арменологические» измышления Рассела. Патма-Банасиракан Хандес (3): 241–257 - через Всеармянскую цифровую библиотеку.
- Рассел, Джеймс (1997). «Формирование армянской нации». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности: от древности до четырнадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 19–36 . ISBN 0-312-10168-6 .
- Туманов, К. (1986). «Арцруни» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/6: Искусство в Иране I – Аруз . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 664–665. ISBN 978-0-71009-106-2 .
- Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. OCLC 505712128 .
- Товма Арцруни ; Аноним (1978). Патмутъюн Арцруняц загар История дома Арцруняца [ История дома Арцруни ] (на армянском языке). Перевод, введение и комментарии Врежа Варданяна. Ереван: Советакан грог.
- Уоткинс, Калверт (1995). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198024712 .