Собор Святого Креста, Ахтамар
Собор Святого Креста | |
---|---|
![]() Кафедральный собор | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Церковный или организационный статус | музей |
Расположение | |
Расположение | Остров Акдамар , озеро Ван , Турция. |
Географические координаты | 38 ° 20'25 "с.ш. 43 ° 02'13" в.д. / 38,3403 ° с.ш. 43,0369 ° в.д. |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Мануэль |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 915 |
Завершенный | 921 |
Собор Святого Креста ( армянский : Սուրբ Խաչ եկեղեցի , латинизированный : Сурп Хачэгегецци , турецкий : Акдамар Килисеси или Сурп Хач Килисеси ) на острове Ахтамар , на озере Ван в восточной Турции , — средневековый армянский апостольский собор, построенный как небная церковь королей Васпуракана , позже служившая резиденцией католикосата Ахтамара .
История
[ редактировать ]

Во время своего правления царь царства Гагик I Арцруни армянского Васпураканского (годы правления 908–943/944) выбрал остров Ахтамар в качестве одной из своих резиденций, основав там поселение. [ 1 ] Единственным сооружением того периода является собор. Он построен из розового вулканического туфа (туфа). [ нужна ссылка ] построенный архитектором-монахом Мануилом в 915–921 годах, с внутренними размерами 14,80 м на 11,5 м и высотой купола 20,40 м над землей. В последующие столетия, вплоть до 1915 года, он входил в состав монастырского комплекса, руины которого до сих пор можно увидеть к югу от церкви.
Между 1116 и 1895 годами на острове Ахтамар находился армянский католикосат Ахтамар. Хачатур III, умерший в 1895 году, был последним католикосом Ахтамара. [ 2 ] В 1915 году во время геноцида армян церковь была разграблена, а монастырские постройки разрушены. [ 3 ] а в июле 1916 года католикосат был упразднен Османской империей . [ 4 ]
Церковь оставалась заброшенной на протяжении десятилетий после 1915 года. Когда писатель и журналист Яшар Кемаль посетил остров Ахтамар в 1951 году, он обнаружил, что ее собираются снести. Используя свои связи, он помог остановить запланированные разрушения. В ближайшие десятилетия церковь стала известной туристической достопримечательностью. В 2005 году сооружение было закрыто для посетителей, поскольку оно подверглось серьезной реставрации, а год спустя турецкое правительство открыло его как музей. [ 5 ]
Архитектура
[ редактировать ]Архитектура церкви основана на форме, разработанной в Армении несколькими столетиями ранее; Самым известным примером является церковь Святой Рипсиме седьмого века в Эчмиадзине . [ 1 ]
Уникальное значение Кафедрального собора Святого Креста обусловлено обширным массивом барельефов, изображающих в основном библейские сцены, которые украшают его внешние стены. Значение этих рельефов было предметом множества и разнообразных интерпретаций. Отчасти это предположения – например, некоторые источники интерпретируют исламские и тюркские влияния, лежащие в основе художественной обработки рельефов, синкретизированные с армянскими влияниями. Некоторые ученые [ 6 ] утверждают, что фризы параллельны современным мотивам, встречающимся в искусстве Омейядов , таким как принц в тюрбане, арабские стили одежды, образы вина; присутствуют также аллюзии на царские сасанидские образы (например, Грифоны). [ 6 ]
Вандализм и разложение
[ редактировать ]После геноцида армян и создания Турецкой республики церковь в значительной степени официально игнорировалась и, таким образом, подвергалась масштабному вандализму. В 1950-е годы остров использовался как военный полигон. [ 7 ] [ 8 ] Богато украшенная каменная балюстрада королевской галереи практически исчезла; Сравнение с фотографиями до 1914 года показывает признаки повреждения рельефной резьбы.
К 1956 году два хачкара — один работы Католикоса Стефана, датированный 1340 годом , а также второй, датированный 1444 годом , — были заметно повреждены, при этом большие участки их резьбы были сломаны или отрублены. От хачкара 1444 года осталась только нижняя треть, что заметно, поскольку на фотографии Бахмана в 1911 году он был явно неповрежденным . Надгробие Хачатура Мокаци XIX века, сохранившееся в 1956 году нетронутым, позже было разбито на фрагменты. [ 9 ]
Реставрация
[ редактировать ]С 20 мая 2005 г. по 21 июля 2006 г. [ 10 ] церковь подверглась спорной программе реставрации. [ 11 ] Реставрация имела заявленный бюджет в 2 миллиона турецких лир (приблизительно 1,4 миллиона долларов США ) и финансировалась Министерством культуры Турции . Он официально вновь открылся как музей 29 марта 2007 года на церемонии, на которой присутствовали министр культуры Турции, правительственные чиновники, послы нескольких стран, Патриарх Месроб II (духовный лидер армянской общины Турции), делегация из Армении во главе с заместителя министра культуры Армении и большой группы приглашенных журналистов из многих новостных организаций мира. [ 12 ]
Оздемир Чакаджак, губернатор Вана, назвал реставрацию «демонстрацией уважения Турции к истории и культуре». [ 13 ] Представитель музея государственного департамента Турции добавил: «Мы не могли игнорировать артефакты наших граждан Армении, и мы этого не сделали». [ 13 ] На табличках, возвещающих об открытии церкви, написано: «Tarihesaygı, kültüresaygı» («Уважение к истории, уважение к культуре»). [ 14 ]
По словам Максимилиана Хартмута, академика Университета Сабанчи, «церковь была превращена в музей, а не вновь открыта, поскольку после реставрации церковь была, например, признана клином, отделяющим памятник от армянской общины Турции». . Критики, пишущие для таких СМИ, как «Радикал», «Миллиет» или «Turkish Daily News» , также сетовали на то, что не было дано разрешение установить крест на вершине церкви. Более того, они аргументировали официальное название музея турецким Акдамаром (в переводе «белая жила»), а не оригинальным армянским Ахтамаром – названием острова на озере Ван, на котором стоит церковь, и Сурп Хач (Святой Крест). сама церковь предположила бы, что это турецкий памятник. В то же время в официальных заявлениях слово «армянский» использовалось лишь умеренно. Поскольку армянская община Турции не удовлетворила их просьбу о проведении служб в церкви, а на этом месте был установлен большой турецкий флаг, некоторые утверждали, что [ ВОЗ? ] что этот проект действительно объявил о «тюркификации» этого памятника, причем эта инициатива является не более чем медиа-ходом. [ 15 ]
Религиозная жизнь
[ редактировать ]Сейчас церковь считается светским музеем. Во время церемонии, посвященной реставрации, на видном месте были изображения Мустафы Кемаля Ататюрка . [ 16 ] Армянские религиозные лидеры, приглашенные на церемонию открытия, отказались присутствовать, поскольку церковь вновь открывалась как светский музей. [ нужна ссылка ] Он имеет разрешение на проведение одной религиозной службы в год от Министерства культуры и туризма. [ 17 ]
Правительство Турции заявило, что разрешит провести литургию 19 сентября 2010 года. [ 16 ] и служба состоялась, как и было запланировано. [ 18 ]
Некоторые разногласия вызвал вопрос о том, следует ли заменять крест на куполе до 1915 года. Некоторые армяне заявили, что ремонт не был завершен до тех пор, пока не заменили крест, и что молитву следует разрешать внутри хотя бы раз в год. Крест был изготовлен почти за год до открытия, и Месроб II обратился к премьер-министру и министру культуры с просьбой разместить крест на куполе собора. [ 19 ] Турецкие официальные лица заявили, что основание не подходит для креста, который привез Патриархат, поскольку оно было сделано для поддержки оригинального креста. [ 20 ] Позже вопрос был решен. Со 2 октября 2010 года крест находится на вершине церкви. [ 21 ]
8 сентября 2013 года в соборе был совершен обряд крещения группы армянских мальчиков. Впервые после геноцида армян в Ване было совершено крещение. [ 22 ]
Споры
[ редактировать ]Проблема с именованием
[ редактировать ]
Hürriyet Обозреватель Ченгиз Чандар охарактеризовал то, как турецкое правительство отреагировало на открытие, как продолжение продолжающегося « культурного геноцида » армян. [ 23 ] Он характеризует переименование церкви из армянской в турецкую как часть более широкой программы по переименованию армянских исторических мест в Турции и объясняет отказ поставить крест на церкви симптомом религиозной нетерпимости в турецком обществе.
Как вы думаете, что «наша группа» пытается сделать? Если вы спросите меня, они хотели бы «выглядеть праведными и получать политическую выгоду». И, естественно, они из этого делают беспорядок. Первоначально планировалось, что открытие Ахтамара состоится 24 апреля. Действительно хитрая идея... Поскольку это, как известно, « День памяти Геноцида армян в мире», то для пропаганды был бы использован козырь в тот день. Тогда датой стало 11 апреля. По древнеармянскому календарю 11 апреля совпадает с 24 апреля. Вероятно, они это тоже знали. Они все еще преследовали еще одну хитрую идею. В итоге было решено, что открытие Ахтамара, ныне «Акдамара», состоится 29 марта как реставрационное открытие музея-церкови, без креста и колокола. [ 24 ]
Чандар отмечает, что в номере «Агос» , опубликованном в день убийства Гранта Динка, был опубликован комментарий Динка о подходе турецкого правительства к проблеме Акдамара, который покойный журналист охарактеризовал как «Настоящая комедия… Настоящая трагедия…». . По словам Динка,
Правительство до сих пор не смогло сформулировать правильный подход к « армянскому вопросу ». Его настоящая цель – не решить проблему, а заработать очки, как борец на состязании. Как и когда он сделает правильный ход и победит своего противника. Это единственное беспокойство. Это не серьёзность. Государство призывает армянских историков обсуждать историю, но не боится подвергнуть суду собственных интеллектуалов, придерживающихся неортодоксальной риторики по поводу геноцида армян . Оно восстанавливает армянскую церковь на Юго-Востоке, но думает только: «Как я могу использовать это для политических выгод в мире, как я могу продать это?» [ 23 ] [ 24 ]
Националистические протесты
[ редактировать ]Открытие вызвало споры среди некоторых турецких националистических групп, которые протестовали на острове и провели отдельную демонстрацию в Анкаре. Полиция задержала пятерых турецких националистов, протестовавших против восстановления церкви на озере Ван, которые несли плакат с надписью: «Турецкий народ благороден. Он никогда не совершит геноцид». [ 12 ] Демонстранты возле Министерства внутренних дел в Анкаре скандировали лозунги против возможности установки креста на церкви, заявляя: «Вы все армяне, мы все турки и мусульмане». [ 13 ]
Отвечая на критику
[ редактировать ]Историк Ара Сарафян ответил на критику проекта реставрации, заявив, что проект представляет собой ответ на обвинения в культурном геноциде. Он заявил, что возрождение этого объекта было «важным мирным предложением» со стороны турецкого правительства. [ 25 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ахтамар в 1865 году.
-
Ахтамар в 1881 году.
-
Ахтамар в 1895 году.
-
Ахтамар в 1923 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б (на армянском языке) Арутюнян В.М. , «Чартарапетутюн», [Архитектура], в «Ай жогховрди патмутюн» [История армянского народа], т. 1, с. 3 (Ереван: Армянская Академия Наук, 1976), с. 381–384.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета . п. 208. ИСБН 0-226-33228-4 .
- ^ Хьюсен. Армения , с. 232.
- ^ Кизер, Ханс-Лукас. Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида (Принстон: Princeton University Press, 2018), стр. 262.
- ^ «Асбарез, 1 октября 2010 г.: Месса в Ахтамаре и что дальше» . Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 г. Проверено 8 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б См. дополнительно: Бивар, АДХ « Обзор Ахтамара: Церковь Святого Креста ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 30 (1967): стр. 409–410.
- ^ (на английском языке) « Совместный процесс восстановления: Церковь Святого Креста Ахтамара ». Архитектура . 26 февраля 2008 г.
- ^ «Процесс восстановления» . Бианет.орг.
- ^ Сирарпи Дер Нерсесян Ахтамар: Церковь Святого Креста (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1965), стр. 7, 49–52.
- ^ «Ван получает вознаграждение от своих инвестиций» (на английском языке). Агентство Анадолу . 25 апреля 2014 г.
Церковь Акмадар, построенная на острове Акдамар королем Васпуракана Гагиком I в 915–921 гг., была открыта на международном уровне 29 марта 2007 г. после реставрации, начатой Министерством культуры и туризма 20 мая 2005 г. и завершенной 21 июля 2006 г. . Его превратили в музей.
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (30 марта 2007 г.). «Коч: Турция взяла на себя свою культурную, историческую ответственность» . Турецкие ежедневные новости . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б « Анкара восстанавливает армянскую церковь ». Новости Би-би-си . 29 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Доган, Ибрагим. " Отреставрированная армянская церковь вновь открылась молитвами как музей [ постоянная мертвая ссылка ] . Сегодняшний Заман 30 марта 2007 года.
- ^ Герберт, Ян. « Реставрация Армянской церкви в Турции не оставляет места для извинений ». Независимый . 30 марта 2007 г.
- ^ «Мультикультурное прошлое как проблема в создании национальных программ культурного наследия в современной Юго-Восточной Европе. Доклад, прочитанный на 10-м ежегодном семинаре программы Коккалис в Гарвардском университете, 7–8 февраля 2007 г.» (PDF) . п. 2. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Магистр, Сандро . «Успение в Турции. Литургия на Черной горе» .
- ^ «Агентство Анадолу» . Агентство Анадолу . Проверено 21 апреля 2020 г.
- ^ Штраус, Дельфина (19 сентября 2010 г.). «Армянская месса – признак растущей толерантности» . Файнэншл Таймс . Проверено 20 сентября 2010 г.
- ^ (на английском языке) « Вот крест Акдамар. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine ». Хабертюрк . 10 апреля 2007 г.
- ^ (на турецком языке) « Первая церемония в Сурп Хаче спустя 95 лет ». Хюрриет Дейли Ньюс . 19 сентября 2010 г.
- ^ (на английском языке) « В церкви Акдамар теперь есть крест ». Радикальный . 2 октября 2010 г.
- ^ Первая церемония крещения прошла в отреставрированной церкви Сурб Хач в Турции.
- ^ Jump up to: а б (на английском языке) Чандар, Ченгиз. « Церковь Ахтамар или так называемый музей Акдамар ». Хюрриет . 29 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Чандар, Ченгиз. « Так называемый «Музей Акдамар». [ постоянная мертвая ссылка ] .» Turkish Daily News . 30 марта 2007 года.
- ^ « Армянский историк: Церковь Акдамар вновь открывает «мирное предложение» из Турции ». Хюрриет .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дер Нерсесян, Сирарпи . Ахтамар: Церковь Святого Креста . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1965.
- Джонс, Линн. Между исламом и Византией: Ахтамар и визуальное построение средневекового армянского правления . Берлингтон, Вермонт: Эшгейт, 2007.
- Маранчи, Кристина. Искусство Армении: Введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2018.
- Погосян, Заруи; Варданян, Эдда, ред. (2019). Церковь Святого Креста Алтамара: политика, искусство, духовность в Васпураканском королевстве . Брилл. ISBN 978-90-04-40038-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с церковью Акдамар , на Викискладе?
- Информация об острове Акдамар из священных мест, мест мира и силы
- Церковь Сурп Хач (Святого Креста) на острове Ахтамар.
- Детальное изучение рельефов восточного фасада церкви Святого Креста на острове Ахтамар.
- Предреставрационная фотосъемка собора Святого Креста в Ахтамаре 1973 года.
- Наблюдения и комментарии по поводу реставрации церкви 2005–2006 гг.
- Ахтамар: Интерактивная презентация церкви Святого Креста
- О церкви Святого Креста в Ахтамаре. Архивировано 3 декабря 2020 г. в Wayback Machine.
- Озеро Ван
- Армянские апостольские церкви в Турции
- Армянские апостольские соборы в Турции
- Археологические памятники Восточной Анатолии
- Бывшие соборы Турции
- Бывшие религиозные здания и сооружения в Турции
- Ван, Турция
- Королевство Васпуракан
- Восточные православные общины, основанные в X веке.
- Здания и сооружения в провинции Ван
- Туристические достопримечательности провинции Ван
- Армянские постройки в Турции
- Предварительный список всемирного наследия для Турции