Монастырь Санаин
Монастырь Санаин | |
---|---|
Монастырь Санаин | |
![]() Общий вид | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Санаин , Лорийская область , ![]() |
Географические координаты | 41 ° 05'14 "N 44 ° 39'58" E / 41,087222 ° N 44,666111 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 10 век |
Официальное название: Монастыри Ахпат и Санаин. | |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iv |
Назначен | 1996 г. (20-я сессия ) |
Справочный номер. | 777-002 |
Область | Западная Азия |
Монастырь Санаин ( арм .: Санаин ванк , латинизированное : Санаин ванк ) — армянский монастырь, основанный в 10 веке в в Лорийской области Армении Санаине .
Название Санаин буквально переводится с армянского как «этот старше того», предположительно, претендуя на звание более древнего монастыря, чем соседний монастырь Ахпат , расположенный примерно в 3 километрах к востоку, вместе с которым он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. . Две деревни и их монастыри во многом похожи и расположены на виду друг от друга на расчлененном плато , разделенном глубокой трещиной, образованной небольшой рекой, впадающей в реку Дебед .
Как и Ахпат, Санаин посещает все большее число туристов благодаря его недавнему включению в маршруты большого количества армянских туристических агентств, а красота его монастырского комплекса соответствует красоте Ахпата. Комплекс принадлежит Армянской Апостольской церкви, по всему комплексу разбросаны многочисленные хачкары (камни со сложной гравировкой, изображающей крест) и могилы епископов .
История
[ редактировать ]

Первая церковь монастыря, Сурб Аствацацин (« Святая Богородица »), была построена в 30-40-х годах X века при царе Абасе I Багратуни . В 966 году царь Ашот III Милостивый и царица Хосровануйш построили Сурб Аменапркич (« Святой Спаситель »). Их сыновья Кюрике (Гурген) и Смбат основали общину, среднюю школу, пригласили священнослужителей, учёных, писателей. Настоятелем-основателем был Поликарп, которого сменил ученый Ованес.
В 979 году по указу царя Армении Смбата II монастырский комплекс Санаин стал резиденцией новообразованного епископа Кюрикийского царства (до середины XI века), Исайя был рукоположен в Таширскую епархию. Диоскор Санахнеци (1039-1063), провозглашенный «великим оратором», был одним из патриархов. При нем были построены библиотека и часовня святого Григория, заботливая школа стала крупным просветительским центром, библиотека обогатилась, было написано и процветало множество рукописей. Его изучали, преподавали и создавали ученые монахи Анания Санахнеци и Акопос Карапнеци. Помимо богословия, в школе преподавали философию, риторику, музыку, медицину, календари и другие науки. семинария, построенная в коридоре между церквями Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич По традиции в школе преподавал Григор Магистрос Пахлавуни, его именем была названа .

Во время нашествий сельджуков и их правления, начавшегося во второй половине XI века, а также после падения Кюрикского царства (1113 г.), монастырь Санаин пережил тяжелые времена. В конце XII века, войдя в состав князей Закаридов (Закарянов) в составе Таширкской губернии, монастырь восстановил свою роль в заботливой и научной и культурной жизни страны. В этот период проводились масштабные строительные работы. С 80-х годов 12 века по 30-е годы 13 века были построены притворы церквей Спаса и Сурб Аствацацин, колокольня, книжный магазин, гостевой дом (не сохранился), родовая усыпальница Закаридов , высокое искусство. Григора Тутеорда и Саргиса были возведены хачкары, отремонтирована церковь Святого Спаса. В конце 12 века на реке Дебед был построен знаменитый Санаинский мост, через который проходит дорога, ведущая к монастырю, и родник в селе.
В XII–XIII веках в монастыре Санаин прославились отцы Григор Тутеорд (что означает «сын Туте»), Ованнес Хаченц (учитель князей Закаре и Иване Закарянов) и Вардан. Большой репутацией пользовался аббат Григор Рабунапет (Григор сын Аббаса, который был настоятелем монастыря Санаин с 1214 года), книга которого « Из-за широких и тонких сочинений по вопросу о святых» служила также учебником. Раввин Григор подарил монастырю 13 рукописей и написал другие произведения. Нормальная деятельность монастыря была вновь прервана во время монгольских нашествий, начиная с 1230-х годов, и во время их правления. В конце 14 века правящий дом Закарянов был разграблен, а село Санаин с окрестностями и монастырем перешло в собственность Аргутян-Еркайнабазука (Аргутян «Длинные руки»; до начала 20 века ).
В XIV и XV веках искусство письма пережило новый подъем в монастыре Санаин (35 написанных там рукописей хранятся в Матенадаране ). Наиболее памятен «Котук» Санаина (рукопись № 3032), содержащий хронологию монастыря, ценные сведения об истории общины.
В середине 17 века под руководством архиепископа Саргиса Аргутяна основные постройки монастыря, пострадавшие от землетрясений, были значительно отремонтированы. В 1831 году племенной вождь монастыря архиепископ Арутюн Тер-Барсегянц построил у северной стены единственный источник (на фасаде сохранилась его стихотворная надпись), расшифровал надписи и отремонтировал сооружения. В начале 20 века деятельность монастыря прекратилась.
Во времена советской власти монастырь Санаин, как памятник истории и культуры, находился под охраной государства, его сооружения укреплялись и реставрировались. В 1998 году решением правительства Армении он был передан в управление Первопрестольному Святому Эчмиадзину .
Архитектура
[ редактировать ]Архитектурный комплекс монастыря Санаин формировался около трёх столетий. Каждое новое здание строилось с учетом эксплуатационной роли предыдущих, пространственных и стилистических особенностей. В комплекс входят церкви Св. Аствацацин и Сурб Аменапркич. [ нужна проверка ] церкви с притворами, семинария, часовня Св. Григора , книжный магазин, колокольня, церковь Св. Акопа, часовня Св. Арутюна, семейные усыпальницы Кюрикянов, Закарянов ( Закаридов ), Аргутян-Еркайнабазук.
Основным строительным материалом сооружений является местный светло-серый полированный базальт, который использовался для кровли. Архитектурные формы и отделка в целом просты, монументальны, со сдержанным акцентом на карнизах, дверях и оконных рамах на ровных поверхностях стен. Художественное выражение внутренних пространств создавалось сочетанием крыш, сводов, сводчатых арок, куполов с простой, логичной и симметричной структурой несущих их колонн.
Св. Аствацацин (Церковь Святой Богородицы)
[ редактировать ]Самым старым из сохранившихся зданий является церковь Святой Богородицы , построенная во времена правления царя Аббаса I Багратуни примерно в 930-950 годах. Церковь, вокруг которой сформирован комплекс, представляет собой один из самых ранних образцов крестообразно-купольного подтипа, типичного для армянской средневековой классической архитектуры. Первоначально многогранным был барабан купола, который при ремонте церкви в 1652 году был преобразован в цилиндр и увенчан простой конической аркой. Внутри него сохранились следы прежних фресок. Внутри церкви по четырем углам четыре притвора, а с восточной стороны высокая скиния.
Вестибюль церкви Св. Аствацацин
[ редактировать ]Притвор ( гавит ) церкви Св. Аствацацин был построен в 1211 году по приказу князя Ваче Вачутяна , о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на южной стене внутри притвора. [ 1 ] Здание расположено рядом с западными стенами притвора церкви и святого Аменапркича, занимающего образовавшуюся между ними угловую площадку. Сохраняется симметрия относительно осей соседних структур и размеров в направлении восток-запад, благодаря чему данное сочетание воспринимается как целостная конструкция.
В плане вестибюль представляет собой слегка вытянутый в направлении север-юг прямоугольник, разделенный на три равных сосуда двумя арочными колоннами в поперечном направлении. Каждый из них покрыт цилиндрической кровлей с двускатной крышей, образующей на западном фасаде ряд высоких гребней с острыми вершинами. Единственный полностью видимый фасад вестибюля образован тремя парами широких арочных проемов, служивших входом во внутренние помещения. В вестибюле был коридор для церквей, в другом - семинария. Архитектурный интерьер прост, сдержан. Невысокие и массивные колонны, будучи однообразными, различаются декором анкеров. Типологически этот вестибюль представляет собой уникальный образец армянской архитектуры.
Церковь Св. Аменапркича («Спасителя всех»)
[ редактировать ]
Церковь Св. Аменапркича (Святого Спасителя, также называемая Катогике ) - главное и самое большое здание комплекса, построенное с южной стороны церкви Св. Аствацацин, в 4 м от нее. Его построила царица Хосровануш, жена царя Ашота III в 966 году, положив начало монастырю Санаин. Церковь своим мощным объемом занимает доминирующее положение, она стала центром тяжести общей композиции комплекса. Тип сооружения снова крестово-купольный, но в отличие от предыдущего имеет двухэтажные апсиды. Церковь имела два входа с северо-западной стороны, первый из которых впоследствии был закрыт в связи со строительством межцерковного зала. Восточный фасад здания, примыкающие к нему части южного и северного фасадов образованы декоративной аркой, опирающейся на изящные колонны. Есть основания полагать, что так и продолжалось, так был украшен барабан первоначального купола церкви и Высокая скиния, разрушенные землетрясением и восстановленные более простыми инструментами.
В верхней части восточного фасада церкви, чуть ниже карниза, венчающего жакон, установлена скульптура в прямоугольной рамке с изображениями Кюрике и Смбата (имена выгравированы вверху рамы). Спустя годы после создания скульптуры первый из них основал и возглавил Кюрикское царство, а второй воцарился в Ани и был провозглашен «Космическим». Скульптура изображает их стоящими лицом друг к другу, держа в руках модель церкви. По своему содержанию, изобретательской идее и стилю это произведение стало выдающимся явлением в армянском средневековом монументальном искусстве, явилось прецедентом для дальнейших подобных скульптур ( Ахпат , Ани и др.).
Стены Спасо-Спасской церкви также были покрыты фресками (сохранились незначительные следы). Согласно литографическим данным, впервые церковь была полностью отремонтирована в 1181 году стараниями настоятеля монастыря Ованнеса Вардапета и при поддержке Григора Тутеорда, курдского амира. Поврежденная землетрясением южная стена была полностью перестроена, полностью перестроен купол, в результате чего он стал более низким, укрепленным, а остальные полуразрушенные или полуразрушенные части сооружения были заполнены. Вторая крупная реконструкция была произведена в 1652 году, во время генерального ремонта монастыря, под руководством архиепископа Саргиса Аргутяна под руководством Юсты Саргиса. Мелкий ремонт был произведен позже, в 1815 году на средства капитана Соломона Аргутяна и князя Закаре, а в 1881 году под руководством и усилиями Аргутяна Овсепа Парсаданяна.
Церкви Сурб Аствацацин и Сурб Аменапркич ( Катохике ) имели в 80-х годах X века общий притвор, о чем упоминается в воззвании царя Кюрике I в «Котуке» Санаина, которым он подарил монастырю две великолепные паникадила. Вероятно, это сооружение было снесено во время масштабного строительства в 1181 году, при возведении нового притвора церкви Святого Спаса. Последний представляет собой центральный четырехколонный просторный зал квадратного плана, построенный у западной стены церкви, такой же оси и ширины. Наружная дверь установлена в центре северной стены. Толстые колонны вестибюля соединены арками с соответствующими колоннами противоположных стен, разделяя внутреннее пространство на большие центральные и краевые восемь малых квадратных секций. Центральную площадь увенчивает невысокий купол, по углам — плоский потолок, а центральные средние части покрыты цилиндрическими кварталами. Особую художественную выразительность этой пространственной сложной пластической конструкции придают тканые орнаменты колонн, капителей, символические скульптуры голов животных. В надписи, выгравированной на одной из фресок, упоминается имя архитектора Жамхайра.
Притвор или притвор церкви Св. Аменапркича был построен в 1181 году семьей Кюрикян . [ 1 ] Аббат Йованес построил сооружение и оставил дарственную надпись: [ 2 ]
В 630 году (то есть 1181 году н. э.), во времена победоносного короля Георга, амирспасалара Саргиса , его сыновей Закаре и Иване и Амира Курда , я, Йованнес, настоятель святого монастыря (восстановил) эту некогда существовавшую церковь и гавит от ее основания, с помощью эмира Курда и великого вардапета Григора и Христа Бога, с великой надеждой... [ 2 ]
Академия
[ редактировать ]
Коридор между церквями Аствацацин и Аменапркич образует академию или семинарию. Точное время его постройки неизвестно, но согласно строительно-стратиграфическому анализу оно датируется первой половиной XI века. По традиции, именно здесь Григор Магистрос читал лекции студентам, сидя на каменных скамьях, выстроенных в ряд с обеих сторон.
Книжный магазин
[ редактировать ]
Книжный магазин и часовня Святого Григория были построены в 1063 году по инициативе отца Диоскора Санахнеци под руководством дочери Давида Анхогина, царицы Грануш. Здания расположены в северо-восточной части комплекса, на расстоянии около 3 м друг от друга. В промежуточном помещении, перед входом в книжный магазин, в первой четверти VIII века был построен вестибюль.

Книжный магазин является старейшим книжным магазином Армении, самым большим по своей планировке. Это зал квадратного плана, колонны которого размещены в центрах четырех стен, одна за другой, соединенных друг с другом арками, согнутыми под углом 45° к стенам. Они образуют новый, меньший по размеру квадрат, встроенный в периметр зала, на который в основании опирается круглый купол с помощью парусов, а вверху — восьмиугольный сводчатый купол. Угловые части зала перекрыты в одном случае трубой, в другом - пересекающимися полуцилиндрическими участками. Небольшие массивные колонны имеют богатое и разнообразное орнаментальное оформление. Плоскость стен утончена глубокими нишами, увенчанными полукруглыми или стреловидными арками, служившими хранилищами для книг или реликвий. В книжном магазине объявлено богатое собрание рукописей ․ Здесь, наряду с рукописями, хранились драгоценные предметы храма. Именно поэтому здание библиотеки назвали Ншхаратун.
Часовня Святого Григория
[ редактировать ]
Часовня Святого Григория расположена на западной границе комплекса, в 12 метрах к востоку от церкви Св. Аствацацин. Его построила в 1061 году царица Грануш, дочь Давида Анхогина. Часовня Св. Григория представляет собой небольшое сооружение с трехъярусным якорем, круглым снаружи, крестообразным внутри и четырехпрестольным центральным куполом. Цилиндрическая плоскость фасада и обрамление входа выполнены из изящных декоративных каменных колонн, а более тяжелые участки стены между дарками обрамлены вертикальными треугольными в плане нишами. В 1652 году разрушенный землетрясением купол был полностью перестроен, при этом верхние части стен исказили первоначальный вид часовни и ее симметричность.
Колокольня
[ редактировать ]
Колокольня монастыря (1-я четверть 13 века) – один из самых ранних образцов такого типа. Это трехэтажное здание квадратной формы, которое увенчано опирающейся на шесть колонн колокольней. Первый этаж представляет собой простой сводчатый зал с отдельным входом с севера. Асимметрично расположенный вход на западный фасад ведет на второй или третий этажи с каменными ступенями. Второй этаж состоит из трех небольших, примыкающих друг к другу апсид, на входном фасаде одной из которых сохранился незначительный строительный протокол, согласно которому колокольню построил Ваг, сын Абаса. Третий этаж представляет собой целый зал, перекрытый конструкцией из пересекающихся арок, поддерживаемых четырьмя парами колонн, несущих колокольню. По оси западного фасада в широкой раме заключен большой скульптурный крест из красного гранита.
Церковь Св. Акопа и часовня Св. Арутюна
[ редактировать ]
К юго-востоку от главного памятника, на расстоянии примерно 70 – 100 м, [9] находятся два небольших полуразрушенных сооружения: церковь Св. Акопа и часовня Св. Арутюна. Церковь представляет собой купольный зал, построенный во второй половине X века, с прямоугольным фасадом и крестообразным интерьером. Разрушенный в 1753 году, часть камней была использована в 1815 году для ремонта церкви Святого Спаса. Часовня (вторая половина XIII в.) представляет собой простой прямоугольный сводчатый зал с двумя равными восточными дарохранителями и богато оформленным западным входом.
Могила Закарьянов (Закарид)
[ редактировать ]

Усыпальница Закарянов более уникальна и интересна с точки зрения архитектурной композиции. Он состоит из смежных восточной и западной частей. Первый (построенный в конце X — начале XI века) представляет собой полуарочный сводчатый зал с тремя поднятыми на крыше небольшими часовнями, центральная из которых имеет прямоугольную форму, а крайняя — круговой план. Западная часть представляет собой сводчатый зал со скульптурным входом и двойной крышей. Они были построены в 1189 году братьями Иване и Закаре на могилах Ваграма (деда) и Саргиса (отца). В его память воздвигнута надпись-хачкар. [ 3 ] [ 4 ]
Хачкары
[ редактировать ]
В окрестностях монастыря сохранилось около 50 хачкаров. Наиболее известен своей исторической ценностью и художественной проработкой хачкар Григора Тутеорди (работа Мхитара Казмича), возведенный в 1184 году под северной стеной церкви Св. Арутюна, хачкар, возведенный в 1215 году на могиле Саргиса, одного из жертвы войны против Эмиратов рядом со стеной.
Сохранилось около 190 литографий X-XIX веков (на сооружениях, хачкарах и надгробиях). 19 из них имеют строительный характер (до 1225 г.), остальные содержат царские, правительственные прокламации, молитвы, воспоминания, сведения о пожертвованиях монастырю.
Легенда
[ редактировать ]Строителями монастыря были отец и сын. Отец клал стены, а сын резал камни. Не успел отец окончить монастырь, как умер его сын. Не спускаясь по лестнице, отец ушел. Через некоторое время он встретил человека из Шноха и рассказал ему тайну сноса лестницы монастыря. Шногеци приехал в Санаин, снес на лошади лестницу монастыря, как говорит мастер, и получил за это много денег.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кислинг, Джон Брэди (2001). Открытие Армении заново: археологический/туристический справочник и набор карт исторических памятников Армении . Тигран Мец. п. 48. ИСБН 978-99930-52-28-9 .
Гавит С. Аствацацина был построен князем Ваче Вачутяном (более южная династия) в 1211 году, а Аменапркич - в 1181 году на средства рода Кюрикян.
- ^ Jump up to: а б Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 216–217.
- ^ Тропы на Восток: Очерки памяти Паоло Кунео . Экологический дизайн. 2000. с. 72.
Мавзолей князей Ваграма и Саркиса, деда и отца эмирспасаларов Закаре и Иване Закарян соответственно; это сооружение было построено в 1189 году к северо-западу от монастырской площади Санаин.
- ^ Аллен, Том; Холдинг, Дейдра (8 сентября 2023 г.). Армения: и Нагорный Карабах . 289: Путеводители Брэдта. ISBN 978-1-78477-943-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Монастырский комплекс Санаин - Лори
- Монастыри Ахпат и Санаин, коллекция ЮНЕСКО в Google Arts and Culture
- Арменияпедия.орг: Санаин
- Armenica.org: Санаин
- «Монастырь Санаин» . ОСТ Армения (на армянском языке). 31 декабря 2010 г. Проверено 19 мая 2021 г.
- Варданян, Арам (9 декабря 2020 г.). «Что нужно знать перед посещением + полезные советы» . Абсолютная Армения .