Jump to content

Ованаванк

Координаты : 40 ° 20'22 "N 44 ° 23'19" E  /  40,339428 ° N 44,388653 ° E  / 40,339428; 44,388653
Ованаванк
Собор Св. Ованеса Карапета (Иоанна Крестителя), монастырь Ованаванк (1216 и 1221 гг.)
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Расположение
Расположение Оганаван , Арагацотн ,
Армения Армения
Ованаванк находится в Армении.
Ованаванк
Показано в Армении
Географические координаты 40 ° 20'22 "N 44 ° 23'19" E  /  40,339428 ° N 44,388653 ° E  / 40,339428; 44,388653
Архитектура
Тип Монастырь , Церковь
Стиль Армянский
Завершенный 1216

Ованаванк , также Йованаванк ( армянский : Հָվհաննավանք расположенный в селе Оганаван в Арагацотнской области Армении ) — средневековый монастырь , . Монастырь стоит на краю каньона реки Касах , а его территория примыкает к селу Оганаван. Глубокое ущелье прорезано рекой Касах.

История и архитектура

[ редактировать ]

Самая старая часть монастыря – это однонефная базилика Св. Карапета (т.е. Святого Предтечи Иоанна Крестителя), основанная в начале четвертого века Св. Григорием Просветителем , который крестил Армению в первую в мире христианскую нацию. . Деревянная крыша ранней церкви была заменена в 554 году нашей эры на соломенную, а сама базилика подверглась глубокой реконструкции между 1652 и 1734 годами.

Центральным элементом монастыря является кафедральный собор, построенный между 1216 и 1221 годами на пожертвования князя Ваче I Вачутяна Амбердци (Վաչե Ա). [ 1 ] [ 2 ] Собор имеет крестообразную планировку с двумя ярусными ризницами в каждой из четырех пристроек церкви. Купол имеет крышу в форме зонтика, что является уникальной особенностью армянских церквей. Важным украшением собора являются резные сцены из притчи о мудрых и неразумных девах (Матфея 25:1-13).

В 1250 году сын Ваче I, Курт I Вачутян , построил притвор ( жаматун , или гавит) рядом с западной стеной собора. [ 3 ] Нартекс поддерживается четырьмя базовыми колоннами и имеет центральную ротонду (добавленную в 1274 году), опирающуюся на двенадцать колонн. Между XII и XVII веками Ованаванк был известен как важный образовательный и богословский центр Восточной Армении, имевший скрипторий , где писались и иллюстрировались рукописи. Подробно монастырь описал в 1686 году историк Закария Канакерци, который всю свою жизнь провел в Ованаванке. Его вклад зафиксирован надписью: [ 4 ]

В 699 году (т.е. 1250 г. н. э.)… я, Курд, сын Ваче, и моя супруга Хориша… предоставили свое сокровище в распоряжение армянских церквей и ради любви к Богу еще раз подтвердили нашу принадлежность в (монастырь) Святого Предтечи и основал этот великий дом славы, доведя его до завершения могучими усилиями. И установили рабы святых, что в году за 20 дней будет 10 мессы (празднуются) для меня, Курда, и 10 для Хориша, пока мы живы, 10 для Ваче и 10 для Мамкана. Если мы умрем, они будут служить за нас, начиная с Нового воскресенья, без перерыва. Тот, кто откажется подчиниться, унаследует наши грехи. Те, кто поступит так, как здесь написано, будут благословлены Богом. Аминь.

Фундаментальная надпись принца Курда. [ 4 ]

Стены монастыря покрыты богатыми лапидарными надписями. Один большой выгравированный текст высоко на северной стене одного из вспомогательных построек монастыря был добавлен Ваче Вачутяном, но написан словами его сюзеренов Закаридов . [ 5 ] Там написано:

«...Милостью милосердного Бога, во время правления царицы Тамар, дочери великого Геворга, в 642 году (1200 году н. э.) рода Торгома, мы — братья Закария и Иване — сыновья Саргиса Великого , сын Авага Закаряна, когда свет благодати Божией поднялся и вошел в Армению и воскресил нас от немощи в борьбе с врагами Христовыми и уничтожил их силу и угасил их насилие, с страна Араратская избавилась от тяжкого ига их рабства, пожелала принести подношение и отдала дань благодати Святому Предтече Ованаванку... [ 5 ]

Еще одну ключевую надпись оставил Константин I, католикос Армении.

Собор Ованнаванка относится к категории церковных сооружений « гандзасарского типа», построенных примерно в одно и то же время в разных частях Армении и наделенных схожими композиционными и декоративными характеристиками (другой пример — собор монастыря Аритчаванк ). [ 6 ] К ним относятся зонтичный купол, крестообразный план этажа, притвор (часто со сталактитовым потолком) и горельеф большого креста на одной из стен церкви. В 1918 году купол и южная стена были разрушены мощным землетрясением; оба были реконструированы в 1990-х годах.

Археологические данные

[ редактировать ]

История исследований

План монастыря Ованаванк

Закария Канакерци (историк 17 века), Г. Шаххатунянц (топограф, середина 19 века), К. Г. Гафадарян (археолог-историк, первая половина 20 века), Г. Халпакхян (архитектор, последняя четверть 20 века) , А. Жамкочян, Н. Акопян (археологи, 2015)

Археологическое описание

Стратиграфия . Монастырь – один из известных духовных центров средневековой Армении, который был центром епархии Арагацотнской области. Основные здания монастыря построены на месте монастыря, основанного здесь Григорием Просветителем в 13 веке; полуразрушенными остались только раннесредневековая церковь-базилика и памятник VII века. По преданию, здесь собраны мощи Ованеса Крестителя.

Период расцвета Ованаванка связан с княжеским домом Вачутян; во время их правления были построены церковь Св. Гарабеда Катогике, двор, другие постройки монастыря, он был огорожен, расширена община, созданы школа и библиотека.

Следующий период расцвета монастыря приходится на 17 век, связанный с именем Закария Вагаршапаци, назначенного настоятелем в 1637 году. Благодаря его усилиям ремонтируются церкви, строятся монастыри, пристроенные к ограде, и другие хозяйственные постройки. Он упорядочивает библиотеку монастыря, расширяет доставшуюся Эчмиадзину школу – самую высокую в Араратской губернии.

В результате землетрясения 1679 года конструкции монастыря рухнули, в результате чего монастырь постепенно пришел в упадок и в конце концов пришел в запустение в начале 19 века.

Притвор был отреставрирован комиссией по охране памятников в 1938 году, а церковь Св. Гарабеда Катогике - в 1990-х годах (архитектор Г. Гаспарян).

Старая однонефная церковь

Архитектура. Комплекс состоит из раннесредневековой однонефной базилики, примыкающей к ней с юга главной церкви Св. Гараведа, большого притвора и пристройки (гробницы) с неправильным планом между притвором и базиликой. Комплекс огороженный. В монастыре действовали гостевой дом, приходской дом и высшая школа.

Однонефная церковь-базилика, основанная Григорием Просветителем в IV веке, изначально была покрыта деревом. Неоднократно реконструировавшееся, сохранившееся до наших дней сооружение датируется половиной V – началом VI века. В 1652 и 1734 годах производились ремонтные работы, в результате которых первоначальный вход сохранился в южной двойной стене, а новый юго-западный вход был открыт из притвора после постройки собора. На южной стороне церкви-базилики находился облицованный деревом притвор, который был снесен в начале 13 века во время строительства Катогике. Скульптура, представляющая герб рода Вачутян, была установлена ​​на восточном фасаде церкви-базилики в 13 веке.

Церковь Катогике, построенная в 1216-1221 годах Ваче Вачутяном . [ 4 ]

Св. Церковь Гарабед Катогике была построена в 1216-1221 годах Ваче Вачутяном . [ 4 ] Он примыкает к церкви-базилике с юга. Снаружи он прямоугольный, а внутри крестообразный с двухэтажными сводами по четырем углам и каменными консольными ступенями, ведущими на второй этаж западных сводов. Переход от квадратного купола к многоугольному барабану был осуществлен с помощью парусов (купол разрушен в 1918 году). Восточная и южная стены внешне выделены между парой треугольных ниш. Вход в церковь Катогике, выходящий в притвор, отличается роскошным убранством. Парапет украшен рядом восьмиугольных медальонов с вязанным крючком растительным орнаментом, поля между ними заполнены небольшими скульптурами. На тыльной стороне полностью украшенного растениями фасада, где вместо девушек изображены новобрачные молодые прихожане, высечена уникальная иконография евангельской притчи «Мудрые и неразумные девы».

Гавит Ованаванка, построенный в 1250 году курдом Вачутяном. [ 4 ]

Гавит (вестибюль) примыкает к церквям Катогике и Базилика с западной стороны. Строительство завершил в 1250 году курд Вачутян . [ 4 ] Это большой четырехколонный центральный зал, центральный проем которого венчает ротонда с колоннами. Вестибюль отличается богатым внутренним убранством. На одной из потолочных плиток изображен бюст Христа. Ряды трех и пяти арок, соединяющих колонны, внешне оживляют западный фасад вестибюля. Входная рама украшена скульптурами диагональных крестов. Над входом расположено широкое многопрофильное окно с рамой, украшенной декоративными камнями.

Монастырь с трех сторон окружен полукруглыми и прямоугольными башнями. Арочный вход находится с западной стороны. В результате раскопок 2015 года были обнаружены прилегающие к ограде монастыри, колодцы и винные чаны на северной стороне церкви-базилики. Ограждение было построено Наной (Ванени), женой Кюрикийского царя Аббаса, в конце XII века. и был капитально отремонтирован в 17 веке усилиями Закария Вагаршапатци.

Выводы

Фрагменты хачкаров и архитектурных деталей, керамика

Значение

Это был центр епископской епархии провинции Амберд в эпоху высокого и позднего средневековья.

Традиционные легенды

По преданию, монастырь был основан Григорием Просветителем, когда благочестивый царь Тиридат похоронил здесь мощи святого Иоанна Предтечи. Выслушав З. Канакерци, А. Даврижеци сообщает: «Когда святой Просветитель строил это, он назначил надзирателя по имени Сюгос, и монастырь был назван в его честь, а во времена переводчиков Г. Парпеци был руководителем и писал свою собственную историю. Инспектором он назначил некоего по имени Хован, поэтому он и назывался Ованнаванк. Во дни Нерсеса Великого собирались прокаженные и чесоточные, изнуренные голодом. там, поэтому он и назывался Монастырь Голода».

Источники

- Аракел Даврижеци 1988, История (перевод и аннотации В. Аракеляна), Ереван, «Советский писатель», 592 страницы.

- Закария Канакерци 2013, Историография (перевод и аннотации В. Аракеляна), Ереван, «Айастан», 272 страницы.

- Жамкочян А., Акопян Н. 2016, Результаты раскопок западной стены Ованаванка, Эчмиадзин, Б, 110-126.

- Гафадарян К. 1948, Ованаванк и его надписи, Ереван, изд. АН СССР, 123 стр.

  1. ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 34, примечание 19. ISBN  978-1-107-16756-8 . Монастырь Ованаванк, построенный Ваче Вачутяном, вассалом Мкаргрдзели, в 1215 году.
  2. ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 316. ИСБН  978-1-107-16756-8 .
  3. ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 316. ИСБН  978-1-107-16756-8 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 212.
  5. ^ Jump up to: а б Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 317. ИСБН  978-1-107-16756-8 .
  6. ^ Тьерри, Жан. Церкви и монастыри Карабаха. Антелаис, Ливан, 1991 г., стр. 161–165.

Библиография

[ редактировать ]
  • Закария Канакерци (1627-1699). Хроника. Москва, 1969 г.
  • Мурат Асратян и Завен Саргсян. Армения: 1700 лет христианской архитектуры . Издательство Мугни, Ереван, 2001 г.
  • Том Мастерс и Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан , Lonely Planet Publications; 2-е издание (июль 2004 г.)
  • Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом , Путеводители Брэдт; Второе издание (октябрь 2006 г.)

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4b8dbb4c4f48632538c4867696abc56__1720479180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/56/c4b8dbb4c4f48632538c4867696abc56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hovhannavank - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)