Ованаванк
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2024 г. ) |
Ованаванк | |
---|---|
Собор Св. Ованеса Карапета (Иоанна Крестителя), монастырь Ованаванк (1216 и 1221 гг.) | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Оганаван , Арагацотн , ![]() |
Географические координаты | 40 ° 20'22 "N 44 ° 23'19" E / 40,339428 ° N 44,388653 ° E |
Архитектура | |
Тип | Монастырь , Церковь |
Стиль | Армянский |
Завершенный | 1216 |
Ованаванк , также Йованаванк ( армянский : Հָվհաննավանք расположенный в селе Оганаван в Арагацотнской области Армении ) — средневековый монастырь , . Монастырь стоит на краю каньона реки Касах , а его территория примыкает к селу Оганаван. Глубокое ущелье прорезано рекой Касах.
История и архитектура
[ редактировать ]Самая старая часть монастыря – это однонефная базилика Св. Карапета (т.е. Святого Предтечи Иоанна Крестителя), основанная в начале четвертого века Св. Григорием Просветителем , который крестил Армению в первую в мире христианскую нацию. . Деревянная крыша ранней церкви была заменена в 554 году нашей эры на соломенную, а сама базилика подверглась глубокой реконструкции между 1652 и 1734 годами.
Центральным элементом монастыря является кафедральный собор, построенный между 1216 и 1221 годами на пожертвования князя Ваче I Вачутяна Амбердци (Վաչե Ա). [ 1 ] [ 2 ] Собор имеет крестообразную планировку с двумя ярусными ризницами в каждой из четырех пристроек церкви. Купол имеет крышу в форме зонтика, что является уникальной особенностью армянских церквей. Важным украшением собора являются резные сцены из притчи о мудрых и неразумных девах (Матфея 25:1-13).
В 1250 году сын Ваче I, Курт I Вачутян , построил притвор ( жаматун , или гавит) рядом с западной стеной собора. [ 3 ] Нартекс поддерживается четырьмя базовыми колоннами и имеет центральную ротонду (добавленную в 1274 году), опирающуюся на двенадцать колонн. Между XII и XVII веками Ованаванк был известен как важный образовательный и богословский центр Восточной Армении, имевший скрипторий , где писались и иллюстрировались рукописи. Подробно монастырь описал в 1686 году историк Закария Канакерци, который всю свою жизнь провел в Ованаванке. Его вклад зафиксирован надписью: [ 4 ]
В 699 году (т.е. 1250 г. н. э.)… я, Курд, сын Ваче, и моя супруга Хориша… предоставили свое сокровище в распоряжение армянских церквей и ради любви к Богу еще раз подтвердили нашу принадлежность в (монастырь) Святого Предтечи и основал этот великий дом славы, доведя его до завершения могучими усилиями. И установили рабы святых, что в году за 20 дней будет 10 мессы (празднуются) для меня, Курда, и 10 для Хориша, пока мы живы, 10 для Ваче и 10 для Мамкана. Если мы умрем, они будут служить за нас, начиная с Нового воскресенья, без перерыва. Тот, кто откажется подчиниться, унаследует наши грехи. Те, кто поступит так, как здесь написано, будут благословлены Богом. Аминь.
— Фундаментальная надпись принца Курда. [ 4 ]
Стены монастыря покрыты богатыми лапидарными надписями. Один большой выгравированный текст высоко на северной стене одного из вспомогательных построек монастыря был добавлен Ваче Вачутяном, но написан словами его сюзеренов Закаридов . [ 5 ] Там написано:
«...Милостью милосердного Бога, во время правления царицы Тамар, дочери великого Геворга, в 642 году (1200 году н. э.) рода Торгома, мы — братья Закария и Иване — сыновья Саргиса Великого , сын Авага Закаряна, когда свет благодати Божией поднялся и вошел в Армению и воскресил нас от немощи в борьбе с врагами Христовыми и уничтожил их силу и угасил их насилие, с страна Араратская избавилась от тяжкого ига их рабства, пожелала принести подношение и отдала дань благодати Святому Предтече Ованаванку... [ 5 ]
Еще одну ключевую надпись оставил Константин I, католикос Армении.
Собор Ованнаванка относится к категории церковных сооружений « гандзасарского типа», построенных примерно в одно и то же время в разных частях Армении и наделенных схожими композиционными и декоративными характеристиками (другой пример — собор монастыря Аритчаванк ). [ 6 ] К ним относятся зонтичный купол, крестообразный план этажа, притвор (часто со сталактитовым потолком) и горельеф большого креста на одной из стен церкви. В 1918 году купол и южная стена были разрушены мощным землетрясением; оба были реконструированы в 1990-х годах.
Археологические данные
[ редактировать ]История исследований

Закария Канакерци (историк 17 века), Г. Шаххатунянц (топограф, середина 19 века), К. Г. Гафадарян (археолог-историк, первая половина 20 века), Г. Халпакхян (архитектор, последняя четверть 20 века) , А. Жамкочян, Н. Акопян (археологи, 2015)
Археологическое описание
Стратиграфия . Монастырь – один из известных духовных центров средневековой Армении, который был центром епархии Арагацотнской области. Основные здания монастыря построены на месте монастыря, основанного здесь Григорием Просветителем в 13 веке; полуразрушенными остались только раннесредневековая церковь-базилика и памятник VII века. По преданию, здесь собраны мощи Ованеса Крестителя.
Период расцвета Ованаванка связан с княжеским домом Вачутян; во время их правления были построены церковь Св. Гарабеда Катогике, двор, другие постройки монастыря, он был огорожен, расширена община, созданы школа и библиотека.
Следующий период расцвета монастыря приходится на 17 век, связанный с именем Закария Вагаршапаци, назначенного настоятелем в 1637 году. Благодаря его усилиям ремонтируются церкви, строятся монастыри, пристроенные к ограде, и другие хозяйственные постройки. Он упорядочивает библиотеку монастыря, расширяет доставшуюся Эчмиадзину школу – самую высокую в Араратской губернии.
В результате землетрясения 1679 года конструкции монастыря рухнули, в результате чего монастырь постепенно пришел в упадок и в конце концов пришел в запустение в начале 19 века.
Притвор был отреставрирован комиссией по охране памятников в 1938 году, а церковь Св. Гарабеда Катогике - в 1990-х годах (архитектор Г. Гаспарян).

Архитектура. Комплекс состоит из раннесредневековой однонефной базилики, примыкающей к ней с юга главной церкви Св. Гараведа, большого притвора и пристройки (гробницы) с неправильным планом между притвором и базиликой. Комплекс огороженный. В монастыре действовали гостевой дом, приходской дом и высшая школа.
Однонефная церковь-базилика, основанная Григорием Просветителем в IV веке, изначально была покрыта деревом. Неоднократно реконструировавшееся, сохранившееся до наших дней сооружение датируется половиной V – началом VI века. В 1652 и 1734 годах производились ремонтные работы, в результате которых первоначальный вход сохранился в южной двойной стене, а новый юго-западный вход был открыт из притвора после постройки собора. На южной стороне церкви-базилики находился облицованный деревом притвор, который был снесен в начале 13 века во время строительства Катогике. Скульптура, представляющая герб рода Вачутян, была установлена на восточном фасаде церкви-базилики в 13 веке.

Св. Церковь Гарабед Катогике была построена в 1216-1221 годах Ваче Вачутяном . [ 4 ] Он примыкает к церкви-базилике с юга. Снаружи он прямоугольный, а внутри крестообразный с двухэтажными сводами по четырем углам и каменными консольными ступенями, ведущими на второй этаж западных сводов. Переход от квадратного купола к многоугольному барабану был осуществлен с помощью парусов (купол разрушен в 1918 году). Восточная и южная стены внешне выделены между парой треугольных ниш. Вход в церковь Катогике, выходящий в притвор, отличается роскошным убранством. Парапет украшен рядом восьмиугольных медальонов с вязанным крючком растительным орнаментом, поля между ними заполнены небольшими скульптурами. На тыльной стороне полностью украшенного растениями фасада, где вместо девушек изображены новобрачные молодые прихожане, высечена уникальная иконография евангельской притчи «Мудрые и неразумные девы».

Гавит (вестибюль) примыкает к церквям Катогике и Базилика с западной стороны. Строительство завершил в 1250 году курд Вачутян . [ 4 ] Это большой четырехколонный центральный зал, центральный проем которого венчает ротонда с колоннами. Вестибюль отличается богатым внутренним убранством. На одной из потолочных плиток изображен бюст Христа. Ряды трех и пяти арок, соединяющих колонны, внешне оживляют западный фасад вестибюля. Входная рама украшена скульптурами диагональных крестов. Над входом расположено широкое многопрофильное окно с рамой, украшенной декоративными камнями.
Монастырь с трех сторон окружен полукруглыми и прямоугольными башнями. Арочный вход находится с западной стороны. В результате раскопок 2015 года были обнаружены прилегающие к ограде монастыри, колодцы и винные чаны на северной стороне церкви-базилики. Ограждение было построено Наной (Ванени), женой Кюрикийского царя Аббаса, в конце XII века. и был капитально отремонтирован в 17 веке усилиями Закария Вагаршапатци.
Выводы
Фрагменты хачкаров и архитектурных деталей, керамика
Значение
Это был центр епископской епархии провинции Амберд в эпоху высокого и позднего средневековья.
Традиционные легенды
По преданию, монастырь был основан Григорием Просветителем, когда благочестивый царь Тиридат похоронил здесь мощи святого Иоанна Предтечи. Выслушав З. Канакерци, А. Даврижеци сообщает: «Когда святой Просветитель строил это, он назначил надзирателя по имени Сюгос, и монастырь был назван в его честь, а во времена переводчиков Г. Парпеци был руководителем и писал свою собственную историю. Инспектором он назначил некоего по имени Хован, поэтому он и назывался Ованнаванк. Во дни Нерсеса Великого собирались прокаженные и чесоточные, изнуренные голодом. там, поэтому он и назывался Монастырь Голода».
Источники
- Аракел Даврижеци 1988, История (перевод и аннотации В. Аракеляна), Ереван, «Советский писатель», 592 страницы.
- Закария Канакерци 2013, Историография (перевод и аннотации В. Аракеляна), Ереван, «Айастан», 272 страницы.
- Жамкочян А., Акопян Н. 2016, Результаты раскопок западной стены Ованаванка, Эчмиадзин, Б, 110-126.
- Гафадарян К. 1948, Ованаванк и его надписи, Ереван, изд. АН СССР, 123 стр.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 34, примечание 19. ISBN 978-1-107-16756-8 .
Монастырь Ованаванк, построенный Ваче Вачутяном, вассалом Мкаргрдзели, в 1215 году.
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 316. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 316. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Варданян, Эдда (1 января 2015 г.). «Жаматун Хоромоса и структуры Жаматуна/Гавита в армянской архитектуре» . Монастырь Хоромос: Искусство и история, под редакцией Эдды Варданян, Париж: ACHCByz : 212.
- ^ Jump up to: а б Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 317. ИСБН 978-1-107-16756-8 .
- ^ Тьерри, Жан. Церкви и монастыри Карабаха. Антелаис, Ливан, 1991 г., стр. 161–165.
Библиография
[ редактировать ]- Закария Канакерци (1627-1699). Хроника. Москва, 1969 г.
- Мурат Асратян и Завен Саргсян. Армения: 1700 лет христианской архитектуры . Издательство Мугни, Ереван, 2001 г.
- Том Мастерс и Ричард Планкетт. Грузия, Армения и Азербайджан , Lonely Planet Publications; 2-е издание (июль 2004 г.)
- Николас Холдинг. Армения с Нагорным Карабахом , Путеводители Брэдт; Второе издание (октябрь 2006 г.)
См. также
[ редактировать ]
- Гандзасар , архитектурно похожий монастырь в Арцахе.
- Сагмосаванк , близлежащий монастырь.