Ишхани
Ишхани | |
---|---|
Расположение | |
Расположение | Ишан , Юсуфелийский район , Артвинская область , Турция |
Географические координаты | 40 ° 47'08 "N 41 ° 44'49" E / 40,78565 ° N 41,74698 ° E |
Ишкани или Ишхан , ( арм . Իշխան, князь , грузин . იშხანი , турецкий : Ишан ) — разрушенный христианский монастырь на территории Турции в селе Ишан , провинция Артвин . Имя Ишхани происходит от слова «Իշխան» (Ишхан), что на армянском языке означает «князь». Это был один из важных духовных центров средневековья Тайк / Тао-Кларджети . Сохранились только великолепная церковь и прилегающая к ней часовня. Самое раннее упоминание о монастыре встречается в «Житии Григола Хандзтели» , грузинской рукописи 951 года, которая сейчас хранится в Иерусалиме.
В этой рукописи сообщается, что Саба, племянник и последователь священника Григория Хандзты , [1] основал монастырь на месте более ранней церкви. Первая церковь построена католикосом Нерсесом III (641-661), уроженцем села Ишхан, также известным как Нерсес III Ишханеци. [2] [3] [4] имел план тетраконха (центральный купол с четырьмя апсидами, расходящимися по сторонам света) и предположительно был поврежден во время арабских вторжений в VII веке. Пять георгианских надписей внутри церкви и на южном фасаде указывают на разные периоды реставрации: с 917 по 1032 год. С 12 по конец 14 века к южному, западному и северному фасадам были пристроены большие вестибюли. Раньше монастырь был одним из пяти патриархатов Тао-Кларджети , а его церковь функционировала как собор до 17 века. Он использовался как штаб-квартира османских офицеров во время русско-турецкой войны в 19 веке, а его западный рукав был преобразован в мечеть и оставался таковым до 1983 года. В 1987 году Министерство культуры и туризма (Турция) зарегистрировало Ишххан. как национальный памятник культуры, и сейчас это место находится под охраной. В 2013 году монастырь реставрировался. [5]
Архитектура
[ редактировать ]Церковь (внешние размеры 35,00 х 20,70 метров) представляет собой куполообразное крестообразное сооружение. Купол над центральной квадратной бухтой опирается на четыре отдельно стоящих опоры, каждый диаметром около двух метров. Восточная траверса дополнена апсидой уникального устройства. В прямоугольный амбулаторий выходит аркада в форме подковы, аркады которой опираются на восемь монолитных колонн с декорированными кубическими капителями. Помещения, примыкающие к апсиде, имеют верхние этажи. Имеются двухэтажные пастофоры , в которых хранились священнические облачения и алтарная утварь.
Удлиненная западная перекладина примерно в три раза глубже южной и северной перекладин. При преобразовании церкви в мечеть между западным рукавом и центральным пролетом была построена стена, южный и западный входы были закрыты, внутри закрытого южного входа была построена ниша михраба, обращенная в сторону Мекки, и северная пристройка была преобразована в молитвенный зал.
В 966 году внутренние стены церкви были покрыты фресками. До нас дошли только росписи купола и барабана. В куполе изображено «Крестовознесение», где четыре летящих ангела несут украшенный драгоценными камнями крест. Ниже этой сцены, повторяющейся четыре раза на каждой оси, изображена двухколесная колесница, запряженная четырьмя крылатыми лошадьми и управляемая стоящей фигурой. Над каждой колесницей имеется грузинская надпись с указанием цвета лошадей. Эта повторяющаяся сцена обычно считается изображением «видения Захарии» (6:1-6) из Ветхого Завета.
Внутри слепой аркады барабана восемь стоящих фигур чередуются с восемью окнами. Во время реставрационных работ в 1032 году головы этих фигур, которые некоторые ученые считали пророками, были заменены круглыми отверстиями. Над каждым пророком в круглой нише изображен ангел, держащий скипетр. На арках окон – бюсты других святых.Остальные фрески, найденные на северной, южной и западной стенах, сильно повреждены и нуждаются в реставрации. Однако на интрадо северо-западного окна все еще можно увидеть женскую фигуру, одетую в синее, с диадемой и моделью церкви в руке. Эту фигуру ученые интерпретировали либо как каппадокийскую святую Нину , обратившую грузин в христианство , либо как первую христианскую [6] царица Грузии , или символ самой церкви.
Фасады церкви, сложенные из хорошо ограненных разноцветных камней, оживляются углубленными глухими аркадами и глубокими треугольными нишами. То же расположение повторяется и на куполе барабана, где глухие аркады окружают прямоугольные и круглые окна. Коническая крыша купола покрыта чередующимися рядами глазурованной черепицы темно-красного и серого цвета.
В скульптурном декоре церкви использовано 22 различных геометрических и растительных мотива. Узоры капителей и оснований колонн, арок и оконных рам, барабанов и карнизов не следуют строгой декоративной программе. Единственное фигуративное украшение - битва льва с драконом или змеей - можно увидеть на подоконнике окна южного фасада западной перекладины.
Согласно грузинской надписи, помещенной на входе в часовню, расположенную к юго-западу от собора, царь Гурген I (умер в 1008 г.) посвятил часовню Пресвятой Богородице. Построенная в 1006 году часовня (внешние размеры 10,30х5,70 метров) представляет собой однонефное сводчатое сооружение с апсидой и двумя окнами, одно на восток, другое на запад.
Арки входа и окна украшены геометрическими, растительными и фигурными мотивами. животные и легендарные существа В геометрических узорах изображены . Кажется, будто внутренние стены часовни когда-то были покрыты фресками. Однако до сих пор можно идентифицировать только фигуры в апсиде, в том числе изображение восседающего на троне Христа.
Крепость
[ редактировать ]Руины одноименной средневековой крепости были найдены на скалистой горе к северо-западу от церкви. [7] Крепость была, вероятно, одним из самых важных укреплений в Тао-Кларджети и когда-то служила убежищем тогдашнему князю Георгию, будущему Георгию V Грузии . [8] Сообщается, что Ибрагим Печеви предполагает, что крепость, вероятно, была снесена во время османской кампании в 1549 году.
Галерея
[ редактировать ]- За пределами церкви
- Ишханский монастырь
- Купол церкви
- Орнамент
- Орнамент и надпись
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Григорий Хандзта
- ^ «Армянская история, приписываемая Себеосу», переведенная с примечаниями Р.В. Томсоном, исторический комментарий Дж. Ховарда-Джонстона, Помощь Т. Гринвуда (Переведенные тексты для историков), Том 2, Ливерпуль, 1999, стр. 140
- ^ Католик онлайн. «Нерсес I-IV — Католическая энциклопедия — Католик онлайн» . католик.орг . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Адалян, Р.П. (2010). Исторический словарь Армении . Пугало Пресс. ISBN 9780810874503 . Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ «Турция реставрирует грузинскую церковь» . Хюрриет Дейли Ньюс . 12 апреля 2013 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Путешествие в Тао-Кларджети – Ишхани» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2013 г. Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Буба Кудава. Крепость Ишхани (Новый материал для исторической географии Тао-Кларджети). Семинар Корнели Кекелидзе. Национальный центр рукописей. Тбилиси. 13 февраля 2013 г.
- ^ Картлис Цховреба. «Столетняя хроника», Стивен Джонс (редактор), Тбилиси, издательство «Артануджи», 2014. с. 378.