Jump to content

Бана собор

Координаты : 40 ° 40'05 "N 42 ° 16'12" E  /  40,668061 ° N 42,269961 ° E  / 40,668061; 42,269961
Мне
Руины собора в 2007 году
Статус Заброшенный
Расположение
Расположение Шенкая , провинция Эрзурум , Турция
Собор Бана расположен в Турции.
Бана собор
Показано в Турции
Географические координаты 40 ° 40'05 "N 42 ° 16'12" E  /  40,668061 ° N 42,269961 ° E  / 40,668061; 42,269961
Архитектура
Архитектор(ы) Квирик из Баны (во времена правления Адарнасе II Тао-Кларджети )
Тип Монастырь , церковь
Стиль Армянский , Грузинский
Завершенный в. 653–658, перестроен ок. 881–923
Высота (макс.) 37,45 м

Бана ( грузинский : ბანა ; армянский : Բանակ , латинизированный : Банак ; турецкий : Пенек Килисеси ) — разрушенный собор раннего средневековья в современной провинции Эрзурум , восточная Турция , на месте, которое раньше было историческим маршем, известным армянам как Тайк и Грузины как Дао .

Это большой тетраконх , окруженный почти ротонды многоугольным амбулаторием и отмеченный цилиндрическим барабаном. Обычно считается, что он был построен в 7 веке, на основе хроник 11 века, он был реконструирован Адарнасе IV Иберийским где-то между 881 и 923 годами. С тех пор он использовался в качестве королевского собора династией Багратиони до Османской империи. завоевание этой территории в 16 веке. Бывший собор был превращен в крепость османской армией во время Крымской войны . Монастырь был почти полностью разрушен во время русско-турецкой войны 1877–78.

Местоположение и этимология

[ редактировать ]

Собор Бана расположен на северном берегу реки Пенек (Ирлагач) недалеко от деревни Пенек, в районе Шенкая провинции Эрзурум . «Пенек» — тюркский типоним, происходящий от первоначального названия местности: «Банак». Банак по-армянски означает «армия», а по-грузински банаки означает «лагерь». Возможно, он берет свое начало от места в районе Бердац Пор в Тайке - тогда наследственном вотчине Мамикони располагалась штаб-квартира королевской армии (Արքունի բանակ, Арк'уни Банак ). - где во время правления Аршакуни в I веке [ 1 ]

Старая фотография церкви Бана, опубликованная в 1919 году.

Датировка собора Баны является предметом научных дискуссий. Собор Бана упоминается в летописи Сумбата XI века , которая сообщает, что грузинский князь Адарнасе IV (годы правления 881–923) приказал построить церковь Бана «рукой» Квирике, ставшего впоследствии первым епископ Баны. [ 2 ] В то время как такие ученые, как Эквтиме Такаишвили , Шалва Амиранашвили и Степан Мнацаканян, склонны интерпретировать этот отрывок буквально, Чубинашвили , Вахтанг Беридзе и Тиран Марутян называют Адарнасе реставратором, а не строителем церкви. Эта точка зрения, которую сейчас разделяют некоторые искусствоведы, [ 3 ] датирует церковь Бана, явно построенную по образцу современного собора Звартноц недалеко от Еревана , серединой VII века. Это было, когда халкидонско -армянский католикос Нерсес III, руководивший несколькими важными религиозными проектами, включая Звартноц, жил в изгнании в Тайке ок. 653–58. [ 4 ] [ 5 ]

Гипотетическая реконструкция Баны русского архитектора Анатолия Калгина, 1907 год.

Опустошенный в VIII веке византийско-арабской войной , регион Тао постепенно был заселен своими новыми хозяевами, грузинскими Багратидами, и под их покровительством произошло монашеское возрождение. По мере постепенного расширения поселений с преимущественно грузинонаселенного севера на преимущественно армянонаселенный юг и юго-запад, грузинские князья реконструировали ряд заброшенных армянами монастырей и построили новые фундаменты. [ 6 ]

Арочная внешняя стена амбулатории
Единственная сохранившаяся колонна нефа с резной капителью.

Со времени реконструкции Адарнасе IV собор Баны был одной из главных королевских церквей династии Багратиони . [ 7 ] Он использовался для коронации Баграта IV в 1027 году и его бракосочетания с Еленой , племянницей византийского императора Романа III Аргира в 1032 году. В 15 веке грузинский царь Вахтанг IV (годы правления 1442–1446) и его супруга хатун были похоронены в Бане. Это также была резиденция грузинского православного епископа Бана, в епархию которого также входили соседние области Таос-Кари, Панаскерти и Олтиси . [ 4 ] После османского завоевания этой территории в 16 веке Бана была оставлена ​​христианами. Во время Крымской войны (1853–1865 гг.) Османские военные превратили церковь в крепость, добавив грубый бастион, все еще видимый на южной стороне. Во время русско-турецкой войны 1877–78 годов он подвергся обстрелу русской артиллерии, оторвав купол и нанеся зданию серьезные повреждения. Позже русские вывезли большую часть каменной кладки, чтобы построить церковь конца XIX века в Олту. [ нужна ссылка ]

Впервые церковь описал и зарисовал немецкий ботаник Карл Кох в 1843 году. Он объявил ее самой замечательной церковью Востока после собора Святой Софии . [ 8 ] За Кохом последовали российский этнограф Евгений Вейденбаум в 1879 году и грузинский историк Дмитрий Бакрадзе в 1881 году. Последние двое нашли церковь уже без купола, но сообщили о еще сохранившихся фресках и грузинской надписи письмом Асомтаврули . С 1902 по 1907 год руины Баны скрупулезно изучала экспедиция под руководством грузинского археолога Эквтиме Такаишвили. Недоступный для советских граждан памятник был предметом изучения некоторых западных ученых в эпоху холодной войны . [ 4 ] В 1983 году американский археолог и историк искусства доктор Роберт Эдвардс завершил научную оценку комплекса, а также составил точный план в масштабе. [ 9 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Бана представляет собой интерпретацию дизайна тетраконха в амбулаторном пространстве ( тетраконх с проходами ), на который, вероятно, повлиял «Золотой восьмиугольник» в Антиохии . Бана представляла собой большой тетраконх с трехъярусными хорами и аркадами в нижних частях каждой апсиды . Тетраконх представлял собой сплошную многоугольную амбулаторию, почти ротонду, диаметром 37,45 м с фасадами, украшенными колоннадами. Внутренняя часть представляла собой большую пирамиду, образованную внешним многоугольником, тетраконхом и куполом, опирающимся на цилиндрический барабан. Пилоны, расположенные между рукавами тетраконха, вмещали галереи на трех уровнях.

Нижние части каждой из четырех апсид не имели сплошной стены, а открывались арками в окружающий проход. Здание было высотой более 30 метров. Архитектурные детали отличаются высоким мастерством и артистизмом. Круглые колонны, расположенные в пролетах апсид и галерей, были снабжены капителями, украшенными волютами. Фасад имел по периметру глухую аркаду, арки украшены растительным орнаментом. То, что осталось от церкви, представляет собой часть нижнего этажа, полузатопленную собственными руинами, включая восточную апсиду с одной колонной колоннады с резной капителью. [ 3 ] [ 4 ] [ 10 ]

Экспедиция 1983 года сделала несколько замечательных открытий. [ 9 ] Теперь точно известно, что церковь пережила два основных периода строительства. Первый, который создал базовый план, сохранившийся до наших дней, состоял из трех этапов (или ремоделирования), которые, несомненно, длились многие десятилетия. Кладка представляла собой однородный, хорошо вырезанный тесаный камень, служивший внутренней и внешней облицовкой бетонного ядра. В какой-то период до 19 века в церкви произошел серьезный структурный сбой (возможно, землетрясение), что потребовало восстановления и стабилизации стен с помощью грубой кладки и большого количества раствора. Наружные окна амбулатории, а также пространства между арками и колоннами были грубо заполнены. На востоке был добавлен массивный квадратный контрфорс с такой же грубой кладкой, поддерживающий апсиду и стены. Нет никаких структурных свидетельств того, что османы превратили церковь в крепость во время Крымской войны (например, добавив открытые порталы для орудий и пушек или окружив окружную стену). В 1870-х годах здесь размещались турецкие войска и стрелковое оружие, когда российское нападение нанесло значительный ущерб. Только официальные раскопки могут определить точные периоды строительства и происхождение строителя (строителей).

Реконструкция в Грузии

[ редактировать ]

9 декабря 2016 года в Патриархии Грузинской Православной Церкви состоялась презентация проекта реконструкции Банаского собора с уже существующим макетом собора. Как планируется, собор будет построен в восточно-грузинском городе Сурами . [ 11 ]

  1. ^ Марутян, Тиран (2003). Из источников классической армянской архитектуры (на армянском языке). Ереван: Издательство Мугни. п. 185. ISBN:  99941-33-03-9 .
  2. ^ Рапп, Стивен Х. (2003), Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты , стр. 390. Питерс Паблишерс, ISBN   90-429-1318-5
  3. ^ Перейти обратно: а б (на грузинском языке) Абрамишвили Г., Закарая П. и Цицишвили И (2000), История грузинской архитектуры , стр. 89-90. Тбилисского государственного университета , Издательство ISBN   99928-56-52-1
  4. ^ Перейти обратно: а б с д (in Russian) Бана ( Bana ), in: «Православная энциклопедия», Т. 4, С. 298 ( Orthodox Encyclopedia , Vol. 4, p. 298) [Online version]
  5. ^ (на армянском языке) Марутян, Тиран. «Что это такое» (Дети). Советская Армянская энциклопедия . том. ii. Ереван, Армянская ССР: Армянская академия наук , 1976, с. 269.
  6. ^ Дорфманн-Лазарев, Игорь, «Апостольский краеугольный камень: концепция православия в споре между Фотием Константинопольским и Исааком по прозвищу Мсут», с. 180; в: Лаут, Эндрю и Кэсидей, Августин (ред., 2006 г.), Византийское православие: материалы тридцать шестого весеннего симпозиума по византийским исследованиям, Даремский университет, 23–25 марта 2002 г. Ашгейт Паблишинг, ООО, ISBN   0-7546-5496-6
  7. ^ Энтони Истмонд (1998), Королевские образы в средневековой Джорджии . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Penn State Press , с. 233. ISBN   0-271-01628-0
  8. ^ Гринфилд, Дуглас М. (2000), Изображения: славянские исследования в повествовании и изобразительном искусстве в честь Уильяма Э. Харкинса , с. 126, н. 3. Ардис, ISBN   0-87501-126-8
  9. ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Роберт В., «Средневековая архитектура в долине Олту-Пенек: предварительный отчет о маршах северо-восточной Турции» (1985). Документы Думбартон-Оукса XXXIX . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета. стр. 27–32, табл. 1, 38–56. ISBN  0-88402-143-2 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Николь Тьерри, «Исторические картины Ошки (Тао)», Обзор грузинских и кавказских исследований 2, 1986, стр. 135-71.
  11. ^ «В Патриархии Грузии под руководством епископа Сураминского и Хашурского Свимеона (Цакашвили) прошла презентация модели и проекта Банского собора» . Патриархат Грузинской Православной Церкви. 9 декабря 2016 года . Проверено 17 декабря 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • (на грузинском языке) Абашидзе, Ираклий. Эд. Грузинская энциклопедия. Том. IX. Тбилиси, Грузинская ССР, 1985 г.
  • (на грузинском языке) Амиранашвили, Шалва. История грузинского искусства. Тбилиси, Грузинская ССР: Хеловнеба, 1961.
  • (на армянском языке) Марутян, Тиран (2003). Из истоков классической армянской архитектуры . Ереван: Издательство Мугни. ISBN   99941-33-03-9 .
  • (на армянском языке) Мнацаканян, Степан . Звартноц и подобные памятники [Звартноц и подобные памятники] . Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук, 1971.
  • Сокровища Тбилиси, New York Times . 30 сентября 1990 года.
  • Розен, Роджер. Грузия: суверенная страна Кавказа. Публикации Одиссеи: Гонконг, 1999. ISBN   962-217-748-4
  • (на армянском) Тораманян, Торос . истории армянской архитектуры Материалы по . том. ii. Ереван, Армянская ССР. Издательство АрмФан, 1948.
  • Обширное фотообследование и план собора Бана в Пенеке.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 121a2b595e420ae03bda0376cbb55ad7__1716762000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/d7/121a2b595e420ae03bda0376cbb55ad7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bana cathedral - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)