Хор Вирап
Хор Вирап | |
---|---|
![]() Хор Вирап горы Арарат на фоне | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Обряд | Армянский |
Церковный или организационный статус | Хороший |
Статус | функциональный |
Расположение | |
Расположение | недалеко от Лусарата , Араратская область, Армения |
Страна | Армения |
Географические координаты | 39 ° 52'42 "N 44 ° 34'34" E / 39,87833 ° N 44,57611 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Оригинальная часовня Нерсеса III Строителя |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 642 (первоначальная часовня), 1662 (нынешняя церковь) |
Завершенный | 17 век |
Хор Вирап ( арм . Хор Вирап , букв. «глубокая темница»). [1] — армянский монастырь, расположенный на Араратской равнине в Армении , недалеко от границы с Турцией , примерно в 8 километрах (5,0 миль) к югу от Арташата , Араратской области , на территории древней Артаксаты . [2] [3] В монастыре располагалась духовная семинария и был резиденцией армянского католикоса . [4]
Известность Хор Вирапа как монастыря и места паломничества объясняется тем фактом, что Григорий Просветитель был первоначально заключен здесь на 13 лет царем Армении Тридатом III . Святой Григорий впоследствии стал религиозным наставником царя, и они возглавили прозелитическую деятельность в стране. В 301 году Армения стала первой страной в мире, провозглашенной христианской нацией . [2] [5] [6] Первоначально часовня была построена в 642 году на месте Хор Вирапа Нерсесом III Строителем в знак почитания святого Григория. На протяжении веков он неоднократно перестраивался. В 1662 году вокруг руин старой часовни, монастыря, трапезной и келий монахов была построена большая часовня, известная как «Св. Аствацацин» (Святая Богородица). В этой церкви регулярно проводятся церковные службы. Это одно из самых посещаемых мест паломничества в Армении. [6]
Этимология
[ редактировать ]Место заключения «вирап неркин», что означает «самая нижняя яма», стало называться «вирап» или «хор (глубокий) вирап». [7]
География
[ редактировать ]Хор Вирап расположен на холме в Покр Веди ; деревня находится в 4 км (2,5 милях) от главного шоссе. Ереван , столица и крупнейший город Армении , находится в 30 километрах (19 миль) к северу. Он расположен примерно в 100 метрах (330 футов) от закрытой турецко-армянской границы (огороженной колючей проволокой) и охраняется российскими военными учреждениями, охраняющими приграничную зону. [5] [8] [9]
Монастырь окружен зелеными пастбищами и виноградниками на Араратской равнине и имеет вид на гору Арарат . Река Аракс (или Арас) протекает неподалеку, а монастырь находится напротив Аралика, Турция . [10]
История
[ редактировать ]
Царь Арташес I , основатель династии Арташесидов , основал свою армянскую столицу в Арташате (также известном как Артахтисата) около 180 г. до н.э. Считается, что Ганнибал , карфагенский полководец, преследуемый Римом , также сыграл важную роль в основании Арташата. [5] Арташат оставался столицей династии до правления царя Хосрова III (330–339), когда он был перенесен в Двин . [11] Впоследствии Арташат был разрушен персидским царем Шапуром II . [9] Арташат находится недалеко от холма Хор Вирап. [12] Пока не была построена часовня, Хор Вирап использовался как королевская тюрьма.

царь Тиридат III Когда Арменией правил , его помощником был христианин Григор ( Григорий ) Лусаворич, проповедовавший христианскую религию . Однако Тиридату, последователю языческой религии, не понравилось иметь советника другой религии, и он подверг Григория жестоким пыткам. Когда до царя дошло известие о том, что отец Григория Анак Парфянин виновен в убийстве отца царя, царь приказал связать Григорию руки и ноги и бросить его в Хор Вирап, чтобы он умер в темной темнице, расположенной в Арташате. Кроме того, отказ Григория принести жертву богине Анахите спровоцировал царя подвергнуть его пыткам и приговорить к заключению в Хор Вирапе. [13] Затем о нем забыли, и король начал войны и преследования среди христианских меньшинств. [14] Однако Григорий не умер за 13 лет заключения. Его выживание приписали вдове-христианке из местного города, которая под влиянием странного сна регулярно кормила Григория, бросая в яму буханку свежеиспеченного хлеба. [14]
В этот период римский император Диоклетиан захотел жениться на красивой девушке и отправил агентов на поиски самой красивой женщины. В Риме они нашли девушку по имени Рипсиме , которая находилась под опекой игуменьи Гаяне в христианском женском монастыре. Когда Рипсиме услышала о короле [ нужны разъяснения ] предложение руки и сердца, она сбежала в Армению, чтобы избежать брака. Были начаты поиски, чтобы найти девушку и наказать людей, которые помогли ей сбежать, и в конце концов Тиридат нашел Рипсиме и насильно привел ее в свой дворец. После безуспешных попыток добиться ее расположения он приказал притащить ее к себе, надев ошейник на шею, в надежде убедить Рипсиме согласиться выйти за него замуж. [14]
Однако за этим последовало преследование и убийство Рипсиме , Гаяны и многих христиан. Тиридат сошел с ума и, как говорят, «вел себя как дикий кабан, в то время как мучения обрушивались на его дом, а демоны овладевали жителями города». [15] [16] Тогда-то сестре Тиридата, Хосровидукту, было в ночи видение, где ангел рассказал ей об узнике Григории в городе Арташате, который сможет прекратить мучения словами «когда он придет, он научит тебя лекарствам от всех болезней». твои болезни». [14] Люди не слишком доверяли этому видению, так как большинство думало, что Григорий умер через несколько дней после того, как его бросили в яму. Но Хосровидхуку неоднократно снился один и тот же сон, и в конце концов он пригрозил, что, если инструкции сна не будут выполнены, будут ужасные последствия. Принцу Автаю было поручено забрать Григория из Кират Вирапа. Он подошел к яме и крикнул Григорию, сказав: «Григорий, если ты где-то там внизу, выходи. Бог, которому ты поклоняешься, повелел вывести тебя». Григория вывезли в жалком состоянии. Его отвезли к царю, который сошел с ума, «собирая пищу среди свиней в Валаршапаре», разрывая на себе кожу. Григорий вылечил царя и привел его в чувство. Григорий знал обо всех совершенных злодеяниях и видел тела мучеников, которые впоследствии были кремированы. Царь в сопровождении своей свиты подошел к Григорию, прося прощения за все совершенные им грехи. С этого момента Григорий начал проповедовать христианство царю, его двору и его армии. [14]
Царь Тиридат, принявший христианство как свою религию после чудесного исцеления, произошедшего благодаря божественному вмешательству Григория, провозгласил христианство государственной религией Армении в 301 году нашей эры. Григорий стал епископом Кесарии и оставался на службе у короля примерно до 314 года нашей эры. [11] [16] Другая версия, приписываемая обращению Тиридата в христианство, заключается в том, что это был стратегический шаг по созданию национального единства, чтобы поставить крест на гегемонии зороастрийской Персии и языческого Рима , и с тех пор христианская церковь оказала сильное влияние в Армении. [17]
Архитектура
[ редактировать ]
- Церковь
Часовня Нерсеса, построенная в VII веке вокруг знаменитой ямы, была построена из белого известняка. [4] Несмотря на простой внешний вид, монастырь был построен вокруг большого ограждения, окружающего руины старой часовни. Эта церковь, известная как Церковь Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин), имеет двенадцатигранный лоббат и купол и посвящена С. Аствацацину. Алтарная кафедра хорошо украшена. [5] [11] Хотя большинство армянских церквей ориентированы с востока на запад, алтарь расположен в восточной части, часовня Св. Геворга ориентирована с северо-запада на юго-восток. [18]
- Яма
Яма, в которой был заключен Григорий, находится к юго-западу от главной церкви, под часовней Святого Геворга, которая представляет собой небольшую базилику с полукруглой апсидой . [18] Из двух ям внутри часовни яма Григора — самая дальняя, глубиной 6 метров (20 футов) и шириной 4,4 метра (14 футов). [18] Подход к яме осуществляется через два немаркированных отверстия. Небольшая комната, винтовая лестница и лестница ведут к небольшому ограждению в яме. Справа от алтаря в темнице находится главная комната. Отсюда длинная лестница спускается в большую камеру довольно приличных размеров, бывшую тюремной камерой Григора Лусаворича. [5] Спуск в колодец осуществляется на глубину 60 метров (200 футов). Яма хорошо освещена, но для спуска по металлической лестнице необходима прочная обувь. В летние месяцы в яме также очень влажно, поэтому будьте осторожны и не опускайте свечи, так как это усиливает жару. [19]
Территория и окрестности
[ редактировать ]
Церковь 17 века, построенная вокруг ямы, представляет собой простое строение, окружающее большой двор, похожий на крепостной комплекс. [2] [6] [11] В своей книге 1876 года Джон Бьюкен Телфер писал: «Старый монастырь Хорвыраб, окруженный стеной и очень похожий на какой-то старый феодальный замок». [20]
Археологические раскопки проводились начиная с 1970 года на тринадцати холмах (максимальная высота 70 метров (230 футов)) вокруг Хор Вирапа и вплоть до долины реки. Раскопки на холмах 1 и 4, а также на участках холмов 5, 7 и 8, а также на перешейке между холмами 1 и 2 продолжаются. [21] Некоторые археологические раскопки проводились и за стенами церкви на месте Арташата , столицы династии Тиридата. [22] Помимо древних монет и черепков, при раскопках были обнаружены хорошо сохранившиеся сырцовые укрепления на северном склоне третьего с северо-востока холма. [9]
Культура
[ редактировать ]- Праздник
Годовщина избавления Григория отмечается также в построенном в Ереване соборе Просветителя . В Новый год из Хор Вирапа приносят свет как религиозный праздник. [23] В ходе недавнего события Католикос Гарегин Второй спустился в ту же глубокую тюремную яму, где провел много мучительных лет первый Католикос Григор, и вышел из ямы, держа в руках зажженную свечу как символ света, озарившего армян несколько столетий назад. [24] В качестве центра паломничества люди посещают Хор Вирап для крещения или после свадьбы, чтобы совершить матагское жертвоприношение животных. [25]
- Туризм
Монастырь привлекает очень большое количество туристов, здесь расположено множество сувенирных киосков. Интерес для посетителей представляет выпуск голубей из Хор Вирапа в надежде, что они полетят на гору Арарат. [11]
В середине 1990-х годов молодые волонтеры Канадской молодежной миссии в Армении (CYMA) помогли отремонтировать/восстановить собор.
Известные посетители
[ редактировать ]Среди первых европейских посетителей Хор Вирапа были Джозеф Питтон де Турнефор (ок. 1700 г.), [26] Джеймс Брайс (1876), [27] и Х.Ф.Б. Линч (1893). [28]
Среди недавних посетителей, среди прочих, был Папа Франциск (2016 г.). [29] и Шарль Мишель , президент Европейского совета (2021 г.). [30]
Галерея
[ редактировать ]- Подземный вход в Хор Вирап (яма)
- Сурб Аствацацин
- Вход
- Портал в подвал Хор Вирапа (глубокая яма), куда был брошен Григорий
- Резьба по дереву на двери
- Интерьер церкви
- Молитвенная комната
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бедроссян, Матиас (1875). Новый армяно-английский словарь . Венеция: Армянская академия Святого Лазаря. п. 681.
- ^ Перейти обратно: а б с "Armenica.org: Хор Вирап" . Официальный веб-сайт Армении . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ «Главные достопримечательности Армении: Монастырь Хор Вирап» (PDF) . Портфельное предприятие. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2011 года . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Достопримечательности Арарата – монастырь Хор Вирап» . advantour.com . Архивировано из оригинала 9 февраля 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Монастырь Хор Вирап» . Армянское туристическое бюро . Проверено 15 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Благородный, стр. 176.
- ^ Роберт В. Томсон (июнь 1974 г.). «История армян» Агафанжело . СУНИ Пресс. стр. 467–. ISBN 978-0-87395-323-8 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Джули Хилл (18 декабря 2006 г.). Возвращение к Шелковому пути: рынки, торговцы и минареты . АвторДом. стр. 253–. ISBN 978-1-4259-7280-6 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Города и места» . Монастырь Хор Вирап . Генетические источники растений в Центральной Азии и на Кавказе. Архивировано из оригинала 22 февраля 2011 года . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Мадесян, Аршаг (1921). Новая Армения . Паб Новая Армения. Co. стр. 8– . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Николас Холдинг (1 октября 2006 г.). Армения: с Нагорным Карабахом . Брэдт Путеводители. стр. 120–122. ISBN 978-1-84162-163-0 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Брейди Кислинг; Раффи Коджян (апрель 2001 г.). Открывая Армению заново: археологический/туристический справочник и набор карт исторических памятников Армении . Тигран Мец. ISBN 9789993052289 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Мирча Элиаде; Чарльз Дж. Адамс (1987). Энциклопедия религии . Макмиллан. ISBN 978-0-02-909750-2 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Проект христианской истории. Под этим знаком: 250–350 годы нашей эры: от преследований Дециана до эпохи Константина . Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 г. Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Холдинг 2006, стр. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Размик Паносян (2006). Армяне: от царей и священников до купцов и комиссаров . Издательство Колумбийского университета. стр. 42 –. ISBN 978-0-231-13926-7 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Благородный, с. 133
- ^ Перейти обратно: а б с Первопрестольный Святой Эчмиадзин. «Хор Вирап 9: Церковь Св. Геворга / Хор Вирап» . www.armenianmonuments.org . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 18 февраля 2011 г.
- ^ Благородный, с. 166
- ^ Телфер, Дж. Бьюкен (1876). Крым и Закавказье - повествование о путешествии по Кубани, в Гурии, Грузии, Армении, Осетии, Имеритии, Сваннетии и Мегрелии, а также в Таврическом хребте. Том I. Лондон: Генри С. Кинг и компания, с. 243 .
- ^ Центр сравнительных исследований древних цивилизаций (1994). Древние цивилизации от Скифии до Сибири . Э. Дж. Брилл . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Благородный, с. 176
- ^ С. Чемиацин owġegrowt'владелец . Издательство Мугни. 2003. ISBN 978-99941-33-04-8 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Левон Абрамян (2006). Армянская идентичность в меняющемся мире . Издательство Мазда. ISBN 978-1-56859-185-8 . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Благородный, с. 178
- ^ Джозеф Питтон де Турнефор (1718 г.). Путешествие в Левант Том II . Лондон. п. 260 .
- ^ Брайс, Джеймс (1878). Закавказье и Арарат: Записки отпускного путешествия осенью 1876 г. (3-е изд.). Лондон: Macmillan and Co. p. 193 .
...знаменитый монастырь Хорвираб, где святой Григорий Просветитель, апостол Армении, четырнадцать лет был заточен в сухом колодце...
- ^ Линч, HFB (1901). Армения, путешествия и учёба. Том I: Русские провинции . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 200 .
- ^ «Франциск в монастыре Хор Вирап » . archiveradiovaticana.va . Ватиканское радио . 26 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2021 г.
- ^ «Президент Мишель посетил монастырь Хор Вирап» . newsroom.consilium.europa.eu . Европейский совет. 17 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года.
Библиография
[ редактировать ]- Джон Ноубл; Майкл Кон; Даниэль Систерманс (1 мая 2008 г.). Грузия, Армения и Азербайджан . Одинокая планета. ISBN 978-1-74104-477-5 . Проверено 13 февраля 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]