Сын парфянина
Анак Парфянин ( древнеармянский : Անակ Պարթեւ , латинизированный: Anak Part῾ew ; эт. третий век ) был парфянским дворянином, который, согласно армянской традиции, был отцом Григория Просветителя , который обратил Армению в христианство в начале четвертый век. Говорят, что Анак убил армянского царя Хосрова по подстрекательству сасанидов, что привело к его собственному убийству и истреблению его семьи, за исключением ребенка Григория, который был спасен и доставлен на римскую территорию. Детали и историчность этого рассказа обсуждаются историками.
Имя
[ редактировать ]По мнению некоторых ученых, имя Анак происходит от парфянского или среднеперсидского слова, означающего «зло» ( анаг ), и, скорее всего, является эпитетом убийцы царя Хосрова, чем реальным именем. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Другая интерпретация придает ему значение «незло» ( *ан-ака- ). [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Согласно принятой в армянской литературной традиции версии истории, приписываемой Агафангелу , Анак был армянским дворянином парфянского происхождения, состоявшим в родстве с царем Армении. [ 4 ] Более поздняя история Мовсеса Хоренаци добавляет, что Анак был членом парфянского дворянского дома Сурен . [ 2 ] Во время войн третьего века между Аршакидской Арменией и Сасанидским Ираном Анак был завербован сасанидским царем (которого Агафангелос называет Арташиром ) для убийства армянского царя Хосрова (вероятно, Хосрова II ), [ 5 ] [ 6 ] [ а ] пообещав вернуть Анаку его владения в качестве награды. [ 4 ] [ 9 ] Анак отправился в Армению и, завоевав его доверие, убил Хосрова, после чего сам был убит разгневанными армянскими дворянами вместе со всей своей семьей. [ 9 ] Агафангелос так описывает обстоятельства убийства Хосрова: Анак и его брат встретились с царем в Вагаршапате , когда он готовился к походу на персов, и убили его своими мечами. [ б ] Они попытались бежать верхом на лошадях, но были преследованы армянскими князьями, сбросившими их с моста Таперакан (через реку Аракс , близ Артаксаты ). [ 11 ] к их смерти. [ 12 ] Один из сыновей Анака, будущий Григорий Просветитель , был спасен своей кормилицей и доставлен на римскую территорию. [ 9 ] Сын Хосрова Трдат (Трдат) также был спасен и доставлен в Рим. [ 5 ] После смерти Хосрова персы завоевали Армению. [ 9 ] Позже Трдат вернулся, чтобы вернуть себе армянский трон с помощью Рима. [ 5 ] Григорий, который был воспитан христианином в Кесарии Каппадокийской , также вернулся в Армению уже взрослым и в конце концов обратил Трдата и его царство в христианство. [ 13 ] Эта история повторяется во всех других армянских историях, кроме истории Элиша , которая приписывает убийство Хосрова его неназванным братьям. [ 9 ] [ 14 ]
Семья
[ редактировать ]Точное отношение Анака к Хосрову не указано в основной армянской версии Агафангелоса, но в Каршуниском изложении истории Агафангелоса утверждается, что Анак был братом Хосрова. [ 15 ] Жену Анака и мать Григория Просветителя зовут Огухи ( Ոգուհի в истории, приписываемой Зенобу Глаку, ) . [ 16 ] Агафангелос упоминает двух сыновей Анака, переживших истребление его дома: одного, Григория, и другого, увезенного в Персию, хотя о последнем никаких других сведений не приводится. [ 17 ] Хоренаци же пишет, что спасся только один сын Анака (т. е. Григорий). [ 10 ] Зеноб Глак называет брата Грегори Суреном. [ 18 ]
Историография
[ редактировать ]Историки изо всех сил пытались восстановить историю Армении в третьем веке и хронологию событий, описанных в Агафангеле и других источниках. [ 9 ] Кирилл Туманов утверждает, что история убийства Хосрова Анаком является вымышленной, и вместо этого отдает предпочтение версии в «Элише», где Хосров убит своими братьями. По словам Туманова, Хосров II (годы правления 279/80–287) стал царем западной, контролируемой римлянами части Армении в 279/80 году, был убит и ему наследовал его брат Трдат III. [ 8 ] Он предполагает, что история убийства Хосрова иранским агентом могла быть придумана позже, чтобы замаскировать «ужас этого братоубийства». [ 7 ] Мария-Луиза Шомон также считает более вероятной версию, согласно которой Хосрова убили его братья. [ 19 ]
По мнению историка Николаса Адонца , вполне вероятно, что изначально существовало две независимые традиции о происхождении Григория Просветителя, обе придающие основателю армянской церкви благородное происхождение, которые были объединены в основной армянской версии Агафангела. [ 20 ] История Анака служит для связи Григория с династией Аршакидов как потомка парфянского клана Сурен, а также заставляет раннюю жизнь Григория отражать жизнь Трдата в эпической манере. [ 20 ] Адонц также предполагает, что история Анака, возможно, сложилась под влиянием персидской эпической традиции об Ардашире , основателе Сасанидской империи. Он отмечает несколько параллелей между историей Анака и фигурой Банака. [ с ] в среднеперсидском тексте Кар-Намаги Ардашири Папакан , а также сходство их имен. В Кар-Намаге Банак - парфянский принц, который предает парфянского царя Ардавана (Артабан IV) и помогает его заклятому врагу Ардаширу. И Анак, и Банак - парфяне, которые предают царя и помогают Ардаширу: Анак помогает Ардаширу, убивая Хосрова, а Банак присоединяется к Ардаширу против его правителя Ардавана. [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Не существует окончательной хронологии правления армянских царей третьего века. Кирилл Туманов , отвергающий историчность истории об убийстве Анака Хосрова (см. раздел «Историография» ) [ 7 ] утверждает, что в армянских источниках правление нескольких царей разбито на два очень длительных правления: Хосрова Храброго (который был убит Анаком) и его сына Трдата Великого (принявшего христианство в начале четвертого века). По словам Туманова, Трдат II (годы правления 216/7–252) бежал от сасанидского захвата Армении; его сын Хосров II (годы правления 279/80–287) стал царем западной, контролируемой Римом части Армении в 279/80 году; Хосров II был убит, и ему наследовал его брат Трдат III; наконец, сын Хосрова II Трдат IV (Великий, принявший христианство) был восстановлен на престоле Восточной Армении с помощью Рима в 298/9 году по Нисибисскому миру . Другие ученые полагают, что Трдат Великий был восстановлен на троне своего отца ранее в 287 году. [ 8 ]
- ↑ Агафангелос пишет, что убийство Хосрова произошло летом после прибытия Анака в Армению, а Мовсес Хоренаци пишет, что Анак пробыл в Армении два года, прежде чем убить Хосрова. [ 10 ]
- ^ Похожий персонаж в «Шахнаме» зовут Табак. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рассел 2004 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарсоян 1989 , с. 347.
- ^ Агафангелос 1976 , стр. 438–439.
- ^ Перейти обратно: а б Агафангелос 1976 , с. xxvii
- ^ Перейти обратно: а б с Бурнутиан 2006 , стр. 47.
- ^ Териан 2005 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Туманов 1969 , стр. 261–262.
- ^ Перейти обратно: а б Гарсоян 1997 , с. 72-75.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гарсоян 1997 , с. 72.
- ^ Перейти обратно: а б Хоренаци 1978 , с. 221.
- ^ Акопян, Мелик-Бахшян и Барсегян 2001 .
- ^ Агафангелос 1976 , стр. 47–51.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 81.
- ^ Эллис 1982 , с. 123.
- ^ Агафангелос 1976 , с. xxviii.
- ^ Адонц 2006 , с. 171 .
- ^ Агафангелос 1976 , стр. XXIX–XXX.
- ^ Агафангелос 1976 , с. 457.
- ^ Шомон 1986 .
- ^ Перейти обратно: а б Адонц 2006 , стр. 171–172.
- ^ Адонц' 2006 , с. 176 .
- ^ Адонц, 2006 , стр. 175–176.
Библиография
[ редактировать ]- Адонц, Никогайос (2006). «Григор Лусаворич ев Анак Партьев» Григор Лусаворич и Анак Партев [Григорий Просветитель и Анак Парфянин]. Эркер Страны [ Работы ] (PDF) (на армянском языке). Том. I. Ереван хамалсарани хратаракчутьюн . стр. 169–179. ISBN 5-8084-0704-4 . (французский перевод: Адонц, Н. (1928). «Григорий Просветитель и Анак Парфянин» . Обзор арменоведения . 9 : 233–245. )
- Агафангелос (1976). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона (Первое изд.). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-323-1 .
- Бурнотьян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа (Пятое изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-141-1 .
- Шомон, МЛ (1986). «Армения и Иран ii. Доисламский период» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 418–438. ISBN 978-0-71009-104-8 .
- Эхише (1982). История Вардана и Армянской войны . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 123. ИСБН 0674403355 .
- Гарсоян, Нина (1997). «Династия Аршакуни». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-10169-4 .
- Акопян, Т. Х.; Мелик-Бахшян, СТ; Барсегян, О.Х. (2001). «Таперакан камурдж» Конический мост [Тапераканский мост]. Хайастани ев харакитс шржаннери тегануннери бараран Словарь топонимов Армении и соседних регионов [ Топонимический словарь Армении и сопредельных территорий ] (на армянском языке). Том. 5. Еревани хамалсарани хратаракчутьюн . п. 63.
- Моисей Хоренаци (1978). История армян . Перевод и комментарии Роберта В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кафедра ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета. ISBN 9780935411195 .
- Териан, Авраам (2005). Патриотизм и благочестие в армянском христианстве: ранние панегирики святому Григорию . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-293-2 .
- Эпические истории, приписываемые Павстосу Бузанду (Бузандаран Патмутьивнк) . Перевод и комментарии Нины Гарсоян . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. 1989. ISBN 0-674-25865-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Туманов, Кирилл (1969). «Армянские Аршакиды третьего века: хронологический и генеалогический комментарий». Revue des Études Arméniennes . 6 : 233–281.