Монастырь Вифания

Монастырь Бетания Рождества Богородицы ( грузинский : Бетаниай Коваладсминда Гошоблис Шобастери ), широко известный как Вифания или Вифания (Бетания [betʰania] ), — средневековый грузинский православный монастырь в восточной Грузии , в 16 км (9,9 миль) к юго-западу от Тбилиси. , столица страны. Это замечательный образец архитектуры грузинского золотого века Королевства Грузия , на рубеже 11 и 12 веков, и известен своими настенными росписями, которые включают групповой портрет современных грузинских монархов.
История
[ редактировать ]
Бетания расположена в изолированной лесистой долине реки Вере , в 16 км (9,9 миль) к юго-западу от Тбилиси . Название монастыря происходит от названия деревни Вифания в Палестине. [ 1 ] записан в Новом Завете как дом Марии , Марфы и Лазаря , а также дом Симона Прокаженного .
История монастыря плохо зафиксирована в грузинской исторической традиции. Это было семейное аббатство Дома Орбели . Донорский образ Сумбата и Липарита Орбели перед Богородицей появляется на южном трансепте монастыря. Царская корона временно лишила Орбели своих поместий в конце XII века, но их более позднее ответвление, семья Госташабишвили , по-видимому, была владельцами монастыря в Грузии раннего Нового времени.
Серия конфликтов и иностранных вторжений, которыми наполнена история Грузии, оставила монастырь обезлюдевшим и полуразрушенным. Он был восстановлен во второй половине XIX века усилиями иеромонаха Спиридона Кетиладзе, который ушел с поста настоятеля в 1922 году, и его преемником стал иеромонах Илия Панцулая. Оба этих монаха были расстреляны во время советских чисток. Бетания оставалась единственным действующим грузинским монастырем, хотя и неофициально, до 1963 года, когда он также прекратил свое существование на следующие 15 лет. В 1978 году энергичному Патриарху Грузии Илие II удалось получить разрешение советских властей на открытие монастыря в Бетании. В 1990-х годах монастырь был обновлен, а местная монашеская община выросла в размерах и влиянии. [ 2 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Территория монастыря, кажется, когда-то была окружена массивной стеной, но от нее сохранились лишь расчлененные камни, разбросанные в прилегающем лесу. Из сохранившихся построек — главная купольная церковь Рождества Богородицы (построенная на рубеже XII—XIII вв.), меньшая зальная церковь Св . Георгия (1196 г.), разрушенная башня.
Церковь Рождества Богородицы представляет собой крестово-купольную конструкцию с куполом, построенную из камня, с внешним резным декором восточного фасада, где традиционные ниши имеют многолистные или фестончатые верхушки, соединенные с рамой средней части. окно. Его высокий купол, слегка смещенный к востоку, опирается на два свободно стоящих с запада столба и выступы алтаря. Южный входной портал открывается воротами, перекрытыми звездчатым сводом. Современные ученые предположили, что церковь на самом деле представляет собой расширенную, куполообразную и украшенную версию более ранней базилики, датируемой, вероятно, 10 веком. [ 2 ]
Фрески
[ редактировать ]
Интерьер украшен значительно поврежденными фресками, которые представляют собой один из самых ярких моментов средневековой грузинской настенной живописи. В раковине алтаря находится сцена Молитвы лишь фрагменты фигуры восседающего на троне Христа , от которой сохранились . Стены апсид за алтарем украшены фресками пророков, держащих в руках свитки с грузинскими надписями. Северную стену занимает цикл Страстей Христовых , южная стена содержит сцены из Ветхого Завета , западная – сцены Страшного суда .
Северный трансепт монастыря примечателен изображением грузинских монархов, датируемых ок. 1207. Это портреты Георга III ( годы правления 1156–1184), его дочери царицы Тамары (годы правления 1184–1213) и сына последнего Георгия IV (годы правления 1213–1223). Русский князь Григорий Гагарин обнаружил и очистил изображение Тамар в 1851 году и в том же году опубликовал свои рисунки и отчеты. Георг IV изображен безбородым молодым человеком в грузинском придворном одеянии, но носит корону и меч. Эти атрибуты позволяют предположить, что Георгий изображен молодым царем после его совместной коронации с матерью, которая состоялась после смерти его отца, Давида Сослана , в 1207 году. Картина, таким образом, помогает определить примерную дату Бетании. церковь. Важное нарушение, наблюдаемое современными учеными, заключается в том, что ни у одного из светских деятелей в Бетании нет нимба — атрибута, который обычно использовался в грузинских образах, чтобы отличать царственного человека от остального общества. [ 3 ]
-
Архитектурные детали Бетании работы князя Гагарина, 1847 г.
-
Фрески из Бетании работы князя Гагарина, 1847 г.
-
Фрески из Бетании работы князя Гагарина, 1847 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тамила Мгалоблишвили и Юлон Гагошидзе , Еврейская диаспора и раннее христианство в Грузии, в: Мгалоблишвили, Тамила (ред., 1998), Древнее христианство на Кавказе, стр. 53. Рутледж , ISBN 0-7007-0633-X .
- ^ Перейти обратно: а б (на грузинском языке) Монастырь Бетания (Монастырь Бетания). Православие.ge . По состоянию на 6 февраля 2008 г.
- ^ Энтони Истмонд (1998), Королевские образы в средневековой Джорджии , стр. 154-69. Пенн Стейт Пресс, ISBN 0-271-01628-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эка Привалова, Sur les peintures murales de Betania, в: М. Кало'Мариани (ред.), Грузинское искусство с IX по XIV век ( Бари , 1981), 153-60.
Внешние ссылки
[ редактировать ]