Мария из Вифании
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Мария из Вифании | |
---|---|
Ученик Иисуса; Праведная Мария; Сестра Лазаря и Марфы; Помазатель; Мироносица | |
Рожденный | Вифания , Иудея , Римская империя [ 1 ] |
Умер | 1 век нашей эры |
Почитается в | Костел Восточное православие Восточное православие Англиканское сообщество лютеранство |
канонизирован | Предварительное собрание |
Главный храм | Святой монастырь Марфы и Марии в Аль-Эйзарии ( Вифания ), Палестина [ 2 ] |
Праздник | 4 июня (восточное), 29 июля (западное) |
Атрибуты | Женщина держит алебастровый кувшин мирровых духов и держит волосы |
Покровительство | Покровительница духовных исследований, лекторов и комментаторов на Филиппинах. [ 3 ] |
Мария из Вифании [ а ] — библейский персонаж, упомянутый по имени в Евангелии от Иоанна и, возможно, в Евангелии от Луки в христианском Новом Завете . Вместе со своими братьями и сестрами Лазарем и Марфой она описывается как живущая в деревне Вифания , небольшой деревне в Иудее к югу от Елеонской горы недалеко от Иерусалима . [ 4 ]
Западное христианство первоначально отождествляло Марию из Вифании с Марией Магдалиной и грешной женщиной из Луки 7 ( Луки 7:36–50 ). Это повлияло на римского обряда литургию праздника Марии Магдалины с евангельским чтением о грешной женщине и сборником, посвященным Марии Вифанской. После литургического пересмотра в 1969 и 2021 годах праздник Марии Магдалины по-прежнему приходится на 22 июля, а Мария Вифания празднуется как отдельная святая вместе с ее братьями и сестрами Лазарем и Марфой 29 июля. [ 5 ] [ 6 ] В восточном христианстве и некоторых протестантских традициях Мария Вифания и Мария Магдалина также считаются отдельными личностями. [ 7 ] У Восточной Православной Церкви есть свои традиции относительно жизни Марии Вифанской, выходящие за рамки евангельских повествований.
Библейские ссылки
[ редактировать ]Евангелие от Иоанна
[ редактировать ]В Евангелии от Иоанна Мария появляется в связи с двумя событиями: воскрешением из мертвых своего брата Лазаря. [ 8 ] и помазание Иисуса . [ 9 ] Идентификация того, что это была одна и та же Мария в обоих случаях, ясно дана автором: «Теперь был болен человек по имени Лазарь. Он был из Вифании, селения Марии и ее сестры Марфы. Эта Мария, чей брат Лазарь теперь лежал больной. , была той самой, которая возлила благовония на Господа и отерла Его ноги своими волосами». [ 10 ] Упоминание ее сестры Марфы предполагает связь с женщиной по имени Мария в Луки 10 :38-42.
В рассказе о воскрешении Лазаря Иисус по очереди встречается с сестрами: Марфой, за которой следует Мария. Марфа немедленно идет навстречу пришедшему Иисусу, а Мария ждет, пока ее позовут. Как отмечает один комментатор: «Марфа, более агрессивная сестра, пошла навстречу Иисусу, а тихая и задумчивая Мария осталась дома. Такое изображение сестер согласуется с тем, что содержится в Луки 10:38–42». [ 11 ] Когда Мария встречает Иисуса, она падает к его ногам. Разговаривая с Иисусом, обе сестры сокрушаются, что он не прибыл вовремя, чтобы предотвратить смерть их брата: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». [ 12 ] Но в то время как ответ Иисуса Марфе является ответом на учение, призывающим ее к надежде и вере, его ответ Марии более эмоционален: «Когда Иисус увидел ее плачущей и пришедших с ней иудеев тоже плачущих, он был глубоко тронут в духе и в смятении. [ 13 ] Как отмечает валлийский комментатор 17-го века Мэтью Генри : «Мэри больше ничего не добавила, как это сделала Марта; но из дальнейшего видно, что то, что ей не хватало в словах, она восполняла в слезах; она говорила меньше, чем Марта, но плакала больше». ." [ 14 ]
Помазание Иисуса
[ редактировать ]Повествование, в котором Мария из Вифании играет центральную роль, — это помазание Иисуса , событие, описанное в Евангелии от Иоанна все содержимое алебастрона с очень дорогими духами . , в котором женщина выливает на ноги [ 15 ] Иисуса. Только в этом аккаунте [ 16 ] это женщина, идентифицированная как Мария, согласно более раннему упоминанию в Иоанна 11: 1–2, что она является сестрой Марфы и Лазаря.
За шесть дней до Пасхи Иисус прибыл в Вифанию, где жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых. Здесь был дан обед в честь Иисуса. Марфа служила, а Лазарь был среди возлежавших с ним за столом. Тогда Мэри взяла около пинты чистого нарда , дорогих духов; она вылила его на ноги Иисуса и отерла Его ноги своими волосами. И дом наполнился ароматом духов.
Но один из его учеников, Иуда Искариот, который позже предал его, возразил: «Почему эти духи не были проданы, а деньги не разданы бедным? Они стоили годового заработка». Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором; как хранитель денежного мешка, он брал себе то, что в него клали.
«Оставьте ее в покое», — ответил Иисус. «Предполагалось, что она сохранит эти духи ко дню моих похорон. Среди вас всегда будут бедняки, но не всегда буду я».
Имя женщины не упоминается в Евангелиях от Матфея. [ 17 ] и Марк , [ 18 ] но событие также происходит в Вифании, а именно в доме некоего Симона Прокаженного , человека, значение которого не объяснено нигде в Евангелиях.
По словам Маркана, духи были чистейшими нардами . Некоторые из зрителей были возмущены тем, что эти дорогие духи можно было продать за годовое жалованье, которое Марк называет 300 динариями , и эти деньги раздать бедным. В Евангелии от Матфея говорится, что «ученики возмутились», а в Евангелии от Иоанна говорится, что больше всего обиделся Иуда Искариот (что объясняется рассказчиком тем, что Иуда был вором и желал денег себе). В рассказах Иисус оправдывает действия Марии, заявляя, что среди них всегда будут бедные и что они смогут помочь им, когда они пожелают, но что он не всегда будет с ними, и говорит, что ее помазание было сделано, чтобы подготовить его к его захоронение. Как отмечает один комментатор: «Мария, кажется, была единственной, кто был чувствителен к неминуемой смерти Иисуса и был готов материально выразить свое уважение к нему. Ответ Иисуса показывает, что он ценит ее поступок преданности. " [ 11 ] В рассказах Матфея и Марка добавляются следующие слова Иисуса: «Я говорю вам истину: где бы это Евангелие ни проповедовалось по всему миру, в память о ней будет рассказано и о том, что она сделала». [ 19 ]
Истон (1897) отмечал, что, судя по обстоятельствам, семья Лазаря владела семейным склепом. [ 20 ] и что большое количество иудеев из Иерусалима пришло утешать их по смерти Лазаря, [ 21 ] что эта семья в Вифании принадлежала к более богатому классу людей. Это помогло бы объяснить, как Мария из Вифании могла позволить себе иметь большое количество дорогих духов. [ 22 ]
Подобное помазание описано в Евангелии от Луки. [ 23 ] как это произошло в доме некоего Симона- фарисея , где женщина, грешная всю свою жизнь и плачущая, помазала ноги Иисуса и, когда ее слезы начали капать на Его ноги, отерла их своими волосами. Рассказ Луки (как и рассказ Иоанна) отличается от рассказа Матфея и Марка тем, что помазание касается ног, а не головы. Хотя это предмет серьезных споров, многие ученые считают, что на самом деле они описывают два отдельных события. [ 24 ]
Реакция Иисуса на помазание у Луки совершенно отличается от реакции, описанной в других Евангелиях на помазание в их повествованиях. Вместо вышеупомянутых комментариев Иисуса о том, что «нищие всегда будут с вами», у Луки он рассказывает своему хозяину притчу о двух должниках . Как отмечает один комментатор: «Лука — единственный, кто записал притчу о двух должниках, и он предпочитает сохранить ее в таком контексте. вполне вероятно, что притча не является достоверной. В противном случае мощное послание из притчи, расположенное в этой обстановке, вероятно, сохранилось бы и в другом месте. Однако, если считать эту историю исторически достоверной, происходящей в жизни Иисуса, помимо описанных подобных случаев. в другом В Евангелиях вопрос о подлинности притчи получает иной ответ...Джон Нолланд, следуя идеям Вилкенса, пишет: «Едва ли может существовать предварительная форма эпизода, не содержащая настоящей притчи, поскольку это вышло бы за пределы настоящей притчи». Обеспокоенность фарисея по поводу ст. 39 не получила адекватного ответа». [ 25 ]
Люк 10
[ редактировать ]В 10-й главе Евангелия от Луки Иисус посещает дом двух сестер по имени Мария и Марфа, живущих в безымянной деревне. Марию контрастируют со своей сестрой Марфой, которая «о многом заботилась». [ 26 ] в то время как Иисус был их гостем, а Мария выбрала «лучшую часть» - слушать речь учителя. [ 22 ]
По дороге Иисус и его ученики пришли в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария , которая сидела у ног Господа и слушала, что он говорил. Но Марта была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: «Господи, разве Тебе не важно, что моя сестра оставила меня делать всю работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!» «Марфа, Марфа, — ответил Господь, — о многом ты беспокоишься и огорчаешься, а нужно только одно. Мария избрала то, что лучше, и это у нее не отнимется».
То, что Мария села у ног Иисуса, и то, что он позволил ей это сделать, само по себе было спорным. При этом, как отмечает один комментатор, Мария заняла «место ученицы, сев у ног учителя. В иудаизме первого века было необычно, чтобы женщина была принята учителем в качестве ученицы». [ 27 ]
Большинство христианских комментаторов были готовы предположить, что два появления сестер по имени Мария и Марфа относятся к одной и той же паре сестер.
Средневековая западная идентификация с Марией Магдалиной
[ редактировать ]В средневековой западнохристианской традиции Мария Вифания отождествлялась с Марией Магдалиной , возможно, во многом из-за проповеди Папы Григория Великого , в которой он учил о нескольких женщинах в Новом Завете, как если бы они были одним и тем же человеком. [ 28 ] Это привело к слиянию Марии Вифанской с Марией Магдалиной, а также с другой женщиной (кроме Марии Вифанской, помазавшей Иисуса), и женщиной, уличенной в прелюбодеянии. Восточное христианство никогда не принимало эту идентификацию. В своей статье в Католической энциклопедии 1910 года Хью Поуп заявил: «Греческие отцы в целом различают трех личностей: «грешницу» из Луки 7:36–50 ; сестру Марфы и Лазаря из Луки 10:38. –42 и Иоанна 11 и Мария Магдалина». [ 29 ]
Отец Хью Поуп перечислил рассказы о каждом из этих трех человек (безымянной «грешнице», Марии Магдалине и Марии Вифанской) в Евангелии от Луки и пришел к выводу, что, основываясь на этих рассказах, «нет никаких предположений об идентификации эти три человека, и если бы нас вел только Лука, у нас, конечно, не было бы оснований идентифицировать их [как одно и то же лицо]». Затем он сначала объясняет позицию, которая в то время была распространена среди католиков, приравнивая Марию из Вифании к грешной женщине Луки, ссылаясь на Иоанна 11:2 , где Мария идентифицируется как женщина, помазавшая Иисуса, и отмечая, что эта ссылка дана перед рассказом Иоанна о помазании в Вифании:
Иоанн, однако, ясно отождествляет Марию из Вифании с женщиной, помазавшей ноги Христа (12; ср. Мф. 26 и Мк. 14 ). Примечательно, что уже в Иоанна 11:2 Иоанн говорит о Марии как о «помазавшей ноги Господни», он алейпсаса . Обычно говорят, что он имеет в виду последующее помазание, которое он сам описывает в 12:3–8 ; но можно задаться вопросом, использовал бы он алейпсасу , если бы другая женщина, а она «грешница» в городе, сделала то же самое. Вполне возможно, что Джон, именно потому, что он пишет спустя много времени после события и в то время, когда Мария была мертва, желает указать нам, что она на самом деле была такой же, как «грешница». Точно так же Лука, возможно, скрыл ее личность именно потому, что не хотел опорочить того, кто еще был жив; он, конечно, делает нечто подобное в случае со св. Матфеем, чью личность с мытарем Левием (5:27) он скрывает. Если приведенный выше аргумент верен, Мария из Вифании и «грешница» — одно и то же. [ 29 ]
Затем Хью Поуп объяснил отождествление Марии Вифанской с Марией Магдалиной предположением, что из-за высокой похвалы Иисусом ее поступка помазания его было бы невероятно, чтобы она также не присутствовала при его распятии и воскресении. Поскольку сообщается, что Мария Магдалина присутствовала в тех случаях, по этому рассуждению она должна быть тем же человеком, что и Мария из Вифании:
Изучение Евангелия от Иоанна делает практически невозможным отрицание тождества Марии Вифанской с Марией Магдалиной. От Иоанна мы узнаем имя «женщины», которая помазала ноги Христа перед Тайной вечерей. Здесь мы можем отметить, что кажется ненужным считать, что, поскольку Матфей и Марк говорят «за два дня до Пасхи», а Иоанн говорит «шесть дней», следовательно, было два различных помазания, следовавших одно за другим. Иоанн не обязательно имеет в виду, что вечеря и помазание произошли за шесть дней до этого, а лишь то, что Христос пришел в Вифанию за шесть дней до Пасхи. Итак, на этом ужине Мария получила славные восхваления: «Она сотворила Мне доброе дело. ... Возлив это миро на Тело Мое, она совершила это для погребения Моего. ... Где бы ни проповедовалось это Евангелие. ... и то, что она сделала, будет сказано в память о ней». Можно ли, учитывая все это, предположить, что этой Марии не будет места ни у подножия креста, ни у гроба Христа? Однако именно Мария Магдалина, по мнению всех евангелистов, стояла у подножия креста, помогала при погребении и была первой зарегистрированной свидетельницей Воскресения. И хотя Иоанн называет ее «Марией Магдалиной» в 19:25, 20:1 и 20:18, в 20:11 и 20:16 он называет ее просто «Мария». [ 29 ]
Французский ученый Виктор Саксер датирует идентификацию Марии Магдалины проституткой и Марией Вифанской проповедью Папы Григория Великого 21 сентября 591 года нашей эры, где он, казалось, объединил действия трех женщин, упомянутых в Новом Завете, и также опознал неназванную женщину как Марию Магдалину. В другой проповеди Григорий конкретно назвал Марию Магдалину сестрой Марфы, упомянутой в 10-й главе Евангелия от Луки. [ 30 ] Но, согласно мнению, высказанному совсем недавно богословом Джейн Шаберг, Грегори лишь внес последний штрих в легенду, которая уже существовала до него. [ 31 ]
Идентификация в западном христианстве Марии Магдалины и Марии Вифанской отражалась в структуре Общего римского календаря , пока он не был изменен в 1969 году. [ 32 ] что отражает тот факт, что к тому времени в католической церкви общепринятой интерпретацией было то, что Мария Вифания, Мария Магдалина и грешная женщина, помазавшая ноги Иисуса, были тремя разными женщинами. [ 33 ]
Восточно-православная традиция
[ редактировать ]В православной церковной традиции Мария Вифания почитается отдельно от Марии Магдалины. Хотя в Евангелиях они не упоминаются как таковые, Православная церковь причисляет Марию и Марфу к женам-мироносицам . Эти верные последователи Иисуса стояли на Голгофе во время распятия Иисуса затем рано утром после субботы пришли к его могиле миррой ( , а дорогим маслом), согласно еврейской традиции, чтобы помазать тело своего Господа. Жен-мироносицы стали первыми свидетелями Воскресения Иисуса , обнаружив пустую гробницу и услышав радостную весть от ангела. [ 34 ]
Православное предание также сообщает, что брат Марии Лазарь был изгнан из Иерусалима во время гонений на Иерусалимскую Церковь после мученической кончины святого Стефана . Вместе с ним из Иудеи бежали его сестры Мария и Марфа, помогая ему в проповеди Евангелия в разных странах. [ 35 ] По кипрскому преданию, трое позже перебрались на Кипр , где Лазарь стал первым епископом Китиона (современная Ларнака ). [ 36 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Есть несколько традиций, связанных с дальнейшей жизнью Марии Вифанской. Одна традиция гласит, что она отправилась в Эфес с апостолом Иоанном и жила там до своей смерти. Другая традиция предполагает, что она отправилась во Францию с Лазарем и Марфой и, возможно, поселилась в городе Тараскон , где ее до сих пор почитают как святую.
Память в лике святого
[ редактировать ]В римском обряде католической церкви Мария Вифания вместе со своим братом Лазарем празднуется 29 июля в память их сестры Марфы. [ 5 ] В 2021 году Конгрегация богослужения и дисциплины таинств добавила к мемориалу свои имена, сделав его литургическим торжеством всех трех членов семьи. [ 37 ]
Также в календарях святых Лютеранской церкви 29 июля — дата памяти Марии (вместе с Марфой и Лазарем), как и в календарях святых Епископальной церкви и англиканской церкви (вместе с Марта). [ 38 ]
Ее поминают в Восточно-Православной и Византийском обрядах Восточно-Католической Церкви вместе с ее сестрой Марфой 4 июня, а также в Неделю Жен -Мироносиц (третье воскресенье по Пасхе ). Она также занимает видное место в поминках в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья ).
Марию поминают (вместе с Марфой и Лазарем ) в англиканской церкви на Малом фестивале 29 июля . [ 39 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Статуя процессии Святой Марии Вифанской в Милаоре, Камаринес-Сур
-
Изображение Иоанна Крестителя Мария из Вифании в Думангасе, Илоило
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иудео-арамейский : מרים, Марьям , переведено как Μαρία, Мария , на койне-греческом языке Нового Завета ; форма иврита מִרְיָם , Мирьям или Мириам , «жаждущая ребенка», «горькая» или «непослушная».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Урагучи, Б. (1916). «Семья Бетани» . Библейский мир . 48 (2): 101–114. дои : 10.1086/475593 . JSTOR 3142286 . S2CID 144905453 .
- ^ «Святыни вне Иерусалима» .
- ^ «Приход Санта-Мария-де-Бетания Чудесной Медали — Моло, Филиппины» .
- ^ См. тексты Евангелия и Шиллер, Гертуд, Иконография христианского искусства, Vol. I , стр. 158–59, 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0853312702
- ^ Jump up to: а б Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001 г.) ISBN 978-88-209-7210-3 ), стр. 383, 398
- ^ «Святые Марфа, Мария и Лазарь» . usccb.org . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Кэрол Энн Ньюсом, Шэрон Х. Ринг, Жаклин Э. Лэпсли (редакторы), Женский библейский комментарий , с. 532: «Хотя восточно-православные ученые никогда не подписывались под этим смешением Марии Магдалины с Марией Вифанской и неназванным грешником, интерпретация Григория Великого укрепила репутацию Марии Магдалины как кающейся грешницы на протяжении большей части ее истории толкований на Западе» (Вестминстер Джон Нокс Press, Третье издание, переработанное и обновленное, 2012 г., ISBN 978-0-664-23707-3 )
- ^ 11:1–2
- ^ 12:3
- ^ Иоанна 11: 1–2.
- ^ Jump up to: а б Тенни, Меррилл К. (1994). "Джон". В Кеннете Л. Баркере и Джоне Коленбергере III (ред.). Библейский комментарий Зондервана NIV . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Zondervan.
- ^ Ин 11:21, 32.
- ^ Ин 11:33
- ^ Генри, Мэтью (1706). Полный комментарий ко всей Библии .
- ^ Ин 12:3
- ^ Иоанна 12: 1–8.
- ^ 26:6–13
- ^ 14:3–9
- ^ Мф 26:13 , 14:9.
- ^ Ин 11:38
- ^ Ин 11:39
- ^ Jump up to: а б «Мэри» , Библейский словарь Истона , 1897 г.
- ^ 7:36–50
- ^ Обсуждается в Ван Тиле, Кент А. Три помазания и одно приношение: Грешная женщина в Луки 7.36–50. Архивировано 7 июля 2012 г. в archive.today , Журнал пятидесятнического богословия , том 15, номер 1, 2006 г., стр. 73. –82(10). Однако сам автор данной статьи не придерживается такой точки зрения.
- ^ Херси, Ким. Два должника. Архивировано 1 сентября 2006 г. в Wayback Machine , Центр прикладной теологии Уэсли, Северо-Западный университет Назарянина.
- ^ Луки 10:40
- ^ Лифельд, Уолтер Л. (1994). «Люк». В Кеннете Л. Баркере и Джоне Коленбергере III (ред.). Библейский комментарий Зондервана NIV . Гранд-Рапидс, Мичиган : Издательство Zondervan .
- ^ Рид, Барбара Э., «Мария из Вифании, образец слушания», L'Osservatore Romano , 11 августа 2017 г., стр. 6
- ^ Jump up to: а б с Поуп, Х. (1910). Святая Мария Магдалина в Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ упоминается в Янсен, Кэтрин Людвиг (2001). Создание Магдалины: проповедь и народное благоговение в позднем средневековье . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-08987-4 .
- ^ Ривера, Джон (18 апреля 2003 г.). «Джон Ривера, «Восстановление Марии Магдалины» в «Worldwide Religious News», The Baltimore Sun , 18 апреля 2003 г.» . www.wrn.org . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ Фальбуш, Эрвин; Бромили, Джеффри Уильям, ред. (2003). Энциклопедия христианства . Том. 3. Эрдманс. п. 447. ИСБН 9789004126541 .
- ^ Фладер, Джон (2010). Время вопросов: 150 вопросов и ответов о католической вере . Торговые публикации Тейлора. стр. 79–81. ISBN 978-1-58979594-5 .
- ^ О Святых Женах-Мироносицах , Женский хор Святых Жен-Мироносиц, Блаувельт, Нью-Йорк
- ^ Праведная Мария, сестра Лазаря , Православная Церковь в Америке.
- ↑ Мария и Марфа, сестры Лазаря. Архивировано 26 октября 2009 г. в Wayback Machine , Греческая православная архиепархия Америки.
- ^ «ДЕКАЗ О праздновании святых Марфы, Марии и Лазаря по общему римскому календарю (26 января 2021 года)» . www.vatican.va . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Июльские поминки в англиканской церкви , Oremus.com.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Раймонд Э. Евангелие от Иоанна (I – XII): введение, перевод и примечания. Анкорная библейская серия, том. 29. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей, 1966.
- Харрингтон, Дэниел Дж. Евангелие от Иоанна. Литургическая пресса, 2011.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- М.Г. Истон (1897). "Мэри". Библейский словарь Истона .
- Католическая энциклопедия 1910 года: в разделе «Святая Мария Магдалина».
- Мария и Марфа, сестры Лазаря , Греческая православная архиепархия Америки.
- Circulo Santa Maria de Betania , группа, посвященная поклонению Святой Марии Вифанской на Филиппинах.