Хели (библейский персонаж)
Хели ( греч . Ἠλί , Хели ; Эли в Новой американской стандартной Библии ) — человек, упомянутый в Евангелии от Луки как дедушка Иисуса . В генеалогии Иисуса Луки Хели указан как отец Иосифа (мужа Марии) и сын Матфата ( греч . Μαθθάτ ).
Иисусу, когда он начал свое служение, было около тридцати лет, и он был сыном (как предполагалось) Иосифа, Илии, Матфата, Левия (...) [1]
Хели не упоминается в генеалогии Иисуса в Евангелии от Матфея , единственном другом каноническом Евангелии, включающем генеалогию; вместо этого в этой генеалогии «Иаков» идентифицируется как предполагаемый отец Иосифа. [2]
Две родословные Иисуса
[ редактировать ]Новый Завет предоставляет два описания генеалогии Иисуса: одно в Евангелии от Матфея , а другое в Евангелии от Луки . [3] Матфей начинает с Авраама , а Лука — с Адама . Списки идентичны у Авраама и Давида , но радикально различаются в этом отношении. У Матфея двадцать семь поколений от Давида до Иосифа , тогда как у Луки — сорок два, причем имена в двух списках почти не пересекаются. Примечательно, что эти два рассказа также расходятся во мнениях относительно того, кем был отец Иосифа: Матфей говорит, что он был Иаковом, а Люк говорит, что он был Хели. [4]
Традиционные христианские ученые (начиная с Африкана и Евсевия [5] ) выдвинули различные теории, стремящиеся объяснить, почему линии передачи настолько различны, [6] например, рассказ Матфея следует за родословной Иосифа, а рассказ Луки следует за родословной Марии. Некоторые современные ученые-критики, такие как Маркус Борг и Джон Доминик Кроссан, заявляют, что обе генеалогии являются изобретениями, призванными привести мессианские утверждения в соответствие с еврейскими критериями. [7]
Другая возможность состоит в том, что, поскольку и Хели, и Иаков имеют одинаковое имя, указанное в качестве их отца (Матфан у Матфея, Матфат у Луки), несоответствие, которое легко объяснить ошибкой, означает, что имена Хели и Иаков относятся к одному и тому же человеку. Мэтью во многом полагался на соответствие существующего пророчества повествованию; в Ветхом Завете у Иакова (последнего из библейских патриархов ) также был сын по имени Иосиф . [8] Это объяснение подходит для самого Хели/Иакова, но не для более ранних генеалогий.
Проклятие по линии Соломоновых
[ редактировать ]Так говорит Господь: «Запишите этого человека как бездетного, человека, который не будет преуспевать при жизни своей, ибо никто из потомков его не будет процветать, никто не будет сидеть на престоле Давидовом и не будет править уже в Иудее.
Если родословная Матфея — это генеалогия Марии, а Луки — Иосифа, то существует проблема с проклятием по линии Соломона, начиная со времен Иехонии , когда Иеремия заявил, что ни один потомок Иехонии больше не сядет на престол Давида в Иудее. . [9] Напротив, если у Луки родословная Марии, а у Матфея Иосифа, [10] [11] [12] [13] тогда это не создает проблем с проклятием по линии Соломона. Однако позже внук Иехонии Зоровавель был избран Богом. [14] и был губернатором Ахеменидов . империи Йехуда Мединты (провинции Иудеи) [15] [16] по назначению Дария Великого . [17]
Святой Иоаким и святая Анна
[ редактировать ]В апокрифическом Протоевангелии Иакова рассказывается история святых Иоакима и святой Анны как родителей Марии. Этому в основном следуют католические, православные и англиканские традиции.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Луки 3:23 : NKJV
- ^ Матфея 1:16
- ^ Матфея 1: 1–16 ; Луки 3:23–38
- ^ Матфея 1:16 ; Луки 3:23
- ^ Евсевий Памфилий, История Церкви, Жизнь Константина §VII.
- ^ RT France, Евангелие от Матфея: введение и комментарии (Eerdmans, 1985), страницы 71–72.
- ^ Маркус Дж. Борг, Джон Доминик Кроссан, Первое Рождество (HarperCollins, 2009), стр. 95.
- ^ Спонг, Джон Шелби. Иисус для нерелигиозных . ХарперКоллинз. 2007. ISBN 0-06-076207-1 .
- ^ ред. Аллен Пол Викгрен Раннехристианское происхождение: исследования в честь Гарольда Р. Уиллоуби , 1961 г. «Отслеживание Иисуса через Натана, а не через Соломона, возможно, было вызвано проклятием Иеремии против Иехонии»
- ^ Айронсайд, Гарри А. (2007). Люк . Крегель академик. п. 73. ИСБН 978-0825496653 .
- ^ Райри, Чарльз К. (1999). Основная теология: популярное систематическое руководство к пониманию библейской истины . Издательство Муди. ISBN 978-1575674988 .
- ^ Шафф, Филип (1882), Евангелие от Матфея , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 4–5, ISBN 0-8370-9740-1
- ^ Робертсон, AT « Комментарий к Луки 3:23 ». «Слова Робертсона в картинках Нового Завета». Broadman Press 1932,33, обновление 1960.
- ^ Аггей 2:23
- ^ Аггей 1:1
- ^ Майкл Х. Флойд и Роберт Д. Хаак, редакторы. Пророки и пророческие тексты во Втором Храме в Иерусалиме . (Нью-Йорк, T&T Clark International, 2006). 104.
- ^ Диана Эдельман. Истоки «Второго» Храма: персидская имперская политика и восстановление Иерусалима . (Оквилл, Коннектикут, Equinox Publishing Ltd, 2005 г. 2.