Вифсаида
Бейт Цида ( иврит ) | |
Альтернативное название | Вифсаида ( арабский ) |
---|---|
Расположение | Голанские высоты |
Координаты | 32 ° 54'36 "N 35 ° 37'50" E / 32,91000 ° N 35,63056 ° E |
История | |
Основан | 1 век до н.э. |
Заброшенный | 65 г. н.э. |
Вифсаида ( / b ɛ θ ˈ s eɪ . ɪ d ə / beth- SAY -id-ə ; [ 1 ] с древнегреческого : Βηθσαϊδά , романизированного : Bethsaida ; с арамейского и иврита : בֵּית צַידָה , латинизировано : Bēṯ Ṣaiḏā , букв. « Дом рыбака» или «Дом охотника» от еврейского корня צ-י-ד ; [ 2 ] [ 3 ] Арабский : بيت صيدا , латинизированный : Байт Кайда ), также известный как Юлия или Юлия (древнегреческий: Ἰουλία , латинизированный: Ioulía ), — это место, упомянутое в Новом Завете . Юлия лежала в административном районе, известном как Гаулонитис . Историки предположили, что это имя также упоминается в раввинской литературе под эпитетом Кайдан (иврит: צַידָן ). [ а ] [ б ]
История
[ редактировать ]Новый Завет
[ редактировать ]Согласно Иоанна 1:44 , Вифсаида была родным городом апостолов Петра , Андрея и Филиппа . В Евангелии от Марка ( Марка 8:22–26 ) сообщается, что Иисус вернул зрение слепому в месте недалеко от древней деревни Вифсаида. В Евангелии от Луки 9:10–11 Иисус чудесным образом насыщает пять тысяч человек возле Вифсаиды.
Плиний Старший в своей «Естественной истории » помещает Вифсаиду на восточном берегу Галилейского моря . [ 5 ] Историк Иосиф Флавий сообщает, что город Вифсаида (в то время называвшийся Юлией) находился в 120 стадиях от озера Семехонитис , недалеко от реки Иордан , впадающей в середину Галилейского моря. [ 6 ] De Situ Terrae Sanctae , отчет VI века, написанный архидьяконом Феодосием, описывает местоположение Вифсаиды по отношению к Капернауму , говоря, что она находилась в 6 милях (9,7 км) от Капернаума. [ 7 ] [ 8 ] Говорят, что расстояние между Вифсаидой и Панеасом составляло 50 миль (80 км). [ 9 ]
Хотя считается, что Вифсаида расположена на северном берегу Галилейского моря, в долине Вифсаиды , среди ученых существуют разногласия относительно того, где именно. С девятнадцатого века в качестве возможного местонахождения библейской Бецаиды рассматривались три места: бедуинская деревня Месадие ; небольшое заброшенное поселение Эль-Арадж (Бейт ХаБек, «Дом бея»); и археологический памятник ( тел ) Эт-Телл . [ 10 ] Со временем последние два места стали казаться более вероятными. В то время как Мессадие и Эль-Араж находятся ближе к Галилейскому морю, в Эт-Телле можно увидеть значительные археологические находки, включая фрагменты рыболовных снастей.
Археология
[ редактировать ]- Эт-Телл , участок на восточном берегу реки Иордан, продвигается в рамках проекта раскопок Вифсаиды, возглавляемого Рами Аравом.
- Эль-Арадж ( 32 ° 53'36 "N 35 ° 37'09" E / 32,893322 ° N 35,619139 ° E ) предложен второй группой под руководством Мордехая Авиама под эгидой Центра исследований Святой Земли (CHLS). [ 11 ]
И-Скажи
[ редактировать ]Археологи склонны соглашаться с тем, что столица царства Гешур находилась в Эт-Телле, месте, которое также было населено в меньших масштабах в первые века до нашей эры и нашей эры и иногда отождествлялось с городом Вифсаида, известным в Новом Завете . [ 12 ]
Первые раскопки на этом месте были проведены в 1987–1989 годах Научно-исследовательским институтом Голан. В 2008–2010 и 2014 годах археологические раскопки на этом месте проводил Рами Арав по поручению Университета Небраски в Омахе, штат Небраска . [ 13 ] По словам Арава, руинами Эт-Теля называют Вифсаиду, руины на восточном берегу Иордана, на возвышенности, в 2 км (1,2 мили) от моря. Однако такое расстояние создает проблему, поскольку если бы это была рыбацкая деревня , то она располагалась бы далеко от берега Галилейского моря. В попытке решить проблему следующие гипотезы были выдвинуты :
- Тектонический рифтоген привел к поднятию Эт-Телла (участок расположен на разломе Великого Африкано-Сирийского рифта).
- Уровень воды упал из-за увеличения использования населения и орошения земель . Фактически, раскопки гавани Магдалы доказали, что древний уровень воды был намного выше, чем сегодня. [ 14 ]
- Дельта реки Иордан счет расширилась за отложений . [ 15 ]
Бронзовый и железный века
[ редактировать ]Раскопки показывают, что поселение было основано в 10 веке до нашей эры, в библейский период. [ 15 ] Эт-Телл был заселен как в бронзовом , так и в железном веке . Расположенный там город-крепость исследователи связывают с библейским царством Гешур . [ нужна ссылка ]
Впечатляющие археологические находки, в основном городские ворота Страта V, датируются пост-гешуритским 8-м веком до нашей эры, но по состоянию на 2016 год есть признаки того, что археологи близки к обнаружению 10-го века до нашей эры, а именно: гешурит, городские ворота. также. [ 12 ] Место Эт-Телл могло быть самым большим и сильным городом к востоку от долины реки Иордан в эпоху II железного века. [ 16 ]
В июле 2018 года группа из двадцати археологов под руководством Рами Арава обнаружила сооружение, идентифицированное как городские ворота. [ сомнительно – обсудить ] Они предварительно отождествили город с библейским Зером, именем, использовавшимся в период Первого Храма . [ 17 ]
Эллинистический и римский периоды
[ редактировать ]Эт-Телл был заселен в меньших масштабах в первые века до нашей эры и нашей эры, чем в бронзовый век и железный век. [ 12 ] В ходе археологических раскопок на этом месте были обнаружены рыболовные снасти , в том числе свинцовые гири, используемые для изготовления рыболовных сетей , а также швейные иглы для ремонта рыболовных сетей. города Результаты показывают, что большая часть экономики была основана на рыболовстве в Галилейском море. Две серебряные монеты 143 г. до н.э., а также славянские. [ сомнительно – обсудить ] бронзовые монеты, бронзовые монеты времен Александра Яннея , царя династии Хасмонеев (годы правления ок. 103–76 до н. э.), и одна монета времен Филиппа Тетрарха (сына Ирода Великого ), правителя Васана . (годы правления 4 г. до н. э. – 34 г. н. э.), были обнаружены на этом месте. [ 18 ] Филипп Тетрарх применил имя «Юлия» ( греч . Ἰουλιάδα ) к месту, которое он назвал в честь дочери Цезаря. [ 19 ]
Аль-Араж
[ редактировать ]Расположение: 32 ° 53'36 "N 35 ° 37'09" E / 32,893322 ° N 35,619139 ° E
По сообщению Иосифа Флавия , примерно в 30/31 году н. э. (или 32/33 н. э.) Филипп возвёл деревню Вифсаида в Нижнем Гауланитисе в ранг полиса и переименовал её в «Юлиас», в честь Ливии , также называемой Юлией Августой, [ 20 ] жена Августа . Он находился недалеко от того места, где Иордан впадает в Галилейское море . [ 21 ]
Юлия/Вифсаида была городом к востоку от реки Иордан , в «пустынном месте» (то есть на невозделанной земле, используемой для выпаса скота ), если это то место, куда Иисус удалился на лодке со своими учениками, чтобы немного отдохнуть (см. Марка). 6:31 и Луки 9:10 ). Толпа, следовавшая пешком по северному берегу озера, переправилась бы через Иордан по броду в его устье, которым и по сей день пользуются пешие путешественники. «Пустыня» повествования — это всего лишь баррие арабов, куда выгоняют животных на пастбище. «Зеленая трава» в Марка 6:39 и «много травы» в Иоанна 6:10 указывают на какое-то место на равнине Эль-Батейха , на богатой почве которого трава зеленая и обильная по сравнению с скудный травостой на более высоких склонах. [ нужна ссылка ]
В 2017 году археологи объявили об открытии римской бани в Эль-Арадже, что рассматривается как доказательство того, что это место было полисом в период Римской империи . [ 22 ] Баня располагалась ниже византийского слоя, с промежуточным слоем грязи и глины , что указывало на перерыв в оккупации между 250 и 350 годами нашей эры. [ 22 ] Они также нашли остатки византийского церковного здания , соответствующие описанию путешественника 750 года нашей эры. [ 22 ] На основании этих открытий археологи полагают, что Эль-Арадж теперь является наиболее вероятным кандидатом на местонахождение Вифсаиды. [ 22 ]
В 2019 году то, что некоторые называют Церковью Апостолов, было раскопано командой раскопок Эль-Араджа в течение четвертого сезона на месте Вифсаида-Юлия /Бейтаббак (Эль-Арадж), на северном берегу Галилейского моря , недалеко от места, где Река Иордан впадает в озеро. Раскопки проводили профессор Мордехай Авиам из колледжа Кинерет и профессор Р. Стивен Нотли из колледжа Найак . Некоторые полагают, что эта церковь византийского периода была построена над домом братьев-апостолов Петра и Андрея. Раскопаны были только южные помещения церкви. В некоторых раскопанных помещениях были обнаружены хорошо сохранившийся декоративный мозаичный пол, мозаика из позолоченного стекла и мраморный алтарь, украшенный венком. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] По словам профессора Нотли:
У нас есть римская деревня, в ней есть керамика, монеты, а также каменные сосуды , которые типичны для еврейской жизни первого века, поэтому теперь мы усиливаем наше предположение и идентификацию того, что Эль-Арадж является гораздо лучшим кандидатом на роль Вифсаиды, чем -Рассказывать. [ 26 ]
В 2022 году археологическая группа обнаружила большую мозаику возрастом более 1500 лет, содержащую надпись. Это называет Святого Петра «главой и командиром небесных апостолов». и упоминает дарителя по имени «Константин, раб Христов». Эта терминология соответствует византийскому использованию. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Из-за этого Нотли сказал, что это «укрепляет наш аргумент о том, что [ее] следует считать ведущим кандидатом на Вифсаиду первого века». [ 30 ]
Эль-Месидия
[ редактировать ]Эль-Месидия, также пишется как эль-Месадия, является третьим, но обычно считается наименее вероятным. Он расположен на нынешней береговой линии, но предварительные раскопки, в том числе с использованием георадара, первоначально выявили лишь небольшое количество руин, датируемых довизантийским периодом . Некоторые были склонны отдавать предпочтение Эль-Месадии, которая стоит на искусственном холме примерно в 1,5 милях (2,4 км) от устья реки Иордан. Однако имя по происхождению радикально отличается от Вифсаиды. Заменить слово « sād » легко, но вставить гортанное «ain» невозможно. [ нужна ссылка ]
Одна или две Вифсаиды?
[ редактировать ]Многие ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что все упоминания Вифсаиды в Новом Завете относятся к одному месту, а именно к Вифсаиде Юлии. Аргументы за и против этой точки зрения можно резюмировать следующим образом.
Галилея огибала озеро, включая большую часть равнинного побережья на востоке. Таким образом , Гамала на восточном берегу находилась под юрисдикцией Иосифа Флавия , который командовал Галилеей. [ 31 ] Иуда из Гамалы [ 32 ] его еще называют Иудой Галилейским . [ 33 ] Если Гамала, расположенная высоко на склоне, возвышающемся над восточным берегом моря, находилась в Галилее, то a fortiori Вифсаиду, город, расположенный на самом берегу Иордана, можно было бы назвать Галилеей.
Иосиф Флавий поясняет, что Гамала, хотя и была присоединена к его юрисдикции, находилась не в Галилее, а в Гауланитисе . [ 34 ] Даже если бы Иуда родился в Гамале и поэтому мог бы по праву называться гауланитянином, он, как и другие, мог бы стать известным как принадлежащий к провинции, в которой прошла его активная жизнь. Например, «Иисус из Назарета » родился в Вифлееме в Иудее . Иосиф Флавий также прямо говорит, что Вифсаида находилась в Нижней Гауланитисе. [ 35 ] Далее Лука помещает страну гедарин по другую сторону моря от Галилеи ( Лк. 8:26) – antipéra tês Galilaías («против Галилеи»).
- Переход на другую сторону – eis tò péran ( Марка 6:45) – не обязательно подразумевает переход с западного берега озера на восточный, поскольку Иосиф Флавий использует глагол diperaióō , обозначающий переход из Тивериады в Тарихеи . [ 36 ] Но
- это включало переход из точки на западе в точку на южном берегу, «пересекая» две значительные бухты; тогда как, если бы лодка отправилась из любой точки Эль-Батейхи, до которой мы, кажется, ограничены «много травы» и определением района как принадлежащего Бефсаиде, чтобы плыть в Эт-Телл или Эль-Арадж, нужно было проехать не более пары миль по инерции, не пересекая залива. [ нужна ссылка ]
- Невозможно привести ни одного случая, когда фраза eis tò péran определенно означает что-либо иное, кроме «на другую сторону». [ нужна ссылка ]
- Марк говорит, что лодка начала плыть на другой берег, к Вифсаиде, а Иоанн дает направление «по морю в Капернаум» ( Ин. 6:17 ). Таким образом, оба города находились практически на одной линии. Теперь нет никаких сомнений в том, что Капернаум находился «на другой стороне», и нет никаких предположений, что лодка сбилась с курса; и совершенно очевидно, что, плывя к Капернауму, будь то Телль-Хум или Хан-Мине , [ сомнительно – обсудить ] оно никогда не достигнет Вифсаиды Юлии [ сомнительно – обсудить ] [ нужна ссылка ]
- слова Марка ( Марка 6:45 ): Напрашиваются [ 37 ] были истолкованы слишком строго: ведь Евангелие было написано, вероятно, в Риме, а автор его был уроженцем не Галилеи, а Иерусалима. Поэтому отсутствие точности в топографических точках не должно нас удивлять. Но, как мы видели выше, «недостаток точности» также следует приписать автору Иоанна 6:17 . Соглашение этих двух сторон способствует строгому толкованию. Далее, если Евангелие от Марка воплощает в себе воспоминания Петра, трудно было бы найти более надежный источник топографических подробностей, связанных с морем, на котором прошла его рыбацкая жизнь. [ нужна ссылка ]
В поддержку теории единого города далее утверждается, что
- Иисус удалился в Вифсаиду, как находящуюся под юрисдикцией Филиппа, когда услышал об убийстве Иоанна Крестителя Иродом Антипой , и не стал бы снова искать территории последнего так скоро после того, как покинул их.
- Средневековые путевые заметки отмечают только одну Вифсаиду.
- Восточное побережье моря было определенно присоединено к Галилее в 84 г. н.э., и Птолемей (ок. 140 г.) помещает Юлию в Галилею. Поэтому важно, что только в Четвертом Евангелии говорится о «Вифсаиде Галилейской».
- Вряд ли две Вифсаиды могли находиться так близко друг к другу.
Но:
- Не сказано, что Иисус пришел сюда для того, чтобы покинуть территорию Антипы и перейти на территорию Филиппа; и ввиду Марка 6:30 и Луки 9:10 вывод из Матфея 14:13 о том, что он сделал это, необоснован.
- Вифсаида средневековых писателей, очевидно, находилась на западе от реки Иордан. Если бы она лежала на востоке, то немыслимо, чтобы никто из них не упомянул реку в этой связи.
- Если Евангелие от Иоанна было написано лишь во II веке, то апостол Иоанн не был тем же человеком, что и автор Иоанн Богослов . Но это очень сомнительное предположение. Иоанн, писавший после 84 г. н. э., вряд ли использовал бы фразу «Вифсаида Галилейская» для места, недавно присоединенного к этой провинции, поскольку он писал на расстоянии от места происшествия и вспоминал прежние знакомые условия.
- Учитывая частое повторение имен в Палестине, близость двух Вифсаид не вызывает затруднений. Обилие рыбы в каждом месте послужило веской причиной повторения этого названия.
1217 битва
[ редактировать ]Во время Пятого крестового похода хорошо оснащенная армия крестоносцев под предводительством венгерского короля Андрея II разгромила султана Аль-Адиля I в Вифсаиде на реке Иордан 10 ноября 1217 года. Мусульманские войска отступили в свои крепости и города. [ 38 ] [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Исторический географ Сэмюэл Кляйн полагает, что это место следует узнать по имени Кайдан из Мишны Гиттин 7:5, Мишны Авода Зара 3:7, Мишны Гиттин 4:7 ( BT Gittin 46a) и Иерусалимского Талмуда ( Шехалим 6:2) . ). Кляйн писал: «`Вифсаида = Юлия при впадении Иордана в озеро, [место], не подтвержденное в еврейской традиции.` (Сх.) – Однако я подозреваю, что Вифсаида встречается в талмудической литературе под названием Кайдан ... .Тот факт, что имени Хайдан ( ציידן ) не предшествует слово «Бет» ( בית ), не представляет трудности в объяснении того, что эти два имени идентичны, поскольку подобные вещи более распространены среди галилейских имен (например, Маон и Мерон ; Бет -Маон и Бет-Мерон )» (Кляйн 1915:167–168). Герберт Дэнби в своем английском переводе Мишны ошибочно транслитерировал имя собственное צידן во всех местах как « Сидон » в Финикии, хотя Сидон почти всегда пишется на иврите как צִידוֹן с вау ( ו ). Марк Ястроу также придерживается общего мнения, что צידן — это не кто иной, как Сидон Финикийский. И наоборот, йеменцы Вавилонский Талмуд , акцентированный Йосефом Амиром, различает эти два места, назначая гласные патах и камас для хайдана = צַידָן , а хирак и холам для финикийского города Сидон = צִידוֹן . Немецкий теолог Х.В. Кун , цитируя археолога Рихарда А. Фройнда (Freund 1995:267–311), далее поддерживает эту точку зрения и пишет: «Раввинистическая литература, в которой появляется Вифсаида, как уже упоминалось, никогда не называется «Юлией», а скорее говорит о «(Бет-)сайде» ( ציידן = Ṣaidan и т. д.; [тогда как] בית ציידן = Beth ṣaidan или что-либо подобное также не встречается в раввинских текстах), поэтому, как и в канонических евангелиях, оно использует это имя для В этих текстах я имею в виду лишь одну [деревню], предположительно» (Кун 2015: 153 ). 2:11) передан анекдот В Мидраше Рабба ( Кохелет Раба , где Адриан спросил раввина Иеошуа б. Ханании о превосходстве Земли Израиля над другими землями, особенно там, где Писание (Второзаконие 8:9) приписывает стране, что это «земля, в которой вы будете есть хлеб без скудости, [и] не будете иметь недостатка ни в чем» в нем». Когда его спросили, может ли страна произвести для него три вещи: перца , фазанума и . шелка , раввин привез ему горошины перца из Насханы, фазанов из Хайдана и шелк из Гуш-Халава , то есть место считалось как в собственно Земле Израиля
- ↑ В Иерусалимском Талмуде ( Шекалим 6:2), после упоминания озера Хула и Галилейского моря , Сайдан затем упоминается как место, где было изобилие различных видов рыбы, как упоминается в Иезекииля 47:8–10. и где об одной реке было сказано, что «рыба их будет по роду своему». Кляйн предположил, что этот Сайдан относится к Вифсаиде, расположенной вдоль реки Иордан (Кляйн 1915: 167–168). [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение Вифсаиды» . Словарь.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ «Где библейская Вифсаида, где Иисус ходил по воде? Случай с курганом на реке Иордан» . Рут Шустер для газеты Haaretz . 19 августа 2020 г. Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Франц, Гордон (10 ноября 2007 г.). «Напиши и расскажи: Раскопки в Вифсаиде» . PlymouthBrethren.org (2-й, переработанный и обновленный на основе опубликованного в журнале «Археология в библейском мире» , (1995) 3/1: 6–11 изд.) . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Иштори Хапарчи , Кафтор ва-Ферах об. 2 (3-е издание, опубликовано под редакцией Авраама Йосефа Хавацелета), глава 11, Иерусалим, 2007 г., стр. 2. 54 (прим. 30) (иврит).
- ^ Плиний Старший (1947). Х. Рэкхэм (ред.). Естественная история . Том. 2. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 275 (книга v, глава xv, раздел 71).
- ^ Иосиф Флавий, Еврейская война 3.10.7
- ^ Рами Арав и Ричард Фройнд (ред.), Вифсаида: город на северном берегу Галилейского моря , том. 3, Государственный университет Трумэна, 2004 г., с. хii , ISBN 1-931112-38-Х
- ^ Цафрир, Йорам (1986). «Карты, которыми пользовался Феодосий: на картах паломников Святой Земли и Иерусалима в шестом веке нашей эры». Документы Думбартон-Окса . 40 : 129–145. дои : 10.2307/1291534 . JSTOR 1291534 .
- ^ Феодосий Архидиакон (1893). О топографии Святой Земли . Перевод Дж. Х. Бернарда. Лондон: Текстовое общество палестинских паломников. п. 8.
- ^ Шпигель, Ноа и Шустер, Рут. «Потерянный дом апостолов Иисуса только что был найден, говорят археологи» , «Гаарец » , 6 августа 2017 г.
- ^ Пфистер, Сэмюэл ДеВитт. «Где библейская Вифсаида?» , Bible History Daily , Библейское археологическое общество, 16 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Филипп Бостром (20 июля 2016 г.). «Мощные укрепления, найденные археологами, показывают, что царство Гешур сильнее мысли» . Гаарец . Проверено 20 июля 2016 г.
- ^ Управление древностей Израиля , Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2008 год , Разрешение на обследование № G-31; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2009 год , Разрешение на изыскания № G-45; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2010 год , Разрешение на изыскания № G-42; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2014 год , разрешение на изыскания № G-46.
- ^ Ф.Д. Трош, «Древние методы рыбной ловли и рыболовные угодья в Галилейском озере», Ежеквартальный журнал исследований Палестины , 148:4 (2016) 290–291.
- ^ Jump up to: а б «Вифсаида — древняя рыбацкая деревня на берегу Галилейского моря», Министерство иностранных дел Израиля, 21 марта 2000 г.
- ^ Нааман, Надав (2012). «Царство Гешур в истории и памяти». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 26 (1): 92. дои : 10.1080/09018328.2012.704198 . S2CID 73603495 .
- ^ Зиве, Тамара. «Археологи обнаружили ворота в библейский город Зер» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Арье Киндлер, «Монеты тетрарха Филиппа и Вифсаиды», Cathedra 53, сентябрь 1989 г., стр. 26–24 (иврит)
- ^ Иосиф Флавий , Древности 18.2.1. (18.26)
- ^ Э. Гроаг, А. Штайн, Л. Петерсен – и.а. (ред.), Prosopographia Imperii Romani saeculi I, II и III ( PIR ), Берлин, 1933 – L 301
- ^ Флавий Иосиф Флавий , Еврейские древности , XVIII, ii, 1; Еврейская война , II, ix, 1; III, х, 7; Житие Иосифа Флавия , 72.
- ^ Jump up to: а б с д Ноа Шпигель и Рут Шустер (6 августа 2017 г.). «По словам археологов, только что был найден потерянный дом апостолов Иисуса» . Гаарец .
- ^ Шустер, Рут (18 июля 2019 г.). «Церковь Апостолов, найденная у Галилейского моря, утверждают археологи» . Гаарец . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «Церковь апостолов обнаружена в Вифсаиде, сообщает CSAJCO» . www.prnewswire.com . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Авиам, Мордехай; Нотли, Р. Стивен (2021). «В поисках города апостолов» . Новый Завет . 63 (2): 143–158. дои : 10.1163/15685365-12341710 . ISSN 0048-1009 .
- ^ Вайцман, Стивен. «Раскопана древняя церковь в Галилее, предположительно являвшаяся домом апостолов Петра и Андрея» . www.timesofisrael.com . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ «Археологи находят мольбу к Святому Петру в ранней церкви на берегу Галилейского моря» . Гаарец .
- ^ Ди Сеньи, Лия; Ашкенази, Джейкоб; Авиам, Мардохей; Нотли, Р. Стивен (2023). «Греческие надписи из церкви Святого Петра в Вифсаиде (эль-Арай)» . Бесплатное объявление . 73 : 365–384. дои : 10.1484/J.LA.5.141408 . ISSN 0081-8933 .
- ^ Шустер, Рут (08 ноября 2023 г.). «Археологи, возможно, нашли традиционный дом апостолов Иисуса у Галилейского моря» . Гаарец . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Хейпель, Эди (24 августа 2022 г.). «Считается, что найден дом Святого Петра» . Католическое информационное агентство . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, xx, 4.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейские древности , XVIII, i, l.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности , XVIII, i, 6.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, xx, 6.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, ix, 1.
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Жизнь Флавия Иосифа Флавия , 59.
- ^ Уильям Сэндей , Священные места Евангелий , 42.
- ^ Жан Ришар, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 . п. 298.
- ^ Джонатан Ховард (2011). Крестовые походы: история одной из самых эпических военных кампаний всех времен . Учебные пособия BookCaps [для Kindle; «Голгофа Пресс» в мягкой обложке]. ISBN 9781610428040 . Проверено 12 мая 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фройнд, Ричард А. (1995). «Поиски Вифсаиды в раввинистической литературе». Вифсаида: город на северном берегу Галилейского моря . 1 . Кирксвилл, Миссури: Издательство Университета Томаса Джефферсона.
- Кляйн, С. (1915). «Еврейские топонимы у Иосифа Флавия». Ежемесячный журнал по истории и науке иудаизма (на немецком языке). 59 (7/9). Вроцлав: 167–168. JSTOR 23080489 .
- Кун, Хайнц-Вольфганг (2015). Вифсаида – Юлия (et-Tell), первые двадцать пять лет раскопок (1987–2011) . Ванденхёх и Рупрехт. ISBN 978-3-525-54025-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арав Р. и Р.А. Фрейнд (2004) Вифсаида: город на северном берегу Галилейского моря Государственный университет Трумэна. ISBN 978-1-931112-39-0 .
- Вифсаида: древняя рыбацкая деревня на берегу Галилейского моря , 2001 г., Министерство иностранных дел Израиля.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бетсаида, Жаклин Шаалье
- «Археологи обнаруживают затерянный дом апостолов Иисуса», Беньямин Коэн, The Grapevine, 7 августа 2017 г.
- В эту статью включен текст из Международной стандартной библейской энциклопедии статьи «Вифсаида» , публикации, которая сейчас находится в свободном доступе .
- Вифсаида 3000-летней давности — Исторические места Израиля на YouTube
- Вифсаида
- Населенные пункты, основанные в 10 веке до нашей эры.
- Населенные пункты, ликвидированные в VIII веке.
- Археологические открытия 1987 г.
- Новозаветные города
- Арамейские слова и фразы Нового Завета
- Рыболовные сообщества
- Древние еврейские поселения Галилеи
- Древние еврейские поселения на Голанских высотах
- Спорные библейские места
- Галилейское море
- Филипп Тетрарх