Jump to content

Вифсаида

Координаты : 32 ° 54'36 "N 35 ° 37'50" E  /  32,91000 ° N 35,63056 ° E  / 32,91000; 35.63056
Вифсаида
Бейт Цида   ( иврит )
Бефсаида расположена на Голанских высотах.
Вифсаида
Показано на Голанских высотах.
Альтернативное название Вифсаида   ( арабский )
Расположение Голанские высоты
Координаты 32 ° 54'36 "N 35 ° 37'50" E  /  32,91000 ° N 35,63056 ° E  / 32,91000; 35.63056
История
Основан 1 век до н.э.
Заброшенный 65 г. н.э.

Вифсаида ( / b ɛ θ ˈ s . ɪ d ə / beth- SAY -id-ə ; [ 1 ] с древнегреческого : Βηθσαϊδά , романизированного : Bethsaida ; с арамейского и иврита : בֵּית צַידָה , латинизировано : Bēṯ Ṣaiḏā , букв. « Дом рыбака» или «Дом охотника» от еврейского корня צ-י-ד ; [ 2 ] [ 3 ] Арабский : بيت صيدا , латинизированный : Байт Кайда ), также известный как Юлия или Юлия (древнегреческий: Ἰουλία , латинизированный: Ioulía ), — ​​это место, упомянутое в Новом Завете . Юлия лежала в административном районе, известном как Гаулонитис . Историки предположили, что это имя также упоминается в раввинской литературе под эпитетом Кайдан (иврит: צַידָן ). [ а ] [ б ]

Новый Завет

[ редактировать ]

Согласно Иоанна 1:44 , Вифсаида была родным городом апостолов Петра , Андрея и Филиппа . В Евангелии от Марка ( Марка 8:22–26 ) сообщается, что Иисус вернул зрение слепому в месте недалеко от древней деревни Вифсаида. В Евангелии от Луки 9:10–11 Иисус чудесным образом насыщает пять тысяч человек возле Вифсаиды.

Плиний Старший в своей «Естественной истории » помещает Вифсаиду на восточном берегу Галилейского моря . [ 5 ] Историк Иосиф Флавий сообщает, что город Вифсаида (в то время называвшийся Юлией) находился в 120 стадиях от озера Семехонитис , недалеко от реки Иордан , впадающей в середину Галилейского моря. [ 6 ] De Situ Terrae Sanctae , отчет VI века, написанный архидьяконом Феодосием, описывает местоположение Вифсаиды по отношению к Капернауму , говоря, что она находилась в 6 милях (9,7 км) от Капернаума. [ 7 ] [ 8 ] Говорят, что расстояние между Вифсаидой и Панеасом составляло 50 миль (80 км). [ 9 ]

Хотя считается, что Вифсаида расположена на северном берегу Галилейского моря, в долине Вифсаиды , среди ученых существуют разногласия относительно того, где именно. С девятнадцатого века в качестве возможного местонахождения библейской Бецаиды рассматривались три места: бедуинская деревня Месадие ; небольшое заброшенное поселение Эль-Арадж (Бейт ХаБек, «Дом бея»); и археологический памятник ( тел ) Эт-Телл . [ 10 ] Со временем последние два места стали казаться более вероятными. В то время как Мессадие и Эль-Араж находятся ближе к Галилейскому морю, в Эт-Телле можно увидеть значительные археологические находки, включая фрагменты рыболовных снастей.

Археология

[ редактировать ]
  • Эт-Телл , участок на восточном берегу реки Иордан, продвигается в рамках проекта раскопок Вифсаиды, возглавляемого Рами Аравом.
  • Эль-Арадж ( 32 ° 53'36 "N 35 ° 37'09" E  /  32,893322 ° N 35,619139 ° E  / 32,893322; 35.619139 ) предложен второй группой под руководством Мордехая Авиама под эгидой Центра исследований Святой Земли (CHLS). [ 11 ]

Археологи склонны соглашаться с тем, что столица царства Гешур находилась в Эт-Телле, месте, которое также было населено в меньших масштабах в первые века до нашей эры и нашей эры и иногда отождествлялось с городом Вифсаида, известным в Новом Завете . [ 12 ]

Первые раскопки на этом месте были проведены в 1987–1989 годах Научно-исследовательским институтом Голан. В 2008–2010 и 2014 годах археологические раскопки на этом месте проводил Рами Арав по поручению Университета Небраски в Омахе, штат Небраска . [ 13 ] По словам Арава, руинами Эт-Теля называют Вифсаиду, руины на восточном берегу Иордана, на возвышенности, в 2 км (1,2 мили) от моря. Однако такое расстояние создает проблему, поскольку если бы это была рыбацкая деревня , то она располагалась бы далеко от берега Галилейского моря. В попытке решить проблему следующие гипотезы были выдвинуты :

  1. Тектонический рифтоген привел к поднятию Эт-Телла (участок расположен на разломе Великого Африкано-Сирийского рифта).
  2. Уровень воды упал из-за увеличения использования населения и орошения земель . Фактически, раскопки гавани Магдалы доказали, что древний уровень воды был намного выше, чем сегодня. [ 14 ]
  3. Дельта реки Иордан счет расширилась за отложений . [ 15 ]

Бронзовый и железный века

[ редактировать ]
Внутри городских ворот железного века, et-Tell
Храм со стоячими камнями у городских ворот железного века, Эт-Телл

Раскопки показывают, что поселение было основано в 10 веке до нашей эры, в библейский период. [ 15 ] Эт-Телл был заселен как в бронзовом , так и в железном веке . Расположенный там город-крепость исследователи связывают с библейским царством Гешур . [ нужна ссылка ]

Впечатляющие археологические находки, в основном городские ворота Страта V, датируются пост-гешуритским 8-м веком до нашей эры, но по состоянию на 2016 год есть признаки того, что археологи близки к обнаружению 10-го века до нашей эры, а именно: гешурит, городские ворота. также. [ 12 ] Место Эт-Телл могло быть самым большим и сильным городом к востоку от долины реки Иордан в эпоху II железного века. [ 16 ]

В июле 2018 года группа из двадцати археологов под руководством Рами Арава обнаружила сооружение, идентифицированное как городские ворота. [ сомнительно обсудить ] Они предварительно отождествили город с библейским Зером, именем, использовавшимся в период Первого Храма . [ 17 ]

Эллинистический и римский периоды

[ редактировать ]

Эт-Телл был заселен в меньших масштабах в первые века до нашей эры и нашей эры, чем в бронзовый век и железный век. [ 12 ] В ходе археологических раскопок на этом месте были обнаружены рыболовные снасти , в том числе свинцовые гири, используемые для изготовления рыболовных сетей , а также швейные иглы для ремонта рыболовных сетей. города Результаты показывают, что большая часть экономики была основана на рыболовстве в Галилейском море. Две серебряные монеты 143 г. до н.э., а также славянские. [ сомнительно обсудить ] бронзовые монеты, бронзовые монеты времен Александра Яннея , царя династии Хасмонеев (годы правления ок. 103–76 до н. э.), и одна монета времен Филиппа Тетрарха (сына Ирода Великого ), правителя Васана . (годы правления 4 г. до н. э. – 34 г. н. э.), были обнаружены на этом месте. [ 18 ] Филипп Тетрарх применил имя «Юлия» ( греч . Ἰουλιάδα ) к месту, которое он назвал в честь дочери Цезаря. [ 19 ]

Аль-Араж

[ редактировать ]

Расположение: 32 ° 53'36 "N 35 ° 37'09" E  /  32,893322 ° N 35,619139 ° E  / 32,893322; 35.619139

По сообщению Иосифа Флавия , примерно в 30/31 году н. э. (или 32/33 н. э.) Филипп возвёл деревню Вифсаида в Нижнем Гауланитисе в ранг полиса и переименовал её в «Юлиас», в честь Ливии , также называемой Юлией Августой, [ 20 ] жена Августа . Он находился недалеко от того места, где Иордан впадает в Галилейское море . [ 21 ]

Юлия/Вифсаида была городом к востоку от реки Иордан , в «пустынном месте» (то есть на невозделанной земле, используемой для выпаса скота ), если это то место, куда Иисус удалился на лодке со своими учениками, чтобы немного отдохнуть (см. Марка). 6:31 и Луки 9:10 ). Толпа, следовавшая пешком по северному берегу озера, переправилась бы через Иордан по броду в его устье, которым и по сей день пользуются пешие путешественники. «Пустыня» повествования — это всего лишь баррие арабов, куда выгоняют животных на пастбище. «Зеленая трава» в Марка 6:39 и «много травы» в Иоанна 6:10 указывают на какое-то место на равнине Эль-Батейха , на богатой почве которого трава зеленая и обильная по сравнению с скудный травостой на более высоких склонах. [ нужна ссылка ]

В 2017 году археологи объявили об открытии римской бани в Эль-Арадже, что рассматривается как доказательство того, что это место было полисом в период Римской империи . [ 22 ] Баня располагалась ниже византийского слоя, с промежуточным слоем грязи и глины , что указывало на перерыв в оккупации между 250 и 350 годами нашей эры. [ 22 ] Они также нашли остатки византийского церковного здания , соответствующие описанию путешественника 750 года нашей эры. [ 22 ] На основании этих открытий археологи полагают, что Эль-Арадж теперь является наиболее вероятным кандидатом на местонахождение Вифсаиды. [ 22 ]

В 2019 году то, что некоторые называют Церковью Апостолов, было раскопано командой раскопок Эль-Араджа в течение четвертого сезона на месте Вифсаида-Юлия /Бейтаббак (Эль-Арадж), на северном берегу Галилейского моря , недалеко от места, где Река Иордан впадает в озеро. Раскопки проводили профессор Мордехай Авиам из колледжа Кинерет и профессор Р. Стивен Нотли из колледжа Найак . Некоторые полагают, что эта церковь византийского периода была построена над домом братьев-апостолов Петра и Андрея. Раскопаны были только южные помещения церкви. В некоторых раскопанных помещениях были обнаружены хорошо сохранившийся декоративный мозаичный пол, мозаика из позолоченного стекла и мраморный алтарь, украшенный венком. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] По словам профессора Нотли:

У нас есть римская деревня, в ней есть керамика, монеты, а также каменные сосуды , которые типичны для еврейской жизни первого века, поэтому теперь мы усиливаем наше предположение и идентификацию того, что Эль-Арадж является гораздо лучшим кандидатом на роль Вифсаиды, чем -Рассказывать. [ 26 ]

В 2022 году археологическая группа обнаружила большую мозаику возрастом более 1500 лет, содержащую надпись. Это называет Святого Петра «главой и командиром небесных апостолов». и упоминает дарителя по имени «Константин, раб Христов». Эта терминология соответствует византийскому использованию. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Из-за этого Нотли сказал, что это «укрепляет наш аргумент о том, что [ее] следует считать ведущим кандидатом на Вифсаиду первого века». [ 30 ]

Эль-Месидия

[ редактировать ]

Эль-Месидия, также пишется как эль-Месадия, является третьим, но обычно считается наименее вероятным. Он расположен на нынешней береговой линии, но предварительные раскопки, в том числе с использованием георадара, первоначально выявили лишь небольшое количество руин, датируемых довизантийским периодом . Некоторые были склонны отдавать предпочтение Эль-Месадии, которая стоит на искусственном холме примерно в 1,5 милях (2,4 км) от устья реки Иордан. Однако имя по происхождению радикально отличается от Вифсаиды. Заменить слово « sād » легко, но вставить гортанное «ain» невозможно. [ нужна ссылка ]

Одна или две Вифсаиды?

[ редактировать ]

Многие ученые [ ВОЗ? ] утверждают, что все упоминания Вифсаиды в Новом Завете относятся к одному месту, а именно к Вифсаиде Юлии. Аргументы за и против этой точки зрения можно резюмировать следующим образом.

Галилея огибала озеро, включая большую часть равнинного побережья на востоке. Таким образом , Гамала на восточном берегу находилась под юрисдикцией Иосифа Флавия , который командовал Галилеей. [ 31 ] Иуда из Гамалы [ 32 ] его еще называют Иудой Галилейским . [ 33 ] Если Гамала, расположенная высоко на склоне, возвышающемся над восточным берегом моря, находилась в Галилее, то a fortiori Вифсаиду, город, расположенный на самом берегу Иордана, можно было бы назвать Галилеей.

Иосиф Флавий поясняет, что Гамала, хотя и была присоединена к его юрисдикции, находилась не в Галилее, а в Гауланитисе . [ 34 ] Даже если бы Иуда родился в Гамале и поэтому мог бы по праву называться гауланитянином, он, как и другие, мог бы стать известным как принадлежащий к провинции, в которой прошла его активная жизнь. Например, «Иисус из Назарета » родился в Вифлееме в Иудее . Иосиф Флавий также прямо говорит, что Вифсаида находилась в Нижней Гауланитисе. [ 35 ] Далее Лука помещает страну гедарин по другую сторону моря от Галилеи ( Лк. 8:26) – antipéra tês Galilaías («против Галилеи»).

  • Переход на другую сторону – eis tò péran ( Марка 6:45) – не обязательно подразумевает переход с западного берега озера на восточный, поскольку Иосиф Флавий использует глагол diperaióō , обозначающий переход из Тивериады в Тарихеи . [ 36 ] Но
    1. это включало переход из точки на западе в точку на южном берегу, «пересекая» две значительные бухты; тогда как, если бы лодка отправилась из любой точки Эль-Батейхи, до которой мы, кажется, ограничены «много травы» и определением района как принадлежащего Бефсаиде, чтобы плыть в Эт-Телл или Эль-Арадж, нужно было проехать не более пары миль по инерции, не пересекая залива. [ нужна ссылка ]
    2. Невозможно привести ни одного случая, когда фраза eis tò péran определенно означает что-либо иное, кроме «на другую сторону». [ нужна ссылка ]
    3. Марк говорит, что лодка начала плыть на другой берег, к Вифсаиде, а Иоанн дает направление «по морю в Капернаум» ( Ин. 6:17 ). Таким образом, оба города находились практически на одной линии. Теперь нет никаких сомнений в том, что Капернаум находился «на другой стороне», и нет никаких предположений, что лодка сбилась с курса; и совершенно очевидно, что, плывя к Капернауму, будь то Телль-Хум или Хан-Мине , [ сомнительно обсудить ] оно никогда не достигнет Вифсаиды Юлии [ сомнительно обсудить ] [ нужна ссылка ]
  • слова Марка ( Марка 6:45 ): Напрашиваются [ 37 ] были истолкованы слишком строго: ведь Евангелие было написано, вероятно, в Риме, а автор его был уроженцем не Галилеи, а Иерусалима. Поэтому отсутствие точности в топографических точках не должно нас удивлять. Но, как мы видели выше, «недостаток точности» также следует приписать автору Иоанна 6:17 . Соглашение этих двух сторон способствует строгому толкованию. Далее, если Евангелие от Марка воплощает в себе воспоминания Петра, трудно было бы найти более надежный источник топографических подробностей, связанных с морем, на котором прошла его рыбацкая жизнь. [ нужна ссылка ]

В поддержку теории единого города далее утверждается, что

    1. Иисус удалился в Вифсаиду, как находящуюся под юрисдикцией Филиппа, когда услышал об убийстве Иоанна Крестителя Иродом Антипой , и не стал бы снова искать территории последнего так скоро после того, как покинул их.
    2. Средневековые путевые заметки отмечают только одну Вифсаиду.
    3. Восточное побережье моря было определенно присоединено к Галилее в 84 г. н.э., и Птолемей (ок. 140 г.) помещает Юлию в Галилею. Поэтому важно, что только в Четвертом Евангелии говорится о «Вифсаиде Галилейской».
    4. Вряд ли две Вифсаиды могли находиться так близко друг к другу.

Но:

    1. Не сказано, что Иисус пришел сюда для того, чтобы покинуть территорию Антипы и перейти на территорию Филиппа; и ввиду Марка 6:30 и Луки 9:10 вывод из Матфея 14:13 о том, что он сделал это, необоснован.
    2. Вифсаида средневековых писателей, очевидно, находилась на западе от реки Иордан. Если бы она лежала на востоке, то немыслимо, чтобы никто из них не упомянул реку в этой связи.
    3. Если Евангелие от Иоанна было написано лишь во II веке, то апостол Иоанн не был тем же человеком, что и автор Иоанн Богослов . Но это очень сомнительное предположение. Иоанн, писавший после 84 г. н. э., вряд ли использовал бы фразу «Вифсаида Галилейская» для места, недавно присоединенного к этой провинции, поскольку он писал на расстоянии от места происшествия и вспоминал прежние знакомые условия.
    4. Учитывая частое повторение имен в Палестине, близость двух Вифсаид не вызывает затруднений. Обилие рыбы в каждом месте послужило веской причиной повторения этого названия.

1217 битва

[ редактировать ]

Во время Пятого крестового похода хорошо оснащенная армия крестоносцев под предводительством венгерского короля Андрея II разгромила султана Аль-Адиля I в Вифсаиде на реке Иордан 10 ноября 1217 года. Мусульманские войска отступили в свои крепости и города. [ 38 ] [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Исторический географ Сэмюэл Кляйн полагает, что это место следует узнать по имени Кайдан из Мишны Гиттин 7:5, Мишны Авода Зара 3:7, Мишны Гиттин 4:7 ( BT Gittin 46a) и Иерусалимского Талмуда ( Шехалим 6:2) . ). Кляйн писал: «`Вифсаида = Юлия при впадении Иордана в озеро, [место], не подтвержденное в еврейской традиции.` (Сх.) – Однако я подозреваю, что Вифсаида встречается в талмудической литературе под названием Кайдан ... .Тот факт, что имени Хайдан ( ציידן ) не предшествует слово «Бет» ( בית ), не представляет трудности в объяснении того, что эти два имени идентичны, поскольку подобные вещи более распространены среди галилейских имен (например, Маон и Мерон ; Бет -Маон и Бет-Мерон )» (Кляйн 1915:167–168). Герберт Дэнби ​​в своем английском переводе Мишны ошибочно транслитерировал имя собственное צידן во всех местах как « Сидон » в Финикии, хотя Сидон почти всегда пишется на иврите как צִידוֹן с вау ( ו ). Марк Ястроу также придерживается общего мнения, что צידן — это не кто иной, как Сидон Финикийский. И наоборот, йеменцы Вавилонский Талмуд , акцентированный Йосефом Амиром, различает эти два места, назначая гласные патах и ​​камас для хайдана = צַידָן , а хирак и холам для финикийского города Сидон = צִידוֹן . Немецкий теолог Х.В. Кун , цитируя археолога Рихарда А. Фройнда (Freund 1995:267–311), далее поддерживает эту точку зрения и пишет: «Раввинистическая литература, в которой появляется Вифсаида, как уже упоминалось, никогда не называется «Юлией», а скорее говорит о «(Бет-)сайде» ( ציידן = Ṣaidan и т. д.; [тогда как] בית ציידן = Beth ṣaidan или что-либо подобное также не встречается в раввинских текстах), поэтому, как и в канонических евангелиях, оно использует это имя для В этих текстах я имею в виду лишь одну [деревню], предположительно» (Кун 2015: 153 ). 2:11) передан анекдот В Мидраше Рабба ( Кохелет Раба , где Адриан спросил раввина Иеошуа б. Ханании о превосходстве Земли Израиля над другими землями, особенно там, где Писание (Второзаконие 8:9) приписывает стране, что это «земля, в которой вы будете есть хлеб без скудости, [и] не будете иметь недостатка ни в чем» в нем». Когда его спросили, может ли страна произвести для него три вещи: перца , фазанума и . шелка , раввин привез ему горошины перца из Насханы, фазанов из Хайдана и шелк из Гуш-Халава , то есть место считалось как в собственно Земле Израиля
  2. В Иерусалимском Талмуде ( Шекалим 6:2), после упоминания озера Хула и Галилейского моря , Сайдан затем упоминается как место, где было изобилие различных видов рыбы, как упоминается в Иезекииля 47:8–10. и где об одной реке было сказано, что «рыба их будет по роду своему». Кляйн предположил, что этот Сайдан относится к Вифсаиде, расположенной вдоль реки Иордан (Кляйн 1915: 167–168). [ 4 ]
  1. ^ «Определение Вифсаиды» . Словарь.com . Проверено 22 декабря 2017 г.
  2. ^ «Где библейская Вифсаида, где Иисус ходил по воде? Случай с курганом на реке Иордан» . Рут Шустер для газеты Haaretz . 19 августа 2020 г. Проверено 24 января 2022 г.
  3. ^ Франц, Гордон (10 ноября 2007 г.). «Напиши и расскажи: Раскопки в Вифсаиде» . PlymouthBrethren.org (2-й, переработанный и обновленный на основе опубликованного в журнале «Археология в библейском мире» , (1995) 3/1: 6–11 изд.) . Проверено 24 января 2022 г.
  4. ^ Иштори Хапарчи , Кафтор ва-Ферах об. 2 (3-е издание, опубликовано под редакцией Авраама Йосефа Хавацелета), глава 11, Иерусалим, 2007 г., стр. 2. 54 (прим. 30) (иврит).
  5. ^ Плиний Старший (1947). Х. Рэкхэм (ред.). Естественная история . Том. 2. Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 275 (книга v, глава xv, раздел 71).
  6. ^ Иосиф Флавий, Еврейская война 3.10.7
  7. ^ Рами Арав и Ричард Фройнд (ред.), Вифсаида: город на северном берегу Галилейского моря , том. 3, Государственный университет Трумэна, 2004 г., с. хii , ISBN   1-931112-38-Х
  8. ^ Цафрир, Йорам (1986). «Карты, которыми пользовался Феодосий: на картах паломников Святой Земли и Иерусалима в шестом веке нашей эры». Документы Думбартон-Окса . 40 : 129–145. дои : 10.2307/1291534 . JSTOR   1291534 .
  9. ^ Феодосий Архидиакон (1893). О топографии Святой Земли . Перевод Дж. Х. Бернарда. Лондон: Текстовое общество палестинских паломников. п. 8.
  10. ^ Шпигель, Ноа и Шустер, Рут. «Потерянный дом апостолов Иисуса только что был найден, говорят археологи» , «Гаарец » , 6 августа 2017 г.
  11. ^ Пфистер, Сэмюэл ДеВитт. «Где библейская Вифсаида?» , Bible History Daily , Библейское археологическое общество, 16 июня 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б с Филипп Бостром (20 июля 2016 г.). «Мощные укрепления, найденные археологами, показывают, что царство Гешур сильнее мысли» . Гаарец . Проверено 20 июля 2016 г.
  13. ^ Управление древностей Израиля , Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2008 год , Разрешение на обследование № G-31; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2009 год , Разрешение на изыскания № G-45; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2010 год , Разрешение на изыскания № G-42; Разрешение на экскаваторы и раскопки на 2014 год , разрешение на изыскания № G-46.
  14. ^ Ф.Д. Трош, «Древние методы рыбной ловли и рыболовные угодья в Галилейском озере», Ежеквартальный журнал исследований Палестины , 148:4 (2016) 290–291.
  15. ^ Jump up to: а б «Вифсаида — древняя рыбацкая деревня на берегу Галилейского моря», Министерство иностранных дел Израиля, 21 марта 2000 г.
  16. ^ Нааман, Надав (2012). «Царство Гешур в истории и памяти». Скандинавский журнал Ветхого Завета . 26 (1): 92. дои : 10.1080/09018328.2012.704198 . S2CID   73603495 .
  17. ^ Зиве, Тамара. «Археологи обнаружили ворота в библейский город Зер» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Проверено 11 июля 2018 г.
  18. ^ Арье Киндлер, «Монеты тетрарха Филиппа и Вифсаиды», Cathedra 53, сентябрь 1989 г., стр. 26–24 (иврит)
  19. ^ Иосиф Флавий , Древности 18.2.1. (18.26)
  20. ^ Э. Гроаг, А. Штайн, Л. Петерсен – и.а. (ред.), Prosopographia Imperii Romani saeculi I, II и III ( PIR ), Берлин, 1933 – L 301
  21. ^ Флавий Иосиф Флавий , Еврейские древности , XVIII, ii, 1; Еврейская война , II, ix, 1; III, х, 7; Житие Иосифа Флавия , 72.
  22. ^ Jump up to: а б с д Ноа Шпигель и Рут Шустер (6 августа 2017 г.). «По словам археологов, только что был найден потерянный дом апостолов Иисуса» . Гаарец .
  23. ^ Шустер, Рут (18 июля 2019 г.). «Церковь Апостолов, найденная у Галилейского моря, утверждают археологи» . Гаарец . Проверено 17 августа 2019 г.
  24. ^ «Церковь апостолов обнаружена в Вифсаиде, сообщает CSAJCO» . www.prnewswire.com . Проверено 17 августа 2019 г.
  25. ^ Авиам, Мордехай; Нотли, Р. Стивен (2021). «В поисках города апостолов» . Новый Завет . 63 (2): 143–158. дои : 10.1163/15685365-12341710 . ISSN   0048-1009 .
  26. ^ Вайцман, Стивен. «Раскопана древняя церковь в Галилее, предположительно являвшаяся домом апостолов Петра и Андрея» . www.timesofisrael.com . Проверено 17 августа 2019 г.
  27. ^ «Археологи находят мольбу к Святому Петру в ранней церкви на берегу Галилейского моря» . Гаарец .
  28. ^ Ди Сеньи, Лия; Ашкенази, Джейкоб; Авиам, Мардохей; Нотли, Р. Стивен (2023). «Греческие надписи из церкви Святого Петра в Вифсаиде (эль-Арай)» . Бесплатное объявление . 73 : 365–384. дои : 10.1484/J.LA.5.141408 . ISSN   0081-8933 .
  29. ^ Шустер, Рут (08 ноября 2023 г.). «Археологи, возможно, нашли традиционный дом апостолов Иисуса у Галилейского моря» . Гаарец . Проверено 1 мая 2024 г.
  30. ^ Хейпель, Эди (24 августа 2022 г.). «Считается, что найден дом Святого Петра» . Католическое информационное агентство . Проверено 4 апреля 2024 г.
  31. ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, xx, 4.
  32. ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейские древности , XVIII, i, l.
  33. ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности , XVIII, i, 6.
  34. ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, xx, 6.
  35. ^ Флавий Иосиф Флавий, Еврейская война , II, ix, 1.
  36. ^ Флавий Иосиф Флавий, Жизнь Флавия Иосифа Флавия , 59.
  37. ^ Уильям Сэндей , Священные места Евангелий , 42.
  38. ^ Жан Ришар, Крестовые походы, ок. 1071 – ок. 1291 . п. 298.
  39. ^ Джонатан Ховард (2011). Крестовые походы: история одной из самых эпических военных кампаний всех времен . Учебные пособия BookCaps [для Kindle; «Голгофа Пресс» в мягкой обложке]. ISBN  9781610428040 . Проверено 12 мая 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea1a96adef667779764d3036fad08328__1723045740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/28/ea1a96adef667779764d3036fad08328.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bethsaida - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)