Jump to content

Марта

(Перенаправлено с Марфы Вифанской )

Марта из Вифании
Святая Марфа из Вифании слева, Иисус в доме Марфы и Марии, картина Гарольда Коппинга.
Девственник
Рожденный вероятно, провинция Иудея , Римская империя
Умер традиционно Ларнака , Кипр , Римская империя
или
Тараскон , Нарбонская Галлия , Римская империя.
Почитается в Католическая церковь , Восточное христианство , Англиканская община , Лютеранская церковь
канонизирован Предварительное собрание
Праздник 29 июля (католики, англикане, лютеране), 4 июня (православные)
Атрибуты метла ; ключи ; Тараск ; [1]
Покровительство дворецкие ; повара ; врачи-диетологи; домашняя прислуга; домохозяйки; владельцы отелей; горничные; домохозяйки; трактирщики; работники прачечной; горничные; слуги; серверы; одинокие мирянки; путешественники; Тараскон ; Вильяхойоса , Испания; Патерос , Филиппины; Малагасанг II, Имус , Кавите, Филиппины

Марфа ( арамейский : מָרְתָא) — библейский персонаж, описанный в Евангелиях от Луки и Иоанна . Вместе со своими братьями и сестрами Лазарем и Марией из Вифании она описана как жившая в деревне Вифания недалеко от Иерусалима . Она была свидетельницей того, как Иисус воскресил ее брата Лазаря .

Этимология имени

[ редактировать ]

Имя Марта является латинской транслитерацией греческого койне Μάρθα, которое само по себе является транслитерацией арамейского מָרְתָא ‎ Mârtâ , «госпожа» или «госпожа», от מרה «госпожа», женского рода от מר «господин». Арамейская форма встречается в набатейской надписи, найденной в Путеолах , а ныне в Неаполитанском музее ; он датирован 5 годом нашей эры (Corpus Inscr. Semit., 158); также в надписи на Пальмирене , где греческий перевод имеет форму Marthein . [2]

Библейские ссылки

[ редактировать ]

В Евангелии от Луки Иисус посещает дом двух сестер по имени Мария и Марфа . Две сестры противопоставлены: Марфа была «о многом обременена», пока Иисус был их гостем, а Мария выбрала «лучшую часть» - слушать беседу учителя. [3] Не записано ни названия их деревни, ни (в отличие от Иоанна 11:18) нет никаких упоминаний о том, был ли Иисус недалеко от Иерусалима. Библейский комментатор Генрих Мейер отмечает, что «Иисус еще не может находиться в Вифании , [4] [5] где жили Марфа и Мария [по Евангелию от Иоанна]». [6] Но в Кембриджской Библии для школ и колледжей утверждается, что это «несомненно Вифания». [7]

По дороге Иисус и его ученики пришли в деревню, где женщина по имени Марфа открыла ему свой дом. У нее была сестра по имени Мария, которая сидела у ног Господа и слушала, что Он говорил. Но Марта была отвлечена всеми приготовлениями, которые нужно было сделать. Она подошла к нему и спросила: «Господи, неужели Тебе не важно, что моя сестра оставила меня делать всю работу одну? Скажи ей, чтобы она помогла мне!»
«Марфа, Марфа, — ответил Господь, — о многом ты беспокоишься и огорчаешься, а нужно только одно. Мария избрала то, что лучше, и это у нее не отнимется». [8]

Христос в доме Марфы и Марии , Генрих Семирадский , 1886 г.

В Евангелии от Иоанна Марфа и Мария появляются в связи с двумя событиями: воскрешением из мертвых брата их Лазаря (Ин. 11) и помазанием Иисуса в Вифании (Ин. 12:3).

В рассказе о воскрешении Лазаря Иисус по очереди встречается с сестрами: Марфой, за которой следует Мария. Марфа немедленно идет навстречу пришедшему Иисусу, а Мария ждет, пока ее позовут. Как отмечает один комментатор: «Марфа, более агрессивная сестра, пошла навстречу Иисусу, а тихая и задумчивая Мария осталась дома. Такое изображение сестер согласуется с тем, что содержится в Луки 10:38–42». [9] Разговаривая с Иисусом, обе сестры сокрушаются, что он не прибыл вовремя, чтобы предотвратить смерть их брата: «Господи, если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». [10] Но если ответ Иисуса Марии более эмоционален, то его ответ Марфе — это учение, призывающее ее к надежде и вере:

Когда Марфа услышала, что Иисус придет, она вышла навстречу Ему, а Мария осталась дома. «Господи, — сказала Марфа Иисусу, — если бы Ты был здесь, брат мой не умер бы. Но я знаю, что и теперь Бог даст Тебе все, чего ни попросишь».


Иисус сказал ей: «Брат твой воскреснет».
Марфа ответила: «Я знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день».
Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня будет жить, даже если и умрет; а всякий, живущий и верующий в Меня, никогда не умрет. Веришь ли ты этому?»


«Да, Господи, — сказала она ему, — я верю, что Ты — Христос, Сын Божий, Который должен прийти в мир». [11]

По мере продолжения повествования Марфа зовет свою сестру Марию увидеться с Иисусом. Иисус просит Марию привести его к гробнице Лазаря, где он приказывает убрать камень от входа. Здесь Марфа возражает: «Но, Господи, к этому времени уже стал дурной запах, потому что он был там четыре дня», на что Иисус отвечает: «Разве Я не говорил тебе, что если ты поверишь, то увидишь славу Божию». ?". [12] Затем они убирают камень, и Иисус молится и вызывает Лазаря живым из гроба.

Марфа снова появляется в Иоанна 12: 1–8, где она служит на трапезе в честь Иисуса, на которой также является гостем ее брат. Рассказчик упоминает только, что трапеза происходит в Вифании, тогда как очевидно параллельные рассказы в Евангелиях от Матфея [13] и Марк [14] уточните, что это происходит в доме некоего Симона Прокаженного . Как отмечает «Католическая энциклопедия»: «Мы, конечно, имеем право утверждать, что, поскольку Матфей и Марк помещают сцену в доме Симона, следует понимать, что св. Иоанн говорит то же самое; остается доказать, что Марфа не могла «служить» в доме Саймона». [2] Именно за этой трапезой женщина (сестра Марфы, Мария, по словам Иоанна) умащает Иисуса дорогими духами.

Западные традиции

[ редактировать ]

В средневековом западном христианстве сестру Марфы Марию часто приравнивали к Марии Магдалине . Эта идентификация привела к тому, что Марте также приписали дополнительную информацию:

Мария, Марфа и Лазарь представлены св. Иоанном как жившие в Вифании, но св. Лука, по-видимому, подразумевает, что они, по крайней мере одно время, жили в Галилее ; он не упоминает название города, но, возможно, это была Магдала , и поэтому мы должны, предполагая, что Мария Вифания и Мария Магдалина — одно и то же лицо, понимать наименование «Магдалена». Слова св. Иоанна (11:1), по-видимому, подразумевают перемену места жительства семьи. Возможно также, что Св. Лука заменил случай, упомянутый в главе 10. Сходство между изображениями Марфы, представленными Лукой и Иоанном, весьма примечательно. На знакомом общении Спасителя мира со смиренной семьей, которое изображает св. Лука, св. Иоанн останавливается, когда говорит нам, что «Иисус возлюбил Марфу, и сестру ее Марию, и Лазаря» (11:5). И снова картина беспокойства Марфы (Ин. 11:20–21, 39) согласуется с образом ее, «занятой большим служением» (Лк. 10:40); то же самое и в Иоанна 12:2: «Там приготовили Ему ужин, и Марфа прислуживала». Но св. Иоанн дал нам представление о другой, более глубокой стороне ее характера, когда он изображает ее растущую веру в Божественность Христа (11:20–27), веру, которая послужила поводом для слов: «Я есмь воскресение». и жизнь». Евангелист прекрасно описал перемену, произошедшую с Марфой после этого разговора: «Сказав это, она пошла и тайно позвала Марию, сестру свою, говоря: Учитель пришел и зовет Тебя». [2]

Восточно-православная традиция

[ редактировать ]

В традиции Восточной Православной Церкви , хотя в Евангелиях и не названы так конкретно, Марфа и Мария относились к числу Жен-мироносиц . Эти верные последователи Иисуса стояли на Голгофе во время распятия Иисуса затем рано утром после субботы пришли к его могиле миррой , а (дорогим маслом), согласно еврейской традиции, чтобы помазать тело своего Господа. Жен -мироносицы стали первыми свидетелями Воскресения Иисуса , обнаружив пустую гробницу и услышав радостную весть от ангела. [15]

Православное предание также сообщает, что брат Марфы Лазарь был изгнан из Иерусалима во время гонений на Иерусалимскую Церковь после мученической кончины святого Стефана . Вместе с ним из Иудеи бежала его сестра Марфа, помогая ему в проповеди Евангелия в разных странах. [16] а Мария Магдалина оставалась с апостолом Иоанном и помогала ему в Иерусалимской церкви. По кипрскому преданию, Лазарь и Марфа позже пришли на Кипр , где Лазарь стал первым епископом Киттима (современная Ларнака ). [17] Все трое погибли на Кипре .

Почитание

[ редактировать ]

Марта почитается как святая в Римско-католической церкви и Восточной православной церкви , а также почитается лютеранской церковью и англиканской общиной .Со временем, по мере развития почитания святой Марфы, преобладали образы зрелости, силы, здравого смысла и заботы о других. [18]

Праздничные дни

[ редактировать ]

Римско-католический

[ редактировать ]

Латинская церковь отмечает праздник Марфы, Марии Вифанской и их брата Лазаря . 29 июля [19] Праздник Марфы, классифицируемый как «полудвойной» в Тридентском календаре , стал «простым» в Общем римском календаре Папы Пия XII , «праздником третьего класса» в Общем римском календаре 1960 года и мемориал в нынешнем Общем римском календаре .

До 2021 года литургическое служение совершалось исключительно в честь Марфы, за исключением бенедиктинцев . В том же году Папа Франциск изменил его, чтобы почтить память всей семьи. Далее он уточнил, что, вопреки широко распространенным предположениям, эта Мария была отдельной личностью от Марии Магдалины , называемой Апостолом Апостолов.

Православие

[ редактировать ]

Восточно Восточного Православия и Византийского обряда -католические церкви поминают Марфу и ее сестру Марию 4 июня. Поминают их и коллективно среди жен-мироносиц в Неделю Жен-Мироносиц (третье воскресенье Пасхи , т. е. второе воскресенье после Пасхи). Марфа фигурирует и в празднованиях Лазаревой субботы (накануне Вербного воскресенья ).

лютеранин

[ редактировать ]

Память Марфы отмечается 29 июля в святцах Лютеранской церкви вместе с Марией и Лазарем.

англиканский

[ редактировать ]

Память Марфы также отмечается 29 июля в Святцах святых Епископальной Церкви . [20]

Марту поминают (вместе с Марией и Лазарем ) в англиканской церкви на Малом фестивале 29 июля . [21]

Покровительство

[ редактировать ]
Епархиальный храм Св. Марты и приход Св. Роха в Патеросе , метро Манила , Филиппины . Единственная святыня в Юго-Восточной Азии, посвященная святой Марфе.

Сестры Святой Марты религиозная община , основанная в Антигонише, Новая Шотландия , в 1894 году. [22]

Реликвия из костей святой Марфы, почитаемая в ее епархиальной усыпальнице в Патеросе.

Святой Марфе посвящен ряд церквей, в том числе:

Легенды и мифы

[ редактировать ]

Золотая легенда

[ редактировать ]

Согласно легенде, святая Марфа покинула Иудею после воскресения Иисуса , около 48 года нашей эры, и отправилась в Прованс со своей сестрой Марией (отождествляемой с Марией Магдалиной ) и своим братом Лазарем. Вместе с ними Марта сначала поселилась в Авиньоне (ныне во Франции). « Золотая легенда» , составленная в 13 веке, фиксирует провансальскую традицию:

Святая Марфа, хозяйка Господа нашего Иисуса Христа, родилась в царственной родне. Ее отца звали Сиро, а мать Энчария. Отец ее был герцогом Сирии и приморских мест, а Марфа с сестрой своей владели по наследству матери тремя местами, то есть замком Магдалины, Вифанией и частью Иерусалима. Нигде не написано, что Марфа когда-либо имела ни мужа, ни человеческого общения, но она, как благородная хозяйка, служила и служила нашему Господу, а также хотела, чтобы ее сестра служила Ему и помогала ей, ибо она думала, что всего мира было недостаточно. обслужить такого гостя.

По вознесении Господа нашего, когда ученики отошли, она с братом своим Лазарем и сестрой своей Марией, а также святым Максимином [фактически фигура III века], который крестил их и которому они были переданы Святым Духом, и многие другие были посажены на корабль пайнимов без парусов, весел и руля, на котором по повелению нашего Господа все они прибыли в Марсель , а затем прибыли на территорию Аквенса или Экса и там обратили людей в веру. к вере. Марфа была прекрасной речью, вежлива и благосклонна к людям. [23]

« Золотая легенда» также описывает величественный образ жизни, который представляли себе Марфа и ее братья и сестры, в статье о Марии Магдалине:

Мария Магдалина носила фамилию Магдала, замок, и родилась в благородной семье, а родители происходили из рода королей. Отца ее звали Кир, а мать ее Евхарида. Она с братом своим Лазарем и сестрой своей Марфой владела замком Магдалой, что в двух милях от Назарета, и Вифанией, замком, близ Иерусалима, а также большой частью Иерусалима, которую они со всем этим оставили среди них. Таким образом, у Марии был замок Магдала, по которому она получила свое имя Магдалина. Лазарю принадлежала часть города Иерусалима, а Марфе — Вифания. И когда Мария предавалась всем телесным наслаждениям, а Лазарь всех предал рыцарству, Марфа, будучи мудрой, благородно управляла частью своего брата, а также своей сестрой, а также своей собственной, и управляла рыцарями, и своими слугами, и беднякам — все необходимое, в чем они нуждались. Тем не менее, после вознесения Господа нашего, все эти вещи продали. [24]

Святая Марфа в Тарасконе

[ редактировать ]
Марта с Тараском, из Часов Генриха VIII

Другая легенда гласит, что затем Марта отправилась в представляло постоянную угрозу для Тараскон, Франция, где чудовище Тараск населения. « Золотая легенда» описывает его как зверя из Галатии; большой дракон , полузверь и полурыба, больше быка, длиннее лошади, с зубами острыми, как меч, и рогами с обеих сторон, головой, как у льва, и хвостом, как у змеи, который жил в некотором лесу между Арль и Авиньон . Держа в руке крест, Марфа окропила зверя святой водой. Накинув ему на шею пояс, она повела прирученного дракона через деревню. [18]

Готическая гробница Святой Марты в Тарасконе

Там жила Марфа, ежедневно занятая молитвами и постами. В конце концов Марта умерла в Тарасконе, где и была похоронена. Ее могила находится в склепе местной Соборной церкви .

Соборная церковь Святой Марты в Тарасконе

Считается, что посвящение Соборной церкви в Тарасконе Святой Марте датируется 9 веком или раньше. Реликвии , найденные в церкви во время реконструкции 1187 года, были идентифицированы как ее и перезахоронены в новой на тот момент святыне. [25] В склепе Соборной церкви находится кенотаф конца 15-го века , также известный как готическая гробница Святой Марты. Это работа Франческо Лаураны , хорватского скульптора итальянской школы, выполненная по заказу короля Рене . В его основании есть два отверстия, через которые к мощам можно было прикоснуться. Он имеет три барельефа, разделенных рифлеными пилястрами, изображающими: слева — Святую Марфу и Тараска; в центре — Святая Мария Магдалина, которую ангелы возносят ввысь; справа — Лазарь в образе епископа Марселя с митрой и посохом. По обе стороны расположены две фигуры: слева — Святой Фронт, епископ Перриге, присутствовавший на похоронах Святой Марты, и справа — Святой Марсель, слуга Марты. [26]

Святая Марта и Вильяхойоса

[ редактировать ]

Город Вильяхойоса в Испании почитает Святую Марту как свою покровительницу и ежегодно отмечает Фестиваль мавров и христиан в ее честь. Этот 250-летний фестиваль посвящен нападению на Вильяхойосу берберских пиратов во главе с Сале-Арраесом в 1538 году, когда, согласно легенде, Святая Марта пришла на помощь горожанам, вызвав внезапное наводнение, уничтожившее вражеский флот. , тем самым не давая корсарам добраться до берега. [27]

Святая Марфа и Патерос

[ редактировать ]
Святая Марта, которую обычно изображают укрощающей Тараска, вместо этого изображается укрощающей гигантского крокодила, который, как полагают, наводнил утиные фермы Патероса .

Традиция рассказывает, что в 1800-х годах жители Патероса, города в Маниле , Филиппины , призвали Святую Марфу (которая, согласно легендам, покорила Тараска) победить крокодила в реке Патерос, который съел их уток. Эти животные были основным источником средств к существованию горожан, поскольку их яйца являются основным ингредиентом деликатеса Балут (оплодотворенное утиное яйцо), которым известен город.

Однажды вечером, в полнолуние, безымянная женщина- баяни (богатырь) пошла к реке, чтобы приручить существо. На берегу реки крокодил увидел свет, окружавший фигуру, которая на самом деле была Святой Марфой. При виде светящейся фигуры существо исчезло, и местная утиная промышленность снова процветала. Жители Патероса приписали это событие Святой Марте, и с тех пор в память об этом событии ежегодно в ее честь проводится грандиозное речное шествие.

Гностическая традиция

[ редактировать ]

Марфа появляется в священном гностическом тексте Пистис София . Воскресший Христос наставляет ее о некоторых покаяниях, которые необходимо совершить, чтобы обрести спасение. Она также делает несколько пророческих толкований различных псалмов . [28]

Изображения в искусстве и литературе

[ редактировать ]
Христос в доме Марфы и Марии , Диего Веласкес , 1618 год.

Сюжет Марты чаще всего встречается в искусстве, начиная с Контрреформации , особенно в 17 веке, когда домашняя обстановка обычно изображается реалистично. Однако оно появляется в некоторых оттоновских циклах Жизни Христа .

Литературные произведения о Марте включают:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Святая Марта» . Saints.sqpn.com, производственная сеть Star Quest .
  2. ^ Jump up to: а б с Папа, Хью (1919). «Святая Марта» . Католическая энциклопедия . Том. 9 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  3. ^ «Мария» . Библейский словарь Истона . 1897.
  4. ^ Луки 13:22
  5. ^ Луки 17:11
  6. ^ «Новогодний комментарий Мейера к Евангелию от Луки 10» . Проверено 11 июня 2016 г.
  7. ^ «Кембриджская Библия для школ и колледжей, комментарий к Евангелию от Луки 10» . Проверено 11 июня 2016 г.
  8. Луки 10:38–42 , Новая международная версия.
  9. ^ Тенни, Меррилл К. Кеннет Л. Баркер и Джон Коленбергер III (ред.). Библейский комментарий Зондервана NIV . Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Zondervan.
  10. ^ Иоанна 11:21, 32.
  11. ^ Иоанна 11:20–27 , Новая международная версия
  12. ^ Иоанна 11:39–40.
  13. ^ Матфея 26: 6–13.
  14. ^ Марка 14:3–9.
  15. ^ «О святых женах-мироносицах» . Женский хор Святых Жен-Мироносиц, Блаувельт, штат Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 15 ноября 2022 г.
  16. ^ «Праведная Мария, сестра Лазаря» . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 г.
  17. ^ «Мария и Марфа, сестры Лазаря» . Греческая православная архиепископия Америки . Архивировано из оригинала 27 августа 2009 г.
  18. ^ Jump up to: а б « Св. Марфа», сестры святой Марфы Антигонской» . Архивировано из оригинала 26 января 2013 г. Проверено 23 апреля 2013 г.
  19. ^ Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN   978-88-209-7210-3 ), с. 398
  20. ^ «Оремус: Июль» . www.oremus.org . Проверено 12 декабря 2023 г.
  21. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 8 апреля 2021 г.
  22. ^ « История общины сестер святой Марфы Антигонской» . Архивировано из оригинала 25 января 2013 года.
  23. ^ «Житие святой Марфы» . текст из Золотой легенды . Архивировано из оригинала 30 марта 2010 г.
  24. ^ «О Марии Магдалине», Legenda Aurea, Книга IV.
  25. ^ Батлер, Албан; Пол Бернс (2000). Жития святых Батлера . Международная издательская группа «Континуум». ISBN  978-0-86012-256-2 . , с. 235.
  26. ^ «Церковь Святой Марты» . Памятники и музеи Тараскона, Официальный сайт туристического офиса Тараскона . Архивировано из оригинала 29 мая 2009 г.
  27. ^ «Фиеста мавров и христиан, события в Аликанте» . Институт туризма Испании . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 г.
  28. ^ «Пистис София: Первая книга Пистис София: Глава 38» . gnosis.org . Проверено 21 июня 2020 г.
  29. ^ Книха апокрифу (2-е изд.). 1945 [1932].
  30. ^ Чапек, Карел (1997). Апокрифические рассказы . Перевод Нормы Комрады. Кэтберд Пресс. п. 188. ИСБН  0945774346 . LCCN   96-54505 .
  31. ^ «ПОЭЗИЯ / Корнуоллские развлечения: Эндрю Браун о корнуэльском поэте Чарльзе» . Независимый . 29 августа 1992 г. Проверено 21 июня 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 79ca56309ee534a1b802d84f2080d6af__1722300000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/af/79ca56309ee534a1b802d84f2080d6af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Martha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)