Саломея (ученица)
Саломея | |
---|---|
![]() Греческая фреска Святой Саломеи | |
Мироносица, Акушерка | |
Умер | 1 век |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 24 апреля и 22 октября ( Общий римский календарь Католической церкви ) 3 августа ( православные , некоторые восточно-католические и лютеранские церкви – Синод штата Миссури ) Воскресенье Жен-Мироносиц ( православные и некоторые восточно-католические ) |
Атрибуты | Кадило |

В Новом Завете Саломея была последовательницей Иисуса , которая ненадолго появляется в канонических евангелиях и апокрифических писаниях. называет ее Марк присутствовавшей при распятии и одной из Жен-мироносиц Иисуса , женщин, нашедших пустую гробницу . Интерпретация далее отождествила ее с другими женщинами, которые упоминаются, но не названы в канонических евангелиях. В частности, ее часто называют женой Зеведея , матерью Иакова и Иоанна , двух из Двенадцати апостолов . [ 1 ] В средневековой традиции Саломея (как Мария Саломея ) считалась одной из Трех Марий , дочерей Святой Анны , что делало ее сестрой или сводной сестрой Марии, матери Иисуса . [ 2 ]
Имя
[ редактировать ]«Саломея» может быть эллинизированной формой еврейского имени, происходящего от корня слова. Шалом , что означает « мир». [ 3 ]
Имя было обычным; кроме знаменитой танцующей « дочери Иродиады », сестру Саломеей звали и , и дочь Ирода Великого , а также царицу Саломею Александру (ум. 67 до н. э.), последнюю самостоятельную правительницу Иудеи.
В канонических Евангелиях
[ редактировать ]В Евангелии от Марка 15:40–41 Саломея упоминается как одна из женщин, присутствовавших при распятии, которая также служила Иисусу: «Были и женщины, смотревшие издали: среди которых была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиф и Саломея, которые также следовали за Ним и служили Ему, когда он был в Галилее, и многие другие женщины, которые последовали за Ним в Иерусалим »( 15:40–41 , Версия короля Иакова ). Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея 27:56 читается так. : «Среди которых была Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать детей Зеведея». Католическая энциклопедия (1913 г.) приходит к выводу, что Саломея из Марка 15:40, вероятно, идентична матери сыновей Зеведея у Матфея; последняя также упоминается в Евангелии от Матфея 20:20, где она просит Иисуса позволить ее сыновьям сидеть с ним в раю. [ 4 ]
У Иоанна при распятии упоминаются три, а может быть, и четыре женщины; на этот раз они названы «матерью Иисуса и сестрой его матери Марией, женой Клеофы , и Марией Магдалиной». (Иоанна 19:25 KJV) Распространенная интерпретация идентифицирует Саломею как сестру матери Иисуса, что делает ее тетей Иисуса. [ 1 ] Традиционные интерпретации связывают Марию, жену Клеопы (третью женщину в Евангелии от Иоанна), с Марией, матерью Иакова, сына Алфея (третьей женщины в Евангелии от Матфея).
В Евангелии от Марка Саломея входит в число женщин, пришедших на гробницу Иисуса, чтобы помазать его тело благовониями. «Когда прошла суббота, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, и Саломея купили сладких ароматов, чтобы прийти и помазать Его». (Марка 16:1 KJV) Они обнаружили, что камень был отвален , и молодой человек в белом затем сказал им, что Иисус воскрес, и велел им сказать ученикам Иисуса, что он встретится с ними в Галилее . В Евангелии от Матфея 28:1 в параллельном отрывке упоминаются две женщины: Мария Магдалина и «другая Мария», ранее упомянутая в Евангелии от Матфея 27:56 как Мария, мать Иакова и Иосии.
Канонические евангелия никогда не заходят так далеко, чтобы называть Саломею « ученицей » («ученицей» mathētēs ), и поэтому ведущие христианские писатели обычно описывают ее как «последовательницу» Иисуса, ссылаясь на женщин, которые «следовали» и «служили» Иисусу (Марка 15:41). Однако критики-феминистки утверждают, что господствующая традиция постоянно недооценивает значение сторонниц Иисуса. [ 5 ]
В неканонических произведениях
[ редактировать ]В Евангелии от Фомы, найденном в Наг-Хаммади, среди « учеников » Иисуса упоминаются две женщины, Саломея и Мария Магдалина (называемая просто «Мария»). Это имя может также обозначать мать Саломеи. Мэри [ нужна ссылка ] , сестра Елизаветы и Анны, мать матери Христа Марии. Так мать Саломеи Мария [ нужна ссылка ] будет двоюродной бабушкой Иисуса, сестрой его бабушки Анны и тетей его матери. [ нужна ссылка ] )
Диатессарон . , который является частью собрания доникейских отцов , разделяет Саломею и мать сыновей Зеведея как две отдельные личности, вопреки традиции, которая их идентифицирует «И стояли вдали все знакомые Иисуса и женщины, пришедшие с Ним из Галилеи, следовавшие за Ним и служившие. Одна из них была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова Младшего и Иосии, и мать сыновей Зеведея и Саломеи и многих других, пришедших с Ним в Иерусалим». (Диатессарон 52:21–23)
Спорное Тайное Евангелие от Марка , на которое ссылаются и цитируют письмо Мар Саба, приписываемое его современными редакторами. [ 6 ] Клименту Александрийскому содержится дальнейшее упоминание о Саломее, которого нет в каноническом Марке в 10:46. Климент цитирует отрывок из своего письма: «Тогда он пришел в Иерихон . И сестра юноши, которого любил Иисус, была там с его матерью и Саломией, но Иисус не принял их». Эти строки восполняют известный пробел в тексте Марка в его нынешнем виде.
В неканоническом греческом Евангелии от египтян (II век) Саломея снова появляется как ученица Иисуса. Она спрашивает его, как долго будет властвовать смерть, и он говорит ей: «Пока женщины рожают, ибо Я прихожу положить конец делам женщины». На это Саломея отвечает: «Тогда я хорошо поступила, что не родила». Из этого текста следует, что существовала ранняя традиция, согласно которой Саломея-ученица была бездетной и, возможно, незамужней.
В Евангелии от Фомы есть упоминание о том, как Иисус возлежал на диване и ел за столом, принадлежавшим Саломее, и она спросила его: «Кто ты, господин, что ты занял свое место на моем ложе и ел с моего стола?» ?" Иисус отвечает: «Я тот, кто от Единого, и что принадлежит Отцу, дано Мне». Саломея отвечает: «Но я твоя ученица», а Иисус отвечает: «Когда ученик объединится, он наполнится светом, но если он разделится, он наполнится тьмой».
Грек Цельс , живший во II веке , написал « Истинную речь», в которой нападал на христианские секты как на угрозу римскому государству. Он описал разнообразие христианских сект в то время, когда писал, ок. 178 г. н. э., как чрезвычайно широкий. Его трактат утерян, но цитаты сохранились в нападке, написанной несколько позже Оригеном , Contra Celsum («Против Цельса»): «В то время как некоторые христиане заявляют, что у них тот же бог, что и у евреев, другие настаивают на том, что есть есть другой бог, более высокий, чем бог-творец, и противостоящий ему. И некоторые христиане учат, что Сын произошел от этого высшего бога. Третьи допускают существование третьего бога, то есть те, кто называют себя гностиками , и третьи. , хотя и называют себя христианами, но хотят жить по законам иудейских. Я мог бы также упомянуть тех, кто называет себя симонианами по имени Симона, и тех, кто называет себя еленианцами по имени Елены, его супруги. Есть христианские секты, названные в честь Марцелины, гарпократов христиан- . которые ведут себя от Саломеи, и некоторые следуют за Мариамной, другие следуют за Марфой, а третьи называют себя маркионитами по имени своего вождя Маркиона».
В раннехристианских текстах есть еще несколько упоминаний о «Саломее». Саломея появляется в Евангелии от детства, прикрепленном к имени Иакова Справедливого, Протевангелиона Иакова , гл. XIV:
- 14 И вышла повивальная бабка из пещеры, и Саломея встретила ее. 15 И сказала ей повивальная бабка: Саломея, Саломея, я скажу тебе самую удивительную вещь, которую я видела. 16 Дева родила, что противоречит природе». 17 На что Саломея ответила: «Жив Господь, Бог мой, если я не получу особых доказательств этого, я не поверю, что дева родила. "
- 18 Тогда вошла Саломея, и сказала повивальная бабка: Мария, покажи себя, ибо великий спор произошел о тебе. 19 И Саломея испытала ее перстом своим. 20 Но рука ее иссохла, и она горько застонала, 21 и сказала: горе мне за беззаконие мое! ибо я искушала Бога живого, и рука моя готова отпасть.
То, что Саломея первой после акушерки засвидетельствовала чудесное рождение и признала Иисуса Христом, — вот обстоятельства, которые имеют тенденцию связывать ее с Саломеей-ученицей. В эпоху Высокого Средневековья эту Саломею часто (но не всегда) отождествляли на Западе с Марией Саломеей и поэтому считали верующей акушеркой. [ 7 ]
-
Палатинская капелла , Палермо , ок. 1150
-
Саломея (справа) и повивальная бабка (слева), купающие младенца Иисуса , — распространенная фигура в православных иконах Рождества Христова ( фреска , 12 век, «Тёмная церковь», Музей под открытым небом, Гёреме , Каппадокия .
-
Гвидо да Сиена , 13 век.
-
Дуччо 1308–1311 гг.
В апокрифической коптской «Книге Воскресения Христова» , приписываемой апостолу Варфоломею , упоминаются имена женщин, пришедших ко гробу. Среди них были: Мария Магдалина; Мария, мать Иакова , которого Иисус избавил от руки сатаны; Мария , служившая ему; Марта, ее сестра; Иоанна (возможно, также Сюзанна ), отказавшаяся от брачного ложа; и «Саломея кто его искушал».
Святость
[ редактировать ]Святая Саломия поминается в Восточной Православной Церкви в Неделю Жен-Мироносиц , т. е. в третье воскресенье Пасхи (Пасхи), и 3 августа. [ 8 ]
Ее праздник в латинском литургическом обряде Католической церкви - 24 апреля. [ 9 ] [ 10 ] или 22 октября. [ 11 ]
Ее память отмечается в Епископальной церкви 3 августа, как указано в Малых праздниках и постах 2022 года как: «Иоанна, Мария и Саломея, жены-мироносицы». [ 12 ]
В календаре Святых Лютеранской церкви – Синода штата Миссури ее праздник приходится на 3 августа с Джоанной и Марией .
В искусстве ее часто изображают со Святым Семейством на картинах Святого Родства . Она также изображается держащей кадилу как символ ее жертвы и веры в Иисуса Христа.
Легенда о трёх мужьях Святой Анны
[ редактировать ]Согласно легенде, выдвинутой Аймо Осерским в середине IX века, [ 13 ] но отвергнутый Тридентским собором , [ 14 ] У Святой Анны было от разных мужей три дочери, все из которых носили имя Мария и которых называют Тремя Мариями:
- Мария, мать Иисуса
- Мария Клопская
- Саломея, в этой традиции называемая Марией Саломеей (как в традиции о трёх Мариях у гроба)
Мария Магдалина не входит в эту группу. [ 15 ] Таким образом, Мария Саломея становится сводной сестрой Девы Марии.
Этот рассказ был включен в « Золотую легенду о Якобе де Ворагине» , написанную примерно в 1260 году. [ 16 ] Это было предметом длинного стихотворения на французском языке, написанного примерно в 1357 году Жаном де Венеттом . Стихотворение сохранилось в рукописи середины XV века на пергаменте , содержащей 232 страницы, написанные колонками. Заголовки выделены красным цветом и подсвечены золотом. Он украшен семью миниатюрами монохромного серого цвета. [ 17 ] [ 18 ]

В течение нескольких столетий религиозное искусство по всей Германии и Нидерландам часто представляло Святую Анну с ее мужьями, дочерьми, зятьями и внуками как группу, известную как Святое Родство . Во время Реформации идея трех мужей была отвергнута протестантами, а также католическими богословами на Тридентском соборе, но Саломея продолжала считаться, вероятно, сестрой Девы Марии, женой Зеведея и матерью два апостола. [ 2 ] В Католической энциклопедии 1913 года говорилось (гораздо более осторожно, чем ведущие протестантские книги XIX века, содержащие библейские ссылки), что «некоторые писатели более или менее правдоподобно предполагают, что она является сестрой Пресвятой Девы, упомянутой в Иоанна 19:25». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тематическая Библия: Саломея, включая Библейский словарь Смита, Библейский словарь ATS, Библейский словарь Истона и Международную стандартную библейскую энциклопедию.
- ^ Jump up to: а б «NETBible: Саломея» . Архивировано из оригинала 1 сентября 2009 года.
- ^ За именем: значение, происхождение и история имени Саломея.
- ^ Jump up to: а б Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Кинг, Карен Л., 1954– (2003). Евангелие от Марии Магдалины: Иисус и первая женщина-апостол . Санта-Роза, Калифорния: Polebridge Press. ISBN 978-0-944344-58-3 . OCLC 53019716 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ В 1980 году письмо Мар-Сабы было включено в редакцию Стандартного издания произведений Климента Александрийского: Отто Штелин и Урсула Треу, Клеменс Александринский , том. 4.1: Регистры, 2-е изд. (Берлин: Академия Верлаг, 1980), XVII – XVIII.
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. I , 1971 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр.62, ISBN 0-85331-270-2
- ^ «Западно-Американская епархия – 3 августа» . www.westserbdio.org . Архивировано из оригинала 2 мая 2017 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ Римский мартиролог (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN 88-209-7210-7
- ^ «Святая Саломея, пришедшая помазать Господа нашего» . 24 апреля 2018 г.
- ^ «Святая Мария Саломея – Святые и ангелы» .
- ^ Малые праздники и посты (PDF) . Нью-Йорк: Церковное издательство. 2022. ISBN 9781640656277 .
- ^ Патрик Дж. Гири, Женщины в начале (Princeton University Press, 2006 г.) ISBN 9780691124094 ), с. 72
- ^ Фернандо Ланци, Джоя Ланци, Святые и их символы (Литургическая пресса, 2004 г.) ISBN 9780814629703 ), с. 37
- ^ Стефано Зуффи, Фигуры Евангелия в искусстве (Getty Publication, 2003 г.) ISBN 9780892367276 ), с. 350
- ↑ Дети и внуки Святой Анны. Архивировано 8 октября 2012 года в Wayback Machine.
- ^ «Средневековый манускрипт» ~ Средневековый манускрипт , ноябрь. 2011, с. 1
- ^ Хроники Жана де Венета в переводе Джин Бердсолл. Под редакцией Ричарда А. Ньюхолла. Издательство Колумбийского университета Нью-Йорка. 1953. Введение.
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Истон, Мэтью Джордж (1897). « Саломея ». Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Саломеей (ученицей), на Викискладе?