Jump to content

Марк 13

Марк 13
Латинский текст Марка 11:10–14:32 в Кодексе Гигас (13 век).
Книга Евангелие от Марка
Категория Евангелие
Христианская часть Библии Новый Завет
Порядок в христианской части 2

Марка 13 — тринадцатая глава Евангелия Марка в Новом Завете христианской от Библии . Он содержит Иисуса предсказания в о разрушении Храма Иерусалиме и катастрофе для Иудеи , а также версию Марка эсхатологической беседы Иисуса. [1] [2] [3] Богослов Уильям Баркли описал эту главу как «одну из самых еврейских глав Библии» и «одну из самых трудных для понимания современного читателя глав Нового Завета». [4]

Оригинальный текст был написан на греческом языке койне . Эта глава разделена на 37 стихов.

Текстовые свидетели

[ редактировать ]

Некоторые ранние рукописи, содержащие текст этой главы:

Новозаветные параллели

[ редактировать ]

Разрушение Храма (13:1–23)

[ редактировать ]

После своих учений из предыдущей главы , которые прошли во дворах Храма, Иисус заканчивает свое учение во Втором Храме дневное и уходит. На выходе из Храма неназванный ученик отмечает, насколько обширен Храм ( Храм Ирода ). Здания могли достигать 150 футов (45,72 м) в высоту и были украшены золотом , серебром и другими драгоценными предметами. [6] У Марка подчеркивается масштаб Храма: фраза «какие камни» (в версии короля Иакова ) трактуется как относящаяся к размеру камней в Новой международной версии и Новой пересмотренной стандартной версии . [7] В Евангелии от Луки подчеркивается красота каменной кладки. [8]

«Вы видите (все) эти великие здания?» отвечает Иисус. Слово «все» добавлено в Вульгату ( omnes ), эфиопскую версию. [9] и Новая международная версия . [10] Иисус признает их величие, но предсказывает, что «здесь не останется ни одного камня на другом; все будут сброшены вниз». Это последнее упоминание Иисуса о Храме в повествовании Марка. Иисус, кажется, предвидит, что он будет разрушен, хотя и не говорит, когда и как.

Затем Иисус возвращается на Елеонскую гору . Марк рассказывает, что Петр , Иаков , Иоанн и Андрей наедине спросили Иисуса, когда он сидел напротив Храма на горе: «Скажи нам, когда это ( множественное число ) произойдет? И какой будет признак того, что все это произойдет?» исполниться?» Генри Алфорд утверждает, что использование множественного числа « эти вещи » «подразумевает, что они рассматривали разрушение храма как часть великой серии событий, которые теперь благодаря частым пророчествам стали им знакомы». [11]

Иисус отвечает:

Стихи 5–8.

[ редактировать ]
Берегитесь, чтобы кто вас не обманул: ибо многие придут во имя Мое и будут говорить: Я Христос; и обманет многих. И когда вы услышите о войнах и о военных слухах, не смущайтесь: ибо такое должно быть; но конец еще не наступил. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут землетрясения по местам, и будут глады и бедствия: это начало скорбей. ( 5-8 кейв )

«Начало скорбей» — традиционный перевод, используемый в Женевской Библии и версии короля Иакова . Его буквальное значение, отраженное в таких текстах, как « Новая пересмотренная стандартная версия» , — «начало родовых мук ». [12] [13] По общему мнению, если бы Мессия прибыл в Иерусалим, окончательная мессианская победа и Царство Божье были бы уже близко. Иисус, однако, похоже, предусмотрел множество дополнительных событий, которые произойдут перед его окончательным триумфом.

Стихи 9-13.

[ редактировать ]

Затем Иисус предсказывает, что они будут подвергаться преследованиям (избиениям) со стороны различных советов и синагог , правителей и царей; что они должны говорить все, что приходит на ум, поскольку через них будет говорить Бог, и что послание Иисуса будет передано каждому народу. Семьи будут разлучены, что «все люди возненавидят вас из-за меня, но кто выстоит до конца, тот спасется». [14]

В Матфея 10:17 и Деяниях 22:19 также упоминаются избиения и бичевание в синагогах. [3]

Стихи 14–23.

[ редактировать ]

Затем Иисус предсказывает катастрофическое событие в Иудее:

«Когда увидишь « мерзость, вызывающую запустение », стоящую там, где ей не место, — пусть читатель поймет, — тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы. Никто на крыше дома своего пусть не спустится и не войдет в дом Пусть никто в поле не вернется за плащом своим. Как ужасно будет в те дни беременным женщинам и кормящим матерям! Молитесь, чтобы это не произошло зимой, потому что это будут дни бедствия! непревзойденный от начала, когда Бог сотворил мир, доныне — и никогда не равный ему, если бы Господь не сократил те дни, никто бы не выжил, Но ради избранных, которых Он избрал. сократил их. В то время, если кто-нибудь скажет вам: «Смотрите, вот Христос!» или: «Смотрите, вот он!» лжехристы и лжепророки не верьте этому, ибо явятся и совершят знамения и чудеса, чтобы прельстить избранных, – если бы это было возможно, я вам все сказал заранее; ( 14-23 НИВ )

Некоторые ученые считают, что предупреждения о лжехристах являются предупреждениями против других, утверждающих, что они мессии, или христианских учителей, которые утверждали, что на самом деле являются реинкарнацией Иисуса. [15] Деяния Апостолов 5:36-37 содержат описание, данное Гамалиилом, о Феуде и Иуде Галилеянине , оба также упомянуты Иосифом Флавием , который также утверждал, что является лидерами новых движений.

Марк вставляет читателю свои собственные комментарии по поводу мерзости , предполагая, что эта фраза была своего рода кодом между ним и его аудиторией. Это цитата из Книги Даниила , где она появляется в 9:27 как часть пророчества было дано пророку Даниилу Гавриилом , которое, как утверждается в книге , во время вавилонского плена о . будущем Иерусалима Придет «Помазанник», будет «истреблен», а затем придет другой народ и разрушит Иерусалим и установит мерзость в Храме. 11:31 говорит об этом в контексте великой битвы царей , а 12:11 использует это как часть видения Даниила о последнем времени. Многие современные ученые, которые считают, что книга Даниила была псевдоэпиграфически написана в середине II века до нашей эры, считают, что эти упоминания на самом деле относятся к святыне Зевса, основанной Антиохом IV Эпифаном с языческим алтарем на Алтаре Холокоста во Втором Храме в 168 году. до нашей эры. [16]

Что именно это значило для ранних христиан и аудитории Марка, неизвестно: некоторые думают, что это относится к попытку разрушению Храма Титом, другие - что это может быть ссылкой на Калигулы поставить в Храме свою статую. [17] Другие видели в этой мерзости Антихриста . Неясно, относится ли это к разрушению Иерусалима римлянами , но многие христиане после этого события наверняка видели это именно так. [15] Совсем недавно было высказано предположение, что мерзость у Марка является ссылкой на само распятие. [18]

По словам Марка, Иисус сделал это предсказание за несколько лет до того, как Храм был фактически разрушен в 70 году. В Деяниях 6:14 говорится, что Стефан , первый христианский мученик (если не считать Иисуса), был ложно обвинен в утверждении, что Иисус уничтожит Израиль и закон Моисея. прежде чем его побили камнями до смерти, событие, которое, как утверждает Деяния, наблюдал Павел . Предсказания о разрушении Иерусалима также можно найти в Михея 3:12 . Ученые используют этот раздел для датировки Марка и всех работ, предположительно скопированных из него, чуть ранее или после 70 года. [19]

В Евангелии от Марка 15:29 Иисус высмеивается за то, что он утверждал, что он разрушит Храм и снова воздвигнет его за три дня, заявление Иисуса, которое Марк не записывает в повествовании, хотя его ложно обвиняют в утверждении, что он уничтожит этого человека. сделал Храм и заменил его за три дня в 14:57 . Это дает основание интерпретировать разрушение Храма как смерть тела Иисуса, тела Бога, и его воскресение через три дня. То, что Иисус предсказал разрушение Храма и его восстановление за три дня, указано в Иоанна 2:19 и используется в качестве доказательства против него в Матфея 26:61 .

Оливковая беседа (13:24–37)

[ редактировать ]
Страшный Микеланджело суд

После разрушения Храма и событий в Иудее Иисус, кажется, предсказывает потрясающее вселенную событие и свой великий триумф:

Но в те дни, после скорби той , солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небес, и силы, которые на небесах, поколеблются. И тогда они увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой . И тогда пошлет он ангелов своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Теперь выучите притчу о смоковнице ; Когда ветвь ее еще мягка и пускает листья, вы знаете, что лето близко; так и вы, когда увидите это сбывающимся, знайте, что оно близко, даже у дверей. Истинно говорю вам, что не пройдет род сей, как все это будет сделано. Небо и земля пройдут, но слова Мои не пройдут. ( 24-31 KJV )

Затем он говорит им, что никто, кроме «Отца», Бога, не знает, когда все это произойдет, даже «Сын», сам Иисус, см. также Кенозис . Затем он использует притчу о человеке, отправляющемся в дальнее путешествие, чтобы описать своих последователей как своих слуг, наблюдающих за домом своего хозяина и ожидающих его возвращения.

Таким образом, Иисус заканчивает двумя притчами: притчей о листовой смоковнице и притчей о человеке в путешествии. Смоковница, которую Иисус проклял в Евангелии от Марка 11:14 за бесплодие, теперь используется как метафора. Хотя сейчас он бесплоден, когда наступит лето, он будет готов принести свои плоды, подобно этим знамениям, которые сигнализируют о том, что Божий план вот-вот исполнится. Притча о странствующем человеке предупреждает учеников, что им следует всегда быть начеку, поскольку он может вернуться в любой момент и захочет, чтобы о доме хорошо заботились.

Есть несколько интерпретаций всего этого. Самый простой из них заключается в том, что в Иудее произойдет ужасное событие и что в какое-то неопределенное время придет Иисус и соберет своих «избранных» - термин, которым ранние христиане называли себя. Утверждение о том, что «это поколение» все еще будет рядом, чтобы увидеть наступление этих событий, создало проблемы для тех, кто считает, что это буквальное предсказание конца света, и породило такие легенды, как « Блуждающий еврей» . Слово «поколение» также означает «раса» на древнегреческом языке и поэтому может относиться к евреям или, возможно, ко всем людям. Другие думают, что Иисус просто символически использует апокалиптический язык своего времени, как это делали многие еврейские пророки, чтобы подчеркнуть тот факт, что христианские страдания и разрушение Иерусалима, хотя и кажутся концом света, необходимы для достижения того, что, по мнению Иисуса, будет последним. победа добра над злом и что это поколение имеет в виду разрушение Иерусалима. [20]

Многие интерпретировали это как предсказание Иисусом конца света и его Второго пришествия . Утверждение Иисуса о Солнце и Луне звучит очень апокалиптично. Это цитата из Исайи 13:10 , где Исайя использует ее метафорически как часть своего пророчества о падении Вавилона . Звезды, падающие с неба, — это из Исайи 34:4 о Божьем суде над всеми народами мира. Возможно, здесь есть политический подтекст. Используя эти две цитаты вместе, Иисус, возможно, сравнивает римское господство, которому сейчас подвергается Израиль, с вавилонским пленением, которому он подвергся шесть столетий назад. Наступление Царства Божьего заменит римское правление правлением Божьим, точно так же, как евреи были освобождены из Вавилона. И все же, хотя вавилонское пленение закончилось возвращением в Иерусалим, смене римского правления будет предшествовать разрушение Иерусалима, резкое изменение в том, что люди считали приходом Царства Божьего. Евреи считали, что мессия будет править из Иерусалима, и многие христиане верили, что после Второго пришествия Иисус будет править миром из Иерусалима. Многие христиане увидели в этом предсказание о том, что римская тирания будет преодолена христианством, поскольку Иерусалим, затем «Вавилон» (Рим), затем все неправедные народы будут заменены пришествием Сына Человеческого. Римско-католическая церковь всегда считала себя частью Царства Божьего на Земле, и некоторые думали, что здесь предсказано пришествие христианской церкви.

Сын Человеческий, грядущий на облаках, — из Даниила 7:13 . Это из пророческого сна Даниила о царстве, которое «поглотит» весь мир и о том, как на смену ему придет «вечное царство» Сына Человеческого. «Избранные» будут «собраны» со всех концов мира и «на Небеса», что является противоположностью Захарии 2:10 , куда Бог придет и будет жить среди Своих избранных. Бог, собирающий избранный народ, встречается во многих книгах Ветхого Завета , но ни в одной из них Сын Человеческий не делает этого, показывая, как Иисус изменил пророчества о Мессии. [21]

Непосредственно перед тем, как Стефана побивают камнями, в Деяниях он говорит: «Я вижу небо отверстым и Сына Человеческого, стоящего по правую руку Бога». ( 7:56 ), возможно, показывая, что пришествие Сына Человеческого означает Небеса. В Евангелии от Иоанна 12:23 Иисус говорит о славе Сына Человеческого как о его смерти: «Пришёл час прославиться Сыну Человеческому. Истину говорю вам: если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, то оно остается только одно семя, но если оно умрет, то произведет много семян». Он предсказал пришествие Царства Божьего в Евангелии от Марка 9:1 в этом поколении, за которым последует Преображение , возможно, показывая, что Царство Божье уже здесь благодаря пришествию Иисуса.

Что именно здесь предсказывает Иисус, неясно. Павел в Первом Послании к Фессалоникийцам , вероятно, самом раннем из сохранившихся христианских документов, говорит о том, как Иисус спасает нас от грядущего «гнева» или «гнева» в 1:10 . Он также говорит, что «мы», Павел и другие христиане, увидим возвращение Иисуса, чтобы воскрешать мертвых при их жизни в 4:13-18 , но не уточняет, когда именно, говоря сразу после этого в главе 5:2 , что это произойдет как «вор в ночи». Однако в Послании к Филиппийцам 1:23 он говорит об обращении ко Христу как о смерти.

Идеи скорого возвращения Иисуса и окончательного мессианского триумфа в сочетании с отсрочкой его до неизвестной даты в будущем или, возможно, до момента смерти, всегда характеризовали христианскую мысль на протяжении веков. Августин размышлял, опираясь на этот отрывок, что человек должен больше заботиться о своем «последнем дне», о своей смерти.

...когда нам велено ожидать последнего дня, каждый должен думать о своем последнем дне; чтобы, когда вы судите или думали, что последний день мира далеко, вы не дремлете относительно своего последнего дня... Пусть никто не ищет последнего Дня, когда он должен быть; но давайте будем следить за всем своей хорошей жизнью, чтобы последний день кого-либо из нас не застал нас неподготовленными, и чтобы кто-нибудь ушёл отсюда в свой последний день, таким он не оказался в последний день мира. Тогда ничто не поможет тебе, чего бы ты не сделал здесь. Его собственные дела помогут, или его собственные дела сокрушат каждого. [22]

Описание последних времен значительно расширено в Книге Откровения , которая описывает себя как видение, данное автору Иисусом после его смерти. Здесь также есть предсказания о немедленных потрясениях ( 1:3 ) в сочетании с задержками в окончательном осуществлении Божьего плана на тысячи лет или даже на неопределенные периоды времени ( 20 ). Подобное повествование встречается и в 24-й главе Евангелия от Матфея , где описание пришествия Сына Человеческого значительно расширено. В 21-й главе Луки конкретно говорится, что Иерусалим будут окружать армии, и это будет предшествовать запустению. Это все сведения, которые дает Иисус о далеком будущем в Евангелиях.

В Евангелии от Фомы, говорящем 51, ученик спрашивает Иисуса, когда наступит «новый мир», и Иисус отвечает: «То, чего ты ожидаешь, пришло, но ты этого не знаешь». Говоря 113, они спрашивают его, когда придет «царство». «Оно не придет, наблюдая за ним. Ему не скажут: «Смотри сюда!» или «Смотри, вот!» Напротив, Царство Отца раскинулось по земле, и люди его не видят».

На этом заканчивается раздел Марка, показывающий, что Иисус был предсказанным еврейским Мессией , но не таким, как ожидали люди. Существовало общее убеждение, что пришествие Мессии ознаменует окончательную победу добра над злом и положит конец всем мирским страданиям, которые считались симптомами зла. [23] Иисус вошел в Иерусалим в Евангелии от Марка 11 , как мессия, который принесет Царство Божье на землю, а затем проклял смоковницу возле Храма, в которой он сражался с менялами . Затем он победил священников и научил людей, установив свою власть и ее отсутствие у священников. Затем он заканчивает предсказанием разрушения Храма, а затем использует смоковницу как метафору, чтобы показать, как описанное Иисусом приведет к наступлению Царства Божьего. Однако в то время как Мессия, вошедший в Иерусалим, как это сделал Иисус, должен был немедленно установить Божье правление, Иисус говорит, что оно придет позже, в неизвестное время, после, казалось бы, катастрофических событий. Иисус говорит об этом на Елеонской горе , где в Захарии 14:4 происходит последняя мессианская битва. В следующем и последнем разделе Марк показывает необходимость страданий, Страстей Иисуса , как часть Божьего плана. Иисус коронован как Царь Иудейский только на кресте и только Своей силой побеждает все страдания и зло. воскресение из мертвых.

  1. ^ Галлей, Библейский справочник Генри Х. Галлея : Сокращенный библейский комментарий. 23-е издание. Издательство Зондерван. 1962.
  2. ^ Иллюстрированный библейский справочник Холмана. Издательство Holman Bible Publishers, Нэшвилл, Теннесси. 2012.
  3. ^ Jump up to: а б Мейер, HAW, Комментарий Мейера NT к Евангелию от Марка 13, по состоянию на 8 апреля 2020 г.
  4. ^ Барклай, В. (1956-59), Ежедневная учебная Библия Барклая: Марка 13 , по состоянию на 21 марта 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Верийская учебная Библия, Марка 13 , по состоянию на 21 марта 2023 г.
  6. ^ Килгаллен 245
  7. ^ BibleGateway.com , Различные переводы Марка 13:1 , по состоянию на 2 июля 2021 г.
  8. ^ Луки 21:5
  9. ^ Изложение Нового Завета Гилла на Марка 13, по состоянию на 7 декабря 2017 г.
  10. ^ Марка 13:2
  11. ^ Алфорд, Х., Критический экзегетический комментарий к греческому Завету - Алфорд к Марка 13, по состоянию на 21 марта 2023 г.
  12. ^ Согласие Стронга, 5604. ódin , по состоянию на 6 апреля 2020 г.
  13. ^ Марка 13:8 : NRSV
  14. ^ Марка 13: 9–13.
  15. ^ Jump up to: а б Браун и др. 623
  16. ^ Браун и др. 624 и Миллер 44
  17. ^ Браун 144
  18. ^ Питер Г. Болт, Крест на расстоянии: Искупление в Евангелии от Марка, Новые исследования библейского богословия, 18. Даунерс-Гроув: InterVarsity, 2004.
  19. ^ Иисус в мире сталкивающихся империй, Том первый: Введение и Марка 1:1–8:29: Иисус Марка с точки зрения власти и ожиданий, Марк Дж. КиоунWipf and Stock Publishers, 20 марта 2018 г., см. стр. 8
  20. ^ Килгаллен 250-253
  21. ^ Браун и др. 624
  22. ^ Проповедь Августина «По словам Евангелия от Марка 13:32: «Но о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы на небесах, ни Сын, но Отец».
  23. ^ Килгаллен 250

Источники

[ редактировать ]
  • Браун, Рэймонд Э., Введение в Новый Завет , Doubleday, 1997 г. ISBN   0-385-24767-2
  • Браун, Раймонд Э. и др. , Библейский комментарий Нового Джерома , Прентис Холл, 1990 г. ISBN   0-13-614934-0
  • Килгаллен, Джон Дж., Краткий комментарий к Евангелию от Марка , Paulist Press, 1989 г. ISBN   0-8091-3059-9
  • Миллер, Роберт Дж. (редактор), Полное Евангелие , Polebridge Press, 1994 г. ISBN   0-06-065587-9
[ редактировать ]
Предшественник
Марк 12
Главы Библии
Евангелие от Марка
Преемник
Марк 14
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49e4f0fa1909aa68e9d679708f82ade0__1721395800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/e0/49e4f0fa1909aa68e9d679708f82ade0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mark 13 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)