Страсти по Марку (Н. Маттес)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
«Страсти по Марку» (WN 18) — это « Страсти» (священная оратория), написанные в стиле барокко Николаусом Маттесом (*1981) в период с апреля 2019 по апрель 2020 года. В них описываются страсти, смерть и гроб Иисуса . Содержит весь текст 14 и 15 глав Евангелия от Марка.
Композитор использует либретто Кристиана Фридриха Хенрици (Пикандер) . [ 1 ] впервые использован Иоганном Себастьяном Бахом для службы Страстной пятницы в церкви Св. Фомы в Лейпциге в 1731 году. Таким образом, это первая цельная постановка на музыку этого либретто со времен Баха в 1731 году и первая современная постановка, полностью следующая стилю барокко. [ 2 ] Впервые произведение было исполнено в марте 2023 года в четырех швейцарских городах: Цюрихе , Берне , Базеле и Люцерне . [ 2 ]
Бытие и источники
[ редактировать ]Отношение к страстям Иоганна Себастьяна Баха
[ редактировать ]Две страсти Иоганна Себастьяна Баха , Собор Святого Иоанна [ 3 ] и Святого Матфея , [ 4 ] дошли до наших дней как в тексте, так и в музыке. Третий, собор Святого Луки , [ 5 ] это определенно не Бах.
Есть четвёртый, Святого Марка. [ 6 ] из которых сохранился только текст; музыка полностью потеряна. Текст, написанный Баха либреттистом Кристианом Фридрихом Хенрици (Пикандером) , сохранился в двух несколько разных источниках, датированных 1731 и 1744 годами. [ 7 ]
Классификация нового состава и реконструкций
[ редактировать ]Многие музыканты, ученые и музыковеды пытались разными способами «реконструировать» «Страсти по Марку» Баха (см. «Страсти по Марку», BWV 247 ). Все эти версии имеют в своей основе текст Пикандра и основаны на предположении, что Бах в своих «Страстях по Марку» 1731 года повторно использовал музыку, которую он сочинил несколько лет назад. Это может быть музыка со схожей темой или сюжетом или с сопоставимыми рифмами или языковыми схемами, использованными в других вокальных произведениях Баха (например, из « Трауэрода», BWV 198 , [ 8 ] или священная кантата «Сопротивляйся греху», BWV 54 ), [ 8 ] затем повторно использован с помощью «пародийного» метода, часто используемого Бахом в других случаях, а затем сопоставлен с текстом «Страстей святого Марка». В других версиях недостающие части дополнены новыми композициями; в других случаях недостающие части не пелись, а исполнялись говорящим. И еще в некоторых версиях текст Св. Марка пытается сопоставиться с частями из «Страстей по Иоанну» или «Страстей по Матфею» Баха, то есть в речитативах Иисуса или в хорах Турбы.
Не существует достоверного научного понимания того, какие произведения Бах мог использовать для своих «Страстей по Марку». [ 9 ] также нет никаких доказательств того, что он вообще это сделал. [ 10 ]
Часть
[ редактировать ]Расположение текста и обозначений
[ редактировать ]По тексту «Страсти по Марку» имеют иной характер, чем Баха два других страсти . Сразу заметно, что большую часть места занимает евангельский текст. нет ариози Также очень поразителен тот факт, что в соборе Святого Марка , в отличие от соборов Святого Иоанна и Святого Матфея . Есть только хоры , арии , аккомпаньято-речитативы (для слов Иисуса), секко-речитативы (для евангелиста и небольших сольных партий) и хоралы .
Очень строгий порядок текста, всегда меняющийся между Евангелием и хоралами или ариями, лишь однажды прерывается инструментальной интерлюдией (в № 47, когда Пилат выдает труп Иисуса Иосифу Аримафейскому ). Это – помимо добавления еще двух хоральных текстов во вступительном и финальном припевах страстей (см. ниже) – единственное отличие от Пикандера либретто .
Композиция во всех своих частях следует тексту Евангелия , а также Пикандра самому либретто . Обозначения текста следуют либретто 1731 года (а в двух ариях из редакции 1744 года, очевидно, либретто 1744 года).
Две части страстей
[ редактировать ]Обе части «Страстей» («Перед проповедью» и «После проповеди») содержат одинаковое количество пьес (см. обзор ниже). Также обе части содержат одинаковое количество арий и хоралов. На первый взгляд это кажется явной симметрией . Но между этими двумя частями есть очень четкое различие, которое скрыто в сюжетной линии Евангелия: в первой части говорит преимущественно Иисус; сюжет начинается с помазания Иисуса в Вифании и доходит до предательства Иуды Искариота и пленения Иисуса. Вторая часть, в отличие от первой , во многом благоприятствует народным хорам Турбы, комментирующим сюжет или даже выступающим в нем самим.
Хоры
[ редактировать ]В каждой из двух частей восемь хоралов . Высокая плотность хоралов - всего 16 (для сравнения: в «Страстях по Иоанну» Баха их 11, в «Страстях по Матфею» - 13) привела к тому, что хоралу как музыкальной форме в новом сочинении придается очень большое значение. . Он был интегрирован несколькими способами для улучшения этой формы.
Все хоралы основаны на традиционных хоральных мелодиях. Некоторые из этих мелодий появляются несколько раз; например, первый хорал в обеих частях имеет одну и ту же мелодию («Где Бог Господь с нами не пристанет»). В обеих частях есть одна большая Хоральная Фантазия (№ 25 « Я хочу стоять здесь с тобой » – заключительный припев первой части, и № 44 «Бог никого не оставил»). [ 11 ] Кроме того, во вступительный и финальный хоралы страсти вмонтированы еще два хорала – как Cantus Firmus (в № 1 «О печаль! О Герцелейда») и как полный четырехголосный хорал (№ 50). , « Кто позволит доброму Господу править »). То же самое сделано с Cantus Firmus в одной из арий (№ 13 « Jesu, meine Freude ») и в некоторых речитативах (№ 22 « Отче наш в Царстве Небесном » и № 47). : « Аус взываю к Тебе в глубокой скорби »).
Арии
[ редактировать ]Всего восемь арий распределяются между четырьмя солистами. Каждый из них поет две арии, по одной в каждой части страсти. Две теноровые арии «обрамляют» пассию, две альтовые арии находятся в ее середине (одна из них ближе к концу первой части, вторая в начале второй части) – еще одна симметрия в общей структуре. Для каждой высоты голоса есть одна ария с сольными инструментами и одна ария с более крупным оркестровым составом . Две арии из версии Пикандера 1744 года (№ 13 и № 36) стали двумя басовыми ариями. (Предполагая, что в версии Баха 1731 года могло быть только три солиста, каждый из которых пел по две арии, это могло привести к объяснению, что в 1744 году две дополнительные арии были написаны для той же высоты голоса, то есть: для четвертый солист.)
Евангелие; Речитативы (Евангелист и Иисус) и хоры Турба
[ редактировать ]Текст Евангелия, как и у Баха, поется Евангелистом ( Тенором ) . Для первого выступления в 2023 году два евангелиста. приглашены [ 12 ] Это выбор не внутри состава, а с точки зрения исполнительской практики: в будущих выступлениях с другими ансамблями партия Евангелиста легко может быть исполнена только одним певцом. Двойной состав – это проба исполнения евангельского текста в диалоговой форме.
Слова Иисуса, как и в Баха «Страстях по Матфею» , представлены в виде речитативов аккомпанемента под аккомпанемент струнных.
Хоры Турбы строго и театрально следуют сюжету Евангелия . наблюдая или драматизируя события с точки зрения учеников Иисуса , Они описывают и концентрируют внимание , первосвященников или народа.
Вокальный состав
[ редактировать ]Солисты
[ редактировать ]- Евангелист (Тенор)
- Иисус (бас-баритон)
- Сопрано, Альт, Тенор, Бас (по 2 арии на каждую высоту голоса)
Монологи
[ редактировать ]- Горничная (сопрано)
- Центурион (Тенор)
- Петр, Иуда, Пилат, Понтифик, Солдат (Баритон)
Хор
[ редактировать ]- Сопрано, Альт, Тенор, Бас
Инструментальный состав [ 13 ]
[ редактировать ]Выбор был сделан в пользу богатого инструментального состава. Есть – очевидно – струнные в сопровождении большой группы Basso Continuo , включающей два клавесина , орган , лютню , а также фагот , виолончель и контрабасы . Кроме того, есть две альты (для всей страсти) и две альты д'амур (для одной арии), а также большая духовая группа: два траверсо , две блокфлейты и – для всей страсти – четыре гобоя (в четырех вариантах: гобой, гобой д'амур , гобой да качча и тайле). В качестве дополнительной окраски для партий Cantus Firmus, а также для соло в Арии (№ 46) и Речитативе (№ 47) присутствует валторна ( в различных строях). – Траверсо (в Теноровой арии № 9), скрипка (в Басовой арии № 13), гобой да качча (в басовой арии № 36) и фагот (в Теноровой арии № 46 и в инструментальная интерлюдия в № 47) используются как солирующие инструменты в решающие моменты произведения. Сольные инструменты выступают также в дуэтах (два гобоя , в Арии № 19 для сопрано; гобой и скрипка) . , в Арии сопрано № 38) и в качестве « супруги » (два альта д'амуре и две альты в Арии альта № 26).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хенрици, Кристиан Фридрих (1732), «Эрнст-Шертцхаффте» Пикандера и стихи сатиров. 3-я часть. Лейпциг 1732 , получено 10 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Сайт Маркуспассион» .
- ^ «IMSLP – BWV 245: Бах, Страсти по Иоанну» .
- ^ «IMSLP – BWV 244: Бах, Страсти по Матфею» .
- ^ «IMSLP – BWV 246: Бах, Страсти по Луке» .
- ^ «IMSLP – BWV 247: Бах, Страсти по Марку» .
- ^ ↑ Татьяна Шабалина: «Тексты о музыке» в Петербурге – Дальнейшие находки , в: Ежегодник Баха 2009 , стр. 11–48.
- ^ Jump up to: а б Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Бэренрейтер. п. 248.
- ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Беренрайтер. стр. 259, пункт 1.
- ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Беренрайтер. стр. 266, пункт 1.
- ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Бэренрейтер. стр. 266, пункт 2.
- ^ «Сайт Markuspassion – Ансамбль» .
- ^ Принц, Ульрих (2005). Инструменты Иоганна Себастьяна Баха. Первоисточники, актерский состав, использование . Кассель, Базель, Лондон: Bärenreiter Verlag. ISBN 3-7618-1521-2 .