Jump to content

Страсти по Марку (Н. Маттес)

«Страсти по Марку» (WN 18) — это « Страсти» (священная оратория), написанные в стиле барокко Николаусом Маттесом (*1981) в период с апреля 2019 по апрель 2020 года. В них описываются страсти, смерть и гроб Иисуса . Содержит весь текст 14 и 15 глав Евангелия от Марка.

Композитор использует либретто Кристиана Фридриха Хенрици (Пикандер) . [ 1 ] впервые использован Иоганном Себастьяном Бахом для службы Страстной пятницы в церкви Св. Фомы в Лейпциге в 1731 году. Таким образом, это первая цельная постановка на музыку этого либретто со времен Баха в 1731 году и первая современная постановка, полностью следующая стилю барокко. [ 2 ] Впервые произведение было исполнено в марте 2023 года в четырех швейцарских городах: Цюрихе , Берне , Базеле и Люцерне . [ 2 ]

Бытие и источники

[ редактировать ]

Отношение к страстям Иоганна Себастьяна Баха

[ редактировать ]

Две страсти Иоганна Себастьяна Баха , Собор Святого Иоанна [ 3 ] и Святого Матфея , [ 4 ] дошли до наших дней как в тексте, так и в музыке. Третий, собор Святого Луки , [ 5 ] это определенно не Бах.

Есть четвёртый, Святого Марка. [ 6 ] из которых сохранился только текст; музыка полностью потеряна. Текст, написанный Баха либреттистом Кристианом Фридрихом Хенрици (Пикандером) , сохранился в двух несколько разных источниках, датированных 1731 и 1744 годами. [ 7 ]

Классификация нового состава и реконструкций

[ редактировать ]

Многие музыканты, ученые и музыковеды пытались разными способами «реконструировать» «Страсти по Марку» Баха (см. «Страсти по Марку», BWV 247 ). Все эти версии имеют в своей основе текст Пикандра и основаны на предположении, что Бах в своих «Страстях по Марку» 1731 года повторно использовал музыку, которую он сочинил несколько лет назад. Это может быть музыка со схожей темой или сюжетом или с сопоставимыми рифмами или языковыми схемами, использованными в других вокальных произведениях Баха (например, из « Трауэрода», BWV 198 , [ 8 ] или священная кантата «Сопротивляйся греху», BWV 54 ), [ 8 ] затем повторно использован с помощью «пародийного» метода, часто используемого Бахом в других случаях, а затем сопоставлен с текстом «Страстей святого Марка». В других версиях недостающие части дополнены новыми композициями; в других случаях недостающие части не пелись, а исполнялись говорящим. И еще в некоторых версиях текст Св. Марка пытается сопоставиться с частями из «Страстей по Иоанну» или «Страстей по Матфею» Баха, то есть в речитативах Иисуса или в хорах Турбы.

Не существует достоверного научного понимания того, какие произведения Бах мог использовать для своих «Страстей по Марку». [ 9 ] также нет никаких доказательств того, что он вообще это сделал. [ 10 ]

Расположение текста и обозначений

[ редактировать ]

По тексту «Страсти по Марку» имеют иной характер, чем Баха два других страсти . Сразу заметно, что большую часть места занимает евангельский текст. нет ариози Также очень поразителен тот факт, что в соборе Святого Марка , в отличие от соборов Святого Иоанна и Святого Матфея . Есть только хоры , арии , аккомпаньято-речитативы (для слов Иисуса), секко-речитативы (для евангелиста и небольших сольных партий) и хоралы .

Очень строгий порядок текста, всегда меняющийся между Евангелием и хоралами или ариями, лишь однажды прерывается инструментальной интерлюдией (в № 47, когда Пилат выдает труп Иисуса Иосифу Аримафейскому ). Это – помимо добавления еще двух хоральных текстов во вступительном и финальном припевах страстей (см. ниже) – единственное отличие от Пикандера либретто .

Композиция во всех своих частях следует тексту Евангелия , а также Пикандра самому либретто . Обозначения текста следуют либретто 1731 года (а в двух ариях из редакции 1744 года, очевидно, либретто 1744 года).

Две части страстей

[ редактировать ]

Обе части «Страстей» («Перед проповедью» и «После проповеди») содержат одинаковое количество пьес (см. обзор ниже). Также обе части содержат одинаковое количество арий и хоралов. На первый взгляд это кажется явной симметрией . Но между этими двумя частями есть очень четкое различие, которое скрыто в сюжетной линии Евангелия: в первой части говорит преимущественно Иисус; сюжет начинается с помазания Иисуса в Вифании и доходит до предательства Иуды Искариота и пленения Иисуса. Вторая часть, в отличие от первой , во многом благоприятствует народным хорам Турбы, комментирующим сюжет или даже выступающим в нем самим.

В каждой из двух частей восемь хоралов . Высокая плотность хоралов - всего 16 (для сравнения: в «Страстях по Иоанну» Баха их 11, в «Страстях по Матфею» - 13) привела к тому, что хоралу как музыкальной форме в новом сочинении придается очень большое значение. . Он был интегрирован несколькими способами для улучшения этой формы.

Все хоралы основаны на традиционных хоральных мелодиях. Некоторые из этих мелодий появляются несколько раз; например, первый хорал в обеих частях имеет одну и ту же мелодию («Где Бог Господь с нами не пристанет»). В обеих частях есть одна большая Хоральная Фантазия (№ 25 « Я хочу стоять здесь с тобой » – заключительный припев первой части, и № 44 «Бог никого не оставил»). [ 11 ] Кроме того, во вступительный и финальный хоралы страсти вмонтированы еще два хорала – как Cantus Firmus (в № 1 «О печаль! О Герцелейда») и как полный четырехголосный хорал (№ 50). , « Кто позволит доброму Господу править »). То же самое сделано с Cantus Firmus в одной из арий (№ 13 « Jesu, meine Freude ») и в некоторых речитативах (№ 22 « Отче наш в Царстве Небесном » и № 47). : « Аус взываю к Тебе в глубокой скорби »).

Всего восемь арий распределяются между четырьмя солистами. Каждый из них поет две арии, по одной в каждой части страсти. Две теноровые арии «обрамляют» пассию, две альтовые арии находятся в ее середине (одна из них ближе к концу первой части, вторая в начале второй части) – еще одна симметрия в общей структуре. Для каждой высоты голоса есть одна ария с сольными инструментами и одна ария с более крупным оркестровым составом . Две арии из версии Пикандера 1744 года (№ 13 и № 36) стали двумя басовыми ариями. (Предполагая, что в версии Баха 1731 года могло быть только три солиста, каждый из которых пел по две арии, это могло привести к объяснению, что в 1744 году две дополнительные арии были написаны для той же высоты голоса, то есть: для четвертый солист.)

Евангелие; Речитативы (Евангелист и Иисус) и хоры Турба

[ редактировать ]

Текст Евангелия, как и у Баха, поется Евангелистом ( Тенором ) . Для первого выступления в 2023 году два евангелиста. приглашены [ 12 ] Это выбор не внутри состава, а с точки зрения исполнительской практики: в будущих выступлениях с другими ансамблями партия Евангелиста легко может быть исполнена только одним певцом. Двойной состав – это проба исполнения евангельского текста в диалоговой форме.

Слова Иисуса, как и в Баха «Страстях по Матфею» , представлены в виде речитативов аккомпанемента под аккомпанемент струнных.

Хоры Турбы строго и театрально следуют сюжету Евангелия . наблюдая или драматизируя события с точки зрения учеников Иисуса , Они описывают и концентрируют внимание , первосвященников или народа.

Вокальный состав

[ редактировать ]
  • Евангелист (Тенор)
  • Иисус (бас-баритон)
  • Сопрано, Альт, Тенор, Бас (по 2 арии на каждую высоту голоса)

Монологи

[ редактировать ]
  • Горничная (сопрано)
  • Центурион (Тенор)
  • Петр, Иуда, Пилат, Понтифик, Солдат (Баритон)
  • Сопрано, Альт, Тенор, Бас

Инструментальный состав [ 13 ]

[ редактировать ]

Выбор был сделан в пользу богатого инструментального состава. Есть – очевидно – струнные в сопровождении большой группы Basso Continuo , включающей два клавесина , орган , лютню , а также фагот , виолончель и контрабасы . Кроме того, есть две альты (для всей страсти) и две альты д'амур (для одной арии), а также большая духовая группа: два траверсо , две блокфлейты и – для всей страсти – четыре гобоя (в четырех вариантах: гобой, гобой д'амур , гобой да качча и тайле). В качестве дополнительной окраски для партий Cantus Firmus, а также для соло в Арии (№ 46) и Речитативе (№ 47) присутствует валторна ( в различных строях). – Траверсо (в Теноровой арии № 9), скрипка (в Басовой арии № 13), гобой да качча (в басовой арии № 36) и фагот (в Теноровой арии № 46 и в инструментальная интерлюдия в № 47) используются как солирующие инструменты в решающие моменты произведения. Сольные инструменты выступают также в дуэтах (два гобоя , в Арии № 19 для сопрано; гобой и скрипка) . , в Арии сопрано № 38) и в качестве « супруги » (два альта д'амуре и две альты в Арии альта № 26).

  1. ^ Хенрици, Кристиан Фридрих (1732), «Эрнст-Шертцхаффте» Пикандера и стихи сатиров. 3-я часть. Лейпциг 1732 , получено 10 июня 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Сайт Маркуспассион» .
  3. ^ «IMSLP – BWV 245: Бах, Страсти по Иоанну» .
  4. ^ «IMSLP – BWV 244: Бах, Страсти по Матфею» .
  5. ^ «IMSLP – BWV 246: Бах, Страсти по Луке» .
  6. ^ «IMSLP – BWV 247: Бах, Страсти по Марку» .
  7. ^ Татьяна Шабалина: «Тексты о музыке» в Петербурге – Дальнейшие находки , в: Ежегодник Баха 2009 , стр. 11–48.
  8. ^ Jump up to: а б Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Бэренрейтер. п. 248.
  9. ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Беренрайтер. стр. 259, пункт 1.
  10. ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Беренрайтер. стр. 266, пункт 1.
  11. ^ Дюрр, Альфред (1974). Новое издание Баха; Серия II, Том 5; Критический отчет . Кассель: Бэренрейтер. стр. 266, пункт 2.
  12. ^ «Сайт Markuspassion – Ансамбль» .
  13. ^ Принц, Ульрих (2005). Инструменты Иоганна Себастьяна Баха. Первоисточники, актерский состав, использование . Кассель, Базель, Лондон: Bärenreiter Verlag. ISBN  3-7618-1521-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1eae9a6458fbe3a39e5811efdc5944d3__1708187460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/d3/1eae9a6458fbe3a39e5811efdc5944d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St Mark Passion (N. Matthes) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)