Евангелист (Бах)

Евангелист четырех в музыке Иоганна Себастьяна Баха — теноровая партия в его ораториях и «Страстях» точные слова одного из евангелистов Библии , в переводе Мартина Лютера которая передает в речитативе секко . Эта партия появляется в произведениях «Страсти по Иоанну» , «Страсти по Матфею» , « Рождественская оратория» , а также « Страсти по Марку» и «Оратория Вознесения» Лобета Готта в seinen Reichen , BWV 11 . Некоторые кантаты также содержат речитативы библейских цитат, отведенные теноровому голосу.
Бах следовал традиции использовать тенора в качестве рассказчика Евангелия. Он существует (и его также часто называют Евангелистом ) в более ранних работах, посвященных библейскому повествованию, например, Генриха Шютца ( Weinachtshistorie , Matthauspassion , Lukaspassion , Johnespassion ).
Напротив, vox Christi , голос Христа, всегда является басом в произведениях Баха, включая несколько кантат .
Музыка и источники
[ редактировать ]Евангелист сообщает секко-речитативами только в сопровождении бассо континуо .
В « Страстях по Иоанну» история состоит из 18 и 19 глав Евангелиста Иоанна , « Страсти по Матфею» повествуют полные главы 26 и 27 Евангелиста Матфея . Первые версии « Страстей по Иоанну» содержали две дополнительные строки от Матфея, в которых упоминался плач ученика Петра и разрыв храмовой завесы. Бах сочинил плач в выразительной мелизме и разрывание в мощном нисходящем движении с последующим тремоло , но в более поздних версиях удалил эти части.
Рождественская оратория следует за Евангелистом Лукой в частях с 1 по 4 и за Св. Матфеем в частях 5 и 6. Страсти по Марку после Евангелиста Марка утеряны, но были реконструированы несколькими учеными. В «Оратории Вознесения» , BWV 11, история составлена стих за стихом из разных библейских источников. Исключением является « Пасхальная оратория» , представляющая собой пьесу четырех библейских персонажей без повествования. [ 1 ]
Певцы-евангелисты
[ редактировать ]Некоторые теноры особенно известны своим исполнением Евангелиста, в том числе:
- Тео Альтмейер
- Жервас Элвис
- Карл Эрб , упомянутый в романе Томаса Манна «Доктор Фауст» как Эрбе (на английском языке: Heritage).
- Курт Эквилуз
- Эрнст Хефлигер
- Джон ван Кестерен
- Питер Пирс
- Кристоф Прегардьен
- Питер Шрайер
- Джеймс Тейлор
- Стюарт Уилсон
- Дерек Честер
Евангелист в кантатах
[ редактировать ]Евангелист повествует в нескольких кантатах.
В «Иисус пришел, чтобы стать дьяволом» , BWV 22 (7 февраля 1723, Quinquagesima ), кантата начинается со сцены из Евангелия, объявления о страданиях в Иерусалиме, цитируя Луки 18:31,34 . Тенор-евангелист начинает повествование с 31-го стиха: Иисус созвал двенадцать (Иисус собрал двенадцать к Себе). Бас вокс -Кристи (голос Христа) поет возвещение о страданиях: «Се, мы восходим в Иерусалим» (Се, мы восходим в Иерусалим), Хоровая фуга иллюстрирует реакцию учеников.
В Am Abend aber desselbigen Sabbats , BWV 42 (8 апреля 1725 года, первое воскресенье после Пасхи ) тенор открывается после Симфонии, сопровождаемый континуо в повторяющихся быстрых нотах, возможно, иллюстрирующих тревожное сердцебиение учеников, когда появляется Иисус, «Однако вечером в ту же субботу, когда ученики собрались и дверь заперли из страха перед иудеями, Иисус пришёл и ходил среди них», Иоанн 20:19 .
В песне «Он называет своих овец по имени» , BWV 175 (22 мая 1725 г., вторник Пятидесятницы ), тенор поет вступительный речитатив: «Он зовет своих овец по имени и выводит их», Иоанна 10:3 .
В «Се, пошлю множество рыбаков» , BWV 88 (21 июля 1726 г., 5-е воскресенье после Троицы ), тенор начинается 2-ю часть с речитатива на Луки 5:10 , «Jesus Sprach zu Simon» (Иисус сказал Симону) .
В «Кто благодарит, тот меня хвалит» , BWV 17 (22 сентября 1726, 14-е воскресенье после Троицы), тенор начинает 2-ю часть с речитатива на Луки 17:15–16 .
Пятый евангелист
[ редактировать ]Самого Баха часто называют Пятым евангелистом за его преданную интерпретацию библейских источников. [ 2 ] В 1929 году шведский епископ Натан Сёдерблом назвал кантаты Баха Пятым Евангелием. [ 3 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альфред Дюрр . 1971. Кантаты Иоганна Себастьяна Баха , Bärenreiter 1999, ISBN 3-7618-1476-3 (на немецком языке)
- ^ «Уголок христианской истории: Пятый евангелист» в журнале «Христианство сегодня» , 2000 г.
- ^ Уве Симон-Нетто: «Почему Nippon без ума от И.С. Баха. Японцы жаждут надежды». Архивировано 30 сентября 2011 г. на Wayback Machine atlantic-times.com, 2005 г.
- ^ Биргер Петерсен-Миккельсен, «Praedicatio sonora. Музыка и богословие с Иоганном Себастьяном Бахом», в: Церковная музыка и Благовещение - Благовещение как церковная музыка. О взаимосвязи между богословием и церковной музыкой , Eutin Contributions to Music Research 4, Eutin 2003, стр. 45–60: 47 (на немецком языке).