Jump to content

Апостол Матфей

(Перенаправлено из Святого Матфея )


Апостол Матфей
Святой Матфей ( ок. 1611 ) Питера Пауля Рубенса
Апостол , евангелист и мученик
Рожденный Капернаум , [1] Галилея , Римская империя
Умер I век (предположительно около 68 года нашей эры)
Эфиопия
Почитается в
канонизирован Предварительная Конгрегация
Праздник
  • 21 сентября (западное христианство)
  • 22 октября (коптское православие)
  • 16 ноября (восточное христианство)
Атрибуты Ангел
Покровительство Бухгалтеры ; Салерно, Италия; банкиры; Осорно, Чили; сборщики налогов; парфюмеры ; государственные служащие [3]
Основные работы Евангелие от Матфея

Апостол Матфей ( Святой Матфей ) [а] ( Койне греческий : Ματθαῖος, латинизированный : Matthaîos ; арамейский : ������, латинизированный : Mattāy ) назван в Новом Завете одним из двенадцати апостолов Иисуса . Согласно христианским традициям, он также был одним из четырех евангелистов как автор Евангелия от Матфея , и поэтому также известен как Евангелист Матфей .

Утверждение его авторства Евангелия отвергается большинством современных исследователей Библии, хотя «у традиционного авторства все еще есть свои защитники». [4] В Новом Завете записано, что, будучи учеником , он последовал за Иисусом. Отцы церкви , такие как Ириней и Климент Александрийский , рассказывают, что Матфей проповедовал Евангелие в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны.

В Новом Завете

[ редактировать ]
Матфей на раскрашенной миниатюре из тома Армянских Евангелий 1609 года, хранящегося в Бодлианской библиотеке.

Матфей упоминается в Евангелии от Матфея 9:9. [5] и Матфея 10:3 [6] как сборщик налогов . (в НИВ ), который, сидя за «приемом пошлины» в Капернауме , был призван следовать за Иисусом. [7] Он также указан среди Двенадцати учеников , но без указания его происхождения, в Марка 3:18, Луки 6:15 и Деяниях 1:13. [8] В отрывках, параллельных Матфея 9:9, оба Марка 2:14 [9] и Луки 5:27 [10] опишите призвание Иисусом мытаря Левия, сына Алфея. Однако они явно не связывают его с именем Матфея.

Министерство

[ редактировать ]

В Новом Завете записано, что Матфей, ​​будучи учеником , последовал за Иисусом. После этого ученики удалились в горницу (Деяния 1:10–14). [11] (традиционно Горница ) в Иерусалиме . [12] Ученики остались в Иерусалиме и его окрестностях и провозгласили, что Иисус — обещанный Мессия .

В Вавилонском Талмуде (Синедрион 43а) «Маттай» — один из пяти учеников « Иешу ». [13]

Отцы ранней церкви, такие как Ириней ( «Против ересей», 3.1.1) и Климент Александрийский, говорят, что Матфей проповедовал Евангелие еврейской общине в Иудее, прежде чем отправиться в другие страны. Древние писатели не пришли к единому мнению относительно того, какие это еще страны, но почти во всех источниках упоминается Эфиопия . [12] Католическая церковь и Православная церковь придерживаются традиции, согласно которой Матфей умер как мученик , и Вавилонский Талмуд, по-видимому, сообщает о его казни в Синедрионе 43а. [14] [15]

По церковному преданию, проповедуя в Эфиопии , Матфей обратил, а затем посвятил Богу Ефигению Эфиопскую , девственную дочь царя Египпа. [16] Когда царь Гиртак сменил Эгиппа, он спросил апостола, может ли тот убедить Эфигению выйти за него замуж. Таким образом, Матфей пригласил царя Гиртака на литургию в следующее воскресенье, где упрекнул его в вожделении девушки, поскольку она была монахиней и, следовательно, была невестой Христа. Разъяренный король приказал своему телохранителю убить Матфея, стоявшего у алтаря, сделав его мучеником . [17]

Евангелие от Матфея

[ редактировать ]
Святой Матфей и ангел (1661) Рембрандта

Традиция ранней церкви утверждает, что Евангелие от Матфея было написано апостолом Матфеем. Эта традиция впервые засвидетельствована среди дошедших до нас писаний первого и второго веков раннехристианским епископом Папием Иерапольским ( ок. 60–163 гг. Н. Э. ), [18] которого цитирует церковный историк Евсевий (260–340 гг. н.э.), следующим образом: «Матфей собрал пророчества [по-гречески logia : высказывания об Иисусе или об Иисусе] на еврейском языке [ Hebraidi диалектой ], и каждое из них интерпретировало [ hērmēneusen – возможно, «перевел»] их, как мог». [19] [б] [20] Точно так же раннехристианский богослов Ориген ( ок. 184 ок. 253 ) указывает, что первое Евангелие было написано Матфеем, [21] [22] и что его Евангелие было составлено на иврите недалеко от Иерусалима для христиан-евреев и переведено на греческий язык. Оригинал на иврите хранился в библиотеке Кесарии . Где-то в конце четвертого или начале пятого века община назареев переписала копию для Иеронима . [23] которые он использовал в своей работе. [24] Это Евангелие называлось Евангелием от евреев. [25] или иногда Евангелие от апостолов [26] [27] и когда-то считалось, что это был оригинал «греческого Матфея», найденного в Библии. [28] Однако это было оспорено современными учеными-библеистами, такими как Барт Д. Эрман и Джеймс Р. Эдвардс . [29] [30] [с] [31] [32]

Евангелист Матфей, ​​Византия , XIV век. Местонахождение: Греция , Афон , монастырь Хиландар.

Большинство современных ученых считают, что Евангелие от Матфея было написано анонимно, а не Матфеем. [33] [4] Имя автора в тексте не указано, и ученые предполагают, что надпись «по Матфею» была добавлена ​​где-то во втором веке. [34] [35]

Неканонические или апокрифические евангелия

[ редактировать ]
Святой Матфей (1713–1715) работы Камилло Рускони , Архибазилика Святого Иоанна Латеранского в Риме.

В III веке иудейско-христианские евангелия, приписываемые Матфею, использовались иудейско-христианскими группами, такими как назаряне и эвиониты . Фрагменты этих Евангелий сохранились в цитатах Иеронима , Епифания и других. Большинство академических исследований следуют различиям между Евангелием от назареев (36 фрагментов), Евангелием от эвионитов (7 фрагментов) и Евангелием от евреев (7 фрагментов), найденным в Шнемельхера Завета апокрифах Нового . Критические комментаторы обычно считают, что эти тексты были написаны на греческом языке и связаны с греческим Матфеем. [36] Меньшая часть комментаторов считает их фрагментами утраченного оригинала на арамейском или иврите.

Евангелие от Псевдо-Матфея представляет собой компиляцию трех других текстов VII века: Евангелия от Иакова , Бегства в Египет и Евангелия детства Фомы .

Иероним сообщает, что назаряне полагали, что Матфей составил свое Евангелие от евреев : [24] хотя Ириней и Епифаний Саламинский считают это просто переработанной версией канонического Евангелия. Это Евангелие частично сохранилось в трудах отцов Церкви , написанных, как говорят, Матфеем. [31] Епифаний не делает своего заявления о Евангелии от евреев, написанного Матфеем, утверждения, которое он просто приписывает еретикам - евионитам. [32]

Апостол Матфей, ​​деталь мозаики в базилике Сан-Витале , Равенна , VI век.

Почитание

[ редактировать ]

Матфей признан святым в римско -католической , восточно-православной , лютеранской [37] и англиканские церкви (см. Церковь Св. Матфея ). Его праздник отмечается 21 сентября на Западе и 16 ноября на Востоке. (Те церкви, которые следуют традиционному юлианскому календарю, сохранят этот день 29 ноября по современному григорианскому календарю , то есть 16 ноября по юлианскому календарю.) Его также поминают православные вместе с другими Апостолами 30 июня (13). июль), Собор Святых Апостолов. Его могила находится в склепе Салернского собора на юге Италии. Мэтью вспоминают в англиканской церкви на фестивале 21 сентября . [38]

Как и другие евангелисты , Матфей часто изображается в христианском искусстве с одним из четырех живых существ из Откровения 4:7. [39] Тот, кто его сопровождает, имеет форму крылатого человека . Три картины Караваджо с изображением Матфея в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме , где он изображен призванным Христом по профессии сборщика налогов, относятся к числу достопримечательностей западного искусства .

В исламе

[ редактировать ]

Коран говорит об учениках Иисуса , но не упоминает их имена, вместо этого называя их «помощниками в деле Аллаха». [40] Однако мусульманские толкования и комментарии Корана называют их и включают Матфея в число учеников. [41] Мусульманская экзегетика сохраняет традицию, согласно которой Матфей и Андрей были двумя учениками, которые отправились в Эфиопию проповедовать послание Божие .

В вере друзов

[ редактировать ]

Друзская традиция почитает нескольких «наставников» и «пророков», а апостол Матфей почитается как пророк . [2] В традиции и доктрине друзов апостол Матфей уважается за его вклад в духовное знание и руководство. [2] Доктрина друзов учит, что христианство следует «уважать и хвалить», поскольку авторы Евангелий считаются «носителями мудрости». [42]

Число 5 имеет неустановленное значение в вере друзов; в этой области считается, что великие пророки приходят группами по пять человек. Во времена древних греков эту пятерку представляли Пифагор , Платон , Аристотель , Парменид и Эмпедокл . В первом веке пятеро были представлены Иисусом Христом , [43] [44] Иоанн Креститель , [45] Святой Матфей, ​​Святой Марк и Святой Лука . [2] Во времена основания веры этими пятеро были Хамза ибн Али ибн Ахмад , Мухаммад ибн Вахб аль-Кураши, Абуль-Хайр Салама ибн Абд аль-Ваххаб аль-Самурри, Исмаил ибн Мухаммад ат-Тамими и Аль-Муктана. Бахауддин .

В архитектуре

[ редактировать ]

В базилике Благовещения в Назарете находится капитель, на которой изображен апостол Матфей и его история о царе Эфиопии Эглипе и его сыновьях. На нем показано, как Мэтью уводит их от демона в дальнем углу столицы. Библейская история повествует о том, как Матфей обратил царя и его сыновей в христианство. Эта капитель не только изображает действие, совершенное Матфеем в Библии, но и предвещает, что Матфей станет мучеником. Когда Апостол Матфей был убит, он стал мучеником за христианскую религию, будучи убитым за свою веру и учение, данное демоном в углу Капитолия. Иконография этой столицы помогает понять религию того периода времени, поскольку она только пришла в христианский мир. Это показывает нечто среднее между Эфиопией и Назаретом, поскольку именно здесь сегодня находятся столицы. [3] [46] [38] [47] [48] [49]

В художественной литературе

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Библейский иврит : Матитьяху , латинизировано: Матитьяху , сокращенно מַתִּי , Матти (отсюда арабский : مَتَّى , латинизированный : Mattā ), что означает «Дар ЯХВЕ »; Имперский арамейский : латинизировано , : Мэтью ; Койне Греческий : Μαθθαῖος , латинизированный: Матфей , ​​или Ματθαῖος , Матфей ; Коптский : ⲙⲁⲧⲑⲉⲟⲥ , латинизированный: Мэтью ; Латынь : Мэтью
  2. ^ Евсевий, «История Церкви» 3.39.14–17, ок. 325 г. н. э., греческий текст 16: «Это было сказано Папе о Марке; но о Матфее это сказано; Матфей написал слова на еврейском диалекте, он истолковал их, как мог. Опубликованы различные переводы, стандартные английские переводы ссылаются на перевод из Филип Шафф : «[О]относительно Матфея он [Папий] пишет следующее: 'Итак (963) Матфей написал пророчества на еврейском языке, и каждый истолковывал их , CCEL как мог.'(964)» Онлайн-версия включает сноски 963 и 964 Шаффа.
    Ириней Лионский (умер около 202 г. н.э.) делает аналогичный комментарий, возможно, также опираясь на Папия, в своей книге «Против ересей» , книга III, глава 1 : «Матфей также издал письменное Евангелие среди евреев на их собственном диалекте».
  3. ^ См. также гипотезу о двух источниках .
  1. ^ Истон 1897 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д С. Суэйд, Сами (2009). Друзы от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 109. ИСБН  978-0-81086836-6 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Собор Святого Апостола Матфея, Вашингтон, округ Колумбия» . Stmatthewscathedral.org. 21 сентября 2013 года . Проверено 10 июля 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Эллисон 2010 , с. 27.
  5. ^ Матфея 9:9
  6. ^ Мэтью 10:3
  7. ^ Матфея 9:9 , Марка 2:15–17 , Луки 5:29.
  8. ^ Марка 3:18 , Луки 6:15 и Деяний 1:13 .
  9. ^ Марка 2:14
  10. ^ Луки 5:27
  11. ^ Фридман 2001 , с. 130–133, 201.
  12. ^ Перейти обратно: а б Джекфрут 1911 года .
  13. ^ Шнеемельчер 2003 , с. 17.
  14. ^ Ларднер 1838 , с. 299.
  15. ^ Бок 2002 , с. 164.
  16. ^ Золотая легенда о Якобусе де Ворагине , переведенная и адаптированная Райаном, Грейнджером и Хельмутом Риппергером. (Arno Press: Longmans, Green & Co) 1941. стр. 561–566.
  17. ^ Автономная Православная Митрополия Западной Европы и Америки (РПЦЗ). Календарь святых Илариона на год Господень 2004. St. Hilarion Press (Остин, Техас). п. 70.
  18. ^ Мартин 2012 .
  19. ^ Тернер 2008 , с. 15–16.
  20. ^ Бингхэм 1998 , с. 64.
  21. ^ Эдвардс 2009 , с. 18.
  22. ^ Репщинский 2000 , с. 14.
  23. ^ Николсон 1879 , с. 82.
  24. ^ Перейти обратно: а б Святой Иероним 2000 , с. 10.
  25. ^ Хультгрен и Хаггмарк 1996 , стр. 122.
  26. ^ Николсон 1879 , с. 26.
  27. ^ Додс 1858 , с. iv.
  28. ^ Харрисон 1964 , с. 152.
  29. ^ Эдвардс 2009 , с. 245.
  30. ^ Эрман 1999 , с. 43.
  31. ^ Перейти обратно: а б Миллс и Уилсон 2003 , с. 942.
  32. ^ Перейти обратно: а б Епифаний Саламинский 1987 , с. 129.
  33. ^ Muddiman & Barton 2010 , с. 27.
  34. ^ Харрингтон 1991 , с. 8.
  35. ^ Нолланд 2005 , с. 16.
  36. ^ Вильхауэр и Стрекер 2003 , с. 542.
  37. ^ ELCA 2006 , с. 57.
  38. ^ Перейти обратно: а б «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  39. ^ Откровение 4:7.
  40. ^ Коран 3:49-53.
  41. ^ Ноэгель и Уилер 2003 , стр. 86.
  42. ^ «На горизонте: Странный мир друзов» . Комментаторский журнал . 20 января 1956 года.
  43. ^ Хитти, Филип К. (1928). Происхождение друзов и религии: с выдержками из их священных писаний . Александрийская библиотека. п. 37. ИСБН  9781465546623 .
  44. ^ Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 17. ISBN  9781903900369 .
  45. ^ Суэйд, Сэми (2015). Исторический словарь друзов . Роуман и Литтлфилд. п. 77. ИСБН  978-1442246171 .
  46. ^ «Святой Матфей» . franciscanmedia.org . Францисканские СМИ . Проверено 21 сентября 2020 г.
  47. ^ Нис, Лоуренс; Бём, Барбара Дрейк; Холкольб, Мелани (2018). «Приятное недоумение: отражение Святого города» . Еврейский ежеквартальный обзор . 108 (4): 551–561. ISSN   0021-6682 . JSTOR   90025854 .
  48. ^ Жасмин А.Л. Килберн. 2003. «Противопоставление «Другого» в древнеанглийских апокрифических Деяниях Матфея, Симона и Иуды». Неофилолог 87 (1) (01): 137–151.
  49. ^ Наоми, Симхони. 2020. «Центральная синагога Назарет-Иллита и ее архитектурный диалог с базиликой Благовещения в Назарете». Гуманитарные и социальные науки Коммуникации 7 (1) (12).

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Комментарии

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Апостол Матфей
Предшественник Новый Завет
События
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bde4148eaf3880b2a37ef3dbc07865f0__1721801400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/f0/bde4148eaf3880b2a37ef3dbc07865f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matthew the Apostle - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)