Евфросиния Александрийская
Святой Евфросиния Александрийская | |
---|---|
![]() Фреска святой Евфросинии в греческой православной церкви | |
Девственник | |
Рожденный | 410 Александрия , Египет |
Умер | 470 |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Католическая церковь Англиканское сообщество |
Праздник | 25 сентября, 16 января |
Евфросиния Александрийская ( греч . Αλγία Εὐφροσύνη tr. «доброго настроения» , 410–470), [ 1 ] [ 2 ] также называемая Евфросиньей, [ 3 ] была святой , которая переоделась мужчиной, чтобы войти в монастырь и прожить 38 лет аскетом . Ее праздник отмечается 25 сентября Греческой Православной Церковью и католиками Византийского обряда , 27 сентября Епископальной Церковью и 16 января Римско-Католической Церковью .
Евфросиния якобы родилась в богатой семье в Александрии . Когда ей было 18, отец хотел, чтобы она вышла замуж, поэтому она сбежала, переодевшись мужчиной, и ушла в монастырь. Большую часть своих лет она провела в качестве монаха в уединении от других монахов. В последний год своей жизни Евфросиния стала духовным наставником своего отца, утешая его горе из-за потери единственной дочери. В конце концов она раскрыла ему свою личность, и они помирились. После ее смерти он поступил в ее монастырь и сам стал подвижником, живя в ее келье, пока не умер десять лет спустя. Церковный историк Иоганн Петер Кирш считает ее историю легендой.
Жизнь
[ редактировать ]По словам Иоганна Петера Кирша в «Католической энциклопедии» , «ее история принадлежит к той группе легенд, которые повествуют о том, как христианские девы , чтобы успешнее вести жизнь безбрачия и аскетизма , которой они посвятили себя, надевали мужские одежды и сошло за мужчин». [ 4 ]
Евфросиния родилась в 410 г. [ 5 ] в богатую и знатную семью в Александрии, единственную дочь Пафнутия, «глубоко верующего и благочестивого христианина». [ 6 ] У Пафнутия и его жены были трудности с рождением детей, поэтому он пошел в местный монастырь , который часто посещал, и просил, чтобы игумен , который был его духовным наставником, и монахи молились за них; Вскоре после этого родилась Евфросиния. [ 6 ] [ 7 ] Она крестилась в возрасте семи лет, получила образование в области Священных Писаний и была хорошо известна своей мудростью и любовью к знаниям. [ 5 ] [ 7 ]
Когда Евфросиньи было двенадцать, ее мать умерла, и отец воспитывал ее один. Когда ей было 18, у нее было много женихов, поэтому отец выбирал для нее замуж самого знатного и богатого. Они вместе посетили монастырь, чтобы получить от игумена благословение на брак, но этот визит вдохновил Евфросинию на вступление в иноческую жизнь. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ] Как выразился писатель Дэвид Кларк, она «не хотела, чтобы ее пол был препятствием на пути к принятию для себя такого образа жизни». [ 8 ] Через год игумен послал в дом Пафнутия монаха, чтобы пригласить его на годовщину рукоположения игумена; она встретилась с монахом и призналась ему в своем желании стать аскетом , несмотря на страх ослушаться отца. [ 8 ] Монах посоветовал ей переодеться мужчиной, «чтобы избежать предстоящего замужества». [ 9 ] Она послала слугу привести к себе другого монаха, отшельника из Скита , который дал ей тот же совет. По ее просьбе монах обрил ей голову и посвятил ее в монахи. [ 9 ] Когда ее отец ушел из дома в очередное духовное затворничество, Евфросиния воспользовалась его отсутствием и решила вместо монастыря уйти в монастырь, тот самый, который посещал ее отец, потому что боялась, что отец найдет ее. Она замаскировалась под мужчину, назвавшись евнухом ; настоятель не узнал ее и пригласил в монастырь. Евфросиния взяла имя Смарагд и прожила там монахом 38 лет, вплоть до своей смерти примерно в 470 году. [ 5 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 9 ]
Евфросиния в роли Смарагда поразила настоятеля «быстрыми шагами, которые она сделала к совершенной аскетической жизни». [ 4 ] но, как выразилась писательница Лаура Свон, «в обществе возникли разногласия по поводу красоты Евфросинии, и тот же настоятель приказал ей уединиться». [ 5 ] Смарагдус переместился глубже в пустыню в одиночную камеру, читая свои молитвы в одиночку, без остальной части сообщества, и, как также сказал Свон, полюбил «сильное одиночество». [ 10 ] в конце концов он виделся только со своим духовным наставником и настоятелем. [ 7 ] [ 11 ] Кларк в главе о Евфросиньи в своей книге « Между средневековыми мужчинами: мужская дружба и желание в раннесредневековой английской литературе » сравнивает ее историю с историей Иосифа в Ветхом Завете , которая также включает в себя темы маскировки и тайных личностей. [ 12 ] Кларк обсуждает «сложную и противоречивую гендерную динамику». [ 13 ] в истории Евфросинии сравнивает Евфросинию с Евгенией Римской , святой III века, которая также замаскировалась под мужчину, потому что у них «похожая динамика». [ 13 ] Кларк также говорит, что истории Евгении и Евфросиньи, которые включают в себя как помощь слуг, так и использование маскировки для побега в жизнь религиозного уединения, «типичны для рассказов о влюбленных, мешающих нежелательным бракам. Однако здесь любовником является Христос, а цель – не супружеское блаженство, а целомудренная жизнь». [ 13 ] [ примечание 1 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Отец Евфросинии Пафнутий ушел в монастырь «за утешением в своем горе». [ 10 ] из-за потери единственной дочери; игумен послал Евфросинию обеспечить ему духовное руководство и утешение, но Пафнутий не узнал ее, потому что она закрывала лицо покрывалом и никогда не открывала своей личности. [ 10 ] Он получил «полезные советы и утешительные увещевания». [ 4 ] все равно от нее и несколько раз возвращался, чтобы встретиться с ней, став, как выразился Кларк, «духовным отцом ее собственного биологического отца», [ 8 ] В конце концов, за последний год до своей смерти, она открыла Пафнутию свою тайну; они помирились, и она попросила, чтобы он никому не говорил и подготовил ее тело к захоронению. После ее смерти Пафнутий раздал все свое богатство бедным и монастырю, а сам стал монахом, прожив в келье дочери десять лет, пока не умер и не был погребен рядом с Евфросинией. [ 4 ] [ 6 ] [ 10 ] Кларк заявил, что действия Пафнутия были еще одним примером изменения пола в истории Евфросиньи, а также переработкой и усложнением проблем физического и духовного отцовства. [ 8 ] проявляется в «перевороте отношений отца и дочери». [ 12 ]
Могила Евфросинии «стала местом молитвы с приписываемыми ей чудесами». [ 10 ] Ее праздник отмечается 25 сентября Греческой Православной Церковью и 16 января Римско-Католической Церковью . [ 4 ] По словам Лебедя, ранняя версия жизни Евфросинии была написана пятистопным ямбом , а другая - в прозе . [ 10 ] По словам Кларка, также существует отчет о ее жизни, написанный на древнеанглийском языке. [ 13 ]
В 2022 году Евфросинья была официально добавлена в литургический календарь Епископальной Церкви с праздником 25 сентября. [ 14 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эльфрик Эйншамский (1881 г.). . Жития святых Эльфрика . Лондон, Паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ См. Кларк, стр. 197–203, его обсуждение сексуальной политики, тем гомосексуализма и гендерной идентичности , а также однополых религиозных сообществ в истории Ефросиньи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лебедь, с. 83
- ^ Кирш, Иоганн Петер (1913). «Святая Евфросинья» . У Чарльза Г. Гербермана; и др . (ред.). Католическая энциклопедия . 5 . Нью-Йорк: Энциклопедия Press, Inc., с. 11.
- ^ «Преподобная Евфросиния Александрийская» . Сайоссет, Нью-Йорк: Православная Церковь в Америке . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кирш, Иоганн Петер (1913). «Святая Евфросинья» . У Чарльза Г. Гербермана; и др . (ред.). Католическая энциклопедия . 5 . Нью-Йорк: Энциклопедия Press, Inc., с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и Лебедь, с. 83
- ^ Jump up to: а б с д «Преподобная Евфросиния Александрийская» . Сайоссет, Нью-Йорк: Православная Церковь в Америке . Проверено 1 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Данбар, Агнес, Британская Колумбия (1901). Словарь святых женщин . Том. 1. Лондон: Джордж Белл и сыновья. п. 294.
- ^ Jump up to: а б с д и Кларк, с. 196
- ^ Jump up to: а б с Кларк, с. 197
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лебедь, с. 84
- ^ Кларк, стр. 197-198.
- ^ Jump up to: а б Кларк, с. 201
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, с. 195
- ^ «Разрешить малые праздники и посты 2022 года, виртуальная папка Общего собрания» . www.vbinder.net . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 г. Проверено 22 июля 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кларк, Дэвид (2009). Между средневековыми мужчинами: мужская дружба и желание в английской литературе раннего средневековья . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-955815-5 . ОСЛК 243546011.
- Лебедь, Лаура (2001). Забытые матери-пустыни: высказывания, жизни и истории ранних христианских женщин . Нью-Йорк: Паулист Пресс. ISBN 0-8091-4016-0 . ОСЛК 45460900.
