Jump to content

Тетраморф

Соединение Четырех Живых Существ в один тетраморф. Матфей Человек Марк , ​​лев , вол Лука и Иоанн . орел

Тетраморф это символическое расположение четырех разных элементов или комбинация четырех несопоставимых элементов в одном блоке. Этот термин происходит от греческих слов «тетра» , что означает «четыре», и «морф» , «форма».

Это слово происходит от греческого и означает «четыре формы» или «формы». В английском языке каждый символ может быть описан как тетраморф в единственном числе, а группа - как «тетраморфы», но обычно только в контекстах, где включены все четыре. Тетраморфы были особенно распространены в искусстве раннего средневековья , прежде всего в иллюминированных евангельских книгах , но остаются распространенными и в религиозном искусстве и по сей день.

В христианском искусстве тетраморф — это объединение символов Четырех Евангелистов , происходящих от четырех живых существ в Книге Иезекииля , в одну фигуру или, что чаще, в группу из четырех фигур. Каждый из четырех евангелистов связан с одним из живых существ, обычно изображаемых с крыльями. Самая распространенная ассоциация, но не оригинальная и не единственная: Марк- Царь, Лев ; Лука , скромный слуга, Бык; Матфей Ангел ; и Иоанн Орел . В христианском искусстве и портреты иконографии евангелистов часто сопровождаются тетраморфами или самими символами, используемыми для их представления. Портреты евангелистов , изображающие их в человеческих формах, часто сопровождаются их символическими существами, а Христос в Величестве часто изображается окруженным четырьмя символами.

Происхождение

[ редактировать ]
Ассирийский датированный ламассу, 721 г. до н.э.

Изображения объединения разных стихий в один символ первоначально использовались древними египтянами, ассирийцами , греками. Изображение сфинкса , найденное в Египте и Вавилоне , изображало тело льва и голову человека, тогда как гарпии греческой мифологии изображали птицеподобных человеческих женщин.

Живые существа Иезекииля

[ редактировать ]

Пророк Иезекииль жил среди евреев, сосланных в Вавилон в VI веке до нашей эры. Существа в его видении, от которых произошли образы тетраморфа, напоминают древнее ассирийское искусство. [1]

Животные, связанные с христианским тетраморфом, происходят от вавилонских символов четырех фиксированных знаков зодиака: бык, представляющий Тельца ; лев, представляющий Льва ; орел, представляющий Скорпиона ; мужчина или ангел, представляющий Водолея . В западной астрологии эти четыре символа связаны с элементами соответственно Земли, Огня, Воды и Воздуха. Существа христианского тетраморфа также были распространены в египетской, греческой и ассирийской мифологии. Ранние христиане переняли эту символику и адаптировали ее для четырех евангелистов. [2] как тетраморф, впервые появившийся в христианском искусстве в V веке, [3] но чье интерпретативное происхождение происходит от Иринея во 2 веке.

Элементы христианского тетраморфа впервые появляются в видении Иезекииля, который описывает четыре существа такими, какими они явились ему в видении:

Что касается подобия лиц их, то у них четверых было лицо человека и лицо льва с правой стороны, и у них четверых было лицо быка с левой стороны; у них четверых также было лицо орла. [4]

Они описаны позже в Книге Откровения:

И первое животное было похоже на льва, и второе животное было похоже на теленка, и третье животное имело лицо, как человеческое, а четвертое животное было похоже на летящего орла. [5]

Четыре евангелиста как четыре живых существа

[ редактировать ]
XIII века из слоновой кости Резное изображение Христа в величии в окружении существ тетраморфа в Музее Клюни в Париже.

Ассоциация четырех живых существ с четырьмя евангелистами возникла у Иринея во II веке. Интерпретация каждого существа менялась на протяжении истории церкви. Самая распространенная интерпретация, впервые предложенная Викторином и принятая Иеронимом , святым Григорием и Келлской книгой , состоит в том, что этот человек — Матфей, ​​лев Марк, бык Лука и орел Иоанн. Существа тетраморфа, так же, как и четыре Евангелия евангелистов, представляют собой четыре грани Христа.

Мужчина Лев Теленок Орел
Ириней (130–202) Мэтью Джон Люк Отметка [6]
Ипполит Римский (170–235) Отметка Мэтью Люк Джон
Викторин Петтау (ум. 304) Мэтью Джон Люк Отметка [7]
Епифаний Саламинский (310–403) Мэтью Отметка Люк Джон
Хроматий Аквилейский (ум. 407) Мэтью Джон Люк Отметка
Джером (347–420) Мэтью Отметка Люк Джон
Псевдо-Афанасий (ок. 350 г.) Мэтью Люк Отметка Джон
Амвросий (340–397) Мэтью Отметка Люк Джон
Августин Гиппопотамский (354–430) Отметка Мэтью Люк Джон
Примас Гадруметума (ум. 560) Отметка Мэтью Люк Джон
Папа Григорий I (540–604) Мэтью Отметка Люк Джон
Келлская книга (ок. 800 г.) Мэтью Отметка Люк Джон
Адам Сен-Викторский (ум. 1146) Мэтью Отметка Люк Джон
Фома Аквинский (1225–1274) Мэтью Отметка Люк Джон
Библейский комментарий Джеймисона-Фоссе-Брауна (1871 г.) Люк Мэтью Отметка Джон
Эйми Семпл Макферсон (1890–1944) Люк Джон Отметка Мэтью
Гарри А. Айронсайд (1876–1951) Люк Мэтью Отметка Джон
Справочная Библия Скоуфилда (изд. 1967 г.) Люк Мэтью Отметка Джон

Из таблицы ясно, что на протяжении всей истории церкви применялись различные схемы интерпретации. Ниже кратко изложены четыре основные схемы с указанием их наиболее известных сторонников и обоснований. Данное обоснование обычно связано с тем, как начинается каждое Евангелие, с основными темами каждого Евангелия или с тем аспектом Христа, который подчеркивается в каждом Евангелии.

1-я схема — Ириней

Этот человек — Матфей, ​​потому что его Евангелие начинается с родословной Иисуса; лев — Иоанн, потому что его Евангелие начинается с полной уверенности; вол — Лука, потому что его Евангелие начинается со священнической жертвы; а орел — это Марк, потому что его Евангелие начинается с пророчества Исайи. Ириней устанавливает эту связь между четырьмя живыми существами и четырьмя евангелистами, потому что он ищет ответ на вопрос «Почему четыре Евангелия?»

2-я схема (наиболее распространенная) — Джером.

Обоснованием этой схемы является то, как начинается каждое евангельское повествование. Матфей — мужчина, потому что он начинает с генеалогии; Марк — лев, рычащий в пустыне с пророческой силой; Лука — вол, потому что он начинает с храмовой жертвы; а Иоанн — орел, летящий ввысь, как божественное Слово. Надо сказать, что в определенный момент, когда достаточное количество интерпретирующих авторитетов в церкви поддержало эту схему, многие из тех, кто ей следовал, просто отказались от своих полномочий.

3-я схема — Августин

Лев — это Матфей, ​​потому что Евангелие от Матфея изображает Христа царственным характером, того, кто произошел от колена Иуды; бык — Лука, потому что Христос показан в своем священническом образе; этот человек — Марк, потому что человечность Христа, показанная в этом Евангелии, сосредоточена на том, что сделал этот человек; а орел — Иоанн, потому что тайна Слова восходит на небо. Августин отходит от схемы Иеронима, говоря: «Эта последняя формулировка фокусируется только на начале книг, а не на общем плане евангелистов, который следовало бы изучить более тщательно». [8]

4-я схема — Эйми Семпл Макферсон

Орел — это Матфей, ​​который представляет Иисуса как Царя, который скоро вернется в поисках своего народа. «Иисус вернется»; бык — Лука, где он представляет Иисуса страдающим рабом, понесшим наши болезни, Иисусом Исцеляющим; Лицо Человеческое (представляющее Марка) представляет Иисуса как совершенного человека, пришедшего спасти нас, Иисус Спасает; Лев – это Иоанн, представляющий Иисуса Крестителем в Святом Духе.

Тетраморф в искусстве

[ редактировать ]

Представление и символика в христианстве

[ редактировать ]
Четыре евангелиста , как показано в Келлской книге , ок. 800 год нашей эры.

Существа тетраморфа, как они появляются в своих животных формах, преимущественно показаны в виде крылатых фигур. Крылья, древний символ божественности, олицетворяют божественность евангелистов, божественную природу Христа и добродетели, необходимые для христианского спасения. [9] Что касается, в частности, изображения святого Марка, то использование крыльев отличает его от изображений святого Иеронима, который также связан с образом льва. [10]

Совершенное человеческое тело Христа первоначально было представлено в виде крылатого человека, а позже было адаптировано для Святого Матфея, чтобы символизировать человечность Христа. [11] В контексте тетраморфов крылатый человек указывает на человечность и разум Христа, а также на рассказ Матфея о Воплощении Христа . [12] Лев Святого Марка символизирует мужество, воскресение и королевскую власть, что совпадает с темой Христа как царя в Евангелии от Марка. Его также интерпретируют как Лев Иуды как ссылку на царское происхождение Христа. [12] Бык, или бык, — древнехристианский символ искупления и жизни через жертвоприношение. [11] обозначая записи Луки о Христе как священнике и его высшей жертве ради будущего человечества. Орел представляет небо, небеса и человеческий дух, соответствуя божественной природе Христа. [13]

В своих самых первых появлениях евангелисты изображались в человеческих формах, каждый со свитком или книгой, символизирующей Евангелия. К V веку изображения евангелистов превратились в соответствующие им тетраморфы. [3] К позднему Средневековью тетраморф в виде существ использовался реже. Вместо этого евангелисты часто изображались в человеческих формах в сопровождении своих символических существ или в виде людей с головами животных. [14]

На изображениях, где существа окружают Христа, крылатый человек и орел часто изображаются по бокам от Христа, причем лев и бык расположены ниже у его ног, причем человек справа от Христа имеет преимущество над орлом, а лев - над орлом. слева от быка. Эти позиции отражают великую средневековую цепь бытия . [15]

Изображения в христианском искусстве

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]

Использование тетраморфа в архитектуре наиболее распространено в отделке христианских церквей. В средневековых церквях символы евангелистов обычно встречаются над западными порталами и в восточной апсиде , особенно вокруг восседающей на троне фигуры Христа во Славе в сценах Страшного суда. [16] Это изображение Христа во Славе часто изображает Христа Вседержителя в мандорле, окруженном существами тетраморфа, часто встречается на сферическом потолке внутри апсиды, обычно в виде мозаики или фрески. В более старых римских церквях, таких как Санта-Пуденциана и Санта-Мария-ин-Трастевере , мозаики часто изображают четырех существ по прямой линии, а не по кругу. [17]

В средневековых церквях также есть скульптуры с барельефными символами евангелистов на западных фасадах, снаружи вокруг восточных окон апсиды или в виде больших статуй на стенах апсиды. [17] Обычно все четыре существа тетраморфа встречаются вместе либо в одном образе, либо в одной структуре, но нередко в образах церкви доминирует один-единственный евангелист. Обычно его можно найти в городах, где один из евангелистов является своим покровителем . Ярким примером является базилика Святого Марка в Венеции , где крылатый лев является талисманом города, а Святой Марк – покровителем города.

Живопись и освещение рукописей

[ редактировать ]

Большинство иллюминированных евангельских книг предварялись портретами евангелистов , часто объединенными на одной странице. Островные рукописи были сосредоточены на абстрактных линейных узорах, сочетающих средиземноморские, англосаксонские и кельтские влияния, причем последнее в основном прослеживается в сохранившихся изделиях из металла. Художникам того периода изначально было более комфортно с изображениями животных, чем с людьми, поэтому в ранних Евангелиях евангелисты были представлены в виде тетраморфных символов, а не портретов. Их предпочтение абстрактному, геометрическому и стилизованному искусству привело к множеству различий в изображениях тетраморфов. Кельтские художники рисовали существ в относительно реалистичной манере или подчеркивали их божественную природу за счет включения крыльев или человеческих черт, таких как руки вместо когтей или вертикальное положение животного. [18]

Евангелисты и тетраморфы широко фигурировали в оттоновских рукописях, поскольку наибольшей популярностью пользовались Евангелия, перикопы и Апокалипсис. Имитируя византийский художественный стиль, каролингские иллюминации сознательно возродили раннехристианский стиль и были гораздо более сложными, чем кельтское или островное искусство.

В большинстве иллюминированных рукописных портретов Евангелист обычно занимал целую страницу. Хотя на многочисленных примерах позднеантичных портретов каждая фигура изображалась стоящей, евангелисты преимущественно изображались в сидячем положении за письменным столом или с книгой или свитком, что относится к Евангелиям. Символы тетраморфов были наиболее распространены в средние века до романского периода, прежде чем они впали в немилость, и изображения евангелистов в человеческих формах стали более распространенными. Однако тетраморфы все еще использовались и встречались в произведениях искусства эпохи Возрождения и даже в современном искусстве . Ярким примером 20-го века является массивный гобелен Грэма Сазерленда, который висит в соборе Ковентри. [19]

Другие изображения

[ редактировать ]

Тетраморф четырех живых существ изображен на карте Мира многих колод Таро , в том числе Марсельского Таро и колоды Таро Райдера-Уэйта . Это также изображено в некоторых исламских произведениях искусства .

  1. ^ Уиттик, Арнольд. Символы, знаки и их значение . Леонард Хилл Лтд., 1960, с. 134.
  2. ^ «Четыре евангелиста (тетраморфы)». Символический словарь . http://symboldictionary.net/?p=486
  3. ^ Jump up to: а б Клемент, Клара Эрскин. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1974, с. 34.
  4. ^ Иезекииль 1:10
  5. ^ Откровение 4:7.
  6. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Против ересей, III.11 (Св. Ириней)» . www.newadvent.org . Проверено 8 июля 2023 г.
  7. ^ См. Армстронг, Дж. Дж., «Викторин Петтау как автор «Канона Муратори»»: «Ириней и Викторин ассоциируют Иоанна со львом, Матфея с человеком, Луку с теленком и Марка с орлом».
  8. ^ Августин, Соглашение между евангелистами , I,6,9.
  9. ^ Мужчина, Эмиль. Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века . ХарперКоллинз, 1913, стр. 35–7.
  10. ^ Клемент, Клара Эрскин. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1974, с. 48.
  11. ^ Jump up to: а б Шарбонно-Ласси, Луи. Символические животные христианства . Стюарт и Уоткинс, 1970.
  12. ^ Jump up to: а б Шутц-Миллер, Мардит К. «Сохранение раннехристианского символизма в монашеских церквях Новой Испании и видение Тысячелетнего Царства». Журнал Юго-Запада . 42.4 (2000): 763-800. Распечатать.
  13. ^ «Символы четырех евангелистов в христианском искусстве». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
  14. ^ Табон, Маргарет. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1969, с. 72.
  15. ^ «Символы четырех евангелистов». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
  16. ^ «Символы четырех евангелистов». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
  17. ^ Jump up to: а б «Архангелы и евангелисты». Дворец Парадоксов . «Архангелы-евангелисты» . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
  18. ^ Visual Arts Cork , «Ирландские иллюминированные рукописи»
  19. ^ «Русский: Гобелен «Христос во славе» работы Грэма Сазерленда, установленный в соборе Ковентри в 1962 году. Гобелен размером 75 на 38 футов (23 х 11,5 м) считается самым большим цельным гобеленом в мире. [1]» . 4 февраля 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8c9123b45445e3bb2406f481aeb9013__1718319240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/13/c8c9123b45445e3bb2406f481aeb9013.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tetramorph - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)