Тетраморф

Тетраморф — это символическое расположение четырех разных элементов или комбинация четырех несопоставимых элементов в одном блоке. Этот термин происходит от греческих слов «тетра» , что означает «четыре», и «морф» , «форма».
Это слово происходит от греческого и означает «четыре формы» или «формы». В английском языке каждый символ может быть описан как тетраморф в единственном числе, а группа - как «тетраморфы», но обычно только в контекстах, где включены все четыре. Тетраморфы были особенно распространены в искусстве раннего средневековья , прежде всего в иллюминированных евангельских книгах , но остаются распространенными и в религиозном искусстве и по сей день.
В христианском искусстве тетраморф — это объединение символов Четырех Евангелистов , происходящих от четырех живых существ в Книге Иезекииля , в одну фигуру или, что чаще, в группу из четырех фигур. Каждый из четырех евангелистов связан с одним из живых существ, обычно изображаемых с крыльями. Самая распространенная ассоциация, но не оригинальная и не единственная: Марк- Царь, Лев ; Лука , скромный слуга, Бык; Матфей Ангел ; и Иоанн Орел . В христианском искусстве и портреты иконографии евангелистов часто сопровождаются тетраморфами или самими символами, используемыми для их представления. Портреты евангелистов , изображающие их в человеческих формах, часто сопровождаются их символическими существами, а Христос в Величестве часто изображается окруженным четырьмя символами.
Происхождение
[ редактировать ]
Изображения объединения разных стихий в один символ первоначально использовались древними египтянами, ассирийцами , греками. Изображение сфинкса , найденное в Египте и Вавилоне , изображало тело льва и голову человека, тогда как гарпии греческой мифологии изображали птицеподобных человеческих женщин.
Живые существа Иезекииля
[ редактировать ]Пророк Иезекииль жил среди евреев, сосланных в Вавилон в VI веке до нашей эры. Существа в его видении, от которых произошли образы тетраморфа, напоминают древнее ассирийское искусство. [1]
Животные, связанные с христианским тетраморфом, происходят от вавилонских символов четырех фиксированных знаков зодиака: бык, представляющий Тельца ; лев, представляющий Льва ; орел, представляющий Скорпиона ; мужчина или ангел, представляющий Водолея . В западной астрологии эти четыре символа связаны с элементами соответственно Земли, Огня, Воды и Воздуха. Существа христианского тетраморфа также были распространены в египетской, греческой и ассирийской мифологии. Ранние христиане переняли эту символику и адаптировали ее для четырех евангелистов. [2] как тетраморф, впервые появившийся в христианском искусстве в V веке, [3] но чье интерпретативное происхождение происходит от Иринея во 2 веке.
Элементы христианского тетраморфа впервые появляются в видении Иезекииля, который описывает четыре существа такими, какими они явились ему в видении:
Что касается подобия лиц их, то у них четверых было лицо человека и лицо льва с правой стороны, и у них четверых было лицо быка с левой стороны; у них четверых также было лицо орла. [4]
Они описаны позже в Книге Откровения:
И первое животное было похоже на льва, и второе животное было похоже на теленка, и третье животное имело лицо, как человеческое, а четвертое животное было похоже на летящего орла. [5]
Четыре евангелиста как четыре живых существа
[ редактировать ]Ассоциация четырех живых существ с четырьмя евангелистами возникла у Иринея во II веке. Интерпретация каждого существа менялась на протяжении истории церкви. Самая распространенная интерпретация, впервые предложенная Викторином и принятая Иеронимом , святым Григорием и Келлской книгой , состоит в том, что этот человек — Матфей, лев Марк, бык Лука и орел Иоанн. Существа тетраморфа, так же, как и четыре Евангелия евангелистов, представляют собой четыре грани Христа.
Мужчина | Лев | Теленок | Орел | |
---|---|---|---|---|
Ириней (130–202) | Мэтью | Джон | Люк | Отметка [6] |
Ипполит Римский (170–235) | Отметка | Мэтью | Люк | Джон |
Викторин Петтау (ум. 304) | Мэтью | Джон | Люк | Отметка [7] |
Епифаний Саламинский (310–403) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Хроматий Аквилейский (ум. 407) | Мэтью | Джон | Люк | Отметка |
Джером (347–420) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Псевдо-Афанасий (ок. 350 г.) | Мэтью | Люк | Отметка | Джон |
Амвросий (340–397) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Августин Гиппопотамский (354–430) | Отметка | Мэтью | Люк | Джон |
Примас Гадруметума (ум. 560) | Отметка | Мэтью | Люк | Джон |
Папа Григорий I (540–604) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Келлская книга (ок. 800 г.) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Адам Сен-Викторский (ум. 1146) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Фома Аквинский (1225–1274) | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
Библейский комментарий Джеймисона-Фоссе-Брауна (1871 г.) | Люк | Мэтью | Отметка | Джон |
Эйми Семпл Макферсон (1890–1944) | Люк | Джон | Отметка | Мэтью |
Гарри А. Айронсайд (1876–1951) | Люк | Мэтью | Отметка | Джон |
Справочная Библия Скоуфилда (изд. 1967 г.) | Люк | Мэтью | Отметка | Джон |
Из таблицы ясно, что на протяжении всей истории церкви применялись различные схемы интерпретации. Ниже кратко изложены четыре основные схемы с указанием их наиболее известных сторонников и обоснований. Данное обоснование обычно связано с тем, как начинается каждое Евангелие, с основными темами каждого Евангелия или с тем аспектом Христа, который подчеркивается в каждом Евангелии.
1-я схема — Ириней
Этот человек — Матфей, потому что его Евангелие начинается с родословной Иисуса; лев — Иоанн, потому что его Евангелие начинается с полной уверенности; вол — Лука, потому что его Евангелие начинается со священнической жертвы; а орел — это Марк, потому что его Евангелие начинается с пророчества Исайи. Ириней устанавливает эту связь между четырьмя живыми существами и четырьмя евангелистами, потому что он ищет ответ на вопрос «Почему четыре Евангелия?»
2-я схема (наиболее распространенная) — Джером.
Обоснованием этой схемы является то, как начинается каждое евангельское повествование. Матфей — мужчина, потому что он начинает с генеалогии; Марк — лев, рычащий в пустыне с пророческой силой; Лука — вол, потому что он начинает с храмовой жертвы; а Иоанн — орел, летящий ввысь, как божественное Слово. Надо сказать, что в определенный момент, когда достаточное количество интерпретирующих авторитетов в церкви поддержало эту схему, многие из тех, кто ей следовал, просто отказались от своих полномочий.
3-я схема — Августин
Лев — это Матфей, потому что Евангелие от Матфея изображает Христа царственным характером, того, кто произошел от колена Иуды; бык — Лука, потому что Христос показан в своем священническом образе; этот человек — Марк, потому что человечность Христа, показанная в этом Евангелии, сосредоточена на том, что сделал этот человек; а орел — Иоанн, потому что тайна Слова восходит на небо. Августин отходит от схемы Иеронима, говоря: «Эта последняя формулировка фокусируется только на начале книг, а не на общем плане евангелистов, который следовало бы изучить более тщательно». [8]
4-я схема — Эйми Семпл Макферсон
Орел — это Матфей, который представляет Иисуса как Царя, который скоро вернется в поисках своего народа. «Иисус вернется»; бык — Лука, где он представляет Иисуса страдающим рабом, понесшим наши болезни, Иисусом Исцеляющим; Лицо Человеческое (представляющее Марка) представляет Иисуса как совершенного человека, пришедшего спасти нас, Иисус Спасает; Лев – это Иоанн, представляющий Иисуса Крестителем в Святом Духе.
Тетраморф в искусстве
[ редактировать ]Представление и символика в христианстве
[ редактировать ]
Существа тетраморфа, как они появляются в своих животных формах, преимущественно показаны в виде крылатых фигур. Крылья, древний символ божественности, олицетворяют божественность евангелистов, божественную природу Христа и добродетели, необходимые для христианского спасения. [9] Что касается, в частности, изображения святого Марка, то использование крыльев отличает его от изображений святого Иеронима, который также связан с образом льва. [10]
Совершенное человеческое тело Христа первоначально было представлено в виде крылатого человека, а позже было адаптировано для Святого Матфея, чтобы символизировать человечность Христа. [11] В контексте тетраморфов крылатый человек указывает на человечность и разум Христа, а также на рассказ Матфея о Воплощении Христа . [12] Лев Святого Марка символизирует мужество, воскресение и королевскую власть, что совпадает с темой Христа как царя в Евангелии от Марка. Его также интерпретируют как Лев Иуды как ссылку на царское происхождение Христа. [12] Бык, или бык, — древнехристианский символ искупления и жизни через жертвоприношение. [11] обозначая записи Луки о Христе как священнике и его высшей жертве ради будущего человечества. Орел представляет небо, небеса и человеческий дух, соответствуя божественной природе Христа. [13]
В своих самых первых появлениях евангелисты изображались в человеческих формах, каждый со свитком или книгой, символизирующей Евангелия. К V веку изображения евангелистов превратились в соответствующие им тетраморфы. [3] К позднему Средневековью тетраморф в виде существ использовался реже. Вместо этого евангелисты часто изображались в человеческих формах в сопровождении своих символических существ или в виде людей с головами животных. [14]
На изображениях, где существа окружают Христа, крылатый человек и орел часто изображаются по бокам от Христа, причем лев и бык расположены ниже у его ног, причем человек справа от Христа имеет преимущество над орлом, а лев - над орлом. слева от быка. Эти позиции отражают великую средневековую цепь бытия . [15]
Изображения в христианском искусстве
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Использование тетраморфа в архитектуре наиболее распространено в отделке христианских церквей. В средневековых церквях символы евангелистов обычно встречаются над западными порталами и в восточной апсиде , особенно вокруг восседающей на троне фигуры Христа во Славе в сценах Страшного суда. [16] Это изображение Христа во Славе часто изображает Христа Вседержителя в мандорле, окруженном существами тетраморфа, часто встречается на сферическом потолке внутри апсиды, обычно в виде мозаики или фрески. В более старых римских церквях, таких как Санта-Пуденциана и Санта-Мария-ин-Трастевере , мозаики часто изображают четырех существ по прямой линии, а не по кругу. [17]
В средневековых церквях также есть скульптуры с барельефными символами евангелистов на западных фасадах, снаружи вокруг восточных окон апсиды или в виде больших статуй на стенах апсиды. [17] Обычно все четыре существа тетраморфа встречаются вместе либо в одном образе, либо в одной структуре, но нередко в образах церкви доминирует один-единственный евангелист. Обычно его можно найти в городах, где один из евангелистов является своим покровителем . Ярким примером является базилика Святого Марка в Венеции , где крылатый лев является талисманом города, а Святой Марк – покровителем города.
-
Мозаика апсиды XII века из базилики Сан-Клементе в Риме .
-
Деталь крыши собора Сан-Марко в Венеции.
-
Центральный портал Шартрского собора в Шартре .
Живопись и освещение рукописей
[ редактировать ]Большинство иллюминированных евангельских книг предварялись портретами евангелистов , часто объединенными на одной странице. Островные рукописи были сосредоточены на абстрактных линейных узорах, сочетающих средиземноморские, англосаксонские и кельтские влияния, причем последнее в основном прослеживается в сохранившихся изделиях из металла. Художникам того периода изначально было более комфортно с изображениями животных, чем с людьми, поэтому в ранних Евангелиях евангелисты были представлены в виде тетраморфных символов, а не портретов. Их предпочтение абстрактному, геометрическому и стилизованному искусству привело к множеству различий в изображениях тетраморфов. Кельтские художники рисовали существ в относительно реалистичной манере или подчеркивали их божественную природу за счет включения крыльев или человеческих черт, таких как руки вместо когтей или вертикальное положение животного. [18]
Евангелисты и тетраморфы широко фигурировали в оттоновских рукописях, поскольку наибольшей популярностью пользовались Евангелия, перикопы и Апокалипсис. Имитируя византийский художественный стиль, каролингские иллюминации сознательно возродили раннехристианский стиль и были гораздо более сложными, чем кельтское или островное искусство.
В большинстве иллюминированных рукописных портретов Евангелист обычно занимал целую страницу. Хотя на многочисленных примерах позднеантичных портретов каждая фигура изображалась стоящей, евангелисты преимущественно изображались в сидячем положении за письменным столом или с книгой или свитком, что относится к Евангелиям. Символы тетраморфов были наиболее распространены в средние века до романского периода, прежде чем они впали в немилость, и изображения евангелистов в человеческих формах стали более распространенными. Однако тетраморфы все еще использовались и встречались в произведениях искусства эпохи Возрождения и даже в современном искусстве . Ярким примером 20-го века является массивный гобелен Грэма Сазерленда, который висит в соборе Ковентри. [19]
-
Святой Марк в образе льва, изображенный в Эхтернахском Евангелии , ок. 800, Хиберно-Саксонский.
-
Освещение четырех евангелистов их символами, ок. 820 г., Каролинги.
-
Христос и тетраморфы в Бамбергском апокалипсисе , ок. 1000, Оттониан.
-
Христос в окружении евангелистов , ок. 1123 г., романская фреска.
-
Христос в величии из Абердинского бестиария , ок. XII век, иллюминация рукописи.
-
Святой Лука в «Часословах Марии Бургундской» , ок. 1477 г., иллюминация рукописи Северного Возрождения.
-
Видение Иезекииля Рафаэля . , ок 1518 г., живопись эпохи Возрождения.
Другие изображения
[ редактировать ]Тетраморф четырех живых существ изображен на карте Мира многих колод Таро , в том числе Марсельского Таро и колоды Таро Райдера-Уэйта . Это также изображено в некоторых исламских произведениях искусства .
-
Карта Мира Жана Додаля из колоды Марсельского Таро (1701–1715).
-
Карта Мир из колоды Таро Гранд Эттейля (около 1890 г.)
-
Карта Мир из колоды Таро Райдера-Уэйта (1909 г.)
-
На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображены первые два из четырех носителей небесного свода (бык и человек).
-
На этом листе из рукописи Уолтерса W.659 изображены два вторых носителя небесного свода (лев и стервятник).
-
Иллюстрация ангела со львом, быком и орлом из Аджаиб аль-махлюкат ва гараиб аль-мауджудат, около 1650 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уиттик, Арнольд. Символы, знаки и их значение . Леонард Хилл Лтд., 1960, с. 134.
- ^ «Четыре евангелиста (тетраморфы)». Символический словарь . http://symboldictionary.net/?p=486
- ^ Jump up to: а б Клемент, Клара Эрскин. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1974, с. 34.
- ^ Иезекииль 1:10
- ^ Откровение 4:7.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Против ересей, III.11 (Св. Ириней)» . www.newadvent.org . Проверено 8 июля 2023 г.
- ^ См. Армстронг, Дж. Дж., «Викторин Петтау как автор «Канона Муратори»»: «Ириней и Викторин ассоциируют Иоанна со львом, Матфея с человеком, Луку с теленком и Марка с орлом».
- ^ Августин, Соглашение между евангелистами , I,6,9.
- ^ Мужчина, Эмиль. Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века . ХарперКоллинз, 1913, стр. 35–7.
- ^ Клемент, Клара Эрскин. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1974, с. 48.
- ^ Jump up to: а б Шарбонно-Ласси, Луи. Символические животные христианства . Стюарт и Уоткинс, 1970.
- ^ Jump up to: а б Шутц-Миллер, Мардит К. «Сохранение раннехристианского символизма в монашеских церквях Новой Испании и видение Тысячелетнего Царства». Журнал Юго-Запада . 42.4 (2000): 763-800. Распечатать.
- ^ «Символы четырех евангелистов в христианском искусстве». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Табон, Маргарет. Святые в искусстве . Исследовательская компания Гейла, 1969, с. 72.
- ^ «Символы четырех евангелистов». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ «Символы четырех евангелистов». Священные места назначения . «Символы четырёх евангелистов в истории и искусстве» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Jump up to: а б «Архангелы и евангелисты». Дворец Парадоксов . «Архангелы-евангелисты» . Архивировано из оригинала 2 мая 2012 г. Проверено 16 марта 2012 г. .
- ^ Visual Arts Cork , «Ирландские иллюминированные рукописи»
- ^ «Русский: Гобелен «Христос во славе» работы Грэма Сазерленда, установленный в соборе Ковентри в 1962 году. Гобелен размером 75 на 38 футов (23 х 11,5 м) считается самым большим цельным гобеленом в мире. [1]» . 4 февраля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тетраморфом, на Викискладе?