Сан-Клементе-аль-Латерано
Святой Климент | |
---|---|
41 ° 53'22 "с.ш. 12 ° 29'51" в.д. / 41,88944 ° с.ш. 12,49750 ° в.д. | |
Расположение | Рим |
Страна | Италия |
Номинал | Католическая церковь |
Традиция | Латинская церковь |
Веб-сайт | www |
История | |
Статус | Базилика , титульная церковь , национальная церковь |
Преданность | Папа Климент I |
Архитектура | |
Архитектурный тип | Церковь |
Стиль | палеохристианский , романский |
Новаторский | 1108 |
Завершенный | 1123 |
Технические характеристики | |
Длина | 45 метров (148 футов) |
Ширина | 25 метров (82 фута) |
нефа Ширина | 13 метров (43 фута) |
Базилика Святого Климента ( итальянский : Basilica di San Clemente al Laterano ) — латино-католическая малая базилика, посвященная Папе Клименту I, расположенная в Риме , Италия . С археологической точки зрения это сооружение представляет собой трехъярусный комплекс зданий: (1) нынешняя базилика, построенная незадолго до 1100 года, в разгар Средневековья ; (2) под нынешней базиликой находится базилика IV века, переоборудованная из дома римского дворянина, часть которой в I веке некоторое время служила ранней церковью, а подвал которой был перестроен во II веке. век недолгое время служил митреем ; (3) дом римского дворянина был построен на фундаменте виллы и склада республиканской эпохи , которые были разрушены во время Великого пожара 64 года нашей эры .
История
[ редактировать ]Эта древняя церковь на протяжении веков трансформировалась из частного дома, который был местом тайного христианского богослужения в I веке, в величественную общественную базилику к VI веку, что отражает растущую легитимность и власть зарождающейся католической церкви. Археологические следы истории базилики были обнаружены в 1860-х годах Джозефом Маллули , [1] Приор дома ирландских доминиканцев в Сан-Клементе (1847–1880). [2]
До 4 века
[ редактировать ]На самых нижних уровнях нынешней базилики находятся остатки фундамента здания, возможно, республиканской эпохи , которое могло быть разрушено во время Великого пожара 64 года . Было построено промышленное здание – вероятно, императорский монетный двор Рима конца I века н. э. (поскольку подобное здание изображено на рисунке XVI века фрагмента северанского мраморного плана города). [3] или перестроен на том же месте в период Флавиев. Вскоре после этого был построен инсула , или жилой дом. [ нужна ссылка ] От промышленного здания его отделял узкий переулок. Примерно через сто лет (ок. 200 г.) митреум — святилище культа Митры во дворе инсулы был построен . Главное культовое помещение ( спелеум , «пещера»), [4] длиной около 9,6 м и шириной 6 м, был обнаружен в 1867 году, но не мог быть исследован до 1914 года из-за отсутствия дренажа. [5] Экседра . , неглубокая апсида в дальнем конце помещения с низким сводом, была отделана пемзой, чтобы придать ей больше сходства с пещерой
В центре главного помещения святилища находился алтарь в форме саркофага с главным культовым рельефом тавроктонии ( изображением Митры, убивающего быка) на передней стороне. [6] Факелоносцы Коут и Каутопат появляются соответственно на левой и правой сторонах одного и того же памятника. В дарственной надписи донором назван отец Гней Аррий Клавдиан, возможно, принадлежащий к тому же клану, что и мать Тита Аррия Антонина . Другие памятники, обнаруженные в святилище, включают бюст Сола. [7] хранящаяся в святилище в нише у входа, и фигурка Митры Петра общего , [8] т.е. Митра, рожденный из скалы. Были также найдены фрагменты скульптуры двух факелоносцев. [9] Одна из комнат, примыкающих к главной камере, имеет два продолговатых кирпичных ограждения. [10] один из которых использовался как ритуальная свалка для остатков культовой трапезы. Все три упомянутых выше памятника до сих пор выставлены в митрее. Четвертый памятник – статуя Святого Петра, найденная в вестибюле спелеума и до сих пор выставленная там, – не относится к числу загадок.
4–11 века
[ редактировать ]Где-то в IV веке нижний уровень промышленного здания был засыпан землей и щебнем, а второй этаж реконструирован. Над частью дома была надстроена апсида, нижний этаж которой с Митреем также был засыпан. Известно, что эта «первая базилика» существовала в 392 году, когда св. Иероним писал о церкви, посвященной св. Клименту. , то есть Папа Климент I , новообращенный христианин I века нашей эры, которого патрологи и церковные историки ранее считали тождественным Титу Флавию Клеменсу. Реставрации проводились в 9 веке и примерно в 1080–1099 годах. [11]
Ранняя базилика была местом проведения соборов под председательством папы Зосима (417 г.) и Симмаха (499 г.). Последним крупным событием, произошедшим в нижней базилике, было избрание в 1099 году кардинала Райнерия Святого Климента Папой Пасхалом II .
Помимо тех, что находятся в Санта-Мария-Антиква , самая большая коллекция настенных росписей раннего средневековья в Риме находится в нижней базилике Сан-Клементе. [12]
Четыре самые большие фрески в базилике были созданы супругами мирянами Бено де Раписа и Марией Макеллария где-то в последней трети XI века и посвящены жизни, чудесам и переводу святого Климента, а также житие святителя Алексия . Бенон и Мария изображены в двух композициях: один раз на фасаде базилики вместе со своими детьми, Алтилией и Клеменсом ( puerulus Clemens , т.е. «маленький мальчик Клемент»), приносящими дары святому Клименту, и на колонне на левая часть нефа, где они в небольшом масштабе изображены свидетелями чуда, совершенного святым Климентом. Ниже этой последней сцены находится один из самых ранних примеров перехода от латыни к народному итальянскому: фреска, изображающая язычника Сисинния и его слуг, которые думают, что захватили святого Климента, но вместо этого тащат колонну. Сисинний подбадривает слуг по-итальянски Fili de le pute, Traate! Госмари, Альбертель, черт! Falite dereto colo palo, Карвончелле! , [13] что в переводе на английский означает: «Давай, сукины дети, тяни! Давай, Госмари, Альбертелло, тяни! Карвончелло, дай ему со спины шестом!» Святитель говорит на латыни, крестообразной надписью: Duritiam cordis Vestris, saxa trahere meruistis , что означает «Вы заслужили таскать камни по жестокосердию вашему».
Историки искусства долгое время считали Бено де Рапису и Марию Маселларию сторонниками ныне канонических пап-реформистов Григория VII, Урбана II и Пасхалия II, а фрески - пропагандой партии реформ. Однако если картины датируются 1080-ми или 1090-ми годами, как полагают многие искусствоведы, то Бено и Мария, возможно, вместо этого отдали предпочтение антипапе Клименту III (Виберту Равеннскому) , которого они стремились почтить своими картинами о раннехристианском папе Римском. то же имя. [14]
Вторая базилика
[ редактировать ]Нынешняя базилика была перестроена за одну кампанию кардиналом Анастасием около 1099 г. 1120. Ныне устаревшая гипотеза утверждала, что первоначальная церковь сгорела во время норманнами разграбления города при Роберте Гвискаре в 1084 году, но никаких свидетельств повреждений от пожара в нижней базилике до сих пор обнаружено не было. Одно из возможных объяснений состоит в том, что нижняя базилика была засыпана, а новая церковь построена наверху из-за тесной связи нижнего строения с имперским оппозиционным папой («антипапой») Климентом III/Вибертом Равеннским . [14] Сегодня это одна из самых богато украшенных церквей Рима. Парадный вход (сегодня обычно используется боковой вход) осуществляется через атриум ( B на плане), окруженный аркадами, который теперь служит монастырем , окруженным монастырскими зданиями. Перед атриумом находится целомудренный фасад Карло Стефано Фонтаны (племянника Карло Фонтаны ), поддерживаемый античными колоннами , и его маленькая колокольня ( иллюстрация ). Церковь - базилика позади нее состоит из трех нефов , разделенных аркадами на древних мраморных или гранитных колоннах с инкрустацией в стиле Косматеско . Схола канторум XII века ( E на плане) включает в себя мраморные элементы оригинальной базилики. Позади него, в пресвитерии, находится киборий ( H на плане), поднятый на четырех серо-фиолетовых колоннах над ракой Климента в склепе внизу. Епископский престол стоит в апсиде , покрытой мозаикой на тему Триумфа Креста , которая является кульминацией римской мозаики XII века.
Ирландские доминиканцы владели базиликой Сан-Клементе и окружающим комплексом зданий с 1667 года. Папа Урбан VIII предоставил им убежище в Сан-Клементе, где они и остались, управляя резиденцией для священников ( итальянский : Collegio San Clemente Padri Domenicani Irlandesi a Roma ), обучающихся и преподавал в Риме. Сами доминиканцы проводили раскопки в 1950-х годах в сотрудничестве с итальянскими студентами-археологами.
На одной из стен атриума находится мемориальная доска, прикрепленная Папой Климентом XI в 1715 году, восхваляющая базилику Святого Климента: «Эта древняя церковь выдержала разрушительное воздействие веков». [15] Климент предпринял реставрацию почтенного сооружения, которое он нашел ветхим. Архитектором он выбрал Карло Стефано Фонтану, который возвел новый фасад, завершенный в 1719 году. [16] К этому времени относятся резные и позолоченные кессонные потолки нефа и приделов, украшенные картинами, а также лепной декор, ионические капители и фрески.
Надписи, найденные в Сан-Клементе, ценном источнике, иллюстрирующем историю базилики, были собраны и опубликованы Винченцо Форчеллой. [17]
В одном боковом приделе находится рака с гробницей святителей Кирилла и Мефодия Библию на славянский язык, создали глаголицу и христианизировали славян , которые перевели . Папа Иоанн Павел II иногда молился там за Польшу и славянские страны. [18] В часовне также находится Мадонна работы Джованни Баттисты Сальви да Сассоферрато .
Текущая должность кардинала-священника Титула Сан Клементи — Арриго Мильо. Папа Пасхал II (1076–1099) был одним из предыдущих обладателей титула .
Во время Второй мировой войны еврейские религиозные службы проводились в базилике Сан-Клементе , поскольку она находилась под дипломатической защитой Ирландии , под картиной Тобиаса . [19]
Список кардиналов-защитников
[ редактировать ]Эта базилика является резиденцией кардинального титула Санкти Клементи .
- Хью Кандид (1049–1078?) [20]
- Райнеро ди Бледа , О.Сист. (1078-1099) [21]
- Анастасий Св. Климент (1102–1125) [22]
- Уберто Росси Ланфранки (1125–1137) [23]
- Луций Боэций (1138–1144).
- Бернардо (1145–1158)
- Вернаверо (1170-1178)
- Петр (1188-1188)
- Джон (1189–1199)
- Пьетро Перегроссо (1289–1295)
- Вильгельм Ферьерский (кардинал) (18 сентября 1294 г. - 7 сентября 1295 г.)
- Джакомо Томасси-Каэтани , OFM (17 декабря 1295 - 1 января 1300)
- Бернар де Гарв (18 июня 1316–1328 гг.)
- Пьер Бертран (20 декабря 1331 г. - 23 июня 1349 г.)
- Хиль Альварес де Альборнос (17 декабря 1350 г. - декабрь 1356 г.)
- Гийом де ла Жюжи (22 апреля 1368 г. - 28 апреля 1374 г.)
- Пьер дела Жюжи (22 декабря 1375 — 19 ноября 1376)
- Жерар дю Пюи (3 февраля 1377 г. - 14 февраля 1389 г.)
- Пончелло Орсини (18 сентября 1378 г. - 2 февраля 1395 г.)
- Габриэле Кондулмер (9 мая 1408–1426)
- Хью Лузиньян (11 марта 1431 г. - 20 апреля 1431 г.)
- Франческо Кондулмер (19 сентября 1431 — апрель 1445)
- Энрико Рампини (16 декабря 1446 - 4 июля 1450)
- Джованни Кастильоне (кардинал) (9 марта 1457 - 14 апреля 1460)
- Джакопо Антонио Веньер (3 декабря 1476 г. - 3 августа 1479 г.)
- Доменико делла Ровере (13 августа 1479 г. - 22 апреля 1501 г.)
- Хайме Серра I Кау (28 июня 1502 г. - 20 января 1511 г.)
- Франческо Аргентино (17 марта 1511 г. - 23 августа 1511 г.)
- Джулио де Медичи (26 июня 1517 г. - 6 июля 1517 г.)
- Луиджи де Росси (6 июля 1517 - 20 августа 1519)
- Доменико Джакобацци (20 августа 1519–1528)
- Андреа Маттео Пальмьери (21 ноября 1527 - 20 января 1537)
- Джироламо Гинуччи (25 января 1537 – 3 июля 1541)
- Джан Пьетро Карафа (6 июля 1541 г. - 24 сентября 1543 г.)
- Родольфо Пио (24 сентября 1543 – 17 октября 1544)
- Пьетро Бембо , ОБЕ (17 октября 1544 - 19 января 1547)
- Хуан Альварес де Толедо , ОП (24 января 1547 - 4 декабря 1551)
- Джованни Баттиста Чикала (4 декабря 1551 г. - 7 ноября 1565 г.)
- Джанантонио Капизукки (7 ноября 1565 г. - 28 января 1569 г.)
- Луиджи Корнаро (9 февраля 1569 - 9 июня 1570)
- Джованни Антонио Сербеллони (9 июня 1570 г. - 3 июля 1570 г.)
- Станислав Хозюш (3 июля 1570 г. - 9 июля 1578 г.)
- Джанфранческо Гамбара (9 июля 1578 г. - 17 августа 1579 г.)
- Марк Попугай из Хоэнемса (17 августа 1579 г. - 5 декабря 1580 г.)
- Альфонсо Джезуальдо (5 декабря 1580 г. - 4 марта 1583 г.)
- Просперо Сантакроче (4 марта 1583 г. - 2 марта 1589 г.)
- Винченцо Лауро (2 марта 1589 г. - 17 декабря 1592 г.)
- Фламинио Пьятти (15 марта 1593 г. - 10 июня 1596 г.)
- Джан Франческо Биандрате ди Сан-Джорджо Альдобрандини (21 июня 1596 - 16 июля 1605)
- Карло Конти (17 августа 1605 г. - 7 января 1613 г.)
- Жан де Бонси (20 июля 1615 г. - 3 марта 1621 г.)
- Дезидерио Скалья , ОП (3 марта 1621 г. - 9 февраля 1626 г.)
- Джованни Доменико Спинола (9 февраля 1626 - 11 августа 1646)
- Маркантонио Франчиотти (17 августа 1637 - 19 декабря 1639)
- Винченцо Макулани , ОП (10 февраля 1642 - 16 февраля 1667)
- Иннико Караччоло (старший) (18 июля 1667 - 30 января 1685)
- Фердинанд д'Адда (10 апреля 1690 г. - 2 октября 1696 г.)
- Томмазо Мария Феррари , ОП (2 января 1696 г. - 20 августа 1716 г.)
- Аннибале Альбани (6 июля 1722 г. - 24 июля 1730 г.; 24 июля 1730 г. - 21 октября 1751 г.)
- Козимо Империали (10 декабря 1753 г. - 12 февраля 1759 г.)
- Джан Франческо Альбани (12 февраля 1759 - 21 июля 1760)
- Карло Реццонико (младший) (24 января 1763 - 14 декабря 1772)
- Франческо Карафа делла Спина ди Траетто (26 апреля 1773 г. - 15 сентября 1788 г.)
- Стефано Борджиа (3 августа 1789 г. - 23 ноября 1804 г.)
- Бенедетто Наро (29 апреля 1816 г. - 6 октября 1832 г.)
- Бенедетто Каппеллетти (17 декабря 1832 г. - 15 мая 1834 г.)
- Франческо Канали (1 августа 1834 г. - 11 апреля 1835 г.)
- Пьетро Остини (21 ноября 1836 г. - 3 апреля 1843 г.)
- Антонио Мария Кадолини (22 июня 1843 - 1 августа 1851)
- Доменико Луччиарди (18 марта 1852 г. - 13 марта 1864 г.)
- Анри-Мари-Гастон Буанорман де Боннешоз (22 сентября 1864 г. - 28 октября 1883 г.)
- Гульельмо Санфеличе д'Аквавилла (24 марта 1884 г. - 3 сентября 1897 г.)
- Гийом-Мари-Ромен Сурье (24 марта 1898 г. - 16 июня 1899 г.)
- Дженнаро Портанова (22 июня 1899 г. - 25 апреля 1908 г.)
- Уильям Генри О'Коннелл (30 ноября 1911 г. - 22 апреля 1944 г.)
- Джон Джозеф Гленнон (22 июня 1946 г. - 9 марта 1946 г.)
- Йоханнес де Йонг (12 октября 1946 - 8 сентября 1955)
- Гамлет Джованни Чиконьяни (18 декабря 1958 - 23 мая 1962)
- Лоуренс Джозеф Шехан (25 мая 1965 г. - 26 августа 1984 г.)
- Адрианус Йоханнес Симонис (25 мая 1985 г. - 2 сентября 2020 г.)
- Арриго Мильо (27 августа 2022 г. – настоящее время) [24]
Приоры
[ редактировать ]- Пол Лоулор (с 2021 г.)
- Стивен Хатчинсон (2019–2021)
- Томас Маккарти (2015–2018)
- Джон М. Каннингем (2012–2015)
- Теренс Кротти (2011–2012)
- Майкл Данливи (2008–2011)
- Джон М. Каннингем (2005–2008)
- (Уильям) Люк Демпси ОП, ранее (1974–1977) и (1999–2002)
- Эмброуз Даффи ОП, настоятель (1968–1974)
- Ансельм Мойнихан ОП, приор (1962–1968)
- Генри Пил ОП, приор (1959–1962)
- Лео Леннон ОП, приор (1953–1959)
- Исидор МакАрдл ОП, приор (1949–1953)
- Раймонд М. Даудалл ОП (1940–1949) провел 21 год в Сан-Клементе, из них 9 лет.
- Майкл Браун ОП, ирландский приор-доминиканец (1925-1930) стал кардиналом.
- Томас (Джеймс) Кротти ОП, приор двух периодов (1905–1911)
- Томас Николас Берк ОП, приор (1864-1867), вернулся в Ирландию настоятелем Атенри.
- Томас Фолан ОП, ирландский приор-доминиканец (1857-1858)
- Джозеф Маллули ОП, археолог, ирландский доминиканский настоятель / настоятель (1850-1857)
- Томас Маллинз ОП, ирландский доминиканский приор (1848-1850)
- Джозеф Тейлор ОП, приор (1807-18??)
- Джон Коннолли ОП, СТМ, настоятель (1787–1784), позже служил епископом Нью-Йорка.
- Ричард Люк Конканен ОП, настоятель (1782–1787), позже служил епископом Нью-Йорка.
- Джон Трой ОП, настоятель/ректор (1772-77), позже епископ Оссори и архиепископ Дублина
- Амброуз МакДермотт ОП, служил настоятелем колледжа Святых Сикста и Клементе (1686–1689).
- Николас Линч ОП, настоятель Сан-Систо Веккьо (1634 г.)
Реликвии
[ редактировать ]- Папа Святой Климент I ( мощи )
- Святитель Игнатий Антиохийский ( мощи )
- Святой Кирилл Философ ( мощи )
Базилика Сан-Клементе в художественной литературе
[ редактировать ]- «Церковь (или базилика) Св. Томмазо в Палларии», широко представленная в произведении Нгаио Марша « Когда в Риме » (1970), построена по образцу С. Клементе.
- Криптотриллер Меч Моисея» « Доминика Селвуда (Коракс, Лондон, 2013, ISBN 978-0992633202 ) содержит несколько сцен, происходящих на всех трех уровнях базилики Сан-Клементе: верхней базилике, нижней базилике и римском митреуме.
- Вымышленное стихотворение «Синдром Сан-Клементе» - также название третьей части - в « Зови меня своим именем» названо в честь церкви, которую поэт Элио встречает в книжном магазине в Б. и еще раз на книжной вечеринке в Риме. .
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Заброшен около 1100 года нашей эры и забыт до тех пор, пока его существование не было вновь обнаружено в ходе археологических раскопок в середине девятнадцатого века», - отмечает Джон Осборн, обсуждая «Особый приговор»: раннесредневековая настенная живопись в Нижней церкви Сан. Клементе, Рим» The Burlington Magazine 123, № 939 (июнь 1981: 335–341), стр. 335.
- ↑ Биографическая справка Джозефа Маллули, ОП, по состоянию на 08.03.2016.
- ^ Джонс, JRM (2015). Расположение монетного двора Траяна в Риме. Нумизматическая хроника, 175, 137–145. http://www.jstor.org/stable/43859785
- ^ CIMRM , с. 338
- ^ Вермасерен, MJ (1956), Корпус надписей и памятников митрианской религии , Том. 1 , Гаага: Мартин Нийхофф, стр. 156–158 .
- ^ CIMRM , с. 339
- ^ CIMRM , с. 343
- ^ CIMRM , с. 344
- ^ CIMRM , с. 342
- ^ CIMRM , с. 346
- ^ Джоан Э. Барклай Ллойд, «История строительства средневековой церкви Сан-Клементе в Риме», Журнал Общества историков архитектуры 45.3 (сентябрь 1986 г.), стр. 197-223.
- ^ Фрески 10-го века, обсуждаемые в Осборне, 1981, и фрагментарные фрески середины 8-го века, обсуждаемые в книге Джона Осборна, «Раннесредневековая живопись в Сан-Клементе, Рим: Мадонна с младенцем в нише» Gesta 20.2 (1981:299- 310).
- ^ Лурдо, В. (1984), Библия и средневековая культура , Итака: Издательство Корнельского университета, стр. 30–31, ISBN 90-6186-089-Х
- ^ Перейти обратно: а б Лила Яун, «Новая одежда Климента. Разрушение старого Сан-Клементе в Риме, фрески одиннадцатого века и культ (анти)папы Климента III», Reti Medievali Rivista , 13/1 (апрель 2012 г.), стр. .175-208. .
- ^ В. Форчелла, Inscrizioni delle chese e d'altre edifici di Roma, dal secolo XI fino al secolo XVI Volume IV (Рим: Fratelli Bencini, 1874), стр. 509, нет. 1259 год: эта очень древняя церковь, почти единственная, не пострадавшая от повреждений, до сих пор сохраняет форму древних базилик города ...
- ^ Джон Гилмартин, «Картины по заказу Папы Климента XI для базилики Сан-Клементе в Риме», The Burlington Magazine 116, № 855 (июнь 1974 г., стр. 304-312), стр. 304.
- ^ В. Форчелла, Надписи церквей и других зданий Рима с 11 по 16 века, том IV (Рим: Fratelli Bencini, 1874), стр. 499-511.
- ^ «Базилика Сан-Клементе Рома» . www.basilicasanclemente.com . Архивировано из оригинала 24 сентября 2008 года.
- ^ Куган, Тим Пэт (2002). Везде, где носят зеленый цвет . Лондон: Хатчинсон. п. 86. ИСБН 0-09-995850-3 .
- ^ Рудольф Хюльс (1977). Кардиналы, духовенство и церкви Рима: 1049–1130 (на немецком языке). Библиотека Немецкого исторического института в Риме. стр. 158–159. ISBN 978-3-484-80071-7 .
- ^ Хюльс, стр. 160-161.
- ^ Хюльс, стр. 161-162.
- ^ Хюльс, стр. 162-163.
- ^ «Сан-Клементе (кардинальная титулярная церковь) [католическая иерархия]» . www.catholic-hierarchy.org .
Библиография
[ редактировать ]- Маллули, Джозеф (2007), Святой Климент: Папа и мученик и его базилика в Риме , перепечатка из 1-го издания 1873 года, Kessinger Publishing, LLC, ISBN 978-0-548-77854-8
- Леонард Э. Бойл; Эйлин MC Кейн; Федерико Гвидобальди; Люк Демпси, Сборник Сан-Клементе / 2, Искусство и археология (Рим: apud S. Clemente, 1978).
- Джоан Барклай Ллойд, Средневековая церковь и каноника Сан-Клементе в Риме (Рим: Сан-Клементе, 1989) [сборник Сан-Клементе, 3].
- Федерико Гвидобальди; Клаудия Барсанти; Алессандра Гуилья Гуидобальди, Сан-Клементе (Рим: Сан-Клементе, 1992).
- Папандреа, Джеймс Л. (8 октября 2012 г.), Рим: Путеводитель паломника по Вечному городу , Cascade Books, ISBN 978-1-61097-268-0 .
- Джон Мелвилл-Джонс; «Местоположение Траянского монетного двора в Риме», Нумизматическая хроника, том. 175, 2015, 137–45.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Базилика Сан-Клементе - Базилика Сан-Клементе - Официальный сайт
- Галерея Kunsthistorie.com .
- Статья о базилике Сан-Клементе, написанная Холли Хейс, Sacred Destinations
- в высоком разрешении 360° Панорамы и изображения базилики Святого Климента | Художественный Атлас
СМИ, связанные с Сан-Клементе (Рим), на Викискладе?
Предшественник Святые Цельс и Юлиан |
Достопримечательности Рима Сан-Клементе-аль-Латерано |
Преемник Святые Косма и Дамиан |
- Церкви-базилики в Риме
- Титульные церкви
- Романская архитектура в Лацио
- Митрея
- Сайты папских выборов
- Церкви IV века
- Здания римско-католической церкви XII века в Италии
- Римско-католические церкви построены в 1719 году.
- Церкви Рима (район Монти)
- Здания римско-католической церкви XVIII века в Италии
- Ирландская диаспора в Европе
- Ирландские колледжи на континенте