Jump to content

Тавроктония

CIMRM 641: Сцена тавроктонии на стороне А двустороннего римского барельефа. II или III век, найден в Фиано Романо , недалеко от Рима , сейчас экспонируется в Лувре . В верхних углах изображены Гелиос с вороном и Луна .

Тавроктония современное название. [1] придан центральным культовым рельефам митраистских мистерий в Римской империи . На изображениях изображен Митра, убивающий быка, отсюда и название «тауроктония» от греческого слова «тауроктонос» ( ταυροκτόνος , «убийство быка»). Тавроктония называемого отличается от принесения в жертву быка в Древнем Риме, тауроболием ; тауроболий был главным образом частью несвязанного культа Кибелы . [а]

Несмотря на название, сцена символична, и на сегодняшний день нет известных вещественных доказательств того, что покровители римского культа когда-либо совершали такой обряд. Как и все греко-римские мистерии, митраистские мистерии были доступны только посвященным, и о верованиях и практиках культа известно очень мало. Однако на некоторых изображениях быка есть спинная лента или одеяло, что было римским соглашением для обозначения жертвенного животного, поэтому вполне очевидно, что убийство быка представляет собой жертвоприношение. Поскольку основная сцена убийства быка часто сопровождается явными изображениями солнца, луны и звезд, вполне очевидно, что эта сцена имеет астрологический подтекст. Однако, несмотря на десятки теорий на эту тему, ни одна из них не получила широкого признания. Хотя основной образ убийства быка, судя по всему, был заимствован из аналогичного изображения Ники , и несомненно, что символика убийства быка и вспомогательные элементы вместе рассказывают историю (т. е. культовый миф, культовое тайна , рассказанная только посвященным), эта история утеряна и теперь неизвестна. После нескольких десятилетий существования все более запутанных теорий митраистские ученые теперь в целом не склонны к спекуляциям.

Искусство

[ редактировать ]

Введение

[ редактировать ]
CIMRM 181: Фреска Тавроктонии в митрее Санта-Мария-Капуа-Ветере , II век .

Будь то картина или резной памятник, изображение сцены тавроктонии входило в стандартную мебель каждого митреума . По крайней мере, одно изображение было установлено на стене в дальнем конце помещения, где происходила ритуальная деятельность, часто в нише, оформленной так, чтобы быть особенно похожей на пещеру. Богато обставленная митрея, например, в Штокштадте-на-Майне , имела множество культовых рельефов. [3]

Сцены можно условно разделить на две группы. «Простые» изображения, включающие только основную сцену убийства быка, и сложные изображения, в которых тавроктония является центральным и крупнейшим элементом, но обрамлена панелями, изображающими другие сцены.

Самый старый известный представитель тавроктонии — CIMRM 593/594 из Рима. [4] посвящение некоего Алкима, раба-управителя/судебного пристава ( servus vilicus ) Т. Клавдия Ливиана, которого отождествляют с Т. Юлием Аквилином Кастрицием Сатурнином Клавдием Ливианом, префектом претория при Траяне . Как и другие пять самых ранних памятников мистерий Митры, он датируется примерно 100 годом нашей эры. [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Митра с быком

[ редактировать ]
CIMRM 1083: Рельеф тавроктонии из «Хайденфельдского» Митреума (Митреум I, Хеддернхайм, Германия), сейчас в Висбадене. Подробное описание доступно на странице общего доступа к этому изображению в Википедии .

Хотя существует множество незначительных вариаций, основные черты центральной сцены тавроктонии очень однообразны: Митра полуоседлал быка, повалившегося на землю. Бык неизменно появляется в профиль, лицом влево (справа от зрителя). В оригинальных (нереконструированных) изображениях Митра неизменно отворачивает голову от быка, а на многих из них он смотрит через правое плечо на Солнце (скульптура, изображающая Митру, смотрящего на быка, является результатом эпохи Возрождения реставрации памятников, у которых отсутствовала голова). Быка удерживает левая нога Митры, согнутая под углом и колено которой давит на позвоночник быка. Круп и правая задняя нога быка удерживаются почти полностью выпрямленной правой ногой Митры.

Левой рукой Митра оттягивает голову быка за ноздри или морду (никогда за рога, [11] которые – если вообще представлены – являются короткими). В правой руке Митра обычно держит нож или короткий меч, воткнутый в шею/плечо быка. Альтернативно ( CIMRM 2196) нож воткнут в шею быка, а Митра поднимает руку, как будто торжествуя. Митра обычно одет в тунику с длинными рукавами длиной до колен ( tunica manicata ), закрытые сапоги и бриджи ( анаксириды , bracae ). Плащ Митры, если он его носит, обычно распахнут, как будто он летит. Иногда Митра обнажен ( ЦИРММ 2196, 2327; 201; 1275). [12] На голове Митра обычно носит фригийский колпак , подобный тому, который носил Аттис . Иногда кажется, что хвост быка заканчивается колосом пшеницы. Кровь из раны также иногда изображают в виде колосьев пшеницы или грозди винограда. [13]

На нескольких культовых изображениях бык украшен римской спиной , иногда украшенной вышивкой. Эта спинная повязка или одеяло, надетое на спину животного, является заимствованием современных ему изображений публичного жертвоприношения и идентифицирует быка как жертвенного зверя. [14]

Судя по следам пигмента, обнаруженным на некоторых рельефах, создается впечатление, что не существовало какой-либо особой традиции окраски. На рельефе из Яйце ( CIMRM 1902) бык черный, туника Митры синяя, а плащ красный. На рельефе из Марино и настенной фреске из Капуа-Ветере ( ЦИРММ 181) бык белый. В Марино туника Митры красная, а плащ синий. В группе лепнины, которая сейчас находится во Франкфурте, но родом из Рима ( CIMRM 430), животное имеет красновато-коричневый цвет. На рельефе митрея Барбарини ( CIMRM 390) бык светло-коричневый, а туника и штаны Митры зеленые.

Художественная модель

[ редактировать ]

«Моделью для митраистской сцены убийства быка, вероятно, был тип крылатой Ники (Победы), убивающей быка, который снова стал модным изображением во времена правления Траяна». [15] Сходство настолько велико, что Кюмон принял CIMRM 25 из близ Бариса за связанного с Мистериями. Впоследствии это было исправлено Вермасереном и другими. [16] как принадлежащий Nike. Уже в 1899 году Кюмон определил тавроктонию как «имитацию мотива классической греческой группы Ники, приносящей в жертву быка». [17] но предположил, что обе сцены тавроктонии относятся к пергамским художественным традициям II века до нашей эры. [18] [19] Это понятие было охарактеризовано как одна из «наименее счастливых гипотез» Кюмона. [20]

Вспомогательные элементы

[ редактировать ]
Деталь CIMRM 593 : собака и змея у раны быка.
Деталь CIMRM 593 : скорпион направляется к яичкам быка .

Обычно в большинстве сцен тавроктонии также появляются собака (обычно называемая собакой), змея и скорпион; собаку и змею обычно изображают тянущимися к ране, а скорпиона обычно тянут к гениталиям умирающего быка. На многих рельефах где-то в сцене также изображена птица, которую обычно называют вороном. Нередко, особенно в рельефах с границ Рейна и Дуная, сцены тавроктонии включают чашу и льва.

Редко отсутствуют на рельефах, а также иногда включаются в отдельно стоящие статуи тавроктонии, изображения Коута и Каутопата , близнецов-факелоносцев, которые выглядят как миниатюрные версии Митры, соответственно держащие поднятый факел и опущенный факел. Обычно Коут стоит справа от сцены, а Каутопат — слева. В пятидесяти сценах тавроктонии их позиции меняются местами. [21] и в редких случаях (например, в самом раннем CIMRM 593) они оба находятся на одной стороне сцены. Факелоносцы обычно появляются со скрещенными ногами. На ряде рельефов зелень или дерево размещается по соседству, иногда по обе стороны быка, а иногда, как, например, в Ниде (Германия) в виде венка вокруг рельефа. Как и Сисция в Верхней Паннонии (Сисак, Хорватия), аналогичный венок сделан из колосьев пшеницы ( ЦИРММ 1475).

Знаки двенадцати зодиакальных созвездий [б] и намеки на семь классических планет [с] распространены в тавроктонических рельефах и фресках. Рельефы тавроктонии (но не скульптуры) почти всегда включают бюсты Солнца и Луны , т.е. соответственно бога Солнца и богини Луны, которые появляются соответственно в левом и правом верхних углах сцены. Более амбициозные культовые изображения включают квадригу Солнца, запряженную лошадьми, поднимающуюся вверх слева, а бигу Луны, запряженную волами , спускающуюся справа. [22] В них колеснице Солнца предшествует обнаженный юноша Фосфор, который бежит впереди с поднятым факелом. Колеснице Луны предшествует Геспер с опущенным факелом. Два юноши напоминают Коута и Каутопата. [22]

Солнце, Луна и пять других планетарных богов [д] также иногда изображаются в виде звезд в распростертом плаще Митры или разбросанных на заднем плане. Семь планетарных богов также довольно часто изображаются в виде семи алтарей. [и] или реже в антропоморфной форме, в виде бюста или в полный рост. На некоторых из более подробных рельефов планетарные боги даже расположены в порядке их посвящения в будние дни. [ф] но никакой стандартной последовательности не различимо. [23]

Как впервые определил Карл Бернхард Старк в 1879 году, но не исследовал до тех пор, пока в 1970-х годах не был разрушен сценарий кюмонтианского переноса, все остальные элементы сцены тавроктонии, за исключением самого Митры, также имеют очевидные астральные корреляции. Созвездия Тельца (быка) и Скорпиона (скорпиона). [г] находятся в противоположных точках зодиака, а между ними лежит узкая полоса неба, на которой расположены созвездия Собаки (Большого Пса или Малого Пса или Волчанки), змеи (Гидра, но не Змеи или Дракона), близнецов (Близнецы) , ворон (Corvus), чаша (Crater), лев (Leo) и звезда «пшеничного колоса» (Spica, Alpha Virginis) появились летом конца I века. [24] В то же время, как говорится в описании мистерий Порфирием, «Луна также известна как бык, а Телец — ее «экзальтация»». [25]

Начиная с Кюмона, который считал астральную символику (и все другие греко-римские элементы мистерий) всего лишь поздним, поверхностным и случайным приращением. [26] «большинство ученых-митраистов» [27] считали соответствия между элементами тавроктонии и созвездиями случайными или тривиальными. Но вероятность того, что эти корреляции являются случайным непреднамеренным совпадением, «крайне маловероятна». [27] Вероятность того, что корреляции были преднамеренными, но добавлены бессвязно и бессистемно, также «статистически незначительна». [28] В то же время все элементы сцены тавроктонии принадлежат истории, которую хотел рассказать автор сцены, и бык присутствует в первую очередь потому, что Митра убивает его, а не потому, что бык — это Телец и/или Луна. [29]

Изредка в углах культовых рельефов встречаются бюсты двух-четырех богов ветра. [23] Фигуры других богов-защитников [час] тоже иногда появляются. [23]

Интерпретация

[ редактировать ]

Помимо того, что убийство быка является жертвенным актом (что можно определить по рельефам, на которых бык украшен спинной частью) , функция и цель тавроктонии неясны. Поскольку сцены тавроктонии дополняются сценами культовой трапезы (иногда даже изображенными на двух сторонах одного и того же памятника), возможно, убийство является спасительным актом; т.е. «[s] смех и пир вместе способствуют спасению верующих». [30]

Традиционный вид Кумонта

[ редактировать ]
CIMRM 966(viI): Барельеф Тавроктонии из Сарребургского митреума (Понс Сарави, Галлия Бельгика). Сейчас находится в музее Кур д'Ор, Мец, Франция.

В рамках предположения Кумонта о том, что митраистские мистерии были «римской формой маздеизма», традиционная точка зрения заключалась в том, что тавроктония представляет собой космологический миф зороастризма об убийстве первобытного быка . Миф изложен в « Бундахишне» , зороастрийском тексте 9-го века нашей эры.

В мифе злой дух Ариман (не Митра) убивает первобытное существо Гаваеводату , которое представлено в виде быка. В эту историю Кюмон вставил невольную руку авестийского Митры по приказу Солнца: [31] предполагая, что когда-то существовала история, в которой Митра берет на себя роль, которую тексты отводят Ариману. Эта кюмонтианская характеристика иранского Митры уже давно отвергнута как «не просто не подкрепленная иранскими текстами», но и «фактически находящаяся в серьезном противоречии с известной иранской теологией», учитывая роль Митры в иранских писаниях как «хранителя скота» и чей распространённый эпитет. является «защитником пастбищ». [32] Проще говоря: в отличие от римского Митры, иранский Митра не убивает быков.

Парфянский рельеф птицы на спине быка, замок Заххак , Восточный Азербайджан , Иран . Аналогичный рельеф встречается на парфянском поясном ковше .

В последнее время иконографические рельефы птицы и быка, найденные в Иране, иранские учёные сравнивают с тавроктонией. [33]

Современные астрологические интерпретации

[ редактировать ]
CIMRM 1935 : Тавроктонный Митра из митреума Марош Порто (порт Муреш, Румыния). Сейчас находится в Национальном музее Брукенталя .

После демонтажа в 1970-х годах сценария переноса Кюмонта, Кюмон упрощал астрономические/астрологические аспекты мистерий как «интеллектуальные развлечения, призванные развлечь неофитов » . [34] уступил всеобщему признанию, что астрономические/астрологические аспекты были частью фундаментальных предпосылок культа. Это признание не ново; «[Со] времен Цельса (около 178 г.), автора Alēthēs Logos , было известно [из Оригена Contra Celsum ], что митраистские мистерии относятся к неподвижным звездам и планетам». [35] В посткумонтийский период это признание было впервые возрождено Стэнли Инслером (второй конгресс, 1975 г.), который указал, что тавроктонию можно интерпретировать исключительно с точки зрения греко-римского понимания астрономических явлений. [36] Точно так же Ричард Л. Гордон (1976) предостерег от упущения из виду важности астрономической символики культа. [37] В четырех одновременных статьях (1976–1977) Роджера Бека подчеркивалась роль астрономии/астрологии в контексте греко-римской религиозной мысли. [38] [39] [40] [41] Бек счел ироничным то, что Кюмон, «который сам был одним из самых выдающихся ученых древней астрологии, [я] не должен был знать об этом значении. Озабоченность [Кюмона] «иранскими традициями» ослепила его». [42]

Соответственно, с 1970-х годов зодиакальная символика в этой сцене вызвала множество предположений о том, что культовый рельеф представляет собой своего рода код «звездной карты», который представляет собой загадку личности Митры. Бек (2006) резюмирует их следующим образом:

Автор Год
предложенный
Тавроктонный
Митра представляет
Алессандро Баусани   1979 Лео
Майкл Спайдел   1980 Орион
Карл-Густав Санделин   1988 Возничий
Дэвид Уланси   1989 Персей
Джон Дэвид Норт   1990 Бетельгейзе
Роджер Бек   1994 Солнце во Льве
Мария Вайс   1994, 1998 ночное небо

Кроме того, Стэнли Инслер (1978) и Бруно Джейкобс (1999) отождествляют всю сцену убийства быка с гелиакической обстановкой Тельца. В 2006 году Роджер Бек обнаружил, что всем этим подходам «не хватает убедительности», поскольку они «не имеют подходящей контекстуальной почвы». [43] По этому вопросу нет единого мнения.

Наследие

[ редактировать ]

Изображение было адаптировано для на Римской премии скульптуры «Безумие Ореста» Раймона Бартелеми (1860 г.); отмеченная наградами гипсовая модель остается в коллекции Высшей национальной школы изящных искусств , где она была включена в передвижную выставку 2004 года Dieux et Mortels .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тавроктонию не следует путать с «тауроболием», который был фактическим культовым актом убийства быка, совершаемым посвященными в Мистерии Великой Матери ( Кибелы ), и не имеет ничего общего с Митраистскими Мистериями. «Нет никаких доказательств того, что [посвященные в мистерии Митры] когда-либо совершали такой обряд [т.е. настоящее убийство быка], и априорные соображения предполагают, что митреум – любой митреум – будет самым непрактичным местом для попытки его совершить». [2]
  2. ^ Рак , Лев , Дева , Весы , Скорпион , Стрелец , Козерог , Водолей , Рыбы , Овен , Телец , Близнецы
  3. ^ В греко-римские времена Солнце и Луна относились к категории «планет».
  4. ^ Сатурн , Марс , Меркурий , Юпитер , Венера
  5. ^ например, CIMRM 40, 1275, 1818, 2245
  6. ^ справа налево, понедельник/день 2: Луна, вторник: Марс, среда: Меркурий, четверг: Юпитер, пятница: Венера, суббота/день 7: Сатурн, воскресенье/день 1: Солнце.
  7. ^ О роли скорпиона в тавроктонии и его связи с идеями, широко распространенными в греко-римской мысли, см. Beck 1976c , стр. 208–209.
  8. ^ например, Юнона-Гера, Океан, Геркулес, Вулкан и т. д.
  9. Кюмон был автором популярной книги «Астрология и религия среди греков и римлян» (1912), более специализированной книги «L'Égypte des astrologues» (1937), а также соучредителем и соредактором многотомного издания Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum. (1898–1953).
  1. ^ Бек 2006 , с. 17.
  2. ^ Бек 1984 , с. 2026.
  3. ^ Клаусс 2000 , с. 48.
  4. ^ Гордон 1978 , с. 156.
  5. ^ Вермасерен 1960 , с. II.439.
  6. ^ Клаусс 1992 , стр. 253–254.
  7. ^ Клаусс 2000 , с. 22 146.
  8. ^ Гордон 1978 , с. 152.
  9. ^ Меркельбах 1984 , с. 148.
  10. ^ Бек 1998 , стр. 117–118.
  11. ^ Бек 1984 , с. 2073.
  12. ^ Клаусс 2000 , с. 95.
  13. ^ Клаусс 2000 , с. 80.
  14. ^ Клаусс 2000 , с. 81.
  15. ^ Клаусс 2000 , с. 79.
  16. ^ см . Бек 1984 , с. 2019.
  17. ^ Кюмон 1903 , с. 21.
  18. ^ Кюмон 1896 , стр. 180 и далее.
  19. ^ Кюмон 1903 , с. 24, 210.
  20. ^ Бек 1984 , с. 2072.
  21. ^ Клаусс 2000 , с. 96.
  22. ^ Перейти обратно: а б Клаусс 2000 , с. 84.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Клаусс 2000 , с. 85.
  24. ^ Бек 2006 , стр. 30–31.
  25. ^ Порфирий, De antro 18, цитируется по Клауссу 2000 , стр. 82.
  26. ^ Кюмон 1903 , стр. 23–32.
  27. ^ Перейти обратно: а б Бек 2006 , с. 31.
  28. ^ Бек 2004b , с. 240.
  29. ^ Бек 2004c , с. 252.
  30. ^ Клаусс 2000 , с. 112.
  31. ^ Кюмон 1903 , с. 135ф.
  32. ^ Хиннеллс 1975 , с. 292.
  33. Обзор Мехра и Митры в древнеиранских источниках и «Масалак и Маликас», Агентство книжных новостей Ирана, 1 февраля 2009 г.
  34. ^ Кюмон 1903 , с. 130.
  35. ^ Чепмен-Риетски 1997 , с. 133.
  36. ^ см . Бьянки 1976 , с. 89.
  37. ^ Гордон 1976 , с. 119.
  38. ^ Бек 1976a , с. 1ф.
  39. ^ Бек 1976b , с. 95ф.
  40. ^ Бек 1976c , с. 208.
  41. ^ Бек 1977 , стр. 15–16.
  42. ^ Бек 1977 , с. 16 Примечание 27.
  43. ^ Бек 2006 , с. 34.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бек, Роджер (1976a). «Интерпретация зодиака Понца». Журнал митраистических исследований . 1 (1): 1–19.
  • Бек, Роджер (1976b). «Седло Митры в дни равноденствия: Порфирий антро нимфарум 24». Журнал митраистических исследований . 1 (1): 95–98.
  • Бек, Роджер (1976c). «Заметка о скорпионе в тавроктонии». Журнал митраистических исследований . 1 (2): 208–209.
  • Бек, Роджер (1977). «Cautes и Cautopates: некоторые астрономические соображения». Журнал митраистических исследований . 2 (1): 1–17.
  • Бек, Роджер (1984). «Митраизм со времен Франца Кюмона». В Хаазе, Вольфганг (ред.). Язычество: римские культы богов, восточные культы в римском мире . Взлет и падение римского мира. Том II.17, 4. Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 2002–2115.
  • Бек, Роджер (1998). «Тайны Митры: новое объяснение их происхождения». Журнал римских исследований . 88 : 115–128. дои : 10.1017/s0075435800044130 .
  • Бек, Роджер (2004a). «Митраизм после« Митраизма со времен Франца Кюмона », 1984–2003». Бек о митраизме: Собрание сочинений с новыми очерками . Эшгейт. стр. 3–24.
  • Бек, Роджер (2004b), «Взлет и падение астральных отождествлений тавроктонного Митры», Бек о митраизме: Собрание сочинений с новыми эссе , Ашгейт, стр. 235–249.
  • Бек, Роджер (2004c), «Астральный символизм в Тавроктонии», Бек о митраизме: Собрание сочинений с новыми эссе , Ашгейт, стр. 251–266.
  • Бек, Роджер (2006). Религия культа Митры в Римской империи: Тайны непокоренного солнца . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0198140894 .
  • Бьянки, Уго (1976). «Второй международный конгресс митраистических исследований (Тегеран, сентябрь 1975 г.)». Журнал митраистических исследований . 1 : 77–94.
  • Чепмен-Ритчи, Питер А.Л. (1997). «Астрономические концепции в митраистской иконографии». Журнал Королевского астрономического общества Канады . 91 : 133–134. Бибкод : 1997JRASC..91..133C .
  • Клаусс, Манфред (1992). Култорес Митра. Последователи культа Митры . Гейдельбергские древние исторические вклады и эпиграфические исследования (HABES). Том 10. Штутгарт: Штайнер.
  • Клаусс, Манфред (2000). Римский культ Митры: бог и его тайны . Перевод Гордона Р.Л. Нью-Йорк: Routledge. .
  • Кюмон, Франц (1896). Тексты и фигурные памятники, относящиеся к мистериям Митры . Полет. II Литературные и эпиграфические тексты. Брюссель: Ламартен.
  • Кюмон, Франц (1903). Тайны Митры . Перевод МакКормака, Томаса Дж. (2-е изд.). Чикаго: Открытый суд; Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трюбнер, фаск. представитель Нью-Йорк: Дувр, 1956 г. {{cite book}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  • Гордон, Ричард Л. (1976), «Сакральная география митреума; пример Сетте Сфере», Журнал митраических исследований , 1 (2): 119–165 .
  • Гордон, Ричард (1978), «Дата и значение CIMRM 593 (Британский музей, Коллекция Таунли)», Журнал митраистических исследований , 2 (2): 148–174 .
  • Гордон, Ричард (1994), «Кто поклонялся Митре?», Журнал римской археологии , 7 : 450–474 .
  • Гордон, Ричард Л. (1980), «Панельные осложнения», Журнал митраистических исследований , 3 (1–2): 200–227 .
  • Хиннеллс, Джон Р. (1975), «Размышления о сцене убийства быка», в книге Хиннеллс, Джон Р. (редактор), « Исследования митры: материалы Первого международного конгресса по исследованиям митры» , Manchester UP, стр. II. 290–312 .
  • Меркельбах, Рейнхольд (1984), Митра , Кенигштейн: Хайн .
  • Вермасерен, MJ (1956, 1960), Корпус надписей и памятников митраистской религии , 2 тома, Гаага: Мартин Нийхофф .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7ad14b36cac972bd2a9f109825804bc__1718089500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/bc/a7ad14b36cac972bd2a9f109825804bc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tauroctony - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)