Храм Юпитера Оптимуса Максимуса
Координаты | 41 ° 53'32 "N 12 ° 28'54" E / 41,89222 ° N 12,48167 ° E |
---|
Храм Юпитера Оптимуса Максимуса , также известный как Храм Юпитера Капитолийского ( лат . Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini ; итал . Tempio di Giove Ottimo Massimo ; букв. « Храм Юпитера , Лучшего и Величайшего » ), был самым важным Храм в Древнем Риме , расположенный на Капитолийском холме . Его окружала Капитолийская площадь , участок, где были выставлены многочисленные святыни, алтари, статуи и победные трофеи.
Традиционно посвященный в 509 г. до н.э., [1] первое здание было старейшим большим храмом Рима. Как и многие храмы в центральной Италии, он имел общие черты с этрусской архитектурой ; привлекались этрусские специалисты . источники сообщают, что для различных аспектов его строительства, в том числе для изготовления и росписи антефиксов и других терракотовых украшений, [2] Построенный из дерева, этот храм был уничтожен пожаром в 83 г. до н.э. В его реконструкции участвовали мастера, приглашенные из Греции, и предполагается, что новое здание было по сути греческим по стилю , хотя, как и другие римские храмы, оно сохранило многие элементы этрусской формы. Вторая итерация храма была завершена в 69 г. до н.э. Пожары последующих столетий потребовали еще двух реконструкций, очевидно, в соответствии с современным римским архитектурным стилем, хотя и исключительных размеров.
Первая версия представляет собой самый большой из зарегистрированных храмов в этрусском стиле. [3] и намного больше, чем другие римские храмы на протяжении столетий после этого. Однако его размер остается предметом серьезных споров специалистов; По словам древнего посетителя, его размеры были почти 60 × 60 м (200 × 200 футов), что недалеко от крупнейших греческих храмов. [4] Каким бы ни был его размер, его влияние на другие раннеримские храмы было значительным и продолжительным. [5] Реконструкции обычно показывают очень широкие карнизы и широкую колоннаду, идущую по бокам, но не вокруг задней стены, как это было бы в типичном греческом храме. [6] Грубое изображение на монете 78 г. до н. э. показывает всего четыре колонны и очень оживленную линию крыши. [7]
После двух последующих пожаров третий храм просуществовал всего пять лет, до 80 г. н. э., а четвертый просуществовал до падения империи. Остатки последнего храма уцелели и были разграблены в Сполии в средние века и эпоху Возрождения, но сейчас сохранились только элементы фундамента и подиума или основания; поскольку последующие храмы, по-видимому, повторно использовали их, они могут частично датироваться первым зданием. Многое в различных зданиях остается неопределенным.
История
[ редактировать ]Первое здание
[ редактировать ]Многое из того, что известно о первом Храме Юпитера, взято из более поздних римских традиций. Царь Луций Тарквиний Приск поклялся в этом храме во время битвы с сабинянами. [8] и, по словам Дионисия Галикарнасского , начал террасирование, необходимое для поддержки фундамента храма. [9] Большая часть Каппеллаччо туфа , составляющего фундамент Храма, вероятно, была добыта непосредственно на этом месте, когда его раскапывали и выравнивали для сооружения. [10] Современное исследование керна на Капитолии подтвердило, что для создания ровной строительной площадки необходима обширная работа. [11] По мнению Дионисия Галикарнасского и Ливия , фундамент и большую часть надстройки храма выполнил Луций Тарквиний Гордый , последний царь Рима . [12]
Ливий также сообщает, что до строительства храма на этом месте находились святилища других богов. Когда авгуры провели обряды, требуя разрешения удалить их, считалось, что только Терминус и Ювентас отказались. Поэтому их святыни были включены в новую структуру. Поскольку Терминус был богом границ, его отказ от перемещения был истолкован как благоприятное предзнаменование для будущего римского государства. Вторым предзнаменованием было появление головы человека рабочим, рывшим фундамент храма. Это было сказано авгурами (в том числе авгурами, привезенными специально из Этрурии ), чтобы означать, что Рим должен был стать главой великой империи. [13]
Ливий сообщает, что Храм был освящен 13 сентября в год, когда Римская республика заменила Римское королевство , [14] то есть 509 г. до н.э., если принять варронскую хронологию . Кассий Дион и Плутарх согласны с версией Ливия. По словам Дионисия Галикарнасского , он был освящен два года спустя, в 507 г. до н. э.; Тацит согласен с этой интерпретацией. [ нужна ссылка ] За освящение храма отвечали новые совместные главы государств, два консула , избранные на этот год. Они распределили обязанности путем жеребьевки ; оно досталось Марку Горацию Пульвиллусу . [15] Гораций был консулом как в 509, так и в 507 году до нашей эры, что и послужило причиной разногласий по поводу даты посвящения. Ливий сообщает, что в 495 году до нашей эры латиняне в знак благодарности римлянам за освобождение 6000 латинских пленников доставили в храм золотую корону. [16]
Первоначальный храм мог иметь размеры почти 60 × 60 м (200 × 200 футов), хотя эта оценка горячо оспаривается некоторыми специалистами. [17] Он, безусловно, считался самым важным религиозным храмом всего Римского государства. У каждого божества Триады была отдельная целла : слева Юнона Регина, справа Минерва, а посередине Юпитер Оптимус Максимус. Первый храм был украшен множеством терракотовых скульптур. Самым известным из них был Юпитер, управляющий квадригой , колесницей, запряженной четверкой лошадей, которая находилась на вершине крыши в виде акротериона . Говорят, что эта скульптура, а также культовая статуя Юпитера в главной целле были работой этрусского мастера Вулки из Вейи . [18] Среди фронтонных статуй находилось изображение Суммануса , бога грома. [19] Культовая статуя Юпитера изображала бога, стоящего и держащего в руках молнию, одетого в пальмовую тунику ( тунику, украшенную изображениями пальмовых листьев) и тогу-пикту , окрашенную в пурпурный цвет и украшенную узорами, вышитыми золотой нитью. Этот костюм стал стандартным нарядом полководцев-победителей, празднующих триумф. [10]
Оригинальное убранство храма было обнаружено в 2014 году. Находки позволили археологам впервые реконструировать реальный облик храма на самом раннем этапе. [20] Деревянные элементы крыши и перемычек были облицованы терракотовыми облицовочными бляшками и другими элементами исключительных размеров и богато украшены расписными рельефами по так называемой модели Второй фазы (имеется в виду декоративная система этрусских и латинских храмов), которая имела первое его выражение именно с храмом Юпитера Оптимуса Максимуса. Храм, который сразу же приобрел известность, создал новую модель сакральной архитектуры, которая была принята в терракотовых украшениях многих храмов Италии вплоть до II века до нашей эры. Первоначальные элементы были частично заменены другими элементами в другом стиле в начале IV века до нашей эры и заново в конце III – начале II века до нашей эры. Удаленный материал был сброшен в слои, образующие площадь перед храмом, так называемую Капитолийскую площадь , в середине II века до нашей эры. [21]
Ремонт и усовершенствование проводились на протяжении всего существования храма, включая повторную лепнину колонн и стен в 179 г. до н.э., добавление мозаичного пола в целле после Третьей Пунической войны и позолоту кессонного потолка внутри храма. Целла в 142 г. до н. э. За прошедшие годы в храме появилось бесчисленное количество статуй и трофеев, посвященных победоносным полководцам, а в 179 году некоторые из них, прикрепленные к колоннам, были удалены, чтобы уменьшить беспорядок. [10]
План и точные размеры храма вызвали бурные споры. [22] Пять различных планов храма были опубликованы после недавних раскопок на Капитолийском холме, в ходе которых были обнаружены части архаичного фундамента. [23] По словам Дионисия Галикарнасского, тот же план и фундамент использовались при последующих перестройках храма. [24] но существуют разногласия относительно того, о каких размерах он упоминает (само здание или подиум).
В 437 г. до н. э. Авл Корнелий Косс сбил с коня короля Вейентов Ларса Толумния и сбил его с ног. Сняв с тела Толумния льняную кирасу, он обезглавил труп, надел голову на копье и выставил ее напоказ перед противником, который в ужасе отступил. Косс пожертвовал захваченные доспехи, щит и меч храму Юпитера Феретриуса на Капитолийском холме еще во времена правления императора Августа , где их можно было увидеть .
Первый храм сгорел в 83 году до нашей эры, во время гражданских войн при диктатуре Суллы . В этом пожаре также были потеряны Сивиллины книги , которые, как говорят, были написаны классическими сивиллами охраняли их и консультировались и хранились в храме ( квиндецимвиры (совет пятнадцати) по государственным вопросам только в чрезвычайных ситуациях).
- Умозрительный план первого храма
- Еще одна из многих догадок о плане
- Задняя стенка в 2005 году
Второе здание
[ редактировать ]Луцием Корнелием Суллой Во время разграбления Афин в 86 г. до н.э., разграбив город, Сулла захватил несколько гигантских незавершенных колонн из Храма Зевса и перевез их обратно в Рим, где они были повторно использованы в Храме Юпитера. Сулла надеялся дожить до тех пор, пока храм не будет восстановлен, но Квинт Лутаций Катул Капитолийский удостоился чести освятить новое сооружение в 69 г. до н.э. [25] Новый храм построен по тому же плану, на том же фундаменте, но с использованием более дорогих материалов надстройки. Литературные источники указывают, что храм был полностью завершен только в конце 60-х годов до нашей эры. [26] Около 65 г. н. э. были построены три новые культовые статуи. Хризелефантиновая статуя Юпитера была создана Аполлонием Афинским; его внешний вид общеизвестен по копиям, созданным для других храмов Юпитера в римских колониях. [27] , возможно, изображение богини Ромы в одной руке. На нем был изображен Юпитер, сидящий с молнией и скипетром в обеих руках, а также [28]
Брут и другие убийцы заперлись внутри него после убийства Цезаря . Новый храм Квинта Лутация Катула был отремонтирован и отремонтирован Августом . [28] Второе здание сгорело во время боев на холме 19 декабря 69 г. н. э., когда армия, верная Веспасиану, сражалась за вход в город в год Четырех Императоров . [29]
Третий корпус
[ редактировать ]Новый император Веспасиан быстро перестроил храм на том же фундаменте, но с роскошной надстройкой. Оно было выше предыдущих построек, с коринфским ордером и скульптурами, включая квадригу на вершине фронтона и биги, управляемые фигурами Победы по обе стороны у основания крыши. [28] Третий храм Юпитера был посвящен в 75 году нашей эры. [30] Третий храм сгорел во время правления Тита в 80 году нашей эры.
Четвертый корпус
[ редактировать ]Домициан немедленно начал перестраивать храм, снова на том же фундаменте, но с самой роскошной надстройкой. По словам Плутарха Домициан потратил не менее двенадцати тысяч талантов золота. , только на позолоту бронзовой черепицы [31] искусная скульптура украшала Фронтон . На эпохи Возрождения рисунке поврежденного рельефа в Лувре изображена колесница с четырьмя лошадьми ( квадрига ) рядом с колесницей с двумя лошадьми ( бига ) справа от последней в самой высокой точке фронтона, причем две статуи служат центральными акротерий и статуи бога Марса и богини Венеры, возвышающиеся по углам карниза , служащие акротериями. Оно было завершено в 82 году н.э. [32] В центре фронтона бог Юпитер находился в окружении Юноны и Минервы , восседающих на тронах. Внизу был орел с распростертыми крыльями. По обе стороны от трех богов изображались бига, ведомая богом Солнца, и бига, ведомая луной.
Упадок и отказ
[ редактировать ]Считается, что храм, построенный Домицианом, простоял более или менее неповрежденным более трехсот лет, пока все языческие храмы не были закрыты императором Феодосием I в 392 году во время преследований язычников в поздней Римской империи. В IV веке Аммиан Марцеллин называл храм «Капитолием, с помощью которого почитаемый Рим возносится в вечность, ничего более великолепного весь мир не видит». [33] [34] В V веке храм был поврежден Стилихоном (который, по словам Зосимы, удалил золото, украшавшее двери). Прокопий утверждает, что вандалы разграбили храм во время разграбления Рима в 455 году , сняв половину позолоченных бронзовых плиток. [33] Несмотря на это, в начале VI века Кассиодор описал храм как одно из чудес света. [33] [35] В 571 году Нарсес удалил многие статуи и украшения. [ нужна ссылка ] Руины все еще хорошо сохранились в 1447 году, когда гуманист 15-го века Поджо Браччолини посетил Рим. Оставшиеся руины были разрушены в 16 веке, когда Джованни Пьетро Каффарелли дворец ( Палаццо Каффарелли ). построил на этом месте [33]
Останки
[ редактировать ]Сегодня части подиума и фундамента храма можно увидеть за Дворцом консерваторов , в выставочной зоне, построенной в саду Каффарелли, и в Капитолийском музее . [36] Часть восточного угла также видна на улице Виа дель Темпио ди Джове. [37]
Второй лев Медичи был вылеплен в конце 16 века Фламинио Вакка из капители храма Юпитера Оптимуса Максимуса. [38]
Капитолийская область
[ редактировать ]Область Капитолии — территория в южной части Капитолия, которая окружала Храм Юпитера и окружала его неровными подпорными стенами, повторяющими контуры склона холма. [39] Территория была расширена в 388 г. до н.э. [40] примерно до 3000 м 2 . [41] Clivus Capitolinus заканчивался у главного входа в центре юго-восточной стороны, а Porta Pandana, похоже, были второстепенным входом; эти ворота закрывались на ночь. Священные гуси Юноны, которые, как говорят, подняли тревогу во время галльской осады Рима , содержались в этом районе . [42] который в имперский период охранялся собаками, которых содержал служитель храма. Домициан спрятался в жилом помещении кинолога, когда войска Вителлия настигли Капитолий. [43]
В подземных камерах, называемых фависсами, хранились поврежденные строительные материалы, старые вотивные приношения и специальные предметы, которые не подходили для демонстрации. По религиозным соображениям было запрещено их беспокоить. На участке находились многочисленные святыни, алтари, статуи и победные трофеи. [44] некоторые плебейские и племенные собрания . Здесь собирались [45] В поздней античности это был рынок предметов роскоши, который продолжал оставаться таковым и в средневековый период: в письме 468 года Сидоний Аполлинарий описывает покупателя, ведущего переговоры о цене драгоценных камней, шелка и тонких тканей. [46]
Капитолийского холма План |
---|
Исеум Храм Конкорд (?) Алтарь центы Степень Пандана ворота Между двумя лесами Храм Фидес (?) Храм операций (?) |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Основан городом , 2,8.
- ^ Стампер, 12–13; Галлуччо, 237–291 гг.
- ^ Кристофани; Боэций, 47 лет
- ^ Боэций, 47–48.
- ^ Стампер, 33 и все главы 1 и 2. Стампер — главный герой меньшего размера, отвергающий больший размер, предложенный покойным Эйнаром Гьерстадом .
- ^ Кристофани
- ^ Денарий 78 г. до н.э.
- ^ Ливий Из города, основанного в 1.38.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности 3.69
- ^ Jump up to: а б с Ричардсон, 1992 г.; п. 222
- ^ Аммерман 2000 , стр. 82–83.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности 4.61; История Ливия 1.55–56.1
- ^ Ливий Из города, основанного в 1.55.
- ^ Основан городом , 2,8.
- ^ Тацит, цитируется по Aicher 2004, стр. 51
- ^ Ливий , Из основанного города , 2.22.
- ^ Мура Сомелла 2000 , с. 25 рис. 26; Стампер 2005 , с. 28 рис. 16; Альбертони и Дамиани 2008 , с. 11 рис. 2в; Чифани 2008 , с. 104 рис. 85; Мура Соммелла 2009 , стр. 101-1. 367–368 рис. 17–19; Кадерка и Туччи 2021 , с. 151 рис. 4
- ^ Плиний Старший, Энциклопедия 35.157.
- ^ Цицерон, О гадании 1.16
- ^ Галлуччо 2016, 237–250, рис. 9
- ^ Галлуччо 2016, 250–256, рис. 10–13
- ^ Ридли 2005 г.
- ^ Мура Сомелла 2000 , с. 25 рис. 26; Стампер 2005 , с. 28 рис. 16; Альбертони и Дамиани 2008 , с. 11 рис. 2в; Чифани 2008 , с. 104 рис. 85; Мура Сомелла 2009 , стр. 367–368 рис. 17–19.
- ^ Дионисий Галикарнасский, Римские древности 4.61.4
- ^ Плиний NH 7.138; Тацит Хист. 3.72.3.
- ^ Цветок 2008 , с. 85
- ^ Коарелли, 2014; п. 34
- ^ Jump up to: а б с Ричардсон, 1992 г.; п. 223
- ^ Тацит Hist. 3,71–72
- ^ Дарволл-Смит 1996 , стр. 41–47.
- ^ Плутарх . Жизнь Пуликолы . 15.3–4.
- ^ «Монеты: Храм во времени» . Омека . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сэмюэл Болл Платнер и Томас Эшби (1929). «Топографический словарь Древнего Рима» . Издательство Оксфордского университета. стр. 297–302.
- ^ Аммиан Марцеллин, Римская история XXII.16.12
- ^ Кассиодор, Различные послания VII.6
- ^ Кларидж 1998 , стр. 237–238; Альбертони и Дамиани, 2008 г.
- ^ Коарелли, 2014; п. 32
- ^ Джованна Джусти Галарди: Статуи Лоджии делла Синьория во Флоренции: восстановленные шедевры , Флоренция, 2002 г. ISBN 8809026209
- ^ Ливий 25.3.14; Веллеус Патеркул 2.3.2; Авл Геллий 2.102; Лоуренс Ричардсон, Новый топографический словарь Древнего Рима ( издательство Университета Джонса Хопкинса , 1992), стр. 31.
- ^ Ливий 6.4.12; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 31.
- ^ Адам Циолковски, «Гражданские ритуалы и политические пространства в республиканском и имперском Риме», в «Кембриджском спутнике Древнего Рима» ( Cambridge University Press , 2013), стр. 398.
- ^ Цицерон , Роск. Являюсь. 56; Геллиус 6.1.6; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 31.
- ^ Тацит , Истории 3.75; Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 31.
- ^ Ричардсон, Новый топографический словарь, с. 32.
- ^ Циолковский, «Гражданские ритуалы и политические пространства», с. 398.
- ^ Сидоний Аполлинарий, Эпистулы 1.7.8; Клэр Холлеран, Шоппинг в Древнем Риме: розничная торговля в поздней республике и принципате ( Oxford University Press , 2012), 251.
Ссылки
[ редактировать ]- Айхер, Питер Дж. (2004), Живой Рим: Путеводитель по древнему городу , Воконда, Иллинойс: Болчази-Кардуччи, ISBN 0865164738 .
- Альбертони, М.; Дамиани, И. (2008), Храм Юпитера и происхождение Капитолийского холма , Милан: Electa .
- Аммерман, Альберт (2000), «Извлечение Древнего Рима», Археология : 78–83 .
- Аксель Боэфиус , Роджер Линг, Том Расмуссен, этрусская и раннеримская архитектура , издательство Йельского университета, история искусства Пеликана, 1978, издательство Йельского университета , ISBN 978-0300052909 , книги Google
- Кристофани, Мауро и др. «Этрусское», Grove Art Online , Oxford Art Online. Oxford University Press, по состоянию на 9 апреля 2016 г., требуется подписка.
- Чифани, Габриэле (2008), Архаичная римская архитектура: строительство и общество между монархией и республикой , Рим: «L'Erma» Бретшнейдера .
- Дарвалл-Смит, Р.Х. (1996), Императоры и архитектура: исследование Рима Флавиев , Брюссель: Латомус .
- Кларидж, Аманда (1998), Рим , Оксфордские археологические справочники, Оксфорд Оксфордшир: Oxford University Press, ISBN 0-19-288003-9 .
- Коарелли, Филиппо (2014), Рим и окрестности: археологический справочник , Беркли и Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN 978-0-520-28209-4 .
- Флауэр, Харриет И. (2008), «Вспоминая и забывая о разрушении храма: разрушение храма Юпитера Оптимуса Максимуса в 83 г. до н. э.», в Г. Гарднере и К. Л. Остерло (ред.), « Античность в древности» , Тюбинген: Мор Зибек , стр. 74–92, ISBN. 978-3-16-149411-6 .
- Галлуччо, Франческо (2016), «Миф возвращается в реальность. Глиняные украшения храма Капитолийского Юпитера от его основания до середины республиканской эпохи», Campidoglio Mito, Memoria, Archeologia (Каталог экспонатов, Рим, 1 марта – 19 июня 2016 г.) ), Ред. Клаудио Паризи Пресичче – Альберто Данти : 237–291 .
- Кадерка, Каролина; Туччи, Пьер Луиджи (2021), «Капитолийский храм Юпитера. Лучший, величайший, но не колоссальный» , Roman Communications (Сообщения Немецкого археологического института, Римский отдел) , 127 : 146–187
- Мура Соммелла, А. (2000), «La grande Roma dei tarquini»: Альтернативные превратности счастливой интуиции», Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима , 101 : 7–26 .
- Мура Соммелла, А. (2009), «Храм Капитолийского Юпитера. Новое предложение для чтения», Annali della Fondazione per Il Museo Claudio Faina , 16 : 333–372 .
- Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 0-8018-4300-6 .
- Ридли, Р.Т. (2005), «Непреодолимые пробелы: Капитолийский храм в Риме», Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима , 106 : 83–104 .
- Стэмпер, Джон (2005), Архитектура римских храмов: от республики до средней империи , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . [ ISBN отсутствует ]