Храм Юноны Монеты
![]() Рисунок Георга Релендера Капитолийского холма с храмом Юноны Монеты вверху справа, над Табуларием . | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | 8-го региона Римский форум |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'36 "N 12 ° 29'1" E / 41,89333 ° N 12,48361 ° E |
Тип | Храм |
История | |
Строитель | Луций Фурий Камилл |
Основан | 344 г. до н.э. [1] |
Храм Юноны Монеты ( лат . Templum Iunonis Moneta ) — древнеримский храм , стоявший на Арксе или цитадели на Капитолийском холме с видом на Римский форум. [2] Расположенный в центре города Рима , он находился рядом с местом, где впервые чеканили римские монеты, и, вероятно, хранил металл и монеты, участвующие в этом процессе, тем самым положив начало древней практике объединения монетных дворов с храмами. [3] Кроме того, это было место, где хранились книги магистратов.
Этимология
[ редактировать ]Юнона Монета , второе имя, связывающее римскую богиню Юнону с богиней Монетой, которой поклонялись в некоторых местах за пределами Рима, считалась защитницей городских фондов. Деньги чеканились в ее храме более четырех столетий, прежде чем монетный двор был перенесен на новое место недалеко от Колизея во времена правления императора Домициана . [1] Таким образом, слово «монета» стало означать « мята » ( само слово «мята» является искажением слова «монета» ) на латыни, которая использовалась в письменных произведениях древнеримских писателей, таких как Овидий , Марциал , Ювенал и Цицерон , и послужила источником английских слов . «денежный» и «деньги».
Цицерон предполагает, что название Монета произошло от латинского глагола monere (предупреждать), потому что во время землетрясения голос из храма потребовал принести в искупительное жертвоприношение беременную свинью. [4] [2] Тот же вывод подразумевает история о священных гусях Юноны, которые предупредили римского полководца Марка Манлия о приближении галлов во время ночного нападения на Капитолий в 390 г. до н. э. Как рассказывает эту историю римский историк Ливий :
Выбрав ночь, когда был слабый отблеск света, галлы заранее послали безоружного человека попробовать дорогу; затем, протягивая друг другу руки там, где путь был труден, и поддерживая друг друга или таща друг друга вверх, как того требовала земля, они наконец достигли вершины. Их движения были настолько тихими, что не только не были замечены часовыми, но даже не разбудили собак — животных, особенно чувствительных к ночным звукам. Но они не ускользнули от внимания гусей, священных для Юноны и оставленных нетронутыми, несмотря на крайне скудный запас пищи. Это доказывало безопасность гарнизона, поскольку их шум и шум крыльев пробудили Марка Манлия, выдающегося солдата, который был консулом три года назад. Он схватил свое оружие и побежал призывать остальных к оружию, и, пока остальные отступали, он ударил выступом своего щита галла, закрепившегося на вершине, и сбил его с ног. Он напал на стоявших позади и опрокинул их, а Манлий убил других, которые отложили оружие и цеплялись руками за камни. К этому времени к нему присоединились другие, и они начали выбивать врага залпами камней и копий, пока все тело беспомощно не упало на дно. [5] [6]
Однако большинство современных ученых отвергают эту этимологию, поскольку ясно, что Монета — это имя богини, которой поклонялись в некоторых местах за пределами Рима, а когда поклонение ей было перенесено в Рим, ее приравняли к Юноне. [ нужна ссылка ]
Монета — это также имя, использованное для Мнемозины , матери муз , а Ливием Андроником в переводе «Одиссеи» также цитата Гигина о Юпитере и Монете как о родителях муз. Имя Мнемозина или Память было связано с Юноной Монетой, которая вела в своем храме безупречную запись исторических событий. [2]

История
[ редактировать ]По данным Ливия, в 345 году до нашей эры, в начале военных действий с аурунками , диктатор Луций Фурий Камилл решил призвать на помощь богов, поклявшись построить храм Юноне Монете. Когда он вернулся с победой в Рим, сенат назначил двух комиссаров построить храм на Арксе, на месте дома Марка Манлия, поколением ранее отразившего нападение галлов. Храм был освящен через год после обета. [7] [1] Овидий в «Фастах» записывает ту же традицию:
Говорят, что... Храм Юноны Монеты (клялся,
Камилл, вами) был посвящен на вершине Цитадели.
Когда-то это место было домом Манлия, который водил
армии Галлии от Юпитера Капитолийского . [8] [1]
В храме хранились Либри Линтей , записи ежегодно избираемых консулов, датируемые периодом с 444 по 428 год до нашей эры. С 273 г. до н.э. к храму был пристроен римский серебряный монетный двор и его мастерские. Опека Монеты над римскими монетами побудила римских финансистов использовать эти средства как настоящий рекорд для прославления своих семей, увековечивая героические семейные легенды. [2]

Если бы он все еще использовался в IV веке, он был бы закрыт во время преследований язычников в поздней Римской империи .
По преданию, именно здесь римская сивилла предсказала пришествие Христа императору Августу , которому было даровано небесное видение Девы Марии, стоящей на алтаре и держащей младенца Христа. Предположительно, Август построил на этом месте алтарь – алтарь неба или ara coeli – и вокруг него выросла церковь Санта-Мария-ин-Арачели . Первоначальная структура не может относиться ко времени Августа (Рим стал официально христианским только в IV веке), но к VI веку существующая церковь уже считалась старой. Позже он был перестроен, и нынешняя структура датируется 13 веком. [9]
Расположение
[ редактировать ]Древние источники сходятся во мнении, что храм был построен на Арксе , северной из двух вершин Капитолийского холма ( summa... in arce , по Овидию, Фасти 6.183), но никаких остатков здания точно не обнаружено, и его точное местоположение было описано как «одна из величайших загадок топографии Древнего Рима». [10] [1] Некоторые учёные полагают, что он стоял на месте, которое сейчас занимает церковь Санта-Мария-ин-Арачели . [10] [11] хотя древние стены, обнаруженные в подвалах под церковью, по-видимому, принадлежат главным образом магазинам и домам. [12] Другие утверждали, что храм располагался в саду к юго-востоку от церкви, где видны другие стены из туфа и бетона. [13] [14] Хотя римская традиция относит основание храма к IV веку до нашей эры, два фрагмента архаического терракотового декора, найденные в саду, предполагают существование более раннего здания, датируемого концом VI или началом V века, хотя представляет ли оно более раннюю фазу храм неясен. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Питер П. Дж. Айхер, Живой Рим: Путеводитель по древнему городу , Том I , Воконда, Иллинойс: Болчази-Кардуччи, 2004, стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б с д Литтлвуд, Р. Джой (2006). Комментарий к «Фастам» Овидия, книга 6 . Издательство Оксфордского университета . п. 57. ИСБН 0-19-156920-8 .
- ^ Тейлор, Марк К. (1 ноября 1992 г.). Уродование: искусство, архитектура, религия . Издательство Чикагского университета . п. 146. ИСБН 9780226791326 .
- ^ Цицерон, О гадании 1.101 .
- ^ Ливий 5.47.2–6, перевод В.М. Робертса . В некоторых древних источниках указана дата 386 г. до н.э.
- ^ Н. Хорсфолл, «От истории к легенде: М. Манлиус и гуси», Classical Journal 76.4, апрель – май 1981 г., стр. 298–311. JSTOR 3297339 .
- ^ Ливий 7.28.4-6 .
- ^ Овидий, Фасти 6.183–186 .
- ^ Джордж Х. Салливан, Da Capo Press, (2006). Построено не за один день: изучение архитектуры Рима с. 33. ISBN 0-78-671749-1
- ^ Jump up to: а б Л. Ричардсон-младший, Новый топографический словарь Древнего Рима , Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1992, стр. 215, св Юно Монета, Аедес.
- ^ Хазельбергер, Д.Г. Романо и Э.А. Дашнер, ред., «Картирование Рима Августа» ( Журнал римской археологии, приложение 50), Портсмут, Род-Айленд, 2002, стр. 153, св Юно Монета, Аедес
- ^ А. Кларидж, Рим: Оксфордский археологический справочник , Оксфорд: Oxford University Press, 2-е изд., 1998, стр. 263–264, 273.
- ^ Дж. Джаннелли, «Храм Юноны Монеты и дом Марка Манлия Капитолийского», Бюллетень Муниципальной археологической комиссии Рима 87, 1980–1981, стр. 7-36. JSTOR 44514841 .
- ^ Jump up to: а б А. Циолковский, «Между гусями и авгуракулумом : происхождение культа Юноны на Арксе», Classical Philology 88, 1993, стр. 206–219. JSTOR 270056 .