Храм Юпитера Тонанса
Дом Громового Юпитера | |
![]() Денарий храма с Августа ( ок. 19 г. до н.э. ) с изображением гексастильного надписью IOV TON ( Iovis Tonantis , букв. « Юпитера-громовержца » ). | |
Расположение | Капитолийская область , Капитолийский холм , Рим |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'31 ″ с.ш. 12 ° 29'1 ″ в.д. / 41,89194 ° с.ш. 12,48361 ° в.д. |
История | |
Строитель | Август Цезарь |
Основан | 22 г. до н.э. |
Периоды | Римская империя |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1811–1812 |
Археологи | |
Состояние | Разрушенный |
Храм Юпитера Тонанса ( лат . Aedes Iovis Tonantis , букв. « Храм Юпитера-Громовержца » ) — небольшой храм в Риме, посвященный Августом Цезарем в 22 г. до н.э. Юпитеру , главному богу древнего Рима. Вероятно, он находился у входа в Капитолийскую площадь , святилище Юпитера на Капитолийском холме , рядом с гораздо более древним и большим храмом Юпитера Оптимуса Максима . Храм считался одним из самых впечатляющих археологических проектов Августа и сыграл важную роль в Светских играх , религиозном и художественном фестивале, который он возродил в 17 г. до н.э. Римские авторы также отметили его произведениями искусства, особенно статуями, выставленными внутри и вокруг него.
Большая часть истории храма неясна, хотя он упоминался в панегирике четвертого века нашей эры и, возможно, был восстановлен примерно в начале второго века нашей эры. От храма не сохранилось ничего, за исключением, возможно, небольшой части его фундамента. С 1555 года по XIX век храм Веспасиана и Тита на Римском форуме ошибочно принимался за храм Юпитера Тонана, но итальянский археолог Луиджи Канина правильно идентифицировал бывший храм во время раскопок в 1844 году.
История
[ редактировать ]Храм был третьим из четырех храмов в Риме, построенных императором Августом , после Храма Цезаря и Храма Аполлона Палатина (посвященных в 29 и 28 году до нашей эры соответственно) и до Храма Марса Ультора , посвященного во 2 году до нашей эры. [1] Август поклялся в своем посвящении в 26 г. до н.э., чтобы отпраздновать свое спасение от удара молнии во время военной кампании в Испании против кантабриев . [2] Он был освящен 1 сентября 22 г. до н.э. [3] По мнению французского археолога Пьера Гро , строительство, вероятно, началось в середине 24 г. до н. э., после возвращения Августа в Рим из Испании. [3]

Во время Светских игр , религиозного и художественного фестиваля, возрожденного Августом в 17 г. до н. э. и впоследствии периодически отмечавшегося, [4] храм использовался как один из четырех центров, из которых пятнадцать священников, известных как quindecimviri saris faciundis, раздавали очищающие средства ( пургамента ) – факелы, серу и битум . римскому народу [6]
По словам биографа Августа Светония , это было одно из самых важных архитектурных произведений Августа, наряду с Форумом Августа , Храмом Марса Ультора и Храмом Аполлона Палатина. [7] Сам Август часто посещал храм. [8] Оно считалось сравнительно небольшим. [9] Что необычно для римских храмов, его стены были полностью построены из цельных блоков мрамора. [3] Согласно изображению храма на монете Августа, отчеканенной около 19 г. до н.э., его портик был гексастильным (то есть построенным с шестью колоннами поперек фасада) и построен в коринфском ордере . [10]
По словам римского эрудита Плиния Старшего , писавшего в первом веке нашей эры, в храме находилась бронзовая культовая статуя Зевса (греческий аналог Юпитера), созданная афинским скульптором четвертого века до нашей эры Леохаром . [3] статуи божеств Кастора и Поллукса V века работы коринфского скульптора Евфранора . перед храмом располагались [11] Включение статуй известных греческих художников, особенно четвертого и пятого веков до нашей эры и архаического периода, было почти повсеместным в храмах, построенных или восстановленных Августом в Риме, и было описано современным археологом Сьюзен Уокер как средство превратив Рим в «моральный музей». [12]
Согласно анекдоту, рассказанному Светонием, Августу приснилось, что Юпитер отругал его за строительство храма, поскольку это уменьшило число посетителей более старого и величественного храма Юпитера Капитолийского на том же холме: в ответ Август объявил Храм Юпитер Тонанс был просто привратником к Юпитеру Капитолийскому и повесил колокола ( tinnitabula ), которые часто вешали на двери домов, на его фронтоне . [13] Грос предположил, что эта история могла быть придумана, чтобы объяснить старое, забытое поверье, согласно которому колокола должны были выполнять апотропную (защитную) функцию от молнии. [3]

Неизвестно, что храм участвовал в обширных реконструкциях, предпринятых императором Домицианом ( годы правления 81–96 гг. Н. Э. ) После Великого Римского пожара в 64 г. н.э. Рельеф на гробнице Хатериев, построенной в начале второго века н. э., изображает шестистильный храм, который, возможно, принадлежал Юпитеру Тонану. [14] Принято считать, что на этом рельефе изображены общественные памятники, над которыми работал основатель гробницы Квинт Хатериус, искупитель (строительный подрядчик). [15] Он был упомянут в панегирике поэтом IV века н. э. Клавдианом . [16] Неясно, относятся ли другие упоминания о храме в латинской поэзии, например, к поэту Статию первого века нашей эры , к этому сооружению или к Храму Юпитера Оптимуса Максимуса. [17]
В 1555 году итальянский архитектор Пирро Лигорио ошибочно определил частичные остатки храма Веспасиана и Тита на Римском форуме как принадлежащие храму Юпитера Тонанса. [18] и эти руины были неправильно обозначены как таковые на гравюре итальянского художника восемнадцатого века Джованни Баттиста Пиранези . [19] Раскопки, начатые в 1811–1812 годах папским архитектором Джузеппе Кампорезе в конечном итоге подтвердили правильную идентификацию руин, хотя только в 1844 году археолог Луиджи Канина назвал их таковыми. [20] Было высказано предположение , что бетонный фундамент между храмом Юпитера Капитолийского и храмом Сатурна является частью храма Юпитера Тонанса, но в остальном, как известно, никаких остатков храма не сохранилось. [21]
Расположение на Капитолийском холме
[ редактировать ]Точное местонахождение храма неизвестно; Считается, что он располагался к юго-востоку от Капитолия. [22] На основании комментария Светония о том, что он был «привратником» храма Юпитера Капитолийского, считается, что он находился недалеко от входа в Капитолийскую площадь , святилище Юпитера на Капитолийском холме . [2] Была проведена предварительная идентификация храма и здания, показанного на восточной окраине Капитолийской площади на карте Рима третьего века нашей эры, известной как Forma Urbis Romae . [14]
Капитолийского холма План |
---|
![]() Исеум Храм Конкорд (?) Алтарь центы Степень Пандана ворота Между двумя лесами Храм Фидес (?) Храм операций (?) |
Сноски
[ редактировать ]- ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Платнер и Эшби 1929 , с. 305.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Грос 1997 , с. 159.
- ^ Цуркан 2013 , стр. 83.
- ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74.
- ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74. Другими тремя местами были храм Юпитера Капитолийского , храм Аполлона Палатинского и храм Дианы на Авентине . [5]
- ^ Бэбкок 1967 , с. 189. Светоний в Divus Augustus 29.1–3 использует фразу inter Opera praecipua .
- ^ Льюис 2023 , с. 313.
- ^ Фишвик 2014 , с. 68.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305; Грос 1997 , с. 160.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305, цитируется Плиний, Natural History 34.77–78 .
- ^ Уокер 2000 , стр. 61, 71.
- ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305, цитирует Светония, Divus Augustus [1] . Римский историк Кассий Дион говорит, что колокола были помещены на культовую статую. [3]
- ^ Jump up to: а б Грос 1997 , с. 160.
- ^ Ланкастер 2005 , с. 19.
- ^ Гросс 1997 , с. 160, цитируется Клавдиан, О шестом консульстве Гонория Августа 47.
- ^ Ньюлендс 2002 , с. 169; Платнер и Эшби 1929 , с. 305.
- ^ Горски и Пакер 2015 , с. 186.
- ^ Ридли 2000 , с. 414; Вуд 2021 , с. 164.
- ^ Горски и Пакер 2015 , с. 189.
- ^ Айхер 2004 , с. 62.
- ^ Британский музей 2020 .
Библиография
[ редактировать ]- Айхер, Питер Дж. (2004). Живой Рим: Справочник-путеводитель по древнему городу . Том. 1. Воконда: Больчази-Кардуччи. ISBN 978-0-86516-473-4 .
- Бэбкок, Чарльз Л. (1967). «Гораций Карм. 1. 32 и посвящение храма Аполлона Палатина». Классическая филология . 62 (3): 189–194. дои : 10.1086/365257 . JSTOR 268380 . S2CID 162618366 .
- Британский музей (23 мая 2020 г.). «Храм Юпитера-Громовержца» . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 г. Проверено 1 августа 2023 г.
- Фишвик, Дункан (2014). Культовые места и культовый персонал в Римской империи . Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1-000-94027-5 .
- Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1-136-31441-4 .
- Горски, Гилберт Дж.; Пакер, Джеймс Э. (2015). Римский форум: Путеводитель по реконструкции и архитектуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-19244-6 .
- Гро, Пьер (1997). «Громовой Юпитер». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на французском языке). Том. 3. Рим: Edizioni Quazar. стр. 159–160. ISBN 978-88-7140-096-9 .
- Хекстер, Оливье; Рич, Джон (2006). «Октавиан и Громовержец: храм Аполлона Палатина и римские традиции храмового строительства». Классический ежеквартальный журнал . 56 (1): 149–168. дои : 10.1017/S0009838806000127 . hdl : 2066/42841 . JSTOR 4493394 . S2CID 170382655 .
- Ланкастер, Линн К. (2005). Бетонно-сводчатое строительство в императорском Риме: инновации в контексте . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511610516 . ISBN 978-0-511-61051-6 .
- Льюис, Анн-Мари (2023). Небесные наклонности: жизнь Августа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-759964-8 .
- Ньюлендс, Кэрол Э. (2002). Сильвы Статиуса и поэтика империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-43270-2 .
- Платнер, Сэмюэл Болл ; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-925649-5 . Проверено 17 июня 2023 г.
- Ридли, Рональд Т. (2000). Археолог Папы: Жизнь и времена Карло Феа . Рим: Edizioni Quasar. ISBN 978-88-7140-177-5 .
- Цуркан, Роберт (2013) [1998]. Боги Древнего Рима: Религия в повседневной жизни от архаики до имперских времен . Перевод Невилла, Антония. Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-05850-9 .
- Уокер, Сьюзен (2000). «Музей морали: Август и город Рим». В Коулстоне, Джон; Додж, Хейзел (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета. стр. 61–75. ISBN 978-0-947816-55-1 .
- Вуд, Кристофер С. (2021). История истории искусств . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-20476-5 .