Jump to content

Храм Юпитера Тонанса

Координаты : 41 ° 53'31 ″ с.ш. 12 ° 29'1 ″ в.д.  /  41,89194 ° с.ш. 12,48361 ° в.д.  / 41,89194; 12,48361
Храм Юпитера Тонанса
Дом Громового Юпитера
Фотография римской монеты: на аверсе голова мужчины, обращенная вправо, на реверсе - храм со статуей бога.
Денарий храма с Августа ( ок. 19 г. до н.э. ) с изображением гексастильного надписью IOV TON ( Iovis Tonantis , букв. « Юпитера-громовержца » ).
Карта древнего Рима с приблизительным расположением храма Юпитера Тонанса, показанного на Капитолийском холме в центре города.
Карта древнего Рима с приблизительным расположением храма Юпитера Тонанса, показанного на Капитолийском холме в центре города.
Храм Юпитера Тонанса
Примерное расположение храма в Древнем Риме
Расположение Капитолийская область , Капитолийский холм , Рим
Координаты 41 ° 53'31 ″ с.ш. 12 ° 29'1 ″ в.д.  /  41,89194 ° с.ш. 12,48361 ° в.д.  / 41,89194; 12,48361
История
Строитель Август Цезарь
Основан 22 г. до н.э.
Периоды Римская империя
Примечания к сайту
Даты раскопок 1811–1812
Археологи
Состояние Разрушенный


Храм Юпитера Тонанса ( лат . Aedes Iovis Tonantis , букв. « Храм Юпитера-Громовержца » ) — небольшой храм в Риме, посвященный Августом Цезарем в 22 г. до н.э. Юпитеру , главному богу древнего Рима. Вероятно, он находился у входа в Капитолийскую площадь , святилище Юпитера на Капитолийском холме , рядом с гораздо более древним и большим храмом Юпитера Оптимуса Максима . Храм считался одним из самых впечатляющих археологических проектов Августа и сыграл важную роль в Светских играх , религиозном и художественном фестивале, который он возродил в 17 г. до н.э. Римские авторы также отметили его произведениями искусства, особенно статуями, выставленными внутри и вокруг него.

Большая часть истории храма неясна, хотя он упоминался в панегирике четвертого века нашей эры и, возможно, был восстановлен примерно в начале второго века нашей эры. От храма не сохранилось ничего, за исключением, возможно, небольшой части его фундамента. С 1555 года по XIX век храм Веспасиана и Тита на Римском форуме ошибочно принимался за храм Юпитера Тонана, но итальянский археолог Луиджи Канина правильно идентифицировал бывший храм во время раскопок в 1844 году.

Храм был третьим из четырех храмов в Риме, построенных императором Августом , после Храма Цезаря и Храма Аполлона Палатина (посвященных в 29 и 28 году до нашей эры соответственно) и до Храма Марса Ультора , посвященного во 2 году до нашей эры. [1] Август поклялся в своем посвящении в 26 г. до н.э., чтобы отпраздновать свое спасение от удара молнии во время военной кампании в Испании против кантабриев . [2] Он был освящен 1 сентября 22 г. до н.э. [3] По мнению французского археолога Пьера Гро , строительство, вероятно, началось в середине 24 г. до н. э., после возвращения Августа в Рим из Испании. [3]

Линейный рисунок римского рельефа, показывающий храм с шестью колоннами и статуей бога в центре.
Возможное изображение храма из гробницы Хатериев первого века н.э.

Во время Светских игр , религиозного и художественного фестиваля, возрожденного Августом в 17 г. до н. э. и впоследствии периодически отмечавшегося, [4] храм использовался как один из четырех центров, из которых пятнадцать священников, известных как quindecimviri saris faciundis, раздавали очищающие средства ( пургамента ) – факелы, серу и битум . римскому народу [6]

По словам биографа Августа Светония , это было одно из самых важных архитектурных произведений Августа, наряду с Форумом Августа , Храмом Марса Ультора и Храмом Аполлона Палатина. [7] Сам Август часто посещал храм. [8] Оно считалось сравнительно небольшим. [9] Что необычно для римских храмов, его стены были полностью построены из цельных блоков мрамора. [3] Согласно изображению храма на монете Августа, отчеканенной около 19 г. до н.э., его портик был гексастильным (то есть построенным с шестью колоннами поперек фасада) и построен в коринфском ордере . [10]

По словам римского эрудита Плиния Старшего , писавшего в первом веке нашей эры, в храме находилась бронзовая культовая статуя Зевса (греческий аналог Юпитера), созданная афинским скульптором четвертого века до нашей эры Леохаром . [3] статуи божеств Кастора и Поллукса V века работы коринфского скульптора Евфранора . перед храмом располагались [11] Включение статуй известных греческих художников, особенно четвертого и пятого веков до нашей эры и архаического периода, было почти повсеместным в храмах, построенных или восстановленных Августом в Риме, и было описано современным археологом Сьюзен Уокер как средство превратив Рим в «моральный музей». [12]

Согласно анекдоту, рассказанному Светонием, Августу приснилось, что Юпитер отругал его за строительство храма, поскольку это уменьшило число посетителей более старого и величественного храма Юпитера Капитолийского на том же холме: в ответ Август объявил Храм Юпитер Тонанс был просто привратником к Юпитеру Капитолийскому и повесил колокола ( tinnitabula ), которые часто вешали на двери домов, на его фронтоне . [13] Грос предположил, что эта история могла быть придумана, чтобы объяснить старое, забытое поверье, согласно которому колокола должны были выполнять апотропную (защитную) функцию от молнии. [3]

Гравюра римского храма
Гравюра Пиранези с изображением Храма Веспасиана и Тита, ошибочно идентифицированного как Храм Юпитера Тонанса до 1844 года.

Неизвестно, что храм участвовал в обширных реконструкциях, предпринятых императором Домицианом ( годы правления 81–96 гг. Н. Э. ) После Великого Римского пожара в 64 г. н.э. Рельеф на гробнице Хатериев, построенной в начале второго века н. э., изображает шестистильный храм, который, возможно, принадлежал Юпитеру Тонану. [14] Принято считать, что на этом рельефе изображены общественные памятники, над которыми работал основатель гробницы Квинт Хатериус, искупитель (строительный подрядчик). [15] Он был упомянут в панегирике поэтом IV века н. э. Клавдианом . [16] Неясно, относятся ли другие упоминания о храме в латинской поэзии, например, к поэту Статию первого века нашей эры , к этому сооружению или к Храму Юпитера Оптимуса Максимуса. [17]

В 1555 году итальянский архитектор Пирро Лигорио ошибочно определил частичные остатки храма Веспасиана и Тита на Римском форуме как принадлежащие храму Юпитера Тонанса. [18] и эти руины были неправильно обозначены как таковые на гравюре итальянского художника восемнадцатого века Джованни Баттиста Пиранези . [19] Раскопки, начатые в 1811–1812 годах папским архитектором Джузеппе Кампорезе [ он ] в конечном итоге подтвердили правильную идентификацию руин, хотя только в 1844 году археолог Луиджи Канина назвал их таковыми. [20] Было высказано предположение , что бетонный фундамент между храмом Юпитера Капитолийского и храмом Сатурна является частью храма Юпитера Тонанса, но в остальном, как известно, никаких остатков храма не сохранилось. [21]

Расположение на Капитолийском холме

[ редактировать ]

Точное местонахождение храма неизвестно; Считается, что он располагался к юго-востоку от Капитолия. [22] На основании комментария Светония о том, что он был «привратником» храма Юпитера Капитолийского, считается, что он находился недалеко от входа в Капитолийскую площадь , святилище Юпитера на Капитолийском холме . [2] Была проведена предварительная идентификация храма и здания, показанного на восточной окраине Капитолийской площади на карте Рима третьего века нашей эры, известной как Forma Urbis Romae . [14]

Капитолийского холма План


  1. ^ Хекстер и Рич 2006 , с. 153.
  2. ^ Jump up to: а б Платнер и Эшби 1929 , с. 305.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Грос 1997 , с. 159.
  4. ^ Цуркан 2013 , стр. 83.
  5. ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74.
  6. ^ Форсайт 2012 , стр. 73–74. Другими тремя местами были храм Юпитера Капитолийского , храм Аполлона Палатинского и храм Дианы на Авентине . [5]
  7. ^ Бэбкок 1967 , с. 189. Светоний в Divus Augustus 29.1–3 использует фразу inter Opera praecipua .
  8. ^ Льюис 2023 , с. 313.
  9. ^ Фишвик 2014 , с. 68.
  10. ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305; Грос 1997 , с. 160.
  11. ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305, цитируется Плиний, Natural History 34.77–78 .
  12. ^ Уокер 2000 , стр. 61, 71.
  13. ^ Платнер и Эшби 1929 , с. 305, цитирует Светония, Divus Augustus [1] . Римский историк Кассий Дион говорит, что колокола были помещены на культовую статую. [3]
  14. ^ Jump up to: а б Грос 1997 , с. 160.
  15. ^ Ланкастер 2005 , с. 19.
  16. ^ Гросс 1997 , с. 160, цитируется Клавдиан, О шестом консульстве Гонория Августа 47.
  17. ^ Ньюлендс 2002 , с. 169; Платнер и Эшби 1929 , с. 305.
  18. ^ Горски и Пакер 2015 , с. 186.
  19. ^ Ридли 2000 , с. 414; Вуд 2021 , с. 164.
  20. ^ Горски и Пакер 2015 , с. 189.
  21. ^ Айхер 2004 , с. 62.
  22. ^ Британский музей 2020 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Айхер, Питер Дж. (2004). Живой Рим: Справочник-путеводитель по древнему городу . Том. 1. Воконда: Больчази-Кардуччи. ISBN  978-0-86516-473-4 .
  • Бэбкок, Чарльз Л. (1967). «Гораций Карм. 1. 32 и посвящение храма Аполлона Палатина». Классическая филология . 62 (3): 189–194. дои : 10.1086/365257 . JSTOR   268380 . S2CID   162618366 .
  • Британский музей (23 мая 2020 г.). «Храм Юпитера-Громовержца» . Архивировано из оригинала 24 марта 2022 г. Проверено 1 августа 2023 г.
  • Фишвик, Дункан (2014). Культовые места и культовый персонал в Римской империи . Абингдон: Рутледж. ISBN  978-1-000-94027-5 .
  • Форсайт, Гэри (2012). Время в римской религии: тысяча лет религиозной истории . Абингдон: Рутледж. ISBN  978-1-136-31441-4 .
  • Горски, Гилберт Дж.; Пакер, Джеймс Э. (2015). Римский форум: Путеводитель по реконструкции и архитектуре . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-19244-6 .
  • Гро, Пьер (1997). «Громовой Юпитер». В Стейнби, Ева Маргарет (ред.). Топографический лексикон города Рима (на французском языке). Том. 3. Рим: Edizioni Quazar. стр. 159–160. ISBN  978-88-7140-096-9 .
  • Хекстер, Оливье; Рич, Джон (2006). «Октавиан и Громовержец: храм Аполлона Палатина и римские традиции храмового строительства». Классический ежеквартальный журнал . 56 (1): 149–168. дои : 10.1017/S0009838806000127 . hdl : 2066/42841 . JSTOR   4493394 . S2CID   170382655 .
  • Ланкастер, Линн К. (2005). Бетонно-сводчатое строительство в императорском Риме: инновации в контексте . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/CBO9780511610516 . ISBN  978-0-511-61051-6 .
  • Льюис, Анн-Мари (2023). Небесные наклонности: жизнь Августа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-759964-8 .
  • Ньюлендс, Кэрол Э. (2002). Сильвы Статиуса и поэтика империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-43270-2 .
  • Платнер, Сэмюэл Болл ; Эшби, Томас (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-925649-5 . Проверено 17 июня 2023 г.
  • Ридли, Рональд Т. (2000). Археолог Папы: Жизнь и времена Карло Феа . Рим: Edizioni Quasar. ISBN  978-88-7140-177-5 .
  • Цуркан, Роберт (2013) [1998]. Боги Древнего Рима: Религия в повседневной жизни от архаики до имперских времен . Перевод Невилла, Антония. Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-136-05850-9 .
  • Уокер, Сьюзен (2000). «Музей морали: Август и город Рим». В Коулстоне, Джон; Додж, Хейзел (ред.). Древний Рим: Археология Вечного города . Оксфорд: Школа археологии Оксфордского университета. стр. 61–75. ISBN  978-0-947816-55-1 .
  • Вуд, Кристофер С. (2021). История истории искусств . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-20476-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dab4c077c8787a61cbbfa478818cce71__1708305300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/71/dab4c077c8787a61cbbfa478818cce71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Temple of Jupiter Tonans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)