Храм Цезаря
![]() Перспективный вид на храм Божества Юлия. | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | 8-го региона Римский форум |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'31 ″ с.ш. 12 ° 29'10 ″ в.д. / 41,891943 ° с.ш. 12,486246 ° в.д. |
Тип | Храм с, вероятно, подиумным ростром в лобовой части. |
История | |
Строитель | Император Август |
Основан | Инаугурация 18 августа 29 г. до н.э. |
Храм Обожествленного Юлия Цезаря Tempio ( лат . Aedes Divi Iuli ; итал . del Divo Giulio ), также известный как Храм Обожествленного Юлия Цезаря , делубрум , героон или Храм Кометной звезды , [1] Древнее сооружение на Римском форуме в Риме , Италия , расположенное недалеко от Регии и храма Весты .
Остатки алтаря Цезаря являются местом паломничества посетителей со всей Италии и мира. Там ежедневно оставляют цветы и другие предметы, а 15 марта проводятся специальные поминки в память о смерти Цезаря. [2] [3]


История
[ редактировать ]Постановление о строительстве храма было принято триумвирами Октавианом , Антонием и Лепидом в 42 г. до н.э. после того, как сенат посмертно обожествил Юлия Цезаря . Однако он был завершен одним Октавианом: он посвятил простильный храм (до сих пор неизвестно, был ли его порядок ионическим , коринфским или составным ) Цезарю, своему приемному отцу, 18 августа 29 г. до н.э. в рамках тройного триумфа , посвященного его победе. над Антонием и Клеопатрой. [4] Он стоит на восточной стороне главной площади Римского форума , между Регией , храмом Кастора и Поллукса и базиликой Эмилия , на месте кремации Цезаря. [5]
Древние сообщения о кремации Цезаря после его смерти в 44 г. до н. э. несколько запутаны. По словам Светония , на Марсовом поле планировались традиционные похороны. [6] но фактическая кремация, по общему мнению, произошла на Форуме после воодушевляющей речи Марка Антония . [7] Тело Цезаря было доставлено на Форум его политическими сторонниками и помещено перед Регией , которая была личной штаб-квартирой Цезаря как Великого Понтифика . Регия также традиционно была резиденцией римских царей: выбор места может также отражать народную поддержку «королевского» статуса Цезаря как вечного диктатора . [8]
Источники расходятся во мнениях относительно точной последовательности событий. Кассий Дион говорит, что толпа хотела сжечь тело Цезаря на Капитолии:
Тогда, схватив его тело, одни хотели отнести его в комнату, в которой он был зарезан, а другие – в Капитолий и там сжечь; но, столкнувшись с сопротивлением солдат, опасавшихся, что театр и храмы будут сожжены дотла одновременно, они без дальнейших церемоний положили его на костер на Форуме. [9]
Но Светоний предлагает «божественное» вмешательство с намеками на более приземленную народную демонстрацию:
Норы на рострах были перенесены на Форум магистратами и бывшими магистратами; и пока одни призывали сжечь его в храме Юпитера на Капитолии, а другие в зале Помпея, внезапно два существа с мечами по бокам и размахивая парой дротиков подожгли его горящими факелами, и тотчас же толпа прохожих навалила на него сухие ветки, судейские места со скамьями и все, что могло послужить подношением. Тогда музыканты и актеры сорвали с себя мантии, которые они взяли из снаряжения его триумфов и надели по этому случаю, разорвали их на куски и бросили в огонь, а ветераны легионов - оружие, которым они нарядились на похороны; многие женщины также принесли в жертву драгоценности, которые они носили, а также амулеты и одежды своих детей. [10]
Арриан добавил механизированную восковую фигуру Цезаря, показывающую все раны Цезаря. [11]
Кремация в церемониальном центре города была одновременно необычной и политически окрашенной: импровизированный костер Цезаря напомнил кремацию популистского смутьяна Публия Клодия Пульхера внутри Куры Гостилии в 52 г. до н. э. [8] Народный энтузиазм привел к созданию неофициального памятника на восточной стороне Форума, напротив Регии, которая была местом клятв и жертвоприношений. Похоже, в разное время существовало как минимум два памятника: первый, который был снят консулами в течение шести недель после смерти Цезаря. [12] и еще один, который был перестроен летом 44 г. до н.э. [13] К осени того же года это место стало физическим эпицентром движения кесарева сечения: в ноябре Октавиан провел публичный митинг ветеранов Цезаря и публично поклялся в верности памяти Цезаря, протянув руку к колонне, увенчанной статуей, которую теперь обозначил место костра. [8]
К концу 43 г. до н.э. Октавиан, Антоний и Лепид объединились, чтобы сформировать Второй Триумвират с твердым ядром поддержки кесарева сечения. Новый режим формально обожествил Цезаря в 42 г., а декретом племенного собрания было предпринято создание храма в знак признания его божественности: мощное утверждение популистского превосходства. [8] Однако преследование убийц Цезаря было более неотложным вопросом, и работа продвигалась медленно, если вообще велась: вполне вероятно, что триумвиральные партнеры Октавиана не разделяли его энтузиазма по поводу культа Цезаря, который обеспечивал ему мощную политическую базу. Строительство могло начаться всерьез только в 32 или 31 году до нашей эры. [8] В любом случае храм был официально открыт лишь в 29 г., после того как Октавиан победил своего бывшего партнера Антония и принял на себя единоличное правление римским миром.
Храм был окончательно освящен в рамках «тройного триумфа» Октавиана в 29 году, посвященного его победам в Далмации , Египте и в битве при Акциуме .
Корни храма в народной политике кесарева сечения были видны в его дизайне. Его высокий подиум служил превосходной трибуной для ораторов, или рострой (известной как Rostra ad divi Iuli, чтобы отличать ее от rostra augusti на противоположном конце Форума). Как и старая ростра, она была украшена клювами кораблей, в данном случае захваченных в битве при Акциуме . Он выходил на длинное открытое пространство центрального форума, которое на момент постройки предлагало достаточно места для народных собраний и возведения трибун. Эта платформа обычно использовалась для имперских панегириков, политических обращений и заявлений . Друз и Тиберий произнесли на Форуме двойную речь; Друз читал свою речь с Ростры Августа , а Тиберий читал свою речь с Ростры объявления Диви Юли , один перед другим. Император Адриан произнес, возможно, похоронную речь из Ростра-ад-Диви-Юли в 125 году нашей эры, как можно видеть на серии монет, отчеканенных по этому случаю. В храме также состоялось законодательное собрание для голосования. Политические и религиозные послания органично смешивались: ростры стояли над круглым алтарем, который был центром культа Цезаря и отмечал место кремации Цезаря. Таким образом, храм олицетворял «восстановление республики» Августа в обстановке, которая могла лишь напоминать избирателям о партии кесарева сечения и ее лидере. [14]
Храм функционировал как культовый центр культа обожествленного Юлия Цезаря. Август посвящал в этот храм военные трофеи. [15] Алтарь и святыня давали редкое право убежища . [16] После смерти Августа каждые четыре года перед Ростра-ад-Диви-Юли проводился фестиваль в честь Августа. [16] В число украшений входила знаменитая картина Апеллеса, изображающая Венеру, выходящую из моря, что является намеком на притязания рода Юлиев на происхождение от богини. [17] — план храма в целом напоминал план кесарева храма Венеры Прародительницы , усиливая «семейную» связь.
что в этом самом месте находился трибунал praetoris sub divo с gradus , известный как Аврелия , сооружение, построенное К. Аврелием Коттой около 80 г. до н Похоже , трибунал . [18] После похорон Цезаря и строительства храма этот трибунал был перенесен перед Храмом Цезаря, вероятно, на место так называемой Ростра Диоклетиана .
Храм оставался практически нетронутым до конца 15 века, когда его мрамор и камни были повторно использованы для строительства новых церквей и дворцов. [ нужна ссылка ] Сохранились лишь части цементного ядра платформы.
Иконография
[ редактировать ]Через несколько месяцев после смерти Цезаря в небе над Римом появилась комета. Комета была достаточно яркой, чтобы ее можно было увидеть при дневном свете, и появлялась за час до заката семь дней подряд. Появление кометы совпало с похоронными играми, спонсируемыми Октавианом от имени убитого диктатора; общественное мнение (обычно полагают, что этому способствовали Октавиан и партия Цезаря) рассматривало это явление как доказательство того, что Цезарь вознесся на небеса вместе с богами. [19] Неизбежно комета стала известна как Сидус Юлий или, по-английски, « Комета Цезаря ».
Комета быстро стала ключевой частью иконографии обожествленного Цезаря. Плиний в своей «Естественной истории» цитирует Августа как
В самое время этих моих игр волосатую звезду [= комету] видели в течение семи дней в той части неба, которая находится под Большой Медведицей. Оно восходило около одиннадцатого часа дня, было очень ярким и заметно во всех частях земли. Простой народ полагал, что звезда указывает на то, что душа Цезаря была принята в число бессмертных богов; под каким обозначением звезда была помещена на бюст, недавно освященный на форуме [20]

Октавиан добавил звезду к статуе Цезаря, которую он возводил на месте будущего храма, и с тех пор звезда стала распространенным графическим мотивом в намеках на божественность Цезаря. Звезду обычно изображали как восьмиконечную лучистую звезду, иногда с дополнительным «пламенем», обозначающим ее как комету. Монеты с этим изображением были довольно распространены при Августе, но изображение продолжало использоваться по крайней мере до первого столетия: последний известный пример — единичный выпуск Рейнских легионов во время неразберихи Года Четырех Императоров . [21]

было настолько важно Для визуальной идентичности Aedes Divi Iulii , что Плиний описал это здание как «храм, посвященный комете». [22] На монете, выпущенной в 36 г. до н.э. (за семь лет до освящения храма, предположительно представляющей собой ранний образец), был изображен тетрастильный храм с началом на фронтоне и надписью DIVO IUL на тимпане. [8] Окончательный вариант храма включал статую Цезаря в сопровождении звезды: возможно, это была статуя, впервые воздвигнутая в 44 г., или новая, отражающая аналогичную иконографическую программу. Положение храма на высоком постаменте, смотрящего на форум и символически провозглашающего присутствие обожествленного Юлия, было ярким напоминанием толпе на форуме о связи между новым имперским порядком и наследием Цезаря.

Архитектура
[ редактировать ]План этого храма отсутствует в Imperial Forma Urbis . Остальные фрагменты этого участка Римского форума находятся на плитах V-11, VII-11, VI-6. [23] и показать планы Regia , Храма Кастора и Поллукса , Fons и Lacus Iuturnae , Базилики Юлии и Базилики Эмилии . Витрувий [24] писал, что храм представляет собой образец пикностильного крыльца с шестью близко расположенными колоннами спереди. Однако расположение колонн неизвестно, так как это может быть либо простиль, либо простиль. [25] или периптерально . [26]
Порядок колонн, первоначально использовавшийся для этого храма, неизвестен. Древние монеты с изображениями Храма Божества Юлия предполагают, что колонны были либо ионическими , либо составными фрагменты коринфских , но археологи нашли на этом месте капителей пилястр. Некоторые ученые предполагают, что храм имел ионический пронаос в сочетании с коринфскими пилястрами на стенах целлы , т. е. по углам целлы; другие ученые считают, что храм был полностью коринфским, а монеты свидетельствуют о плохом изображении коринфских колонн. Различие между коринфскими и составными колоннами является ренессансным, а не древнеримским. В Древнем Риме коринфский и составной были частью одного ордена. Кажется, что композиционный стиль был распространен на гражданских зданиях и экстерьерах Триумфальных арок и менее распространен на экстерьерах храмов. Многие храмы и религиозные постройки эпохи Августа были коринфскими, например, Храм Марса Ультора , Дом Карре в Ниме. и другие. [27] [28] [29] [30]
Храм был уничтожен пожаром во время правления Септимия Севера , а затем восстановлен. Сравнения с монетами времен Августа и Адриана позволяют предположить, что порядок храма был изменен во время реставрации Септимием Севером. Антаблемент , и карниз обнаруженные на этом месте, имеют структуру модильонов и роз, типичную для коринфского ордера .

Исходное положение лестницы подиума остается неопределенным . Возможно, это было спереди и по бокам подиума, [31] или сзади и по бокам подиума. [32] Положение сзади представляет собой модель реконструкции, основанную на гипотетическом сходстве между этим храмом и храмом Венеры Прародительницы на Форуме Цезаря . Это сходство не доказано и основано лишь на том, что во время публичных похорон и речи Марка Антония тело Юлия Цезаря было положено на ложе из слоновой кости и в позолоченном святилище по образцу храма Венеры-Прародительницы. Положение спереди основано на некоторых свидетельствах раскопок XIX века, а также на общем впечатлении от реального места и изображениях на древних монетах.
Ростра
[ редактировать ]
Дион Кассий сообщает о прикреплении к подиуму ростры времен битвы при Акциуме. Так называемая Ростра-ад-Диви-Юли представляла собой трибуну, которую ораторы использовали для официальных и гражданских речей, и особенно для императорских надгробных речей.Подиум хорошо виден на монетах периода Адриана и в Анаглифах Траяни , но связь между рострой-подиумом и храмовой структурой не очевидна.
Также и в этом случае существует множество различных гипотетических реконструкций общего расположения построек этой части Римского форума. Согласно одной из них, подиум Ростры был пристроен к Храму Божества Юлия и на самом деле представляет собой подиум Храма Божества Юлия с рострами (носом военного корабля), прикрепленными во фронтальном положении. [33] По другим реконструкциям, трибуна Ростры представляла собой отдельную площадку, построенную к западу от храма Божества Юлия и непосредственно перед ним, поэтому подиум Храма Божества Юлия — это не платформа, используемая ораторами для своих речей, и не трибуна храма Божества Юлия. платформа, используемая для крепления носов кораблей, захваченных при Акциуме. Этот отдельный и независимый подиум или платформа, известная как Rostra ad Divi Iuli , также называется Rostra Diocletiani из-за окончательного устройства здания. [34]
Верхнее оформление лобного фронтона
[ редактировать ]Из анализа древних монет можно выделить две разные серии украшений верхней части фронтона храма. Огненные языки (их идентификация неясна) украшали фронтон, как и этрусские декорированные антефиксы, подобные украшению храма Юпитера на Капитолийском холме. Языки огня, возможно, напоминали пламя кометы (звезды) на монетах периода Августа. Со звездой в качестве главного украшения тимпана, как это видно на монетах Августа, весь храм имел функцию изображения кометы (звезды), которая возвестила обожествление Юлия Цезаря и правление Августа, как сообщает Плиний. Старший.
Статуя на вершине фронтона и две статуи в концевых углах фронтона, классическое украшение фронтонов римских храмов, относятся ко времени правления Адриана.
Другие здания эпохи Августа с этим особым типом украшения в этрусском стиле появляются на монетах, а также на изображении передней части курии.

Ниша и алтарь
[ редактировать ]Ниша . и алтарь перед подиумом храма также представляют собой проблему интерпретации, основанной на скудных данных Их можно было увидеть в 29 г. до н. э., когда был освящен храм и когда с 37 по 34 г. до н. э. была отчеканена серия монет Августа с храмом Божества Юлия. О периоде после чеканки этой серии четких свидетельств нет. Известно, что в какое-то время алтарь был убран, а ниша засыпана и закрыта камнями, чтобы создать сплошную стену у подиума храма. По разным гипотезам это было сделано либо в 14 г. до н. э., [35] или, вероятно, до 4 века нашей эры, [36] или после Константина I или Феодосия I из-за религиозных опасений по поводу языческого культа императора , . [31]
Ричардсон и другие ученые предполагают, что заполненная ниша, возможно, была не алтарем Юлия Цезаря, а Puteal Libonis , старым двузубцем, который использовался во время судебных процессов в Трибунале Аврелия для публичных присяг. По мнению К. Хюльсена, круглая структура, видимая под Аркой Августа, не является Путеалом Либонисом , а другие круглые элементы, покрытые травертином возле Храма Цезаря и Арки Августа, слишком недавние, чтобы принадлежать эпохе Августа.
Измерения
[ редактировать ]Храм имел ширину 26,97 метра (88,5 футов) и длину 30 метров (98 футов), что соответствует 91 на 102 римских фута. Подиум или платформа имели высоту не менее 5,5 м (18 римских футов), но только 3,5 м спереди. Колонны, если они были коринфскими , вероятно, имели высоту от 11,8 до 12,4 м, что соответствовало 40 или 42 римским футам.

Материалы
[ редактировать ]- Туф (внутренние части здания)
- Opus caementicium (внутренние части здания)
- Травертин (стены подиума и целлы)
- Мрамор (облицовка подиума, колонны, антаблемент и фронтон храма; вероятно, мрамор из Луни , т. е. каррарский мрамор)
Украшение и положение останков
[ редактировать ]
Фриз представлял собой повторяющийся узор в виде завитков с женскими головами, горгонами и крылатыми фигурами. Тимпан , по крайней мере в первые годы, вероятно , имел колоссальную звезду, как это можно увидеть на монетах Августа.
Карниз имел зубчики и модильоны балочного типа (один из первых примеров в римской храмовой архитектуре), а нижняя часть была украшена узкими прямоугольными панелями с цветами, розами, дисками, лавровыми коронами и сосновыми шишками . Остатки украшений, включая элементы изображения Победы и растительные орнаменты, можно увидеть на территории или в музее Форума ( Antiquarium Forense ).
Интерьер
[ редактировать ]Август использовал храм для жертвоприношений военной добычи. Он содержал колоссальная статуя Юлия Цезаря, замаскированного как Великий Понтифик , со звездой на голове и с посохом- авгуром в правой руке. Когда двери храма оставались открытыми, статую можно было увидеть с главной площади Римского форума. В целле храма находилась знаменитая картина Апеллеса с изображением Венеры Анадиомены . В годы правления Нерона картина Апеллеса пришла в негодность и не подлежала восстановлению, поэтому император заменил ее другой работой Дорофея. Есть еще одна картина Апеллеса, изображающая Диоскуров с Викторией.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Плиний Старший, Naturalis Historia , 2.93–94.
- ^ Николетти, Джанлука (22 июля 2014 г.). «Мир подряд» . Ла Стампа (на итальянском языке) . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Перепел, Лусилла (15 марта 2019 г.). «Все больше цветов и монет на алтаре Цезаря: традиция возобновляется 15 марта» . Иль Мессаггеро (на итальянском языке) . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ «AEDES DIVI IVLII: Храм обожествленного Юлия» . Древняя история MQ: Блог города Рима . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ «Храм Цезаря» . penelope.uchicago.edu . Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Светоний (2016), Кастер, Роберт А. (редактор), «Divus Julius» , Oxford Classical Texts: C. Suetonius Tranquilli: De Vita Caesarum Libros VIII et De Grammaticis et Rhetoribus Librum , Oxford University Press, doi : 10.1093/oseo /instance.00233689 , ISBN 978-0-19-871379-1 , получено 17 ноября 2021 г.
- ^ По-разному сообщается у Кассия Диона, 44.36ff; Светоний, 84 года; и Аппиан, 2.144.Пример Аппиана: В этом вдохновенном исступлении [Антоний] говорил многое другое, меняя свой голос с громкого на панихидный, скорбя о Цезаре, как о друге, пострадавшем от несправедливости, плача и клявшись, что желает отдать свою жизнь за него. Цезаря. Затем, легко поддавшись страстным эмоциям, он сорвал одежду с тела Цезаря, поднял его на шест и размахивал им, израненным ножами и запачканным кровью диктатора. При этом народ, как хором, присоединился к нему в самом горестном причитании и после этого выражения волнения снова исполнился гнева.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Суми, Джеффри (2011). «Топография и идеология: памятник Цезарю и Aedes Divi Ivlii в Августовском Риме» . Классический ежеквартальный журнал . 61 (1): 205–229. дои : 10.1017/S0009838810000510 . S2CID 170691339 .
- ^ Кассий Дион, 44.50
- ^ Светоний, Жизнь Цезаря, 84.
- ^ Аппиан, Bellum Civile, 2.147: «Когда толпа была в таком состоянии и была близка к насилию, кто-то поднял над одрами восковое изображение Цезаря - само тело, лежавшее на спине на одре, невидимое. чучело поворачивали во все стороны с помощью механического устройства, и можно было увидеть двадцать три раны, варварски нанесенные на каждой части тела и на лице. Это зрелище показалось людям настолько жалким, что они не могли больше выносить его. "
- ^ Цицерон, Ad Atticum 14.15.1 записывает удаление 1 мая 44 г. до н.э.
- ^ Цицерон, Ad Familiares 11.2.2, июнь 44 г. до н.э., где Брут и Кассий расстроены слухами о том, что ветераны Цезаря уже планируют заменить разрушенную святыню.
- ^ Филлипс, Д.А. (2011). «Храм Божества Юлия и восстановление законодательных собраний при Августе» . Феникс . 65 (3/4): 371–388. дои : 10.1353/phx.2011.0035 . JSTOR 41497569 . S2CID 161301155 — через JSTOR.
- ^ Monumentum Ancyranum: Res Gestae
- ^ Перейти обратно: а б Дион Кассий
- ^ Плиний, Естественная история, 35.91.
- ^ Марио Торелли, Типология и структура римских исторических рельефов.
- ^ Панди, Нандини (2013). «Комета Цезаря, Юлианская звезда и изобретение Августа» . Труды Американской филологической ассоциации . 143 (2): 405–449. дои : 10.1353/apa.2013.0010 . JSTOR 43830268 . S2CID 153697502 – через JSTOR.
- ^ Плиний, Естественная история, 2.23 (перевод: http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.02.0137%3Abook%3D2%3Achapter%3D23 )
- ↑ Эта монета не публиковалась, за исключением появления в аукционных каталогах. Его последний выпуск находится здесь: https://www.coinarchives.com/a/lotviewer.php?LotID=1897319&AucID=4447&Lot=1152&Val=8ded2d4cd4b1c7181a24f0baf107b244 .
- ^ Плиний, Естественная история , 2.23.
- ^ Стэнфордский университет № 17, № 18a, № 18bc, № 18d, № 18e, № 18fg, № 19.
- ^ Об архитектуре , 3.3.2.
- ^ К. Хюльсен, Бретшнайдер и Регенберг , 1904; Дж. В. Стэмпер, издательство Кембриджского университета , 2005 г.; Б. Фришер, Д. Фавро и Д. Абернати, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес , 2005 г.
- ^ Оксфордский археологический справочник ; на основе монет Адриана 125–128 гг.
- ^ К. Хюльсен , Бретшнайдер и Регенберг , 1904 г.
- ^ Дж. В. Стэмпер, Кембриджского университета , 2005 г. издательство
- ^ Б. Фришер, Д. Фавро и Д. Абернати, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , 2005 г.
- ^ К.Ф. Джулиани, П. Вердучи, Центральная площадь Римского форума . Флоренция 1987 г.
- ^ Перейти обратно: а б К. Хюльсен, Бретшнайдер и Регенберг , 1904 г.
- ^ Дж. В. Стэмпер, издательство Кембриджского университета , 2005; Б. Фришер, Д. Фавро и Д. Абернати, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе , 2005 г.; Оксфордский археологический справочник
- ^ К. Хюльсен, Бретшнайдер и Регенберг , 1904)
- ^ Дж. В. Стэмпер, издательство Кембриджского университета , 2005; Б. Фришер, Д. Фавро и Д. Абернати, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес , 2005 г.
- ^ Дж. В. Стэмпер, издательство Кембриджского университета , 2005 г.
- ^ Оксфордский археологический справочник
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларидж, Аманда. 2010. Рим: Оксфордский археологический справочник. 2-е изд., переработанное и дополненное. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Горски, Гилберт и Джеймс Э. Пакер. 2015. Римский форум: Путеводитель по реконструкции и архитектуре. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Куртбоджян, Майкл. 2008. «Двойная идентичность римских портретных статуй: костюмы и их символика в Риме». В «Римском платье и тканях римской культуры » под редакцией Джонатана К. Эдмондсона и Элисон М. Кейт. Феникс. Дополнительный том; 46, 71–93. Торонто: Университет Торонто Press.
- Филлипс, Дэррил Александр. 2011. «Храм Божества Юлия и восстановление Законодательных собраний при Августе». Феникс 65.3-4: 371-388.
- Уордл, Дэвид. 2002. «« Deus » или « divus »: генезис римской терминологии обожествленных императоров и вклад философа». В книге «Философия и власть в греко-римском мире: Очерки в честь Мириам Гриффин» под редакцией Кларка, Джиллиан и Раджака, Тесса, 181–191. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Храм Цезаря (общее описание и фотогалерея)
- Страница цифрового римского форума Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, посвященная археологическому обсуждению и 3D-реконструкции «Юлия Дивуса, Эдеса».
- Страница цифрового римского форума Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе для «Rostra Diocletiani», то есть «Rostra ad Divi Iuli». Археологическое обсуждение и 3D-реконструкция.
- Смерть и похороны Юлия Цезаря
- Стэнфордский университет Forma Urbis Romae: плиты площади Форума с храмом Божества Юлия (Храм Божества Юлия - недостающая часть, видимая только как простой план из плит)
- Топография и идеология: памятник Цезарю и Aedes Divi Iulii в Августовском Риме
- Храм Цезаря на digitales Forum Romanum, Берлинский университет имени Гумбольдта. Архивировано 17 ноября 2021 г. в Wayback Machine.
- Расположенный симулятор Храма Цезаря для мобильных телефонов и планшетов