Jump to content

Пляж

Литуус патерой (реверс справа, над ) как культовый инструмент, на этой монете прославляет pietas римского императора Геренния Этруска .

Слово «литуус» первоначально означало изогнутый авгуральный посох или изогнутую боевую трубу на древнем латинском языке. Это латинское слово продолжало использоваться в XVIII веке как альтернатива народным названиям различных музыкальных инструментов.

Римская ритуальная палочка

[ редактировать ]

Литуус изогнутый жезл (по форме похожий на верхнюю часть некоторых западноевропейских посохов ), использовавшийся в качестве культового инструмента в древнеримской религии авгурами . [1] обозначить ритуальное пространство на небе ( темплум ). Прохождение птиц через этот храм указывало на божественную благосклонность или неблагосклонность к данному начинанию.

Литуус . также использовался как символ должности коллегии авгуров, чтобы обозначить их как группу жрецов

Музыкальный инструмент

[ редактировать ]
Этрусско-римский литуус (инструмент)

Античность

[ редактировать ]

Древний литуус представлял собой этрусский высокий медный инструмент , который был прямым, но изогнутым на конце, в форме буквы J, похожим на галльский карникс . Позже он использовался римлянами, особенно для музыки процессий и в качестве сигнального рожка в армии. Для римской армии это, возможно, было характерно для кавалерии, и как этрусская, так и римская версии всегда использовались парами, как доисторический приманщик . В отличие от римского литуя , этрусские инструменты имели съемные мундштуки и, как правило, были длиннее. [2] Название «литуус» латинское, предположительно произошло от этрусского культового слова, описывающего жезл прорицателя, сделанный по образцу пастушьего посоха и связанный с жертвоприношением и благоприятными предзнаменованиями. На более ранних римских и этрусских изображениях изображен инструмент, используемый в процессиях, особенно в похоронных процессиях. Исполнителей литууса называли литицинами , хотя название инструмента, по-видимому, широко использовалось (поэтами, а не солдатами) для описания других военных духовых инструментов, таких как туба или буцина . [3] В Германии 17-го века вариант изогнутого древнего литууса все еще использовался в качестве сигнального рога ночными сторожами . [ нужна ссылка ]

Средневековый период

[ редактировать ]

С конца X по XIII века летописцы крестовых походов неопределенно использовали слово «lituus» — наряду с классическими латинскими названиями других римских военных труб и рожков, таких как туба , корню и букчина , а также более совершенных Современный французский термин trompe — для описания различных инструментов, используемых в христианских армиях. Однако невозможно определить, какой именно инструмент имелся в виду, и маловероятно, что их литуи были такими же, как этрусско-римский инструмент. [4]

В начале 15 века Жан де Жерсон отнес литуус к числу струнных инструментов , звучание которых издавалось путем ударов ногтями, медиатором или палкой. Другими инструментами, названными Герсоном в этой категории, являются цитара , гитерна , псалтерий , тимпанум и колокольчик . [5]

современная эпоха

[ редактировать ]

На протяжении всей постклассической эпохи название «литуус» продолжало использоваться при обсуждении древних и библейских инструментов, но в отношении современной музыкальной практики эпохи Возрождения оно обычно относилось к «изогнутым рогам», сделанным из дерева, особенно крамгорну и корнетту . [6] Крамхорн особенно ассоциировался с литуусом из-за сходства его формы. Отождествление крамхорна с литуусом было особенно сильным среди немецких писателей. [7] В английском переводе Адриана Юниуса 1585 «Номенклатора» определяется года «литуус» как «кричащая или кривая труба, вьющаяся и выходящая; шаульме» (т. е. шаум ), но полиглотное издание той же книги, опубликованное в 1606 году, показывает, насколько по-разному может выглядеть этот термин. были поняты в то время на разных языках: немецкий Шальмей , Крумме Тромметен , Крумхорн ; голландский Шалмей ; Французский Claron, ou cleron ; Итальянская тромбетта-бастарда ; Испанский Trompeta curua, ò ублюдок . [8] Композитор и писатель раннего барокко Михаэль Преториус использовал это слово как латинский эквивалент немецкого «Schallmeye» (shawm) или «Krumbhoerner» ( crumhorns ) — в последнем случае также предлагал итальянские переводы storti и cornamuti torti . [9]

Более конкретный термин, «lituus alpinus », был использован в 1555 году швейцарским натуралистом Конрадом Гесснером, когда он опубликовал самое раннее подробное описание альфорна : «длиной почти одиннадцать футов, сделанный из двух кусков дерева, слегка изогнутых и выдолбленных, соединенных вместе и искусно переплетенный ивняком ». [10]

Исследование шведских словарей показало, что в семнадцатом веке слово «lituus» переводилось по-разному: «синка» (= немецкий «цинк» , «корнетт»), крумхорн , крум тромета (изогнутая труба), бордовый или рожок . [11]

В восемнадцатом веке это слово снова стало обозначать современные духовые инструменты, например, в инвентаре 1706 года из монастыря Оссегг в Богемии, где оно приравнивается к охотничьему рожку: «litui vulgo Waldhörner duo ex tono G». [12] Тем не менее, в 1732 году Иоганн Готфрид Вальтер вернулся к определениям эпохи Возрождения и Средневековья, определив литуус как «корнетт, раньше он также обозначал шаум или, по-итальянски тубам курвам , HeerHorn». [13] ( Heerhorn или Herhorn — средневерхненемецкое название металлического, слегка изогнутого военного сигнального рожка, длиной примерно пять футов, на котором играли с колоколом, повернутым вверх.) [14] В 1738 году известный валторнист Антон Йозеф Хампель выступил крестным отцом при крещении дочери известного дрезденского лютниста Сильвиуса Леопольда Вейсса . В книге крещений он был описан как «Lituista Regius» — «королевский литуусист». [15] Во второй половине 18 века литуус был описан в одном источнике как латинское название трубы или рожка . [16]

В ряде музыкальных композиций эпохи барокко указан инструмент с латинским названием «lituus» , в том числе Баха мотет «O Jesu Christ, meins Lebens Licht» (BWV 118) , партита, приписываемая Яну Йозефу Игнаку Брентнеру , а также несколько месс и концертов Иоганн Валентин Ратгебер . Ученые из Эдинбургского университета попытались воссоздать литуус, использованный Бахом в мае 2009 года, в форме длинной деревянной трубы, предполагая, что это слово относится не к современному валторне, а к инструменту, который не использовался в течение 300 лет. [17] [18]

  1. ^ «литуус» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Сибил Маркузе, «Литуус», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1975): 312 ISBN   0-393-00758-8 ; Энтони Бейнс, Духовые инструменты: их история и развитие (Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1976): 58, 60, 65. ISBN   0-684-15229-0 .
  3. ^ Джеймс В. Маккиннон, «Lituus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Энтони Бейнс, Духовые инструменты: их история и развитие (Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1976): 65–66. ISBN   0-684-15229-0 .
  4. ^ Джон Уоллес и Александр МакГрэттан, Труба (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2012): 73.
  5. ^ Кристофер Пейдж, «Инструменты начала XV века в «Tractatus de Canticis» Жана де Жерсона», Early Music 6, вып. 3 (июль 1978 г.): 339–49. Цитата по 344.
  6. ^ Дон Майкл Рэндел, «Lituus», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание (Кембридж: Harvard University Press, 2003). ISBN   978-0674011632
  7. ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 10, 20.
  8. ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 21–22.
  9. ^ Майкл Преториус, Syntagmatis Musici, Tomus Secundus: De Organographia (Wolffenbüttel: Elias Holwein, 1619): 3, 40.
  10. ^ довел его до одиннадцати футов в длину, он был спрессован двумя кусками дерева, слегка согнутыми и выдолбленными, и был привязан к лозам « Я » . А также вещи, которые светятся в темноте: инферунтер и изображения некоторых трав в роман: то же описание горы Фракти, или горы Пилати, близ Люцерна в Гелевции: к ним Ио, самая высокая на поле гелевтов Бернская, описана в героических стихах .
  11. ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 20–21, со ссылкой на Стига Уолина, «Термины музыкальных инструментов в старом шведском лексиконе», Шведский журнал музыкальных исследований 30 (1948) : 5–40; 31 (1949), 5–82.
  12. ^ Джеймс В. Маккиннон, «Lituus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Сибил Маркузе, «Литуус», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, The Norton Library N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN   0-393-00758-8 .
  13. ^ Иоганн Готфрид Вальтер, Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec: В списке перечислена не только музыка, которая отличилась как в древние, так и в новейшие времена ... благодаря теории и практике, но также и музыка на греческом, латинском, музыкальном языках. искусство или другие родственные слова, обычно используемые в итальянском и французском языках, ... представлены и объяснены (Лейпциг: Вольфганг Дир, 1732): 367.
  14. ^ Сибил Маркузе, «Хирхорн», «Херхорн», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN   0-393-00758-8 .
  15. ^ Ханс-Иоахим Шульце , « О Иисус Христос, meins Lebens Licht : О передаче источника Баха и загадке его происхождения», в «Дань Баху: Очерки в честь Уильяма Х. Шейде » под редакцией Пола Брэйнарда и Рэя Робинсон, 209–20 (Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter; Chapel Hill: Hinshaw Music, 1993): 214. ISBN   978-0-937276-12-9 .
  16. ^ Игнац Франц Ксавер Кюрцингер, Верные уроки манерного пения и игры на скрипке (Аугсбург: Иоганн Якоб Лоттер, 1763): 84.
  17. ^ Паллаб Гош, « Восстановлен «потерянный» музыкальный инструмент », BBC News (30 мая 2009 г.; по состоянию на 30 мая 2009 г.).
  18. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Совет по исследованиям инженерных и физических наук (EPSRC) (1 июня 2009 г.). «Ученые воссоздали забытый рог Баха» . EPSRCвидео . Ютуб . Проверено 1 июня 2009 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3e743336a8c9742a2ab602f9e6c3b38__1716295200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/38/f3e743336a8c9742a2ab602f9e6c3b38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lituus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)