Пляж


Слово «литуус» первоначально означало изогнутый авгуральный посох или изогнутую боевую трубу на древнем латинском языке. Это латинское слово продолжало использоваться в XVIII веке как альтернатива народным названиям различных музыкальных инструментов.
Римская ритуальная палочка
[ редактировать ]Литуус — изогнутый жезл (по форме похожий на верхнюю часть некоторых западноевропейских посохов ), использовавшийся в качестве культового инструмента в древнеримской религии авгурами . [1] обозначить ритуальное пространство на небе ( темплум ). Прохождение птиц через этот храм указывало на божественную благосклонность или неблагосклонность к данному начинанию.
Литуус . также использовался как символ должности коллегии авгуров, чтобы обозначить их как группу жрецов
Музыкальный инструмент
[ редактировать ]
Античность
[ редактировать ]Древний литуус представлял собой этрусский высокий медный инструмент , который был прямым, но изогнутым на конце, в форме буквы J, похожим на галльский карникс . Позже он использовался римлянами, особенно для музыки процессий и в качестве сигнального рожка в армии. Для римской армии это, возможно, было характерно для кавалерии, и как этрусская, так и римская версии всегда использовались парами, как доисторический приманщик . В отличие от римского литуя , этрусские инструменты имели съемные мундштуки и, как правило, были длиннее. [2] Название «литуус» латинское, предположительно произошло от этрусского культового слова, описывающего жезл прорицателя, сделанный по образцу пастушьего посоха и связанный с жертвоприношением и благоприятными предзнаменованиями. На более ранних римских и этрусских изображениях изображен инструмент, используемый в процессиях, особенно в похоронных процессиях. Исполнителей литууса называли литицинами , хотя название инструмента, по-видимому, широко использовалось (поэтами, а не солдатами) для описания других военных духовых инструментов, таких как туба или буцина . [3] В Германии 17-го века вариант изогнутого древнего литууса все еще использовался в качестве сигнального рога ночными сторожами . [ нужна ссылка ]
Средневековый период
[ редактировать ]С конца X по XIII века летописцы крестовых походов неопределенно использовали слово «lituus» — наряду с классическими латинскими названиями других римских военных труб и рожков, таких как туба , корню и букчина , а также более совершенных Современный французский термин trompe — для описания различных инструментов, используемых в христианских армиях. Однако невозможно определить, какой именно инструмент имелся в виду, и маловероятно, что их литуи были такими же, как этрусско-римский инструмент. [4]
В начале 15 века Жан де Жерсон отнес литуус к числу струнных инструментов , звучание которых издавалось путем ударов ногтями, медиатором или палкой. Другими инструментами, названными Герсоном в этой категории, являются цитара , гитерна , псалтерий , тимпанум и колокольчик . [5]
современная эпоха
[ редактировать ]На протяжении всей постклассической эпохи название «литуус» продолжало использоваться при обсуждении древних и библейских инструментов, но в отношении современной музыкальной практики эпохи Возрождения оно обычно относилось к «изогнутым рогам», сделанным из дерева, особенно крамгорну и корнетту . [6] Крамхорн особенно ассоциировался с литуусом из-за сходства его формы. Отождествление крамхорна с литуусом было особенно сильным среди немецких писателей. [7] В английском переводе Адриана Юниуса 1585 «Номенклатора» определяется года «литуус» как «кричащая или кривая труба, вьющаяся и выходящая; шаульме» (т. е. шаум ), но полиглотное издание той же книги, опубликованное в 1606 году, показывает, насколько по-разному может выглядеть этот термин. были поняты в то время на разных языках: немецкий Шальмей , Крумме Тромметен , Крумхорн ; голландский Шалмей ; Французский Claron, ou cleron ; Итальянская тромбетта-бастарда ; Испанский Trompeta curua, ò ублюдок . [8] Композитор и писатель раннего барокко Михаэль Преториус использовал это слово как латинский эквивалент немецкого «Schallmeye» (shawm) или «Krumbhoerner» ( crumhorns ) — в последнем случае также предлагал итальянские переводы storti и cornamuti torti . [9]
Более конкретный термин, «lituus alpinus », был использован в 1555 году швейцарским натуралистом Конрадом Гесснером, когда он опубликовал самое раннее подробное описание альфорна : «длиной почти одиннадцать футов, сделанный из двух кусков дерева, слегка изогнутых и выдолбленных, соединенных вместе и искусно переплетенный ивняком ». [10]
Исследование шведских словарей показало, что в семнадцатом веке слово «lituus» переводилось по-разному: «синка» (= немецкий «цинк» , «корнетт»), крумхорн , крум тромета (изогнутая труба), бордовый или рожок . [11]
В восемнадцатом веке это слово снова стало обозначать современные духовые инструменты, например, в инвентаре 1706 года из монастыря Оссегг в Богемии, где оно приравнивается к охотничьему рожку: «litui vulgo Waldhörner duo ex tono G». [12] Тем не менее, в 1732 году Иоганн Готфрид Вальтер вернулся к определениям эпохи Возрождения и Средневековья, определив литуус как «корнетт, раньше он также обозначал шаум или, по-итальянски тубам курвам , HeerHorn». [13] ( Heerhorn или Herhorn — средневерхненемецкое название металлического, слегка изогнутого военного сигнального рожка, длиной примерно пять футов, на котором играли с колоколом, повернутым вверх.) [14] В 1738 году известный валторнист Антон Йозеф Хампель выступил крестным отцом при крещении дочери известного дрезденского лютниста Сильвиуса Леопольда Вейсса . В книге крещений он был описан как «Lituista Regius» — «королевский литуусист». [15] Во второй половине 18 века литуус был описан в одном источнике как латинское название трубы или рожка . [16]
В ряде музыкальных композиций эпохи барокко указан инструмент с латинским названием «lituus» , в том числе Баха мотет «O Jesu Christ, meins Lebens Licht» (BWV 118) , партита, приписываемая Яну Йозефу Игнаку Брентнеру , а также несколько месс и концертов Иоганн Валентин Ратгебер . Ученые из Эдинбургского университета попытались воссоздать литуус, использованный Бахом в мае 2009 года, в форме длинной деревянной трубы, предполагая, что это слово относится не к современному валторне, а к инструменту, который не использовался в течение 300 лет. [17] [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «литуус» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Сибил Маркузе, «Литуус», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., 1975): 312 ISBN 0-393-00758-8 ; Энтони Бейнс, Духовые инструменты: их история и развитие (Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1976): 58, 60, 65. ISBN 0-684-15229-0 .
- ^ Джеймс В. Маккиннон, «Lituus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Энтони Бейнс, Духовые инструменты: их история и развитие (Лондон: Фабер и Фабер; Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1976): 65–66. ISBN 0-684-15229-0 .
- ^ Джон Уоллес и Александр МакГрэттан, Труба (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2012): 73.
- ^ Кристофер Пейдж, «Инструменты начала XV века в «Tractatus de Canticis» Жана де Жерсона», Early Music 6, вып. 3 (июль 1978 г.): 339–49. Цитата по 344.
- ^ Дон Майкл Рэндел, «Lituus», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание (Кембридж: Harvard University Press, 2003). ISBN 978-0674011632
- ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 10, 20.
- ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 21–22.
- ^ Майкл Преториус, Syntagmatis Musici, Tomus Secundus: De Organographia (Wolffenbüttel: Elias Holwein, 1619): 3, 40.
- ^ довел его до одиннадцати футов в длину, он был спрессован двумя кусками дерева, слегка согнутыми и выдолбленными, и был привязан к лозам « Я » . А также вещи, которые светятся в темноте: инферунтер и изображения некоторых трав в роман: то же описание горы Фракти, или горы Пилати, близ Люцерна в Гелевции: к ним Ио, самая высокая на поле гелевтов Бернская, описана в героических стихах .
- ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 20–21, со ссылкой на Стига Уолина, «Термины музыкальных инструментов в старом шведском лексиконе», Шведский журнал музыкальных исследований 30 (1948) : 5–40; 31 (1949), 5–82.
- ^ Джеймс В. Маккиннон, «Lituus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Сибил Маркузе, «Литуус», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, The Norton Library N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN 0-393-00758-8 .
- ^ Иоганн Готфрид Вальтер, Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec: В списке перечислена не только музыка, которая отличилась как в древние, так и в новейшие времена ... благодаря теории и практике, но также и музыка на греческом, латинском, музыкальном языках. искусство или другие родственные слова, обычно используемые в итальянском и французском языках, ... представлены и объяснены (Лейпциг: Вольфганг Дир, 1732): 367.
- ^ Сибил Маркузе, «Хирхорн», «Херхорн», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN 0-393-00758-8 .
- ^ Ханс-Иоахим Шульце , « О Иисус Христос, meins Lebens Licht : О передаче источника Баха и загадке его происхождения», в «Дань Баху: Очерки в честь Уильяма Х. Шейде » под редакцией Пола Брэйнарда и Рэя Робинсон, 209–20 (Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter; Chapel Hill: Hinshaw Music, 1993): 214. ISBN 978-0-937276-12-9 .
- ^ Игнац Франц Ксавер Кюрцингер, Верные уроки манерного пения и игры на скрипке (Аугсбург: Иоганн Якоб Лоттер, 1763): 84.
- ^ Паллаб Гош, « Восстановлен «потерянный» музыкальный инструмент », BBC News (30 мая 2009 г.; по состоянию на 30 мая 2009 г.).
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Совет по исследованиям инженерных и физических наук (EPSRC) (1 июня 2009 г.). «Ученые воссоздали забытый рог Баха» . EPSRCвидео . Ютуб . Проверено 1 июня 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- энциклопедия Британская Том. 16 (11-е изд.). 1911 год »
- Гесснер, Конрад . 1555. «Описание Сломанной горы близ Львцерны и первое Хорографическое, особенно то, что памятно в нем на болоте Пилата». В этих О редких и чудесных травах, светящихся ночью или по другим причинам называемых лунными, комментарий: и кстати о других вещах, светящихся в темноте: умозаключения и изображения некоторых трав в романе: то же описание горы Фракти, или горы Пилата рядом с Люцерной в Гелевции: к этим Ио. Дв Човл Г. Ф. Лионс, описание Пилати Монтиса в Галлии: Ио Релликани Стохорниас, где Стокхорн — самая высокая гора на Бернском Гелевтском поле, описано в героических стихах , 45–67. Тигври [Цюрих]: У Андреама Геснерума Ф. и Якоба Геснерума, братьев.
- Меуччи, Ренато. 1989. «Римские военные инструменты и литу». Журнал Общества Галпина 42 (август): 85–97.
- Шадровский, Х. 1867–68. « Музыка и звуковые инструменты жителей Альп: Культурно-исторический очерк ». Ежегодник Швейцарского альпийского клуба 4: 275–352.