Средневековый пляж
Средневековый литуус был музыкальным инструментом неопределенной природы, известным только по записям, приписывающим ему различные свойства. Иоганна Себастьяна Баха « О Иисус Христос, Meins Lebens Licht» содержит единственное известное музыкальное произведение, написанное для инструмента под этим названием.
Средневековое использование
[ редактировать ]Летописцы крестовых походов XI-XIII веков часто использовали различные классические латинские термины для труб и валторн, в том числе туба , cornu , buccina и литуус , наряду с более современным французским термином trompe по отношению к инструментам, использовавшимся в христианские армии. Однако трудно или невозможно определить, какие именно инструменты имелись в виду, и маловероятно, что они были такими же, как римские инструменты, названные этими именами. [ 1 ]
В начале 15 века Жан де Жерсон отнес литуус к числу струнных инструментов , звучание которых издавалось путем ударов ногтями, медиатором или палкой. Другими инструментами, названными Герсоном в этой категории, являются цитара , гитерна , псалтерий , тимпанум и колокольчик . [ 2 ]
Позднее использование
[ редактировать ]К концу 16 века это слово применялось к множеству различных инструментов. В английском переводе Адриана Юниуса 1585 «Номенклатора» определяется года литуус как «извилистая или кривая труба, вьющаяся и выходящая; шаульме» (т. е. шаум ). [ 3 ] Композитор и писатель раннего барокко Михаэль Преториус использовал это слово как латинский эквивалент немецкого «Schallmeye» (shawm) или «Krumbhoerner» ( crumhorns ) — в последнем случае также предлагал итальянские переводы storti и cornamuti torti . [ 4 ]
С добавленным прилагательным термин « lituus alpinus » был использован в 1555 году швейцарским натуралистом Конрадом Гесснером в самом раннем опубликованном описании Альфорна : «длиной почти одиннадцать футов, сделанный из двух слегка изогнутых и выдолбленных кусков дерева, соединенных вместе и искусно переплетенный ивняком ». [ 5 ]
В восемнадцатом веке это слово снова стало обозначать современные духовые инструменты, например, в инвентаре 1706 года из монастыря Оссегг в Богемии, где оно приравнивается к охотничьему рожку: «litui vulgo Waldhörner duo ex tono G». [ 6 ] Тем не менее, в 1732 году Иоганн Готфрид Вальтер вернулся к определениям эпохи Возрождения и Средневековья, определив литуус как «корнетт, раньше он также обозначал шаум или, по-итальянски тубам курвам , HeerHorn». [ 7 ] ( Heerhorn или Herhorn — средневерхненемецкое название металлического, слегка изогнутого военного сигнального рожка, длиной примерно пять футов, на котором играли с колоколом, повернутым вверх.) [ 8 ] В 1738 году известный валторнист Антон Йозеф Хампель выступил крестным отцом при крещении дочери известного дрезденского лютниста Сильвиуса Леопольда Вейсса . В книге крещений он был описан как «Lituista Regius» — «королевский литуусист». [ 9 ] Во второй половине XVIII века «литуус» был описан в одном источнике как латинское название трубы или рожка . [ 10 ]
Иоганн Себастьян Бах указал на использование двух литуев в своей композиции «О Иисус Христос, Meins Lebens Licht» (BWV 118). Этот мотет или кантата , написанный в 1730-х годах, считается единственной сохранившейся партитурой, в которой указано использование литууса. [ 11 ] и единственное известное произведение, когда-либо написанное для этого инструмента. [ 12 ] в стиле барокко не существует Поскольку известных сохранившихся образцов литууса , точный внешний вид и звук неизвестны. Однако исследователи полагались на изображения инструментов, которые, по их мнению, были похожи на литуус, чтобы приблизить его характеристики. [ 13 ]
Реконструкция
[ редактировать ]Современный дизайн и строительство литууса Баха было начато, когда Schola Cantorum Basiliensis (SCB) в Швейцарии обратилась к аспиранту Эдинбургского университета с просьбой помочь с воссозданием. Студент и его исследовательская группа разработали программное приложение для работы с дизайном духовых инструментов . [ 14 ] SCB предоставил эдинбургской команде подробности и предположения относительно правильной конструкции литууса. Затем программное приложение должно было преобразовать эти рисунки в точное представление формы, высоты тона и тона средневекового инструмента. Команда из Эдинбурга изготовила два одинаковых прототипа длиной примерно 2,5 метра. Литуусы прямые и тонкие, с расширяющимся колоколом на конце. Рога изготовлены из сосны из коровьего рога и имеют мундштуки . Команда из Эдинбурга отметила, что реконструированный инструмент легко мог быть изготовлен во времена Баха с использованием современных технологий. [ 11 ]
Тон готовых инструментов описывается как «пронзительный», и они имеют ограниченный диапазон. [ 14 ] Один из членов команды разработчиков назвал этот тон «во многом похожим на трубу», но более «навязчивым». [ 11 ] На реконструированном литуусе также сложно играть. [ 15 ] [ 13 ]
Музыканты SCB использовали реконструированный литуус в исполнении O Jesu Christ, Meins Lebens Licht , полагая, что они сделали это первыми со времен Баха. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Уоллес и Александр МакГрэттан, Труба (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 2012): 73.
- ^ Кристофер Пейдж, «Инструменты начала 15 века в «Tractatus de Canticis» Жана де Жерсона», Early Music 6, вып. 3 (июль 1978 г.): 339–49. Цитата по 344.
- ^ Кентон Терри Мейер, «Крамхорн», докторская диссертация (Айова-Сити: Университет Айовы, 1981): 22.
- ^ Майкл Преториус, Syntagmatis Musici, Tomus Secundus: De Organographia (Wolffenbüttel: Elias Holwein, 1619): 3, 40.
- ^ «Я довел его до одиннадцати футов в длину, уплотнил двумя кусками дерева, которые были слегка согнуты и выдолблены, и сознательно привязан к лозам» ( Конрад Гесснер , «Редкие и замечательные травы, которые сияют ночью или по другим причинам», называются лунными, комментарий: и кстати о других тоже с вещами, светящимися в темноте: инферно и иконы некоторых трав в романе: то же описание Расколотой горы, или Гора Пилати, рядом с Люцерном в Гелуэтии: описание горы Пилати в Галлии Дв . и Якобвма Геснерума, братьев, 1555): 52.
- ^ Джеймс В. Маккиннон, «Lituus», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла (Лондон: Macmillan Publishers, 2001); Сибил Маркузе, «Литуус», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN 0-393-00758-8 .
- ^ Иоганн Готфрид Вальтер, Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec: В нем перечислены не только музыканты, отличившиеся в древние и новейшие времена... посредством теории и практики..., но также те, кто говорит на греческом, латыни, Музыкальное искусство или другие родственные слова, обычно используемые в итальянском и французском языках, ... представлены и объяснены (Лейпциг: Вольфганг Дир, 1732 г.): 367.
- ^ Сибил Маркузе, «Хирхорн», «Херхорн», Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание, Библиотека Нортона N758 (Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc., 1975. ISBN 0-393-00758-8 .
- ^ Ханс-Иоахим Шульце , « О Иисус Христос, meins Lebens Licht : О передаче источника Баха и загадке его происхождения», в «Дань Баху: Очерки в честь Уильяма Х. Шейде » под редакцией Пола Брэйнарда и Рэя Робинсон, 209–20 (Кассель и Нью-Йорк: Bärenreiter; Чапел-Хилл: Hinshaw Music, 1993): 214. ISBN 978-0-937276-12-9 .
- ^ Игнац Франц Ксавер Кюрцингер, Верные уроки манерного пения и игры на скрипке (Аугсбург: Иоганн Якоб Лоттер, 1763): 84.
- ^ Jump up to: а б с д Персонал (2 июня 2009 г.), Lituus Баха использован впервые за 300 лет , Telegraph Media Group Limited , получено 3 июня 2009 г.
- ^ Сотрудники (31 мая 2009 г.), Researchers Resurrect Extinct Musical Instrument , RedOrbit , получено 3 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Гош, Паллаб (30 мая 2009 г.), Воссоздан «потерянный» музыкальный инструмент , BBC News , получено 3 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Персонал (31 мая 2009 г.), Древний инструмент, воспроизведенный с помощью нового программного обеспечения , CBC News, заархивировано из оригинала 1 июня 2009 г. , получено 3 июня 2009 г.
- ^ Сандерсон, Кэтрин (1 июня 2009 г.), причудливый рог Баха родился заново , Nature.com , получено 3 июня 2009 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маккиннон, Джеймс В. 2001. «Литуус». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Маркузе, Сивилла. 1975. «Литуус». Музыкальные инструменты: Большой словарь , исправленное издание. Библиотека Нортона N758. Нью-Йорк: WW Norton & Company Inc. ISBN 0-393-00758-8 .