Храм Адриана
Координаты | 41 ° 53'59 "N 12 ° 28'46" E / 41,89972 ° N 12,47944 ° E |
---|
Храм Адриана ( Templum Divus Hadrianus , также Hadrianeum ) — древнеримское сооружение на Марсовом поле в Риме , Италия , посвященное обожествленному императору Адриану его приемным сыном и преемником Антонином Пием в 145 году нашей эры. [1] Этот храм ранее был известен как Базилика Нептуна, но с тех пор его правильно приписывают как Храм Адриана, построенный при Антонине Пии. [2] Остатки храма, сохранившие одну стену целлы и одиннадцать колонн внешней колоннады, были включены в более позднее здание на площади Пьетра (Каменная площадь - получено в результате использования храмовых камней для строительства площади), в результате чего его Фасад, наряду с архитравом, который был позже реконструирован, был включен Карло Фонтана в папский дворец 17-го века , ныне занимаемый Римской торговой палатой . Хотя от сооружения осталась только часть, раскопки и исследования предоставили нам информацию о методах его строительства и стилистических влияниях, помогая нам воссоздать динамику строительства и значение Храма Адриана в императорском Риме .
История
[ редактировать ]Император Адриан умер в 138 году нашей эры, и его преемник Антонин Пий посвятил этот храм в его имя почти десять лет спустя, в 145 году нашей эры. Хотя не сохранилось ни одной надписи, идентифицирующей его как храм Адриана, существовала надпись, посвященная ему его преемником. Антонина Пия, который был внесен в региональные каталоги среди других династических памятников Адриана между Пантеоном и Виа дель Корсо . [3]
Очевидно, к западу располагался еще один крупный храмовый комплекс, возможно, Матидии и Марцианы , свекрови Адриана и ее матери, Траяна , обе из которых также были обожествлены после их смерти. старшей сестры [3]
Во время правления Антонина Пия, возможно, не было серьезных стилистических новшеств в архитектурных программах Рима, но он позаботился о завершении строительства зданий, начатых или запланированных его покойным предшественником Адрианом. [4]
Расположение
[ редактировать ]Храм Обожествленного Адриана был расположен на Марсовом поле в непосредственной близости от более раннего Солярия Августа и позже построенной Колонны Марка Аврелия . В Notitia он также указан как расположенный в районе IX недалеко от терм Александра Севера и Агриппы. [2] Храм Матидии (тещи Адриана), вероятно, также стоял к западу от храма Адриана, поэтому в дальнейшем приводились доводы в пользу наличия монументальных входов в обоих концах храма, хотя руины не подтверждают это. [2] Сам храм также находился на просторной территории, окруженной колоннадой , части которой были обнаружены Родольфо Ланчиани во время его ранних раскопок окружающих пространств. [2]
Архитектура
[ редактировать ]Останки
[ редактировать ]Давным-давно исчезли оба конца храма, как и другая сторона; все, что осталось - это одиннадцать рифленых колонн с коринфскими базами и капителями , а также одна сторона стены целлы , которая была построена в палаццо девятнадцатого века , в котором до сих пор находится Римская Борса . [3] [2]
Хотя нижняя часть оригинального антаблемента с богатой резьбой сохранилась, остальная часть была записана на рисунках шестнадцатого века. В наше время антаблемент был в значительной степени отремонтирован с лепниной, а карниз настолько плохо восстановлен, что существуют три разные версии, из которых только центральная напоминает оригинал. [2]
Следы сводов под ступенями также показывают, что изначально храм был обращен на восток (в сторону Корсо) и, вероятно, имел восемь колонн поперек фасада и по тринадцать внизу с каждой стороны конструкции. [3] Эти следы также состоят из сохранившихся остатков зажимов, которые позволяют предположить, что пилястры были соединены с колоннадой. [2]
Раскопки
[ редактировать ]Раскопки начались в 1878 году, и недавние исследования в подвалах зданий на других сторонах площади Пьяцца ди Пьетра выявили линию монументальной огороженной стены с большой изогнутой экседрой сзади. [3] Передняя часть колоннады за перилами также была тщательно раскопана, что обнажило первоначальный уровень земли храмовой территории, находящейся на 5 м ниже нынешней площади, и фланг высокого подиума, облицованный белым мрамором, чтобы соответствовать колоннам наверху. [3]
Строительные материалы
[ редактировать ]- Проконнесский мрамор используется с серыми и белыми горизонтальными полосами для колонн коринфского ордера диаметром 1,44 м и высотой 14,8 м. [3] [2] Этот тип мрамора пришел из северо-западной Турции и на самом деле не появляется в Риме до конца правления Адриана и широко используется северянами . [3]
- пеперино Туф (подиум, облицованный соответствующим белым мрамором) был использован для стены целлы, расположенной за колоннадой. Блоки пеперино остались необработанными, предположительно для покрытия мраморной облицовкой. [2]
- Некоторые из рифленых колонн окружающей колоннады также были из giallo antico , цветного мрамора, также известного как нумидийский желтый из Туниса, который использовался для колонн, мощения и облицовки. [3]
Техника строительства
[ редактировать ]Внутренняя часть квадратной целлы была облицована строгим порядком и имела кессонный бетонный сводчатый потолок с четкими настройками для облицовки плитами мрамора, сохранившимися внутри здания Борса. [3] [2]
Дизайн
[ редактировать ]В целом предполагалось, что храм был восьмистильным , возведенным на типичный римский высокий подиум, периферийным по стилю и, вероятно, к нему шла лестница, покрывающая восточный конец глубоким пронаосом из трех пролетов . [2] Во время правления Адриана периптеральный стиль храма ненадолго вернулся в моду в Риме и также использовался в Храме Венеры и Рима . [4] Также как и Храм Венеры и Рима, Храм Адриана состоит из двухступенчатого архитрава и профиля карниза , который поддерживается простыми консолями вместо модильонов , сима с аналогичным расположением пальметт и львиных голов (утверждается Фрэнком Сиром). это была работа тех же архитекторов), но фриз, который измельчен в пыль , не совсем тот структурный дизайн, который мы видим в Храме Венеры и Ромы. [4] Анонимный рисунок рядом с некоторыми фрагментарными останками с этого места указывает на то, что архитрав был украшен гирляндами, подвешенными на гирляндах, а фриз состоял из змеевидного рисунка канделябров из аканта между перевернутыми S-образными спиралями. [2]
Внутри банка можно увидеть остатки неапсидального наоса , когда-то покрытого цилиндрическим сводом, поддерживаемым колоннами, между которыми находились боевые трофеи . [5] Основания колонн имели рельефы с олицетворениями провинций империи ( предшественник некоторые из которых сейчас находятся в Национальном римском музее и Капитолийских музеях ), демонстрируя менее воинственную политику Адриана, чем его Траян . [6] [7] [8] [9] [10] [ оригинальное исследование? ]
Являясь одним из более ранних строительных проектов Антонина Пия, Храм Адриана напоминает другие особенности дизайна, которые мы видим в архитектуре позднего Адриана, такие как отказ от ортодоксального коринфского ордера и заметные стилистические переходы, такие как азиатский, иллюстрирующий Пергама влияние с богатым орнаментом и другими более эклектичные черты. [4]
Более того, учитывая руины и более ранние версии храма, утверждалось, что почти каждая поверхность была украшена, будь то замысловатыми азиатскими узорами или затейливыми ордерами и пилястрами, окружающими внутреннюю часть целлы. [2]
Храм также имел большую квадратную аркаду, окруженную колоннами в стиле джалло антико и выходившую на Виа Лата (ныне Виа дель Корсо ) через триумфальную арку . Эта арка была идентифицирована как арка, названная «аркой Антонина» в более поздних источниках, но ее также называли «аркой Клавдия» и «аркой Тозетти » по имени семьи, населявшей площадь Пьяцца Шарра ( теперь исчезли из-за расширения дороги Виа дель Корсо). Несмотря на то, что арка пришла в упадок и была снесена, в 18 веке она все же дала свое название «Виа дель Арчетто».
Рельефы "Провинция"
[ редактировать ]Ряд мраморных пьедесталов и панелей (всего на данный момент 24) были найдены недалеко от храма Адриана и, таким образом, считались частью его декоративной программы. [3] По словам Ричардсона, лицевая сторона подиума храма была разбита на панели, при этом вертикальные постаменты под колоннами изображали горельефные аллегорические фигуры провинций империи, а панели под межколоннами в рамах несли простые трофеи доспехов и оружия, но в небольшом количестве. больший размер. [2] Шестнадцать фигур провинций хорошо сохранились и хранятся в пяти разных коллекциях в Риме и Неаполе. [2] На них были вырезаны рельефные изображения городов и народов Римской империи, чередующиеся с военными и морскими трофеями. [3] В качестве строительных материалов использовался проконнесский мрамор, соответствующий порядку храма. [3] Однако до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли эти останки непосредственно храму Адриана или другим крупным общественным зданиям, окружавшим его. [3] Более того, продолжаются споры относительно идентификации проиллюстрированных провинций, поскольку некоторые утверждают, что изначально их было 25, чтобы объяснить различные персонификации, появлявшиеся на монетах Антонина Пия, отличающиеся своим костюмом и оружием. [2]
- Ахея (?)
- Трофей
- Мавритания (?)
- Галлия или Германия
- Трофей
- Испания (?)
- Трофей
- Парфия или Армения
- Трофей
- Трофей
См. также
[ редактировать ]- Храм Геркулеса Виктора – древний религиозный памятник в Риме, Италия
- Список древнеримских храмов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ История Августа . 8.2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 237 . ISBN 9780801843006 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический путеводитель . Остин: Издательство Кембриджского университета. стр. 40 –1. ISBN 978-0-19-288003-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Сир, Фрэнк Б. (1982). Римская архитектура . Лондон: Бэтсфорд академический и образовательный. п. 255.
- ^ Работа: Рельеф на постаменте, римские военные трофеи, из храма Адриана.
- ^ Ахайя
- ^ http://www.vroma.org/images/rthompson_images/Mus_Cap.T.Hadr.03.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ http://www.vroma.org/images/rthompson_images/Mus_Cap.T.Hadr.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ «Работа: Рельефы на постаменте, Аллегории римских провинций, из храма Адриана» . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 г. Проверено 10 января 2007 г.
- ^ Изображение 12
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Платнер и Эшби
- Лучентини, М. (31 декабря 2012 г.). Путеводитель по Риму: Шаг за шагом по величайшему городу в истории . Интерлинк. ISBN 9781623710088 .
- Путеводитель по Храму Адриана от Wikivoyage
- СМИ, связанные с Храмом Адриана (Рим) на Викискладе?
Предшественник Храм Аполлона Сосиана | Достопримечательности Рима Храм Адриана | Преемник Храм Геркулеса Виктора |