Jump to content

Национальный римский музей Палаццо Массимо

Координаты : 41 ° 54'05" с.ш. 12 ° 29'54" в.д.  /  41,901311 ° с.ш. 12,498361 ° в.д.  / 41,901311; 12,498361
Национальный римский музей
Палаццо Массимо алле Терме
Вход в музей
Национальный римский музей Палаццо Массимо расположен в Риме.
Национальный римский музей Палаццо Массимо
Расположение в Риме
Учредил 1995
Расположение Рим , Италия
Координаты 41 ° 54'05" с.ш. 12 ° 29'54" в.д.  /  41,901311 ° с.ш. 12,498361 ° в.д.  / 41,901311; 12,498361
Тип Археологический музей
Директор Стефан Верже
Веб-сайт Официальный сайт

Палаццо Массимо алле Терме является главным из четырех объектов Римского национального музея , наряду с первоначальным местом Терм Диоклетиана , где в настоящее время находится эпиграфическая и протоисторическая секция, Палаццо Альтемпс , где хранятся эпохи Возрождения коллекции древней скульптуры . и Crypta Balbi , где хранится коллекция раннего средневековья. [ 1 ]

Он расположен в Эсквилино районе , недалеко от вокзала Термини .

Посетители

[ редактировать ]

В 2013 году музейный комплекс Римского национального музея стал 21-м по посещаемости итальянским государственным объектом с 247 795 посетителями и общим валовым доходом 909 016,50 евро. [ 2 ]

Палаццо Массимо был перестроен между 1883 и 1886 годами архитектором Камилло Пиструччи на вилле Монтальто-Перетти как место колледжа иезуитов , который оставался там до 1960 года. [ 3 ] [ 4 ]

После взлетов и падений он был куплен государством в 1981 году и отреставрирован. [ 5 ] по проекту архитектора Константино Дарди. Это стало возможным благодаря финансированию специального закона о защите римского археологического наследия. [ 4 ]

В здании четыре этажа и один подземный, большая часть которого отведена под экспозицию коллекций, а также ряд офисов, библиотеку и конференц-зал. [ 4 ]

Здание музея было открыто в 1995 году (тогда был открыт только первый этаж) и завершено в 1998 году с открытием, помимо подвала, первого и второго этажей. [ 4 ] [ 6 ]

Музей и представленные коллекции

[ редактировать ]
Колоссальная статуя Минервы , чье переделанное в гипсе лицо имеет подобие Афины Карпенья (вход в Палаццо Массимо, сразу за кассой). [ 4 ]

Выставочная площадь занимает четыре этажа, из которых состоит здание, остальные помещения отведены под офисы Soprintendenza Speciale Archeologia Belle Arti e Paesaggio di Roma . Планировка музея разделена на подразделы, иллюстрирующие важнейшие моменты художественного творчества Древнего Рима. В музее на первом, первом и втором этажах находится « искусства » с фигуративными произведениями позднереспубликанского секция , имперского античного и позднеантичного периодов (включая произведения искусства из великих резиденций сенаторского ордена , с греческими оригиналами , привезенными в Рим в древние времена), а также « секция нумизматики и ювелирного дела », посвященная аспектам римской экономики в подвале. [ 4 ] [ 5 ]

Первый этаж

[ редактировать ]

На первом этаже представлены шедевры римского искусства , начиная с позднереспубликанской эпохи (с произведениями, принадлежащими правящим классам II-I веков до нашей эры), до времен династии Юлиев-Клавдиев . Сразу за кассой встречаем колоссальную статую сидящего женского божества. Он происходит со склонов Авентина и состоит из многочисленных видов древнего цветного мрамора, созданного с использованием техники, высоко ценимой римскими скульпторами . [ 4 ] Эта статуя относится к эпохе Августа и была отреставрирована как Минерва , чье лицо было переделано из гипса по подобию Афины Карпенья. Однако, согласно недавним исследованиям, похоже, что статуя изображала Magna Mater -Кибелу , древнее анатолийское божество, главным центром поклонения которому был Пессин во Фригии и которое, начиная со Второй Пунической войны , начало защищать римлян. [ 4 ]

Согласно оракулам «Сивиллинских книг» , введение культа Magna Mater было предпосылкой окончательного достижения изгнания карфагенского врага из Италии. В апреле 204 года до нашей эры черный камень Пессина достиг Остии и был доставлен Публию Корнелию Сципиону Назике , двоюродному брату Публия Сципиона и сыну Гнея Сципиона . [ 7 ]

План первого этажа Римского национального музея в Палаццо Массимо.
[ редактировать ]

В «Галерее I» представлены многочисленные анонимные мужские и женские портреты. Композиция напоминает галерею предков, основанную на том, что на самом деле происходило в жилищах и погребальных памятниках Древнего Рима . Среди этих портретов есть портрет пожилой женщины (из Паломбары Сабины ). [ 8 ] середины I века до нашей эры и жреца Исиды (найденного в Тибре ), характеризующегося бритой головой и типичным вертикальным шрамом. [ 9 ] Суровый и волевой портрет доказывает распространение египетского культа в Риме, которому часто противостояла нобилитас , в конечном итоге навязанного в столице ассоциацией Исиды с богиней Фортуной . [ 10 ]

Также в «Галерее I» находится центр мозаичного пола римской виллы (Tor Bella Monaca, Рим), на котором изображен эпизод из мифа об аргонавтах , в котором Гилас , юный спутник Геракла, черпает воду и Нимфа собирается утащить его в родник. [ 10 ]

Комната I (первый этаж)

[ редактировать ]
Статуя так называемого генерала Тиволи [ 10 ]

«Комната I» содержит серию портретов правящего класса ( nobilitas ) республиканского периода (до эпохи кесарева сечения ). Они следуют двум основным направлениям: с одной стороны, верным реализму италийской традиции, а с другой — находившимся под влиянием эллинизма. Среди последних - мужественный портрет с Виа Барберини в Риме, на котором изображен генерал первой половины/конца второго века до н.э., которого некоторые ученые идентифицируют как Луция Эмилия Павла , победителя при Пидне (168 г. до н.э.). [ 10 ] другими, как Тит Квинкций Фламинин , победитель Киноскефал . [ 11 ] Шедевром позднереспубликанской портретной живописи является статуя так называемого «генерала Тиволи» (из святилища Геркулеса Победителя, начало I в. до н.э.). Портрет принадлежит к числу верных реализму италийских традиций. [ 10 ] [ 12 ]

В этой комнате также находятся Фасти Антиаты , то есть две панели с фресками, найденные возле виллы Нерона в Анцио , датируемые периодом с 88 по 55 год до нашей эры и содержащие римский календарь Нумы Помпилиуса , который предшествовал реформе Гая Юлия Цезаря , включая римские фестивали и список основных магистратур, таких как консулы и цензоры периода 173–67 гг. До н.э. [ 10 ]

Зал II (первый этаж)

[ редактировать ]
Fasti Prenestini (обнаружен в 1907 году в Палестрине ), календарь Верриуса Флакка на 6-9 годы нашей эры.

В «Комнате II» выставка продолжается в хронологическом порядке и показывает изображения между эпохами Цезаря и Августа , когда наряду с реалистическими тенденциями встречаются новые классицистические тенденции, особенно искавшиеся Октавианом Августом. [ 13 ]

В «комнату» также включена погребальная стела с тогами , на которой изображение кольца в левой руке, вероятно, указывает на принадлежность к конному ордену . Этот вид погребального рельефа также использовался вольноотпущенниками, ныне формирующимся классом. На погребальном рельефе Рабириев, пришедшем с Аппиевой дороги , изображены три фигуры, в том числе пара вольноотпущенников ( Гай Рабирий Гермодор и Рабирий Демарис ), родственных своему покровителю, некоему Гаю Рабирию Постуму , рыцарю кесарева века, защищал Цицерон в своем труде «Про Рабирия Постума» . Третья фигура изображает некую Усию Приму (которая может представлять собой потомка пары и была добавлена ​​в первом веке нашей эры) и изображает ее как жрицу Исиды. [ 13 ]

Также в этой комнате можно найти эпиграфические фрагменты календаря Fasti Praenestini , прикрепленного к Praeneste и иллюстрирующего календарь эпохи Августа, в котором к тому времени вступила в силу реформа Цезаря о 365-дневном году. [ 13 ] [ 14 ]

[ редактировать ]

В «Галерее II» выставлена ​​лорчатая ацефальная статуя (в военной одежде) эпохи Антонинов и два алтаря, посвященные императорскому поклонению. [ 13 ]

Зал III (первый этаж)

[ редактировать ]

В номере временно проводится ремонт. [ 15 ]

Зал IV (первый этаж)

[ редактировать ]

В «Комнате IV» собрана серия мраморных и бронзовых портретов периода правления династии Юлиев-Клавдиев , начиная с реалистического портрета Гая Октавия, отца Октавиана Августа , а также юношеского портрета последнего, находящегося под влиянием эллинистической скульптуры. . Имеется также серия классицистических портретов его возможных наследников (от Друза Старшего до Германика Юлия Цезаря ), его царских преемников ( Тиберия и Калигулы ). [ 13 ]

Образ императорской семьи также глубоко повлиял на образ частных лиц, статуи которых имели не только те же прически, что и различные принцепы , но и те же физиономии. [ 13 ] Женскую моду того периода диктовали и принцессы династии, такие как Октавия (сестра Октавиана), Ливия, Антония и две Агриппины. [ 16 ]

Также в комнате находится статуя молодой девушки из Остии , изображенная в виде богини Артемиды , символа охоты, животных и стрельбы из лука, а также являющейся богиней женских посвящений. [ 16 ]

Зал V (первый этаж)

[ редактировать ]
«Комната V» с портретами династии Юлиев-Клавдиев на заднем плане и алтарем Марсу и Венере на переднем плане.

Портреты династии Юлиев-Клавдиев в «зале IV» дополняются другими в «зале V», а также статуей, известной как Август с Виа Лабикана , портретом императора Августа как великого понтифика , найденным на вилле Ливии. недалеко от Виа Лабикана . [ 16 ]

Есть также мраморный алтарь, посвященный Марсу и Венере из древней Остии . Этот алтарь датирован первой половиной второго века нашей эры и посвящен богам-предкам римского народа: первому как отцу Ромула , второму как матери Энея , что отражено в образе Ромула и Рема, вскормленных волчица, вырезанная на одном из фасадов алтаря. [ 16 ]

Также в «зале V» находится часть исторического фриза базилики Эмилия на Римском форуме . Он был найден в многочисленных фрагментах во время различных раскопок. Высота 0,76 метра. Фриз является ранним примером восприятия эллинистических моделей в римской сфере, предшествовавшим распространению неоаттизма , который сгладил римское искусство в сторону более холодного и академического воспроизведения моделей классического греческого искусства . Датировка работы весьма спорна: она колеблется между эпохой Суллан -Цезарь и Августом. Однако мнения относительно более поздних периодов отвергаются на основании стилистических элементов, что делает вероятным временной промежуток между началом и концом первого века до нашей эры. [ 16 ]

Первоначально размер фриза составлял более ста метров, и на нем был изображен отчет всей римской истории, начиная с зачатков . [ 16 ]

Наконец, имеется расписной фриз, происходящий из Эсквилины и найденный в 1875 году в районе площади Порта-Маджоре , на котором был изображен небольшой колумбарий могущественного рода Тита Статилия Таврского . Изображенные сцены имеют высоту 38 см, окаймлены темно-красной полосой и разделены на несколько эпизодов, начиная с Энея , встречи Марса и Реи Сильвии и рождения близнецов Ромула и Рема . [ 18 ]

[ редактировать ]
Бюст боксера (греческий мрамор, римская копия II века н. э. с бронзового оригинала IV века до нашей эры), из руин римской виллы возле монастыря Святого Пия на Виа Эмполитана в Дженаццано . [ 17 ]

Отсюда «Галерея III» начинает серию копий греческих портретов. На вилле в Дженаццано можно найти бюсты философов, таких как Сократ , поэтов, таких как Гесиод , правителей, таких как Филипп V Македонский , а также спортсменов, таких как Боксер. [ 17 ] Существует также прекрасный позолоченный бронзовый портрет Александра Македонского, узнаваемый по характерному расположению волос на лбу. Работа принадлежит имперской эпохе, которая также была чрезвычайно популярна в римском мире. [ 17 ]

Расположение портретов один за другим напоминает галереи прославленных греков, часто украшавшие римские domus , используемые в качестве exemla (примеры поведения). [ 17 ]

Вдоль галереи также находится изображение кошки, ловящей птицу (верхняя часть) и двух уток в нижней части, с виллы по Виа Ардеатина (первый век до н.э.) с очень мелкими изразцами ( opus vermiculatum ). Сюжет и техника выполнены в эллинистической традиции. [ 17 ]

Зал VI (первый этаж)

[ редактировать ]

В «Зале VI» выставлены два произведения греческого искусства, которые украшали Хорти Саллюстиани , собственность, которая сначала принадлежала Гаю Юлию Цезарю , затем Гаю Саллюстию Криспу и, наконец, императорской семье, как свидетельство любви римской цивилизации. для эллинского искусства. Многие из шедевров, найденных в этом районе и поступивших из коллекции Людовизи , сейчас выставлены в Римском национальном музее в Палаццо Альтемпс . Однако пара выставлена ​​в этой комнате Палаццо Массимо. [ 17 ] Они есть:

  • Ниобид из Хорти Саллустиани , найденный во время раскопок в 1906 году в помещении на глубине 11 метров ниже уровня земли, возможно, спрятанном, чтобы защитить его от разрушительной ярости варваров во время вторжений пятого века нашей эры. На нем изображена одна из дочерей Ниобы , падающая на землю, раненая стрелой, застрявшей у нее между лопатками, которую она тщетно пытается вытащить. Работа оригинальна и, как полагают, может быть отнесена к пятому веку до нашей эры. [ 21 ] принадлежать или иным образом быть аналогичны фигурам на фронтоне храма Аполлона в Эретрии , которые были перенесены в Рим по повелению Августа . [ 22 ] Таким образом, «Ниобида » из «Горти Саллустиани» станет одним из очень многих произведений, привезенных в Рим из Греции в качестве военных трофеев , сыгравших столь большую роль в эволюции вкуса и стиля римского художественного творчества. [ 17 ]
  • Часть оригинальной статуи Пеплофора , изображающая девушку в пеплосе (тяжелый дорический женский костюм, разработанный в Греции с 480 г. до н.э.). Он был обнаружен на площади Барберини . Этот жанр сюжета также высоко ценился римской скульптурой. [ 17 ] Считается, что Пеплофор имеет магно-греческое или сицелиотское происхождение (датируется примерно 470-460 гг. до н.э.), хотя априори нельзя исключать, что это может быть классицистическая переработка. [ 23 ]

Зал VII (первый этаж)

[ редактировать ]
Деталь лица « Боксера на отдыхе ».

бронзовые статуи, ранее размещавшиеся в восьмиугольном зале Терм Диоклетиана ( Боксер на отдыхе и Эллинистический принц ). Там выставлены [ 23 ]

Бронзовая статуя «Отдыхающего боксера» — греческая скульптура, датированная второй половиной IV в. до н. э. и приписываемая Лисиппу или его ближайшему окружению; найдена в Риме на склонах Квиринала в 1885 г., хранится в Национальном музее Рима (инв. 1055). [ 24 ]

Статуя эллинистического князя изображает юношу, совершенно обнаженного, опирающегося на копье, зажатое в левой руке. Его правая рука лежит на правой ягодице. Статуя была обнаружена на Квиринале и, возможно, происходила из частной резиденции, а не из терм Константина . Реалистичные черты лица вызвали много дискуссий среди ученых, но не пришли к окончательному решению, однако они колебались между пергамским принцем, членом римской знати и победоносным полководцем (возможно, римлянином), сражавшимся под защитой Геркулеса ( на что указывает поза самой скульптуры). [ 25 ]

Зал VIII (первый этаж)

[ редактировать ]
Неоаттическая ваза, принадлежащая фонтану, возможно, из Хорти Агриппина . [ 23 ]

В «Комнате VIII» выставлен ряд шедевров из мастерских скульпторов неоаттического периода (II в. до н. э.), готовых выставить их на продажу изысканным римским коллекционерам из знати . Они представляют собой копии или переработку классических моделей. Их использовали для украшения городских резиденций или вилл важнейших семей сенаторского или конного сословия , чтобы подчеркнуть свою собственную культуру в эллинистическом стиле. [ 23 ] Это явление ассимиляции эллинистической культуры проявилось в разработке новых архитектурных перспектив и нового вкуса к украшению жилищ частных лиц наиболее видных родов Древнего Рима. Это явление началось с захвата важных эллинизированных городов, таких как Тарас (272 г. до н.э.) и Сиракузы (212 г. до н.э.), и становилось все более решающим, когда римские армии оккупировали Королевство Македонии и Древнюю Грецию (2 век до н.э.). [ 26 ] Неудивительно, что греческий историк Плутарх пишет в жизнеописании Марка Клавдия Марцелла :

Марцелл, вызванный согражданами для вмешательства в войну, происходившую почти у ворот Рима, взял с собой, когда оставил большую часть предметов, найденных в качестве подношений в храмах Сиракуз. Он намеревался показать их во время своего триумфа и украсить Рим. Город до того времени не знал и не знал ничего более нарядного, приятного и изысканного, не оценив еще такого изящества.

статуи таких божеств, как Афина скульптора Менофанта , Афродита Муза (?) , , неоаттический постамент с Менадами (I век до н.э.), а также Мельпомена- которые обычно размещались в садах ( хорти ). Собраны [ 23 ] [ 27 ]

Еще одна интересная скульптура — величественная чаша из пентелийского мрамора, поддерживаемая дикими лапами. Он был найден на Лунготевере в Сассии возле больницы Святого Духа (в районе Хорти Агриппина ). Должно быть, это была часть грандиозного фонтана. Надводная внешняя часть бассейна украшена изображением Эроса на крылатом лебеде, групп нереид и морских кентавров, несущих Ахилла оружие . Фигуры выполнены в позднеэллинистическом стиле и, таким образом, датируются первыми десятилетиями первого века до нашей эры. [ 23 ]

Первый этаж

[ редактировать ]

На второй этаж ведет широкая лестница, где в некоторых нишах выставлены статуи (копии или переделки греческих оригиналов) важнейших божеств римско - греческой религии с вилл Лациума: Юпитера , Аполлона , Диониса и Афины . [ 29 ]

На выставке представлены шедевры римской скульптуры , от эпохи Флавиев до поздней античности , а также многочисленные саркофаги , как языческие, так и христианские, в том числе саркофаг Портоначчо . В большом зале перепрофилирован древний «зал шедевров» «Музея бань», в котором выставлены некоторые важные произведения «идеальной» скульптуры, использовавшейся в качестве ценной обстановки вилл римской аристократии, таких как « Крадущаяся Венера» , две копии « Дискобола» и некоторые греческие оригиналы (в том числе « Дева из Анцио »). [ 29 ]

План первого этажа Римского национального музея в Палаццо Массимо.
[ редактировать ]

В «Галерее I» находятся многочисленные портреты с виллы Адриана , императорской резиденции, построенной по заказу Адриана в Тиволи . На выставке представлены некоторые портреты его преемников: от Марка Аврелия , найденного на Золотом квадрате, до Бруттии Криспины , жены Коммода , до Каракаллы в зрелые годы (212-217 гг. н.э.), чей образ отличается от образа Династия Антонинов , имевшая короткую бороду, угрюмое лицо и небольшой поворот лица влево, напоминала портрет Александра Македонского. [ 30 ]

Комната I (первый этаж)

[ редактировать ]

Согласно феномену, который уже можно было наблюдать на первом этаже, касающемуся династии Юлиев-Клавдиев , центральная власть все чаще использовала иконографию в пропагандистских и рекламных целях. [ 31 ]

«Зал I» содержит произведения, посвященные изображению императоров Флавиев (69–96 гг. н.э.), Веспасиана , Тита и Домициана , а также Нервы (96–98 гг.), положившего начало приемным императорам (96–192 гг.). Среди этих портретов одним из важнейших является портрет Веспасиана, найденный в Тибре (инв. 53), [ 32 ] принадлежащее реалистическому течению, столь лелеемому в поздний республиканский период, в котором император изображен старым и морщинистым, в отличие от того, что произошло после классицизма эпохи Юлиев-Клавдиев. Значение этого изменения стиля этого правителя объясняется как возврат к древним ценностям mos maiorum республиканского периода. [ 29 ] Напротив, с его сыном Домицианом наблюдается возврат к проэллинизму. [ 31 ]

Одна из самых ценных скульптур в этой комнате — скульптура Юлии , дочери Тита. [ 29 ] [ 33 ]

Зал II (первый этаж)

[ редактировать ]
Траян в образе Геракла (статуя между 108 и 113 гг.; инв. 124.481) [ 29 ] [ 34 ]

Затем вы входите в «Комнату II», проходя среди лорикатных статуй, где можно найти изображения двух принципов Траяна (98–117) и Адриана (117–138). У первого императора есть портрет, на котором он изображен в образе Геркулеса в львиной шкуре (и, вероятно, также с дубинкой). Однако крона сосновых ветвей представляет другое божество, Силванус , связанное с миром лесов (возможно, Дакии ). [ 29 ]

Далее идет серия портретов, посвященная Плотине , жене Траяна Адриана (с характерными короткими кудрями и бородой), [ 35 ] его жены Вибии Аурелии Сабины , [ 36 ] а также фаворит последнего императора Антиной , изображенный, возможно, как жрец Великой Матери . [ 29 ] [ 37 ]

Также в этой комнате находится рельеф из Ланувио , на котором снова изображен Антиной в образе Сильвана, срезающий серпом несколько гроздей винограда. [ 29 ]

Зал III (первый этаж)

[ редактировать ]

«Комната III» была создана, чтобы показать изображение и чествование принципата Антонина Пия , периода мира в империи (138-161). В этой комнате находится пара портретов императора (один из Формии и один из Террачины ), на одном из которых изображен героический императорский образ. Император изображен обнаженным в плаще, перекинутом через левое плечо, а его правая рука первоначально опиралась на копье. [ 29 ] [ 38 ] Женские фигуры, напротив, изображались как образцы преданности своему принцепсу , как в случае со статуей Фаустины Младшей . [ 39 ] дочь Антонина Пия и жена Марка Аврелия . [ 40 ]

Также в этой комнате находятся две панели, принадлежащие к украшению Адрианеума ( Храма Адриана ), посвященного Антонину Пию в 145 году. Каждая из двух панелей изображает женское олицетворение римской провинции : амазонка, держащая изогнутый меч, может представлять Фракию. ; другой, напротив, носящий диадему с розеткой, возможно, изображает Египет. [ 40 ] Они поступили из коллекции дворца Одескальки после их обнаружения во время раскопок при папе Александре VII (1655-1667). [ 41 ]

Зал IV (первый этаж)

[ редактировать ]

«Зал IV» содержит бюсты и статуи времен правления Марка Аврелия (161–180), его приемного брата Луция Вера (161–169) и его сына Коммода (180–192). Есть также статуя Аннии Аурелии Галерии Луциллы , дочери Марка Аврелия, и серия портретов трех императоров, а также два частных портрета бородатых философов. Портретная живопись того периода отличается прической с объемными локонами и длинной бородой. На портрете Криспины, жены Коммода, также видны изменения прически в конце II века. [ 40 ]

Зал V (первый этаж)

[ редактировать ]
Обзор «комнаты V» на фоне «комнаты VI».

В «Комнате V» ( Magistra graecitas ) представлена ​​серия идеальных скульптур, размещенных в императорских резиденциях, таких как вилла Нерона в Субиако и Анцио или вилла Адриана . Здесь можно найти копии и переделки греческих оригиналов с целью воссоздать эллинистическую среду. В зале представлена ​​серия скульптур высочайшей историко-художественной ценности, таких как: обезглавленный Эфеб тема убийства Ниобидов ; из Субиако, через который возвращается из виллы в Анцио выходит знаменитая «Дева Анцио», Аполлон , молодой и почти женственный, Гермес , а также амазонка верхом на коне, сражающаяся с кельтским воином . на земле [ 30 ] [ 42 ]

На вилле Адриана выставлено несколько работ. К ним относятся статуи Диониса и Афины ( копия бронзового оригинала четвертого века до н.э. из портика Пециле виллы Адрианы), танцующей девушки, происходящей от эллинистического оригинала (из портика триклиния церкви три экседры ), [ 30 ] [ 43 ] декоративные предметы, такие как мраморный кратер в стиле классицизма, украшенный журавлями и змеями, [ 44 ] голова амазонки, [ 45 ] и две копии Крадущейся Венеры (без рук) из Дойдалсаса из Вифинии (середина III в. до н. э.): первая из парийского мрамора, с Виа Палермо, недалеко от дворца Виминал (1913 г.), первоначально с Эросом и лебедем ( копия середины II века нашей эры); второй из ванн с гелиокамином с виллы Адриана (1914 г.) из пентелийского мрамора (?), копия эпохи Адриана. [ 46 ] [ 47 ]

Зал VI (первый этаж)

[ редактировать ]
Дискобол Ланчеллотти и обезглавленная фрагментарная статуя дискобола в Кастельпорциано.

У входа в «Зал VI» изображен Аполлон Тибрский работы неоаттического скульптора эпохи Августа , который, вероятно, был вдохновлен ранним Фидием . [ 49 ] Этот зал посвящен скульптурам, используемым для воссоздания атмосферы гимназии ( орнамента гимназии ). В центре комнаты находятся две римские копии знаменитого Дискобола Мирона ( V век до н.э.) адрианического периода: Дискобол Ланчеллотти из Эсквилинских раскопок 1781 года (из виллы Паломбара), [ 50 ] и обезглавленный Кастельпорциано Дискобол. [ 51 ] Также в зале присутствуют спортсмен-эфеб Монтеверде, [ 52 ] две головы Праксителя Аполлона ликийского типа, [ 53 ] другие копии статуй богатырей, в том числе головы Лисиппа и туловища (копия с оригинала поликлитовской школы). [ 46 ]

Зал VII (первый этаж)

[ редактировать ]
с Спящий гермафродит обеих сторон. [ 54 ] [ 55 ]

«Комната VII» — это зона, посвященная божественным фигурам, которые всегда использовались на виллах и таунхаусах и предназначались для иллюстрации культурных ценностей и пантеона богов древней Греции, а также радости жизни, как в случае с Африканский акробат, сатир-флейтист, обнаженный Аполлон. [ 56 ] и один в костюме китариста, [ 57 ] Артемида, вооруженная безголовым колчаном, [ 58 ] Дионис в облике Сарданапала (из Аппиева пути и, вероятно, заимствован из оригинала конца IV в. до н. э.) [ 59 ] [ 60 ] и бронзовый юноша (с берегов Тибра, адриановой эпохи, вдохновленный моделями четвертого века до нашей эры), [ 60 ] [ 61 ] Афина, Пан, Крадущаяся Венера (мраморная копия с бронзового оригинала Дойдалсаса), лучник Эрос работы Лисиппа ( Вилла деи Квинтили на Аппиевой дороге ), [ 62 ] Фетида , с тритоном [ 63 ] и, наконец, Спящий Гермафродит . [ 46 ]

Что касается «Спящего Гермафродита», то на нем изображен юноша, спящий на собственном плаще, положив голову на правую руку, служащую подушкой. Тело лежит на боку. Вид сзади, с вызывающе выступающими на переднем плане ягодицами, подчеркивает красоту женского тела. [ 54 ] С другой стороны, вид спереди показывает стоячий мужской половой орган, который раскрывает личность гермафродита . По словам латинского поэта Публия Овидия Насона , он был мальчиком необычайной красоты, превратившимся в андрогинное существо с двойной половой идентичностью посредством сверхъестественного союза с нимфой Салмакидой . [ 55 ] [ 64 ]

Зал VIII (первый этаж)

[ редактировать ]

В «Комнате VIII» доминирующей темой является скульптурное изображение важных мифологических групп, которые использовались в качестве образцов виртутис в обстановке. В этом зале находятся такие примеры, как: голова Геракла из Неми, туловище Минотавра (найденное в Риме вместе с мужским, возможно, принадлежавшим Тесею), туловище Одиссея (входит в группу, в которой есть греческий герой вместе с Диомедом , после того как он взял Палладий из Трои ), а также статуя Педагога вместе с младшими сыновьями Ниобеи . [ 66 ]

Зал IX (первый этаж)

[ редактировать ]
Фигура Паппосилена , который был хозяином юного Диониса и играл в трагедии роль сатира. Здесь он изображен в театральной маске, в платье, имитирующем баранью накидку, и в волосатых колготках. Эта статуэтка принадлежала к скульптурным украшениям виллы в Торре Астура . [ 66 ]

В «Зале IX» выставлена ​​серия бюстов и статуй, олицетворяющих любовь к театру. Это скульптуры «театральных» божеств, таких как гермы, изображающие Гермеса и Диониса или Гомера и Менандра , и театральные маски. Одним из примеров является вилла в Торре Астура , статуя которой изображает актера, маскирующегося под Паппосилена , отца сатиров, проводника в театре (в сатирической драме). Костюм состоит из маски, волосатого трико, хламиды и хитона с рукавами из овечьей шерсти. [ 66 ]

Комната X (первый этаж)

[ редактировать ]

В «Комнате X» находятся бронзовые корабли, принадлежавшие императору Калигуле. [ 67 ] и были найдены в озере Неми . Они украшали два больших корабля, найденных между 1895 и 1932 годами (71,30 х 20 метров и 73 х 24 метра соответственно), уничтоженных во время Второй мировой войны. Они использовались для императорских пиров и банкетов, демонстрируя безудержное зрелище того времени, и были соединены с виллой, которую Калигула имел на озере (ранее принадлежавшей Гаю Юлию Цезарю ), [ 68 ] примыкает к латианской святыне Дианы Неморенсе (резиденция Латинской лиги распалась в 338 г. до н. э.). Корабли отражали эллинистическую традицию парадных лодок, как это было у Птолемеев . Они имели мраморные и мозаичные полы, были украшены выставленной бронзой и покрыты позолоченной плиткой. Что касается дошедших до нас бронз: балюстрада, поддерживаемая небольшими колоннами, украшенными дионисийскими гермами, головами некоторых животных (четыре волка, три льва и леопард) и Медузы . [ 66 ] Остальные находки разбросаны по частным коллекциям и зарубежным музеям. [ 69 ]

Зал XI (первый этаж)

[ редактировать ]

В «Зале XI» находится рельеф эпохи Домициана, изображающий декастильный храм с фронтоном, украшенным эпизодом из римской мифологии: Луперкалем и Реей Сильвией . Этот рельеф, похоже, может принадлежать к тому же фрагменту со сценой шествия тогатов, хранящемуся ныне в музеях Ватикана . [ 66 ]

Начиная с эпохи Флавиев, а затем на протяжении второго века нашей эры до династии Антонинов , одной из главных тем римского искусства были победы, достигнутые его полководцами над варварскими народами вдоль имперских границ ( липы ). Таким образом, в этот период возникла серия исторических рельефов, прославляющих военные кампании императоров как в общественной сфере, от триумфальных арок , колонн (таких как колонна Траяна и колонна Марка Аврелия ) и храмов, так и частных (таких как погребальные рельефы). или саркофаги). [ 66 ] Сохранился рельеф, относящийся к эпохе Флавиев или Траяна, на котором три римских легионера продвигаются через тростниковый заросль, вероятно, участвуя в военной кампании. На другом рельефе изображен варвар и останки других фигур (с Марсова поля ), датируемые первым веком и принадлежавшие фризу, прославляющему победу римлян на северных границах. [ 70 ]

Зал XII (первый этаж)

[ редактировать ]
Так называемый саркофаг Портоначчо.

«Комната XII» была отведена для так называемого саркофага Портоначчо . Это римский саркофаг, найденный в 1931 году на Виа делле Пещера ди Пьетралата, недалеко от Портоначчо, района Рима вдоль Виа Тибуртина . Его можно датировать примерно ок. 180. [ 71 ] Все сцены иллюстрируют добродетели покойного (вероятно, Авла Юлия Помпилиуса Тита Вивия Лаэвилла Писо Беренициануса), который стоит в центре саркофага в бою с варварами. С другой стороны, на возвышении крышки выгравированы четыре сцены из жизни покойного, которые также прославляют его добродетели: представление новорожденного матери; его образование и разумность (благодаря присутствию Муз ) ; брак и согласие ; и клементия, предназначенная для варваров. [ 66 ] [ 70 ] [ 72 ] [ 73 ]

Саркофаг, должно быть, был могилой римского полководца, участвовавшего в Марка Аврелия в германо-сарматских кампаниях 172–175 годах. [ 71 ] и, пожалуй, лучший образец частной скульптуры второго века. [ 74 ] с влияниями, связанными с тенденциями Аврелианской колонны . [ 70 ] Лицо покойного не проработано, возможно, потому, что мастерские после изготовления основной скульптуры ждали, пока покупатель сможет его изобразить. В случае с Помпилием Береницианом, возможно, на его изображение не хватило времени или его лицо не было известно скульптору. Некоторые современные учёные полагают, что иллюстрации биографических событий главного героя были обобщены в сценах, понятных любому. [ 73 ]

[ редактировать ]

В «Галерее II» выставлено несколько бюстов супруг императоров III-IV веков нашей эры, начиная с династии Северов и заканчивая периодом, известным как военная анархия (ср. Кризис III века ). Среди них — Юлия Домна (жена Септимия Севера) и Фульвия Плавтилла (жена Каракаллы), отличавшиеся сложными прическами; Этрусцилла ; (жена Деция ) и Салонина (жена Галлиена), отличавшиеся классическими прическами и коронованная голова в особенно изысканном и элегантном стиле, типичном для константиновского двора. [ 75 ] [ 76 ]

Зал XIII (первый этаж)

[ редактировать ]
Статуя Геты, изображенная в виде бога Аполлона в героической наготе ( Альбано Лациале ; 209-212) [ 73 ] [ 75 ]

В «Зале XIII» представлены скульптуры, предназначенные для африканской династии Северов (193–235), прародителем которой был Септимий Север (193–211), продолжавшийся при его сыне Каракалле (годы правления 211–217) и закончился при Александре Севере (годы правления 222–235 гг.), [ 73 ] за которым последовал период, известный как военная анархия . [ 75 ]

В зале находится лорчатый бюст Септимия Севера из греческого мрамора из Остии, который демонстрирует замечательную преемственность с образом Антонинов, от которых он заявлял о своем происхождении, что узаконивает его собственное императорское вступление в должность. [ 77 ] Коллекцию продолжает портрет Каракаллы из греческого мрамора с Виа Кассия (найден в 1948 году), у которого вместо этого очень короткая борода, и который демонстрирует ранний сдвиг в сторону имперского образа его отца. [ 73 ] Лицо, кажется, предполагает глубокую духовность, типичную для третьего века, но также и гневное, застенчивое, недоброжелательное непокорность. [ 78 ]

Есть также ряд портретов его брата Геты , в первую очередь статуя, на которой он изображен в образе молодого Аполлона. Первоначально Гета был связан с троном своим братом в 211 году после смерти своего отца, а затем в 212 году был убит, а его статуи пострадали от Damnatio Memoriae . Еще одним изображением, показывающим эволюцию императорского портрета, является колоссальная голова Севера Александра, которая появляется фронтально и с торжественным спокойствием. [ 73 ] [ 75 ]

Зал XIV (первый этаж)

[ редактировать ]
Саркофаг Ацилии

В большом «Зале XIV» представлены работы, начиная с периода так называемой военной анархии (который последовал за смертью Александра Севера) до нового восстановления императорской власти с тетрархической реформой Диоклетиана (284-305 гг.) и установлением Константина I ( 306–337), последний ознаменовал рождение христианской империи. [ 79 ] Маттео Кадарио также считает, что в художественной концепции этого периода произошли важные изменения, которые он резюмирует следующим образом:

Реалистическая и классическая портретная живопись, за некоторыми исключениями, были исключены [...], чтобы искать выражение харизмы через связь с божественностью [...], предпочитая абстракцию натурализму.

В зале представлена ​​серия саркофагов III века: саркофаг Муз показывает героизацию умершего через культуру, представленную Музами, заключенными в небольшие ниши; саркофаг Анноны выполнен в популярном стиле с символическим изображением торговли и раздачи зерна (имеется в виду должность префекта аннона Флавия Аравийского ), украшен восемью рельефными фигурами на фоне парапетасмы ( занавеса), двумя супруги празднуют dextrarum iunctio в центре, над небольшим алтарем; саркофаг Ацилии, который по фигуре-портрету юноши был признан императором Гордианом III (238-244), согласно опознанию Рануччо Бьянки Бандинелли , в то время как другие ученые, с менее убедительными аргументами, признают юношу Нигриниан , сын императора Марка Аврелия Карина , или олицетворение консульского процесса . [ 79 ]

С установлением христианства в комнате выставлен ряд произведений четвертого века, в том числе несколько саркофагов, кратер из мелового мрамора, плита со сценами чудес и статуэтка сидящего Христа, учащего, как образец феодосийского классицизма. Христос изображен как «чудо-мальчик», который, подняв правую руку, объясняет текст, содержащийся в полуоткрытом свитке. [ 76 ]

Второй этаж

[ редактировать ]

На втором этаже находятся фрески из подземного нимфея виллы Ливии « ad Gallinas Albas », местности недалеко от Прима Порта , принадлежавшей Ливии Друзилле , императрице, жене Августа : обманка, изображающая сад с фруктовыми деревьями и птицы со всех четырех сторон.

В других залах — серия настенных и напольных мозаик, поздние имперские мегалографии, панно с помпой Circensis и « Гилой, похищенной нимфами » из так называемой базилики Юния Басса , фрески из «речного порта Святого Павла». » и часть фресок, найденная в подземных помещениях «виллы или дома Фарнезины» (поскольку она располагалась в садах Вилла Фарнезина, построенная Бальдассаром Перуцци для Агостино Киджи , а затем снесенная в конце 19 века, чтобы открыть Лунготевере ) . Помещения с фресками были отреставрированы, отремонтированы и открыты 30 июня 2010 года. [ 80 ]

Цокольный этаж (медальонный зал)

[ редактировать ]

В нем имеется раздел, посвященный ювелирному делу, и богатая коллекция нумизматики , принадлежавшая когда-то Виктору Эммануилу III .

Здесь также находится мумия маленькой девочки около восьми лет, так называемая мумия Гроттаросса . [ 81 ] датируемый примерно вторым веком нашей эры; найдена на Виа Кассия внутри саркофага вместе с ее погребальным набором, который также выставлен на обозрение; это единственная когда-либо найденная мумия римской эпохи.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Национальный музей Романо» . Archeoroma.beniculturali.it . Архивировано из оригинала 14 февраля 2017 года . Проверено 1 мая 2016 г.
  2. ^ Министерство культурного наследия и деятельности, посетителей и доходов музеев
  3. ^ Путеводитель по Национальному римскому музею, Пьер Джованни Гуццо, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 12).
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 11).
  5. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Национальному римскому музею, Адриано Ла Регина, Национальный римский музей (2005 , стр. 9).
  6. ^ «Здание — Палаццо Массимо алле Терме» . Archeoroma.beniculturali.it . Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 1 мая 2016 г.
  7. ^ Lancel (2002 , стр. 248) .
  8. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Портрет пожилой женщины (1998 , стр. 29).
  9. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Портрет священника Исиды (1998 , стр. 28).
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 12).
  11. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Ritratto virile (1998 , стр. 31).
  12. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Il Generale di Tivoli (1998 , стр. 33–34).
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 14).
  14. ^ АЭ 1922, 96 .
  15. ^ Здесь прошла выставка столового серебра из так называемого сокровища Моргантины : официальная страница выставки на сайте МИБАК .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 15).
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 18).
  18. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Розанна Каппелли, Расписной фриз Эсквилины и августовская пропаганда мифа о происхождении (1998 , стр. 51).
  19. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Теста ди Сократе (1998 , стр. 65).
  20. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Портрет Александра Великого (1998 , стр. 64).
  21. ^ Ла Рокка и Сима (1998 , стр. 178).
  22. ^ Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 20).
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 23).
  24. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 26–28).
  25. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 24).
  26. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Мариарозарии Барбера и Рите Пэрис, Эллинизация художественной культуры (1998 , стр. 77).
  27. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Мариарозарии Барбера и Рите Париж, Эллинизация художественной культуры (1998 , стр. 79).
  28. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Мариарозарии Барбера и Рите Париж, Эллинизация художественной культуры (1998 , стр. 78).
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 32).
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 35).
  31. ^ Jump up to: а б с д Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Лейла Ниста, Императорская иконография и портретная живопись (1998 , стр. 86–89).
  32. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Портрет Веспасиана (1998 , стр. 90).
  33. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Джулия ди Тито (1998 , стр. 91).
  34. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Статуя Траяна-Геркулеса (1998 , стр. 92).
  35. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Портрет Адриана (1998 , стр. 96).
  36. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Портрет Сабины (1998 , стр. 95).
  37. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Портрет Антиноя (1998 , стр. 97).
  38. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Статуя-портрет Антонино Пио (1998 , стр. 98).
  39. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, культовая женская статуя с портретом Фаустины (1998 , стр. 99).
  40. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 34).
  41. ^ Jump up to: а б с Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Обзор провинции из Палаццо Одескальки (1998 , стр. 100–101).
  42. ^ Jump up to: а б с д Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Мариарозарии Барбера и Рите Пэрис, Эллинизация художественной культуры (1998 , стр. 102–117).
  43. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, танцовщица из Тиволи (1998 , стр. 126).
  44. ^ Jump up to: а б с Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Кратер с журавлями и змеями (1998 , стр. 128).
  45. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Testa di Amazone (1998 , стр. 127).
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 38).
  47. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Афродита Дойдалсас (1998 , стр. 124).
  48. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Статуя Аполлона (1998 , стр. 123).
  49. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Testa di Amazzone (1998 , стр. 129).
  50. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Дискоболо Ланчеллотти (1998 , стр. 130).
  51. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, статуя метателя диска «Торс» (1998 , стр. 132).
  52. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Эфебо Монтеверде (1998 , стр. 134).
  53. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, глава Аполлона типа Лисео (1998 , стр. 135).
  54. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 40).
  55. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 41).
  56. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Аполлона (1998 , стр. 140).
  57. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Аполлона Читаредо (1998 , стр. 142).
  58. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Артемиды (1998 , стр. 141).
  59. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Диониса Сарданапала (1998 , стр. 148).
  60. ^ Jump up to: а б с д и Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 39).
  61. ^ Jump up to: а б с Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Диониса (1998 , стр. 147).
  62. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя Эроса (1998 , стр. 144).
  63. ^ Jump up to: а б с Согласно недавней реконструкции, эта скульптура будет той, которую описал Плиний Старший ( Naturalis Historia , XXXVI, 26), которая входила в группу Скопа , в которой Фетида дала оружие своему сыну Ахиллу . Согласно этой теории, статуя, известная как «Арес Людовизи», должна была представлять Ахилла.
  64. ^ Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Брунелла Джермини, Статуя спящего Гермафродита (1998 , стр. 136–137).
  65. ^ Псевдо-Аполлодор , Краткое изложение , 5, 1.
  66. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 44).
  67. Приписка этих кораблей императору Калигуле обусловлена ​​обнаружением нескольких свищей с недавними имперскими знаками с надписью C CAESARIS AVG GERMANIC.
  68. ^ Светоний, Двенадцать Цезарей , Калигула , 18).
  69. ^ Jump up to: а б с д и ж Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Анна Мария Реджани Массарини, Le Navi di Nemi (1998 , стр. 156–159).
  70. ^ Jump up to: а б с д и Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Мария Сапелли, Исторические торжества. Победы над варварами (1998 , стр. 160–161).
  71. ^ Jump up to: а б Подпись из Национального римского музея Палаццо Массимо алле Терме, расположенная рядом с саркофагом, второй этаж, зал XII. «Копия архивная» . Архивировано из оригинала 17 мая 2009 года . Проверено 10 мая 2016 г. .
  72. ^ Jump up to: а б с Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Саркофаго дель Портоначчо (1998 , стр. 162–163).
  73. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 46).
  74. ^ Бьянки Бандинелли-Торелли, 1976 , лист 145).
  75. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Марина Сапелли, Иконография и портретная живопись северской эпохи (1998 , стр. 165).
  76. ^ Jump up to: а б с д и ж Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 , стр. 50).
  77. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Бюст Септимия Севера (1998 , стр. 166).
  78. ^ Jump up to: а б Путеводитель по Палаццо Массимо алле Терме, Елена Каландра, Портрет Каракаллы (1998 , стр. 167).
  79. ^ Jump up to: а б с д и ж Путеводитель по Национальному римскому музею, Маттео Кадарио, Палаццо Массимо алле Терме (2005 г. , стр. 47).
  80. Статья об открытии залов с фресками Фарнезины в La Repubblica , Rome Chronicle, 30 июня 2010 г.
  81. ^ Кадры YouTube.com с мумией Гроттаросса .

Библиография

[ редактировать ]
Древние источники
Современные историографические источники
Каталоги
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e4755e23e26cb7536f67460c157abc44__1714672800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e4/44/e4755e23e26cb7536f67460c157abc44.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
National Roman Museum of Palazzo Massimo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)