Силен
Силен | |
---|---|
Обитель | Ниса |
Символ | Вино , виноград , кантарос , тирсос , бурдюки , пантера , осел. |
Генеалогия | |
Родители | Пан , или Гермес и Гея |
Супруга | Гермафродит |
Дети | приемный отец Диониса , Фол |
В мифологии греческой Силен ( / s aɪ ˈ l iː n ə s / ; древнегреческий : Σειληνός , латинизированный : Seilēnós , IPA: [seːlɛːnós] был спутником и наставником бога вина ) Диониса . Обычно он старше сатиров дионисийской свиты ( thiasos ), а иногда и значительно старше, и в этом случае его можно назвать Паппосиленом . Силен [ 1 ] и его множественное число силени относятся к мифологическому персонажу как к типу, который, как иногда полагают, отличается от сатира наличием атрибутов лошади, а не козла, хотя использование этих двух слов недостаточно последовательно, чтобы можно было провести четкое различие. [ нужна ссылка ]
Силен руководит другими демонами и связан с музыкальным творчеством, пророческим экстазом, пьяной радостью, пьяными танцами и жестами. [ 2 ]
В декоративном искусстве «силена» — это фигура, подобная Силену, часто это просто «маска» (лицо).
Эволюция
[ редактировать ]Первоначальный Силен напоминал фольклорного лесного человека с лошадиными ушами, а иногда и с лошадиными хвостом и ногами. [ 3 ] Более поздние силены были пьяными последователями Диониса, обычно лысыми и толстыми, с толстыми губами и приземистыми носами и с человеческими ногами. Еще позже слово «силени» во множественном числе вышло из употребления, и единственными упоминаниями были один человек по имени Силен, учитель и верный спутник бога вина Диониса. [ 4 ]
Монета из Менде с изображением Силена | |
---|---|
Аверс: Пьяный Силен, лежащий на осле , держит кантарос с вином. | Реверс: Лоза из четырех виноградных гроздей внутри неглубокого линейного квадрата, ΜΕΝΔΑΙΩΝ, Мендиана. |
Silver tetradrachm from Mende , 460–423 BC |
Известный любитель вина, он обычно был пьян, и его приходилось поддерживать сатирам или нести на осле . Силен описывался как самый старый, мудрый и пьяный из последователей Диониса, а в орфических гимнах говорилось, что он был наставником юного бога. Это ставит его в компанию фаллических или полуживотных наставников богов, в группу, в которую входят Приап , Гермафродит , Седалион и Хирон , но также входит Паллада , наставник Афины . [ 5 ]
Говорят, что в состоянии алкогольного опьянения Силен обладал особыми знаниями и силой пророчества. Фригийский царь Мидас стремился учиться у Силена и поймал старика, наполнив фонтан вином, из которого Силен часто пил. Когда Силен заснул, царские слуги схватили его и отвезли к своему господину. Альтернативная история заключалась в том, что, потерявшись и скитаясь по Фригии , Силен был спасен крестьянами и доставлен к Мидасу, который отнесся к нему доброжелательно. В обмен на гостеприимство Мидаса Силен рассказал ему несколько историй, и царь, очарованный выдумками Силена, развлекал его пять дней и ночей. [ 6 ] Дионис предложил Мидасу награду за его доброту по отношению к Силену, и Мидас выбрал силу превращать все, к чему он прикасался, в золото . Другая история заключалась в том, что Силен был схвачен двумя пастухами и потчевал их чудесными историями.
В Еврипида « Циклоп сатирической пьесе » Силен застрял с сатирами на Сицилии , где они были порабощены циклопами . Это комические элементы рассказа, пародия на Гомера » IX «Одиссею . Силен во время пьесы называет сатиров своими детьми.
Силен, возможно, стал латинским оскорбительным термином около 211 г. до н.э., когда он использовался в книге Плавта « Руденс » для описания Лабракса, коварного сутенера или перевивщика , как «...пузатый старый Силен, лысый, с мясистыми, густыми бровями». , хмурый, твистер, забытый богом преступник». [ 7 ] В своей сатире «Цезари » император Юлиан посадил Силена рядом с богами, чтобы он изложил свои комментарии о различных рассматриваемых правителях, включая Александра Великого , Юлия Цезаря , Августа , Марка Аврелия (которого он почитает как своего коллегу -философа-короля). ), и Константин I . [ 8 ]
Силен обычно фигурирует на римских барельефах с изображением поезда Диониса, предмета для саркофагов , воплощая трансцендентные обещания дионисийского культа.
В книге VI «Описания Греции» Павсания говорится, что его могила находится «в земле евреев ».
-
Лицевая сторона римского саркофага , изображающая свадьбу Диониса и Ариадны , с фигурирующим в их окружении стариком Силеном (шестой рисунок справа), 150–160 гг. н. э. ( Глиптотека , Мюнхен )
-
Паппосилен в дионисийской процессии, колокол-кратер из Пестума , Великая Греция , ок. 355 г. до н.э. ( Метрополитен-музей )
-
Сатир держит тирс , поддерживающий пьяного силена, увитого плющом, из вазы Боргезе , I век до нашей эры ( Лувр )
-
Гермафродит и Силен. Справа менада с тирсом. Римская фреска из Помпеи , Дом М. Эпиди Сабини, IX.1.22.
-
Вакх наливает вино пантере, а Силен играет на лире, картина из Боскореале , Кампания , ок. 30 г. до н. э. ( Британский музей )
Паппосилен
[ редактировать ]Паппосилен - это изображение Силена, подчеркивающее его старость, особенно как стандартного персонажа в сатирских пьесах или комедиях . В вазовой росписи его волосы часто белые, и, как и в статуэтках, у Паппосилена пузик , дряблая грудь и лохматые бедра. В этих изображениях часто ясно, что Паппосилен — актер, играющий роль. Его костюм включает в себя чулок с волосами ( malōtos chiton ), который, по-видимому, вошёл в употребление в середине V века до нашей эры. [ 9 ]
-
Паппосилен играет на авлосе , бронза, III век до н.э. ( Художественный музей Уолтерса )
-
Два papposilenoi как певцы в Панафинейе на аттическом краснофигурном колоколе-кратере, приписываемом Полиону , ок. 420 г. до н.э.
-
Актер в роли Паппосилена, ок. 100 г. н. э. , по оригиналу IV века до н. э. ( Старый музей , Берлин )
Мудрость
[ редактировать ]Темой греческой философии и литературы является мудрость Силена, постулирующая антинаталистическую философию:
Вы, самый благословенный и самый счастливый среди людей, вполне можете считать тех благословенными и счастливыми, которые ушли из этой жизни раньше вас, и поэтому вы можете считать незаконным, даже кощунственным, говорить о них что-либо плохое или ложное, поскольку они теперь изменились. в лучшую и более утонченную природу. Мысль эта действительно так стара, что уже не известен тот, кто первым ее произнес; оно было передано нам из вечности и, следовательно, несомненно, истинно. Тем более, вы знаете, что так часто говорят и сходят за банальное выражение. Что это, спросил он? Он ответил: Лучше всего вообще не рождаться; и рядом с этим лучше умереть, чем жить; и это подтверждается даже божественным свидетельством. В связи с этим говорят, что Мидас после охоты несколько настойчиво спросил своего пленника Силена, что самое желанное у человечества. Сначала он не мог ничего ответить и упорно молчал. Наконец, когда Мидас не переставал мучить его, он разразился такими словами, хотя и очень неохотно: «Ты, семя злого гения и нестабильное отродье тяжелой судьбы, чья жизнь длится всего лишь один день, почему ты вынуждаешь меня рассказать тебе о тех вещах, о которых лучше тебе оставаться в неведении? Ибо тот живет с наименьшим беспокойством, кто не знает своего несчастья; но для человека лучшее для него — вообще не рождаться, не приобщаться к совершенству природы; не быть — лучшее для обоих полов. Это должен быть наш выбор, если у нас есть выбор; и следующее за этим — когда мы родимся, умереть как можно скорее». Поэтому ясно, что он заявил, что состояние мертвых лучше, чем состояние живых.
- - Аристотель, Евдем (354 г. до н.э.), сохранившийся фрагмент, цитируемый у Плутарха, Моралия. Утешение Аполлонию , с. xxvii (1 век н.э.) (перевод SH)
Этот отрывок напоминает Феогнида « Элегии » (425–428). Мудрость Силена проявляется в трудах Артура Шопенгауэра , который поддержал это знаменитое изречение. Через Шопенгауэра Ницше обсуждает «мудрость Силена» в «Рождении трагедии» .
И Сократа , и Эзопа иногда описывали как внешне похожих на Силена, с широкими плоскими лицами и толстыми животами. [ 10 ]
-
Пьяный паппосилен, поддерживаемый двумя молодыми людьми, этрусскими краснофигурными стамносами из Вульчи, ок. 300 г. до н.э. ( Лувр )
-
Деталь Силена из мраморного саркофага римской эпохи , II век нашей эры ( Музей Антальи )
Классическая традиция
[ редактировать ]В искусстве
[ редактировать ]В эпоху Возрождения придворный карлик позировал фигуре, похожей на Силена, верхом на черепахе у входа в сады Боболи во Флоренции. Рубенс написал «Пьяного Силена» (1616–1617), ныне хранящегося в Старой пинакотеке в Мюнхене – эту тему также рассматривали Ван Дейк и Рибера .
В конце 19 века в Германии и Вене символика Древней Греции была переосмыслена через новую призму Фрейда . Примерно в то же время Венского сецессиона художник Густав Климт использует непочтительного пухлолицого Силена в качестве мотива в нескольких работах, чтобы изобразить «похороненные инстинктивные силы». [ 11 ]
-
Пьеро ди Козимо : Открытие Вакхом меда , ок. 1499 ( Вустерский художественный музей , Вустер, Массачусетс )
-
Питер Пауль Рубенс и Давид Райкарт II : «Спящая тишина» , ок. 1611 ( Академия изящных искусств Вена )
-
Жан-Батист Будар: Группа Силен , мраморная скульптура в Герцогском парке, Парма , 1766 год.
-
Жюль Далу : Триумф Силена , бронзовая скульптура, Люксембургский сад , Париж, 1897 г.
-
Руперт Банни: Силен с некоторыми прекрасными фригийскими дамами устроил коктейльную вечеринку , ок. 1938 год
В литературе
[ редактировать ]В «Гаргантюа» и «Пантагрюэле» Рабле называет Силена приемным отцом Вакха. В 1884 году Томас Вулнер опубликовал длинное стихотворение о Силене. В романе Оскара Уайльда 1890 года «Портрет Дориана Грея » лорд Генри Вутон превращает восхваление глупости в философию, высмеивающую «медлительного Силена» за трезвость. В Брайана Хукера английском переводе » Эдмона Ростана 1923 года «Сирано де Бержерака Сирано пренебрежительно называет актера-любителя Монфлери «тем Силеном, который не может удержать живот на руках».
Профессор Силенус — персонаж Ивлина первого романа Во «Упадок и падение» . Он выступает в роли недовольного архитектора Королевского четверга и придает роману один из его основных мотивов. В пророческом стиле традиционного греческого Силена он сообщает главному герою, что жизнь
большой диск из полированного дерева, который быстро вращается. Сначала вы садитесь и наблюдаете за остальными. Они все пытаются сесть в колесо, но их постоянно сбрасывает, и это их смешит, и вы тоже смеетесь. Это очень весело... Конечно, в самом центре есть точка, полностью покоящаяся, если бы только можно было ее найти... Многим людям просто нравится карабкаться дальше, и их уносит, и снова карабкаются.... Но Вся суть колеса в том, что вам вообще не нужно в него садиться... Люди овладевают идеями о жизни, и это заставляет их думать, что они должны присоединиться к игре, даже если они не получают удовольствия. это. Это подходит не всем... [ 12 ]
Силен — один из двух главных героев Тони Харрисона 1990 года сатирской пьесы «Следящие за Оксиринхом» , частично основанной на Софокла пьесе « Ичнёвты» (V век до н. э.).
Научная номенклатура
[ редактировать ]Карл Линней использовал женскую форму Силена как название рода цветковых растений. [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Статуя Силерия. Выставка в Тайбэе 2013.
-
Этрусский терракотовый антефикс с головой Силена, IV век до нашей эры ( Художественный музей Уолтерса , Балтимор )
-
Статуя Силена, деталь
-
Маска Силена, деталь бронзового тычиночного подъемника , 330–310 гг. до н. э. ( Коллекция Васила Бойкова , София )
-
Золотой фалер (украшение, которое носят лошади), изображающий Силена, Сирия , III век до нашей эры.
-
Маска Силена, первая половина I века до н.э.
-
Две римские бронзовые опоры (украшения для дивана), изображающие Силена, I век до н.э. – I век нашей эры ( Институт искусств Чикаго )
-
Мозаика с маской Силена.
-
Статуя Силена, II век до н.э. ( Археологический музей Делоса )
-
Статуя Силена, Археологический музей Делоса , деталь
Сноски
[ редактировать ]- ^ ван Хорн, Г. (ноябрь 1954 г.). «Чой и Антестерия» . Журнал эллинистических исследований . 74 . дои : 10.2307/627643 . JSTOR 627643 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Георгиев, Д. 2017. Суть дионисийских мистерий. DOI: 10.13140/RG.2.2.36183.06568
- ^ Статья «Сатиры и молчаливые», в: Оксфордский классический словарь.
- ^ Кереньи, с. 177.
- ^ Кереньи, с. 177.
- ^ Дж. Томпсон (2010). «Эмоциональный интеллект/Воображаемый интеллект» , в: Журнал Mythopoetry Scholar Journal 1 .
- ^ Плавт
- ^ «Цезарь» онлайн-перевод на английский язык .
- ^ Альбин Лески, История греческой литературы, перевод Корнелиса де Хира и Джеймса Уиллиса (Hackett, 1996, первоначально опубликовано в 1957 году на немецком языке), стр. 226; Гай Хедрин, «Мифы о ритуалах в афинских вазах с изображением силенсов», в: « Истоки театра в Древней Греции и за ее пределами: от ритуала к драме» (Cambridge University Press, 2007), стр. 151.
- ^ Ульрике Эгельхауф-Гайзер, «Блестящая башка пастофора : маскарад или воплощенный образ жизни?», в: Аспекты золотой осла Апулея, III (Brill, 2012), стр. 59, цитируя отрывки из Платона и Ксенофонта .
- ^ Карл Шорске Фин-де-Секль Вена – Политика и культура , 1980, стр. 221
- ^ Майкл Горра (лето 1988 г.). «Через комедию к католицизму: чтение ранних романов Ивлин Во» . Современная литература 29 (2): 201–220.
- ^ Умберто Кватрокки, Всемирный словарь названий растений CRC , 1999, ISBN 0-8493-2678-8 , 4 : 2482
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гай Майкл Хедрин, 1992. Силенсы на чердаке. Чернофигурная ваза: миф и представление (Анн-Арбор: Мичиганский университет). Каталог корпуса.
- Карл Кереньи . Боги греков , 1951.
- Более 300 изображений Силена в иконографической базе данных Института Варбурга, заархивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.