Дом столетия

Дом Столетия (итал. Casa del Centenario , также известный как Дом Столетника ) — дом богатого жителя Помпеи , сохранившийся после извержения Везувия в 79 году нашей эры . Дом был обнаружен в 1879 году. [ 1 ] и получил свое современное название в ознаменование 18-го столетия со дня катастрофы. [ 2 ] Построенный в середине II века до нашей эры. [ 3 ] это один из самых больших домов в городе, с частными банями , нимфеем , [ 4 ] пруд с рыбой (piscina) , [ 5 ] и два предсердия . [ 6 ] Около 15 года нашей эры отель Centenary подвергся реконструкции, когда к нему были добавлены банный комплекс и бассейн. За последние годы перед извержением несколько комнат были тщательно отремонтированы и украшены картинами. [ 7 ]
Хотя личность владельца дома ускользает от уверенности, были приведены аргументы в пользу Авла Рустия Вера или Тиберия Клавдия Вера , обоих местных политиков. [ 8 ]
Среди разнообразных картин, сохранившихся в Доме Столетия, есть самое раннее известное изображение Везувия. [ 9 ] а также откровенные эротические сцены в комнате, которая, возможно, была задумана как частный «секс-клуб» . [ 10 ]
Сайт и возможности
[ редактировать ]В целях археологического и исторического изучения Помпеи разделены на девять регионов, каждый из которых содержит пронумерованные блоки ( insulae ) . Внутри квартала дверные проемы нумеруются по часовой стрелке или против нее; [ 11 ] Столетие имеет номер IX.8.3–6. [ 12 ] Он принадлежит к роскошному « туфовому » периоду помпейской архитектуры, характеризующемуся использованием мелкозернистого серого вулканического туфа, который добывался в окрестностях Нуцерии . [ 13 ]
Из двух атриумов больший ведет к наиболее богато украшенным помещениям. Меньший атриум мог предназначаться для частной семьи и доступа к услугам. [ 14 ] Триклиний или столовая располагалась так , чтобы почетный гость мог видеть огороженный сад. [ 15 ] Сама столовая была украшена вертикальными стеблями, обвитыми усиками, на которых садятся птицы, а между панелями располагались канделябры, украшенные листьями. [ 16 ] В доме была собственная пекарня, расположенная в подвале под служебными помещениями с западной стороны. [ 17 ]

В граффито в туалете использовано редкое слово «какатурит». [ 18 ] хочет срать») встречается также однажды в эпиграммах Боевого ( « . [ 19 ] В другом записано стремление раба к свободе: «Официоз бежал 6 ноября в консульство Друза Цезаря и М. Юния Силана » (15 г. н. э.). [ 20 ]
Было высказано предположение, что одна уединенная комната (под номером 43), украшенная откровенными сценами женско-мужского полового акта, функционировала как частный «секс-клуб». Гости должны были войти в меньший, более уединенный атриум, затем пройти по коридору, через триклиний и прихожую, чтобы добраться до него. [ 21 ] Несколько подобных комнат в помпейских домах позволяют предположить, что целью было создать дома атмосферу борделя для вечеринок, на которых участники играли роли проституток или клиентов или для которых для развлечения гостей нанимались настоящие проститутки. [ 22 ] Небольшое отверстие, странно расположенное в стене, могло быть отверстием для вуайеризма. [ 23 ] Другие учёные относят Комнату 43 просто к спальне ( cuculum ) , в которой часто присутствовали эротические образы. [ 24 ] и считаю излишним делать вывод, что гостям там предлагались сексуальные развлечения. [ 25 ]
Искусство
[ редактировать ]
Дом Столетия известен своей большой и разнообразной коллекцией картин в Третьем и Четвертом помпейских стилях . Садовая нимфея представляет собой особенно богатый пример сочетания живописи с архитектурными элементами для создания атмосферы загородной виллы . [ 26 ] На парапете, опоясывающем четыре стены нимфея, был «драматично» нарисован водоем, наполненный разнообразными рыбами и морскими животными; несколько видов представлены достаточно точно, чтобы их можно было идентифицировать. [ 27 ] Нижняя часть стены расписана в виде балюстрады с растущим на ней плющом, а внизу — птицы и ящерицы. Фонтаны с подставками со сфинксами по бокам расписаны садовыми сценами, а на стене у входа изображены игровые парки; на переднем плане - настоящий фонтан с искусственной отделкой под редкий мрамор, из которого вода по ярусам стекала в бассейн. [ 28 ] Под ступенями и над садовым бассейном висело изображение речного бога, увенчанного тростником, которого больше не было видно. [ 29 ] Композиция была охарактеризована как «гротескное попурри», совокупность элементов, желательных, поскольку они представляют образ жизни на загородной вилле. [ 30 ] Здесь и в аналогично оформленных помещениях в Помпеях владелец заботится о размере и количестве, а не о гармоничном целом. [ 31 ]
Комната к северу от перистиля была украшена нежным плющом и стилизованными цветущими лозами. [ 32 ] Утки и листья лотоса также появляются вместе в качестве декоративных мотивов. [ 33 ] Виноград и виноградарство появляются по всему дому, как в сцене, где амуры собирают виноград. [ 34 ] Охотничьи картины принадлежат помпейскому художнику Луцию. [ 35 ]
Мифологическая живопись
[ редактировать ]Мифологические сюжеты включают Тесея как победителя Минотавра , Гермафродита и Силена , [ 36 ] Геркулес и Телеф , а также Орест и Пилад до Тоаса . [ 37 ] В другой комнате изображены Селена и Эндимион , Венера Пискатрикс (« Венера -рыбачка») и «плавающие нимфы». [ 38 ]

Бахус и Везувий
[ редактировать ]дома Картина в ларариуме , святилище домашних богов Ларов , изображает Везувий таким, каким он мог выглядеть до извержения. [ 39 ] с одной вершиной, покрытой виноградниками, вместо сегодняшнего профиля с двумя вершинами. Хотя некоторые ученые отвергают гипотезу одного пика, [ 40 ] картина обычно считается самым ранним известным изображением вулкана. [ 41 ] даже если это не следует воспринимать как запись того, как на самом деле выглядел Везувий. [ 42 ]
В литературных источниках Везувий также описывается перед извержением как покрытый виноградными лозами. Плутарх говорит, что виноградные лозы выросли на нем еще в I веке до нашей эры, когда Спартак и его товарищи-рабы укрылись там и срубили их, чтобы сделать веревочные лестницы. [ 43 ] Описание поэта Марсьяля напоминает картину, на которой изображены виноградные лозы на склонах в расположении квинкунс :
Здесь Везувий зеленеет виноградными лозами; здесь благородный виноград источал свой сок в чанах: это хребты, которые Бахус любил больше, чем холмы Нисы . [ 44 ]
Необычное изображение Вакха придает ему тело, состоящее из винограда. [ 45 ] который может представлять собой либо сорт Aminaea , выращиваемый в этом районе, либо одноименный Pompeianum. [ 46 ] Он несет тирс , а у его ног - пантера. [ 47 ] На переднем плане изображен хохлатый и бородатый змей, олицетворяющий Агатодемона или Гения . [ 48 ]
Театральные аллюзии
[ редактировать ]
Считается , что некоторые из мифологических картин, в том числе изображение Медеи , представляют сцены из театра . Картина Геркулеса может быть сценой из «Геркулеса Фуренса» Сенеки . [ 49 ] или Еврипид ; другими фигурами, таким образом, будут Амфитрион , Мегара и Лик . [ 50 ] В сцене из «Ифигении в Тавриде» изображены Пилад, Орест и Ифигения.
Еще одна отсылка к театру находится в граффито, нацарапанном на стене между тепидарием (баня, в которой поддерживается приятная теплая температура) и кальдарием (среда, больше похожая на паровую баню). Читая histrionica Actica , [ 51 ] «Актика-пантомима». [ 52 ] эта фраза была истолкована как свидетельство увлечения фанатов и, возможно, указание на то, что в этом доме проходили выступления театральных трупп. [ 53 ]
Эротические сцены
[ редактировать ]Помпейские спальни нередко украшались сценами, относящимися к занятиям любовью, иногда явно человеческими, а иногда намекающими и мифологическими.

В одной спальне «Столетия» есть пара сцен, посвященных любовным отношениям между смертным и божеством: Селена и Эндимион, а также Кассандра с лавровой ветвью, символизирующей ее отказ от Аполлона как любовника и его месть. [ 54 ] В «секс-клубе» есть и то, и другое: он украшен изображением Геракла в окружении аморинов , а также две «порнографические» сцены (симплегмы), подобные тем, что встречаются в публичных домах. [ 55 ] Римская «порнография» (буквально «изображение проституток») фокусируется на человеческих фигурах в повседневной обстановке, часто с детальным и реалистичным постельным бельем. [ 56 ]
На обоих порнографических изображениях в комнате 43 изображена женщина сверху на мужчине, одна лицом к нему, а другая в менее распространенной позе «перевернутой вертикальной Венеры» , лицом от мужчины. На первом изображении обе фигуры обнажены, за исключением того, что грудь женщины покрыта «бюстгальтером» без бретелек (строфиум) ; даже в самых откровенных изображениях половых актов в римском искусстве женщина часто носит строфий . [ 57 ] Более редкое положение «перевернутой вертикальной Венеры» чаще встречается в сценах, происходящих в Нилотском Египте . [ 58 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Лоуренс Ричардсон, Помпеи: история архитектуры (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1997), стр. 126–127.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Массимилиано Давид, «Хронология раскопок в Помпеях», в « Дома и памятники Помпеи: произведения Фаусто и Феличе Никколини» (Getty, 2002, первоначально опубликовано на итальянском языке в 1997 г.), стр. 219.
- ^ Август Мау , Помпеи: его жизнь и искусство , перевод Фрэнсиса В. Келси (Macmillan, 1907), стр. 348; Роджер Линг, «Незнакомец в городе: поиск пути в древнем городе», Греция и Рим 37 (1990), с. 204.
- ^ Вильгельмина Ф. Яшемски, «Везувийские памятники до 79 года нашей эры: археологические, литературные и эпиграфические свидетельства», в «Естественной истории Помпеи » (Cambridge University Press, 2002), стр. 7; Жан Пьер Адам, Римское строительство: материалы и методы (Routledge, 1999), с. 143.
- ^ Джеймс Л. Франклин-младший, Pompeis Difficile Est: Исследования политической жизни имперских Помпей (University of Michigan Press, 2001), стр. 147.
- ^ Джеймс Хиггинботэм, Piscinae: Искусственные пруды с рыбой в римской Италии (University of North Carolina Press, 1997), стр. 22,
- ^ Мишель Джордж, «Заново заселяя римский дом», в книге «Римская семья в Италии: статус, настроения, пространство» (Oxford University Press, 1999), стр. 307; Адам, Римское здание , с. 618.
- ^ Джон Р. Кларк, Взгляд на занятия любовью: конструкции сексуальности в римском искусстве 100 г. до н.э. – 250 г. н.э. (University of California Press, 1998, 2001), стр. 161.
- ^ Мау, Помпеи: его жизнь и искусство , стр. 559, был сторонником Клавдия Вера, цитируя CIL IV.5229. Маттео Делла Корте приводил доводы в пользу Рустикуса Вера, как это обсуждал Франклин, Pompeis Difficile Est, стр. 134. Франклин считает Рустикуса более вероятным, чем Клавдия.
- ^ Аннамария Чиаралло, Сады Помпеи («L'Erma» Бретшнейдера, 2001), с. 22; Харальд Сигурдссон, «Гора Везувий до катастрофы», в « Естественной истории Помпеи» , стр. 31.
- ^ Томас А. Дж. Макгинн, Экономика проституции в римском мире: исследование социальной истории и борделя (University of Michigan Press, 2004), стр. 164–165. За комнату чаще всего принимают одну из спален (cubicula) , которые иногда украшаются эротическим искусством в частных римских домах.
- ^ Линг, «Незнакомец в городе», с. 204.
- ^ Тимомаха Кэтрин Гацвиллер, «Видеть мысль: Медея и экфрастическая эпиграмма », Американский филологический журнал 125 (2004), стр. 376 (= Шмидт 13).
- ^ Яшемски, «Везувийские памятники до 79 г. н.э.», стр. 7.
- ^ Джордж, «Заселение римского дома», с. 307; Адам, Римское здание , с. 618.
- ^ См. план дома с видом в интерпретации Джона Р. Кларка, Дома Римской Италии, 100 г. до н.э. – 250 г. н.э.: Ритуал, пространство и украшение (University of California Press, 1991), стр. 18.
- ^ Роджер Линг, Римская живопись (Издательство Кембриджского университета, 1991, 2006), с. 82.
- ^ Джеймс Л. Франклин, Помпеи: Дом Маринарио и его история («L'Erma» Бретшнайдера, 1990), с. 42.
- ^ CIL 4.5242.
- ^ Martial, 11.77: «В уборных Васерра тратит часы; целый день она сидит; Васерра хочет обедать, она не хочет срать (In omnibus Vacerra quod conclavibus / consumit horas et die toto sedet, / cenaturit Vacerra, non cacaturit) ; Крейг Уильямс, Боевой читатель: отрывки из эпиграмм; (Болчази-Кардуччи, 2011), стр. 124.
- ^ CIL IV.5214; Антонио Вароне, «Голоса древних: прогулка по общественным и частным Помпеям», в « Открывая заново Помпеи » («L'Erma» Бретшнейдера, 1990), стр. 33.
- ^ Макгинн, Экономика проституции, стр. 164–165; обсуждение его теории «секс-клубов» в целом в Помпеях, стр. 157–166, включая литературные свидетельства. Макгинн считает, что Дом Столетия вместе с Домом Веттиев предлагают лучшие примеры потенциальных секс-клубов. См. также Кларк, «Взгляд на занятия любовью» , с. 161 и далее.
- ^ Макгинн, Экономика проституции , с. 158–159. В некоторых домах были апартаменты, которые, возможно, служили настоящими борделями; однако они напоминали пристроенную лавку ( таберну ), которую можно было сдавать в аренду для бизнеса. У них не было доступа внутрь дома, и у них был только выход на улицу, чтобы впускать платящих клиентов без разбора.
- ^ Джон Поллини, «Кубок Уоррена: гомоэротическая любовь и симпозиальная риторика в серебре», Art Bulletin 81.1 (1999), стр. 39–40. Поллини описывает комнату как «частный бордель».
- ^ Найджел Спиви и Майкл Сквайр, Панорама классического мира (Темза и Гудзон, 2004), стр. 56; Уильям Э. Данстан, Древний Рим (Rowman & Littlefield, 2011), с. 262.
- ^ Кларк, Глядя на занятия любовью , с. 169.
- ^ Кристина Кондолеон, Домашнее и божественное: римские мозаики в доме Диониса (Cornell University Press, 1995), стр. 321.
- ^ Дэвид С. Риз, «Морские беспозвоночные, пресноводные раковины и наземные улитки: данные по образцам, мозаике, настенным росписям, скульптурам, ювелирным изделиям и римским авторам», в «Естественной истории Помпеи» , стр. 275, 281–282, 284, 290, 302, 305, 309, 310; Лилиан Бодсон и Дэвид Орр, «Земноводные и рептилии: свидетельства настенных росписей, мозаики, скульптуры, останков скелетов и древних авторов», в «Естественной истории Помпеи », стр. 330, 333, 338, 340, 342.
- ^ Пол Занкер, Помпеи: общественная и частная жизнь, перевод Деборы Лукас Шнайдер (Harvard University Press, 1998, первоначально опубликовано в 1995 году на немецком языке), стр. 189.
- ^ Вильгемина Ф. Яшемски, Фредерик Г. Мейер и Массимо Риккарди, «Растения: свидетельства настенных росписей, мозаики, скульптуры, остатков растений, граффити, надписей и древних авторов», в « Естественной истории Помпеи », стр. 91.
- ^ Занкер, Помпеи: общественная и частная жизнь , с. 189.
- ^ Занкер, Помпеи: общественная и частная жизнь , стр. 189–190.
- ^ Яшемски, Мейер и Риккарди, «Растения», в « Естественной истории Помпеи » , стр. 113.
- ^ Яшемски, Мейер и Риккарди, «Растения», в « Естественной истории Помпеи » , стр. 131.
- ↑ Яшемски, Мейер и Риккарди, «Растения», в « Естественной истории Помпеи » , стр. 172.
- ^ Лоуренс Ричардсон, Каталог известных художников-фигуристов древних Помпей, Геркуланума и Стабий (издательство Университета Джонса Хопкинса, 2000), стр. 149.
- ^ Ричардсон, Каталог известных художников-фигуристов, с. 104.
- ^ Джеймс Зетцель, «Платон с подушками: Цицерон об использовании греческой культуры», в книге «Миф, история и культура в республиканском Риме: исследования в честь Т.П. Уайзмана» (University of Exeter Press, 2003), стр. 118.
- ^ Лоуренс, Каталог известных художников-фигуристов , с. 168.
- ^ Вильгельмина Ф. Яшемски, «Недавно раскопанные сады и возделываемые земли вилл в Боскореале и Оплонтисе», в « Сады древнеримских вилл» (Думбартон-Оукс, 1987), стр. 33.
- ^ Эрнесто Де Каролис и Джованни Патричелли, Везувий, 79 г. н.э.: Разрушение Помпеи и Геркуланума (Getty Publications, 2003), стр. 42.
- ^ Аннамария Чиаралло, Сады Помпеи («L'Erma» Бретшнайдера, 2001), стр. 22.
- ^ Де Каролис и Патричелли, Везувий, 79 г. н.э., стр. 45.
- ^ Плутарх, Жизнь Красса 9.2, цитируется Дэвидом Сидером, Библиотека Виллы деи Папири в Гекулануме (Getty Publications, 2005), стр. 12. Вергилий также упоминает виноградные лозы на склонах Везувия в «Георгике» 2.221–224, цитируется Колином Уэллсом, «Римская империя» (Harvard University Press, 1984), с. 182.
- ^ Марциал 4.44.1–3: Вот зеленые луга, совсем как тени Весбия, / он прижал сюда влажные воды благородного озера: / Вакх любил эти холмы больше, чем холмы Нисы; Яшемский, «Недавно раскопанные сады», с. 33.
- ^ Де Каролис и Патричелли, Везувий, 79 г. н.э., стр. 43; Яшемский, «Недавно раскопанные сады», с. 33.
- ^ Первоначально известный как Мургентина; Алекс Баттерворт и Рэй Лоуренс , Помпеи: Живой город (St. Martin's Press, 2005), с. 242.
- ^ Пьер Грималь, Словарь классической мифологии (Блэквелл, 1996, первоначально опубликован в 1951 году на французском языке), стр. 74.
- ^ Колин Эмери и Брайан Карран, Затерянный мир Помпеи (Getty Publications, 2002), стр. 68.
- ^ Майкл Эллиот Рутенберг, Эдип Луция Аннея Сенеки (Болчази-Кардуччи, 1998), с. 28; Эрик Чапо, «Театральная постановка, ремесленная театральная сцена: мозаики Менандра в Митилини, их социальный контекст и их иконографическая традиция», в книге « От сцены к трибунам: театр и драматические представления после Александра Великого» (Presses universitaire du Miral, 1997). ), стр. 169, 178.
- ^ Линг, Римская живопись , с. 159.
- ^ CIL 4.5233; Джон Х. Старкс-младший, «Актрисы-пантомимы в латинских надписях», Новые направления в древней пантомиме (Oxford University Press, 2008), стр. 130–131.
- ^ Эту фразу читали по-разному; Actica может быть не именем собственным как таковым, а прилагательным названием труппы. Как женская форма слова histrio (первоначально актерского, но к этому времени пантомимы), histrionica представляет собой hapax legomenon ; Слейтер, «Актрисы пантомимы», с. 131.
- ^ Слейтер, «Актрисы пантомимы», с. 132.
- ^ Верити Платт, Лицом к богам: прозрение и репрезентация в греко-римском искусстве, литературе и религии (Cambridge University Press, 2011), с. 373.
- ^ Лоуренс, Каталог известных художников-фигуристов , с. 143.
- ^ Макгинн, Экономика проституции в римском мире , стр.112 и далее.
- ^ Кларк, Глядя на занятия любовью , с. 73. Более полное описание Кларка, с. 161 и далее.
- ^ Пол Г.П. Мейбум и Мигель Джон Верслуис, «Значение гномов в нилотских сценах», в книге « Нил в Тибр: Египет в римском мире». Материалы III-й Международной конференции по изучению Изиды, Лейден, 11–14 мая 2005 г. (Brill, 2007), с. 188.
40 ° 45'08 "N 14 ° 29'17" E / 40,7521 ° N 14,4880 ° E