Тирс
В Древней Греции тирс θ ( / ˈ θ ɜː r s ə s / ) или тирсос ( / ˈ ) , ɜːr s ɒ s / ; древнегреческий : θύρσος ) представлял собой жезл или посох из гигантского фенхеля ( Ferula communis покрытый лозами плюща и листья, иногда обвитые тениями и увенчанные сосновой шишкой , артишоком , фенхелем или пучком виноградных листьев и винограда или листьев плюща и ягод, носили во время эллинских праздников и религиозных церемоний. [ 1 ] [ 2 ] Тирс . обычно ассоциируется с фракийско - греческим языком [ 3 ] [ 4 ] бог Диониса , представляет собой символ процветания , плодородия и гедонизма . и, как и Дионис [ 5 ]
Религиозное и церемониальное использование
[ редактировать ]В греческой религии посох носили приверженцы Диониса . Еврипид писал, что мед капал из тирсов посохов , которые несли вакхические менады . [ 6 ] Тирс был священным инструментом религиозных ритуалов и праздников .
Легендарная история Вакха повествует о том, что он превратил тирси, которые носил он сам и его последователи, в опасное оружие, спрятав железное острие в верхушке листьев. [ 7 ] Поэтому его тирс называют «копьем, обвитым виноградными листьями». [ 8 ] Считалось, что его острие доводит до безумия. [ 9 ]
Символизм
[ редактировать ]Тирс , связанный с последователями Диониса ( сатирами , тиасами и менадами или вакханками), является символом процветания , плодородия , гедонизма и удовольствия/наслаждения в целом. [ 10 ] Тирс : бросали в вакхическом танце
Пенфей : тирс Могу ли я держать в правой руке?
- Или, таким образом, я больше похож на вакханалию?
Дионис : В правой руке и правой ногой подними его. [ 11 ]
Иногда тирс изображался вместе с винной чашей кантарос , еще одним символом Диониса, образуя сочетание мужчины и женщины. [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]В «Илиаде » Диомед , один из ведущих воинов ахейцев , упоминает тирс , разговаривая с Главком , одним из ликийских полководцев в троянской армии, о Ликурге , царе Скироса :
Это он / прогнал кормилиц, управлявших / разъяренным Вакхом, через землю Нисы, / и они бросили свои тирсы на землю, / а убийственный Ликург бил их своим бычьим стрекалом. [ 12 ]
Тирс греческой трагедии , явно приписывается Дионису и его последователям в « пьесе Еврипида Вакханки », описывающей деградацию Фив в оправдание запятнанного имени смертной матери Диониса. История рассказывает об убийстве молодого царя и приобщении всех фиванских женщин к культу Диониса, при этом тирс служит своего рода знаком для членов.
Поднять мой вакхический крик и всех откликнувшихся одеть/ В оленьи шкуры и дать им в руки мой тирс –/ Оружие, увенчанное побегами плюща... Еще Еврипид пишет: «В фенхлевых жезлах есть грубая дикость – Почитай его хорошо». [ 13 ]
Платон описывает гедонистический смысл тирса и , следовательно, Диониса в своем философском «Федоне» :
Я полагаю, что основатели мистерий имели реальный смысл и не были простыми пустяками, когда они давным-давно намекнули в образе, что тот, кто перейдет неосвященным и непосвященным в нижний мир, будет жить в трясине, но что тот, кто прибудет туда после посвящения и очищение будет обитать с богами. Ибо «много», как говорится в мистериях, «носителей тирса , но мало мистиков», то есть, как я понимаю, истинных философов. [ 14 ]
Во второй части Иоганна Вольфганга фон Гете Мефистофель «Фауста » пытается поймать Ламию , но обнаруживает, что она — иллюзия и вместо этого держит тирс . Пьеса содержит основные темы греха и гедонизма и устанавливает связь с Дионисом через тирс :
Ну, тогда высокого поймаю... А теперь тирс -шест выхватываю! Только сосновая шишка вместо головы. [ 15 ]
Роберт Браунинг мимоходом упоминает тирс в книге « Епископ заказывает гробницу в церкви Святого Пракседа» , поскольку умирающий епископ путает христианское благочестие с классической расточительностью. Овидий рассказывает о Вакхе, несущем тирс , и его последователях, делающих то же самое, в своей книге «Метаморфозы III», которая представляет собой пересказ «Вакханок».
Барельеф из бронзы, который ты мне обещал, / Те Паны и нимфы, о которых ты знаешь, и, быть может, / Какой-нибудь треножник , тирс , с вазой или что-то в этом роде. [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Менада, использующая свой тирсос , чтобы отогнать сатира, аттический краснофигурный киликс , ок. 480 г. до н.э.
-
Римский рельеф, изображающий менаду, держащую тирс , 120–140 гг. н.э. Музей Прадо , Мадрид .
-
Торжествующий Вакх , Джон Рейнхард Вегелин (1882)
-
Вакханка с тирсом : Злоба автора Вильям-Адольф Бугро (1899)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), ТИРС» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Ольшевский, Эдвард (2019). «Загадочный Тирс Диониса» . Труды Американского философского общества . 163 (2): 153–173. ISSN 2326-9243 . Загадочный Тирс Диониса
- ^ Фол, Александр ; Маразов, Иван (1977). Фракия и фракийцы . Нью-Йорк : Пресса Святого Мартина . п. 17–36. ISBN 978-0-304-29880-8 .
- ^ Фол, Александр ; Тачева, Маргарита ; Венедиков Иван ; Маразов, Иван (1998). Маразов, Иван (ред.). Древнее золото: Богатство фракийцев: Сокровища Республики Болгария . Нью-Йорк : Harry N. Abrams, Inc., с. 13–31. ISBN 978-1-882-50706-1 .
- ^ Моултон, Кэрролл (1998). Древняя Греция и Рим: Энциклопедия для студентов . Том. 2. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гейл. стр. 7–9. ISBN 9780684805030 .
- ^ Еврипид, Вакханки , 711.
- ^ Диодор iii. 64, iv. 4; Макробиус Сб. я. 19.
- ^ Овидий . Метр. III, 667
- ^ Хор. Карм . Нет. 19,8; Овидий. Любовь . III 1. 23, III. 15. 17, Сад. iv. 1. 43.; Бранк, Анал . iii. 201; Орф. Гимн . xlv. 5, 1. 8.
- ^ Иоаннис Какридис , греческая мифология, Афинское издательство, 1987 (на греческом языке)
- ^ Берчи
- ^ Гомер. «Илиада» . Архив интернет-классики . VI. 132–137 . Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ Еврипид (1972). «Вакханки» и другие пьесы . Перевод Веллакотта, Филиппа (Перед. Ред.). Хармондсворт, Англия: Penguin Books. п. 192. ИСБН 0-14-044044-5 . OCLC 618722 .
- ^ Платон. «Федон» . Архив интернет-классики . Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ Гете, Иоганн Вольфганг фон. Кулак . II стр. 7775–7777.
- ^ Браунинг, Роберт (2010). Роберт Браунинг: избранные стихи . Джон Вулфорд, Дэниел Карлин, Джозеф Фелан. Харлоу, Англия. стр. 56–58. ISBN 978-1-317-86491-2 . OCLC 869374843 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Ссылки
[ редактировать ]- Касадио, Джованни; Джонстон, Патрисия А., Мистические культы в Великой Греции , University of Texas Press, 2009 г.
- Фердинанд Жозеф М. де Ваэле, Волшебный посох или жезл в греко-итальянской древности , Друккерий Эразм,
- Атрибуция
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Тирс ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в