бухты
Ванная комната | |
Термальные ванны сектора Сосандра | |
Расположение | Баколи , Кампания , Италия |
---|---|
Область | Италия |
Координаты | 40 ° 49'00 "N 14 ° 04'11" E / 40,81667 ° N 14,06972 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Культуры | Роман |

Байе ( итальянский : Baia ; неаполитанский : Baia ) был древним римским расположенным на северо-западном берегу Неаполитанского залива , а сейчас в коммуне Баколи городом , . Это был модный курорт на протяжении веков в древности, особенно к концу Римской республики считали его превосходящим Капри , Помпеи и Геркуланум , которые строили здесь виллы с 100 г. до н.э. , когда богатые римляне [1] Древние авторы свидетельствуют, что многие императоры строили в Байе почти конкурируя со своими предшественниками. [2] и они и их дворы часто останавливались там. Он был известен своими гедонистическими предложениями и сопутствующими слухами о коррупции и скандалах.
Позже нижняя часть города оказалась затоплена морем из-за местной вулканической и брадисейсмической активности, которая подняла или опустила землю. Недавняя подводная археология выявила множество прекрасных зданий, которые сейчас охраняются в затопленном археологическом парке. [3]
Многие впечатляющие здания верхнего города можно увидеть в Археологическом парке Терме-ди-Байя .
Виды и архитектура Бая были настолько запоминающимися, что послужили вдохновением для изображения сцен на древних стеклянных флягах, изготовленных для посетителей (вероятно, в Путеолах в конце 3-го - начале 4-го века нашей эры), многие из которых были найдены разбросанными по всей империи, и сегодня хранится во многих музеях [4] особенно в Популонии , [5] Эмпуриес и Варшава. В частности, тот, что находится в Варшаве, кажется, дает полную картину того, что постепенно проясняется сегодня в результате исследований затопленной археологической зоны. [6]
Имя
[ редактировать ]Говорят, что Байи были названы в честь Бая ( греч . Βαῖος , Baîos ), рулевого корабля Одиссея из Гомера » «Одиссеи , который предположительно был похоронен неподалеку. [7] Соседний « Баянский залив » ( лат . Sinus Baianus ) был назван в честь города. Сейчас он образует западную часть залива Поццуоли . [7]
Поселение также упоминалось в 178 г. до н.э. под названием Aquae Cumanae (« Кумейские воды»). [8]
История
[ редактировать ]


Байи были построены на Кумском полуострове на Флегрейских полях , активной вулканической зоне, на склоне спускающегося к берегу древнего кратера. Возможно, первоначально он был построен как порт для Кум , Портус Байанус. Он также извлек выгоду из термальных источников для купальных заведений.
Около 80 г. до н. э. он стал модным курортом римской аристократии. Марий , Лукулл и Помпей часто посещали его. [9] У Юлия Цезаря там была вилла большая часть города стала императора собственностью , и при Августе . [ нужна ссылка ]
С 36 г. до н. э. Байи включали Порт Юлий , базу западного флота римского флота до того, как она была заброшена из-за заиления озера Лукрин (от которого короткий канал вел к озеру Авернус ) для двух гаваней на мысе Мизено 4. миль (6,4 км) на юг. [10]
эпоху был известен гедонистическим образом жизни своих жителей и гостей Байе уже в республиканскую . В 56 г. до н. э. выдающаяся светская львица Клодия была осуждена защитой на суде над Марком Целием Руфом , а также была блудницей в Риме и на «людном курорте Байи», предаваясь пляжным вечеринкам и длительным выпивкам. Элегия написанная Секста Проперция, в эпоху Августа, описывает его как «логово распущенности и порока». В I веке «Байи и порок» составили одно из моральных посланий, написанных Сенекой Младшим ; он описал его как «вихрь роскоши» и «гавань порока», куда девушки ходили играть в девочек, старые женщины в девочек, а некоторые мужчины в девочек, согласно шутке первого века до нашей эры. [ нужна ссылка ]
Нерон построил примечательную виллу в середине I века, а Адриан умер на своей вилле в 138 году нашей эры. [11] Это было также излюбленное место императора Септимия Севера . [9] Курорты иногда извлекали выгоду из своих имперских ассоциаций: Светоний упоминает в своей истории , что плащ, брошь и золотая булла, подаренные юному Тиберию дочерью Помпея Помпеей Великой, все еще выставлялись на обозрение около 120 года нашей эры.
По словам Светония , в 39 году нашей эры Байи были местом проведения трюка эксцентричного императора Калигулы , призванного ответить на предсказание астролога Трасилла о том, что у него «не больше шансов стать императором, чем переехать на лошади через залив Байи». Калигула приказал 3 мили длиной понтонный мост построить из застрявших в этом районе кораблей, скрепленных вместе и утяжеленных песком, и протянуть его от Бая до соседнего порта Путеолы . Одетый в золотой плащ, он затем пересек его на коне. [12] » Кассия Диона также В «Римской истории упоминается это событие, в котором подробно описано, что император приказал через определенные промежутки времени вдоль моста возвести места для отдыха и комнаты для ночлега с питьевой водой. [13] Даже в 18 веке разбросанные фрагменты все еще показывали туристам как «Мост Калигулы». [14] Маллох утверждал, что рассказ Светония, вероятно, был окрашен его предвзятостью против Калигулы; вместо этого он утверждает, что «переход моста через Неаполитанский залив был превосходным и безопасным средством, с помощью которого можно было заложить фундамент военной славы [Калигулы] ». [15]
Он так и не получил муниципального статуса , поскольку находился под управлением близлежащих Кумэ . [9]
В конце IV века баснословно богатый консул Симмах , владевший несколькими виллами в Неаполитанском заливе, [16] в том числе преторий Баколи в Байях, писал о спокойствии, обеспечиваемом его виллой в Баули (вероятно, ) . [17]
В начале VI века король остраготов Аталарих восхищался красотой этой местности, ее заливом, качеством устриц и ваннами с природными водами, обладающими восстанавливающими здоровье свойствами. [18]
Опускание земли вблизи побережья ниже уровня моря из-за брадисейсмы , по-видимому, произошло в два этапа: между третьим и пятым веками, еще в позднюю имперскую эпоху, за которым последовало более существенное погружение столетие спустя. К 8 веку нижняя часть Байй была в значительной степени затоплена морем. [19]
Байи были разграблены во время вторжений варваров. [9] и снова мусульманскими налетчиками в 8 веке. К 1500 году он опустел из-за рецидивирующей малярии . [ нужна ссылка ] но Педро де Толедо построил замок Кастелло ди Бая в 16 веке. [9]
Озеро Байанус
[ редактировать ]Залив Байя представляет собой остатки древнего кратера, частично затопленного и захваченного морем. В римские времена это была целая прибрежная лагуна Байанское озеро, а римские постройки располагались на песчаном пространстве между морем и восточным берегом Байанского озера, ныне затопленном, и занимали внутренний склон кратера.
Канал между лагуной и морем образован путем разрезания разделявшего их песчаного перешейка, имеет ширину 32 м и ограничен двумя пирсами длиной около 230 м и шириной 9 м. Опоры были сделаны из бетона с уложенной слоями туфовой крошкой.Бетонный конгломерат был брошен в деревянные кессоны (арки), о чем свидетельствует наличие характерных ям от строительных свай. В некоторых случаях стойки и обшивка опалубки прекрасно сохранились. Северный пирс сохранился частично, его длина составляет 63 м, начиная с востока.
Археология
[ редактировать ]
Статуя « Афродиты Байской », вариант Венеры Медичи , предположительно была раскопана где-то до 1803 года, когда английский антиквар Томас Хоуп начал выставлять ее в своей галерее на Дюшес-стрит в Лондоне. [20]
Важные археологические находки интенсивно раскапывались с 1941 года, обнаруживая слои зданий, вилл и термальных комплексов, принадлежащих к периодам от поздней республиканской эпохи, от эпохи Августа, Адриана до поздней Империи.
Тайник с гипсовыми слепками эллинистических скульптур был обнаружен в подвале терм Сосандра в Байях; сейчас они выставлены в городском археологическом музее. [21] Коллекция включает в себя части нескольких известных скульптур, в том числе афинских « Гармодия и Аристогитона» и Афины Веллетри . Это предполагает, что в этом районе находилась мастерская, массово производившая мраморные или бронзовые копии произведений греческого искусства для итальянского рынка. [22]
затонувшие останки древней римской виллы, включая мраморный плиточный пол, многочисленные мраморные колонны и богато украшенную мозаику. В апреле 2023 года подводные археологи из археологического парка Кампи Флегрей обнаружили [23] [24] Мозаика включала в себя перекрещивающиеся косы и шестиугольники с вогнутыми сторонами.
Памятники
[ редактировать ]
таких как великий так называемый Храм Меркурия Дианы , Храм Венеры и Храм Среди наиболее значительных и замечательных руин — несколько куполообразных банных зданий , . Традиционно они приписывались некоторым из наиболее известных жителей вилл города, хотя это были не храмы, а части термальных ванн. [9]
Общественные и частные бани Байи были наполнены теплой минеральной водой, подаваемой в их бассейны из подземных горячих источников , как и многие из них до сих пор. Римские инженеры также смогли построить сложную систему камер, которые направляли подземное тепло в помещения, выполнявшие роль саун . Помимо рекреационной функции, ванны использовались в римской медицине для лечения различных заболеваний, и врачи посещали своих пациентов у источников. [25]
«Храм Дианы»
[ редактировать ]Этот колоссальный стрельчатый купол, сегодня наполовину обрушившийся, первоначально собирал пары, исходящие из-под земли, и использовался для термальных ванн. Его украсили мраморные фризы, изображающие сцены охоты. [26] В нем можно узнать здание, воздвигнутое Александром Севером (годы правления 222–235) в честь его матери Юлии Мамеи , и, возможно, это династическая героиня .
В 1677 году Корнелис де Брейн храм посетил и написал:
«Затем мы приходим к храму Дианы, который полностью разрушен, если не считать полукруглого сооружения наверху, которое все еще существует. Напротив также находится часть храма Аполлона, рядом с которым можно увидеть палату о нимфах , которые наслаждаются разными зрелищами. Наверху я увидел множество фигур и барельефов , очень странных и красивых, так как вход еще довольно хорошо сохранился. [27] "
«Храм Меркурия»
[ редактировать ]Так называемый «Храм Меркурия». [28] содержит большой купол диаметром 21,5 м (71 фут) , самый большой в мире до строительства Римского в 128 году нашей Пантеона эры. [29] [30] В куполе есть центральное отверстие или окулус , четыре квадратных световых люка . [31] был построен из больших блоков туфа и является старейшим из сохранившихся куполов из бетона . [32] Построенный в I веке до нашей эры во времена поздней Римской республики , он использовался для ограждения фригидария или холодного бассейна общественных бань . [33] Судя по описаниям восемнадцатого века, в нем было шесть ниш, четыре из которых были полукруглыми.
«Храм Венеры»
[ редактировать ]Это куполообразное здание было самым важным помещением огромного банного комплекса, который вместе с другими постройками на дальней стороне прибрежной дороги занимал бы большую часть города. [34] Он был богато украшен и, скорее всего, был построен по заказу Адриана, о чем свидетельствуют редкие архитектурные особенности, которые он разделял с другими памятниками Адриана, особенно с его виллой в Тиволи. [35] Снаружи он был восьмиугольным с восемью большими арочными окнами и круглым внутри (диаметром 26 м) с балконом внутри с видом на бассейн. Его название происходит от статуи богини, которая, как говорят, была найдена там, что привело к ошибочной идентификации. [36]
Д'Осса отметил в 1942 г. [37] что купол имел форму зонтика, на самом деле это был еще более сложный вариант, состоящий из шестнадцати сегментов, попеременно сферических и велоидных. До Адриана не было ни таких куполов, ни чего-либо, отдаленно напоминающего их. Действительно, купола с таким же дизайном, как это здание, можно найти на вилле Адриана в Тиволи, например, в вестибюле Пьяцца д'Оро (Золотая площадь) и в так называемом Серапеуме . Такое же сочетание светлого туфа и везувианской пемзы встречается в Пантеоне в Риме , перестроенном по велению Адриана.
Барабан, поддерживающий купол, был покрыт лепниной, имитирующей полосы мраморных тесаных блоков с стыками, заполненными синей стеклянной пастой, так что верхний восьмиугольник барабана снаружи должен был казаться составленным из параллелограммов блестящего белого мрамора, разделенных блестящими лентами. синего цвета. [38]
По периметру располагалась пристройка переднего двора с исключительным архитектурным новаторством, с планом земли из 9 равных кругов внутри ограничивающего квадрата со сторонами 15 м и тремя круглыми комнатами. План помещения был объединен с другой геометрической композицией в верхней части этой камеры, которая состояла из 8 кругов, расположенных вокруг большого круга, увенчанного изящным куполом в форме зонтика. Он состоял только из изогнутых поверхностей, всего около двадцати. Отличительный план этой пристройки напоминает элементы павильона «Золотой площади» виллы Адриана. [39]
Мозаика внутри купола доходила до подоконников, а мрамор покрывал бассейн и нижние поверхности стены.
Деревня Прогулки
[ редактировать ]
С видом на море находится «Вилла Амбулацио» с серией из шести террас, соединенных друг с другом комплексом лестниц, последняя из которых ведет в «сектор Меркурия». Он назван в честь «ambulatio», длинного коридора с двумя продольными нефами на второй террасе, предназначенного для крытой прогулки с большими проемами и великолепной панорамой залива внизу. следы драгоценной лепнины На кирпичной конструкции центральных столбов можно увидеть .
На верхней террасе располагались жилые помещения, когда-то богато украшенные несколькими комнатами, предназначенными для отдыха. Третья терраса теперь превращена в обсаженный деревьями сад. Четвертая терраса предназначалась для служебных помещений. На пятой террасе находится несколько комнат, вероятно, использовавшихся как места для проживания и отдыха, с выходом на море и на последнюю террасу ниже, которая когда-то была занята садом, как и сегодня, возможно, окруженным колоннадой.
Сектор Сосандра
[ редактировать ]
Ограниченный двумя параллельными лестницами сектор или «Храм Сосандра» по названию статуи, найденной в 1953 году и ныне находящейся в Национальном музее Неаполя.
Сложность этого сектора на четырех террасах, включая спа, виллу и госпиталию (разновидность отеля для посетителей близлежащего курорта), узнаваема как эбетерион, построенный Нероном, по словам Дио Кассия , для отдыха и развлечений моряков. близлежащего флота Мизенума .
На самой высокой террасе расположены служебные помещения и небольшой бальнеум с богатым лепным декором на потолке. На следующем уровне находится большая терраса, с трех сторон окаймленная портиком. В саду есть четыре параллельные стены, которые, возможно, ограничивали три триклиния под открытым небом. Над перистилем находится несколько жилых комнат, когда-то богато отделанных, в частности оригинальные драгоценные мозаичные полы, представляющие собой театральные маски в геометрических рамах. Ниже этого уровня находится полукруглое здание, увенчанное пятью сводчатыми помещениями, когда-то скрытыми фасадом, украшенным нишами и колоннами, что в целом составляет впечатляющую композицию. На оси комплекса находится комната, возможно, использовавшаяся как нимфеум, из которой текла вода, питавшая существующий большой внешний круглый резервуар. В перистиле нижней террасы расположены картины двух последовательных периодов: с египетским привкусом (персонажи и символы культа Исиды) середины I в. н. э.; они в основном покрыты картинами II века, на которых изображены мужские и женские фигуры в архитектурных схемах.
Подводный археологический парк
[ редактировать ]
В заливе, полностью погруженном в воду, находятся остатки торговых портов Байи (Lacus Baianus) и Портуса Юлия. [40] Дальше на запад находился порт мыса Мизенум, база римского имперского флота. Мозаики, следы фресок, скульптуры, схемы дорог и колонн также хорошо сохранились на глубине около 5 м ниже уровня моря. [41]
Охраняемые территории были созданы в 2002 году как уникальный пример археологической и природной защиты подводного мира в Средиземноморье.
Триклиний-нимфей Клавдия.
[ редактировать ]

В 1969 году на морском дне перед Пунта Эпитафио на глубине около 7 м была обнаружена замечательная и высококачественная мраморная скульптурная группа. [42] Позднее были проведены систематические раскопки, в ходе которых была обнаружена большая прямоугольная комната размером примерно 18 х 10 м с полукруглой апсидой на одном конце, полностью покрытая мрамором и с большим бассейном в центре. Этот триклиний - нимфей (банкетный зал) идентифицируется как комната виллы Клавдия , комплекса, состоящего из террас от вершины мыса, уходящего в море примерно на 400 м от берега. [43] Помещение похоже на триклиний-нимфей на Тиберия вилле в Сперлонге, предназначенное для роскошных обедов, с аналогичным убранством и статуями из одиссейского цикла.
В каждой из боковых стен было четыре ниши со статуями, а по периметру помещения проходил водный канал. Мраморная кровать в форме подковы в конце бассейна представляет собой стибадиум , праздничный обеденный диван, подобный тому, который Плиний описал для своей виллы; [44] он был помещен между водным каналом, проходящим вокруг стен, и большим центральным бассейном. Вода хлестала из некоторых статуй, расположенных в нишах на длинных сторонах триклиния, и из статуи Байоса (рулевого Улисса) в апсиде посредством небольших свинцовых трубок, вставленных в мрамор.
Декорация была направлена на воссоздание атмосферы морской пещеры за счет грубых природных скал, покрывавших апсиду, боковые ниши и входную арку, а также воды, протекавшей в боковом канале и в центральном бассейне. В нем воспроизведен эпизод из «Одиссеи» , в котором Улисс, узник вместе со своими товарищами в пещере Полифема , пытается напоить Циклопа , а затем ослепляет его. Основная скульптурная группа располагалась в апсиде, доминировавшей над залом, в котором сохранилась фигура Улисса, подносящего Полифему чашу вина, и одного из его товарищей, несущего шкуру. Циклопы, вероятно, занимали центральное положение.
Из восьми статуй в боковых нишах четыре находились в отличной сохранности: две соответствуют предполагаемому использованию помещения в качестве банкетного зала и представляют собой фигуры юного Диониса с явной отсылкой к группе Одиссея в апсида. Из двух других первая изображает мать Клавдия, Антонию Младшую , в образе Августы в образе Венеры-Родительницы , с диадемой на голове и крылатым ребенком на руках, возможно, погребальным Эротом; другая — девушка с тонкими чертами лица, с прической, напоминающей юношеские портреты Нерона, голова тоже украшена драгоценными камнями. Возможно, она одна из дочерей Клавдия, умершая в младенчестве.
В начале IV века дворец из-за брадисейсма начал затоплять морем, и большая часть настенных украшений, а также свинцовые трубы были удалены. [45]
Скульптуры были перенесены в Археологический музей Кампи Флегрей в замке Байя, а копии были помещены в исходное положение в затопленное место.В музее представлена реалистичная реконструкция нимфея. [46]
Вилла Пизони
[ редактировать ]К юго-востоку от Пунта Эпитафио находятся внушительные руины виллы Пизони конца I века до нашей эры, которая первоначально принадлежала могущественной семье Кальпурния, из которой происходили Кальпурния (жена Цезаря) , сенаторы, проконсулы, консулы и папы. Он принадлежал Луцию Кальпурнию Пизону, о чем свидетельствуют штампы на свинцовых трубах. Вилла в конечном итоге перешла к его внуку Гаю Пизону , лидеру неудавшегося антинеронианского заговора 65 года нашей эры. По мнению Тацита , заговор предусматривал устранение императора на этой самой вилле, которую часто посещал Нерон. [47] Однако заговор был сорван, Гаю пришлось покончить жизнь самоубийством, а вилла была конфискована и стала императорской собственностью.
В первом ядре виллы на древнем мысе перед Пунта Эпитаффио были приняты исключительные архитектурные решения с впечатляющей модификацией первоначального ландшафта с использованием искусственных пирсов и набережных, построенных прямо в море, с использованием удивительных преимуществ пуццоланы , вулканического пепла Кампания на фоне пил и бетонных построек, находящихся под водой или частично под водой.
Адриан приказал снести виллу с землей и перестроить ее в еще более грандиозном виде, экспериментируя с новыми композиционными решениями. Дизайн двух апсидальных коридоров вдоль двора является одним из первых значительных свидетельств нового жанра архитектуры, который по своим сценографическим результатам предвосхитил барокко. Вилла имеет архитектурное сходство с виллой Адриана в Тиволи. Фасад, обращенный к Пунта Эпитаффио, напоминал очень богатые фасады современных театральных зданий. [48]
Он был построен вокруг большого перистильного дворового сада ( виридария ) размером 95 х 65 м, весь жилой комплекс занимал площадь 120 х 160 м. Эффектный северный фасад, вероятно, выходил на парк, отделявший виллу от дворца Клавдия и двух термальных ванн, а также на обширный морской район с пирсами, доками, прудами с рыбой и приятными жилыми павильонами. [49]
Особый интерес представляет обширный западный бассейн (80 х 110 м), используемый в качестве пристани для больших лодок и защищенный с юга от ветров Сирокко серией двухрядных пил .
Villa a Protiro
[ редактировать ]Вилла находилась рядом с входным каналом к озеру Байанус и простиралась примерно на 120 м вдоль улицы, окруженной рядом магазинов. [50] Он состоит из двух основных частей: термальных ванн и жилой части с садом, разделенной прямоугольным бассейном, связанным с морем и украшенным статуями, одна из которых ( типа Афродиты Садовой ) была недавно восстановлена.
Название происходит от входа или вестибюля в протируме , пространства между внутренними фасадами виллы, ведущего в атриум , и на улицу. В данном случае он имел две лепные колонны, которые окаймляли две короткие перегородки, построенные по бокам порога с дверными проемами в помещения остиария (домика привратника).
Вилла имеет большое разнообразие архитектурных типов и особенно примечательна разнообразием мраморных полов и настенных покрытий в большинстве комнат. [51] Стены атриума были отделаны мрамором. К югу от атриума открывается обширный апсидальный зал (ширина апсиды сзади 10,4 м), вероятно, пристройка к первому зданию и похожий на поздние императорские залы богатого дома Остии Антика , которые также имеют богатое покрытие большие мраморные плиты. Стены соседних комнат были отделаны мрамором, а полы во многих из них были мозаичными.
Другие сайты
[ редактировать ]Вода в Байе поступала из ответвления акведука Аква Августа , поперечное сечение которого можно увидеть неподалеку. [52]
Культурные изображения
[ редактировать ]- Сенека Младший , римский философ-стоик, упоминает этот город в одном из своих «Epistulae Morales ad Lucilium» .
- Джованни Джовиано Понтано (ум. 1503) написал свои «Две книги шестнадцатеричных слогов» об удовольствиях Байи.
- Затерянные чудеса Байи были общей чертой романтической поэзии . Он появляется в «Оде к маю» Джона Китса и в третьей строфе » Шелли « Оды западному ветру . Исчезнувшие колонны затопленного морем древнего города — центральная мысль Константина Батюшкова 1819 года «Ты пробуждаешься, о Байя, от гроба...» (Ты пробуждаешься , о Байя, из гробницы... ). одно из его последних и лучших стихотворений». [53]
- «Княжеский» морской курорт империи появляется в романе Дж. Мида Фолкнера 1895 года «Потерянный Страдивари» и в романе Анатоля Франса 1902 года «Прокуратор Иудеи» ( Le Procurateur de Judée ). В современной художественной литературе это место действия « » Кэролайн Лоуренс Сирен Суррентума ; Джона Мэддокса Робертса «Под тенью Везувия» ; Стивена Сэйлора 1992 года «Оружие Немезиды» , действие которого происходит во время восстания Спартака ; и Маргариты Юрсенар » «Мемуары Адриана .
- В серии учебников по латыни Ecce Romani Байи - это место, где находится летняя вилла персонажа Гая Корнелия Кальвуса.
- Байе была показана в PBS шоу «Тайны мертвых» в эпизоде «Затонувший город Нерона» в марте 2017 года. [54]
- Байе была показана в на канале Channel 4 программе Rome's Sunken Secrets , которая вышла в эфир в Великобритании 16 апреля 2017 года.
- Забытый туннельный комплекс Байи занимает видное место в британском сериале под названием «Запретная история» , в котором ведущий посещает предполагаемый грот Кумской Сивиллы .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Страбон Географика 5.4.7
- ^ Иосиф Флавий: Иудейские древности XVIII 7, 2
- ^ Археологический парк: Затопленный археологический парк Байя https://www.parcosommersobaia.beniculturali.it/en/introduction
- ^ Художник К.С. «РИМСКИЕ ФЛЯГИ СО СЦЕНАМИ БАЙ И ПУТЕОЛИЙ». Журнал исследований стекла 17 (1975): 54–67. http://www.jstor.org/stable/24188060 .
- ^ Бутылка Популония https://www.cmog.org/artwork/populonia-bottle
- ^ SEOscrow «Топография Путеол и Бай на восьми стеклянных колбах» Путеоли, 1979, стр. 77-140.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б ЭБ (1911) .
- ^ ЭБО (2007) .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж ЭБ (1878) .
- ^ МИНИЕРО, Паола. Затопленный парк Байя: от места археологических раскопок к морской охраняемой территории В: Передача памяти Средиземноморья: Материалы Международной конференции в Пизе, организованной регионом Тоскана [онлайн]. Неаполь: Публикации Центра Жана Берара, 2007 г. < http://books.openedition.org/pcjb/4015 >. ISBN 9782918887904 , дои : 10.4000/books.pcjb.4015
- ^ История Августа, гл. 25
- ^ Светоний , «Гай Цезарь Калигула» , «Двенадцать Цезарей».
- ^ Кассий Дион , «Книга LIX» , Римская история.
- ^ Холланд, Элизабет, Илчестер, Лорд (ред.), Журнал , с. 23
- ^ Маллох, Саймон СП (2001), «Мост Гая в Байях и Александр-Имитация», The Classical Quarterly , vol. 51, № 1, стр. 206–217.
- ^ Послания Симмаха 6.9, 1.3.3-5, 2.26.1
- ^ Послания Симмаха 1.1.1, 1.1.2, 8.23.3
- ^ Кассиодор, Эпистулы 9.6.
- ^ Эдуардо Сконьямильо, Исследование затопленного залива: reteissa.it
- ^ Уэйвелл и др. (1986) , с. 41 и рис. 11.
- ^ «Тело древних сосудов» , CVA Online
- ^ «B216» , Архив Бизли.
- ^ «Мозаика обнаружена в руинах затопленного римского города» . HeritageDaily — Новости археологии . 10 апреля 2023 г. Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ «Подводное исследование выявило новые открытия в затонувшем городе Байя» . HeritageDaily — Новости археологии . 9 апреля 2023 г. Проверено 11 апреля 2023 г.
- ^ Йегул (1996) .
- ^ Милето С. (1998) Флегрейские поля, Рим, Ньютон и Комптон, стр. 39, 40, 42, 43, ISBN 88-8183-026-4 .
- ^ Де Брейн, Корнелис (1698). «3-я глава; Путешествие из Рима в Неаполь [...]». Путешествие Корнелиса де Брюина по самым знаменитым местам Малой Азии [...] . Амстердам. Архивировано из оригинала 3 июня 2022 года . Проверено 31 июля 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Термоминеральный комплекс в Байях и Де Бальнейс Путеоланис» , Доступ к моей библиотеке
- ^ Марк и др. (1986) , с. 24.
- ^ «Древние бани Байи» , Тур по Италии , заархивировано из оригинала 5 сентября 2019 года , получено 28 января 2008 года.
- ^ Леманн, Карл (1945). «Купол Неба». В Кляйнбауэре, В. Эжен (ред.). Современные перспективы в истории западного искусства: антология сочинений двадцатого века о изобразительном искусстве (перепечатки средневековой академии для преподавания) . Том. 25. Торонто, Канада: University of Toronto Press (опубликовано в 1989 г.). п. 249. ИСБН 978-0-8020-6708-1 .
- ^ Ланкастер, Линн К. (2005). Строительство с бетонными сводами в императорском Риме: инновации в контексте (иллюстрированное издание). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН 978-0-521-84202-0 .
- ^ « Байи, историческое место, Италия ». Британская энциклопедия . По состоянию на 6 июня 2021 г.
- ↑ Джи ди Фрайя, Адриано а Байя, Сибилла Кумана, 11 июля, стр. 83–120.
- ^ Джейкобсон, Дэвид М. «Адрианская архитектура и геометрия». Американский журнал археологии 90, вып. 1 (1986): 69–85. https://doi.org/10.2307/505986 .
- ^ Маццелла С. (1591) Место и древность города Поццуоло
- ^ Г. ДЕ АНЖЕЛИС д'ОССАТ. «ХРАМ ВЕНЕРЫ В БАЙЕ. Отрывок из буллы Музея Римской Империи, XIII (1942 г.)
- ^ Ф. Ракоб, Золотой пляж блаженной Венеры. Untersuchungen am Venustempel в Байях, в RM 68, 1961, стр. 114.
- ^ Дэвид Джейкобсон, Приложение к «Храму Венеры» в Байях: упражнение в римском геометрическом планировании, 1999, Журнал римской археологии 12, 57-71
- ^ Затопленный парк Бая https://www.parcosommersobaia.beniculturali.it/en/introduction
- ^ Сконьямиглио, Э. Обновления топографии затопленной Байи. Подводная археология. Исследования, исследования и документы II, 2-е изд.; Государственный институт печати: Рим, Италия, 1997 г.; стр. 35–46.
- ^ Токко Скиарелли, Дж. Байя. Затопленный императорский нимфей Пунта-Эпитафио; Banca Sannitica: Беневенто, Италия, 1983 г.
- ^ Джанфротта, Пенсильвания, 1983. Археологические исследования и раскопки. Залив. Затопленный императорский нимфей Пунта Эпитафио, Неаполь, Изд. Banca Sannitica, стр. 25-39.
- ^ Послания Плиния 5, 6, 36.
- ^ Бернар А., Цви Ф., Джанфротта П.А., 1983. Байя: затопленная императорская нимфея Пунта Эпитафио, Неаполь.
- ^ ПОСЕЩЕНИЕ ЗАМКА БАЯ https://www.campiflegreionline.it/Visita_Castello_di_Baia.html
- ^ Анналы Тацита 15.52
- ^ Вилла деи Пизони и Вилла а Протиро https://www.ulixes.it/italiano/i_pg01.html?https://www.ulixes.it/italiano/i_pg02bfr16_b.html
- ^ Барбара Давидде Петриаджи и др., Реконструкция затопленной виллы Маритима: случай виллы деи Пизони в Байях, Heritage 2020, 3, 1199–1209; doi:10.3390/heritage3040066 www.mdpi.com/journal/heritage
- ^ B Давидде Петриаджи и др., Цифровая реконструкция затонувшей «Виллы con ingresso a protiro» на подводном археологическом объекте Байи, IOP Conf. 2018 г. Сер.: Матер. наук. англ. 364 012013
- ^ Мауро Ф. Ла Русса и др., Вклад наук о Земле в сохранение подводных археологических каменных материалов: аналитический подход, Международный журнал науки о консервации, август 2015 г. 6 (3): 335-348
- ^ «Римские акведуки: Акведук Аква Августа/Серино (Италия)» . www.romanaqueducts.info . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ Альтшуллер (1992) , с. 127.
- ^ «Затонувший город Нерона | Полный эпизод | Тайны мертвых | PBS» . Тайны мертвых . 30 марта 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бэйнс, Т.С., изд. (1878), Британская энциклопедия , том. 3 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, с. 240 ,
- Чисхолм, Хью , изд. (1911), , Британская энциклопедия , том. 3 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, стр. 3. 214
- «Бэйс» , Британская онлайн-энциклопедия , 2007 .
- Альтшуллер, Марк (1992), «Переход к современности: сентиментализм и преромантизм, 1790–1820», в книге Мозер, Чарльз (редактор), Кембриджская история русской литературы, ред. ред. , Издательство Кембриджского университета, ISBN 0521425670
- Марк, Р.; Хатчинсон, П. (март 1986 г.), «О структуре римского пантеона», Art Bulletin , vol. 68 .
- Уэйвелл, Джеффри Б.; Лаев, Рауль (1986), Скульптуры «Рычаг и надежда: древние скульптуры в художественной галерее леди Левер», «Порт-Санлайт», и каталог древних скульптур, ранее находившихся в коллекции «Надежда», Лондон и Дипден .
- Йегюль, Фикрет К. (1996), «Термоминеральный комплекс в Байях и Де Бальнейс Путеоланис», The Art Bulletin , vol. 78, № 1, стр. 137–161.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Байей (Баколи), на Викискладе?